каждый член посдледовательности (кроме первого) образуется прибавлением к предыдущем члену какого-то-определенного постоянного числа.
Другой метод научного исследования, часто применяемый в математических исследованиях, -аналогия, состоящий в том, что утверждение получается с помощью анализа подобия частных свойств (признаков) сравниваемых объектов [2]. Например, во всяком параллелограмме противоположные стороны попарно равны, а во всяком параллелепипеде противоположные грани попарно равны. Параллелограмм и параллелепипед имеют оси симметрии, площадь параллелограмма и объем параллелепипеда вычисляются подобными формулами: S = ab и V = abc. Также многие свойства сферы и окружности, шара и круга можно вывести с применением аналогии. Но должны заметить, что аналогия даёт только направление к изучамой закономерности, но требуется его обосновать и строго доказать.
Заключения, основанные на аналогии, несмотря на то, что она не является методом строгого доказательства математических утверждений, являются понятными и простыми. Поэтому ее с успехом можно применять и при изучении теоретического материала, и при решении математических задач, и доказательстве теорем.
Учитель математитки должен предвидеть возможности появления неправильных утверждений по аналогии и дать обоснованные ответы в этих случаях. Например, очень много неправильных аналогий встречается при сокращении дробей, при тождественных преобразованиях иррациональных выражений и т.д., что может привести к формированию у учащихся устойчивых неправильных представлений о понятии и их использовании в учебной деятельности.
Список литературы
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения / М.М. Анцибор-Тула, 2002.
2. Пекун А.Г. Технология активных методов обучения / А.Г. Пекун. Минск, 1992.
117 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Холмуратов Р.Н.
Холмуратов Равшан Напасович - ассистент, кафедра физического воспитания, Ташкентский университет информационных технологий им. Аль-Хорезми, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, касающиеся методики целенаправленного формирования интеллектуальных умений у студентов в процессе физического воспитания.
Ключевые слова: интеллектуальных умений, сформированность, процесс физического воспитания.
Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и
формирования здорового образа жизни путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития личности.
Согласно Философскому энциклопедическому словарю, «воспитание -воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежит потребность и способность к дополнению, а также стремление к дополнению. Целью воспитания является способствование развёртыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью. Воспитание распространяется на тело, душу и дух и ставит задачей образование из развёртывающихся задатков и развивающихся способностей гармонического целого, а также приобретение вырастающим воспитанником благоприятных для него самого и для общества душевно-духовных установок в отношении других людей, семьи, народа, государства и т.д. Рука об руку с воспитанием идёт образование» [1].
Физическое воспитание - долгий процесс, распространяющийся на все следующие после рождения периоды индивидуального развития индивида. Содержание и формы этого процесса в различные периоды, естественно, изменяются в зависимости от закономерностей возрастного развития воспитываемых, а также динамики условий жизнедеятельности. Процесс физического воспитания также немыслим без сознательной и активной деятельности самих студентов. Он проходит результативно только в том случае, когда налицо обоюдная заинтересованность - преподаватель прилагает усилия, чтобы научить, а студенты стремятся научиться, овладеть и совершенствоваться новыми знаниями, умениями и навыками, новыми физическими упражнениями [2].
Во-первых, преподаватель должен сформировать у студентов осмысленное отношение и стойкий интерес к общей цели и конкретным задачам занятий. Во-вторых, важным направлением является стимулирование сознательного контроля и анализа своих действий каждым студентом. В-третьих, преподаватель также обязан воспитать у студентов творческое отношение к процессу физического воспитания, инициативу и самостоятельность. Это основной путь, способствующий достижению высоких результатов на каждом занятии, и, главное, - это обязательное условие решения задач внедрения физической культуры в повседневную жизнь [3].
Мы считаем, что физическое воспитание - это процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических и интеллектуальных возможностей человека, приобретение им соответствующих знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры и интеллекта. По нашему мнению, физическое воспитание должно быть крепко сплетено с инновационными технологиями развивающего обучения. Целью, которого является оптимизация процесса обучения и воспитания у студентов культуры движения, при их обязательном активном творческом участии в этом процессе, т.к. последнее формирует овладение средствами и способами мышления, развивающими воображение, внимание, память и волю [4].
В условиях развития научно-технического и социального прогресса, сопровождающегося возрастанием объема разнообразной информации, быстрым обновлением запаса знаний, в деятельности любого специалиста огромное значение имеет умение самостоятельно их приобретать, расширять, обновлять.
Актуальны высказывания академика П.Р. Атутова о том, что при реализации задач повышения функциональной грамотности учащихся, «приоритетным должно быть развитие учащихся (формирование творческого стиля мышления, вооружение наиболее общими способами деятельности и др.)» [5].
Массовый педагогический опыт свидетельствует, что нередко из поля зрения учителей физического воспитания выпадает процесс формирования интеллектуальных умений у
81
студентов, применение этих умений для осмысления и успешного выполнения на занятиях физическими упражнениями. На практических занятиях по физкультуре выполняется упражнения, которые направлены главным образом на формирование у студентов моторных навыков, и почти не предусмотрены специальные упражнения по формированию рациональных способов мыслительной деятельности.
Сказанное объясняется невысоким уровнем сформированности интеллектуальных умений у студентов и самих учителей, что связано с недооценкой ими роли мышления в усвоении знаний, недостаточной разработкой этих проблем в методике физического воспитания. Все это послужило основанием для выбора темы нашего исследования, целью которого является разработка методики целенаправленного формирования у студентов системы интеллектуальных умений в процессе физического воспитания.
Для реализации намеченной цели и проверки достоверности выдвинутой гипотезы решались следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние сформированности интеллектуальных умений у студентов и на этой основе выявить дидактические возможности формирования у студентов интеллектуальных умений на уроках физической культуры.
2. Определить систему и конкретизировать содержание интеллектуальных умений, формируемых у студентов интеллектуальных умений на уроках физической культуры.
3. Выявить и экспериментально проверить методы и приемы формирования интеллектуальных умений у студентов в процессе физического воспитания.
4. Разработать комплекс дидактических средств формирования интеллектуальных умений у студентов на уроках физической культуры.
Научная новизна исследования заключается в том, что была разработана экспериментальная программа формирования интеллектуальных умений у студентов, содержащая систему проблемных учебно -познавательных заданий и ситуаций, активизирующих интеллектуальную деятельность студентов на уроках физической культуры.
Следует отметить, что в работе реализован подход, при котором совершенствование процесса физического воспитания идет по пути активизации мыслительной деятельности учащихся на основе сочетания управляющей деятельности учителя с исследовательской деятельностью самых студентов. Проблема формирования интеллектуальных умений является одной из главных задач, от решения которых во многом зависит совершенствование всего учебно -воспитательного процесса вуза, направленного на формирование внутренней потребности к самостоятельному добыванию знаний и применению этих умений для творческого преобразования действительности, что составляет те качества личности, которые требует новая система общества.
Список литературы
1. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 78.
2. Дергач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера / А.А. Дергач, А.А. Исаев //
Физкультура и спорт. М., 1982. С. 3-5.
3. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников.
М.: Просвещение, 1989. 222 с.
4. Архипова Л.А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе.
Тюмень, 2013. С. 190-191.
5. Атутов П.Р. Политехническое образование в системе средств повышения
функциональной грамотности учащихся // Политехническое образование и
трудовая подготовка в условиях интеграции науки и производства: Ташкент, 1991.
С. 1-2.