Научная статья на тему 'Формирование инвестиционных ресурсов в российской экономике и их распределение между субъектами экономических отношений'

Формирование инвестиционных ресурсов в российской экономике и их распределение между субъектами экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
808
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. / INVESTMENTS / INVESTMENT RESOURCES / INVESTMENT ATTRACTION / INNOVATIVE PROJECTS / THE REGIONAL INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юзвович Л. И.

В работе поднимаются вопросы теории и практики привлечения инвестиций в российскую экономику. Рас-смотрены предпосылки притока инвестиционного капитала во времена экономического подъема. Определенароль отечественных банков и всей банковской системы в целом в условиях рыночной экономики. Выявленыпроблемы распределения инвестиционных ресурсов между федеральными и региональными центрами. Автором представлены современные подходы к комплексному решению проблем привлечения и распределения инвестиционных ресурсов в российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE INVESTMENT RESOURCES IN RUSSIAN ECONOMY AND THEIR DISTRIBUTION BETWEEN THE SUBJECTS OF ECONOMIC RELATIONS

The questions of the theory and practice of attraction of investments into the Russian economy are considered in the article. Preconditions of inflow of the investment capital at the time of economic boom are considered. The role of domestic banks and all bank system as a whole in the conditions of market economy is defined. Problems of distribution of investment resources between the federal and regional centre are revealed. The author presents modern approaches to the complex decision of problems of attraction and distribution of investment resources in the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Формирование инвестиционных ресурсов в российской экономике и их распределение между субъектами экономических отношений»

♦---------------------------------------------------

онных трудностей временной разрыв с момента готовности здания к эксплуатации до момента получения свидетельства может быть сколь угодно велик [8], что в условиях современного рынка совершенно неприемлемо для бизнеса.

С другой стороны, для бюджета данная концепция также невыгодна, поскольку отсутствие экономической деятельности хозяйствующего субъекта не предполагает возникновение у него налоговых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

На наш взгляд, следует внести в сферу арендных отношений понятие «использование коммерческой недвижимости» и прописать в нем особенности финансовых отношений, возникающих между участниками арендной сделки, подлежащие регулированию в части формирования налоговых обязательств перед бюджетом.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. от

17.07.2009). М.: Омега-Л, 2009. Ч. II.

2. Информационное письмо Президиума ВАС № 66 от 11.01.2002 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» // Вестник ВАС РФ. 2002. № 3.

3. Информационное письмо Президиума ВАС № 53 от 01.06.2000 «О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений» // Вестник ВАС РФ. 2000. № 7.

4. Информационное письмо Президиума ВАС № 98 от 22.12.2005 «О применении отдельных положений гл. 25 НК РФ» // Вестник ВАС РФ. 2006. № 3.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. от

19.07.2009). Ч. II. М.: Омега-Л, 2009.

6. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 6 апреля 2000 г. № 7349/99 // Практика рассмотрения коммерческих споров: анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров президиума ВАС РФ. М.: Статут, 2000. Вып. 3.

7. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 (в ред. от 27.11.2006) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. 26 июня (№ 26).

8. Приказ Министерства юстиции РФ от 06.08.2004 № 135 (ред. от 24.12.2004) «Об утверждении инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. 23 авг. (№ 34).

9. ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 (ред. 30.06.2008) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Российская газета. 1997. 30 июля (№ 145).

УДК 336.581 Л.И. Юзвович

ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В работе поднимаются вопросы теории и практики привлечения инвестиций в российскую экономику. Рассмотрены предпосылки притока инвестиционного капитала во времена экономического подъема. Определена роль отечественных банков и всей банковской системы в целом в условиях рыночной экономики. Выявлены проблемы распределения инвестиционных ресурсов между федеральными и региональными центрами. Автором представлены современные подходы к комплексному решению проблем привлечения и распределения инвестиционных ресурсов в российской экономике.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционные ресурсы, инвестиционная привлекательность, инновационные проекты, региональная инвестиционная политика.

L.I. Yuzvovich

FORMATION OF THE INVESTMENT RESOURCES IN RUSSIAN ECONOMY AND THEIR DISTRIBUTION BETWEEN THE SUBJECTS OF ECONOMIC RELATIONS

The questions of the theory and practice of attraction of investments into the Russian economy are considered in the article. Preconditions of inflow of the investment capital at the time of economic boom are considered. The role of domestic banks and all bank system as a whole in the conditions of market economy is defined. Problems of distribution of investment resources between the federal and regional centre are revealed. The author presents modern approaches to the complex decision of problems of attraction and distribution of investment resources in the Russian economy.

The key words: investments, investment resources, investment attraction, innovative projects, the regional investment policy.

Продуманное инвестирование решает целый комп- Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное

лекс экономических задач на макро-, мезо- и микро- имущество, в том числе имущественные права, иные

уровнях, а также создает благоприятные условия для права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в

реформирования экономики и ее реструктуризации. объекты предпринимательской и (или) иной деятель-

ности в целях получения прибыли и (или) достижения полезного эффекта.

Особая роль в национальных экономических системах отведена иностранным инвестициям. Международное движение капитала развивается в различных формах с участием экономических субъектов разных стран. Интенсивные потоки капитала между странами и регионами мира вызывают рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех стран. В соответствии с законом РФ «Об иностранных инвестициях» иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ».

За последние десять лет инвестиционная привлекательность России в мире значительно выросла. Можно было наблюдать увеличение притока капитала в страну как за счет западных инвесторов, так и за счет увеличения товарооборота между мировым сообществом и Россией. Экспорт сырья и энергоносителей всегда был одним из основных способов пополнения отечественной казны. Экономический расцвет последних лет напрямую связан с мировым ростом цен на энергоносители и все виды сырьевой продукции. Российский бюджет впервые стал профицитным и смог аккумулировать огромный Стабилизационный фонд.

Формирование необходимых инвестиционных ресурсов, обеспечивающих финансирование инвестиционной деятельности национальной экономики в целом и в частности конкретного субъекта бизнеса, входит в систему стратегических целей [1 ]. Многими известными уче-ными-экономистами рассматриваются проблемы формирования инвестиционных ресурсов в национальной экономике, существуют различные точки зрения на структуру источников формирования инвестиций, методов финансировании и оптимизации инвестиционных ресурсов [2 - 3].

Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов призвана в первую очередь обеспечить бесперебойную инвестиционную деятельность, наиболее эффективное использование собственных денежных средств, а также финансовую устойчивость в долгосрочной перспективе. В процессе разработки данной стратегии, как правило, рассматриваются следующие этапы:

1) прогнозирование потребности в общем объеме инвестиционных ресурсов, т.е. определяется необходимый объем денежных средств для инвестирования;

2) изучение возможности формирования инвестиционных ресурсов за счет других источников;

3) определение методов финансирования инвестиционных программ и проектов;

4) оптимизация структуры источников формирования инвестиционных ресурсов с учетом уровня доходности и риска инвестиций.

Проблема привлечения инвестиций в России всегда была болезненным вопросом для власти, а в момент кризиса эта проблема еще более актуальна, так как большинство западных инвесторов вывели свои активы за рубеж. Поступления западных инвесторов в российскую экономику практически прекратились, а инвестиции из федерального центра в региональные центры ведутся фактически только на бумаге. Хотелось бы отметить несколько проблем, с которыми сталкивают-

ся федеральные и региональные власти при привлечении инвестиций, а также в их последующем распределении.

Российский экономический бум последних лет породил проблему инвестиционного ажиотажа во всей России, причем все - и федеральная, и региональная власть, и коммерческие структуры - преследовали сугубо личный интерес. Это переросло в настоящую проблему, которая проявилась особенно в период кризиса. Главная проблема формирования и распределения инвестиционных ресурсов, да и всей инвестиционной политики -это хаотичное ее развитие и направленность на узкий сектор экономики, т.е. на сырьевую и экспортную ее составляющие. Предлагаем по порядку разобраться во всех аспектах этой проблемы.

В России к концу 1990-х - началу 2000-х гг. закончилась активная фаза передела собственности, это период относительной политической стабильности. А мировая экономика начинает очередной виток необузданного потребления, что сопровождается ростом всех сырьевых и финансовых рынков. Федеральный бюджет начал получать высокие доходы от экспорта углеводородов, а государственные монополии взялись наращивать огромные административные и финансовые резервы. Большая часть инвестиционных поступлений направлялась в нефтегазовую отрасль, которая стала приоритетной для Правительства РФ. Мы уже не говорим о зарубежных инвестициях и инвестиционных программах с участием иностранных партнеров - складывается такое впечатление, что кроме нефтегазовых компаний в России ничего нет. В то же время федеральный бюджет аккумулирует так называемый Стабилизационный фонд, который должен служить «подушкой безопасности» для российской экономики.

Отечественная промышленность к началу 2000-х гг. была в ужасающем состоянии: устаревшее еще при Советском Союзе производство и оборудование не годилось для наращивания производства. Многие из предприятий стояли несколько лет подряд, пока собственники пытались их перевооружить. Собственники предприятий столкнулись с проблемой переоборудования, а иногда просто восстановления производства на предприятии, и главная проблема - где взять деньги на все это? Естественно, отечественные банки и банковская система не могли взять на себя такую ношу, да и сейчас российская банковская система не может помочь с развитием отечественных предприятий без поддержки государства.

Отсутствие кредитных и инвестиционных средств на внутреннем рынке вынудило российские предприятия обратиться за инвестиционными ресурсами на запад. Получение инвестиций для отечественных предприятий с запада в основном сводилось, да и сейчас сводится, к получению кредитов от западных банков и выпуску облигационных займов, в основном в виде еврооблигаций. Только в последние пару лет российские компании начали размещать свои IPO на международных фондовых рынках и использовать этот инструмент для привлечения инвестиций. Западные же банки выдавали кредиты отечественным предприятиям под более высокие проценты, так как Россия является страной повышенного инвестиционного риска. Такая же история и с облигациями отечественных предприятий на западе: проценты по купонам у них гораздо выше, чем у

♦-------------------------------------------------

их зарубежных аналогов. Все эти факторы привели к огромному корпоративному долгу перед западными инвесторами. А так как отечественные предприятия занимали средства в валюте, то во время кризиса они столкнулись еще и с проблемами курсовой разницы и валютным риском.

Банковская система, как и прежде, не способна самостоятельно реинвестировать и перекредитовывать российские предприятия, потому что, по сути, выполняет роль больше «валютного обменщика», нежели кредитного агента, получая сверхприбыли на манипуляциях с валютой. Кредиты, которые выдавались, были не чем иным, как кредитными средствами от иностранного заимствования.

В региональных центрах ситуация складывается не лучшим образом: приоритет смещен преимущественно на сырьевую базу региона. В регионах РФ выпущены сотни указов и региональных инструкций, направленных на развитие инвестиционной привлекательности, но, по сути, они так же хаотичны, как и сама процедура привлечения инвестиций.

Инвестиции из федерального центра выделяются точечно и распределяются неравномерно между регионами, как и западные инвестиции; первые в очереди -это регионы с промышленной и отраслевой составляющей. Также надо отметить, что как российские, так и зарубежные инвестиции не распространяются далеко от федерального центра. Например, на долю Центрального Федерального округа приходится до четверти всех инвестиций в России. Региональным бюджетам просто не под силу найти необходимые инвестиционные ресурсы для первоочередных задач, таких как развитие инфраструктуры, обновление ЖКХ и так далее, а про социальную нагрузку в регионе и говорить не стоит Конечно, некоторые регионы переложили часть социальных проблем на крупный бизнес, но это тоже не выход из ситуации: как показал кризис, социальные программы на крупных предприятиях были свернуты в первую очередь.

Инвестиции в российскую экономику нужны, они просто необходимы как воздух, но федеральному центру надо пересмотреть свою внешнюю и внутреннюю инвестиционную политику а также формирование и распределение инвестиционных ресурсов между федеральным и региональными центрами.

Федеральный центр должен начать вливать в экономику страны средства Стабилизационного фонда, причем не в форме выделений субсидированных кредитов банкам - как показала практика, этот способ не приносит ожидаемых результатов. Выход может быть найден путем скупки напрямую Центральным банком облигаций, выпускаемых отечественными предприятиями. Естественно, надо понимать, что в сегодняшней ситуации львиная доля этих денег пойдет на погашение кредитных обязательств перед зарубежными банками и по облигационным займам. Но это снизит внешнюю корпоративную задолженность. Ведь после приватизации большинство предприятий были вынуждены кредитоваться за границей, чтобы переоснастить свои производственные мощности.

Банковский сектор тоже не стоит списывать со счетов: банки должны главным образом пересмотреть формирование своих активов, а это проблема всей российской финансовой и банковской системы. Федераль-

ный центр может способствовать созданию в банковской системе механизмов «длинных денег», потому что банки в основном оперируют краткосрочными активами. Нужно принимать необходимые решения, федеральные законы, пересматривать ставки резервирования и рефинансирования, потому что наличие в стране такого механизма, как долгосрочные кредиты, послужит своеобразным стимулом для инвестиционного развития страны.

Также необходимо ужесточить контроль над деятельностью банковскими биржевыми спекуляциями как на валютных рынках, так и рынках ценных бумаг, ввести контроль за корпоративной задолженностью перед западными заемщиками, для чего необходимо стимулировать отечественные предприятия брать кредиты и выпускать облигации на внутреннем рынке. Такое поведение предприятий, во-первых, сократит риски и издержки на курсовой разнице. Контроль не должен сводиться только к административным мерам, наоборот, административные меры необходимо свести к минимуму.

Предприятиям следует видеть выгоду в привлечении инвестиционных ресурсов на внутреннем рынке, т.е. национальные инвестиционные ресурсы должны стать конкурентоспобными по отношению к иностранным, а не сводиться к выборочной денационализации предприятий.

Правительству РФ нужно акцентировать свои усилия не на сырьевой составляющей, а привлекать внешние инвестиции и направлять собственные инвестиции на развитие инновационных и научно-технических проектов в российской экономике. Газ, нефть и другое сырье всегда покупалось и будет покупаться у России, а технологии не появятся в России сами по себе, без активного вмешательства и поддержки со стороны государства. Причем Правительство РФ должно отказаться от идей гигантомании, ведь по своей сути создание государственных корпораций не приносит тех успехов, которые ожидает руководство страны. Взять, к примеру «Роснано» -это не что иное, как огромный венчурный фонд, который оперирует бюджетными средствами, скупая предприятия и поддерживая проекты, которые доказывали свою жизнеспособность. Почему бы не вернуться к мировой практике, которая использовалась в СССР и основывалась на здоровой конкуренции между предприятиями и НИИ, и выделять мелким компаниям деньги на развитие инновационных проектов?

Правительству РФ следует больше внимания уделять развитию мелкого и среднего бизнеса. Конечно, некоторые шаги к этому делаются, особенно в связи с кризисом, но этого мало. Если вспомнить историю, самыми успешными периодами экономического подъема в России всегда были годы, когда власть делала акцент на малый бизнес. Вспомним реформы Витте и Столыпина, которые в первую очередь были ориентированы на хозяина и собственника, нэп, введенный Лениным, чтобы оздоровить экономику Советской России, и даже короткое время кооперации - они показали свою эффективность. Правительству РФ необходимо приложить максимум усилий, чтобы мелкий бизнес развивался как можно активнее.

В регионах инвестиционная политика тоже должна быть кардинально изменена. Это может инициироваться как из федерального центра, так и на местах. Во-

первых, федеральный центр и региональные центры могут разработать систему регламентации инвестиционных проектов, их приоритетность и систему оценок. Также активно использовать механизм частных и государственных инвестиций для развития региональных приоритетных проектов, к примеру такие формы привлечения, как концессии, особые экономические зоны и т.п. Приоритетность же должна зависеть не от размера инвестиций в проект, а от его социальной и экономической значимости. Во-вторых, федеральному центру необходимо увеличить размер вливаний инвестиционных поступлений в региональные и местные бюджеты, в том числе и за счет средств Стабилизационного фонда. И конечно, осуществлять жесткий контроль за использованием денежных средств.

Кроме этого, необходимо пересмотреть структуру распределения инвестиций между регионами: нельзя, чтобы в отдельном федеральном округе концентрировалась львиная доля инвестиционных вливаний. Иначе получается, что в Москве строят четвертое транспортное кольцо, а на Дальнем Востоке жизнь и работа людей зависит от погоды и паромной переправы.

Сами регионы могут пересмотреть региональные программы инвестиционного развития и стимуляции или стратегии региональной инвестиционной политики. К примеру, если выгодней завозить в Заполярье птичье мясо, чем строить и содержать птицефабрику, то не надо строить птицефабрику, а направить средства на модернизацию дорог или аэропортов, или железнодорожных путей, чтобы продукцию можно было легко принимать в достаточном количестве и круглогодично. Также за счет собственных и федеральных средств регионам надо стараться разгрузить предприятия от социальных обязательств, которые в сложные экономические времена все равно не исполняются, а вместо этого следует увеличить процент отчисления от налогов в местный бюджет за счет федерального бюджета. Федеральный центр во главу своей работы должен поставить интересы регионального развития.

Корпорациям следует уменьшить потребности в инвестиционных ресурсах, да и в сегодняшней обстановке надеяться на легкие деньги от иностранных инвесторов не приходится. Предприятиям необходимо скон-

центрировать свои усилия на инновационных технологиях, а также больше ориентироваться на внутренний рынок, стимулировать его введением новых качественных продуктов, при этом пытаться снизить себестоимость. Время погони за сверхприбылью прошло, да и вообще желательно прежде всего учитывать человеческий фактор, не относиться к российскому потреблению, как к второсортному рынку. Как пример - те же российские нефтяные компании, которые на внутреннем рынке продают бензин по мировым ценам, а по качеству он стоит на 70 - 80-х позициях в мире. Что же касается инноваций, то нефтяные компании должны модернизировать свои производственные мощности и не останавливаться на достигнутом. Например, отечественные НПЗ производят из тонны нефти 250 - 300 л бензина, в то время как европейцы производят в 3 раза больше из нашей же нефти.

Пересмотр инвестиционной политики и, как следствие, формирования и распределения инвестиционных ресурсов между федеральным центром, субъектами Федерации и корпоративными структурами очень актуален на сегодняшний момент. Во время экономических потрясений и кризисов всем нужно действовать сообща, стремиться к общей цели, а не преследовать свои собственные интересы. Это будет одним из решающих факторов дальнейшего успеха страны и каждого региона в частности. Поэтому если федеральный центр и примет решение по вливанию инвестиционных средств из Стабилизационного фонда или пересмотрит систему распределения инвестиционных ресурсов между регионами, то региональные центры и корпоративные структуры не должны в очередной раз воспользоваться ситуацией и обналичить их в виде «чиновничьих премий» или вывести в оффшоры. Потому что может случиться так, что, преследуя ежеминутную выгоду, Россия останется сырьевым придатком других стран.

1. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: учебный курс. Киев: Эльга, 2002.

2. Бочаров В.В. Инвестиции: учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008.

3. Игонина Л.Л. Инвестиции: учебник. М.: Экономистъ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.