Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ»: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ»: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исполнительское мастерство / обучающиеся / народно-певческое образование / формирование / виды профессиональной деятельности / методы / подходы / performing skills / students / folk-singing education / formation / types of professional activity / methods / approaches

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.С. Жиров, О.Н. Кудымова, А.М. Никишёва

Цель статьи – раскрыть основные методы и подходы в формировании исполнительского мастерства обучающихся в условиях новой певческой парадигмы народно-певческого образования. Авторы рассматривают заявленную проблему сквозь призму основных ее компонентов: технологическая, художественно-творческая, социально-психологическая, привлекая обширный объем искусствоведческой, музыкально-педагогической, психолого-педагогической и культурологической литературы. Учитывая деструктивные вызовы времени, авторы акцентируют внимание на формировании профессионально-личностных качеств обучающихся, способных и готовых осуществлять все виды будущей профессиональной деятельности – музыкально-исполнительскую, хормейстерскую, педагогическую. Показателями профессионализма обучающихся выступает уровень и качество владения педагогическими и творческими технологиями в этих видах деятельности. Поэтому исполнительское мастерство обучающихся исследуется в контексте структурных компонентов: профессиональных мотивов, потребностей, отношений, что даёт возможность моделировать профессионально-творческую и личностно-ориентированную направленность образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.С. Жиров, О.Н. Кудымова, А.М. Никишёва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERFORMING SKILLS OF STUDENTS IN THE DIRECTION OF TRAINING «THE ART OF FOLK SINGING»: METHODS AND APPROACHES

The aim of the article is to reveal the main methods and approaches in the formation of students' performing skills in the conditions of the new singing paradigm of folk-singing education. The authors consider the stated problem through the prism of its main components: technological, artistic-creative, socio-psychological, involving a vast amount of art history, music-pedagogical, psychological-pedagogical and cultural literature. Taking into account the destructive challenges of time, the authors emphasize the formation of professional and personal qualities of students, capable and ready to carry out all types of future professional activities – musical-performing, choirmaster, pedagogical. The level and quality of mastery of pedagogical and creative technologies in these activities are the indicators of students' professionalism. Therefore, the performing skills of students are studied in the context of structural components: professional motives, needs, attitudes, which gives1 the opportunity to model the professional-creative and personality-oriented orientation of the educational process.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ»: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

УДК 398.8:37.01

ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ»: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ

М.С. Жиров1), О.Н. Кудымова2), А.М. Никишёва3)

1,2,3)Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

^e-mail: zhirovms1951@mail.ru

2)e-mail: oloe2011@yandex.ru

3)e-mail: nikisheva98@mail.ru

Цель статьи - раскрыть основные методы и подходы в формировании исполнительского мастерства обучающихся в условиях новой певческой парадигмы народно-певческого образования. Авторы рассматривают заявленную проблему сквозь призму основных ее компонентов: технологическая, художественно-творческая, социально-психологическая, привлекая обширный объем искусствоведческой, музыкально-педагогической, психолого-педагогической и культурологической литературы. Учитывая деструктивные вызовы времени, авторы акцентируют внимание на формировании профессионально-личностных качеств обучающихся, способных и готовых осуществлять все виды будущей профессиональной деятельности - музыкально-исполнительскую, хормейстерскую, педагогическую. Показателями профессионализма обучающихся выступает уровень и качество владения педагогическими и творческими технологиями в этих видах деятельности. Поэтому исполнительское мастерство обучающихся исследуется в контексте структурных компонентов: профессиональных мотивов, потребностей, отношений, что даёт возможность моделировать профессионально-творческую и личностно-ориентированную направленность образовательного процесса.

Ключевые слова: исполнительское мастерство, обучающиеся, народно-певческое образование, формирование, виды профессиональной деятельности, методы, подходы.

Позитивные преобразования, происходящие в настоящее время во всех областях жизнедеятельности российского общества, вызвали острую потребность обновления и укрепления экономики, обороноспособности, социальной и духовной сфер. В свою очередь, это обусловило усиление гуманистической направленности отечественной образовательной системы, значительное повышение в ней роли национальной культуры, искусства, историко-культурного наследия, традиционных ценностей.

Как показывает анализ, наиболее отчетливо эти тенденции проявляются в деятельности образовательных организаций художественно-творческой направленности, осуществляющих подготовку специалистов в области народно-певческого искусства и исполнительства. Современный подход в системе народно-певческого образования характеризуется всё большей ориентацией на формирование высокой духовности и индивидуальности личности, профессионализма во всех видах будущей профессиональной деятельности выпускников: музыкально-исполнительской, педагогической, хормейстерской:

- компетентность в области народно-певческого искусства и исполнительства в соответствии со стилем, жанром и спецификой бытования народной музыки в историко-культурном контексте и сценических условиях воплощения;

- осознанный интерес и преданность делу, понимание своей роли в освоении, воссоздании и трансляции народно-певческого искусства как непреходящей ценности творческого наследия народов многонациональной России;

- художественно-творческая одарённость (музыкально-эстетический вкус, эмоциональная отзывчивость, творческое мышление и воображение, артистизм, креативность);

- высокий уровень сформированности профессиональных способностей (организаторские, коммуникативные, художественно-творческие);

- наличие духовно-нравственных качеств (человечность, доброжелательность, целеустремлённость, вера в себя, честность, интеллигентность, способность и желание делиться своим искусством со зрителями, знанием и опытом - с коллегами);

- осознание себя в профессии, гражданская ответственность за результаты своей деятельности, готовность к самосовершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков, личностных качеств,

культурного кругозора, опыта музыкально-исполнительской и педагогической деятельности.

В современных психолого-педагогических исследованиях понятие «профессионализм» выступает показателем:

- совершенного владения приемами, методами, арсеналом умений и навыков посредством синтеза теории и практики [1];

- высшего уровня готовности к профессиональной деятельности [14];

- совокупности специальных приемов, умений и навыков, способности профессионально мыслить, умение «изобретать новые приемы» обучения [16];

- наличия «школы», способности и умения специалиста внести в образовательный процесс искру творчества [6];

- владение методами, приёмами, педагогической техникой на основе создания единого воспитывающего коллектива [9].

Специфика творческой деятельности вносит существенное дополнение в этот ценностный ряд показателей профессионального мастерства -понимание значения высокой техники исполнения и владение соответствующим уровнем исполнительских умений и навыков в создании художественного образа произведения. В условиях новой певческой парадигмы (термин И.И. Земцовского) народно-певческого образования, проблема исполнительского мастерства обучающихся приобретает особое звучание.

От уровня его сформированности зависит качество освоения, воспроизводства и передачи новым поколениям народной музыки, певческой традиции в целом. Исполнительское мастерство в этой связи выступает индикатором профессионально-творческого статуса педагога, хормейстера, музыканта, способного организовывать, моделировать, осуществлять и анализировать все виды творческих работ народно-певческого коллектива на уровне научно-исследовательской, учебно-методической, репетиционной и концертно-исполнительской деятельности.

Таким образом, специфика будущей профессиональной деятельности обучающихся специальности «Сольное и хоровое народное пение», направления подготовки «Искусство народного пения», магистерской программы «Народно-певческое образование», реализуемых кафедрой искусства народного пения Белгородского государственного институт искусств и культуры, на наш взгляд, определяется качественным уровнем формирования профессионально-исполнительского мастерства в ходе

образовательной, воспитательной и внеучебной деятельности. Полагаем, основными показателями исполнительского мастерства обучающихся выступают органичный синтез профессиональных знаний, умений и навыков, творческих способностей, высоко развитых профессиональных и личностных качеств, увлеченность будущей профессией, стремление к самосовершенствованию.

По нашему мнению, в этом определении выделяются три группы компонентов (см. рис. 1), неразрывно связанных между собой, равноценных по своей значимости в общей структуре исполнительского мастерства:

Рис. 1. Основные компоненты исполнительского мастерства

- технологическая (в значении - совокупность методов, используемых в художественно-творческой деятельности, базируемой на сформированных знаниях, умениях и навыках);

- художественно-творческая (музыкальные, артистические и сенсорные способности, развитая эмоциональная сфера, образное мышление и память, воображение, эрудиция, общая культура, креативность), обеспечивающая качественный процесс профессиональной деятельности;

- социально-психологическая (профессиональная направленность, профессиональное самосознание, духовно-личностные качества, работоспособность, психологическая стрессоустойчивость, самоорганизованность, коммуникативность, профессиональное общение и взаимодействие с коллегами, самоанализ результатов своей профессиональной деятельности, творческая самореализация), способствующая продуктивности профессиональной деятельности.

Полагаем, такая обобщённая модель исполнительского мастерства будущего артиста-вокалиста, педагога, хормейстера народно-певческого коллектива представляется обоснованной и целесообразной на основании того, что она: 1) наиболее полно соответствует специфике и видам профессиональной деятельности выпускника; 2) вполне согласуется с концепцией целостного процесса формирования исполнительского мастерства выпускника в ходе его профессиональной деятельности; 3) по своим основным параметрам соответствует целям и задачам процесса формирования исполнительского мастерства выпускника с учётом его профессиональных, художественных, творческих, психологических и духовно-нравственных качеств.

Как видим, исполнительское мастерство рассматривается в контексте структуры личности обучающихся. Это даёт основание разрабатывать методику формирования основ исполнительского мастерства конкретной личности и анализировать динамику этого процесса, руководствуясь:

- уровнем освоения основных показателей исполнительского мастерства обучающегося;

- характером и качеством сформированных им профессиональных мотивов, потребностей, отношений;

- степенью сформированности профессиональных, художественно-творческих, духовно-нравственных и социально-психологических качеств.

В свете вышеизложенного, профессионально-творческая, гуманистическая, социально-психологическая компоненты исполнительского мастерства обучающихся выступают системообразующими. Личностный подход к формированию исполнительского мастерства способен обеспечить высший уровень развития этих компонентов, ориентированных на достижение социально-значимого, творческого результата, полученного при условии сформированности у обучающихся профессиональной направленности деятельности, профессионального мышления, профессионального самосознания [11].

Рассмотрим эти важнейшие структурные элементы процесса формирования исполнительского мастерства обучающихся в логической последовательности компонентов - профессиональная направленность, профессиональное мышление, профессиональное самосознание. Разработка этих вопросов нашла отражение в работах психолого-педагогической, искусствоведческой, культурологической направленности (В.Л. Яконюк, С.Ю. Гуревич, В.М. Глубоченко, И.Д. Дунаева, Л.С. Зорилова,

С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин, М.Г. Арановский, К.В. Бакланов, Р.Г. Морозов, А.С. Каргин и др.).

В большинстве работ, посвящённых проблеме профессиональной направленности личности, отмечается важность этого компонента в общем процессе формирования исполнительского мастерства. В психологии профессиональная направленность, по мысли Б.Ф. Ломова, определяется совокупностью всей системы психических свойств и состояний личности -потребности, интересы, склонности, идеалы, ценностные ориентиры, особенности характера, темперамента и т. д. [8].

В исследованиях педагогической направленности эта проблема рассматривается с позиции адекватного понимания целей и задач профессиональной деятельности, необходимости формирования профессиональных мотивов, взглядов, убеждений, ценностных установок и устойчивых интересов (Н.В. Кузьмина, С.В. Кондратьева, В.А. Сластёнин).

В работах музыковедческого профиля проблема формирования профессиональной направленности исследуется в русле художественно-творческой деятельности, что также предполагает наличия развитой мотивационной сферы - отношение, позиция и взгляды на искусство [19, с. 45]. О важности художественно-творческой направленности в профессиональной деятельности дирижёра, хормейстера, балетмейстера свидетельствуют работы И.А. Мусина [10], Г.М. Цыпина [17].

Следовательно, профессиональная направленность - важнейший компонент исполнительского мастерства специалиста сферы культуры, искусства, образования. Все другие свойства и особенности личности коррелируются в русле специфики профессиональной деятельности, в нашем случае - музыкально-исполнительской.

В формировании исполнительского мастерства артистов-вокалистов русского народного хора важное значение отводится профессиональному мышлению, сопряжённому с освоением «языка» народного певческого искусства (песенно-жанровая система) и исполнительства (гармоничная взаимосвязь сценической формы и музыкально-поэтического содержания произведения). Ввиду этого, профессиональное мышление Н.К. Бакланова рассматривает как процесс, обеспечивающий постановку задачи, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), результат решения [2].

Так, разучивание нового произведения требует заинтересованности, «раскрепощённости» участников к её освоению посредством знакомства с подтекстом идей, художественным истолкованием, содержанием

поэтического текста, жанрово-стилевыми особенностями. В ходе этой технической работы используется наглядно-действенное мышление, способствующее побудить у исполнителей живое творческое восприятие произведения, в соответствии с планом-замыслом хормейстера.

Однако «попытки передать те или иные чувства, заложенные в песне общими рассуждениями о её содержании и общем эмоциональном настрое, приводят к фальши, к передаче искусственно "выжатых" эмоций, не передающих истинный смысл произведения» [4, с. 31]. Идея произведения раскрывается в процессе совместной вокально-хоровой работы с привлечением соответствующей литературы: художественной, изобразительной, музыкально-иллюстративной, других видов искусств. Использование наглядно-образного мышления помогает участникам творческого процесса воспринимать песню «в контексте целостной художественной системы» [18, с. 9].

В этой связи особого внимания заслуживает высказывание И.И. Земцовского о том, что по-настоящему исполнить народную песню можно лишь перевоплотившись в её рассказчика, который «сказывает» и «играет» конкретные художественные образы, определяемые содержанием песни. Но это может осуществиться лишь в том случае - когда песня станет для исполнителя «не цитатой, а собственной музыкальной темой» [5, с. 14].

Известная собирательница фольклора Е.Э. Линёва, внёсшая значительный вклад в разработку проблемы исполнительского мастерства народных певцов, сформулировала несколько важных советов: «Артист должен изучить народную песню, глубоко вникнуть в её содержание, понять связь её с жизнью; нужно, чтобы она вошла в плоть и кровь его, чтобы он сжился с нею, искренне полюбил её - только тогда он может исполнить её действительно хорошо» [7, с. 54].

Ещё один вид профессионального мышления - абстрактно-логический, задействованный в процессе музыкально-исполнительской деятельности обучающихся, проявляется в их эмоциях, чувствах, творческой фантазии художника. И, тем не менее, выражение, чувство, темперамент, по мысли А.М. Позовского, должны согласовываться с разумом (мыслительной деятельностью), который, собственно, и реализует творческий процесс, посредством мысли, логика развития музыкального образа. Аналогичную точку зрения поддерживал Л.С. Выготский, подчёркивая особую важность в творчестве эмоциональный и интеллектуальный составляющих, поскольку «чувство, как и мысль, движет творчеством человека» [3, с. 16].

Осуществляя любые виды творческой деятельности (репетиция, учебное занятие, выступление), будущий артист всегда должен мыслить как теоретически, так и практически, исходя из требований решаемых задач. И в том, и в другом случае необходимо наличие волевых качеств, высокого уровня интеллекта, творческого мышления, посредством которых достигаются новые результаты [17, с. 160-162].

Творческий характер артистической деятельности выпускников кафедры искусства народного пения предполагает способность к репродуктивному мышлению, наиболее полно реализуемому в ходе разучивания нового материала, используя знакомые методы его освоения (сольфеджирование, подтекстовка, определение кульминации, выявление смысловой взаимосвязи слов и др.). В работах исследователей вопросы формирования творческого мышления, творческой интуиции как центрального звена творческого процесса, выявляют факторы, способствующие их развитию - наблюдательность, музыкальная память, эмоциональная восприимчивость, развитие органов чувств (А.Н. Лук, Я.А. Понамарёв, П.М. Якобсон и др.).

Профессиональное самосознание - важнейшее качество артиста творческого коллектива, позволяющее судить об уровне его общего и профессионального развития, исполнительского мастерства, в частности. Как показал анализ литературы, профессиональное самосознание обусловлено профессиональной саморегуляцией личности в сфере трудовой деятельности. Оно основывается на осознанном понимании целей и задач профессии, миссии народно-певческого искусства и исполнительства, познании своих творческих возможностей, стремлении их постоянного совершенствования.

Следовательно, профессиональное самосознание - процесс, посредством которого артист-вокалист познаёт и оценивает себя в трёх ракурсах (см. рис. 2):

Рис. 2. Основные ракурсы профессионального самосознания

- когнитивный (понимание) - осознание себя в профессиональной деятельности, в межличностных отношениях с коллегами. Достигается посредством самооценки, которая формируется в ходе критического анализа результатов своего труда;

- аффективный (отношение), по утверждению Н.К. Баклановой, обусловлен эмоциями и оценками специалиста по поводу знаний о себе как о профессионале и личности;

- поведенческий (поведение), - определяется исследователем удовлетворённостью своей профессиональной деятельности; проявляется стремлением повысить самооценку, авторитет, завоевать уважение коллег; достигается - саморегуляцией своих действий (самоконтроль, сдержанность, выдержка, самообладание и т. д.) [2, с. 98-99].

Сфера многогранной художественно-творческой деятельности народно-певческого коллектива любого статуса требует постоянного совершенствования специальных способностей исполнителей. Эта проблема нашла отражение в работах М.Г. Арановского, Г.С. Тарасова, Б.М. Теплова, А.Л. Готсдинера, Г.М. Цыпина, исследующих музыкальные способности. К ним принято относить музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению) - тембровый, динамический, гармонический, абсолютный; чувство ритма; музыкальность - эмоциональная отзывчивость на музыку [13, с. 175].

К примеру, музыкальную одарённость Н.К. Бакланова характеризует как качественно своеобразное сочетание способностей, существенным

образом влияющих на успешность процесса музыкальной деятельности. Наряду с этим, исследователь называет наличие богатого духовного содержания личности (интеллект и эмоциональность) [2]. Работы Ю.А. Цагарелли и З.Х. Муштари подтверждают важность музыкальных способностей в профессиональной деятельности, выделяя ещё и исполнительские способности - артистизм, творческая индивидуальность, харизма, психологическая устойчивость, психомоторика, позволяющие раскрыть и донести до слушательской аудитории художественно-творческий замысел исполняемого произведения.

Заслуживают внимания исследования, расширяющие сферу музыкальности такими понятиями как музыкальное воображение, музыкальное мышление, музыкальная память, музыкально-слуховой опыт, музыкальный интеллект (Г.М. Цыпин, Ю.А. Цагарелли, К.В. Тарасова, М.Т. Картавцева, Г.С. Тарасов), причисляющими их в разряд подлинно профессиональных качеств, имеющих музыкально-художественную ценность лишь благодаря чувству - первоисточнику творческого процесса. При этом, «музыкальный интеллект, по мысли Г.С. Тарасова, есть -концептуальность исполняемого замысла, глубокая продуманность исполнения, основанная на прекрасном аналитическом знании произведения, логика и убеждающая последовательность в исполнительской работе -несомненно, являются свидетельством профессиональной зрелости исполнителя» [15, с. 30].

Коммуникативная компетентность

умение общаться и строить деловые и личностные отношения с коллегами на основе доброжелательности, чуткости, уважения, естественности и открытости контактов;

Профессиональная коммуникативная компетентность

выразительные средства искусства - речь и средства речевого общения, язык невербального обучения - выразительные жесты, мимика, позы, определённые движения, специальные условные знаки.

Рис. 3. Необходимые качества личности выпускника в формировании исполнительского

мастерства

Немаловажное значение в формировании исполнительского мастерства будущих артистов, руководителей-хормейстеров творческих коллективов приобретают такие качества личности как:

- коммуникативная компетентность (умение общаться и строить деловые и личностные отношения с коллегами на основе доброжелательности, чуткости, уважения, естественности и открытости контактов);

- профессиональная коммуникативная компетентность (выразительные средства искусства - речь и средства речевого общения, язык невербального обучения - выразительные жесты, мимика, позы, определённые движения, специальные условные знаки).

Формирование профессионально-коммуникативной компетентности артистов требует использования специальных тренинговых упражнений (ролевой и деловой тренинг), творческих заданий, основанных на интересном музыкально-иллюстративном материале с использованием методов анализа, сравнения, обобщения, навыков стратегий копинг-поведения, методов самореализации. Предложенный подход, на наш взгляд, в полной мере отвечает двум важным положениям - целостности и динамичности процесса формирования исполнительского мастерства обучающихся, поскольку задействует все компоненты её структуры.

Таким образом, понимание процесса формирования исполнительского мастерства обучающихся народно-певческой направленности выявило целесообразность использования:

- целостного подхода, обеспечивающего тесную взаимосвязь профессионального и общего развития личности;

- деятельностного подхода, направленного на формирование профессионально личностных качеств обучающихся, необходимых в их будущей профессиональной деятельности. Это, по мнению Н.К. Баклановой, требует моделирования в ходе учебного процесса - профессиональной направленности образования, профессионального творческого мышления и профессионального самосознания [2];

- индивидуально-творческий подход, обеспечивающий определённую индивидуализацию процесса формирования исполнительского мастерства обучающихся с учётом уровня их профессиональной подготовки, опыта творческой работы, личностных качеств, мотивов к совершенствованию художественно-творческой деятельности и своих потенциальных возможностей.

Исследуя исполнительское мастерство как научно-творческую и педагогическую проблему, мы выявили, что темы исполнительства и мастерства нашли многогранное отражение в специальной и научной литературе музыкально-педагогической, искусствоведческой и психолого-педагогической направленности. Это позволило выявить концептуальную взаимосвязь смысло-содержательного наполнения этих понятий с важной специальной категорией - профессионализм», без учёта и постижения которой должный уровень исполнительского мастерства достигнуть невозможно.

По обоснованным утверждениям, проверенным теорией и практикой, исполнительское мастерство является «индикатором профессионализма» (Н.К. Бакланова); «высшим профессионализмом музыкально-исполнительской деятельности» (В.Т. Мышкина); «высшим уровнем готовности к профессиональной деятельности» (В.А. Сластёнин). Применительно к предмету нашего анализа, исполнительское мастерство будущих артистов-вокалистов, хормейстеров народно-певческих коллективов выступает показателем качественного уровня профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированной на социально-значимый результат и оптимальный процесс его достижения посредством совокупности профессиональных знаний, умений и навыков и высоко развитых качеств личности, сформированных в период обучения в вузе.

Список литературы

1. Азаров, Ю. П. Радость учиться и учиться / Ю. П. Азаров. - Москва : Политиздат, 1989. - 335 с.

2. Бакланова, Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры : учебное пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов / Н. К. Бакланова. - Москва : МГУКИ, 2003. - 222 с.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол. очерк : Кн. для учителя / Л. С. Выготский. - 3-е изд.- Москва : Просвещение. 1991. - 93 с.

4. Жиров, М. С. Русская народная песня: из прошлого в будущее : монография / М. С. Жиров, О. Я. Жирова. - Белгород : БГИИК, 2022. - 148 с.

5. Земцовский, И. И Русская протяжная песня: опыт исследования / И. И. Земцовский. -Ленинград, 1967. - 195 с.

6. Корогодский, З. Я. Воспитание в профессии / З. Я. Корогодский // Наука, культура, образование на рубеже XXI века : матер. Всерос. науч.-практ. конф. (4-6 октября) / З. Я. Корогодский. - Санкт-Петербург, 1995. - 151 с.

7. Линёва, Е. Э. Великорусские песни в народной гармонизации / Е. Э. Линёва. - Санкт-Петербург, 1904. - Вып. 1. - 307 с.

8. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - Москва : Наука, 1984. - 444 с.

9. Макаренко, А. С. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе / А. С. Макаренко // Макаренко А. С. Соч. в 7 т. - Москва, 1960. - Т. 5. - С. 234.

10. Мусин, И. А. О воспитании дирижёра / И. А. Мусин. - Ленинград : Музыка, 1987. -246 с.

11. Основы педагогического мастерства / под ред. И. А. Зязюна. - Киев : Вища школа, 1987. - 208 с.

12. Позовский, А. М. Записки дирижёра / А. М. Позовский. - Москва : Сов. композитор, 1968. - 558 с.

13. Проблемы музыкального мышления : сб. ст. / сост. и ред. М. Г. Арановский. -Москва : Музыка, 1974. - 336 с.

14. Сластёнин, В. А. Формирование личности учителя в советской школе в процессе профессиональной подготовке / В. А Сластёнин. - Москва, 1976. - 160 с.

15. Тарасов, Г. С. Педагогика в системе музыкального образования : учебное пособие по курсу «Педагогика» для студентов музыкальных вузов / Г. С. Тарасов. - Москва : ГМПИ им. Гнесиных, 1986. - 48 с.

16. Толстой, Л. Н. Общие замечания для учителей : Пед. соч. / Л. Н. Толстой. - Москва : АПН РСФСР, 1948. - 400 с.

17. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано : учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «2119 «Музыка и пение» / Г. М. Цыпин. - Москва : Просвещение, 1984. - 176 с.

18. Шамина, Л. В. Основы народно-певческой педагогики / Л. В. Шамина. - Москва, 1993. - 200 с.

19. Яконюк, В. Л. Генезис мотивации профессиональной деятельности музыканта : специальность 17.00.01 «Театральное искусство» : автореферат дис. ... д-ра психол. наук / Яконюк Вадим Леонтьевич ; Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. - Минск, 1995. - 45 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FORMATION OF PERFORMING SKILLS OF STUDENTS IN THE DIRECTION OF TRAINING «THE ART OF FOLK SINGING»:

METHODS AND APPROACHES

M.S. Zhirov1), O.N. Kudymova2), A.M. Nikisheva3)

1 2

' ' -Belgorod State University of Arts and Culture, Belgorod 1)e-mail: zhirovms1951@mail.ru

2)e-mail: oloe2011@yandex.ru

3)e-mail: nikisheva98@mail.ru

The aim of the article is to reveal the main methods and approaches in the formation of students' performing skills in the conditions of the new singing paradigm of folk-singing education. The authors consider the stated problem through the prism of its main components: technological, artistic-creative, socio-psychological, involving a vast amount of art history, music-pedagogical, psychological-pedagogical and cultural literature. Taking into account the destructive challenges of time, the authors emphasize the formation of professional and personal qualities of students, capable and ready to carry out all types of future professional

activities - musical-performing, choirmaster, pedagogical. The level and quality of mastery of pedagogical and creative technologies in these activities are the indicators of students' professionalism. Therefore, the performing skills of students are studied in the context of structural components: professional motives, needs, attitudes, which gives1 the opportunity to model the professional-creative and personality-oriented orientation of the educational process.

Keywords: performing skills, students, folk-singing education, formation, types of professional activity, methods, approaches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.