Научная статья на тему 'Формирование интеракционной компетенции будущего специалиста как путь противостояния международному терроризму'

Формирование интеракционной компетенции будущего специалиста как путь противостояния международному терроризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INTERACTIVE COMPETENCE / КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / АНАЛИЗ РАЗГОВОРА / CONVERSATION ANALYSIS / ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / DESIGN-ORIENTED METHOD / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / COMBATING TERRORISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ячина Надежда Петровна, Мухутдинова Тамара Загирзяновна

В настоящее время проблема международного терроризма представляет планетарную угрозу для всего мирового сообщества. Целью настоящего исследования являлось теоретическое обоснование методов противостояния международному терроризму в аспекте формирования интеракционной компетенции. В статье рассматриваются понятия «интеракционная компетенция», «кросс-культурная коммуникация», проектно-целевой метод как способ формирования интеракционной компетенции будущего специалиста. Авторы подчеркивают, что противостоять терроризму можно, воспитав у молодежи патриотизм и сформировав умение взаимодействовать на международном уровне с людьми разных стран и национальностей, с представителями разных этнических культур и профессий, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ячина Надежда Петровна, Мухутдинова Тамара Загирзяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING OF INTERACTIVE COMPETENCE OF RISING SPECIALIST AS A WAY OF CONFRONTATION INTERNATIONAL TERRORISM

Relevance of the research lies in the fact that at present the problem of international terrorism brings a planetary threat to the entire world community. The aim of the study was a theoretical justification of methods of opposition to international terrorism in the aspect of the formation of interactional competence. The article discusses the concept of "interactive competence", "cross-cultural communication", design-oriented method as a method of forming interactional competence of the rising expert. The authors emphasize that methods of combatting terrorism include the instilling of the youth patriotism and forming of the ability to interact with the representatives at the international level, with people from different countries and nationalities, with different ethnic cultures and professions, as well as leading of harmonious dialogue and succeeding in the communication process.

Текст научной работы на тему «Формирование интеракционной компетенции будущего специалиста как путь противостояния международному терроризму»

УДК 378.1

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРАКЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ПУТЬ ПРОТИВОСТОЯНИЯ

МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ

Н.П. Ячина, Т.З. Мухутдинова

Аннотация. В настоящее время проблема международного терроризма представляет планетарную угрозу для всего мирового сообщества. Целью настоящего исследования являлось теоретическое обоснование методов противостояния международному терроризму в аспекте формирования интеракционной компетенции. В статье рассматриваются понятия «интеракционная компетенция», «кросс-культурная коммуникация», проектно-целевой метод как способ формирования интеракционной компетенции будущего специалиста. Авторы подчеркивают, что противостоять терроризму можно, воспитав у молодежи патриотизм и сформировав умение взаимодействовать на международном уровне с людьми разных стран и национальностей, с представителями разных этнических культур и профессий, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации.

Ключевые слова: интеракционная компетенция, кросс-культурная коммуникация, взаимодействие, анализ разговора, проектно-целевой метод, противодействие терроризму.

CREATING OF INTERACTIVE COMPETENCE OF RISING SPECIALIST

AS A WAY OF CONFRONTATION INTERNATIONAL TERRORISM

N. Yachina, T. Mukhutdinova

Abstract. Relevance of the research lies in the fact that at present the problem of international terrorism brings a planetary threat to the entire world community. The aim of the study was a theoretical justification of methods of opposition to international terrorism in the aspect of the formation of interactional competence. The article discusses the concept of "interactive competence", "cross-cultural communication", design-oriented method as a method of forming interactional competence of the rising expert. The authors emphasize that methods of combatting terrorism include the instilling of the youth patriotism and forming of the ability to interact with the representatives at the international level, with people from different countries and nationalities, with different ethnic cultures and professions, as well as leading of harmonious dialogue and succeeding in the communication process.

Keywords: interactive competence, cross-cultural communication, interaction, conversation analysis, design-oriented method, combating terrorism.

Международный терроризм, порожденный не разрешенными в минувшем веке проблемами, в начале XXI века заявил о себе наиболее яростно. Распад СССР сопровождался жестокими конфликтами во многих регионах бывшей державы. Миграционные процессы или, как их называют, «великое переселение народов» затронуло практически всю Европу, страны бывшего социалистического лагеря и такие государства, как Сирия, Ливия, Ирак. Это те страны, в которых по сей день льется кровь мирных граждан. Желание бизнеса обогатиться за счет других народов не знает границ. Человеческая жизнь во всем мире потеряла ценность. Погоня за деньгами обесценила её. В XXI веке мы наблюдаем девальвацию духовных ценностей, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения, нравственную деградацию, рост духовной агрессии и этноэгоизма, снижение образовательного уровня, несоответствие качества профессионального образования решаемым задачам, уменьшение потенциальной способности овладения знаниями мировой цивилизации, утрата смысла жизни [1].

В настоящее время угроза международного терроризма и экстремизма носит интернациональный характер и серьёзно затрагивает и нашу страну. Если раньше мы говорили, что борьба идёт за умы и души молодежи, то сегодня видим, как безжалостно в этой борьбе используют детей. Наступление идет по всем направлениям: в социальных сетях, вовлечение молодежи в различные секты, приучение к употреблению наркотиков, предложения за короткое время заработать крупную сумму денег и т.д.

Как распознать собеседника, как прочитать ход его мыслей? Комплекс мер и методов предотвращения терроризма весьма разнообразен.

Мы рассматриваем формирование интеракционной компетентности у студентов как одно из эффективных направлений формирования умения взаимодействовать с собеседником. В современном

глобализирующемся мире задача преподавателя вуза - подготовить не только специалиста, но и патриота своего государства.

Реалии нового тысячелетия требуют постоянной модернизации российской системы образования с целью формирования нового поколения специалистов, умеющих работать на международном уровне, взаимодействовать с людьми разных стран и национальностей, разных этнических культур и профессий, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации.

Совместная деятельность людей в различных областях осуществляется с помощью контактов, различных видов общения. В сложных процессах общения можно выделить три его стороны: коммуникативную (передача информации, обмен информациями), интерактивную (взаимодействие) и

перцептивную (взаимовосприятие).

Изменения, происходящие в российском обществе, бизнесе, образовании, способствуют появлению новых понятий, новой лексики. Так, знакомство с понятием «кросс--культурные коммуникации» произошло не так давно. Под кросс-культурными коммуникациями мы понимаем общение и взаимодействие представителей различных культур. Можно встретить следующие определения,

выражающие суть кросс-культурных коммуникаций: интернациональные,

международные, межкультурные, межэтнические, межнациональные, мультикультурные.

Общепринятая практика употребления этих понятий пока еще не сложилась. Термин «кросс-культура» (в переводе с английского языка «Cross Culture») можно перевести как «пересечение культур». Общение преподавателя и студента - кросс-культурная коммуникация. Взаимодействие начальника и подчинённого также попадает в рамки кросс-культурного общения, поскольку можно достаточно свободно выделить культуру начальника и культуру подчинённого с их уникальными и общими характеристиками. В этом отношении кросс-культурный подход к деловым коммуникациям может быть с успехом применим и к любому другому общению [2].

Наряду с кросс-культурной коммуникацией в общении между людьми появляются понятия интерактивного взаимодействия, интеракционной компетенции. В работах R. Young (Young R., 2011) находим, что понятие интеракционной компетенции впервые ввел Kramsch [3]. Мы считаем, что интеракционная компетентность включает в себя знание и использование в основном неписаных правил взаимодействия в различных ситуациях, общениях в рамках какого-либо конкретного речевого (языкового) коллектива и культуры. На наш взгляд,

интеракционная компетентность - это умение начать общение и управлять разговором, вести переговоры и поддерживать общение с другими людьми, правильно подобрать лексику в разговоре с собеседником, установить зрительный контакт, выбрать эффективную дистанцию между собеседниками при переговорах.

Ориентация на новые цели в образовании -формирование компетенций - требует не только изменение содержания изучаемых предметов, но и методов, и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближение изучаемых тем к практике, к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.

Ученые с разных позиций рассматривают понятия «компетенция» и «компетентность». Мы воспользовались подходом С.Е. Шишова, который определяет компетенцию как способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются благодаря обучению. Компетенции

рассматриваются в виде направлений, аспектов, умений, специфических знаний

профессиональной компетентности как интегративного состояния. Такая позиция широко распространена у педагогов (особенно у специалистов в области иностранного языка).

Другой аспект в понимании компетенции (а значит, и компетентности) состоит в том, что «компетенция» - это то, чем человек обладает (способности, умения, круг вопросов). В то время как компетентность обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведущий,

полноправный и т.д.). Компетентность может включать в себя набор компетенций, которые обнаруживаются в различных сферах деятельности [4].

Именно поэтому формирование

интеракционной компетенции у студентов в вузе так важно для формирования умения действовать в рамках согласованных целей и задач; умения согласовывать свои действия с действиями партнера; формирования мировоззрения противостояния терроризму.

Модель интеракционной компетентности включает единство трех компонентов: мотивационно-ориентационного, содержательного и операционно-деятельностного, см. схему 1. Также R. Young указывает, что ученые по-разному рассматривают дефиницию «интеракционный»; некоторые связывают понятие «интеракционная компетентность» с социальной компетентностью.

Мотивационно-ориентационный компонент

V

Содержательный компонент

Цели и задачи формирования интеракционной компетентности (ИК) будущего специалиста, активность включения в общение, осознание ИК,

потребность самосовершенствования в данной области

5Z

Содержательное

наполнение проектировочного компонента ИК, осведомленность в сфере общения и взаимодействия

Ж

-N -i/

Операционно-деятельностный компонент

47

Формирование ИК будущего специалиста: продуктивность участия в общении, толерантность

w

Оценочно-результативный этап:

характеристики процесса формирования интеракционной компетентности по каждому из его этапов на основе обратной

связи

Результат: достижение высокого уровня интеракционной компетентности будущего специалиста

Схема 1. - Модельные компоненты формирования интеракционной компетентности

(ИК) будущего специалиста

Социальная компетентность характеризует интеракционные способности работника, культуру делового общения как по вертикали -«руководитель - подчиненный», так и по горизонтали - «работники одного уровня», а также «клиенты предприятия».

В русском языке чаще встречается понятие интерактивный (интерактивность - от англ. interaction - «взаимодействие»). Но в работе Е.В. Руденского мы встречаем понятие «интеракционный конструкционизм». Он предлагает провести методологическую переориентацию психологической теории профессионального образования с адаптивной методологии образования на методологию интеракционного конструкционизма [5].

Для того, чтобы научить студентов общаться и взаимодействовать с собеседником, преподавателю вуза необходимо

модернизировать методы и формы проведения учебных занятий. Использование на занятиях проектно-целевого метода позволит решить задачу формирования интеракционной компетенции. Так, З.С. Сазонова и Е.В. Кудрявцева считают [6], что проектно-целевой метод является структурным компонентом технологии активного взаимодействия коллективов разных социальных структур, системно ориентированного на получение

общего результата и представляющего собой ценность для каждого из них.

Основные требования к использованию метода проектов:

- наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского творческого поиска для ее решения;

- использование исследовательских методов;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная индивидуальная, парная или групповая деятельность студентов;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Л.Д. Беднарская указывает, что организовать проектную деятельность на каждом занятии для преподавателя довольно сложно [7]. Решать эту задачу можно, включая элементы проектной деятельности в разные виды работ, например поставить проблемный вопрос, дать небольшое творческое задание на каком-либо этапе занятия. Работая в группе или в паре, будущий специалист осваивает социальные нормы, определяя свою позицию, имеет возможность её скорректировать. В процессе подготовки и презентации проекта студенты общаются, формулируют оценки группы и свою работу в

толерантном режиме. Преимущество проектного метода заключается в том, что формулируется общая проблема, решение которой мотивированно создает общую цель. Затем идёт осознание и корректировка задач, их распределение и решение в зависимости от индивидуальных способностей участников в группе. Это двусторонний процесс: самостоятельное добывание знаний и постоянная корректировка их с другими участниками, которых сплотило общее дело.

Главное в этой работе - совпадение индивидуального и общего интересов, понимание важности и ценности собственной деятельности для достижения общей цели. Интерактивность становится естественным условием предъявления результатов общей работы.

Реализация проекта на всех его этапах сопровождается рефлексией, развитием навыков самоанализа. Более важной становится не сама презентация, а процесс совместной деятельности. Импульсом к реализации проекта выступает правильно сформулированная проблема, что вызывает необходимость проанализировать саму проблему и причины ее возникновения. Проекты могут быть краткосрочными, недельными, годичными, многолетними.

Результаты проектов могут быть двух типов: 1) результаты-продукты в виде новых материальных объектов: модель, алгоритм, книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т.д.; 2) результаты-эффекты: социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут в случае реализации проекта.

Учебное занятие, формой проведения которого является тренинг, также способствует формированию интеракционной компетенции студента. Использование метода включенного наблюдения дает возможность изучить по вербальным и невербальным (по сигналам глаз, по мимике, жестам, позе) ключам доступа ведущую репрезентативную систему

собеседника, его доминирующий тип мышления. Владение и умение пользоваться такой информацией позволяет «подстроиться» под партнера, наладить эффективное взаимодействие и взаимопонимание и достигать поставленных целей. От того, насколько сформирована интеракционная компетенция специалиста, будет зависеть эффективность его будущей работы. Неверно подобранные формы и виды речевого воздействия, недостаточная выразительность речи, неточно выражающие

мысль слова часто приводят к взаимному непониманию, негативным вспышкам, конфликтам, неприязни среди работающих, что несомненно отрицательно влияет на результативность их труда, приводит к ослаблению и даже к разрушению творческого начала в коллективе и у отдельных личностей.

Современный специалист должен быть социально компетентен, иметь развитые презентационные умения и навыки, позволяющие эффективно взаимодействовать как с отдельным человеком, так и с группой, грамотно построить любое публичное выступление, адекватно используя модели и стили общения, вербальные и невербальные средства коммуникации. Поэтому формирование интеракционной компетенции представляет собой одно из важных направлений компетентностного подхода в подготовке будущего специалиста.

Нам представляется, что проектно-целевой метод позволит эффективно формировать интеракционную компетентность специалистов. Характерной особенностью проектирования является не только изучение того, что уже существует, но и создание новых продуктов и одновременно прогнозирование того, что лишь может возникнуть. Этот тип научности не противостоит исследованиям, а охватывает и изменяет его согласно требованиям развития практики. Метод проектирования -совокупность последовательных

исследовательских, поисковых, проблемных методов - необходимо использовать и при подготовке к коммуникационным процессам в различных ситуациях. При этом необходимо научить студентов строить прогностические модели планируемых и предстоящих результатов, событий, изменений с учётом возможных воздействующих факторов [8;9;11].

Этнические, религиозные конфликты, неконтролируемые миграционные процессы ведут к утрате культуры, самобытности и традиций целых народов [10;11;12]. В последние годы мы наблюдаем возникновение «горячих точек», осуществление террористических актов и угроз различного характера. Эти явления затронули множество стран мира.

Мы понимаем, что система образования способна и должна формировать у студенческой молодежи знания, умения и навыки, чувство ответственности и активной гражданской позиции, которые позволят в условиях нестабильности противостоять таким негативным проявлениям, как терроризм и экстремизм.

Наши исследования позволяют сделать вывод, что в сложившихся условиях нестабильного окружения важнейшими задачами педагога выступают: подготовка обучающихся к правильному использованию методов социальной адаптации и выбору наиболее эффективных способов

психологической и физической защиты в зависимости от обстоятельств жизни, формирование правильного мировоззрения и интеракционной компетенции будущего специалиста с целью предупреждения и противостояния терроризму.

Литература:

1. Андреев В.А. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости / В.А. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2015. - 288 c.

2. Кузнецова С. Кросс-культурные коммуникации [Электронный ресурс] / С. Кузнецова // Сайт Светланы Кузнецовой. - Режим доступа: http://crossculture.ru/ ru/publications/whatis/

3. Young Richard F., University of Wisconsin USA. What is international competence? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://newsmanager.commpartners.com/tesolalis/print/201 4-08-27/8.html

4. Ячина Н.П. Формирование мониторинговой компетентности учителя в условиях общеобразовательного учреждения: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ячина Надежда Петровна. -Казань. - 2008. - С. 28.

5. Руденский Е.В. Интеракционный конструкционизм как методология компентностной парадигмы психологии профессионального образования [Электронный ресурс] / Е.В. Руденский // Справочник Психологи России. - 2014. - Режим доступа: http://psychology-guide.ru/specialists/publications_text.php?id=4992

6. Сазонова З.С., Кудрявцева Е.В. Проектно-целевой метод как структурный компонент инновационных технологий активного взаимодействия / З.С. Сазонова, Е.В. Кудрявцева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2015. - № 2(32).

7. Беднарская Л.Д. Проектная деятельность на каждом уроке / Л.Д. Беднарская // Русский язык в школе. - 2015. - № 4. - С. 6.

8. Мухутдинова Т.З. Прогностическая модель непрерывного регионального экологического образования / Т.З. Мухутдинова // Кирсановские чтения; сборник научных статей, выпуск II. - Казань: Отечество, 2013. - 488 с. - С. 88-95.

9. Мухутдинова Т.З., Храпаль Л.Р. Организационно-педагогические основы модернизации экологического образования в национальных исследовательских университетах в современных социокультурных условиях / Т.З. Мухутдинова, Л.Р. Храпаль // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 8. - С. 298-307.

10. Ячина Н.П. От качества образования к качественному менеджменту / Н.П. Ячина // Актуальные проблемы экономики и права. - 2008. -№ 1. - С. 74-78.

11. Мухутдинова Т.З., Ячина Н.П., Хазиева Н.Н. Проблемы нравственного воспитания педагога / Т.З. Мухутдинова, Н.П. Ячина, Н.Н. Хазиева // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. -№ 10. - С. 348.

12. Храпаль Л.Р., Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю., Доронин С.П. Научно-методическое обеспечение реализации идей противодействия терроризму и экстремизму в молодежной среде / Л.Р. Храпаль, А.Р. Камалеева, С.Ю. Грузкова, С.П. Доронин // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 33-41.

Сведения об авторах:

Янина Надежда Петровна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета, e-mail: nadegda_777@mail.ru

Мухутдинова Тамара Загирзяновна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, член-корреспондент РAЕ, профессор кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности Казанского национального исследовательского технологического университета, e-mail: tamara@kstu.ru

Data about the authors:

N. Yachina (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: nadegda_777@mail.ru

T. Mukhutdinova (Kazan, Russia), doctor of education, corresponding member of Russian Academy of Natural Sciences, professor at the Department of Management and Entrepreneurship, Kazan National Research Technological University, e-mail: tamara@kstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.