Научная статья на тему 'Роль дополнительного образования в современной образовательной модели России'

Роль дополнительного образования в современной образовательной модели России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4296
642
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОБЕННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СУЩНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОНЯТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляков Сергей Сергеевич

В статье рассматривается вопрос о роли дополнительного образования в современной системе образования России. Раскрывается сущность и понятия дополнительного образования, его особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дополнительного образования в современной образовательной модели России»

Интернет - новое информационное явление, перед которым мы - учителя - оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса - мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.

Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА. К результативности данного опыта можно отнести:

• Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;

• Повышение уровня использования наглядности на уроке;

• Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;

• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно -воспитательного процесса;

• Рост качества знаний.

Список литературы

1. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2008.

2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. Журнал «Начальная школа» № 1, 2008.

3. Учебные материалы: уроки, картинки, виджеты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.smartboard.ru/ (дата обращения 15.06.2016).

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ РОССИИ Поляков С.С.

Поляков Сергей Сергеевич - магистрант, кафедра менеджмента организации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о роли дополнительного образования в современной системе образования России. Раскрывается сущность и понятия дополнительного образования, его особенности.

Ключевые слова: дополнительное образование, особенности дополнительного образования, сущность дополнительного образования, понятия дополнительного образования.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет дополнительное образование как неотъемлемую самостоятельную часть современной модели российского образования. Дополнительное образование призвано удовлетворить

индивидуальные потребности развития каждого в отдельности взятого ребёнка, тем самым развивая самостоятельность, ответственность, мобильность, умение анализировать и принимать решения, творить и изобретать, а также стимулируя их тягу к знаниям.

Система дополнительного образования детей - феномен отечественного образования. Этот вид образования вобрал в себя опыт и традиции внешкольного воспитания, одновременно являясь инновационной образовательной деятельностью. Необходимо отметить тот факт, что внешкольная и внеклассная работа, построенная на базе внешкольного воспитания, не тождественна дополнительному образованию. Это разные педагогические практики. Внешкольное образование никогда не противопоставлялось традиционному школьному образованию, в отличие от международного неформального образования [1, с. 2].

Отечественное дополнительное образование детей выпадает из международной классификации: это ни традиционное и ни профессиональное образование; ни произвольное и ни постдипломное образование; ни неформальное или внешкольное образование. В России дополнительное образование имеет признаки неформального по международным стандартам, но в основе лежит управляемый государством процесс построения доступного образовательного пространства для детей. Наше российское дополнительное образование детей не имеет аналогов в мире [1, с. 3].

Под дополнительным образованием детей в понятийном аппарате организации ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) подразумевается неформальное образование. Выдержка из международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО [3, п. 39]: «Неформальное образование - это образование, которое институционализировано, целенаправленно и спланировано лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг. Определяющей характеристикой неформального образования является то, что оно является дополнением и/или альтернативой формальному образованию в обучении в течение всей жизни индивидуума. Обучение в рамках таких программ часто ведется для обеспечения всеобщего права доступа к образованию». МСКО исключает из образования виды коммуникации, не направленные на образовательный результат и не имеющие организованной формы обучения [3, п. 11-16].

Министерство образования и науки России даёт следующее определение дополнительному образованию [2, гл. 1, ст. 2]: «Это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

В контексте дополнительного образования необходимо пояснить понятие внеурочной деятельности, т.к. эти две совершенно разных педагогических практики на деле путают между собой.

Понятие «внеурочная деятельность» вводится Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и является неотъемлемой частью образовательной деятельности [4, 5, 6]. Внеурочная деятельность должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [4, п. 19.5]. Направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [7]. Организуется по направлениям развития личности (спортивно -оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в формах, отличных от классно-урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений [4, п. 19.10].

Таким образом, особенностями дополнительного образования являются [8, с. 8]:

1. Вариативность образования. Ребёнок вправе выбрать направление и вид образовательной деятельности, педагога, содержание программы, темп и объём освоения данной программы [9].

2. Доступность образования. Круглый год (и в каникулярное время) любой ребёнок («обычный» и одаренный, «проблемный» и «благополучный», больной и здоровый) имеет возможность заниматься [1, с. 8].

3. Многообразие видов образовательной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям детей.

4. Личностно-ориентированный подход. Для каждого ребёнка создаётся «ситуация успеха», способствующая развитию познавательных и творческих способностей. Достижения оцениваются по принципу стимулирования ребёнка к дальнейшему развитию, без ущемления достоинства личности. При этом темп, стиль и качество работы ребёнка не критикуются [1, с. 9].

5. Практико-ориентированный подход. Дополнительное образование направлено на социализацию детей и их профессиональное самоопределение.

6. Адаптивность к возникающим изменениям [10].

7. Право ребёнка на непрерывный поиск, на пробы и ошибки, на самоопределение.

Помимо индивидуальных образовательных потребностей дополнительное образование

детей создаёт условия для межвозрастного взаимодействия в общеобразовательной организации. Е.В. Киселёва установила, что в межвозрастных группах детей имеет место большое количество социальных ролей [11]. В зависимости от конкретной группы ребёнок может принять роль лидера или ведомого, старшего или младшего и т.д.

Дополнительное образование играет важную роль в профилактике негативного девиантного поведения детей и подростков. Дети, предоставленные сами себе, подвержены влиянию радикальных политических организаций, экстремистских группировок, сектантских движений, криминальных структур. Доказано, что широкий спектр интересов ребёнка формирует благодатную почву для восприятия им системы социальных ценностей [12].

Дополнительное образование активно используется в профильном обучении и профессиональной ориентации детей [13]. Дополнительное образование позволяет ребятам попробовать свои силы в разных сферах деятельности, либо углубить свои знания в выбранном направлении. Профилизация в школе обеспечивает преемственность при переходе ученика на следующую ступень образования (среднее профессиональное или высшее учебное заведение). Здесь дополнительное образование предоставляет широкие возможности при построении предпрофильных и элективных курсов.

Дополнительное образование является основой концепции непрерывного образования в России [14, с.4]. Сегодня ключевым ресурсом развития экономики является человеческий капитал. Непрерывное образование должно обеспечить доступность актуальных знаний для граждан, возможность развиваться в течение жизни. Дополнительное образование - залог социальной стабильности и справедливости. Формальное образование не в силах справиться с такой задачей. Ключевая роль дополнительного образования заключается в мотивации саморазвития детей посредством сил всего общества, а не отдельно взятых учебных заведений (детский сад, школа, техникум, вуз) [14, с. 2].

Дополнительное образование является неотъемлемой частью системы образования. Оно призвано удовлетворить индивидуальные потребности развития каждого ребёнка, что не в силах дать стандартизированное общее образование.

Список литературы

1. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование детей: путь к себе //

Библиотечка «Первого сентября». Серия «Управление школой». № 32, 2010. С. 32.

2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от

29.12.2012.

3. Институт статистики ЮНЕСКО Международная стандартная классификация

образования 2011. Канада, 2013. 89 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования от 6.10.2009 № 373.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 № 1897.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 17.05.2012 № 413.

7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

8. Брутова М.А. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие. Архангельск: ИД САФУ, 2014. 218 с.

9. Иванова И.В., Макарова В.А. Вариативность как ведущая тенденция развития современного дополнительного образования в России // Вестник ТГПУ, 2015. С. 14-17.

10. Соколова Н.А. Историко-педагогический анализ развития системы дополнительного образования детей в Росси // Вестник ЧГПУ, 2015. С. 102-106.

11. Киселёва Е.В. Межвозрастное общение как фактор личностного развития школьников: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Киселёва Елена Васильевна. М., 1995. 163 с.

12.Мальцева А.А. Дополнительное образование как способ профилактики негативной девиации // Проблемы современной науки и образования, 2016. С. 99-101.

13. Назарова Е.А., Ушакова С.С. Дополнительное образование детей как важный социальный ресурс увеличения человеческого капитала в современной России / Человеческий капитал, 2014. С. 10-15.

14. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Скоренко А.А.

Скоренко Анна Анатольевна - магистрант, факультет педагогики, менеджмента и информационных технологий в образовании, Омский государственный педагогический университет, г. Тара

Аннотация: в статье анализируется проектная деятельность, применяемая в современной школе в урочной и внеурочной деятельности. Разработаны этапы проектной деятельности с их детальным описанием.

Ключевые слова: проектная деятельность, личностно-ориентированный подход, личностное самосовершенствование.

Проектная деятельность в современной общеобразовательной школе применяется для формирования актуальных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно -смысловой, социальной, а так же компетенции личностного самосовершенствования [1, с. 135]. Метод проектов имеет ряд неоспоримых преимуществ в сравнении с другими инновационными методиками организации урочной и внеурочной деятельности. Во-первых, эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения современной дидактики, педагогической психологии, частных методик. Во -вторых, этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность к учителю и друг другу. В-третьих, совместные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.