Роль художественной литературы в воспитании детей
Муратова Е.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №1 «Рябинка» Пущино, Московская область, Россия
Аннотация: В статье раскрывается значение и смысл раздела «Чтение художественной литературы» в области дошкольного образования. Определены цели и задачи чтения литературы в качестве основного инструмента развития интеллекта детей в зависимости от их возраста. Даётся характеристика воздействия чтения на ребёнка, анализируются практические основы реализации «Чтения художественной литературы» в образовательной программе. Описываются результаты положительного воздействия чтения на развитие детей, приводятся конкретные примеры, демонстрирующие глубину и уникальность родного языка, важность его познавания.
Ключевые слова: чтение, литература, образование, дети, речь.
В нашей стране работа по совершенствованию системы образования, касающейся детей дошкольного возраста, ведётся непрерывно. Это обуславливается тем, что старые цели и программы со временем приходят в негодность. В связи с этим министерство образования РФ вынуждено устанавливать для педагогов и методистов новые цели и задачи, развивать всю систему образования в каких-либо новых направлениях. Примером нового веяния в области работы педагогов с детьми служит приобщение молодого поколения к художественной литературе с раннего возраста. Напрямую это касается малышей, с которыми работают воспитатели во всех дошкольных учреждениях. Заниматься консолидацией желания читать и интереса к книгам у детей - основная задача преподавателя. Официальным свидетельством этого принципиально важного требования служат различные федеральные акты и документы, разработанные министерством образования и находящиеся в разделе «Чтение художественной литературы». Взаимодействие ребёнка с книгами способствует его интеллектуальному развитию, формированию речи и мышления. Поэтому чтению в государственных образовательных стандартах и программах отдан приоритет. По уровню чтения определяется и степень готовности малышей к поступлению в школу.
В качестве основного инструмента изучения детьми окружающего мира и взаимодействия с другими людьми выступает наш богатый русский язык. Прививать его детям рекомендуется как раз в дошкольном возрасте. Объясняется это тем, что в данном возрасте ребёнок способен воспринимать речь максимально сентизивно. Важно и то, что если человек не достигает определённого уровня владения языком в возрасте 5-6 лет, то дальнейшее его освоение будет чрезвычайно затруднительным.
Многие специалисты согласятся: актуальность чтения трудно переоценить. Потребности системы образования в аспекте работы с детьми дошкольного возраста назревали с течением времени. В моей творческой работе изложены основные цели, формы работы и примеры интеграции с другими областями образования.
Испытывая различные эмоции с ключевыми персонажами произведений, у детей создаётся внимание к настроению окружающих людей. Кроме этого чтение способствует синтезу гуманных чувств и активизации желания к участию в происходящих вокруг процессов. В результате этого в человеке воспитывается доброта и честность, основы принципиальности и гражданственности.
Внутренний мир ребенка развивается в процессе ассимиляции им тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественный язык помогает ребенку перенять полную гамму звуков родной речи, ускоряет процесс эстетического
восприятия окружающего мира и помогает накопить и консолидировать нравственные представления.
Приобщение к художественной литературе в большинстве случаев реализуется на раннем этапе с фольклорных миниатюр - потешек и песен. После этого детей следует знакомить с народными сказками. Глубокий уровень человечности, положительная моральная направленность, живой юмор, богатство образности языка - вот главные особенности всех этих произведений. После этого вниманию ребят представляют авторские сказки, рассказы и стихи. На завершающем этапе обучения в дошкольном учреждении детям предлагается самим читать различные несложные произведения.
Народ - непревзойденный помощник в становлении правильной речи у детей. Только в народных произведениях можно найти идеальное расположение труднопроизносимых звуков. В серьёзных книгах и статьях нет и такого удивительного набора слов, максимально схожих по звучанию. Доброжелательная ирония и приветливый юмор потешек, считалок и дразнилок - не только эффективный инструмент педагогического воспитания. Это ещё и хорошее средство борьбы с трусостью, ленью, капризами и эгоизмом.
Интерпретация содержания сказок положительно влияет на способность детей к сочинению собственных рассказов. Получаемые образы обогащают запасы воображения и фантазии юного читателя. В результате абсорбции смысла хороших и качественных литературных произведений ребёнок становится гуманной личностью, готовой встать на защиту добра и борьбы со злом.
Как эстетические, так и нравственные представления детям полезно и целесообразно получать в результате прочтения и разбора художественных книг и произведений. Рассуждения педагога прочитанных произведений и вопросы по текстам могут не оказать положительного воздействия на ребёнка. Объяснить это можно так: большое количество моральных суждений распыляет сознание ученика и не даёт возможности сделать ключевой вывод. А большое количество вопросов к прочитанному рассказу понижает интерес детей к нему. Поэтому необходимо умело пользоваться всеми воспитательными приёмами художественных произведений.
Помимо звуков родного русского языка дети сосредотачивают в себе ещё и духовную силу слов. Именно с помощью такого простого понятия как «слово» ребёнок познаёт всё, что его окружает - природу, физические явления, моральные облики людей и их характеры, а также поступки. Слова комбинируют сознание ребятишек с историей родного отечества, народными традициями и обычаями, с логическими и философскими понятиями и умозаключениями. Эта точка зрения позволяет оценить историческую ценность языка и его латентную педагогическую роль. Ведь дети сами не замечают, как легко они овладевают новыми знаниями и обогащают свой словарный запас. В итоге педагог в процессе колирования любви к художественному чтению выполняет следующие задачи:
1. Создание единой картины окружающего пространства в сознании ребёнка и установление приоритетных жизненных ценностей.
2. Аблактация увлечения книгами и произведениями различных жанров.
3. Разъяснение принципов особенностей жанра художественных текстов, продвижение аналитических способностей у детей.
4. Стимуляция творческой активности малышей, проведение ролевых игр и сюжетных инсценировок, награждение победителей. Выразительная декламация стихов.
5. Совершенствование литературной речи.
6. Ознакомление со словесным творчеством и прививание интереса к нему, совершенствование восприятия текстов и формирование эстетического вкуса.
Чтобы сформировать у детей стойкое увлечение книгами и обеспечить условия для применения литературного опыта, для каждой возрастной группы воспитанников установлены определённые цели и задачи:
для создания единой картины окружающего мира в сознании детей (и для установления основных жизненных ценностей;
для генерирования и построения литературной речи (усвоение основных элементов языковой выразительности путём знакомства с насыщенным миром художественного жанра;
для знакомства с миром словесности (обеспечение прогресса в художественном восприятии единства формы и содержания, воспитание интереса к литературе художественного типа и формирование эстетического вкуса.
Относительно формирования раздела чтения художественной литературы с целью более детального изучения мною выделены следующие задачи:
1. Организация нужды в познании детьми литературы, их мотивация к способности самостоятельной работы в области литературного образования.
2. Совершенствование собственного уровня педагога относительно методик привлечения детей к художественным произведениям.
3. Укрепление самоанализа в непосредственной деятельности педагога.
4. Интеграция свежих идей и форм проведения детского досуга в соответствии с образовательным процессом и требованиями министерства образования.
Работа в рамках раздела «Чтение художественной литературы» с воспитанниками детских садов основывается на многих педагогических методах и приёмах.
Пришло время подвести некоторые итоги. Художественная литература играет ключевую роль в становлении речи ребёнка и наполнения его словарного запаса. Родителям и взрослым родственникам важно не забывать об удовлетворении в потребности чтения малышу книг, даже если он сам ещё не научился их читать. После прочтения какого-либо произведения или его отрывка необходимо спросить его о прочитанном, чтобы понять, что и как он усвоил. Вместе с тем не обязательно сразу обращаться с вопросами, а спустя некоторое время. Анализ сути изученного материала способствует нравственному становлению ребёнка, интеграции последовательной речи и мышления, закладывает в память новые слова. От совершенства речи дошкольника во многом будет зависеть его обучение в первые годы в школе.
Читаемые произведения должны соответствовать возрасту и интересам малыша, его уровню развития. Ребята старшего дошкольного возраста зачастую отдают предпочтение содержательной части текста, в то время как малыши очень любят красочные иллюстрации.
Как правило, к 6-7 годам дети, благодаря постоянному взаимодействию с книгами, имеют хороший словарный запас, умеют ясно выразить свои мысли и чувства и владеют основными нормами грамматики своего родного языка. В этом возрасте производится наиболее активная ассимиляция новых слов, знаний о неизвестных доселе предметах и физических явлениях. Всё это обуславливает предпосылки для накопления полезного жизненного опыта.
Важность литературы художественного направления в воспитательном аспекте характеризуется её общественной и образовательной способностью в истории всего русского народа. Выполняя работу по образовательному разделу «Чтение художественной литературы», педагоги вынуждены решать несколько сложных и многоплановых задач. Однако, полноценная трудовая деятельность воспитателей является необходимым условием для полноценного развития ребёнка. Это объясняется так: помимо знакомства детей с особым миром чувств, эмоций и переживаний этот образовательный раздел изменяет и углубляет представления дошкольников о вселенной, об окружающем мире и процессах, протекающих в нём, устанавливает
основные жизненные ценности ребёнка, развивает литературную речь и навыки словесности.
Положительные главные герои, отзывчивые и добрые, очень важны для малышей. Они рождаются и воспитываются в современном развитом информационном обществе, которое развивается технически, но является эмоциональным, грубым и агрессивным, а иногда и попросту враждебным. Основные задачи психолого-педагогической работы можно решить только при условии создания крепкого и устойчивого интереса к художественной литературе, поскольку именно он будет способствовать развитию внимания у детей к тому, что им рассказывают и читают.