УДК 378.018.4+378.03 ББК Ч448.02
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ВУЗА КОМПЕТЕНЦИЙ
Е.Ю. Орлова Южно-Уральский государственный университет, филиал в г. Снежинске
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования компетенции являются целью и ожидаемым результатом образования, в связи с чем встает актуальный вопрос о необходимости педагогического сопровождения освоения студентами высших образовательных учреждений компетенций. Рассмотрены виды педагогического сопровождения: проектирование образовательного процесса, управление образовательным процессом, методическая работа преподавателя.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, образовательный процесс, компоненты, студент учреждения высшего профессионального образования, методическая работа.
Понятие «компетенция» впервые использовано Н. Хомским в 1965 г., однако на протяжение сорока лет его содержание расширилось с узкометодического до общепедагогического [4-6, 11-13, 18-20]. С началом применения компетентностного подхода «компетенция» и «компетентность» первоначально использовались как синонимы. Позднее появились различающие их трактовки. Отношение между компетенцией и компетентностью содержится в словаре иностранных слов. Компетенция - это: 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. А компетентный - 1) обладающий компетенцией; 2) знающий, сведущий в определённой области [7]. Разработка современного компе-тентностного подхода в образовании связана с именами Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.В. Хуторского и др. По мнению И.А. Зимней, компетенция - это «предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности», а компетентность представляется как «интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях)» [5, с. 36]. Мы присоединяемся к высказанной И.А. Зимней точке зрения, во-первых, потому что следует различать понятия «компетенция» и «компетентность», а во-вторых, эта позиция соответствует традиционным для русского языка трактовкам данных понятий.
Компетенции в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО), а также в научных работах [3] - это ожидаемые результаты и ориентиры проектирования образовательного процесса. Матрица компетенций - это системообразующий элемент основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООПВПО) и основание ее разработки.
Компетенция - это нормативное требование, отчужденное от внутреннего мира человека. Компетенция как результат образования является целью образовательного процесса, для достижения которой следует осуществлять педагогическое сопровождение образовательного процесса, а также оценивать достигнутые в образовательном процессе результаты на языке компетенций.
Освоение компетенций в образовательном процессе вуза требует педагогического сопровождения, т. е. такого педагогического управления учебной, самообразовательной или учебно-исследовательской деятельностью студентов, при котором студент является активным субъектом, а преподаватель создает для этого благоприятные условия. Создание условий, способствующих освоению компетенций, включает в себя такую организацию образовательного процесса, которая соответствовала бы совокупности общекультурных и профессиональных компетенций, сгруппированных в ФГОС ВПО по направлению подготовки. Следовательно, все компоненты обра-
зовательного процесса проектируются по компетенциям ФГОС ВПО, включая целевой, содержательный, процессуальный и оценочный компоненты. Проектирование образовательного процесса по компетенциям ФГОС как по системному признаку и представляет собой содержание педагогического сопровождения освоения студентами компетенций. Таким образом, педагогическое сопровождение, во-первых, включает в себя постановку целей и задач образовательного процесса, выведенных из компетенций как ожидаемых результатов образования.
Во-вторых, педагогическое сопровождение заключается в том, чтобы отобрать содержание образования и предъявить его студентам в наиболее приемлемой форме. Содержание образования имеет разные уровни представления. По уровню территориальной общности оно представляется на федеральном, региональном, муниципальном, внутриучрежденче-ском и индивидуальном уровнях. По степени конкретизации - на уровне ФГОС ООПВПО, учебного материала. Более высокие уровни определяют содержание образования на последующих уровнях, но на всех последующих уровнях оно приобретает специфику.
Самый общий уровень представления: ФГОС ВПО. В статье 2 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт - это «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [3].
Образовательная программа не является новым понятием в педагогике. «Под образовательной программой понимается специальная форма выражения содержательных, процессуально-действенных и организационноуправленческих аспектов педагогических средств, с помощью которых учащиеся во взаимодействии друг с другом и с педагогическими работниками могут присваивать определенный уровень образованности с допустимой (не угрожающей безопасности жизнедеятельности) учебной нагрузкой, а также иметь перспективы для дальнейшего развития собственной образованности» [14, с. 326].
В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» «образовательная програм-
ма - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» [3].
Г.Н. Сериков выделяет пять уровней представления образовательных программ: концептуально-целевой, интегративно-содержательный, предметно-дифференцированный,
пакетно-выраженный, индивидуально-синте-зируемый.
Образовательные программы на уровне образовательного учреждения (интегративносодержательный и пакетно-выраженный) опираются на ФГОС ВПО, матрицу компетенций, учебные планы, рабочие образовательные программы по учебным дисциплинам циклов. Нормативно определена возможность разработки индивидуальных программ для студентов. Для пакетно-выраженного уровня характерны общерегиональные проявления образовательной политики с ее стратегическими замыслами; содержательно выраженные особенности региона и общерегиональная политика в области образования; наличие банков образовательных средств выражения общерегиональных образовательных предметов в соответствии с уточненными в регионах учебными планами; отграничение функций внутрирегиональных органов управления образованием и образовательных учреждений [14].
На пакетно-выраженном уровне содержание образования задается учебным материалом. Учебный материал и его организация изучается педагогами, работы которых посвящены содержанию образования: В.В. Краевским,
В.С. Ледневым, И.Я. Лернером, М.Н. Скатки-ным, А.М. Сохор и др. [6, 8-10, 15-17]. В науке дают разные определения учебного материла. По определению, данному А.М. Сохор, учебный материал - это «подлежащие усвоению знания, определенным образом сформулированные. В более же общем смысле под учебным материалом следует понимать педагогически целесообразную систему познавательных задач» [15, с. 8-9]. И.Я. Лернер уточняет, как организуется, формируется или структурируется содержание образования
Теория и практика управления образованием
в учебном материале. Учебный материал -это «текст, наглядность, задания, в которых предписывается деятельность разного типа» [16, с. 158-159]. Следовательно, учебный материал не просто перечень сведений, которые предъявляются студентам. Способ его организации также отличает один учебный материал от другого, даже если они отобраны на основе общего государственного образовательного стандарта. Учебный материал - это такой уровень отражения содержания образования, на котором студенты получают возможность непосредственно его усвоить. Используя перечисленные и другие описания учебного материала, можем сказать, что учебный материал включает тексты, электронные ресурсы, задания, вопросы, проекты, ориентиры, органично включенные в задания алгоритмы и эвристики и проч. Он представляется в этих или других формах, которые также переплетаются между собой, образуя множественные структуры.
От структурирования содержания образования зависит качество освоения компетенций. Учебный материал структурируется по компетенциям. Разделу ФГОС ВПО «Знать» соответствует теоретический учебный материал; «Уметь» и «Владеть» требует от студентов выполнения практических заданий.
Носителями учебного материала могут быть бумажные и электронные носители информации. Являя собой уровень представления содержания образования, учебный материал должен удовлетворять следующим требованиям. Учебный материал должен соответствовать федеральному, региональному, муниципальному и внутриучрежденческому уровню представления содержания образования и, тем самым, быть востребованным. Учебный материал должен способствовать формированию компетенций, представленных в ФГОС ВПО. Структурирование учебного материала должно соответствовать ФГОС ВПО и матрице компетенций, и быть доступным для студентов. Учебный материал удовлетворяет общедидактическим требованиям наглядности, доступности, полезности, практической значимости, востребованности, соответствия индивидуальным уровням образованности, предпочитаемым видам деятельности, возрастным и индивидуальным особенностям психики. Учебный материал имеет индивидуальную направленность, которую должны обеспечивать преподаватели. Кроме того, учебный материал должен учи-
тывать возрастные особенности студенческого возраста.
В-третьих, методы и организационные формы также должны выбираться в соответствии с матрицей компетенций. Освоение компетенций связано с формированием отдельных операций и действий, из которых складывается профессиональная деятельность, объединяющая в себе весь спектр компетенций, представленных в ФГОС.
В-четвертых, матрица компетенций используется для разработки контрольно-оценочных средств. Итак, все компоненты образовательного процесса связаны между собой содержанием матрицы компетенций, разработанной для ООППО.
В реализации образовательного процесса педагогическое сопровождение выполняет функции педагогического управления [20].
Успешность и эффективность образовательных процессов, также как формирование внутриучрежденческого компонента содержания образования, связаны с тем, насколько качественно идет управление научно-методической работой в вузе. Следовательно, вторым аспектом педагогического сопровождения назовем управление научно-методической работой. Эта сторона управления достаточно много изучалась учеными и практическими работниками (К.С. Буровым, В.В. Давиденко и др.).
«Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива училища в целом, а в конечном счете на совершенствование учебновоспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных учащихся» [2, с. 3]. В.В. Давиденко выделяет содержание методической работы и соответствующие формы. Это работа по единым методическим темам, проведение конференций, семинаров, выставок, выпуск стенгазет, организация работы методических кабинетов, создание методических микрогрупп учителей, наставничество, посещение занятий, проведение консультаций по методическим вопросам и проч.
К. С. Буров трактует методическую работу как вид деятельности, направленной на обес-
печение образовательного процесса и основанной на взаимодействии ее субъектов в образовательной, инновационной и научной деятельности [1]. Задачами методической работы, по мнению автора, являются поддержание единства образовательного процесса, обеспечение педагогической целесообразности инноваций, повышение квалификации и разработка общего методического замысла.
Таким образом, в педагогическом сопровождении освоения студентами вуза компетенций мы выделяем элементы, которые связаны с компонентами образовательного процесса и с их проектированием. При этом реализуются педагогические компетенции проектирования образовательного процесса, компетенции его осуществления на основе ведущей функции преподавателя в управлении и компетенции методической работы. В совокупности они представляют собой компетенции педагогического сопровождения освоения студентами вуза компетенций.
Литература
1. Буров, К. С. Методическая работа в образовательном учреждении / К.С. Буров // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Здравоохранение. Физическая культура». - 2007. -Вып. 11. - № 6 (78). - С. 37-43.
2. Давиденко, В.В. Системный подход к
определению перспектив развития среднего профессионально-педагогического учреж-
дения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Давиденко. - Челябинск, 1997. - 21 с.
3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».
4. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход /Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыма-нюк. - М. : Высш. шк., 2005. - 283 с.
5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня. -2003. - № 5. - С. 35-41.
6. Краевский, В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 3-10.
7. Краткий словарь иностранных слов / сост. В.А. Радовель. - М.: Феникс, 2010. -224 с.
8. Леднев, В.С. Содержание образова-
ния: учеб. пособие / В. С. Леднев. - М. : Высш. шк., 1989. - 360 с.
9. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / перераб. В. С. Леднев. - 2-е изд. - М. : Высш. шк., 1991. - 224 с.
10. Леднев, В.С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В. С. Леднев, Н.Д. Никандоров, М. В. Рыжакова. - М. : МПСИ, 2002. - 384 с.
11. Львов, Л.В. Профессиональное образование: компетентностно-контекстный
подход /Л.В. Львов. - Челябинск: ЧГАУ, 2007. -120 с.
12. Сахарова, И. С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме /И. С. Сахарова // Вестник ОГУ. Гуманитарные науки. - 1999. -№ 3. - С. 51-58.
13. Сергеев, И.С. Как реализовать ком-петентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И. С. Сергеев, В.И. Блинов. - М. : АРКТИ, 2010. - 80 с.
14. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.
15. Сохор, А.М. Логическая структура учебного материала: вопросы дидактического анализа / А.М. Сохор. - М. : Педагогика, 1974. - 192 с.
16. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И.Я. Лернера. - М. : Педагогика, 1983. - 352 с.
17. Тулькибаева, Н.Н. Теоретико-методологическая концепция образования на основе стандартизации / Н.Н. Тулькибаева, Н. М. Яковлева, З. М. Большакова. - Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1998. - 161 с.
18. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций /А.В. Хуторской //Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 дек. - Шр://ммм. eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
19. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты /
A.В. Хуторской //Интернет-журнал «Эйдос». -2006. - 23 апр. - http://www.eidos.ru/journal/.
20. Якунин, В.А. Обучение как процесс
управления: Психологические аспекты /
B.А. Якунин. - Л.: ЛГУ, 1988. - 159 с.
Орлова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, директор, Южно-Уральский государственный университет, филиал в г. Снежинске, [email protected].
Теория и практика управления образованием
PEDAGOGICAL GUIDANCE TO COMPETENCE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS
Е. Orlova South Ural State University, branch in Snezhinsk
According to the Federal state educational standards of the higher professional education competences are the purpose and the expected results of the education. This fact contributes to the necessity of the pedagogical guidance aimed at the competence development of university students. The types of the pedagogical guidance are considered. They are projecting of the educational process, management of the educational process, methodical work of an instructor.
Keywords: pedagogical guidance, educational process, components, university student, methodical work.
Orlova Elena, Candidate of Pedagogy, director, South Ural State University, branch in Snezhinsk, [email protected].
Поступила 27 февраля 2013 г.