Научная статья на тему 'Формирование инвестиционной стратегии промышленного предприятия'

Формирование инвестиционной стратегии промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
767
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Островских Татьяна Илларионовна

Рассмотрены проблемы формирования инвестиционной стратегии предприятия. Предложены процедура и методика выбора стратегии с учетом внутренней и внешней среды для практического применения на промышленных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems offormation ofinvestment strategy ofthe enterprise are considered. Procedure and a technique ofa choice ofstrategy taking into account internal and an environment for practical application at the industrial enterprises are offered.

Текст научной работы на тему «Формирование инвестиционной стратегии промышленного предприятия»

как они функционируют в быстро меняющейся внешней среде. Помимо рассмотренных инструментов стратегического контроллинга, существует ряд достаточно сложных математических моделей. Достоинством их является точность прогнозов, но использовать их на практике не всегда легко. Представленные инструменты стратегического контроллинга доступны и применимы. Они помогут преодолеть определенные трудности, с которыми сталкиваются организации, независимо от размеров и отрасли, так как изменение внешних условий

зачастую опережает выполнение запланированных мероприятий, прежде всего по продуктам и услугам в отдельных рыночных сегментах вследствие быстрого развития новых технологий. В связи с такими тенденциями использование контроллинга как современной системы управления, включающей в себя управленческий учет, планирование (бюджетирование) и экономический анализ, поможет облегчить не только процесс принятия решений, но и контроль за тем, насколько то или иное решение способствует достижению поставленной цели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анискин Ю.П. Планирование и контроллинг: Учебник./ Ю.П. Анискин, А.М. Павлова. М.: Омега Л, 2003. 280 с.

2. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для вузов./ В.Б. Ивашкевич. М.: Экономистъ, 2003. 618 с.

3. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2003. 256 с.

4. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н.Г. Доналочкиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 279 с.

5. Манн Р. Контроллинг для начинающих. Система управления прибылью: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова / Под ред. и с предисл. д-ра экон. наук В.Б. Ивашкевича. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2004.

304 с.: ил.

6. Николаева О.Е. Стратегический управленческий учет / О.Е. Николаева, О.В. Алексеева. М.: Едито-риал УРСС, 2003. 304 с.

7. Фалько С.Г. Контроллинг: национальные особенности - российский и американский опыт / С.Г. Фалько, Кейт А Рассел, Л.Ф. Левин // Контроллинг 2002. № 1 С. 33-44.

8. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я: Пер. с нем. / Под. ред. и с предисл. М.Л. Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой. / Х.Й. Фольмут. М.: Финансы и статистика, 2003. 288 с.

9. Хан Дитгер ПиК. Стоимостно-ориентирован-ные концепции контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича и др. / Дитгер Хан. М.: Финансы и статистика, 2005. 928 с.

10. Управленческий учет: Учебное пособие/ Под ред. А.Д. Шеремета. 2-е изд., испр. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. 512 с.

Островских Т.И.

Формирование инвестиционной стратегии промышленного предприятия

Уровень развитости любого государства в социально-экономическом отношении определяется не только ВВП и его объемными характеристиками, но и инвестициями. Инвестиции сегодня представляют важный элемент экономики России, направленный на улучшение доходности страны, на приумножение ВВП и удвоение его в ближайшее время. Без ускоренного развития инвестиций в основной капитал вряд ли следует ожидать больших улучшений в механизмах взаимодействия экономики и ее инвестиционных составляющих. Несмотря на

развитие национальной экономики, проблема инвестиций в реальный сектор экономики не теряет своей актуальности. Физически и морально устаревшее оборудование не позволяет выпускать продукцию, которая может конкурировать с зарубежными аналогами. Высокие темпы экономического роста и инвестиционной активности являются взаимообусловленными процессами, поэтому вопросы инвестиционной привлекательности играют огромную роль, как для отдельных хозяйствующих субъектов, регионов, так и страны в целом.

Управление предприятием с позиций максимизации стоимости бизнеса требует от менеджеров подхода, основанного на стоимостном мышлении, которое предполагает концентрацию менеджмента предприятия не на текущих изменениях величины прибыли, а на долгосрочных денежных потоках, что позволяет постоянно увеличивать прибыль

[3].

Основным фактором, позволяющим реализовать экономический рост предприятия, являются инвестиции. Эффективным инструментом управления инвестиционной деятельностью организации, подчиненного реализации целей ее общего развития в условиях происходящих существенных изменений макроэкономических показателей, системы государственного регулирования рыночных процессов, конъюнктуры инвестиционного рынка и связанной с этим неопределенностью, выступает инвестиционная стратегия.

Инвестиционная стратегия представляет собой систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности промышленного предприятия, определяемых общими задачами его развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения. Для формирования наиболее эффективной инвестиционной стратегии актуальными становятся вопросы прогнозирования результатов инвестиционных решений предприятия. Под прогнозированием понимается процесс формирования обоснованных вероятностных суждений о возможных состояниях объекта в будущем на основе анализа тенденций его развития в прошлом. Инструментом прогнозирования являются методы: факторный, статистический, математический, а также методы экспертных оценок, базирующихся на опыте и интуиции специалистов [4].

Стратегические инвестиционные цели формируются на основе миссии, предпочтений руководства и позиции, занимаемой на целевом рынке. Цели задают направление развития фирмы и отражают желаемое состояние, которого необходимо достичь в ходе использования экономического, кадрового и иных видов потенциала предприятия [5].

Инвестиционная деятельность предприятия формируются исходя из системы целей общей стратегии экономического развития, для этого необходимо выбрать и сформировать одну из предлагаемых теорией стратегию, приемлемую для конкретного предприятия, условий внутренней и внешней среды, а также потенциала самого предприятия [2].

Практически любая инвестиционная стратегия включает в себя: направления инвестирования, используемые конкретные финансовые инструменты, а также сроки инвестирования. В зависимости от целей инвестирования, типа управления, характера экономической ситуации и множество других факторов можно выявить большое число разнообразных стратегий.

К группе базовых инвестиционных стратегий относятся: стратегии сбережения, накопления, агрессивного роста и умеренного роста.

Стратегия сбережения рекомендуется инвесторам, не склонным к риску, а также тем из них, кто не уверен в сроках осуществления инвестирования. Оптимальным вариантом стратегии признается тот, который не исключает срочного вывода основной части средств (до 80-90%) с фондового рынка в течение ближайшего года.

Стратегия накопления ориентирована на инвесторов не склонных к риску. Оптимальной считается такая стратегия, когда вероятность срочного вывода основной части средств инвестиционного портфеля (до 70-80%) с фондового рынка в течение ближайших 2-3 сравнительно не высока.

Стратегия агрессивного роста предлагает максимально возможную доходность (при соответствующем возрастании уровня потенциальных рисков). В качестве оптимальной предлагается стратегия, когда точный срок инвестирования не определен и существует вероятность срочного вывода основной части средств (до 80-90%) с фондового рынка в течение ближайшего года.

Стратегия умеренного роста может быть основана на прогнозе устойчивого роста экономики России, в ближайшие 2-3 года. Данная стратегия обеспечивает высокую доходность при ограничении потенциальных рисков. Оптимальный вариант стратегии тот, у которого вероятность срочного вывода основной части портфеля (до 70-80%) с фондового рынка в течение 2-3 лет.

При портфельном инвестировании выбор стратегии в значительной мере определяется типом управления. Обычно выделяют два типа управления: активный и пассивный.

Стратегия активного управления инвестициями предполагает тщательный мониторинг фондового рынка, оперативное приобретение финансовых инструментов, отвечающих целям инвестирования, а также быстрое изменение инвестиционного портфеля. Этот тип управления требует значительных денежных затрат, связанных с информационно-аналитической подготовкой решений, приобретением или разработкой собствен-

ного программно-технического и методического обеспечения.

Преимущество данного вида стратегии заключается в том, что менеджер по инвестициям в полной мере использует знания и большой опыт, а также доступную информацию, включая результаты проведенных инвестиционных исследований для достижения оптимального соотношения "риск-доход". Данная стратегия требует постоянно пересматривать структуру инвестиционного портфеля.

Стратегия пассивного управления инвестициями характерна для консервативных и умеренно-агрессивных инвесторов. В качестве главных целей пассивного управления выступают защита вложений от инфляции и получение гарантированного дохода при минимальном риске и низких затратах на управление. Этот тип управления предполагает создание хорошо диверсифицированных инвестиционных портфелей. Пассивный тип управления исходит из того, что структура портфеля в течение длительного периода не пересматривается, а это сравнительно низкий уровень управленческих расходов.

В процессе реализации основной цели, управление инвестиционной деятельностью направлено на решение следующего комплекса задач:

1. Обеспечение достаточно высоких темпов экономического развития предприятия за счет эффективной инвестиционной деятельности. Между эффективностью инвестиционной деятельности и темпами экономического развития предприятия существует прямая связь.

2.Максимизация доходов (прибыли) от инвестиционной деятельности. Прибыль является одним из основных показателей, характеризующих результаты не только инвестиционной, но и всей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия. При наличии альтернативных вариантов решений в объектах инвестирования рекомендуется выбирать те из них, которые обеспечивают получение наибольшей суммы чистой приведенной стоимости.

3. Минимизация уровней рисков. Инвестиционные риски сопутствуют практически всем формам инвестиционной деятельности и направлениям инвестирования. На этапе принятия управленческих решений, связанных с реализацией отдельных инвестиционных проектов, рекомендуется применять необходимые меры по ограничению уровней инвестиционных рисков и связанных с ними финансовых убытков.

4. Повышение финансовой устойчивости (основными показателями оценки, которой выступают коэффициенты финансовой независимости, устойчивости, маневренности собственных средств) и платежеспособности промышленного предприятия в процессе осуществления инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность связана с отвлечением финансовых средств, причем в достаточно больших размерах и на длительный период. Это может привести к снижению платежеспособности предприятия по текущим платежным операциям, несвоевременному выполнению платежных обязательств перед партнерами, государственным бюджетом, созданию предпосылок для наступления банкротства.

5. Повышение темпов реализации отдельных инвестиционных программ. Сокращение сроков реализации отдельной инвестиционной программы способствуют более высокому экономическому развитию предприятия, повышая вероятность формирования дополнительного денежного потока в виде прибыли от инвестиций и амортизационных отчислений. Это будет способствовать снижению уровня инвестиционных рисков, связанных с неблагоприятным изменениям конъюнктуры инвестиционного рынка и ухудшением инвестиционного климата в стране.

Сложность формирования инвестиционной стратегии предприятия заключается в разработке достаточно большого количества альтернативных вариантов инвестиционных проектов и выборе наилучших из них с экономической точки зрения. Все они должны наиболее полно соответствовать целям стратегического развития, которые были сформированы в миссии предприятия. Кроме того, рекомендуется учитывать возможности роста предприятия, что характеризуется долей завоеванного рынка на протяжении рассматриваемого ретроспективного периода и его способности адаптации инвестиционной стратегии к быстро изменяющимся условиям макро- и микросреды. Выбранная стратегия не может выходить за пределы периода формирования общей экономической стратегии предприятия.

Разработка наиболее эффективных способов реализации стратегических целей инвестиционной деятельности осуществляется по двум направлениям, а именно диверсификации инвестиционной деятельности и формировании необходимых по объему инвестиционных ресурсов. В процессе разработки стратегических направлений инвестиционной деятельности решается задача определения экономически наиболее целесообразного

соотношения различных форм инвестирования, которая связана с функциональной направленностью деятельности предприятия. Важными факторами, которые следует учитывать при решении указанной задачи, являются:

1) жизненный цикл, на протяжении которого функционирует предприятие или предполагает присутствовать на целевом рынке;

2) размер предприятия (крупное, среднее, малое);

3) общее состояние национальной экономики.

При выработке инвестиционной стратегии,

необходимо произвести анализ внешней среды. Объектом анализа выступают политические, макроэкономические и иные факторы, определяющие рыночную конъюнктуру (соотношение спроса и предложения), тенденция развития отдельных рынков (труда, капитала, сырьевых ресурсов) и т. п.

Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов включает четыре этапа [1]:

1) прогнозирование потребности в необходимом объеме инвестиционных ресурсов;

2) исследование и оценка возможностей формирования инвестиционных ресурсов за счет использования различных источников;

3) определение методов финансирования отдельных инвестиционных программ и проектов;

4) оптимизация структуры источников формирования инвестиционных ресурсов.

Главные критерии, учитываемые при формировании инвестиционных ресурсов:

а) максимизация финансовой устойчивости предприятия на основании следующей системы показателей: коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств, коэффициент маневренности собственного капитала, коэффициент долгосрочной задолженности, и коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств;

б) максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, при различных соотношениях внутренних и внешних источников финансирования.

Специалисты по инвестициям должны обращать внимание на необходимость учета стадии развития отрасли и соответственно входящих в нее предприятий при обосновании выбора экономически целесообразной стратегии инвестирования.

Безусловно, формирование инвестиционной стратегии промышленного предприятия относится к наиболее острым проблемам менеджмента, доказательством являются многочисленные публикации в журналах, монографии и учебная литература на эту тему. Автором предложены основные ориентиры выбора приоритетных направлений при выборе стратегии инвестирования, при этом следует понимать определение в стратегическом плане основных инвестиционных целей и задач, утверждение курса действия и распределения ресурсов, необходимых для достижений этих стратегических целей в разрезе функциональных направлений деятельности предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гукова А.В., Вишсиии Д. А. Финансовые аспекты формирования инвестиционного капитала // Финансы и кредит. 2008. № 8. С. 43-46.

2. Малюк В. Б., Сироткин В. Б., Беспалов Г. В.

Управление инвестиционной деятельностью в модели устойчивого роста предприятия // Вестник инжэкона серия: Экономика. 2006. № 4. С. 71-81.

3. Разумов И. В. Качество менеджмента и инвести-

ционная привлекательность промышленных предприятий // Финансы и кредит. 2007. № 20. С. 13-19.

4. Царев В. В. Оценка экономической эффективности инвестиций. СПб: Питер, 2004. 464 с.: (Серия "Академия финансов").

5. Яковенко Н. Н., К вопросу о принципах формирования стратегии развития региона // Региональная экономика. 2006. № 12. С. 41-45.

Каменева В.В.

к вопросу о повышении эффективности функционирования гостиничного комплекса

Статус и имидж предприятия на рынке гостиничных услуг определяется объемом и качеством предоставляемых услуг. Наличие структурных

подразделений общественного питания в структуре гостиницы - одно из требований государственной системы классификации гостиниц и других

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.