Научная статья на тему 'Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста'

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
771
91
Поделиться
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ИНТЕРЕС К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ / ЧТЕНИЕ / КНИГА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ажермачева О.О.

Поднять интерес к художественной литературе; понимать важность книги в жизни человека; получение положительного эмоционального отклика от общения с книгой; повышение самооценки детей, гордости за свой труд, развитие речи детей в процессе работы по изготовлению книги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста»

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного

возраста.

Ажермачёва О.О. старший воспитатель МАОУ « СОШ№ 2» ГДО г.Колпашево, Россия olga.azhermacheva.70@mail.ru

Аннотация: поднять интерес к художественной литературе; понимать важность книги в жизни человека; получение положительного эмоционального отклика от общения с книгой; повышение самооценки детей, гордости за свой труд, развитие речи детей в процессе работы по изготовлению книги.

Ключевые слова: библиотека, читатель, общение, досуг, родители, развитие. Суть инициативы:

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал какими-нибудь способностями - художественными, математическими, музыкальными... Стремясь их обнаружить и развить, мамы и папы ведут ребятишек в различные кружки, школы. А какие способности можно развивать дома? Как и что развивать, чтобы подготовить дошкольника к обучению, предупредить школьные трудности?

Наблюдения за учениками показывают, что способности к математике проявляются не у всех. Предсказать же до школы, как ребенок будет осваивать точные науки, сложно. Другое дело - способности гуманитарные. Достаточно побеседовать с шести-, семилетним ребенком о любимом мультфильме, игрушке, о друзьях - и становится понятно, насколько богат его словарный запас, сформировано умение выражать свои мысли, впечатления. Большое значение для развития ребенка имеет чтение

книг. К сожалению, прошли времена ежедневного семейного чтения. Как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы связана не только с грамотностью и образованностью: чтение формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщение детей к книге, воспитание интереса к чтению, формирование будущего читателя. Сидение у телевизора потихоньку вытеснило её. Кроме того, чтение книг благотворно воздействует на развитие ребенка и его здоровье. В настоящее время дети находятся в состоянии хронического стресса (неврастения, астения), много детей с гиперактивным и гипоактивным поведением. Чтение художественной литературы позволяет скорректировать нарушение эмоциональной сферы ребенка. Привычку читать необходимо формировать не только у ребенка, но и у родителей, поэтому нами выбрано направление, которое поднимает интерес к книге, к её чтению.

Коллективный проект групп дошкольного образования «В гости книга к нам пришла» В нём принимали участие дети всех групп, родители, воспитатели, специалисты.

• Цель проекта: Создание детской библиотеки для формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка детей к жизни в современном обществе.

• Задачи:

1.Воспитание у дошкольников потребности в посещении библиотеки, общении с книгой.

2.Воспитание культуры чтения.

3.Формирование у дошкольников первоначальных навыков пользования библиотечным фондом.

4.Организация содержательного досуга детей.

5. Пропаганда чтения как фактора, содействующего становлению всесторонне развитой личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На подготовительном этапе мы провели анкетирование родителей. Главная задача опроса состояла в том, чтобы заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге, воспитания интереса к книге. Выяснилось, что

• 44%- воспитанников имеют небольшую библиотеку

• 40%-читают книги ребёнку перед сном

• 29%-читают каждый день

• 24%-читают, когда об этом попросят. Любимые книги детей:

• «Колобок»

• «Гуси-лебеди»

• «Золушка»

• «Красная Шапочка»

• «Русалочка»

• «Дюймовочка»

• стихи Чуковского, Маршака, Михалкова.

Также из общения с родителями выяснилось, что они крайне редко бывают в библиотеке - некогда, неудобное расположение, не хотят.

Мы разместили в родительских уголках советы для родителей. «Конечно, главный совет - читайте с детьми. Просто нужно брать книжку, садиться рядышком и читать в слух. И никакой мудрец не придумает более прямого и верного пути для того, чтобы узнать детские мысли, читательские вкусы, и что значительно важнее, о чем они думают и мечтают»

Во всех возрастных группах объявили акцию для родителей «Книга на память». Очень многие родители, более 70 %, откликнулись и приняли участие в этой акции. Все семьи, принявшие участие, были отмечены почётными грамотами и благодарностями. Значительные средства для приобретения библиотечного фонда были выделены администрацией школы № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной этап проекта прошёл в рамках «Недели детской книги». Прошли следующие мероприятия:

- Конкурс чтецов среди воспитателей и специалистов «Детские стихи - детям».

• - Выставка детских рисунков и поделок «По страницам сказок».

• -Инсценирование сказок -Празднование именин произведения

1 апреля тематическая неделя завершилась торжественным открытием детской библиотеки

. На сегодняшний день в библиотеке более 1500 экземпляров. Дети старшей и подготовительной групп самостоятельно приходят и выбирают себе книги. Дети других групп приходят вместе с родителями, бабушками и старшими сёстрами и братьями.

Главный результат проведённой работы в том, что несмотря на засилье видеотехники, дети не потеряли интереса к книге: они любят её, читают, рассматривают, обмениваются своими впечатлениями. Есть все основания, что эта любовь сохранится у них на всю жизнь.

Библиография

Дошкольное воспитание", " Обруч" и др., С.Прудовская "Книжкины затеи" М., 2007