Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
интеллектуальная готовность / обучение / компьютер / игра / школа / память / внимание / мышление / intellectual readiness / learning / computer / game / school / memory / attention / thinking

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Старостина Л.Г., Дедюкина М.И.

В научной статье рассматривается проблема подготовки детей к школе, а именно интеллектуальное развитие, что занимает важную роль в общей готовности детей к обучению в школе. Была проведена диагностика детей с использованием четырех методик и формирующая работа с компьютерными играми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Старостина Л.Г., Дедюкина М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTELLECTUAL READINESS OF CHILDREN TO STUDY AT SCHOOL VIA SYSTEM OF COMPUTER GAMES

The scientific article examines the problem of preparing children for school, namely intellectual development, which plays an important role in the general readiness of children to study at school. Children were diagnosed using four techniques and formative work with computer games was carried out.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР»

УДК 37 Старостина Л.Г., Дедюкина М.И.

Старостина Л.Г.

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (г. Якутск, Россия)

Научный руководитель: Дедюкина М.И.

к.п.н., доцент ДО ПИ Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (г. Якутск, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Аннотация: в научной статье рассматривается проблема подготовки детей к школе, а именно интеллектуальное развитие, что занимает важную роль в общей готовности детей к обучению в школе. Была проведена диагностика детей с использованием четырех методик и формирующая работа с компьютерными играми.

Ключевые слова: интеллектуальная готовность, обучение, компьютер, игра, школа, память, внимание, мышление.

В течение жизни человек переживает несколько возрастных кризисов, обозначающих рубеж, переход от одного возрастного этапа к другому, и степень «кризисности» зависит от того, насколько человек подготовлен к следующему этапу, к тем требованиям, которые предъявит ему жизнь в этот период. Это всецело относится и к периоду перехода из дошкольного в младший школьный

возраст, когда в корне меняется жизнь ребёнка и в физиологической, и в психологической, и в социальной сфере.

Что же такое готовность ребёнка к школе? Это комплексное понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности/неуспешности ребёнка в школе, которая не исчерпывается только отличными и хорошими оценками по всем или ряду предметов, но делают ребёнка абсолютно-вполне-невполне-частично-совершенно не удовлетворённым своим статусом школьника.

Современная система образования во время перехода на работу по новым образовательным стандартам предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.

Проблему готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе рассматривали многие ученые: Т.В. Тарунтаева, Л.Е. Журова, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, Я. Йирасек, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Д.П. Озубел и другие. Особое внимание уделялось интеллектуальной готовности к обучению в школе, так как именно в развитии интеллектуальных способностей учёные видели основу успешности обучения. В качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства выступает интеллектуальное развитие. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, на сколько эффективно были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода, т.к. в дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается нами как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Это предполагает развитую способность ребенка проникать в сущность предметов и явлений, овладеть мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификационными навыками и др.

На сегодняшний день, одной из главных тенденций развития современного общества является его информатизация, сопровождаемая все более широким и интенсивным внедрением информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Компьютер сегодня, благодаря своей многофункциональности, полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств обусловливает их развивающий эффект в образовании. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника

в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Использование информационно-коммуникационных технологий, в частности, компьютерных игр в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр,

в идеале, тщательно подобранных родителями или специалистами с учетом возраста и учебной направленности. При соответствующем подходе многие направления, задачи, а также содержание учебно-воспитательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми. Компьютер рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса,

обогатить их и изменить развивающую среду детского сада в целом.

Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребёнка, но и воспитывает волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребёнка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Чтобы узнать, как будут действовать на интеллектуальную готовность детей к школе омпьютерные игры, мы сначала провели диагностику. Для этого выбрали следующие методики:

1. Методика «Сортировка карт по изменяемому признаку». Содержит три серии заданий. В первой ребенок сортирует предложенные ему 6 карточек по цвету (красные откладываются в одну сторону, синие - в другую). Во второй сортировка происходит «по форме» 6 карточек (лодочки откладываются в одну сторону, зайцы - в другую). В третьем задании ребенок должен, ориентируясь на внешний для цвета или формы стимул - наличие или отсутствие черной рамки на карточке, раскладывать 12 карточек либо исходя из формы, либо исходя из цвета объекта на картинке. В каждой серии за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. Переключение с задания первой серии на задания второй является показательным для оценки уровня развития функции переключения. К 5-6 годам с этим справляются абсолютное большинство дошкольников. Таким образом, хотя мы оцениваем количество правильно разложенных карточек в каждой серии, решающим для определения уровня развития функции переключения в старшем дошкольном возрасте является балл, набранный ребенком в третьей серии.

2. Методика «Торможение». Данная методика состоит из двух частей -называние и торможение. Предъявляется серия из 40 геометрических фигур (квадратов и кругов). На первом этапе ребенка просят назвать все фигуры в том порядке, в котором они находятся на карточке. На втором этапе правила меняются: когда ребенок видит «круг», он должен сказать «квадрат», а когда

видит «квадрат» - «круг». Задание со стрелками выполняется по этой же схеме. Для каждой части предусмотрена тренировка. Фиксируется время, затраченное на выполнение задания, количество допущенных ошибок и количество самоисправлений. Как результат в таблицу занесли сумму потраченного времени по всем 4 заданиям. А в самом протоколе зафиксированы и ошибки и самоисправления.

3. Методика «Повторение предложений». Ребенку надо повторить за педагогом 17 предложений. Опущение слова, замена, добавление слова, изменение порядка слов рассматривается как ошибка. Если за 4 предложения подряд ребенок получил 0 баллов, тестирование прекращается. Для якутскоязычных детей была использована переведённая версия. Так как им пришлось бы сначала переводить у себя в голове, а затем только сказать ответ, что могло бы исказить результаты всего тестирования.

4. Методика «Память на конструирование». Эта методика состоит из 5 заданий, с детьми в возрасте 5-6 лет проводятся пробы 2-5. Надо положить картинки на рамку так, как показано на стимульной книге. На 2 задании максимальное количество баллов 20, на 3 и 4 задании по 30 и в 5 задании 40 баллов, что в итоге составляет 120 баллов.

Всего приняли участие в диагностике 30 детей из подготовительной группы «Чуораанчык» детского сада №2 85 «Золотой ключик» города Якутска. По 15 детей в двух группах, экспериментальная, где будет проводиться работа с компьютерными играми и контрольная группа для сравнения.

По результатам проведения диагностики по выбранным методикам, мы узнали, что уровень у детей разный. Детям особенно было трудно при выполнении «Повторения предложений». Почти все первые 8 предложений повторили без ошибок, а потом начали менять места и убирать слова. С некоторыми детьми тестирование было прекращено преждевременно, так как они допустили ошибки в 4 предложениях подряд. Более легко далось первое тестирование «Сортировка карт по изменяемому признаку». Большинству детей

удалось всё поставить по местам сразу, будь то сортировка по цвету, по форме или с рамочками.

Были выявлены у экспериментальной группы высокий уровень у 33% детей, средний 36% и низкий у 31% детей. А в контрольной группе высокий уровень у 25%, средний у 38% и низкий у 37% детей.

Для проведения формирующего эксперимента нами была выбрана система развивающих компьютерных игр, которые направлены на расширение кругозора дошкольников, на тренировку их памяти, образно-логического мышления, внимания, на освоение ими основ работы с компьютером. В играх представлены увлекательные и яркие задания на сопоставление и обобщение, выявление последовательностей, развитие зрительной и слуховой памяти, и быстроту реакции. Кроме того, игры подобраны таким образом, чтобы в них содержался и воспитательный компонент. В процессе игры ребёнку необходимо оказать помощь герою, сделать для него что-то, что воспитывает в нём сострадательность, доброту, чувство ответственности. Время пребывания ребёнка за компьютером во время игры не превышало 15 минут, что соответствует правилам работы дошкольников с компьютерной техникой и техническими устройствами. После игры проводилась гимнастика для глаз и пальчиковая гимнастика. Занятия проводились в индивидуальной форме с каждым ребёнком из экспериментальной группы. Занятие состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части идёт погружение ребёнка в сюжет игры, подготовка к компьютерной игре через беседу. Включается также пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе, повторение техники безопасности при работе за компьютером. Основная часть занятия включает в себя саму работу за компьютером. В заключительной части подводится итог (рефлексия). Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного и мышечного напряжения, то есть проводится гимнастика для глаз и физкультминутка.

Во всех играх присутствуют близкие и понятные ребёнку герои (котёнок, зайка, слонёнок, клоун, гномик и др.) Игры яркие, красочные, тем они и интересны ребёнку. В конце каждого правильно выполненного задания детей обязательно ждёт похвала в виде слов «Молодец!», «Правильно!», «Ты отлично справляешься!» и др. Дети на протяжении опытно-экспериментальной работы с удовольствием играли в компьютерные игры. Нами был отмечен огромный познавательный интерес детей к данным играм. У детей повышается уверенность в собственных силах, возрастает самооценка, стимулируется интерес к познанию нового. В проведённом нами исследовании мы установили, что прохождение некоторых игр не вызывают затруднений у детей, а какие-то игры представляют сложность, но при этом не снижается интерес к компьютерной игре, и дети с удовольствием снова начинают играть, при этом они уверены, что обязательно справятся с этой игрой. Особенно им понравились игры, где им надо резать фрукты и игра, где надо собирать капельки воды, обходя камни, чтобы помочь пожарным.

Формирующий этап эксперимента показал, что компьютерная игра очень интересна детям, она вызывает огромный познавательный интерес у дошкольников, открывает детям огромные возможности для разностороннего развития, познания окружающего мира. Эффективность использования компьютерных игр как средства подготовки дошкольников мы выявили после проведения повторной диагностики. Использовались те же методики, которые были в констатирующем этапе.

По результатам контрольного этапа, были выявлены следующие результаты: у экспериментальной группы высокий уровень у 50% детей, средний 38% и низкий у 12% детей. А в контрольной группе высокий уровень у 28%, средний у 40% и низкий у 32% детей. В экспериментальной группе показатели значительно повысились, что показывает эффективность использования компьютерных игр при интеллектуальном развитии детей и подготовке к школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере;

2. Бабаева Т.И. В игре готовимся к школе;

3. Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду;

4. Балабанова Л.К. Компьютерные игры в обучении детей 4-7лет: программа, развернутое планирование модели занятий;

5. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе;

6. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. Психология развития;

7. Вьюнова Н.И. Проблемы психологической готовности детей 6-7лет к школьному обучению;

8. Горвиц Ю.М. Зачем малышам компьютер?// Детский сад от А до Я;

9. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании;

10. Урунтаева Г.А. Детская психология

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 6 (75) Том 1. ИЮНЬ 2024 г. Starostina L. G., Dedyukina M.I.

Starostina L.G.

Northeastern Federal University (Yakutsk, Russia)

Scientific advisor: Dedyukina M.I.

Northeastern Federal University (Yakutsk, Russia)

FORMATION OF INTELLECTUAL READINESS OF CHILDREN TO STUDY AT SCHOOL VIA SYSTEM OF COMPUTER GAMES

Abstract: the scientific article examines the problem of preparing children for school, namely intellectual development, which plays an important role in the general readiness of children to study at school. Children were diagnosed using four techniques and formative work with computer games was carried out.

Keywords: intellectual readiness, learning, computer, game, school, memory, attention,

thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.