Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЖАНРУ «ПОРТРЕТ» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЖАНРУ «ПОРТРЕТ» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
педагогические методы / формирование интереса / художественное воспитание / жанр Портрет / pedagogical methods / interest formation / artistic education / Portrait genre

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Н.А.

В работе рассмотрены необходимые педагогические методы для формирования интереса через жанр «Портрет» в художественном воспитании дошкольников и младших школьников. Показана важность применения метапредметных технологий, медиа-технологий, метода схем, соединения техник графики, живописи и ДПИ, а также проведения выставок как закрепление ситуации успеха и работа на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTEREST IN «PORTRAIT» GENRE IN ARTISTIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The paper examines the necessary pedagogical methods for developing interest through the “Portrait” genre in the artistic education of preschoolers and primary schoolchildren. The importance of using meta-subject technologies, media technologies, the method of diagrams, combining the techniques of graphics, painting and DPI, as well as holding exhibitions as consolidation of a situation of success and work for the future is shown.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЖАНРУ «ПОРТРЕТ» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 372.874

Никитина Н.А.

преподаватель кафедры средового и графического дизайна Нижегородский государственный педагогический университет

им. К. Минина (г. Нижний Новгород, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЖАНРУ «ПОРТРЕТ» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в работе рассмотрены необходимые педагогические методы для формирования интереса через жанр «Портрет» в художественном воспитании дошкольников и младших школьников. Показана важность применения метапредметных технологий, медиа-технологий, метода схем, соединения техник графики, живописи и ДПИ, а также проведения выставок как закрепление ситуации успеха и работа на перспективу.

Ключевые слова: педагогические методы, формирование интереса, художественное воспитание, жанр Портрет.

В современном мире художественному воспитанию в школе принадлежит важная роль в развитии гармоничной личности ребенка, в формировании духовной нравственности подрастающего поколения, ценностных ориентаций, его творческой и познавательной активности, художественно-образного мышления и приобщения к культуре родной страны и мира.

В художественном воспитании дошкольников и младших школьников самой трудной темой предметов, курсов «Изобразительного искусства» и «Декоративного искусства» является жанр «Портрет». Каждый возраст несовершеннолетнего особенный, каждый важен в развитии личности. И в каждом возрасте особое отношение к теме «Автопортрет», «Портрет». Для

ребёнка этот жанр в творчестве как калька с образа себя и образа значимых близких людей, как запрос на выражение действительности, внутренних переживаний и социальных позиций в условиях недостаточности умений и знаний, неумения совладать со своими эмоциями. Специфика детского восприятия состоит в том, что дошкольник мыслит образами, его художественные деятельность зависит от богатства накупленных образов, от широты накопленного образного ряда. Возраст с четырёх до шести лет наиболее психически устойчивый, чем кризисные периоды. А значит: этот период наиболее предпочтителен для реализации программ, требующих усидчивости в рамках разрешённого времени согласно возрасту.

Кризис семи лет ставит ребёнка на грань преломления между дошкольным опытом и шагом в мир школьного учения, даёт выход на новые задачи для логического мышления, памяти, коммуникации в новом коллективе и в новых условиях. У дошкольников наиболее развито и задействовано образное мышление, ведущий вид деятельности - игровой. В 6-7 лет дети подготовительной группы ДОУ и первоклассники 6-7 и 7-8 лет находятся в периоде переходном к логическому типу мышления как основному, к ведущему виду деятельности - учебной [4, С.262]. Тематика портрета заставляет педагога учитывать полученный ранее практический опыт детей, а также применять метапредметные технологии, связь с предметами: художественным конструированием, логикой, Представлением об окружающем мире по программам ДОУ и начальной школы.

Что же влияет негативно на детский рисунок, что навязывает ненужные стереотипы в период 7- 12 лет? Это в первую очередь, некая мода на типажи игрушек с кукольными пропорциями маленькой шеей или совсем без неё, большой головой и огромными глазами на лице. Таким образом, игрушка диктует стандарт «красивости», но не дает верный образ человека. Во-вторых, стилизованные персонажи мультфильмов с неправильной ориентированностью вида сбоку и анфаса. Например, когда боковой вид имеет на лице или мордочке два глаза вместо реально видимого одного глаза, как в «Свинке Пеппер». В семь

лет ребёнок в рисунке соблюдает уже более точные пропорции, чем раньше. Но, без контроля со стороны взрослого на портрете будет практически отсутствовать лоб, так как глаза будут располагаться сразу на нём. С восьми лет юные художники уже стремятся показать не только анфас, но и профильное изображение. Плоская передача головы сменяется на объёмную, но при условии правильного обучения. В более поздние года младшие школьники отваживаются на вид три - четверти, при этом одна рука или отсутствует, или намного длиннее другой. Четвероклассники уже способны передать сложность психологического портрета. Но все возраста дошкольного и младшего школьного периода имеют проблемы построения при соединении рук к туловищу. Без подсказки взрослого шея всегда будет кукольно тонкими, а плечи намного уже естественных пропорций, руки вставлены в бок, а не от сустава плеча. Ребёнку покажется легче отказаться от идеи создания поясного портрета, портрета полуфигуры. На результат практической деятельности накладывает совокупность представлений ребёнка о конструктивном строении человеческого тела. В общих чертах дети могут предположить последовательность ведения рисования, но всё же не стоит им отводить большую свободу в выборе этапов, наоборот, линейно-конструктивного построение должно быть продиктовано строго в соответствии с разработанными схемами согласно возрасту с разной сложностью.

С одной стороны, «...на занятии должны максимально использоваться возможности и знания самих учащихся, а держать под контролем учебную ситуацию поможет система приемов обратной связи» [2, С.11]. А с другой стороны, идти на поводу у ребёнка, позволяя ошибочную последовательность -это значит лишить ребёнка быстрого и правильного пути решения задач. Это означает рисковать и не уложиться в отведённые рамки времени

Развитие детского творчества выстраивается через четыре стадии от идеопластического (символического) к физиопластическому (реалистичному). Без подготовки под руководством педагога ребёнок не достигает всех ступеней развития рисунка. Периоды угасания интереса к жанру «Портрет» в виду естественных причин роста когнитивных способностей и самокритичности

самосознания это от 10 до 15 лет. Интерес может возобновиться до 20 лет как профессиональная подготовка будущего специалиста в маленьком проценте наблюдаемых. В иных случаях после перелома взрослый человек будет повторять только свой последний уровень развития рисунка. При планировании образовательного и воспитательного процесса необходимо учитывать периоды угасания интереса к жанру «Портрет».

Педагогически направленное художественное воспитание дополняется стихийным художественным воспитанием вне школы, является частью эстетического воспитания, выполняется благодаря метапредметным технологиям, интеграции, тематическим связям различных школьных предметов. Важно просвещать, знакомить с образцами мировой художественной культуры, расширяя образный ряд каждого ребёнка. Это накладывает на педагога обязательность планирования и ответственного проведения процесса обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывать совокупность полученных ранее ребёнком информации, впечатлений, собственного опыта. Необходимо создавать в доступной форме и объёме воспитывающую и обучающую информацию с порогом ближайшего развития.

При нарушении баланса между теоретическим, просвещающим аспектом художественного воспитания и развитием навыков рисования, эрудированный теоретически ребёнок, не натренированный на распознавание схем линейно-конструктивного построения не показывает всё, на что способен, что накопил, и не способен на последующую вариативность на основе схем. Если имеющиеся учебники и предлагаемые к ним рабочие тетради не дополнены наглядными пособиями - конструктивными схемами построения с определённой последовательностью ведения работы по ним от общего, через средний уровень восприятия к мелкой детализации, то не достичь педагогического успеха.

Для успешности творчества в жанре «Портрет» необходимо разработать систему занятий от простого фронтального изображения головы через последующие виды с боку, в том числе поясные и во весь рост, к портрету в три четверти в движении с предметом в руке - это Шаг I. Высокая результативность

зависит от хорошего планирования, соблюдения системно-деятельностного подхода, проведения образовательной деятельности с соблюдением условия ведения всех частей занятия с учетом грамотного распределения времени. А также следующих принципов: принцип сопричастности и активности учащихся, принцип научности, принцип связи с жизнью, интегрированность с представлением об окружающем мире, принцип систематичности и последовательности, принцип психологической комфортности, принцип творчества, принцип доступности, принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, принцип здоровья сберегающих технологий.

Школьника необходимо провести ещё через 5 шагов: Шаг II - через насыщение эмоциональными образами и понятиями в «копилку», обучение простым формам через базовые схемы: композиции, построения, контраста. Шаг III - необходимо учить детей видеть образ человека в двухмерном пространстве рисунка и понимать геометрическую схему, соотносить ее с изображением на листе при практической деятельности. Правильное планирование и проведение по нему занятия подразумевает точно-отмеренную последовательность построения по геометрическим схемам согласно возрасту групп учеников. Схемы необходимо упрощать в период адаптации и со второго полугодия для возраста 7-8, 9-10, 10-11, 11-12 лет нужно использовать предоставленную выше последовательность практической части. Наглядные пособия в виде схемы обязательно нужно демонстрировать на интерактивной доске в процессе инструктажа и рисования детьми. Грамотное распределение нагрузки и времени - это разное количество занятий по одним и тем же темам для групп с разным уровнем предварительной подготовки и с разной возрастной аудиторией, разная сложность, индивидуальный список требований на каждый возраст. Для успешного решение задач по теме портрет в творчестве детей рисование по представлению и с натуры нужно сотрудничество детей и взрослого, психологический комфорт и деловой стиль общения с поощрением инициативности, самостоятельности ребят, с индивидуальной помощью при обходе класса. Тему «Портрет» можно давать как тему рисования по

представлению и как рисование с натуры. Лучшим вариантом показа будет применение медиа-технологий на интерактивной доске. Это кратчайший путь к реализации задач построения, получения знаний о правильном нанесении тона и цвета. Но от самого педагога зависит, сможет ли он направить энергию детей на творческое созидание на основе полученных знаний и художественных навыков, научится ли ребёнок правильно держать в руке карандаш, кисть. Для реализации повышения мотивации и устойчивости интереса школьников к теме «Портрет» необходимо ещё 3 шага. Шаг1У - применение нетрадиционных техник рисования, соединение с ИЗО в общие композиции, ШагУ - применение смешанных техник с элементами объёмной бумагопластики или аппликации, ШагУ1 - выставки итогов творческой деятельности. Применение различных материалов, художественных технологий расширяет возможности на основе импровизации на базе пройденных тем: схемы композиции и построения, симметрия и контраст.

Сейчас проблема преподавания в школе предмета «Изобразительного искусства» состоит в том, что этим занимаются, подчас, не специалисты, а педагоги других специализаций, преподающие предмет «Изобразительное искусство» в нагрузку к своим основным предметам. Это не эффективно, так как педагоги по отлично написанным программам, планам конспектов и пособиям, не могут поставить правильно руку ребёнка, не могут разработать самостоятельно мобильные геометрические схемы для рисования животных и людей, закладывают неправильную последовательность при построении портрета, что усложняет им работу, а не только запутывает детей. Выход только один - создать условия принимающей стороне, работодателю для того, чтобы выпускники педагогических ВУЗов, пришли в школы. А студентам педагогических ВУЗов необходимо уметь разрабатывать схемы животных и человека в движении, схемы сюжетных композиций. Тему «Портрет» можно давать как тему рисования по представлению и как рисование с натуры. Тогда в последнем случае учащимся помогут зеркала и собственное фото на сенсорном экране телефона, с натурщика. Но во всех случаях не обойтись без разработанной

схемы как наглядного пособия, лучшим вариантом показа будет применение медиа-технологий на интерактивной доске. Это кратчайший путь к реализации задач построения, получения знаний о правильном нанесении тона и цвета. Для портретных изображений в полный рост для детей ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья) и в период адаптации целесообразно использовать шаблоны в виде отдельных частей тела, приближенных к геометрическим фигурам. Но от самого педагога зависит, сможет ли он направить энергию детей на творческое созидание на основе полученных знаний и художественных навыков, научится ли ребёнок правильно держать в руке карандаш, кисть.

Современные реалии требуют от педагогов курсов «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Технологии»: профессиональной компетентности, мобильности как психологической, так и интеллектуальной. Это и готовность идти в ногу со временем, и опережать, предугадывать запросы общества к развитию подрастающего поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Галян С.В. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 60 с;

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. М.: Академия, 1999. 344 с;

3. Игнатьев Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника / Психология младшего школьника. М.: АПН РСФСР. 1960. С. 283-303;

4. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. (Психологи отечества). С. 239-284

Nikitina N.A.

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin

(Nizhny Novgorod, Russia)

FORMATION OF INTEREST IN «PORTRAIT» GENRE

IN ARTISTIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Abstract: the paper examines the necessary pedagogical methods for developing interest through the "Portrait" genre in the artistic education ofpreschoolers and primary schoolchildren. The importance of using meta-subject technologies, media technologies, the method of diagrams, combining the techniques of graphics, painting and DPI, as well as holding exhibitions as consolidation of a situation of success and work for the future is shown.

Keywords: pedagogical methods, interest formation, artistic education, Portrait genre.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.