УДК 372.874
Никитина Н.А.
преподаватель кафедры средового и графического дизайна Нижегородский государственный педагогический университет
им. К. Минина (г. Нижний Новгород, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЖАНРУ «ПОРТРЕТ» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в работе рассмотрены необходимые педагогические методы для формирования интереса через жанр «Портрет» в художественном воспитании дошкольников и младших школьников. Показана важность применения метапредметных технологий, медиа-технологий, метода схем, соединения техник графики, живописи и ДПИ, а также проведения выставок как закрепление ситуации успеха и работа на перспективу.
Ключевые слова: педагогические методы, формирование интереса, художественное воспитание, жанр Портрет.
В современном мире художественному воспитанию в школе принадлежит важная роль в развитии гармоничной личности ребенка, в формировании духовной нравственности подрастающего поколения, ценностных ориентаций, его творческой и познавательной активности, художественно-образного мышления и приобщения к культуре родной страны и мира.
В художественном воспитании дошкольников и младших школьников самой трудной темой предметов, курсов «Изобразительного искусства» и «Декоративного искусства» является жанр «Портрет». Каждый возраст несовершеннолетнего особенный, каждый важен в развитии личности. И в каждом возрасте особое отношение к теме «Автопортрет», «Портрет». Для
ребёнка этот жанр в творчестве как калька с образа себя и образа значимых близких людей, как запрос на выражение действительности, внутренних переживаний и социальных позиций в условиях недостаточности умений и знаний, неумения совладать со своими эмоциями. Специфика детского восприятия состоит в том, что дошкольник мыслит образами, его художественные деятельность зависит от богатства накупленных образов, от широты накопленного образного ряда. Возраст с четырёх до шести лет наиболее психически устойчивый, чем кризисные периоды. А значит: этот период наиболее предпочтителен для реализации программ, требующих усидчивости в рамках разрешённого времени согласно возрасту.
Кризис семи лет ставит ребёнка на грань преломления между дошкольным опытом и шагом в мир школьного учения, даёт выход на новые задачи для логического мышления, памяти, коммуникации в новом коллективе и в новых условиях. У дошкольников наиболее развито и задействовано образное мышление, ведущий вид деятельности - игровой. В 6-7 лет дети подготовительной группы ДОУ и первоклассники 6-7 и 7-8 лет находятся в периоде переходном к логическому типу мышления как основному, к ведущему виду деятельности - учебной [4, С.262]. Тематика портрета заставляет педагога учитывать полученный ранее практический опыт детей, а также применять метапредметные технологии, связь с предметами: художественным конструированием, логикой, Представлением об окружающем мире по программам ДОУ и начальной школы.
Что же влияет негативно на детский рисунок, что навязывает ненужные стереотипы в период 7- 12 лет? Это в первую очередь, некая мода на типажи игрушек с кукольными пропорциями маленькой шеей или совсем без неё, большой головой и огромными глазами на лице. Таким образом, игрушка диктует стандарт «красивости», но не дает верный образ человека. Во-вторых, стилизованные персонажи мультфильмов с неправильной ориентированностью вида сбоку и анфаса. Например, когда боковой вид имеет на лице или мордочке два глаза вместо реально видимого одного глаза, как в «Свинке Пеппер». В семь
лет ребёнок в рисунке соблюдает уже более точные пропорции, чем раньше. Но, без контроля со стороны взрослого на портрете будет практически отсутствовать лоб, так как глаза будут располагаться сразу на нём. С восьми лет юные художники уже стремятся показать не только анфас, но и профильное изображение. Плоская передача головы сменяется на объёмную, но при условии правильного обучения. В более поздние года младшие школьники отваживаются на вид три - четверти, при этом одна рука или отсутствует, или намного длиннее другой. Четвероклассники уже способны передать сложность психологического портрета. Но все возраста дошкольного и младшего школьного периода имеют проблемы построения при соединении рук к туловищу. Без подсказки взрослого шея всегда будет кукольно тонкими, а плечи намного уже естественных пропорций, руки вставлены в бок, а не от сустава плеча. Ребёнку покажется легче отказаться от идеи создания поясного портрета, портрета полуфигуры. На результат практической деятельности накладывает совокупность представлений ребёнка о конструктивном строении человеческого тела. В общих чертах дети могут предположить последовательность ведения рисования, но всё же не стоит им отводить большую свободу в выборе этапов, наоборот, линейно-конструктивного построение должно быть продиктовано строго в соответствии с разработанными схемами согласно возрасту с разной сложностью.
С одной стороны, «...на занятии должны максимально использоваться возможности и знания самих учащихся, а держать под контролем учебную ситуацию поможет система приемов обратной связи» [2, С.11]. А с другой стороны, идти на поводу у ребёнка, позволяя ошибочную последовательность -это значит лишить ребёнка быстрого и правильного пути решения задач. Это означает рисковать и не уложиться в отведённые рамки времени
Развитие детского творчества выстраивается через четыре стадии от идеопластического (символического) к физиопластическому (реалистичному). Без подготовки под руководством педагога ребёнок не достигает всех ступеней развития рисунка. Периоды угасания интереса к жанру «Портрет» в виду естественных причин роста когнитивных способностей и самокритичности
самосознания это от 10 до 15 лет. Интерес может возобновиться до 20 лет как профессиональная подготовка будущего специалиста в маленьком проценте наблюдаемых. В иных случаях после перелома взрослый человек будет повторять только свой последний уровень развития рисунка. При планировании образовательного и воспитательного процесса необходимо учитывать периоды угасания интереса к жанру «Портрет».
Педагогически направленное художественное воспитание дополняется стихийным художественным воспитанием вне школы, является частью эстетического воспитания, выполняется благодаря метапредметным технологиям, интеграции, тематическим связям различных школьных предметов. Важно просвещать, знакомить с образцами мировой художественной культуры, расширяя образный ряд каждого ребёнка. Это накладывает на педагога обязательность планирования и ответственного проведения процесса обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывать совокупность полученных ранее ребёнком информации, впечатлений, собственного опыта. Необходимо создавать в доступной форме и объёме воспитывающую и обучающую информацию с порогом ближайшего развития.
При нарушении баланса между теоретическим, просвещающим аспектом художественного воспитания и развитием навыков рисования, эрудированный теоретически ребёнок, не натренированный на распознавание схем линейно-конструктивного построения не показывает всё, на что способен, что накопил, и не способен на последующую вариативность на основе схем. Если имеющиеся учебники и предлагаемые к ним рабочие тетради не дополнены наглядными пособиями - конструктивными схемами построения с определённой последовательностью ведения работы по ним от общего, через средний уровень восприятия к мелкой детализации, то не достичь педагогического успеха.
Для успешности творчества в жанре «Портрет» необходимо разработать систему занятий от простого фронтального изображения головы через последующие виды с боку, в том числе поясные и во весь рост, к портрету в три четверти в движении с предметом в руке - это Шаг I. Высокая результативность
зависит от хорошего планирования, соблюдения системно-деятельностного подхода, проведения образовательной деятельности с соблюдением условия ведения всех частей занятия с учетом грамотного распределения времени. А также следующих принципов: принцип сопричастности и активности учащихся, принцип научности, принцип связи с жизнью, интегрированность с представлением об окружающем мире, принцип систематичности и последовательности, принцип психологической комфортности, принцип творчества, принцип доступности, принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, принцип здоровья сберегающих технологий.
Школьника необходимо провести ещё через 5 шагов: Шаг II - через насыщение эмоциональными образами и понятиями в «копилку», обучение простым формам через базовые схемы: композиции, построения, контраста. Шаг III - необходимо учить детей видеть образ человека в двухмерном пространстве рисунка и понимать геометрическую схему, соотносить ее с изображением на листе при практической деятельности. Правильное планирование и проведение по нему занятия подразумевает точно-отмеренную последовательность построения по геометрическим схемам согласно возрасту групп учеников. Схемы необходимо упрощать в период адаптации и со второго полугодия для возраста 7-8, 9-10, 10-11, 11-12 лет нужно использовать предоставленную выше последовательность практической части. Наглядные пособия в виде схемы обязательно нужно демонстрировать на интерактивной доске в процессе инструктажа и рисования детьми. Грамотное распределение нагрузки и времени - это разное количество занятий по одним и тем же темам для групп с разным уровнем предварительной подготовки и с разной возрастной аудиторией, разная сложность, индивидуальный список требований на каждый возраст. Для успешного решение задач по теме портрет в творчестве детей рисование по представлению и с натуры нужно сотрудничество детей и взрослого, психологический комфорт и деловой стиль общения с поощрением инициативности, самостоятельности ребят, с индивидуальной помощью при обходе класса. Тему «Портрет» можно давать как тему рисования по
представлению и как рисование с натуры. Лучшим вариантом показа будет применение медиа-технологий на интерактивной доске. Это кратчайший путь к реализации задач построения, получения знаний о правильном нанесении тона и цвета. Но от самого педагога зависит, сможет ли он направить энергию детей на творческое созидание на основе полученных знаний и художественных навыков, научится ли ребёнок правильно держать в руке карандаш, кисть. Для реализации повышения мотивации и устойчивости интереса школьников к теме «Портрет» необходимо ещё 3 шага. Шаг1У - применение нетрадиционных техник рисования, соединение с ИЗО в общие композиции, ШагУ - применение смешанных техник с элементами объёмной бумагопластики или аппликации, ШагУ1 - выставки итогов творческой деятельности. Применение различных материалов, художественных технологий расширяет возможности на основе импровизации на базе пройденных тем: схемы композиции и построения, симметрия и контраст.
Сейчас проблема преподавания в школе предмета «Изобразительного искусства» состоит в том, что этим занимаются, подчас, не специалисты, а педагоги других специализаций, преподающие предмет «Изобразительное искусство» в нагрузку к своим основным предметам. Это не эффективно, так как педагоги по отлично написанным программам, планам конспектов и пособиям, не могут поставить правильно руку ребёнка, не могут разработать самостоятельно мобильные геометрические схемы для рисования животных и людей, закладывают неправильную последовательность при построении портрета, что усложняет им работу, а не только запутывает детей. Выход только один - создать условия принимающей стороне, работодателю для того, чтобы выпускники педагогических ВУЗов, пришли в школы. А студентам педагогических ВУЗов необходимо уметь разрабатывать схемы животных и человека в движении, схемы сюжетных композиций. Тему «Портрет» можно давать как тему рисования по представлению и как рисование с натуры. Тогда в последнем случае учащимся помогут зеркала и собственное фото на сенсорном экране телефона, с натурщика. Но во всех случаях не обойтись без разработанной
схемы как наглядного пособия, лучшим вариантом показа будет применение медиа-технологий на интерактивной доске. Это кратчайший путь к реализации задач построения, получения знаний о правильном нанесении тона и цвета. Для портретных изображений в полный рост для детей ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья) и в период адаптации целесообразно использовать шаблоны в виде отдельных частей тела, приближенных к геометрическим фигурам. Но от самого педагога зависит, сможет ли он направить энергию детей на творческое созидание на основе полученных знаний и художественных навыков, научится ли ребёнок правильно держать в руке карандаш, кисть.
Современные реалии требуют от педагогов курсов «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Технологии»: профессиональной компетентности, мобильности как психологической, так и интеллектуальной. Это и готовность идти в ногу со временем, и опережать, предугадывать запросы общества к развитию подрастающего поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Галян С.В. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 60 с;
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. М.: Академия, 1999. 344 с;
3. Игнатьев Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника / Психология младшего школьника. М.: АПН РСФСР. 1960. С. 283-303;
4. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. (Психологи отечества). С. 239-284
Nikitina N.A.
Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin
(Nizhny Novgorod, Russia)
FORMATION OF INTEREST IN «PORTRAIT» GENRE
IN ARTISTIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Abstract: the paper examines the necessary pedagogical methods for developing interest through the "Portrait" genre in the artistic education ofpreschoolers and primary schoolchildren. The importance of using meta-subject technologies, media technologies, the method of diagrams, combining the techniques of graphics, painting and DPI, as well as holding exhibitions as consolidation of a situation of success and work for the future is shown.
Keywords: pedagogical methods, interest formation, artistic education, Portrait genre.