ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (96) 2011
УДК 371
Н. В. МИНИНА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В статье рассматривается вопрос о значении развития познавательного интереса в контексте общего образования, делается попытка показать роль дополнительного образования в формировании мотивации к учению, отмечается важность внедрения новых педагогических технологий в систему дополнительного образования.
Ключевые слова: познавательный интерес, интерес к учению, система дополнительного образования.
Согласно Концепции модернизации российского образования до 2010 года основной целью общего образования является подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к активной социальной адаптации в обществе, к началу трудовой деятельности, к продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию [1].
В последние десятилетия в школе, как и во всем обществе, произошли серьезные социокультурные преобразования, которые коснулись целей и содержания образования, воспитательной работы, организации школьной жизни и условий влияния воспитания на подрастающее поколение. Это внесло изменения в политику образовательных приоритетов страны и привлечения общественных институтов государства к реализации новых задач школы.
Вместе с тем социокультурные перемены, суть которых в возрастании возможностей и свобод учащихся в организации своей жизни, в школе, с одной стороны, несомненно, позитивны, но, с другой — подчас стихийны и непредсказуемы, т.к. отсутствует взаимосвязь между способностями, интересами, определяющими возможности школьников, и общими требованиями, предъявляемыми ко всем участникам образовательного процесса, недооценивается роль самого учащегося как субъекта педагогического процесса [2].
Современная школа должна обеспечить личностное развитие ученика, поддержать его индивидуальность, способность к саморазвитию и творчеству уже с первого года обучения в школе, когда выявляются задатки и способности ребенка, его нравственные убеждения, закладываются основы личности.
Познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности, поскольку он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию. Объединение учебного и воспитательного потенциала образовательной деятельности имеет особое значение для развития познавательных интересов школьников. Наличие познавательного интереса характеризует личностное отношение школьника к процессу познания, поэтому является объектом воспитания. Степень проявления этого интереса делает всю учебную деятельность важной для ученика.
Проблема интереса в обучении не нова. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли лучшие отечественные и зарубежные педагоги (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой), которые главной функцией интереса считали желание ученика учиться. Подчеркивается важность и необходимость того, чтобы это желание стало потребностью, без удовлетворения которой немыслимо дальнейшее формирование интереса к учению. Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом. В обучении фигурирует особый вид интереса — интерес к познанию, или познавательный интерес. Его область — познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при которых ученик получает образование [3].
Проблемам познавательного интереса, вопросам его формирования и развития посвящено большое количество научных работ. Исследователи описывают условия и факторы, влияющие на становление и развитие познавательного интереса, а также пути его формирования. (А.К. Маркова, А.М. Матюшкин, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, В.П. Ильин, Д.Б. Эльконин и др.)
Формирование интереса к учению есть результат всего учебно-воспитательного процесса в школе, усилий педагогического коллектива и родителей всех лет обучения. Воспитание полноценной мотивации обеспечивается многими факторами: отбором современного содержания и методов обучения, общей атмосферой в школе и классе, уровнем педагогического мастерства учителя, объединенными усилиями школы и семьи, индивидуальным и дифференцированным подходом в работе с каждым учеником. На формирование мотивации и интереса к учению влияют также работа внешкольных учреждений и СМИ [4].
В настоящее время отмечается активизация развития сети учреждений дополнительного образования. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
В домах творчества, станциях юннатов, техников и других учреждениях для юного человека создаются условия, чтобы полноценно прожить пору детства.
Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.
Современное дополнительное образование детей в Омской области по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно востребовано, находится в центре внимания общества и государства. Ему отведена особая роль: дать детям гораздо больше тех общих знаний, которые они получают в школе. Ведь исторически система дополнительного образования явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания.
Главное и принципиальное отличие системы дополнительного образования в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам. Это — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Оно многообразно, раз-нонаправлено, наиболее вариативно.
Дополнительное образование в Омской области доступно всем детям и каждому ребенку. Его качество гарантируется образовательными программами, выполнение которых отслеживается муниципальными органами управления образованием и Министерством образования Омской области. Образовательный процесс организуется в соответствии с выстроенными в педагогически целесообразной логике требованиями и нацелен на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству.
В настоящее время в Омской области функционирует 121 образовательное учреждение дополнительного образования детей, где организована работа свыше 10 тысяч кружков и детских объединений.
Большую часть сети учреждений дополнительного образования детей составляют дворцы, дома детского творчества, спортивные школы, клубы, станции. Из них: многопрофильных — 50; физкультурно-спортивной направленности — 48; технической — 12; эколого-биологической — 6; туристско-краеведческой — 5 учреждений [5].
Дополнительное образование детей возможно только при тщательно продуманном его сочетании с основным образованием. Такое сочетание создает предпосылки для целенаправленного формирования мотивов познавательной деятельности, что положительно влияет на учебную деятельность школьника.
В учреждениях дополнительного образования создается благоприятный психологический фон для достижения успеха, при котором обучающийся не боится неудач, что положительно влияет на его учеб-
ную деятельность. Практика показывает, чем выше уровень школьного образования, тем шире круг интересов подрастающего человека. Основная школа не в состоянии удовлетворить потребности в знаниях современного школьника, поэтому в современных школах существуют элективные курсы и предметные кружки, проводятся олимпиады и предметные вечера, интеллектуально-познавательные игры, диспуты и дискуссии, школьные научно-исследовательские конференции.
Такие формы работы способствуют повышению мотивации к учению, а также формированию первичного профессионального самоопределения.
К важнейшим на сегодняшний день задачам относится разработка и внедрение в образовательную практику тех педагогических технологий, которые способствуют продуктивному взаимодействию учителя и учащихся как основных субъектов образовательного процесса, которые способствуют развитию познавательного интереса, интереса к учению, развитию творческой активности, формированию первичного профессионального самоопределения через возможности системы дополнительного образования. Именно оно на практике реализует идеи свободного развития, образования по выбору, наиболее полно учитывает интересы личности и удовлетворяет реальные потребности сегодняшних школьников.
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1755-р [Текст] // Официальные документы в образовании. — 2002. — № 4 — С. 3 — 4.
2. Петрусевич, А. А. Профильное образование в современной школе / А. А. Петрусевич. — Барнаул : АГАУ, 2007. — С. 4.
3. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в познавательном процессе / Г. И. Щукина. — М. : Просвещение, 1979. — С. 96.
4. Маркова, А. К. Формирование интереса к учению у школьников / А. К. Маркова. — М. : Педагогика, 1986. — С 182.
5. Дополнительное образование. [Электронный-ресурс]. — Режим доступа : http://www/omskedu/ru/?id = 88 (дата обращения: 23.08.2010 г.).
МИНИНА Нина Васильевна, соискатель кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета; старший преподаватель кафедры иностранных языков Омского государственного университета им. Достоевского.
Адрес для переписки: e-mail: auminin@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 09.09.2010 г.
© Н. В. Минина
Книжная полка
Открой самого себя : сб. статей. - М. : Новый Акрополь, 2011. - 336 с. - 18В№ 978-5-91896-017-2.
В сборник вошли статьи, посвященные разным граням психологии: древним и современным воззрениям на устройство человека; раскрытию внутренних потенциалов человека; решению сложных жизненных вопросов; проблеме взаимоотношений и взаимопонимания людей. Статьи эти на протяжении более чем 10 лет публиковались в журналах «Новый Акрополь» и «Человек без границ» и неизменно вызывали огромный читательский интерес. Авторы статей — психологи и философы, имеющие большой практический опыт.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ