Научная статья на тему 'Формирование интеллектуальных умений как основа преемственности дошкольного и начального образования'

Формирование интеллектуальных умений как основа преемственности дошкольного и начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБОБЩЕННЫЕ СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липенская Ирина Александровна, Зубова Светлана Павловна, Кочетова Наталья Геннадьевна

Статья раскрывает возможность проектирования программ дошкольного образования на основе деятельностного подхода, определяющего готовность детей к формированию универсальных учебных действий в начальной школе. Разграничивая понятия «интеллектуальные умения» и «универсальные учебные действия», авторы показывают на примере разработанной программы «Речь и интеллект», что первые являются достаточной и необходимой основой для формирования вторых. Необходимость построения системы преемственности особенно остро заявила о себе в тот момент, когда федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) стал реальностью. Впервые, в отличие от ФГТ, во ФГОС ДО сформулированы требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП). Обозначенные в виде целевых ориентиров,эти результаты выступают «основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» [4]. На наш взгляд, это положение предполагает двустороннюю направленность процесса: «снизу вверх» (дошкольное образование начальное образование) и «сверху вниз» (начальное образование дошкольное образование). Это выражается в том, что, с одной стороны, сформулированные во ФГОС ДО социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка должны определять разработку программ развития детей дошкольного возраста, которые учтут перспективность обучения на следующих его уровнях; с другой стороны, при проектировании таких программ необходимо ориентироваться на требования ФГОС начального образования к результатам освоения ООП, в котором в качестве главных индикаторов развития личности определены универсальные учебные действия [5]. По мнению Ю.А. Кустова, преемственностью, собственно, и является взгляд «сверху вниз», в то время как обратный процесс назван автором перспективностью [2].Если следовать заявленной логике, тометодическими условиями осуществления преемственности окажутся следующие: реализация деятельностного подхода к обучению; формирование у обучающихся максимально для их возраста обобщенных способов действий; целенаправленное формирование всех групп универсальных учебных действий. Изменение вектора образования в сторону личностных и метапредметных результатов вносит коррективы в представления о готовности ребенка к школьному обучению. Проведенный нами сравнительный анализ структур познавательных универсальных учебных действий и специфико-математических действий позволяет утверждать, что одним из наиболее благоприятных для обучения дошкольников интеллектуальным умениям является математический материал. Между тем, наблюдения показывают, что обычно дошкольников целенаправленно обучают конкретным математическим умениям: счету, сложению и вычитанию чисел, решению простых задач и т.п. При таком подходе к формированию готовности к школе упускается возможность для развития мышления детей; происходит дублирование материала первого класса, что сказывается на формировании мотивации, интереса к учению; повторное изучение уже знакомого материала сводится к репродуктивной, пассивной умственной деятельности, что негативно влияет на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Опыт подготовки дошкольников к изучению математики позволяет утверждать, что смещение акцента в их обучении на формирование интеллектуальных умений анализа, сравнения, обобщения, аналогии, моделирования, оперирования образами предметов, формирования простейших индуктивных и дедуктивных рассуждений позволяет получать метапредметные результаты, способствующие интенсивному продвижению в развитии детей младшего школьного возраста. Термин «интеллектуальные умения» используется вслед за А.К. Артемовым [1]с целью разграничения результатов деятельности дошкольников и младших школьников, представляется как основа для формирования УУД у последних. Следует отметить, что названные умения рассматриваются как специальные объекты изучения, что позволяет обучающимся осознанно их усваивать и в дальнейшем использовать как методы решения широкого класса задач, свободно «перенося» сформированные умения в новые условия. Такая свобода «переноса» позволяет снять стресс, возникающий у детей в случае необходимости решения незнакомой им задачи, что является основным условием её решения. Эти положения легли в основу разработанной нами программы развития дошкольников «Речь и интеллект». Специальная направленность программы на формирование у детей дошкольного возраста интеллектуальных умений не противопоставляется необходимости их обучения конкретно-предметным знаниям, так как они формируются в единстве. Это достигается путем подбора специальных учебных заданий, таких, как логический диктант, конструирование и переконструирование фигур по описанию, решение линейных и матричных задач на выявление существующей закономерности и др., а также разработки развивающих игр [3]. Приведем в качестве примера несколько связанных между собой тем занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Речь и интеллект»: «Сравнение предметов по разным признакам. Выделение признаков предметов»; «Сравнение. Выделение признака, являющегося основанием сравнения»; «Сравнение по представлению. Нахождение сходных и различных признаков объектов. Варьирование признаков объектов»; «Сравнение предметов. Решение простейших комбинаторных задач способом перебора». Таким образом, ориентировка на формирование у дошкольников интеллектуальных умений обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным уровнями образования. В этом случае сохраняются объекты формирования (названные умения), усложняется лишь структура этих умений и конкретный материал, на котором они формируются. Применение интеллектуальных умений как объектов изучения обеспечивает свободу выбора учащимися способов учения, активизирует их деятельность. Частично-поисковый и исследовательский методы обучения, имеющие приоритетное значение, способствуют формированию у детей таких личностных качеств, как умение корректно отстаивать свою точку зрения, самостоятельность, инициативность, любознательность, волю к победе, положительное отношение к себе и другим, уверенность в своих силах, стремление к творчеству и др. Все это в конечном итоге обеспечивает развитие и является показателем готовности детей к школьному обучению. В настоящее время авторами ведется работа по описанию результатов формирования речевых и коммуникативных умений дошкольников в процессе реализации программы «Речь и интеллект».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липенская Ирина Александровна, Зубова Светлана Павловна, Кочетова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование интеллектуальных умений как основа преемственности дошкольного и начального образования»

PS. Если звезды зажигаются, значит это кому - нибудь нужно, значит кто - то хочет, чтобы они горели...

В.Я. Маяковский.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968

2. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника/ Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985. С.16

3. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно - методическое пособие. -М., Центр педагогического образования, 2007. - 112 с.

Формирование интеллектуальных умений как основа преемственности дошкольного и

начального образования

Липенская Ирина Александровна, Зубова Светлана Павловна, Кочетова Наталья Геннадьевна

СГСПУ г. Самара

Ключевые слова:

Преемственность, интеллектуальные умения, универсальные учебные действия, деятельностный подход, обобщенные способы действий

Аннотация: Статья раскрывает возможность проектирования программ дошкольного образования на основе деятельностного подхода, определяющего готовность детей к формированию универсальных учебных действий в начальной школе. Разграничивая понятия «интеллектуальные умения» и «универсальные учебные действия», авторы показывают на примере разработанной программы «Речь и интеллект», что первые являются достаточной и необходимой основой для формирования вторых.

Необходимость построения системы преемственности особенно остро заявила о себе в тот момент, когда федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) стал реальностью. Впервые, в отличие от ФГТ, во ФГОС ДО сформулированы требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП). Обозначенные в виде целевых ориентиров,эти результаты выступают «основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» [4]. На наш взгляд, это положение предполагает двустороннюю направленность процесса: «снизу вверх» (дошкольное образование - начальное образование) и «сверху вниз» (начальное образование - дошкольное образование). Это выражается в том, что, с одной стороны, сформулированные во ФГОС ДО социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка должны определять разработку программ развития детей дошкольного возраста, которые учтут перспективность обучения на следующих его уровнях; с другой стороны, при проектировании таких программ необходимо ориентироваться на требования ФГОС начального образования к результатам освоения ООП, в котором в качестве главных индикаторов развития личности определены универсальные учебные действия [5].

По мнению Ю.А. Кустова, преемственностью, собственно, и является взгляд «сверху вниз», в то время как обратный процесс назван автором перспективностью [2].Если следовать заявленной логике, тометодическими условиями осуществления преемственности окажутся следующие:

• реализация деятельностного подхода к обучению;

• формирование у обучающихся максимально для их возраста обобщенных способов действий;

• целенаправленное формирование всех групп универсальных учебных действий.

Изменение вектора образования в сторону личностных и метапредметных результатов вносит коррективы в представления о готовности ребенка к школьному обучению.

Проведенный нами сравнительный анализ структур познавательных универсальных учебных действий и специфико-математических действий позволяет утверждать, что одним из наиболее благоприятных для обучения дошкольников интеллектуальным умениям является математический материал. Между тем, наблюдения показывают, что обычно дошкольников целенаправленно обучают конкретным математическим умениям: счету, сложению и вычитанию чисел, решению простых задач и т.п. При таком подходе к формированию готовности к школе упускается возможность для развития мышления детей; происходит дублирование материала

первого класса, что сказывается на формировании мотивации, интереса к учению; повторное изучение уже знакомого материала сводится к репродуктивной, пассивной умственной деятельности, что негативно влияет на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Опыт подготовки дошкольников к изучению математики позволяет утверждать, что смещение акцента в их обучении на формирование интеллектуальных умений - анализа, сравнения, обобщения, аналогии, моделирования, оперирования образами предметов, формирования простейших индуктивных и дедуктивных рассуждений - позволяет получать метапредметные результаты, способствующие интенсивному продвижению в развитии детей младшего школьного возраста.

Термин «интеллектуальные умения» используется вслед за А.К. Артемовым [1]с целью разграничения результатов деятельности дошкольников и младших школьников, представляется как основа для формирования УУД у последних. Следует отметить, что названные умения рассматриваются как специальные объекты изучения, что позволяет обучающимся осознанно их усваивать и в дальнейшем использовать как методы решения широкого класса задач, свободно «перенося» сформированные умения в новые условия. Такая свобода «переноса» позволяет снять стресс, возникающий у детей в случае необходимости решения незнакомой им задачи, что является основным условием её решения.

Эти положения легли в основу разработанной нами программы развития дошкольников «Речь и интеллект». Специальная направленность программы на формирование у детей дошкольного возраста интеллектуальных умений не противопоставляется необходимости их обучения конкретно-предметным знаниям, так как они формируются в единстве. Это достигается путем подбора специальных учебных заданий, таких, как логический диктант, конструирование и переконструирование фигур по описанию, решение линейных и матричных задач на выявление существующей закономерности и др., а также разработки развивающих игр [3].

Приведем в качестве примера несколько связанных между собой тем занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Речь и интеллект»:

«Сравнение предметов по разным признакам. Выделение признаков предметов»;

«Сравнение. Выделение признака, являющегося основанием сравнения»;

«Сравнение по представлению. Нахождение сходных и различных признаков объектов. Варьирование признаков объектов»;

«Сравнение предметов. Решение простейших комбинаторных задач способом перебора».

Таким образом, ориентировка на формирование у дошкольников интеллектуальных умений обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным уровнями образования. В этом случае сохраняются объекты формирования (названные умения), усложняется лишь структура этих умений и конкретный материал, на котором они формируются. Применение интеллектуальных умений как объектов изучения обеспечивает свободу выбора учащимися способов учения, активизирует их деятельность. Частично-поисковый и исследовательский методы обучения, имеющие приоритетное значение, способствуют формированию у детей таких личностных качеств, как умение корректно отстаивать свою точку зрения, самостоятельность, инициативность, любознательность, волю к победе, положительное отношение к себе и другим, уверенность в своих силах, стремление к творчеству и др. Все это в конечном итоге обеспечивает развитие и является показателем готовности детей к школьному обучению.

В настоящее время авторами ведется работа по описанию результатов формирования речевых и коммуникативных умений дошкольников в процессе реализации программы «Речь и интеллект».

Список литературы:

1.Артемов А. К. Развивающее обучение математике в начальных классах: Учебное пособие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.