Научная статья на тему 'Дидактическое обеспечение образовательного процесса в условиях реализации стандартов нового поколения'

Дидактическое обеспечение образовательного процесса в условиях реализации стандартов нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2172
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦЕЛИ / ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / ВЫБОР МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ УСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ / EDUCATIONAL STANDARDS / COMPETENCE-BASED APPROACH / EDUCATIONAL PROCESS / FORMS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / MAIN COMPONENTS OF COMPETENCE / GOALS / FORMATION OF CONTENT / CHOICE OF METHODS AND MEANS OF ORGANIZATION OF LEARNING ACTIVITY OF STUDENTS / CONTROL AND CORRECTION OF LEARNING OF PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинцова Любовь Алексеевна

В настоящей статье на основе анализа требований, определенных федеральными государственными стандартами, выявлены цели и задачи традиционных и новых форм организации образовательного процесса. Изложен личный опыт создания дидактического обеспечения образовательного процесса в условиях реализации стандартов нового поколения. Акцентировано внимание на создании условий развития учебно- познавательной деятельности студентов в аудитории под контролем преподавателя и подготовки их к самообразовательной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC MAINTENANCE OF EDUCATIONAL PROCESS IN TERMS OF IMPLEMENTATION OF STANDARDS OF NEW GENERATION

This paper describes the goals and objectives of the traditional and new forms of the organization of educational process in terms of the implementation of the standards of the new generation based on the analysis of the requirements defined by federal government standards. The personal experience of the creation of didactic support of educational process in terms of the implementation of the standards of the new generation is presented. A special attention is paid to the creation of the environment for the development of learning activity of students in a classroom under the supervision of a teacher, and for their preparation for self-education activities

Текст научной работы на тему «Дидактическое обеспечение образовательного процесса в условиях реализации стандартов нового поколения»

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

DIDACTIC MAINTENANCE OF EDUCATIONAL PROCESS IN TERMS OF IMPLEMENTATION OF STANDARDS OF NEW GENERATION

/I.A. Одинцова L.A. Odintsova

Образовательные стандарты, компетентностный подход, образовательный процесс, формы организации образовательного процесса, основные компоненты компетенции, цели, формирование содержания, выбор методов и средств организации учебно-позна-вательной деятельности студентов, контроль и коррекция усвоения профессиональных компетент-ностей.

В настоящей статье на основе анализа требований, определенных федеральными государственными стандартами, выявлены цели и задачи традиционных и новых форм организации образовательного процесса. Изложен личный опыт создания дидактического обеспечения образовательного процесса в условиях реализации стандартов нового поколения. Акцентировано внимание на создании условий развития учебно-познавательной деятельности студентов в аудитории под контролем преподавателя и подготовки их к самообразовательной деятельности.

Educational standards, competence-based approach, educational process, forms of organization of educational process, main components of competence, goals, formation of content, choice of methods and means of organization of learning activity of students, control and correction of learning of professional competences. This paper describes the goals and objectives of the traditional and new forms of the organization of educational process in terms of the implementation of the standards of the new generation based on the analysis of the requirements defined by federal government standards. The personal experience of the creation of didactic support of educational process in terms of the implementation of the standards of the new generation is presented. A special attention is paid to the creation of the environment for the development of learning activity of students in a classroom under the supervision of a teacher, and for their preparation for self-education activities.

Федеральные государственные стандарты образовательные (ФГОС), ориентированные на включение России в Европейское образовательное пространство, сформированы на основе компетентностного подхода. Дисциплины, подлежащие включению в учебные планы, прописаны только в базовых частях каждого блока, вариативные части вузы формировали самостоятельно таким образом, чтобы их содержание могло обеспечить формирование компетенций, указанных в стандарте,

К настоящему времени достаточно глубоко разработаны:

-теория компетентностного подхода в трудах В.И. Байденко, И.А. Зимней, В.В. Краевского, Г.К. Селевко, A.B. Хуторского;

- принципы формирования ключевых компе-

тенций и цели математической подготовки будущих учителей [Журавлева, Шкерина, 2011];

- проблема ориентации образовательного процесса на учебно-творческую деятельность [Адольф, Степанова, 2012].

ФГОС ВПО по направлению Педагогическое образование предусматривает уменьшение доли аудиторных занятий, выделение незначительного времени для контроля за результатами самостоятельной работы и в то же время повышает требования к подготовке будущего учителя [Федеральный государственный образовательный стандарт..., 2010]. Каждый преподаватель педвуза пытается найти приемы и средства подготовки специалиста для сферы образования, удовлетворяющего современным требованиям.

Таким образом, возникло противоречие меж-

ду достаточным уровнем теоретической разработанности компетентностного подхода, обоснованности принципов формирования ключевых компетенций, ориентации образовательного процесса на учебно-творческую деятельность и недостаточной разработанностью дидактического обеспечения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

Проблема состоит в том; что отсутствует подробное описание целей различных форм образовательного процесса, подходов к выбору методов и средств обучения в современных условиях.

Цель настоящей работы - определение направленных установок основных форм образовательного процесса, поиск путей их совершенствования для эффективного формирования всего комплекса компетенций, определенных стандартом.

Будем использовать понятия «компетенция» и «компетентность» в том смысле, которым их наделяют И.А. Зимняя [Зимняя, 2003], ПК. Се-левко [Селевко, 2003], A.B. Хуторской [Хуторской, 2003]. Под компетенцией будем понимать качество личности, включающее знания, умения, навыки и осознание их значимости лично для себя и будущей самостоятельной деятельности. Вслед за И.А. Зимней, выделим три основных компонента компетенции: когнитивный, деятельностный, ценностный.

Содержащийся в стандарте перечень компетенций, подлежащих усвоению, свидетельствует о том, что в нем заложено требование овладения предметными знаниями и знаниями о видах деятельности, которые нужно освоить, приемами их реализации, а следовательно, требование организации учебной деятельности, направленной на усвоение приемов деятельности по самостоятельному добыванию необходимой учебной информации, осознанию, усвоению и применению к обоснованию утверждений к решению задач.

Выясним цели каждого из видов учебных занятий по математике в условиях реализации ФГОС.

Поскольку лекция в современных условиях не может носить только информационный характер, её целями должны быть выяснение роли изучаемой дисциплины в профессиональной подготовке специалиста для сферы образования, со-

держания, структуры, включение студентов в активную учебно-познавательную деятельность и прогнозирование их самостоятельной работы.

Указанная цель может быть реализована в процессе решения следующих задач: осуществление мотивации обучения; выявление взаимосвязи изучаемой дисциплины с другими дисциплинами учебного плана; формирование основных понятий учебного курса, раскрытие сути этого процесса; установление взаимосвязи понятий; формирование приёмов деятельности с математическими предложениями.

Цели практических занятий: обеспечение активного осознанного усвоения понятий, обучение применению изученных понятий, фактов к решению конкретных задач и овладение приемами самостоятельной учебной деятельности.

Помимо лекционных и практических занятий, необходимо включение в учебный процесс семинарских занятий, главным назначением которых являются проверка, уточнение, углубление, коррекция самостоятельно изученного теоретического материала, приемов его использования для решения задач, формирование умений готовить и делать сообщения на основании самостоятельно изученного программного материала, самостоятельно решенных задач.

Время, отводимое учебным планом для организации самостоятельной работы студентов, целесообразно использовать для проведения тематических вызывных консультаций, позволяющих осуществить индивидуальный контроль качества усвоения знаний, приемов учебной деятельности, а также коррекционную работу по овладению профессиональными компетенциями.

Для достижения поставленных целей необходимо выбрать адекватные им методы и средства обучения.

На каждом учебном занятии важно использовать методы преподавания и учения, максимально активизирующие учебно-познавательную деятельность студентов и осуществляющие их подготовку к самостоятельной работе дома. Важную роль при этом играет продуманная организация аудиторной самостоятельной работы, в процессе осуществления которой студент должен понять и освоить приемы учебно-познавательной деятельности по самостоятельному поиску необхо-

димой учебной и научной информации, её усвоению, применению к решению задач

Как показывает опыт, активному включению в деятельность в аудитории и дома помогает использование нижеследующих методов.

На лекции это могут быть: диалог, различные уровни проблемного обучения, анализ, синтез, моделирование, построение графов, иллюстрирующих структуру темы, раздела, взаимосвязь изучаемых понятий и различных тем курса, межпредметные связи.

Реализацию указанных методов значительно облегчает использование компьютера, опирающееся на специально разработанные электронные учебно-методические материалы. Ценностный компонент любой компетенции формируется на лекции благодаря созданию условий для мотивации учения. Компьютер позволяет проиллюстрировать более широкий круг задач из различных областей знания, приводящих к важным понятиям математического анализа, а значит, побудить потребность в их изучении; раскрыть сущность математического моделирования, выявить его основные этапы, обратив внимание на анализ результатов исследования построенной модели и интерпретацию их на языке оригинала.

Формирование когнитивного и деятельност-ного компонентов учебно-познавательной компетенции осуществляется в процессе работы с математическими предложениями: определениями понятий и теоремами.

Усвоению приемов работы с понятиями способствует организация деятельности студентов на лекции по выяснению всех сущностных характеристик понятия, значения каждого термина в определении, иллюстрации того, к чему приводит замена одного слова или словосочетания другим, построению различных переформулировок определения одного и того же понятия; с теоремами - по выяснению структуры теоремы, основных этапов доказательства, обоснованию возможности использования известных предложений на каждом этапе.

Компьютер позволяет привлечь к обсуждению рассматриваемых вопросов широкий круг студентов. Учебный материал представляется небольшими порциями, содержащими вопросы, на которые необходимо найти ответы. Студенты

активно участвуют в обсуждении поставленных вопросов. Только после завершения дискуссии на экране появляется правильный ответ и каждый студент может проверить правильность своих суждений.

Весьма существенное значение для профессиональной подготовки будущего учителя имеет обучение подведению итогов изученной темы, раздела, курса. В процессе беседы выясняются основные понятия, соответствующие теме, разделу, курсу, взаимосвязь между ними. По мере обсуждения на экране строится граф, отображающий установленные взаимосвязи понятий. При подведении итогов выясняется также связь изученного материала с другими дисциплинами и школьным курсом математики.

На практических занятиях из методов учения успешно работают: сравнение, абстрагирование, конкретизация, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование и др. Из методов преподавания - элементы проблемного обучения, диалог, которые способствуют усвоению структуры процесса решения задачи и реализации каждого её этапа (анализ задачи - схематическая запись задачи - поиск способа решения задачи - осуществление решения задачи - проверка решения задачи - исследование задачи - формулировка ответа - анализ решения задачи).

При обучении решению задач полезны задания: выделите основные этапы осуществления решения задачи, укажите математические утверждения, использованные на каждом этапе, поясните возможность их применения.

Формированию умений и навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности в значительной мере способствует организация работы в парах и группах, позволяющая осуществить взаимоконтроль выполнения задания.

На семинарских занятиях, посвященных подведению итогов самостоятельной деятельности, уместно использование проектов, тематика которых может быть ориентированной на углубление изученного; подбор системы задач, иллюстрирующих его применение в различных областях знания, выбор разнообразных методов их решения; выяснение структуры материала, предложенного для самостоятельного изучения, подробное пояснение доказательства самостоятельно изученных теорем и др.

В заключение отметим, что подготовка к использованию указанных методов и форм организации учебно-познавательной деятельности студентов на учебных занятиях и во внеучебное время требует значительных временных затрат преподавателя на разработку необходимого учебно-методического обеспечения. Опыт практического использования описанного выше дидактического инструментария свидетельствует о том, что затрачиваемые усилия на создание электронных пособий для включения студентов в активную учебно-познавательную деятельность, разработку содержания заданий, методических указаний, памяток для организации самостоятельной работы студентов, помогают включить их в деятельность по освоению профессиональных компетент-ностей, добиться осознания важности изучаемого для будущей самостоятельной деятельности.

1 иблиографический список

1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Дидактика: от тактики передачи социального опыта

к стратегиям достижения образовательных результатов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4. С. 57-61.

Журавлева H.A., Шкерина Л.В. Основные принципы и дидактические условия формирования базовых ключевых компетенций студентов -будущих учителей математики // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 4. С. 30-35. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма современного образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2003. № 2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование. Квалификация (степень) «бакалавр». М., 2010.

Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.