ПЕДАГОГИКА
Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 2. С. 430-432.
УДК 621.376, 621.396.4 Н.В. Минина
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Рассматривается вопрос о развитии интереса к учению школьников младшего подросткового возраста, отмечается наличие внутреннего мотива к процессу познания и недостаточная изученность особенностей данной возрастной группы в контексте формирования мотивации к учению, делается попытка показать важность становления школьника как субъекта учебной деятельности при переходе со ступени начального общего образования на основную.
Ключевые слова: познавательный интерес, интерес к учению, младший подростковый возраст, развитие мотивации, субъект учебной деятельности.
Формирование интереса к учению есть результат всего учебно-воспитательного процесса в школе. Несмотря на совершенствование системы преподавания, использование приемов проблемного, развивающего обучения, накопленный опыт и материалы по формированию мотивов деятельности учения школьников, существует проблема эффективного формирования интересов к учению, особенно у подростков младшего школьного возраста.
В письме Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации от 21.05.2004 г. актуальной задачей определяется обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную [1]. Переход в среднюю школу (10-11 лет) совпадает с предкритической фазой развития ребенка - переходом к кризису младшего подросткового возраста. Этот период исследован недостаточно. Отмечая ограниченность фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, посвященных предподростковому возрасту, Г.А. Цукерман называет его «ничейная земля» [2].
Проблема психологической готовности обучения ребенка в основной школе связана с необходимостью формирования у младших школьников системы психологических качеств, необходимых для продолжения учения на ступени основной школы. Центральным системообразующим психологическим новообразованием здесь выступает субъектность учебной деятельности как потребность и возможность самостоятельного поиска и реализации знаний. Учебная субъектность выражается в целенаправленной и мотивированной активности учащегося, направленной на присвоение учебной деятельности, специфической учебной инициативе (Г.А. Цу-керман). При переходе из начальной в среднюю школу ребенок уже имеет достаточно четкие представления о характере и содержании учебной деятельности, об основных учебных действиях, о формах и содержании учебного сотрудничества. Именно поэтому становление субъектности связано, в первую очередь, с формированием новой мотивационной направленности - на овладение этой деятельностью в единстве мотивационносмыслового и операционно-технического компонентов. Новый уровень развития мотивации воплощается в новой внутренней позиции учащегося, отличительной особенностью которой является направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, поиск и овладение учебными действиями, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициатива в организации учебного сотрудничества [3].
© Н.В. Минина, 2012
Особенности формирования интереса к учению школьников..
431
Становление школьника как субъекта учебной деятельности является основой дальнейшего развития - превращения его в субъекта нескольких видов деятельности, когда он научается соотносить, соподчинять, иерархизировать разные виды осуществляемой им деятельности, выделять в них параметры, оценивать и преобразовывать эти виды. По данным исследований психологов и педагогов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин, А.К. Маркова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), включение школьников во множество разнообразных видов деятельности есть особенность социальной ситуации развития при переходе учащегося в средний школьный возраст. Развитие подростка уже не может идти по пути дальнейшего накопления опыта в одном виде деятельности, как это было в младшем школьном возрасте, оно должно подняться на качественно новый уровень [4].
Системообразующим фактором для качественного образования в школе является наличие внутреннего мотива у ученика к процессу познания вообще и к учению в частности. Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей возраста - познавательная. При ее удовлетворении у ребенка формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам.
Чтобы выявить степень мотивации к учению школьников младшего подросткового возраста, нами было проведено анкетирование учащихся 5-6-х классов средней общеобразовательной школы № 120 города Омска по методике Е.П. Ильина и Н.А. Кур-дюковой «Направленность на приобретение знаний» [5].
В опросе принимало участие 36 учеников (25 - учащиеся 6-го класса, 11 - учащиеся 5-го класса). За каждый ответ в соответствии с ключом начислялся 1 балл. Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что у школьников младшего подросткового возраста сохраняется стабильный интерес к учению. 25 % респондентов имеют высокую степень выраженности мотивации на приобретение знаний (10-12 баллов), 58 % респондентов (21 школьник) - среднюю и выше средней степени выраженности мотивации на приобретение знаний (7-9 баллов) и лишь 17 % (6 учеников) - ниже средней и низкую степень выраженности мотивации на приобретение знаний (3-6 баллов).
Данные результатов исследования свидетельствуют о стабильности интереса к учению младших подростков.
Поэтому главной задачей педагогов на данном этапе является сохранение и поддержание интереса к учению. Мотивационная сфера младших подростков представляет собой постоянно изменяющуюся структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего доминирующего мотива занимает то одно, то другое побуждение. Широкие познавательные (интерес к знаниям) могут преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний). В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. Мотивы самообразования в этом возрасте поднимаются на следующий уровень, наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы. Широкие социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными. Социальные мотивы обогащаются представлениями о нравственных ценностях общества, становятся более осознанными в связи с ростом самосознания подростка в целом. Принципиально качественные сдвиги возникают и в так называемых позиционных мотивах учения; при этом существенно усиливается мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком, овладения рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде. Подросток начинает овладевать умением ставить перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и первичного профессионального самоопределения [6].
Чтобы выявить, какие мотивы учения преобладают и каковы уровни мотивации школьников на момент перехода из начальных классов в средние, нами было опрошено 56 учеников 5-х классов СОШ г. Омска № 94, № 120, № 123 в октябре 2010 г. Учащимся предлагалось выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выбора и получить объективные результаты.
Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает.
Внешний мотив - 0 баллов.
Игровой мотив - 1 балл.
Получение отметки - 2 балла.
Позиционный мотив - 3 балла.
Социальный мотив - 4 балла.
Учебный мотив - 5 баллов.
Баллы суммировались, и по оценочной таблице выявлялся итоговый уровень мотивации учения.
Итоговые уровни мотивации по результатам анкетирования (56 учеников)
I - очень высокий уровень мотивации учения - 13 учеников (23 %);
432
Н.В. Минина
II - высокий уровень мотивации учения - 24 (43 %);
III - нормальный (средний) уровень мотивации учения - 15 (27 %);
IV - сниженный уровень мотивации учения - 4 (7 %);
V - низкий уровень мотивации учения -0 (0 %).
Таблица 1
Уровни мотивации [7]
Уровни мотивации Сумма баллов итогового уровня мотивации
I 41-48
II 33-40
III 25-32
IV 15-24
V 5-14
Качественный анализ результатов диагностики был направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов.
По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывалось количество выборов ими каждого мотива, а затем определялось процентное соотношение между ними.
Таблица 2
Мотивы учения
Мотивы, % Уровни мотивации учения (4 группы)
I 100 II 100 III 100 IV 100
Учебный 33 22 13 2,5
Социальный 17 21 10 9
Позиционный 42 40 45 46
Внешний 3 11 19 36
Оценочный 5 6 9 2,5
Игровой 0 0,3 4 4,5
Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что школьники с высоким и очень высоким уровнем мотивации учения имеют ярко выраженные учебные (познавательные) и социальные мотивы учения, причем таких групп среди учащихся 5 классов около 70 %, что позволяет говорить о том, что школьники при переходе из начальной школы в основную имеют большой потенциал для развития и формирования устойчивого интереса к учению, лишь 7 % учеников имеют сниженный уровень мотивации, школьников с низким уровнем (V) по результатам нашего опроса не оказалось вообще. Во всех четырех уровнях мотивации преобладают позиционные мотивы, что является характерным для данной возрастной группы.
В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Последние, по мысли педагогических психологов, заключаются в избирательной готовности, в повышении восприимчивости к тем или иным сторонам обучения. Большое достоинство подростка - его готовность ко всем видам
учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Также его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, так как не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучать этим способам, не дать угаснуть интересу к ним - главная задача педагога.
Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен подросток. Изменяя ее формы и содержание, можно влиять на учебную мотивацию, перестраивать ее [8].
В подростковый период резко меняется положение ребенка среди окружающих, его отношение к самому себе, к своему привычному окружению и занятиям, в том числе и к познанию. Кроме того при переходе из начальной в среднюю школу значительно меняется образовательное пространство, в котором протекает познавательная деятельность младшего подростка. Поэтому младший подростковый возраст должен стать предметом особого внимания в теории становления познавательных интересов школьников, так как именно этот период нуждается в целенаправленном педагогическом сопровождении.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную : письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 21.05.04 №14-51140/13 // Вестник образования. 2004. № 13-14.
[2] Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопр. психол. 1998. № 3.
[3] Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. М., 2008. Ш1_: http://www. zaoisc.ru/metod/programmi/prog-razvit-i-formir.doc (дата обращения: 17.01.11).
[4] Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. М. : Педагогика,1986. 195 с.
[5] Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2006. 512 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
[6] Формирование мотивации учения : кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М. : Просвещение, 1990. 192 с.
[7] Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Гай-тукаева И. Ю., Юдина И. Г. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе». 3-е изд., стер. М. : Глобус, Волгоград : Панорама. 2009. 272 с.
[8] Брайтфельд В. Н. Мотивация учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. психол. наук М., 1999. Ш1_: http://psf.grsu.by/ library/copy_of_04/inform01/22 (дата обращения: 17.01.11).