Научная статья на тему 'Контроллинг персонала образовательных учреждений высшего образования'

Контроллинг персонала образовательных учреждений высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательное учреждение / персонал / контроллинг / управление / кадровая политика / показатели / цели / качественно ориентированный контроллинг / внут-ренние и внешние факторы. / educational establishment / personnel / kontrolling / management / human resources policy / indexes / aims / high-quality oriented kontrolling / internal and external factors

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Марина Михайловна, Мелина Наталья Федоровна, Сокольник Инесса Владимировна

актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что управление современным образовательным учреждением высшего образования относится к числу наименее разработанных в современной науке. В образовательных учреждениях пер-сонал играет ключевую роль в достижении конечных результатов деятельности образова-тельного учреждения. В современных условиях хозяйствования контроллинг способствует оптимальной реализации персонала в достижении развития образовательного учреждения. Цель статьи заключается в выработке направлений использования персонала образо-вательного учреждения с целью достижения оптимальных значений показателей образо-вательного учреждения в современной российской практике. Ведущий метод, заложенный в основу решения проблемы, – метод экспертных оценок, который позволяет на основе системного исследования образовательного учреждения, как открытой системы, сделать вывод об основных направлениях внедрения контроллинга пер-сонала для более эффективной деятельности образовательного учреждения. Выявлены причины, которые позволяют образовательным учреждениям высшего об-разования использовать службу контроллинга персонала, сформированы основы для форми-рования службы контроллинга персонала образовательного учреждения высшего образова-ния в РФ. Результаты исследования могут быть использованы в теоретических исследованиях по внедрению контроллинга персонала в деятельность юридических лиц, а также в дея-тельности образовательных учреждений высшего образования при разработке стратеги-ческих программ развития. Результаты исследования могут быть использованы при разра-ботке методики управления персоналом образовательного учреждения высшего образова-ния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KONTROLLING OF PERSONNEL IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

the urgency of the problem stated in the article is due to the fact that the manage-ment of a modern educational institution of higher education is one of the least developed in mod-ern science. In educational institutions, staff play a key role in achieving the final results of the ed-ucational institution. In modern conditions of managing controlling facilitates the optimal realiza-tion of personnel in achieving the development of an educational institution. The purpose of the article is to develop directions for the use of the personnel of the educa-tional institution in order to achieve the optimum values of the indicators of the educational institu-tion in modern Russian practice. The leading method, which is the basis for the solution of the problem, is the method of expert assessments, which allows us to conclude on the basis of a system study of the educational institu-tion, as an open system, the main directions for introducing staff controlling for a more effective activity of the educational institution. The reasons that allow the higher education institutions to use the personnel controlling ser-vice are identified, the basis for the formation of the personnel controlling service of the education-al institution of higher education in the Russian Federation is formed. The results of the research can be used in theoretical studies in the introduction of controlling personnel to the activities of legal entities, as well as to the activities of educational institutions of higher education when developing strategic development programs. The results of the research can be used in the development of methods of personnel management in the educational institution of higher education.

Текст научной работы на тему «Контроллинг персонала образовательных учреждений высшего образования»

УДК: 338

ББК: 65.05

Романова М.М., Мелина Н.Ф., Сокольник И.В.

КОНТРОЛЛИНГ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Romanova M.M., Melina N.F., Sokolnik I.V.

KONTROLLING OF PERSONNEL IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

Ключевые слова: образовательное учреждение, персонал, контроллинг, управление, кадровая политика, показатели, цели, качественно ориентированный контроллинг, внутренние и внешние факторы.

Keywords: educational establishment, personnel, kontrolling, management, human resources policy, indexes, aims, high-quality oriented kontrolling, internal and external factors.

Аннотация: актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что управление современным образовательным учреждением высшего образования относится к числу наименее разработанных в современной науке. В образовательных учреждениях персонал играет ключевую роль в достижении конечных результатов деятельности образовательного учреждения. В современных условиях хозяйствования контроллинг способствует оптимальной реализации персонала в достижении развития образовательного учреждения.

Цель статьи заключается в выработке направлений использования персонала образовательного учреждения с целью достижения оптимальных значений показателей образовательного учреждения в современной российской практике.

Ведущий метод, заложенный в основу решения проблемы, - метод экспертных оценок, который позволяет на основе системного исследования образовательного учреждения, как открытой системы, сделать вывод об основных направлениях внедрения контроллинга персонала для более эффективной деятельности образовательного учреждения.

Выявлены причины, которые позволяют образовательным учреждениям высшего образования использовать службу контроллинга персонала, сформированы основы для формирования службы контроллинга персонала образовательного учреждения высшего образования в РФ.

Результаты исследования могут быть использованы в теоретических исследованиях по внедрению контроллинга персонала в деятельность юридических лиц, а также в деятельности образовательных учреждений высшего образования при разработке стратегических программ развития. Результаты исследования могут быть использованы при разработке методики управления персоналом образовательного учреждения высшего образования.

Abstract: the urgency of the problem stated in the article is due to the fact that the management of a modern educational institution of higher education is one of the least developed in modern science. In educational institutions, staff play a key role in achieving the final results of the educational institution. In modern conditions of managing controlling facilitates the optimal realization of personnel in achieving the development of an educational institution.

The purpose of the article is to develop directions for the use of the personnel of the educational institution in order to achieve the optimum values of the indicators of the educational institution in modern Russian practice.

The leading method, which is the basis for the solution of the problem, is the method of expert assessments, which allows us to conclude on the basis of a system study of the educational institution, as an open system, the main directions for introducing staff controlling for a more effective activity of the educational institution.

The reasons that allow the higher education institutions to use the personnel controlling service are identified, the basis for the formation of the personnel controlling service of the educational institution of higher education in the Russian Federation is formed.

The results of the research can be used in theoretical studies in the introduction of controlling personnel to the activities of legal entities, as well as to the activities of educational institutions of higher education when developing strategic development programs. The results of the research can be used in the development of methods of personnel management in the educational institution of higher education.

В современных экономических условиях образовательные учреждения выбирают такие подходы к управлению, которые будут способствовать подготовке информации для принятия эффективных управленческих решений. Реализация данного направления возможна через создание подразделения контроллинга, которое возьмет на себя функции координации, контроля, согласования в принятии решений.

Образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Целями интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании являются кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной дея-тельности1.

Внедрение в образовательном учреждении высшего образования контроллинга предполагает осуществление главной цели контроллинга - ориентировать управляющих менеджеров на достижение всех целей, которые поставлены перед образовательным учреждением.

Главная задача контроллинга заключается в отслеживании при получении релевантной информации, а также в ее подготовке

1 Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 29.12.2012 г. (ред. 03.08.2018г. № 329-ФЗ).

в соответствии с потребностями внутренних пользователей. Объективное включение больших информационных задач в хозяйственную структуру предприятия создает определенные трудности при их решении. Поставленные задачи не являются самоцелью для предприятия. Они связаны со специфическими информационными потребностями и являются производными вышестоящих целей образовательного учреждения2.

В методах управления образовательным учреждением и всей его структурой происходят качественные изменения. Данный аспект проявляется в постепенном процессе объединения планирования, бухгалтерского учета, контроля, анализа и принятия управленческих решений в единую комплексную систему. Образовательному учреждению в России необходимо на современном этапе уметь находить оптимальные решения в самых сложных ситуациях.

Перед образовательным учреждением стоит сложная задача построения такой динамической системы управления, которая способна адаптироваться к российской действительности. Стратегически эффективное присутствие на рынке возможно, если обеспечить предвидение существенных перемен и принять своевременные управленческие действия.

Для реализации основных управленческих функций требуется поиск более эффективных путей, так как методы, инструменты, доминирующие классические концепции управления не дают ответов на все вопросы для образовательных учреждений в соответствии с требованиями реального времени.

2 В.А. Бородин, М.М. Романова. Инструменты стратегического контроллинга на промышленных предприятиях: Монография. - Н.Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2010. - 154 с.

Система управления персоналом образовательного учреждения нуждается в механизме, способном оценить применяемые методы управления, их соответствие изменяющимся условиям хозяйственной среды предприятия. Формирование информационно-аналитической поддержки процессов принятия управленческих решений следует возложить на специально создаваемые подразделения. В рамках выше обозначенных исследований сформировалось научное направление, которое получило наименование «контроллинг».

Если заглянуть в историческое прошлое, то слово контроллинг имеет английское или частично французское происхождение (в основе лежат англоязычные лингвистические корни). To control в переводе с английского языка означает - контролировать, управлять. Если рассмотреть перевод с французского языка, то это «реестр, проверочный список»1. Первоначально контроллинг сформировался на базе государственного управления.

Один из представителей немецкой школы контроллинга Л. Дайле характеризует контроллинг как процесс овладения экономической ситуацией на предприятии2.

На заключительном этапе анализа достижения поставленных целей специалист по контроллингу проводит сравнение желаемых показателей и результатов воздействия факторов внешней и внутренней среды, ограничивающих достижение желаемых показателей. В результате аналитических процедур определяется разрыв между желаемыми и ожидаемыми показателями3.

A.M. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько приводят общее определение контроллинга: как концепции системного управления и способа мышления менеджеров, в основе которой лежит стрем-

1 Ананькина Е.А., Данилочкин С.В., Данилоч-кина Н.Г. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 279 с.

2 Дайле А. Практика контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. М.Л. Лукашевича, Е.Н. Тихоненковой. -М.: Финансы и статистика, 2003. - 336 с.

3 Доманин А.Б. Концепция управления предприятием на основе системного подхода к информации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. -№6. - С. 123-136.

ление обеспечить долгосрочное эффективное функционирование предприятия4.

Один из ведущих специалистов в этой сфере Э. Майер пишет: "Под контроллингом следует понимать руководящую концепцию эффективного управления предпри-ятием"5.

Возросшая ориентация на увеличение стоимости образовательного учреждения высшего образования приведет к созданию новых методов оценки человеческого капитала. В данном направлении будут решаться

и методологические и этические вопросы

6

оценки персонала .

На современном этапе научно-технический прогресс более весомо влияет на уровень производства. Уровень производства становится индикатором постоянно растущих потребностей личности и способствует его духовному развитию. В соответствии с данными изменениями учебный процесс в высшей школе требует постоянного совершенствования. Процесс постоянного совершенствования связан со сменой приоритетов и социальных ценностей общества7.

Особое значение для российских образовательных учреждений имеет овладение возможностями своевременной адаптации к изменениям рынка. Основная задача здесь, помимо умения завоевать определенные позиции на рынке и обеспечить качественное удовлетворение запросов потребителей, включает в себя способность их сохранить, несмотря на радикальные по содержанию изменения внешней среды .

Карминский A.M., Оленев Н.И., Примак А.Г.,

Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 2003. -256 с.

5 Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова / Под ред. и с предисл. В.Б. Ивашкевича - М.: Финансы и статистика, 2004. - 304 с.

6 Мелина Н.Ф., Управление образованием как пересотворение российского социума // Проблемы и перспективы образования ХХ1 века. - 2016. - №8. - С. 5764.

7 Романова, М.М., Формирование компетенций у обучающихся в процессе изучения специальных дисциплин экономического вуза // Аллея науки научно-практический электронный журнал - №2 (18), том 2, февраль, 2018 - С. 748-751.

8 Сокольник И.В. Качественные

Планирование в области кадровой политики не может быть успешным без контрольных процедур1.

X. Фольмут характеризует содержание контроллинга следующим образом: «содержание любой системы контроллинга заключается в ее ориентации на цели, будущее и узкие места. Главные задачи контроллинга -планирование, контроль и регулирование»2.

Деятельность образовательного учреждения зависит от внешних и внутренних факторов.

Определение наиболее значимых факторов на управление персоналом, их взаимосвязей и характера воздействия, позволяет определить причины существующего положения образовательного учреждения. Применяя данный подход в практической деятельности образовательного учреждения, можно спланировать и организовать его деятельность таким образом, чтобы обеспечить развитие в долгосрочной перспективе.

Влияние внешних и внутренних факторов на деятельность образовательного учреждения может быть прямым и косвенным.

Анализ взаимодействия внешних и внутренних факторов создает условия для принятия эффективных управленческих решений по улучшению финансового состояния и достижению функционирования предприятия в долгосрочной перспективе.

Любое образовательное учреждение представляет собой открытую социально-экономическую систему. Оно связано с постоянно изменяющейся внешней средой, предъявляющей конкретные требования к управлению предприятием, специфическими отношениями3.

характеристики услуг высшего профессионального образования в современной социально-экономической среде: монография // Актуальные вопросы образования, науки и инноваций в свете решения социально-экономических проблем: научная монография. - Новосибирск: Изд. «Сибак», 2014. -144 с. - С.125 - 141.

1 Сокольник И.В. Подходы к проведению образовательного аудита // Общество: политика, экономика, право. - ООО Издательский дом «ХОРС», 2018. - 108 с. - С. 64-67.

2 Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я: пер. с нем. / Под редакцией и с предисл. М.Л. Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 288 с.

3 Хазан М. Предприятие как открытая система

Известный немецкий исследователь в области управления Д. Хан определяет понятие контроллинг следующим образом: «В экономическом смысле это управление и наблюдение»4.

Контроллинг - это специфическая область организационно-управленческой деятельности, направленная на повышение качества управления в целом, так и областей, определяющих эффективность его работы.

Таким образом, контроллинг можно охарактеризовать как систему управления, которая позволит достигать поставленных определенных целей, следовательно, иметь возможность управлять будущим, позволяющим обеспечить образовательному учреждению длительное функционирование.

Подразделение контроллинга должно быть нацелено на управление процессами текущего и прогнозного анализа, который поможет образовательному учреждению снизить максимально ошибки и отклонения в управленческом процессе.

В соответствии с основной концепцией контроллинга выделяют количественно ориентированный контроллинг и качественно ориентированный контроллинг.

Повышаются требования к качеству управления персоналом.

Количественно ориентированный контроллинг направлен на управление материальными показателями. В его основе стоит управление с использованием числовых показателей: максимизация прибыли, количественный рост, управление прибылью.

Качественно ориентированный контроллинг направлен на управление не количественными показателями: ориентация на основе общей руководящей цели, на качественный рост, длительную работу и управление потенциалом образовательного учреждения.

Контроллинг в системе управления персоналом образовательной организации высшего образования направлен на поддержку всех функций кадровой службы учреждения.

Здесь можно выделить контроллинг пер-

// Проблемы теории и практики управления. - 2005. -№3. - С. 108-116.

4 Хан Д. / Хунгерберг Х. ПиК. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга: Пер. с нем. / под ред. Л.Г.Головача, М.Л. Лукашевича и др. -М.: Финансы и статистика, 2005. - 928 с.

сонала, который дает понимание контроля корректирующего типа и заменяет традиционное понимание контроля на практике.

Кадровая политика образовательного учреждения в соответствии с поставленными целями становится более комплексной и многогранной. Такой подход требует целенаправленного согласования, поэтому более актуальной становится задача координации. На данном этапе контроллинг персонала уходит от традиционных предписаний и принимает участие в кадровой политике образовательного учреждения.

В соответствии с вышесказанным, контроллинг персонала образовательного учреждения предполагает достижение следующих целей:

- планирование кадровой политики;

- поддержка информационной базы о персонале с точки зрения качества и надежности;

- координация в рамках функциональных подсистем системы управления персоналом, а также по отношению к другим функциональным подсистемам образовательного учреждения (например, подсистеме управления учебным процессом и т.п.);

- определение рисков в системе управления персоналом, а также повышение гибкости в управленческом процессе персонала образовательного учреждения.

В соответствии с поставленными целями выделим задачи контроллинга персонала образовательного учреждения:

- создание информационной базы для управления персоналом образовательного учреждения;

- проведение анализа существующей информации с целью определения ее полезности;

- проведение анализа и определение эффективности контроля персонала и контроля за расходами на его содержание.

Для разрешения указанных проблем необходимы: разработка механизма внедрения контроллинга, теоретическое обоснование путей совершенствования управленческой деятельности российских образовательных учреждений1.

1 Якименко А.А. Методические рекомендации по разработке положения о службе контроллинга предприятия // Контроллинг. - 2002. - №1. - С. 8-10.

Основной целью контроллинга персонала выступает обоснование соответствующих показателей по всем направлениям системы управления персоналом образовательного учреждения. В результате такого обоснования фиксируются отклонения от плановых значений показателей и обнаруживаются «узкие места».

Своевременный учет таких показателей позволяет в условиях рыночной экономики оперативно реагировать на все изменения в системе управления персоналом. Для планирования и прогнозирования ситуации в краткосрочном и в долгосрочном периоде специалисты отдела контроллинга персонала должны проводить анализ соответствующих показателей и контролировать соблюдение нормативов.

Для реализации целей контроллинга персонала образовательного учреждения нужно определить взаимосвязь между показателями и целями. В таблице 1 приведены основные элементы контроллинга персонала образовательного учреждения.

Здесь приоритетным становится обращение к качественным параметрам. Среди таких параметров можно выделить опросы внутри персонала образовательной организации, которые позволяют определить удовлетворенность персонала.

Расходы, которые связаны с использованием персонала образовательного учреждения, очень разнообразны. Такие расходы можно классифицировать и рассматривать с разных точек зрения для определения роли каждого вида расходов. Такой подход позволяет определить в управлении персоналом образовательного учреждения более конкретный и целенаправленный характер.

Управление расходами на персонал образовательного учреждения может осуществляться по следующим направлениям:

- посредством конкретных расходов на персонал;

- посредством анализа определенных выплат;

- путем анализа всех расходов учреждения;

- путем повышения эффективности.

Таблица 1 - Основные элементы контроллинга персонала образовательного учреждения

№ п/п Функциональные элементы Дополнения к существующим понятиям и методам

1 Характеристики персонала Профессиограммы Карты трудового потенциала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Мотивация Концепции мотивации, способствующие росту трудового потенциала и минимизация нереализованных возможностей персонала

3 Контроллинг Анализ прибыли при различных вариантах кадровой политики

Для определения расходов на персонал образовательного учреждения высшего образования можно использовать два направления.

Первое направление предполагает использование затратного метода. Суть данного метода состоит в том, что образовательное учреждение определяет в денежном выражении инвестиционные расходы на содержание конкретного персонала. В данном случае есть возможность определить размер расходов при потере сотрудников образовательного учреждения.

Второе направление заключается в определении приблизительной оценки текущей стоимости персонала образовательного учреждения. Здесь в основу расчетов берут оценку текущей стоимости каждого сотрудника для образовательного учреждения.

Следует отметить, что самым ценным капиталом для образовательного учреждения высшего образования выступают человеческие ресурсы.

Однако при определении эффективности от деятельности персонала в непредсказуемой будущности возникают сложности и неопределенность, что определяет минимальные вложения в персонал образовательного учреждения.

Методика учета человеческого потенциала предполагает определенные трудности с точки зрения оценки эффективности вложений в человеческие ресурсы. На сегодняшний момент в нашей стране такой подход практически не применяется. Все предприятия в основном используют принцип соотнесения результатов и затрат в практической деятельности с персоналом, в том числе и в образовательных учреждениях.

Контроллинг персонала в образовательном учреждении направлен на продолжение планирования и сопровождение реализации разработанных планов и программ по развитию учреждения. Контроллинг под-

готавливает и предоставляет необходимую управленческую информацию руководству образовательного учреждения с целью определить соответствующие действия.

Заключительным этапом для оценки достигнутых показателей выступают отчетные данные по исполнению принятого бюджета образовательного учреждения. Контроллинг предоставляет руководителям образовательного учреждения оперативную, полную и надежную информацию об исполнении бюджета в разрезе доходов, расходов и выявленных отклонений от запланированных показателей.

Координация расходов по содержанию персонала образовательного учреждения осуществляется посредством влияния на:

- численность персонала;

- бюджет расходов, поддающихся влиянию;

- постановку задачи в образовательном учреждении.

В образовательном учреждении высшего образования приоритетным должен стать принцип соотношения расходов на развитие персонала и прибыли по каждому центру ответственности в системе контроллинга персонала.

Сущность данной концепции состоит в эффективном вложении инвестиций в персонал.

Она должна строить экономические критерии деятельности сотрудников и практически выражаться в инвестициях, необходимых для целесообразного использования, управляемого поведения, максимального раскрытия возможностей и способностей, как отдельной личности, так и различных групп персонала.

С целью определения эффективности инвестиций по управлению персоналом образовательного учреждения высшего образования рекомендуется использовать следующие методы:

- текущей стоимости, который основан на определении чистого дисконтированного дохода, как показателя интегрального экономического эффекта;

- рентабельности, который позволяет оценить внутреннюю рентабельность проекта и определить срок окупаемости вложенных инвестиций.

Таким образом, можно сказать, что внедрение контроллинга персонала в прак-

тическую деятельность образовательного учреждения высшего образования позволит оптимизировать расходы образовательного учреждения высшего образования, будет способствовать управлению образовательным учреждением с целью достижения следующих целей: стабильного функционирования образовательного учреждения и эффективной работы персонала учреждения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 29.12.2012 г. (ред. 03.08.2018г. № 329-Ф3).

2. Бородин, В.А., Романова, М.М. Инструменты стратегического контроллинга на промышленных предприятиях: монография. - Н.Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2010. - 154 с.

3. Ананькина, Е.А., Данилочкин, С.В., Данилочкина, Н.Г. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием / под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 279 с.

4. Дайле, А. Практика контроллинга: пер. с нем. / под ред. М.Л. Лукашевича, Е.Н. Ти-хоненковой. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 336 с.

5. Доманин, А.Б. Концепция управления предприятием на основе системного подхода к информации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - №6. - С. 123-136.

6. Карминский, A.M., Оленев, Н.И., Примак, А.Г., Фалько, С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И.Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 256 с.

7. Манн, Р., Майер, Э. Контроллинг для начинающих: пер. с нем. Ю.Г. Жукова / под ред. и с предисл. В.Б. Ивашкевича - М.: Финансы и статистика, 2004. - 304 с.

8. Мелина, Н.Ф., Управление образованием как пересотворение российского социума // Проблемы и перспективы образования ХХ1 века. - 2016. - №8. - С. 57-64.

9. Романова, М.М., Формирование компетенций у обучающихся в процессе изучения специальных дисциплин экономического вуза // Аллея науки научно-практический электронный журнал. - 2018. - №2 (18), том 2. - С. 748-751.

10. Сокольник, И.В. Качественные характеристики услуг высшего профессионального образования в современной социально-экономической среде: монография // Актуальные вопросы образования, науки и инноваций в свете решения социально-экономических проблем: научная монография. - Новосибирск: Сибак, 2014. - 144 с. - С. 125 - 141.

11. Сокольник, И.В. Подходы к проведению образовательного аудита // Общество: политика, экономика, право. - М.: ХОРС, 2018. - 108 с. - С. 64-67.

12. Фольмут, Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я: пер. с нем. / под редакцией и с предисл. М.Л. Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 288 с.

13. Хазан, М. Предприятие как открытая система // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - №3. - С. 108-116.

14. Хан, Д. / Хунгерберг Х. ПиК. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга: пер. с нем. / под ред. Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича и др. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 928 с.

15. Якименко, А.А. Методические рекомендации по разработке положения о службе контроллинга предприятия // Контроллинг. - 2002. - №1. - С. 8-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.