Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RESEARCH ACTIVITY / COGNITIVE ACTIVITY / INDEPENDENT WORK / TEACHER EDUCATION / MATHEMATICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинцова Любовь Алексеевна, Бронникова Лариса Михайловна

С опорой на нормативно-правовое обеспечение и современную психолого-педагогическую литературу в настоящей статье обоснована актуальность проблемы выявления приемов и способов организации самостоятельной работы студентов по формированию познавательной деятельности, ориентированной на овладение исследовательскими умениями. Уделено внимание определению роли самостоятельной работы обучающихся в процессе реализации гармоничного сочетания формирования учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности будущего учителя. В статье обоснованы принципы и формы организации самостоятельной работы как средства формирования и развития исследовательски-ориентированной познавательной деятельности, выделены виды соответствующих самостоятельных работ. Авторами предложены критерии сформированности исследовательски-ориентированной познавательной деятельности будущего учителя в процессе организации и осуществления самостоятельной работы. Ключевые слова: исследовательская деятельность, познавательная деятельность, самостоятельная работа, педагогическое образование, математическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одинцова Любовь Алексеевна, Бронникова Лариса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH-ORIENTED COGNITIVE ACTIVITIES OF PEDAGOGICFL UNIVERSITY IVUS STUDENTS IN THE PROCESS OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK ON MATHEMATICS

Based on regulatory support and modern psychological and pedagogical literature, this article substantiates the relevance of the problem of identifying techniques and methods for organizing students' independent work on the formation of cognitive activity focused on mastering research skills. Attention is paid to determining the role of students' independent work in the process of implementing a harmonious combination of the formation of educational, cognitive and educational research activities of a future teacher. The article substantiates the principles and forms of organization of independent work as a means of formation and development of research-oriented cognitive activity, identifies the types of relevant independent work. The authors proposed criteria for the formation of a research-oriented cognitive activity of a future teacher in the process of organizing and conducting independent work.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ»

УДК 378.147.88

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

Одинцова Любовь Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор, e-mail: lubo. odintsova@yandex. ru Бронникова Лариса Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: bronnikova_laris@mail. ru ФГБОУВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, Российская Федерация

Odintsova Lyubov, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor

Bronnikova Larisa, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia

I —1

С опорой на нормативно-правовое обеспечение и современную пснхолого-педагоги-ческую литературу в настоящей статье обоснована актуальность проблемы выявления приемов и способов организации самостоятельной работы студентов по формированию познавательной деятельности, ориентированной на овладение исследовательскими умениями. Уделено внимание определению роли самостоятельной работы обучающихся в процессе реализации гармоничного сочетания формирования учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности будущего учителя. В статье обоснованы принципы и формы организации самостоятельной работы как средства формирования и развития исследовательски-ориентированной познавательной деятельности, выделены виды соответствующих самостоятельных работ. Авторами предложены критерии сформированности исследовательски-ориентированной познавательной деятельности будущего учителя в процессе организации и осуществления самостоятельной работы.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, познавательная деятельность, самостоятельная работа, педагогическое образование, математическое образование.

I.......\

Постановка проблемы. Интенсивное внедрение в педагогических вузах федеральных образовательных стандартов нового поколения [4; 5], ориентированных на соответствие международным нормам высшего образования, повлекло резкое увеличение трудоемкости самостоятельной работы студентов над усвоением

образовательных программ. С опорой на анализ профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) [11], Концепции развития математического образования в Российской Федерации [8] делаем заключение о высоких требовани-

&

Didactics of mathematics: Problems and Investigations. - Issue # 50. - 2019.

Odintsovа L., Bronnikova L.

ях, предъявляемых государством и обществом к подготовке специалистов в области математического образования. Для овладения профессиональной деятель ностью им потребуется усвоить осознанно и глубоко математические знания и овладеть математической деятельностью, без чего они не смогут организовать деятельность школьников над изучением математики. С другой стороны, анализ результатов ЕГЭ по математике [3] свидетельствует, что определенная часть выпускников средней общеобразовательной школы недостаточно глубоко усваивает математические знания и способы деятельности. Поступив в вуз с невысоким баллом по математике, такой студент не справляется с большим объемом самостоятельной работы по овладению профессиональными компетенциями. Отсюда вытекает проблема выяснения приемов и способов организации самостоятельной работы первокурсников по формированию познавательной деятельности, ориентированной на овладение студентами исследовательскими умениями, позволяющими. включиться в исследовательскую деятельность.

Анализ актуальных исследований.

На основе изучения и анализа нормативно-правовой документации [4; 5; 8], служащей основой формирования содержания и организации образовательного процесса в вузах, осуществляющих подготовку специалистов в области математического образования, способных содействовать его развитию, педагогической литературы, содержащей рекомендации по реализации международного аспекта формирования современного высшего образования [1], психологической и педагогической литературы по заявленной проблеме [2; 9; 10; 12; 13; 14; 15], была создана теоретическая база настоящего исследования, включающая:

- основные положения деятельност-ного подхода в образовании, отраженные в работах И.А. Зимней [2], Л.В. Шкериной [14; 15] и др.;

- результаты теоретических исследований И.А. Зимней [2] в области разработки компетентностного подхода в образовании;

- теоретические и практические рекомендации Л.В. Шкериной [15] в области конструирования математических компетенций;

- теоретико-методические рекомендации Г.И. Саранцева [12] в области обоснования и реализации гармонизации теоретической и практической подготовки будущих учителей в преподавании методики обучения математике;

- результаты исследования И.А. Зимней [2], П.И. Пидкасистого [9], Л.М. Бронниковой [6; 7], Л.А. Одинцовой [6; 7] в области организации самостоятельной работы обучающихся;

- результаты изысканий Г.С. Пьянко-вой [10] и И.Н. Семенова [13] в области использования рефлексии для повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся.

Целью статьи является выяснение роли самостоятельной работы обучающихся для реализации гармоничного сочетания формирования учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности - важных составляющих математической подготовки будущего учителя; выявление дидактического инструментария, необходимого для осуществления гармонизации процесса овладения приемами и способами познавательной и исследовательской деятельности в условиях самостоятельной работы обучающихся.

Изложение основного материала. Раскроем понятийный аппарат исследования. Поскольку в статье будет идти речь о формировании познавательной и исследовательской деятельности в условиях образовательного процесса, то естественно, мы будем иметь в виду учебно-познавательную и учебно-исследовательскую деятельность студентов. Вслед за Л.В. Шке-риной [14] под учебно-познавательной деятельностью в процессе предметной подготовки будем понимать деятельность обучающихся, реализующуюся в условиях

педагогического общения, организуемого и управляемого преподавателем, направленную на усвоение предметных и общеучебных знаний, умений и навыков и развитие личностных качеств в соответствии с целями этой деятельности. Учебно-исследовательскую деятельность, опираясь на воззрения И.А. Зимней [2], будем трактовать как деятельность, регулируемую сознанием и активностью личности, направленную на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели.

В структуре учебно-познавательной деятельности выделяют следующие компоненты: мотив, в качестве которого выступает необходимость разрешения проблемной ситуации; действие - важная образующая человеческой деятельности; операция, представляющая цепочку умственных действий (восприятие, воображение, представление, понимание, запоминание, обобщение, систематизация, рефлексия); результат познавательной деятельности -знания и способы деятельности.

Сравнительный анализ сущностных характеристик познавательной и исследовательской деятельности в предметном поле «математика» свидетельствует о наличии у них общих составляющих. Организация каждой из них требует сфор-мированности соответствующих внутренних мотивов; обоснование и описание результатов - применения математических фактов, действий, операций, методов, символики, логических законов, универсальных учебных действий. Откуда и вытекает возможность в процессе организации познавательной деятельности создавать условия для развития исследовательских умений обучающихся. Перейдем далее к выяснению возможности использования самостоятельной работы по математике для формирования исследователь-

ски-ориентированной познавательной деятельности первокурсников.

С опорой на точку зрения И.А. Зимней [2], П.И. Пидкасистого [9] под самостоятельной работой обучающихся будем понимать особого рода учебную деятельность, осуществляемую в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия обучающихся и преподавателя на основе разработанного преподавателем дидактического обеспечения, включающего систему заданий, ориентированных на достижение поставленной цели.

С указанных позиций специально разработанная система заданий для самостоятельной учебно-познавательной деятельности, ориентированных на освоение различных компонентов исследовательской деятельности, адекватно отобранные формы, средства и дидактическое обеспечение ее организации, контроля и коррекции позволят гармонично сочетать развитие познавательных и исследовательских способностей будущих специалистов для сферы образования.

В качестве основных принципов организации самостоятельной работы выберем следующие:

- системности. Все разрабатываемые компоненты самостоятельной работы (цель, содержание, формы, методы, средства осуществления, критерии оценивания) должны быть взаимосвязаны и соответствовать цели ее функционирования: гармоничному включению в познавательную деятельность элементов исследовательской деятельности;

- взаимосвязи и взаимодополняемости контактной и внеконтактной самостоятельной работы студентов;

- рефлексии усвоения знаний и приемов познавательной и исследовательской деятельности;

- контроля и оценивания результатов деятельности обучающихся как мотивации последующей деятельности;

- управляемости и самоуправляемости самостоятельной деятельности студентов.

Учитывая собственный опыт [6; 7], предлагаем следующие формы организа-

(80)

Didactics of mathematics: Problems and Investigations. - Issue # 50. - 2019.

Odintsova L., Bronnikova L.

ции самостоятельной работы по математике: индивидуальные, парные, групповые. По содержащимся в них заданиям можно выделить следующие виды самостоятельных работ: по выработке умений работать с математическим текстом; поисковые работы по отбору источников получения знаний по заданной теме, составлению библиографического списка; поисково-исследовательские работы, направленные на самостоятельное изучение теоретического материала, подбор задач на его применение, формирование умений использования теоретических утверждений при решении отобранных задач с обоснованием возможности их использования; творческие самостоятельные работы, направленные на поиск различных доказательств утверждения и различных способов решения задачи, выбор наиболее рациональных; по разработке проектов.

Дидактическое обеспечение организации указанных видов самостоятельных работ составляют специально созданные комплекты заданий, методических указаний, памяток по организации работы над заданием, памяток-ориентиров в случае возникновения затруднений, позволяющих студенту самостоятельно ликвидировать пробел; комплекты оценочных средств и корректировочных заданий.

Нами выделены критерии сформиро-ванности исследовательски-ориентированной познавательной деятельности будущего учителя в процессе организации и осуществления самостоятельной работы:

1. Информационный, содержащий показатели сформированности у обучающихся знаний и умений вести поиск необходимой информации по заданной теме, способов и приемов ее использования при решении различных типов задач, в том числе исследовательских.

2. Содержательный, характеризующийся показателями наличия знаний математических фактов, сущности общенаучных и математических методов исследования, приемов аргументации высказываемых утверждений.

3. Деятельностный, характеризующийся показателями сформированное™ умений: организовывать самостоятельно учебную деятельность над усвоением теоретического материала (математических понятий, теорем), применять изученный материал к решению задач, осуществлять постановку учебных проблем, вести поиск способов их решения, выбирать рациональные, анализировать результат решения, применять метод математического моделирования к решению практических задач, выстраивать цепочку действий, ведущую к достижению цели.

4. Мотивационный, включающий показатели, характеризующие наличие внутренней мотивации студента к осознанному включению в исследовательскую деятельность, осознание личностной и социальной значимости познавательной и исследовательской деятельности.

Выводы. Предлагаемая организация СРС, направленная на гармоничное сочетание осуществления учебно-познавательной деятельности и формирование исследовательской деятельности будущего учителя, на основе специально разработанных дидактических материалов, прошла опробование в преподавании математического анализа на 1 курсе в институте физико-математического образования Алтайского государственного педуниверситета. Итоги, подведенные с использованием разработанного критериального аппарата, свидетельствуют о положительной динамике уровня сформированности исследовательской деятельности будущих специалистов математического образования.

1. Блинов В.И. Методика преподавания в высшей школе : учеб.-практич. пособие / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. - Москва : Юрайт, 2013. - 315 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - Москва: МПСУ, 2010. - 256 с.

3. Зеленина Н.А. Некоторые итоги ЕГЭ по математике 2018 года в Кировской области [Электронный ресурс] /Н.А. Зеленина, М.В. Кру-тихина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V3. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2019/196029.htm.

©

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата): Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 91. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru /products/ipo/prime/doc/71245782/. - Дата обращения 05.08.2019.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/FGOS% 20VO% 203 ++/Bak/440305 _В_3_16032018^.-Дата обращения 10.08.2019.

6. Одинцова Л.А. Дидактический инструментарий обеспечения гармонизации теоретической и практической составляющих математической подготовки будущих учителей в процессе организации самостоятельной работы / Л.А. Одинцова, Л.М. Бронникова // Дидактика математики: проблемы и исследования : междунар. сборник научных работ. - Вып. 46. -Донецк: ДонНУ, 2017. - С.58-63.

7. Одинцова Л.А. Самостоятельная работа студентов в условиях реализации стандартов нового поколения в педагогическом вузе [Электронный ресурс] / Л.А. Одинцова, Л.М. Бронникова // Современные проблемы науки и образования. 2015. - №5. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/ article /view?id=21658. - Дата обращения: 03.08.2019.

8. О Концепции развития математического образования в РФ: Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г N 2506-р.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70552506/. - Дата обращения 05.08.2019.

9. Педагогика: учебное пособие для бакалавров. 3-е изд. испр. и дораб. / под ред. И.П. Пидка-систого. - Москва: Юрайт. -2003. - 576 с.

10. Пьянкова Г.С. Рефлексивные методы организации самостоятельной работы студентов: учебное пособие / [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28143639.

11. Профессиональный стандарт педагог «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н).

12. Саранцев Г.И. Гармонизация профес сиональной подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» / Г.И. Саранцев //Интеграция образования. - 2016. - Т. 20. - № 2. - С. 211-219.

13. Семенов И.Н. Рефлексивный подход в формировании и развитии личностно-профес-сионального самосознания как фактор модернизации высшего образования / И.Н.Семенов. -Москва: ФИРО, 2013. - 80 с.

14. Шкерина Л. В. Диагностика уровня и качества сформированности учебно-познавательной деятельности студентов в процессе их предметной подготовки / Л.В. Шкерина // Педагог: наука, технология, практика. -Барнаул, 2001. - № 2 (11).

15. Шкерина Л.В. Моделирование математической компетенции бакалавра - будущего учителя математики /Л.В. Шкерина //Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2010. - №2.

Abstract. OdintsovB L., Bronnikova L. FORMATION OF RESEARCH-ORIENTED COGNITIVE ACTIVITIES OF PEDAGOGICFL UNIVERSITY IVUS STUDENTS IN THE PROCESS OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK ON MATHEMATICS. Based on regulatory support and modern psychological and pedagogical literature, this article substantiates the relevance of the problem of identifying techniques and methods for organizing students' independent work on the formation of cognitive activity focused on mastering research skills. Attention is paid to determining the role of students' independent work in the process of implementing a harmonious combination of the formation of educational, cognitive and educational research activities of a future teacher. The article substantiates the principles and forms of organization of independent work as a means offormation and development of research-oriented cognitive activity, identifies the types of relevant independent work. The authors proposed criteria for the formation of a research-oriented cognitive activity of a future teacher in the process of organizing and conducting independent work.

Key words: research activity, cognitive activity, independent work, teacher education, mathematical education.

Статья поступила в редакцию 23.09.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.