Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АКТИВ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СТРУКТУРНЫЙ КАПИТАЛ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КАПИТАЛ / INTELLECTUAL CAPITAL / INTELLECTUAL ASSET / INTELLECTUAL POTENTIAL / HUMAN CAPITAL / STRUCTURAL CAPITAL / CONSUMER CAPITAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кахраманова Светлана Ахмедовна

Эффективность образовательных программ, степень их диссеминации при имеющейся конкуренции во многом зависит от интеллектуального капитала (ИК) организации, разрабатывающих такие программы. Недостаточное внимание к этому феномену во многих образовательных организациях не позволяет повышать их конкурентные преимущества. Одним из преимуществ в управлении образовательной организацией должно быть эффективное управление интеллектуальными активами и разработка специально предназначенных инструментов и методов с целью формирования действенных организационно-экономических механизмов накопления и умножения интеллектуального капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTELLECTUAL CAPITAL OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION: THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECT

In the present world, the development and recognition of programs, educational organizations of commercial and non-commercial types, with the existing competition, largely depends on intellectual capital (IC). Insufficient attention to which in many educational organizations does not allow increasing their competitive advantages. One of the advantages in the management of an educational organization should be the effective management of intellectual assets and the development of specially designed tools and methods in order to form effective organizational and economic mechanisms for the accumulation and multiplication of intellectual capital.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

со

со см о см

< ш

о ■=1 ш

с; и и

и

О с; О S

=г о и

и

о

X

о

m .о х

с;

LD

U <

Ш

L0 Ш С£

—I <

и и

О _|

О и о

LO

О

Z <

и

о и

УДК: 331.1

КАХРАМАНОВА Светлана Ахмедовна,

магистрант, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), svetlanakahramanova399@gmail.com

Svetlana A. KAHRAMANOVA,

Master's Degree Student, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), svetlanakahramanova399@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: организационно-экономический аспект

FORMATION OF INTELLECTUAL CAPITAL OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION:

the organizational and economic aspect

Аннотация

Эффективность образовательных программ, степень их диссеминации при имеющейся конкуренции во многом зависит от интеллектуального капитала (ИК) организации, разрабатывающих такие программы. Недостаточное внимание к этому феномену во многих образовательных организациях не позволяет повышать их конкурентные преимущества. Одним из преимуществ в управлении образовательной организацией должно быть эффективное управление интеллектуальными активами и разработка специально предназначенных инструментов и методов с целью формирования действенных организационно-экономических меха-

Abstract

In the present world, the development and recognition of programs, educational organizations of commercial and non-commercial types, with the existing competition, largely depends on intellectual capital (IC). Insufficient attention to which in many educational organizations does not allow increasing their competitive advantages. One of the advantages in the management of an educational organization should be the effective management of intellectual assets and the development of specially designed tools and methods in order to form effective organizational and economic mechanisms for the accumulation and multiplication of intellectual capital.

низмов накопления и умножения интеллектуального капитала.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, интеллектуальный актив, интеллектуальный потенциал, человеческий капитал, структурный капитал, потребительский капитал.

Keywords: intellectual capital, intellectual asset, intellectual potential, human capital, structural capital, consumer capital.

Введение

Понятие «интеллектуальный капитал» было введено в конце 1960-х гг. Дж. Гэлбрейтом. Вскоре оно стало предметом исследования многих ученых и практиков. В работах российских ученых, в которых отражены различные аспекты управления интеллектуальным капиталом и эффективного использования нематериальных ресурсов, выделяют следующие: B.JI. Иноземцева, Л.И. Лукичевой, В.А. Скворцовой, А.Н. Козырева, Б.Б. Леонтьева, В.А. Супрун, Б.В. Сали-хова, Т.М. Орловой, В.П. Багова, B.C. Ступако-ва, E.H. Селезнева, Х.А. Фасхиева и др.

Из представленных работ зарубежных авторов этой проблематики можно выделить Э. Брукинг, Л. Прусака, П. Салливана, К.-Э. Свей-би, П. Страссмана, Т. Стюарта, Э. Тоффлера, Т. Фортьюнома Т. Сакайя, Л. Эдвинссона, М. Мэ-лоуна, Й. Рууса, С. Пайка, Л. Фернстема.

Чтобы быть конкурентоспособными в нынешнем мире, все больше и больше успешных организаций признают, что единственным реальным отличием на долгосрочную перспективу являются люди и их знания, которыми они обладают. Знания о клиентах и их предпочтениях, знания о конкурентах, знания о процедурах и методах решения проблем. Именно это признание критической ценности организационных и индивидуальных знаний послужило толчком в развитии интереса к управлению знаниями.

Часто интеллектуальный капитал рассматривается как более важный актив для стимулирования роста и конкурентоспособности, чем простые, хотя и необходимые, инвестиции в оборудование, здания и другие виды материальных активов. Как внутри, так и за пределами университета на его стоимость оказывает большое влияние интеллектуальный капитал, т.е. активы, связанные со знаниями и опытом сотрудников, доверием клиентов к университету и его продук-

ции, инфраструктурой университета, не в последнюю очередь в виде систем информационных технологий и административных процедур, а также эффективностью бизнес-процессов университета. Ноу-хау, связи, секреты и коллективные знания сотрудников университета определяют его конкурентное преимущество сегодня. «Мозговая сила» и впредь будет цениться гораздо больше, чем мускулы, механическая сила или даже техническая мощь.

Предпосылки и факторы возрастания роли интеллектуального капитала. Характеристика структуры

Интеллектуальный капитал - это совокупность знаний, опыта, организационных возможностей, которые организация может использовать для создания и приумножения своего «богатства». Можно также сказать, что ИК - это сумма всего того, что знают, чем обладают и могут воспользоваться работники, а также и то, что формирует конкурентоспособность данной организации. Основной функцией интеллектуального капитала является получение различных организационных и технологических преимуществ над конкурентами. Именно такой подход к его сущности был представлен Томасом Стюартом в работе «Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций».

ИК предприятия следует отличать от интеллектуального потенциала (ИП), которым можно охарактеризовать возможности его развития. Само понятие потенциала относится к деятельности человека. ИП характеризует состояние человека с точки зрения возможности осуществлять деятельность определенного вида и качества. Деятельность человека есть процесс реализации его потенциала, а вот интеллектуальный потенциал - это способ-

го

го см о гм

< ш

о ■=1 ш

с; и и

и

О с; О

=г о и

и

о

X

о

т л х

с; ш

и

сс <

ш ш ш С£

—I <

и и о

—I

О и О ю

О <

и

О и

ность к рациональной постановке целей и поиску средств их реализации.

Социально-ориентированное отношение руководителей к сотрудникам гарантирует повышение интеллектуального потенциала организации, что в свою очередь является основой процесса наращивания интеллектуального капитала организации.

Каждый человек имеет свой личный, в том числе и интеллектуальный, потенциал. Человека считают специалистом, профессионалом, когда он имеет необходимые знания и навыки, т.е. определенный потенциал, дающий ему возможность качественно выполнять свою работу.

Следует рассмотреть главные условия и факторы, которые привели к возрастанию роли интеллектуального капитала в современной экономике: формирование экономики информационного общества, глобализация рынка и т.д.

Экономические факторы. Для экономики информационного общества (общества знания), характерно изменение структуры занятости, новая роль людей. При этом люди выступают не только в качестве квалифицированной рабочей силы, основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал. Величина и качество человеческого капитала (знания, здоровье, мобильность) становятся фактором развития общества. Ведущей фигурой в этих условиях выступает человек как носитель нового знания. Максимальное использование человеческого потенциала, а особенно интеллектуального потенциала способствует развитию инновационной направленности экономики.

Глобализация. Глобализация экономики вносит изменения в классические представления о качестве товаров и услуг, уровне их издержек, производительности труда и т.п. Это заставляет приспосабливаться к возникающим новым условиям, формируя новые конкурентные преимущества.

Единое экономическое пространство не просто меняет масштабы конкуренции, оно меняет сами условия этой конкуренции. Конкурентное преимущество теперь может быть достигнуто за счет создания некоторого отличительного качества, пользующегося спросом

у потребителей на основе отличительных способностей самой организации, а не технологии и факторов, к которым у нее есть доступ.

В этой связи главным инструментом в конкурентной борьбе становятся ориентация на потребителя, более полный учет его индивидуальных потребностей, а также постоянное совершенствование.

В современных условиях становится очевидным, что источник основных преимуществ заключается в людях как носителях определенных знаний, опыта, способностей. Интеллектуальный капитал становится важнейшей с точки зрения конкурентных преимуществ формой капитала, которым должна располагать современная организация.

Возникновение интеллектуального капитала как новой меры стоимости организации вполне закономерно, если принимать во внимание действие всех рассмотренных выше условий и факторов современной экономики. Интеллектуальный капитал вскоре станет главным критерием оценки компаний и учреждений, потому что только он способен отразить динамику организационной устойчивости и процесса создания ценностей. Только он пригоден для оценки современного производства, меняющегося настолько быстро, что судить о его подлинной стоимости можно только по таланту его работников, их преданности делу и качеству используемых ими орудий труда.

Чтобы быть инновационной, иметь конкурентные преимущества, организация должна направлять свои усилия на формирование человеческого капитала с высоким интеллектуальным потенциалом.

В работе Л. Эдвинссона и М. Мэлоуна интеллектуальный капитал представлен как совокупность трех составляющих: человеческий, структурный и клиентский (потребительский) капитал (рис. 1).

Каждый из них - нематериален и отражает интеллектуальные ресурсы организации: - человеческий капитал включает навыки, знания и способности работников, является их собственностью и не может принадлежать организации; в понятие входит также способность организации эффективно использовать че-

ловеческие ресурсы, что выражается в терминах креативности и инноваций;

- структурный капитал - это все элементы организации, которые поддерживают функционирование работников (их человеческого капитала); он является собственностью организации и остается в ней даже после ухода людей; включает программное обеспечение, патенты, товарные марки. К нему могут быть также отнесены имидж организации, информационные системы и собственные базы данных;

- потребительский капитал рассматривается как часть структурного капитала. Потребительский капитал - это система капитальных, надежных, долгосрочных доверительных и взаимовыгодных отношений предприятия со своими клиентами, покупателями его товара, сложившаяся за время его работы на рынке.

Й. Руус, С. Пайк и Л. Фернстрем рассматривают интеллектуальный капитал как часть ресурсного портфеля организации (рис. 2).

Человеческий капитал - основной элемент интеллектуального капитала. Человеческий ка-

питал представляет собой, знания, опыт, навыки и способности физических лиц, участвующих в хозяйственной деятельности юридического лица. Это источник инноваций и улучшений, и в то же время самый проблемный для измерения элемент. Этот капитал неотчуждаем от его обладателей - физических лиц. Однако он не должен рассматриваться как сумма отдельных физических лиц, которые по сути составляют единую команду и потому должен оцениваться как командный капитал. В то же время правомерно оценивать и человеческий капитал каждого отдельного специалиста и руководителя как по формальным признакам (дипломам, свидетельствам, наградам, сертификатам и др.), так и по неформальным характеристикам (например, этическим, политическим).

Интеллект индивидуума формируют знания и придают, тем самым, мощь и ценность человеческому ресурсу в экономике, в управлении ею. Поэтому знания - основа творческой работы и основа интеллектуальной деятельности сотрудников организации. Знания - источник роста производительности работника умственного труда, глубины и качества решаемых им задач, а также источ-

Рис. 1. Структура интеллектуального капитала Л. Эдвинссона и М. Мэлоуна

Рис. 2. Структура ИК как части ресурсного портфеля организации

го

со см о см

< ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ■=1 ш

с; и и

и

О с; О

=г о и

и

о

X

о

т л х

с; ш

и

сс <

ш

1/1 ш С£

—I <

и о

—I

о и О ю

О <

и

О и

ник новшеств, эффективных инновационных процессов и нововведений.

Знания - это в первую очередь мысли и опыт, подходы и идеи относительно того, как должен быть организован рабочий процесс, каким должен быть продукт, чтобы удовлетворить все возрастающие потребности человека и т.д. Такие знания проявляются в навыках и умениях людей и закрепляются в виде организационной культуры, брэндов, патентов, лицензий, организационных структур, методов взаимодействия организаций и учреждений, то есть в виде интеллектуального капитала.

К основным свойствам знаний и информации как специфического ресурса новой экономики можно отнести следующие:

- знаниями можно только пользоваться, они не расходуются;

- сколько бы знания не использовались, они не перестают быть полезными;

- «себестоимость» получения знания не зависит от их «тиражирования» и числа пользователей;

- знания не ограничены пространством, они могут восприниматься одновременно во многих местах;

- некоторые виды знаний чувствительны ко времени - они устаревают, иногда мгновенно;

- устаревая, знания не исчезают без следа;

- замедление, тем более прекращение процесса получения знаний, консервация таким образом запаса знаний, -ведут к их обесцениванию;

- знания как экономическая категория приобретает ценность только в контексте конкретной стратегии их применения;

- чем больше знаний, тем они, как правило, дороже и качественней;

- при каждой передаче знаний количество их обладателей увеличивается;

- любая экономическая деятельность порождает больший объем знаний, чем потребляет;

- процесс воспроизводства новых знаний не предсказуем, результаты исследований не всегда зависят или совсем не зависят от величины вложенных в их получение средств;

- доведение знаний до потребителей может осуществляться мгновенно, в реальном времени (например, через интернет);

- накладные расходы по воспроизводству знаний незначительны по сравнению с полной стоимостью затрат на получение знаний, где эта стоимость и концентрируется (в противоположность миру вещей, где процесс тиражирования и доведения до потребителя стоит дороже их создания);

- знания при их тиражировании демонстрируют « возрастающую» доходность в отличие от материальных продуктов, которые с ростом тиража и по мере насыщения рынка имеют «убывающую доходность»;

- знания обладают уникальной способностью, не присущей другим ресурсам -их можно представить, хранить, передавать и некоторые даже использовать (например, компьютерные программы) в унифицированном, единообразном виде - в цифровых кодах.

Человеческий капитал не может быть собственностью организации. Важно распознать, в чем состоят навыки, знания и умения отдельного человека. Лишь в этом случае становятся очевидными степень ценности конкретного работника и отводимая ему роль.

Главное предназначение человеческого капитала - создание и распространение инноваций, тогда человеческий капитал, собственно, образует и проявляет себя в ситуациях, когда большая часть времени и способностей работников уходит на достижение инноваций.

Человеческий капитал прирастает двумя способами:

- организация максимально использует объем знаний своих сотрудников;

- максимальное число работников владеет знаниями, способными принести пользу.

Специально подобранный и подготовленный персонал организации является носителем интеллектуального капитала. Вещественных измерителей творческого потенциала, величины ее интеллектуального ресурса по аналогии с другими ресурсами (основные и оборотные средства, деньги, труд и т.п.) - не существует.

Организации практикуют оплату повышения квалификации своих наиболее перспективных работников. Число предлагаемых платных краткосрочных вариантов обучения, направленных на получение не только разных профессиональных навыков, но и полноценных специальностей в последние годы постоянно растёт. Так как использование человеческого капитала зависит от самого индивида, то мотивация экономических субъектов становится одним из главных рычагов в управлении человеческим потенциалом как экономики в целом, так и организации в частности. Поэтому и государство, и организации должны создавать такие условия, в которых накопление человеческого капитала будет и выгодным, и престижным.

Структурный капитал - это технологии, методы и процессы, которые делают работу предприятия вообще возможной. Выделяют шесть компонентов структурного капитала:

- философия управления;

- корпоративная культура;

- процессы управления;

- система информационных технологий;

- сетевые системы;

- финансовые отношения.

Необходимость управления знаниями

была стимулирована развитием программного обеспечения, систем и консультативных служб. Базы знаний становятся общераспространенными.

Потребительский капитал - это система капитальных, надежных, долгосрочных доверительных и взаимовыгодных отношений организации со своими клиентами, покупателями товара, сложившаяся за время работы.

Потребительский капитал часто понимается как «капитал отношений». В этом смысле он включает в себя контракты и соглашения, репутацию, бренд, товарные знаки, каналы распределения продукции и портфель заказов, отношения с клиентами. Если организация пользуется доверием, она может продавать продукты по более высоким ценам, пользоваться высокой лояльностью клиентов и сотрудников, привлекать для трудоустройства лучших специалистов. Символом деловой репутации выступают товарные знаки и бренды. Маркетинговая стратегия - также часть по-

требительского капитала организации: создание отличительных преимуществ, стимулирование лояльности потребителей, базы данных о клиентах и их анализ.

Одним из важнейших элементов клиентского капитала является брэнд. Это не только товарный знак, а целый фирменный стиль и те ассоциации, которые возникают у потребителя, связанные с данным товарным знаком и организацией. Это образ, который возникает у клиента при виде товара или товарного знака, повышает или, наоборот, глушит в нем потребность приобретать и использовать этот товар, готовность платить деньги за этот и другие товары данной организации, выделяя его среди прочих.

По сути потребительский капитал - комплексный сложный нематериальный актив. Он характеризуется такими качествами, как глубина (степень) проникновения, масштаб (распространение), постоянство, уверенность в том, что потребители и впредь будут отдавать предпочтение данной организации.

Потребительский капитал создается приверженцами продукции компании, то есть заказчиками, клиентами. Проявляются предпочтения клиентов следующими способами:

- клиенты обращаются к услугам, главным образом только «своей» организации;

- деятельность организации улучшается за счет доли ее постоянных клиентов;

- клиенты невосприимчивы к призывам и обещаниям конкурентов.

Особенности управления интеллектуальным капиталом

Теория управления интеллектуальным капиталом применительно к организации развивается, прежде всего, в рамках управления знаниями.

В управлении знаниями определяются два основных направления. Первое представлено специалистами по информационным технологиям. Знание рассматривается ими как совокупность объектов, которые могут быть идентифицированы и обработаны в информационных системах. Соответственно, ключевым звеном управления знаниями является структурная организация существующих данных, ко-

го

го см о см

< ш

о ■=1 ш

с; и и

и

О с; О

=г о и

и

о

X

о

т л х

с; ш

и

сс <

ш

1/1 ш С£

—I <

и о

—I

О и О ю

О <

и

О и

торая обеспечивает увеличение эффектов информационных технологий, адаптирующих накопление знания в реальной среде общественного производства.

Второе направление можно назвать ког-нитивистским. Для него знание - процесс, набор комплексов динамических умений, секретов производства, которые постоянно находятся в процессе развития. В этой ситуации основная задача управления знаниями состоит в том, чтобы связать структурированную и неструктурированную информацию с изменяющимися правилами, по которым люди ее применяют, а его стратегия направлена на увеличение эффекта от использования нематериальных активов.

Если знания рассматривать в качестве оригинального, трудно имитируемого и трудно заменимого ресурса, то управление ими выдвигается на центральное место в конкурентной борьбе. Глобальная конкурентоспособность является функцией темпов роста организации, эффективности ее деятельности и объема накопленных знаний. Цель управления - накопление знаний и их трансформации в конкурентные преимущества.

Хотя влияние интеллектуального капитала на успех организации общепризнан, моделей управления им разработано относительно немного. Процессы управления ИК могут быть конкретными и специфическими для каждой организации. В то же время в их составе выделяются некоторые общие элементы и последовательность выполнения работ, предпринимаемых всеми организациями в рамках стратегического управления интеллектуальными активами. Эффективность и ценность интеллектуального капитала являются динамичными категориями, не обладающими универсальными свойствами. Ценность определяется и возрастает только в контексте конкретной стратегии развития, при иной стратегии интеллектуальные ресурсы могут оказаться малопригодными.

В теоретических работах авторов выделяют следующие виды деятельности, присущие процессам управления интеллектуальным капиталом организации: Идентификация интеллектуального капитала; Разработка политики развития интеллектуального капитала; Аудит интеллектуального капитала; Докумен-

тальное оформление ИК и занесение его в базу знаний; Защита интеллектуального капитала; Приумножение и обновление интеллектуального капитала; Распространение ИК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс управления должен обязательно включать составление отчета о состоянии интеллектуального капитала и рекомендации по его реструктуризации.

Каждый вид интеллектуального капитала требует специфического варианта защиты, и в каждой области существуют профессионалы, способные справиться с этой задачей.

На этапе приумножения и обновления интеллектуального капитала наращивать его можно различными способами, но оптимальным образом это происходит в организации, чьи работники богаты идеями. Необходимо создать корпоративную культуру, порождающую непрерывный инновационный процесс. Новаторский характер компании должен прослеживаться во всем: в имидже организации, в лицензионной деятельности, в исследованиях и разработках, в проектировании и построении инфраструктуры, в характере задач, ставящихся перед работником, в предоставляемых им возможностях роста.

Ответственность за реализацию распространения информации об интеллектуальном капитале, лежит на команде по его управлению. Механизмы обратной связи должны отразить степень успешности этого процесса. Основными методами распространения являются предоставление базы знаний и опубликование отчета об интеллектуальном капитале.

Информационные технологии как неотъемлемая часть интеллектуального капитала образовательной организации

Университет в эпоху информационного развития - это учреждение, где факультеты рассматриваются как элементы, которые наращивают ИК и где он взаимодействует со всеми элементами окружающей среды - данными, знаниями, производственной практикой, студентами, клиентами и коллегами. Руководство университета должно создать климат, который способствует обмену данными, росту, изменениям и т.д.

Инновации должны поощряться, а преподаватели наделяются полномочиями и несут ответственность за расширение своих знаний, разработку и проведение актуальных курсов. Руководство признает и берет на себя ответственность за управление знаниями и обеспечение широких общих параметров для учебного процесса и общей разработки программ.

Информационные технологии должны способствовать сотрудничеству преподавателей, а также повышению качества образования студентов. Технологии должны привлекаться для использования во всех областях, создавая «учебное заведение», где знания создаются, собираются, обрабатываются, анализируются, расширяются, интегрируются и распространяются. Информационная инфраструктура должна существовать и быть неотъемлемой частью корпоративной культуры. Объединение интеллектуального капитала и вспомогательных информационных технологий - это вызов для лидеров, желающих создать учебное заведение информационного века. Когда университет становится обучающей организацией с общим видением, с участием всех, возникает динамичная интерактивная среда, где стираются границы между пре-

подаванием и обучением, образованием и подготовкой, и образование в течение всей жизни является нормой.

Заключение

В заключении хочется отметить, что уровень интереса к организациям, основанным также и на управлении интеллектуальном капиталом, резко возрос, и для этой тенденции есть свои причины: прежние инициативы неадекватны и не позволяют максимально использовать таланты организации, а также не позволяют организации выделиться на рынке; знания могут стоить на рынке очень дорого; можно избежать дорогостоящих ошибок.

Оценка интеллектуального капитала может помочь сделать университет более эффективным, более прибыльным и конкурентоспособным. Определяя и измеряя интеллектуальный капитал, руководители будут лучше подготовлены, чтобы: подтвердить способность университета достигать своих целей; планировать и финансировать исследования и разработки; оценить ценность университета для лучшего сравнения и для бенчмаркинга; расширить память организации, определив ключевые ресурсы и избегая повторного изобретения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эдвинссон Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Иноземцева. М., 1999. С. 429-447.

2. Edvinsson L. andMalone M. Intellectual Capital: Realizing Your Company's True Value by Finding Its Hidden Brainpower, HarperCollins. New York, NY, 1997. Рр. 23-51.

3. Сундукова Г.М. Управление интеллектуальным капиталом вуза: дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05. Москва, 2012. 211 с.

4. Sundukova G.M. Innovative Approach to the University Intellectual Capital Management. Upravlenie. Management (Russia), 2017, pp. 80-87. Doi.org/10.12737/24705.

5. Kok A. Intellectual capital management at universities. 2006, vol. 203.

6. Endersby L., Jenkins D.M., & Priest K.M. Leadership Education: Advancing a Community of Practice, 2019, vol. 164, pp. 141-149.

7. Freeman B. Policy cycle in higher education. Theories of. In J.C. (eds) Shin (Ed.). The International Encyclopedia of Higher Education Systems and Institutions, 2020, pp. 2245-2251.

8. Hariyati TjahjadiB., & Soewarno N. The mediating effect of intellectual capital, management accounting information systems, internal process performance, and customer performance. International Journal of Productivity and Performance Management, 2019, no. 68(7), pp. 1250-1271. Doi.org/10.1108/ijppm-02-2018-0049.

9. KrukM.S. Intellectual capital management in universities in the face of internationalization challenges. Education of Economists and Managers. Problems. Innovations. Projects, 2019, no. 54(4), pp. 31-43.

REFERENCES

1. Jedvinsson L., Mjeloun M. Intellektual'nyj kapital. Opredelenie istinnoj stoimosti kompanii // Novaja postindustrial'naja volna na Zapade. Antologija / pod red. V. Inozemceva. M., 1999. Pp. 429-447.

CO

2. Edvinsson L. andMalone M. Intellectual Capital: Realizing Your Company's True Value by Finding Its Hidden Brainpower, HarperCollins. New York, NY, 1997. Рр. 23-51.

3. Sundukova G.M. Upravlenie intellektual'nym kapitalom vuza: dis. na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk: 08.00.05. Moskva, 2012. 211 p.

4. Sundukova G.M. Innovative Approach to the University Intellectual Capital Management. Upravlenie. Management (Russia), 2017, pp. 80-87. Doi.org/10.12737/24705.

LU

^ 5. Kok A. Intellectual capital management at universities. 2006, vol. 203.

6. Endersby L., Jenkins D.M., & Priest K.M. Leadership Education: Advancing a Community of Practice, 2019, vol. 164, pp. 141-149.

7. Freeman B. Policy cycle in higher education. Theories of. In J.C. (eds) Shin (Ed.). The International Encyclopedia of Higher Education Systems and Institutions, 2020, pp. 2245-2251.

8. Hariyati TjahjadiB., & Soewarno N. The mediating effect of intellectual capital, management accounting information systems, internal process performance, and customer performance. International Journal of Productivity and

g" Performance Management, 2019, no. 68(7), pp. 1250-1271. Doi.org/10.1108/ijppm-02-2018-0049.

9. KrukM.S. Intellectual capital management in universities in the face of internationalization challenges. Education of Economists and Managers. Problems. Innovations. Projects, 2019, no. 54(4), pp. 31-43.

s

_

u

о

X

о

m .о х

с;

и <

ш

LO

LU

—I <

и

О —i

О

и

о

LO

О

Z <

и

о и

Статья поступила в редакцию 02.11.23; Принята к публикации 28.11.23. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted 02.11.23; accepted for publication 28.11.23. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.