Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ'

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / HARMONIZATION OF THEORETICAL AND PRACTICAL COMPONENTS OF MATHEMATICAL PREPARATION / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MATHEMATICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинцова Любовь Алексеевна, Бронникова Лариса Михайловна

С опорой на нормативно-правовое обеспечение учебного процесса и современную психолого-педагогическую литературу в настоящей статье обоснована актуальность проблемы гармонизации теоретической и практической составляющих математической подготовки специалистов для сферы образования в процессе их самостоятельной работы. С целью определения необходимого дидактического инструментария гармоничного сочетания теоретической и практической составляющих математической подготовки учителя в процессе организации самостоятельной работы, определены принципы формирования ее содержания и организации: целенаправленности, научности, системности, взаимосвязи контактной и внеконтактной самостоятельной работы студентов, управляемости самостоятельной работой обучающихся. В статье предложены формы организации самостоятельной работы, ориентированной на реализацию теоретической и практической подготовки будущего учителя: поисковые самостоятельные работы, творческие самостоятельные работы, поисково-исследовательские самостоятельные работы, самостоятельные работы по выработке умений доказательства теорем, самостоятельные работы по выработке умений работать с математическим понятием, самостоятельные работы по разработке проектов. Изложены средства организации и осуществления самостоятельной работы, ориентированной на гармонизацию теоретической и практической составляющих математической подготовки будущих учителей. Предложены критерии достижения гармоничного сочетания теоретической и практической математической подготовки бакалавра педагогического образования: информационный, содержательный, технологический, мотивационный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одинцова Любовь Алексеевна, Бронникова Лариса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC TOOLS OF ENSURING HARMONIZATION OF THEORETICAL AND PRACTICAL COMPONENTS OF MATHEMATICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN THE COURSE OF THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK

With a support on standard legal support of educational process and modern psychology and pedagogical literature in the present article the relevance of a problem of harmonization of theoretical and practical components of mathematical training of specialists for education in the course of their independent work is proved. For the purpose of definition of necessary didactic tools of a harmonious combination of theoretical and practical components of mathematical training of the teacher in the course of the organization of independent work, the principles of formation of her contents and the organization are defined: focus, scientific character, systemacity, interrelation of contact and extra contact independent work of students, controllability independent work of students. In article forms of the organization of the independent work focused on realization of theoretical and practical training of future teacher are offered: search independent works, creative independent works, search and research independent works, independent works on development of abilities of the proof of theorems, independent works on development of abilities to work with a mathematical concept, independent works on development of projects. Means of the organization and implementation of the independent work focused on harmonization theoretical and practical making mathematical training of future teachers are stated. Criteria of achievement of a harmonious combination of theoretical and practical mathematical training of the bachelor of pedagogical education are offered: information, substantial, technological, motivational.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

УДК 372.851

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Одинцова Любовь Алексеевна, кандидат педагог. наук, профессор Бронникова Лариса Михайловна, кандидат педагог. наук e-mail: bronnikova_laris@mail. ru ФГБОУ ВО «Алтайский гос. пед. университет», г. Барнаул, Россия

Odintsovo Lyubov, candidate of Pedagogical Sciences, professor

Bronnikova Larisa, Candidate of Pedagogical Sciences Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia

I.......{

С опорой на нормативно-правовое обеспечение учебного процесса и современную психолого-педагогическую литературу в настоящей статье обоснована актуальность проблемы гармонизации теоретической и практической составляющих математической подготовки специалистов для сферы образования в процессе их самостоятельной работы. С целью определения необходимого дидактического инструментария гармоничного сочетания теоретической и практической составляющих математической подготовки учителя в процессе организации самостоятельной работы, определены принципы формирования ее содержания и организации: целенаправленности, научности, системности, взаимосвязи контактной и внеконтактной самостоятельной работы студентов, управляемости самостоятельной работой обучающихся. В статье предложены формы организации самостоятельной работы, ориентированной на реализацию теоретической и практической подготовки будущего учителя: поисковые самостоятельные работы, творческие самостоятельные работы, поисково-исследовательские самостоятельные работы, самостоятельные работы по выработке умений доказательства теорем, самостоятельные работы по выработке умений работать с математическим понятием, самостоятельные работы по разработке проектов. Изложены средства организации и осуществления самостоятельной работы, ориентированной на гармонизацию теоретической и практической составляющих математической подготовки будущих учителей. Предложены критерии достижения гармоничного сочетания теоретической и практической математической подготовки бакалавра педагогического образования: информационный, содержательный, технологический, мотивационный.

Ключевые слова: гармонизация теоретической и практической составляющих математической подготовки, самостоятельная работа, педагогическое образование, математическое образование.

Постановка проблемы. Анализ государственного образовательного стандарта по направлению «Педагогическое образование» [11], профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) [9], Концепции развития математического образования в Российской Федерации [4] свидетельствует о высоких требованиях, предъявляемых к подготовке специалиста для сферы образования. Выражение этих требований посредством компетенций, подлежащих освоению, говорит о том, что будущий специалист должен не только освоить теоретические знания и способы деятельности, но и осознать для чего они ему потребуются в будущей профессиональной деятельности, и как он их будет использовать [1]. Еще один государственный документ «Концепция развития непрерывного образования в Российской Федерации» объединяет требования усвоения фундаментального ядра теоретических знаний и освоения практического опыта [3]. Исследования Г.И.Саранцева [10] в области обучения методике преподавания математики будущих учителей привели к важным выводам о необходимости гармоничного сочетания теоретической и практической подготовки будущего учителя. Личный преподавательский опыт авторов в педагогическом вузе так же свидетельствует о том, что практический опыт обучающихся должен строиться на глубоких осознанных предметных знаниях и их рациональном сочетании с практической подготовкой. Наметилась тенденция увеличения доли самостоятельной работы в общей трудоемкости образовательных программ [11]. Однако, анализ научно-педагогической литературы и педагогического опыта организации образовательного процесса в условиях реализации совре-

менных образовательных стандартов демонстрирует наличие противоречия между необходимостью владения студентами умениями организации самостоятельной работы, ориентированной на осуществление гармоничного сочетания теоретической и практической составляющих математической подготовки, анализа её результатов и недостаточной теоретической и практической разработанностью ее организации.

Анализ актуальных исследований. Перейдем к описанию известных теоретических положений, которые составляют основу настоящего исследования. Концептуальную платформу настоящей статьи составляют результаты теоретических исследований И.А.Зимней [2] в области разработки компетентностного подхода в образовании и понятий «компетенция» и «компетентность», Л.В.Шкериной [12] в области конструирования математических компетенций, Г.И.Саранцева [10] в области обоснования и реализации теоретической и практической подготовки будущих учителей в преподавании методики обучения математике, А.Г.Мордковича [5] в области осуществления профессионально-педагогической направленности преподавания математических дисциплин в педвузе, И.А.Зимней [2], П.И.Пидкасистого [8] в области организации самостоятельной работы обучающихся.

Целью статьи является выяснение роли самостоятельной работы обучающихся для реализации гармоничного сочетания теоретической и практической составляющих математической подготовки будущего учителя; выявление дидактического инструментария, необходимого для осуществления процесса гармонизации теоретической и практической подготовки в условиях самостоя-тельнойработы обучающихся.

®

Изложение основного материала.

Основываясь на научных изысканиях И.А.Зимней, П.И.Пидкасистого и др., под самостоятельной работой обучающихся мы понимаем особого рода учебную деятельность, осуществляемую в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия обучающихся и преподавателя на основе разработанного преподавателем дидактического обеспечения, включающего систему специальных заданий, ориентированных на достижение поставленной цели [6].

Опираясь на воззрения И.А.Зимней [2], в любой компетенции выделяем три основные компонента, подлежащие формированию:

когнитивный, деятельностный, личностно-значимый. Используя идеи Г.И.Саранцева [10] об использовании возможностей курса методики обучения математике для гармоничного сочетания теоретической и практический подготовки будущего учителя, идеи А.Г.Мордковича [5] об осуществлении методической подготовки в преподавании математических дисциплин в педагогическом вузе, идеи Л.В.Шкериной [12] о формировании математической компетенции, личные наработки авторов в области организации самостоятельной работы [6], осуществления методической направленности преподавания математического анализа, использования семинарских занятий для осуществления гармонизации теоретической и практической составляющих математического образования [7], считаем целесообразным процесс гармонизации теоретической и практической подготовки учителя распространить и на организацию самостоятельной работы по математическим дисциплинам. Действительно, суммарная доля этих дисциплин в подготовке учителя достаточно велика. Учитывая возрастание роли самостоятельной работы в образовательном процессе, именно самостоятельная работа представляет собой потенциальное поле деятельности для осуществления рационального сочетания

теоретической и практической составляющих в подготовке будущего учителя.

Для определения необходимого дидактического инструментария гармоничного сочетания теоретической и практической составляющих математической подготовки учителя в процессе организации самостоятельной работы, прежде всего, необходимо определить принципы формирования ее содержания и организации. Полагаем, что в качестве таких принципов могут быть выделены следующие положения:

- целенаправленности. Содержание, формы, методы, средства ее осуществления должны служить главной цели: осуществлению рационального сочетания усвоения теоретического ядра предметной подготовки и освоения приемов, способов его практического применения в будущей профессиональной деятельности;

- научности. Предлагаемые для усвоения теоретические знания и практические приемы их использования должны опираться на достижения соответствующей области знаний;

- системности. Все разрабатываемые компоненты самостоятельной работы (цель, содержание, формы, методы, средства осуществления, критерии оценивания) должны отвечать требованиям формирования и функционирования педагогической системы; системообразующим элементом должна быть поставленная цель;

- взаимосвязи контактной и внекон-тактной самостоятельной работы студентов. Работа, выполняемая в аудитории под непосредственным управлением преподавателя, должна прогнозировать содержание и приемы деятельности во внекон-тактной самостоятельной работе студентов;

- управляемости самостоятельной работой обучающихся. Все виды самостоятельной деятельности студентов должны быть управляемыми: результаты выполненных работ должны анализироваться, результаты анализа - учитываться при определении содержания самостоятельной

работы в аудитории и внеконтактной самостоятельной работы, управление которой опосредовано через разработанные методические указания и памятки по организации самостоятельной деятельности студентов, организацию взаимопроверок результатов деятельности друг друга самими обучающимися.

Учитывая собственный опыт, предлагаем следующие формы организации самостоятельной работы, ориентированной на реализацию теоретической и практической подготовки будущего учителя:

- поисковые самостоятельные работы, направленные на поиск источников получения знаний по заданной теме, составление библиографического списка;

- творческие самостоятельные работы, направленные на поиск различных доказательств утверждения и различных способов решения задачи;

- поисково-исследовательские самостоятельные работы, направленные на самостоятельное изучение теоретического материала, подбор задач на его применение, формирование умений использования теоретических утверждений при решении отобранных задач с обоснованием возможности их использования;

- самостоятельные работы по выработке умений доказательства теорем, направленные на усвоение приемов разбиения текста на относительно самостоятельные части, поиск обоснований на каждом этапе, аргументацию доказательства на каждом этапе, осуществление геометрической иллюстрации теоремы (если это возможно), приведение примеров на использование изученного при решении конкретных задач;

- самостоятельные работы по выработке умений работать с математическим понятием, направленные на выработку умений выделять все существенные признаки понятия, выделения объектов, подпадающих под понятие, умение переформулировать определения с использованием различных носителей информации, умение приводить примеры объектов, не соответствующих определению;

- самостоятельные работы по разработке проектов.

Средствами организации указанных видов самостоятельных работ являются специально созданные комплекты заданий, методических указаний, памяток по организации работы над заданием, памяток-ориентиров в случае возникновения затруднений, позволяющих студенту самостоятельно ликвидировать пробел в усвоении теоретического материала или способа деятельности; комплекты контрольно-измерительных материалов и корректировочных заданий.

Поскольку в настоящей статье речь идет о самостоятельной работе, служащей одним из средств гармонизации теоретической и практической составляющих математической подготовки будущих учителей, то и оценивать результаты самостоятельной работы необходимо по совокупному результату достижения ее главной цели в процессе реализации каждого из компонентов:

а) обучение поиску и использованию необходимой информации по теории изучаемого вопроса и практическому использованию в различных сферах;

б) разработка и реализация содержания;

в) разработка и использование различных форм организации самостоятельной работы;

г) выбор методов и средств осуществления различных форм организации самостоятельной работы;

д) осуществление мотивации обучающихся на выполнение предлагаемых заданий; осознание значимости выполнения таких заданий для будущей профессиональной деятельности.

Учитывая высказанные позиции, считаем целесообразным выделить следующие критерии достижения гармоничного сочетания теоретической и практической подготовки будущего учителя в процессе организации и осуществления самостоятельной работы:

1. Информационный, содержащий показатели организации обучения обуча-

ющихся поиску необходимой информации по заданной теме, способам и приемам ее использования в образовательном процессе;

2. Содержательный, характеризующийся выполнением требований к формированию содержания самостоятельной работы, адекватного поставленной цели; то есть все задания таких самостоятельных работ должны быть ориентированы на рациональное сочетание усвоения необходимых теоретических положений учебного курса, соответствующих требованиям времени, и освоения практических приемов и способов их использования в практической деятельности;

3. Технологический, характеризующийся показателями формирования в процессе такого рода самостоятельных работ умений организации учебной деятельности, ориентированной на осознанное усвоение и применение теоретических знаний в практической деятельности;

4. Мотивационный, включающий показатели, характеризующие наличие в содержании самостоятельной работы заданий на осознанное усвоение необходимых знаний и способов деятельности по их применению на практике.

Выводы. В заключение отметим, что предлагаемая организация самостоятельной работы студентов, ориентированной на осуществление гармоничного сочетания теоретической и практической подготовки будущего учителя, на основе специально разработанных дидактических материалов, прошла опробование в преподавании математического анализа в Алтайском государственном педагогическом университете. Итоги самостоятельной работы, подведенные с использованием разработанного критериального аппарата, свидетельствуют о положительной динамике усвоения теоретической базы и осознанного ее применения при решении конкретных задач.

1. Брейтигам Э.К. Реализация Концепции развития математического образования в Алтайском государственном педагогическом

университете / Э.К.Брейтигам, И.В.Кисель-ников, Д.П.Кошева // Вестник Алтайского гос. пед. ун-та. - №3 (28), 2016, С. 93-95.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции -новая парадигма современного образования / И.АЗимняя // Высшее образование сегодня. -2003. - № 5. - С. 34-42.

3. Концепция непрерывного образования // Бюллетень Государственного комитета СССР по народному образованию. Серия: Высшее и среднее специальное образование, 1989. - № 8. - С 9-20.

4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N2506-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: И11р://№^.-garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506 /#ixzz3Lse4kNQD.- (дата обращения 11.03.2017).

5. Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора пед. наук: 13.00.02/ А.Г.Мордкович. -М.: 1986. - 25 с.

6. Одинцова Л.А. Самостоятельная работа студентов в условиях реализации стандартов нового поколения в педагогическом вузе /Л.А.Одинцова, Л.М.Бронникова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/-view?id=21658.- (дата обращения 21.05.2017).

7. Одинцова Л.А. Семинарские занятия по математическим дисциплинам как средство гармонизации фундаментальной предметной и практической подготовки будущих бакалавров педагогического образования / Л.А. Одинцова, ОЮ.Михайлова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. science-education.ru/article/view-?id=25115.- (дата обращения 11.05.2017).

8. Педагогика: учеб. пособие для бакалавров. 3-е изд.: испр. и дораб. / под ред. И.П.Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2003. -576 с.

9. Профессиональный стандарт педагог «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от «18» ок-

тября 2013 г. № 544н).

10. Саранцев Г.И. Гармонизация профессиональной подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» / Г.И.Саранцев // Интеграция образования. -2016. - Т. 20. - № 2. - С. 211-219.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педаго-

гическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Ми-нобрнауки РФ № 91 от 09.02.2016 г.).

12. Шкерина Л.В. Моделирование математической компетенции бакалавра - будущего учителя математики / Л.В. Шкерина // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2010. -№2. - С.97-102.

Abstract. Odintsova L., Bronnikova L. DIDACTIC TOOLS OF ENSURING HARMONIZATION OF THEORETICAL AND PRACTICAL COMPONENTS OF MATHEMATICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN THE COURSE OF THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK. With a support on standard legal support of educational process and modern psychology and pedagogical literature in the present article the relevance of a problem of harmonization of theoretical and practical components of mathematical training of specialists for education in the course of their independent work is proved. For the purpose of definition of necessary didactic tools of a harmonious combination of theoretical and practical components of mathematical training of the teacher in the course of the organization of independent work, the principles offormation of her contents and the organization are defined: focus, scientific character, systemacity, interrelation of contact and extra contact independent work of students, controllability independent work of students. In article forms of the organization of the independent work focused on realization of theoretical and practical training offuture teacher are offered: search independent works, creative independent works, search and research independent works, independent works on development of abilities of the proof of theorems, independent works on development of abilities to work with a mathematical concept, independent works on development of projects. Means of the organization and implementation of the independent work focused on harmonization theoretical and practical making mathematical training offuture teachers are stated. Criteria of achievement of a harmonious combination of theoretical and practical mathematical training of the bachelor of pedagogical education are offered: information, substantial, technological, motivational.

Key words: harmonization of theoretical and practical components of mathematical preparation, independent work, pedagogical education, mathematical education

Статья представлена профессором Э.К.Брейтингам.

Поступила в редакцию 22.06.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.