Научная статья на тему 'Особенности формирования интереса к учению школьников младшего подросткового возраста'

Особенности формирования интереса к учению школьников младшего подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3219
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ИНТЕРЕС К УЧЕНИЮ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ / СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COGNITIVE INTEREST / INTEREST TOWARD STUDIES / YOUNGER TEENS / DEVELOPMENT OF MOTIVATION / SUBJECT OF LEARNING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минина Н. В.

Рассматривается вопрос о развитии интереса к учению школьников младшего подросткового возраста, отмечается наличие внутреннего мотива к процессу познания и недостаточная изученность особенностей данной возрастной группы в контексте формирования мотивации к учению, делается попытка показать важность становления школьника как субъекта учебной деятельности при переходе со ступени начального общего образования на основную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interest forming peculiarities to studies among young teens

The article deals with the issue how to develop interest to studies among young teens. It is necessary to mention inner motive to cognition and the fact that this age group hasn't been studied enough. This article is an attempt to show how it is important for a schoolchild to become a subject of learning activity when there is a transition from primary education to fundamental.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования интереса к учению школьников младшего подросткового возраста»

ПЕДАГОГИКА

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 2. С. 430-432.

УДК 621.376, 621.396.4 Н.В. Минина

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Рассматривается вопрос о развитии интереса к учению школьников младшего подросткового возраста, отмечается наличие внутреннего мотива к процессу познания и недостаточная изученность особенностей данной возрастной группы в контексте формирования мотивации к учению, делается попытка показать важность становления школьника как субъекта учебной деятельности при переходе со ступени начального общего образования на основную.

Ключевые слова: познавательный интерес, интерес к учению, младший подростковый возраст, развитие мотивации, субъект учебной деятельности.

Формирование интереса к учению есть результат всего учебно-воспитательного процесса в школе. Несмотря на совершенствование системы преподавания, использование приемов проблемного, развивающего обучения, накопленный опыт и материалы по формированию мотивов деятельности учения школьников, существует проблема эффективного формирования интересов к учению, особенно у подростков младшего школьного возраста.

В письме Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации от 21.05.2004 г. актуальной задачей определяется обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную [1]. Переход в среднюю школу (10-11 лет) совпадает с предкритической фазой развития ребенка - переходом к кризису младшего подросткового возраста. Этот период исследован недостаточно. Отмечая ограниченность фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, посвященных предподростковому возрасту, Г.А. Цукерман называет его «ничейная земля» [2].

Проблема психологической готовности обучения ребенка в основной школе связана с необходимостью формирования у младших школьников системы психологических качеств, необходимых для продолжения учения на ступени основной школы. Центральным системообразующим психологическим новообразованием здесь выступает субъектность учебной деятельности как потребность и возможность самостоятельного поиска и реализации знаний. Учебная субъектность выражается в целенаправленной и мотивированной активности учащегося, направленной на присвоение учебной деятельности, специфической учебной инициативе (Г.А. Цу-керман). При переходе из начальной в среднюю школу ребенок уже имеет достаточно четкие представления о характере и содержании учебной деятельности, об основных учебных действиях, о формах и содержании учебного сотрудничества. Именно поэтому становление субъектности связано, в первую очередь, с формированием новой мотивационной направленности - на овладение этой деятельностью в единстве мотивационносмыслового и операционно-технического компонентов. Новый уровень развития мотивации воплощается в новой внутренней позиции учащегося, отличительной особенностью которой является направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, поиск и овладение учебными действиями, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициатива в организации учебного сотрудничества [3].

© Н.В. Минина, 2012

Особенности формирования интереса к учению школьников..

431

Становление школьника как субъекта учебной деятельности является основой дальнейшего развития - превращения его в субъекта нескольких видов деятельности, когда он научается соотносить, соподчинять, иерархизировать разные виды осуществляемой им деятельности, выделять в них параметры, оценивать и преобразовывать эти виды. По данным исследований психологов и педагогов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин, А.К. Маркова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), включение школьников во множество разнообразных видов деятельности есть особенность социальной ситуации развития при переходе учащегося в средний школьный возраст. Развитие подростка уже не может идти по пути дальнейшего накопления опыта в одном виде деятельности, как это было в младшем школьном возрасте, оно должно подняться на качественно новый уровень [4].

Системообразующим фактором для качественного образования в школе является наличие внутреннего мотива у ученика к процессу познания вообще и к учению в частности. Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей возраста - познавательная. При ее удовлетворении у ребенка формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам.

Чтобы выявить степень мотивации к учению школьников младшего подросткового возраста, нами было проведено анкетирование учащихся 5-6-х классов средней общеобразовательной школы № 120 города Омска по методике Е.П. Ильина и Н.А. Кур-дюковой «Направленность на приобретение знаний» [5].

В опросе принимало участие 36 учеников (25 - учащиеся 6-го класса, 11 - учащиеся 5-го класса). За каждый ответ в соответствии с ключом начислялся 1 балл. Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что у школьников младшего подросткового возраста сохраняется стабильный интерес к учению. 25 % респондентов имеют высокую степень выраженности мотивации на приобретение знаний (10-12 баллов), 58 % респондентов (21 школьник) - среднюю и выше средней степени выраженности мотивации на приобретение знаний (7-9 баллов) и лишь 17 % (6 учеников) - ниже средней и низкую степень выраженности мотивации на приобретение знаний (3-6 баллов).

Данные результатов исследования свидетельствуют о стабильности интереса к учению младших подростков.

Поэтому главной задачей педагогов на данном этапе является сохранение и поддержание интереса к учению. Мотивационная сфера младших подростков представляет собой постоянно изменяющуюся структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего доминирующего мотива занимает то одно, то другое побуждение. Широкие познавательные (интерес к знаниям) могут преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний). В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. Мотивы самообразования в этом возрасте поднимаются на следующий уровень, наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы. Широкие социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными. Социальные мотивы обогащаются представлениями о нравственных ценностях общества, становятся более осознанными в связи с ростом самосознания подростка в целом. Принципиально качественные сдвиги возникают и в так называемых позиционных мотивах учения; при этом существенно усиливается мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком, овладения рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде. Подросток начинает овладевать умением ставить перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и первичного профессионального самоопределения [6].

Чтобы выявить, какие мотивы учения преобладают и каковы уровни мотивации школьников на момент перехода из начальных классов в средние, нами было опрошено 56 учеников 5-х классов СОШ г. Омска № 94, № 120, № 123 в октябре 2010 г. Учащимся предлагалось выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выбора и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает.

Внешний мотив - 0 баллов.

Игровой мотив - 1 балл.

Получение отметки - 2 балла.

Позиционный мотив - 3 балла.

Социальный мотив - 4 балла.

Учебный мотив - 5 баллов.

Баллы суммировались, и по оценочной таблице выявлялся итоговый уровень мотивации учения.

Итоговые уровни мотивации по результатам анкетирования (56 учеников)

I - очень высокий уровень мотивации учения - 13 учеников (23 %);

432

Н.В. Минина

II - высокий уровень мотивации учения - 24 (43 %);

III - нормальный (средний) уровень мотивации учения - 15 (27 %);

IV - сниженный уровень мотивации учения - 4 (7 %);

V - низкий уровень мотивации учения -0 (0 %).

Таблица 1

Уровни мотивации [7]

Уровни мотивации Сумма баллов итогового уровня мотивации

I 41-48

II 33-40

III 25-32

IV 15-24

V 5-14

Качественный анализ результатов диагностики был направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов.

По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывалось количество выборов ими каждого мотива, а затем определялось процентное соотношение между ними.

Таблица 2

Мотивы учения

Мотивы, % Уровни мотивации учения (4 группы)

I 100 II 100 III 100 IV 100

Учебный 33 22 13 2,5

Социальный 17 21 10 9

Позиционный 42 40 45 46

Внешний 3 11 19 36

Оценочный 5 6 9 2,5

Игровой 0 0,3 4 4,5

Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что школьники с высоким и очень высоким уровнем мотивации учения имеют ярко выраженные учебные (познавательные) и социальные мотивы учения, причем таких групп среди учащихся 5 классов около 70 %, что позволяет говорить о том, что школьники при переходе из начальной школы в основную имеют большой потенциал для развития и формирования устойчивого интереса к учению, лишь 7 % учеников имеют сниженный уровень мотивации, школьников с низким уровнем (V) по результатам нашего опроса не оказалось вообще. Во всех четырех уровнях мотивации преобладают позиционные мотивы, что является характерным для данной возрастной группы.

В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Последние, по мысли педагогических психологов, заключаются в избирательной готовности, в повышении восприимчивости к тем или иным сторонам обучения. Большое достоинство подростка - его готовность ко всем видам

учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Также его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, так как не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучать этим способам, не дать угаснуть интересу к ним - главная задача педагога.

Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен подросток. Изменяя ее формы и содержание, можно влиять на учебную мотивацию, перестраивать ее [8].

В подростковый период резко меняется положение ребенка среди окружающих, его отношение к самому себе, к своему привычному окружению и занятиям, в том числе и к познанию. Кроме того при переходе из начальной в среднюю школу значительно меняется образовательное пространство, в котором протекает познавательная деятельность младшего подростка. Поэтому младший подростковый возраст должен стать предметом особого внимания в теории становления познавательных интересов школьников, так как именно этот период нуждается в целенаправленном педагогическом сопровождении.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную : письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 21.05.04 №14-51140/13 // Вестник образования. 2004. № 13-14.

[2] Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопр. психол. 1998. № 3.

[3] Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. М., 2008. Ш1_: http://www. zaoisc.ru/metod/programmi/prog-razvit-i-formir.doc (дата обращения: 17.01.11).

[4] Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. М. : Педагогика,1986. 195 с.

[5] Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2006. 512 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

[6] Формирование мотивации учения : кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М. : Просвещение, 1990. 192 с.

[7] Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Гай-тукаева И. Ю., Юдина И. Г. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе». 3-е изд., стер. М. : Глобус, Волгоград : Панорама. 2009. 272 с.

[8] Брайтфельд В. Н. Мотивация учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. психол. наук М., 1999. Ш1_: http://psf.grsu.by/ library/copy_of_04/inform01/22 (дата обращения: 17.01.11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.