Научная статья на тему 'Формирование интереса к учению через дополнительное образование'

Формирование интереса к учению через дополнительное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ИНТЕРЕС К УЧЕНИЮ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / COGNITIVE INTEREST / INTEREST TOWARD STUDIES / THE SYSTEM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минина Нина Васильевна

В статье рассматривается вопрос о значении развития познавательного интереса в контексте общего образования, делается попытка показать роль дополнительного образования в формировании мотивации к учению, отмечается важность внедрения новых педагогических технологий в систему дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of additional education by means of extracurricular activities

The article covers the problem of the importance of the development of cognitive interest in the context of general education. The author tries to show the role of extracurricular activities in the development of motivation towards studies. The article points out the necessity to introduce the new pedagogical technologies into the system of the extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Формирование интереса к учению через дополнительное образование»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011

УДК 371

Н. В. МИНИНА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В статье рассматривается вопрос о значении развития познавательного интереса в контексте общего образования, делается попытка показать роль дополнительного образования в формировании мотивации к учению, отмечается важность внедрения новых педагогических технологий в систему дополнительного образования.

Ключевые слова: познавательный интерес, интерес к учению, система дополнительного образования.

Согласно Концепции модернизации российского образования до 2010 года основной целью общего образования является подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к активной социальной адаптации в обществе, к началу трудовой деятельности, к продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию [1].

В последние десятилетия в школе, как и во всем обществе, произошли серьезные социокультурные преобразования, которые коснулись целей и содержания образования, воспитательной работы, организации школьной жизни и условий влияния воспитания на подрастающее поколение. Это внесло изменения в политику образовательных приоритетов страны и привлечения общественных институтов государства к реализации новых задач школы.

Вместе с тем социокультурные перемены, суть которых в возрастании возможностей и свобод учащихся в организации своей жизни, в школе, с одной стороны, несомненно, позитивны, но, с другой — подчас стихийны и непредсказуемы, т.к. отсутствует взаимосвязь между способностями, интересами, определяющими возможности школьников, и общими требованиями, предъявляемыми ко всем участникам образовательного процесса, недооценивается роль самого учащегося как субъекта педагогического процесса [2].

Современная школа должна обеспечить личностное развитие ученика, поддержать его индивидуальность, способность к саморазвитию и творчеству уже с первого года обучения в школе, когда выявляются задатки и способности ребенка, его нравственные убеждения, закладываются основы личности.

Познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности, поскольку он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию. Объединение учебного и воспитательного потенциала образовательной деятельности имеет особое значение для развития познавательных интересов школьников. Наличие познавательного интереса характеризует личностное отношение школьника к процессу познания, поэтому является объектом воспитания. Степень проявления этого интереса делает всю учебную деятельность важной для ученика.

Проблема интереса в обучении не нова. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли лучшие отечественные и зарубежные педагоги (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой), которые главной функцией интереса считали желание ученика учиться. Подчеркивается важность и необходимость того, чтобы это желание стало потребностью, без удовлетворения которой немыслимо дальнейшее формирование интереса к учению. Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом. В обучении фигурирует особый вид интереса — интерес к познанию, или познавательный интерес. Его область — познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при которых ученик получает образование [3].

Проблемам познавательного интереса, вопросам его формирования и развития посвящено большое количество научных работ. Исследователи описывают условия и факторы, влияющие на становление и развитие познавательного интереса, а также пути его формирования. (А.К. Маркова, А.М. Матюшкин, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, В.П. Ильин, Д.Б. Эльконин и др.)

Формирование интереса к учению есть результат всего учебно-воспитательного процесса в школе, усилий педагогического коллектива и родителей всех лет обучения. Воспитание полноценной мотивации обеспечивается многими факторами: отбором современного содержания и методов обучения, общей атмосферой в школе и классе, уровнем педагогического мастерства учителя, объединенными усилиями школы и семьи, индивидуальным и дифференцированным подходом в работе с каждым учеником. На формирование мотивации и интереса к учению влияют также работа внешкольных учреждений и СМИ [4].

В настоящее время отмечается активизация развития сети учреждений дополнительного образования. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

В домах творчества, станциях юннатов, техников и других учреждениях для юного человека создаются условия, чтобы полноценно прожить пору детства.

Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Современное дополнительное образование детей в Омской области по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно востребовано, находится в центре внимания общества и государства. Ему отведена особая роль: дать детям гораздо больше тех общих знаний, которые они получают в школе. Ведь исторически система дополнительного образования явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания.

Главное и принципиальное отличие системы дополнительного образования в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам. Это — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Оно многообразно, раз-нонаправлено, наиболее вариативно.

Дополнительное образование в Омской области доступно всем детям и каждому ребенку. Его качество гарантируется образовательными программами, выполнение которых отслеживается муниципальными органами управления образованием и Министерством образования Омской области. Образовательный процесс организуется в соответствии с выстроенными в педагогически целесообразной логике требованиями и нацелен на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству.

В настоящее время в Омской области функционирует 121 образовательное учреждение дополнительного образования детей, где организована работа свыше 10 тысяч кружков и детских объединений.

Большую часть сети учреждений дополнительного образования детей составляют дворцы, дома детского творчества, спортивные школы, клубы, станции. Из них: многопрофильных — 50; физкультурно-спортивной направленности — 48; технической — 12; эколого-биологической — 6; туристско-краеведческой — 5 учреждений [5].

Дополнительное образование детей возможно только при тщательно продуманном его сочетании с основным образованием. Такое сочетание создает предпосылки для целенаправленного формирования мотивов познавательной деятельности, что положительно влияет на учебную деятельность школьника.

В учреждениях дополнительного образования создается благоприятный психологический фон для достижения успеха, при котором обучающийся не боится неудач, что положительно влияет на его учеб-

ную деятельность. Практика показывает, чем выше уровень школьного образования, тем шире круг интересов подрастающего человека. Основная школа не в состоянии удовлетворить потребности в знаниях современного школьника, поэтому в современных школах существуют элективные курсы и предметные кружки, проводятся олимпиады и предметные вечера, интеллектуально-познавательные игры, диспуты и дискуссии, школьные научно-исследовательские конференции.

Такие формы работы способствуют повышению мотивации к учению, а также формированию первичного профессионального самоопределения.

К важнейшим на сегодняшний день задачам относится разработка и внедрение в образовательную практику тех педагогических технологий, которые способствуют продуктивному взаимодействию учителя и учащихся как основных субъектов образовательного процесса, которые способствуют развитию познавательного интереса, интереса к учению, развитию творческой активности, формированию первичного профессионального самоопределения через возможности системы дополнительного образования. Именно оно на практике реализует идеи свободного развития, образования по выбору, наиболее полно учитывает интересы личности и удовлетворяет реальные потребности сегодняшних школьников.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1755-р [Текст] // Официальные документы в образовании. — 2002. — № 4 — С. 3 — 4.

2. Петрусевич, А. А. Профильное образование в современной школе / А. А. Петрусевич. — Барнаул : АГАУ, 2007. — С. 4.

3. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в познавательном процессе / Г. И. Щукина. — М. : Просвещение, 1979. — С. 96.

4. Маркова, А. К. Формирование интереса к учению у школьников / А. К. Маркова. — М. : Педагогика, 1986. — С 182.

5. Дополнительное образование. [Электронный-ресурс]. — Режим доступа : http://www/omskedu/ru/?id = 88 (дата обращения: 23.08.2010 г.).

МИНИНА Нина Васильевна, соискатель кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета; старший преподаватель кафедры иностранных языков Омского государственного университета им. Достоевского.

Адрес для переписки: e-mail: auminin@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 09.09.2010 г.

© Н. В. Минина

Книжная полка

Открой самого себя : сб. статей. - М. : Новый Акрополь, 2011. - 336 с. - 18В№ 978-5-91896-017-2.

В сборник вошли статьи, посвященные разным граням психологии: древним и современным воззрениям на устройство человека; раскрытию внутренних потенциалов человека; решению сложных жизненных вопросов; проблеме взаимоотношений и взаимопонимания людей. Статьи эти на протяжении более чем 10 лет публиковались в журналах «Новый Акрополь» и «Человек без границ» и неизменно вызывали огромный читательский интерес. Авторы статей — психологи и философы, имеющие большой практический опыт.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.