ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДУХОВЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ
Фарход Абдуллаев abdullayev_farkhod@mail .ru Государственная консерватория Узбекистана
Аннотация: Опираясь на вековые традиции народа, музыкальная палитра нашей страны - Нового Узбекистана обрела новые грани и направления, устремилась к новым вершинам и расширила границы сотрудничества на международной арене. Исполнительская культура, в основе которой лежит особая сфера художественно-творческой деятельности, тесно связана с понятием «культура мышления». Именно это качество в наибольшей степени оказывает влияние на самостоятельность и специфику деятельности музыканта-исполнителя. Культуру мышления можно определить как осознанное следование определённым принципам интеллектуальной работы.
Ключевые слова: культура, искусство, исполнительство, музыка, фестиваль, конкурс, образование, духовые инструменты
FORMING A PERFORMING CULTURE ON WIND INSTRUMENTS
Farhod Abdullayev abdullayev_farkhod@mail .ru State Conservatory of Uzbekistan
Abstract: Based on the age-old traditions of the people, the musical palette of our country - New Uzbekistan has acquired new facets and directions, rushed to new heights and expanded the boundaries of cooperation in the international arena. Performing culture, which is based on a special sphere of artistic and creative activity, is closely related to the concept of "culture of thinking". It is this quality that has the greatest impact on the independence and specificity of the activity of a performing musician. The culture of thinking can be defined as the conscious adherence to certain principles of intellectual work.
Keywords: culture, art, performance, music, festival, competition, education, wind instruments
В Узбекистане на рубеже ХХ-ХХ1 веков осуществлена огромная работа по глубокому изучению и дальнейшему развитию музыкального искусства: возросло количество музыкальных мероприятий международного значения,
признанных содействовать возрождению, сохранению и обогащению традиций. Свидетельством тому, проведения ряда Международных фестивалей, конкурсов и научных форумов по различным направлениям традиционного и современного музыкального творчества и исполнительской культуры; реорганизация музыкального образования, функционирования новых музыкально-учебных заведений от начального до высшего звена, в частности, своеобразных школ искусства макома и искусства бахши, Институтов по основным направлениям художественного творчества - узбекского искусства и культуры, дизайна и изобразительного искусства, национального танца и хореографии, узбекского музыкального искусства и эстрадного искусства.
Опираясь на вековые традиции народа, музыкальная палитра нашей страны - Нового Узбекистана обрела новые грани и направления, устремилась к новым вершинам и расширила границы сотрудничества на международной арене. Особое внимание в республике уделяется развитию национального музыкального искусства в качестве важного средства воспитания молодого поколения в духе любви и преданности к Родине, верности идеям независимости, уважения национальным традициям и ценностям, познания своей истории и языка.
ХХ! век - возрождение и дальнейшее развитие узбекского национального музыкального искусства, в частности, в сфере образования - программа комплексного развития системы профессионального музыкального образования, начиная от детских школ музыки и искусства до высшего звена художественного обучения. Свидетельством тому, Постановления и Указы Президента Республики Узбекистан о развитии и совершенствовании детских музыкальных школ, Государственной консерватории Узбекистана; об организации специализированных школ искусства макома и бахши, высших музыкально-учебных заведений - национального музыкального искусства и узбекского эстрадного искусства.
Совершенствование исполнительской культуры остаётся одной из наиболее актуальных проблем в музыкальном искусстве Узбекистана. Государственная консерватория Узбекистана, как ведущее музыкальное заведение уже более 85 лет готовит высококвалифицированных музыкантов-исполнителей, в частности, музыкантов на духовых инструментах. Потребность в музыкантах все более возрастает в связи с организацией профессиональных духовых оркестров, а также необходимостью нехватки педагогов-духовиков в областных начальном и средне-специальном звене музыкального образования. Ведь исполнительские навыки и мастерство, приобретённые на занятиях, способствуют профессиональному росту и формированию будущего специалиста.
Намечая модель профессиональной личности музыканта и педагога и системе музыкального образования, Б.С.Асафьев указывал на то, что в своей повседневной работе педагог-музыкант должен проявлять себя и исполнителем, владеющим инструментом; руководителем оркестра или хора, и даже музыкантом-теоретиком, хорошо знающим музыкальную литературу [1]. Отдельные черты этой модели получили освещение в системе музыкального образования и здесь уместно привести высказывания Д.Б.Кабалевского, который отмечал, что педагог (или учитель) обязательно должен уметь играть на фортепиано (баяне, аккордеоне и др.), владеть четкой и выразительной дирижёрского-хоровой техникой, уметь петь, иметь подготовку в области истории и теории музыки, «подобрать несложное сопровождение к мелодии» [2].
Следовательно, ключевым моментом при разработке оптимальной модели профессиональной структуры личности и деятельности педагога-музыканта, удовлетворяющей современным требованиям музыкально-эстетического воспитания и музыкального образования на всех уровнях системы обучения (от начального до высшего), должна стать интеграция различных видов исполнительского творчество: игра на музыкальных инструментах, дирижирование, владение искусством аккомпанемента и даже искусства пения. И в области музыкально-педагогического образования современные требования к будущему специалисту предполагают воспитание не только музыканта-исполнителя, но и музыканта-педагога. В подготовке важную роль играет приобретение чисто техническо-исполнительских умений и навыков, формирование культуры, вкуса музыканта-педагога. И это особенно важно при обучении музыканта-духовика, то есть при воспитании музыканта-исполнителя на духовых инструментах.
Исполнительская культура, в основе которой лежит особая сфера художественно-творческой деятельности, тесно связана с понятием «культура мышления». Именно это качество в наибольшей степени оказывает влияние на самостоятельность и специфику деятельности музыканта-исполнителя. Культуру мышления можно определить как осознанное следование определённым принципам интеллектуальной работы. И формирование исполнительской культуры зависит не столько от количества посещаемых концертов или проработанной соответствующей литературы, сколько от собственного мировоззрения и эстетических позиций студентов. Раскрытие образного содержания и эмоционального строя музыки находятся в зависимости от манеры интонирования исполнителя, обусловленной его творческой индивидуальностью, степенью чуткости, владением приёмами техники исполнительства, их взаимосвязи с содержанием музыки.
В основе понятия «исполнительская культура» лежит целостное представление о музыкальном искусстве, то есть интеграция и систематизация музыкальных знаний, умение мобилизовать те из них, которые необходимы в той или иной ситуации.
В процессе вузовской подготовки музыканта-исполнителя важную роль принадлежит познанию целостного представления о музыкальном искусстве, в частности, о музыкальном инструментарии и инструментальной музыке, о музыкально-исполнительской культуры. При этом одна из форм воспитания музыканта-исполнителя - это обобщение опыта ведущих музыкантов-педагогов. Это трудная задача - совмещать одновременно практику исполнителя и деятельность педагога, но при этом опыт мастеров, несомненно, будет способствовать формированию исполнительской культуры будущих музыкантов. И это имеет большое значение для исполнителя, то есть помимо художественно-выразительных средств исполнения, одновременно дать сведения о ведущих музыкантах или педагогах по данной специализации -говоря об их деятельности, исполнительской культуре, эстетических взглядах и т.д.
С этой точки зрения хочется отметить музыкально-творческую деятельность прекрасного педагога и музыканта-трубача Василия Фёдоровича Пулатова - одного и видных представителей музыкальной культуры Узбекистана в области духовой музыки. Заслуженный артист Республики Узбекистана, профессор В.Ф.Пулатов, чья исполнительская и педагогическая деятельность имеют для музыкальной культуры республики и образования непреходящее значение. Он всю свою жизнь посвятил развитию в Узбекистане исполнительского искусства на духовых и ударных инструментах. Многолетний безукоризненный опыт работы в качестве солиста-концертмейстера группы трубачей симфонического оркестра театра оперы и балета имени Алишера Навои, а также артиста симфонического оркестра радиокомитета Узбекистана и первого эстрадного оркестра Узбекистана способствовали формированию своеобразной исполнительской культуры будущего музыканта и педагога. В.Ф. Пулатов одним из первых и Узбекистане начал свои сольные выступления на трубе с симфоническим оркестром, исполнения произведения не только европейских классиков, но современные сочинения композиторов Узбекистана. И данная исполнительская культура позволили ему достичь великолепного виртуозного мастерства во владении инструментом, глубокого понимания всевозможных тонкостей исполнения на трубе. А занимаясь педагогической деятельностью, В.Ф. Пулатов также, сохраняя, присущую ему самозабвенность, жертвуя собственными интересами ради обучения подрастающего молодого поколения трубачей, добился немалых успехов
Педагогическая деятельность В.Ф. Пулатова в Ташкентской консерватории началась в 1956 году и продолжалась до последних дней жизни. Педагогический талант с годами совершенствовался настолько интенсивно и плодотворно, что его класс превратился в подлинную кузницу подготовки высококвалифицированных специалистов - музыкантов-исполнителей на духовых и ударных инструментах, а в дальнейшем стать методическим центром для подготовки необходимых специалистов на духовых и ударных инструментах.
Профессор В.Ф.Пулатов много сделал для кафедры духовых и ударных инструментов (в 1961-1976 и 1986-1995 гг. он заведовал кафедрой). Ему принадлежит авторство многих вышедших в свет учебно-методических трудов: «Школа игры на трубе», «Основные вопросы методики обучения игре на трубе», «О постановке мундштука на губах», «О трёх принципах развития губных и лицевых мышц при игре на медных духовых инструментах» и др [3]. Он активно внедрял учебные планы и методические разработки по обучению игре на духовых инструментах в систему музыкального образования Узбекистана. При его содействии в детских музыкальных школах открыты классы духовых и ударных инструментов, благодаря ему стали функционировать специализированные духовные школы-интернаты (ныне один из них в Ташкенте академический лицей национальной гвардии). Профессор В.Ф.Пулатов работы в консерватории, одновременно преподавал и вел классы духовых инструментов в Ташкентском музыкальном училище и в специализированной музыкальной школе имени В. Успенского (ныне академический музыкальный лицей), где также воспитал целую плеяду музыкантов - лауреатов различных престижных конкурсов. В настоящее время многие ученики В.Ф.Пулатова работают в крупных музыкальных коллективах Узбекистана, занимаются педагогической деятельностью в музыкальных вузах Центральной Азии, России и за рубежом, среди них А.Селянин - Заслуженный деятель искусств России, профессор Саратовской консерватории; В.Веригин - Заслуженный артист Узбекистана, профессор Ташкентской консерватории Узбекистана; М.Мухитинов - солист Государственного Большого симфонического оркестра России, Заслуженный артист России, преподаватель Госконсерватории Узбекистана; Г.Терзян -художественный руководитель и главный дирижёр образцово-показательного оркестра симфонического оркестра Турции, преподаватель класса трубы в консерватории Турции; А.Артамонов - солист Национального симфонического оркестра Малайзии и др.
В.Ф.Пулатов является одним из основоположников школы игры на трубе в Узбекистане. Широко известна его исполнительская деятельность. Ценителей музыки всегда восхищали его тонкое понимание содержания музыки,
удивительно чуткое глубокое проникновение в образно-эмоциональную сферу исполняемого произведения. Исполнительский стиль музыканта и его художественная индивидуальность всегда проявлялась в его интерпретациях значительных музыкальных произведений, в частности, высокой культурой исполнения каждый раз отмечалось интерпретация В.Ф.Пулатова известного Концерта для трубы с симфоническим оркестром Сергея Василенко, и прекрасно исполненных им сочинений композиторов Узбекистана. До сих пор старшее поколение ценителей классической музыки как-то особо вспоминают великолепное соло трубы в исполнении В.Ф.Пулатова в спектаклях «Аида» Д.Верди, «Лакме» Л.Делиба, «Лебединое озеро» П.И.Чайковского в Большом театре оперы и балета им. Алишера Навои, где музыкантом удачно использовались приёмы исполнения на трубе, создавая почти зримые ассоциации характера музыки. Благодаря инициативе В.Ф.Пулатова исполнены, пожалуй, все значительные произведения для трубы, созданных узбекскими композиторами, при этом первым исполнителем которых был конечно сам музыкант[4].
Музыкант высокой исполнительской культуры, он олицетворял лучшие традиции музыкальной культуры Узбекистана, как в исполнительстве, так и в педагогике. В.Ф.Пулатов был членом Всемирной гильдии трубачей: его имя включено в список ведущих музыкантов, исторически вошедших в «Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах»
Профессор В.Ф.Пулатов внёс огромный вклад не только в развитие и пропаганду исполнительства на духовых и ударных инструментах, но и в целом, в развитие музыкальной культуры и музыкального образования Узбекистана. И изучение его творчества и исполнительской культуры - ещё одна дань уважения замечательному музыканту и педагогу. Это своеобразная школа мастерства для будущих талантливых музыкантов-исполнителей на духовых инструментах.
Оно необходимо самому музыканту-исполнителю, успех работы которого во многом зависит от того, как представляет он себе свою роль в процессе музыкальной коммуникации. Искусство музыки, как известно, есть всегда искусство музыкально-исполнительское - по самой своей природе требуя постоянного возобновления в живом звучании.
Использованная литература
1. Асафьев Б., 1973, 5c.
2. Кабалевский Д., 1977, 126).
3. История узбекской музыки. М., 1979.
4. История узбекской советской музыки. 1-3 тома. Ташкент, 1972-1973, 1991