Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ФИРМЫ'

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ФИРМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ДЕТАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА / СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА / INTELLECTUAL CAPITAL / SPECIFICATION OF INTELLECTUAL CAPITAL COMPONENTS / INTERACTION SCHEME OF INTELLECTUAL CAPITAL COMPONENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонова Виктория Львовна, Шакута Александра Сергеевна

В условиях постиндустриальной экономики от фирм требуются гибкость, высокая инновационная активность, способность разрабатывать перспективные стратегические подходы и выстраивать эффективные отношения с многочисленными контрагентами. В подобных условиях опора только на материальные ресурсы не позволяет достичь значимых результатов, поэтому в качестве важного фактора конкурентоспособности эксперты выделили возможности компаний по созданию и управлению интеллектуальным капиталом фирмы в общей структуре активов. В представленной работе расширен традиционный подход к анализу интеллектуального капитала (ИК) как трехкомпонентной структуры; предложена детализация элементов ИК до второго уровня, создающая основу для оценки и управления его развитием; разработана схема взаимодействия элементов ИК, отражающая целостный взгляд на интеллектуальный актив фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE INTELLECTUAL CAPITAL OF A FIRM

In the context of a post-industrial economy, companies are required to be flexible, highly innovative, and able to develop promising strategic approaches and build effective relations withnumerous counterparties. In such conditions, reliance onmaterial resources alone does not allow to achieve significant results; therefore, experts highlighted the ability of companies to create and manage the intellectual capital of a company in the overall structure of assets as an important factor of competitiveness. In this paper, traditional approach to the analysis of intellectual capital as a three-component structure is expanded; specification of the components of intellectual capital to the second level has been given, creating a basis for assessing and managing its development; interaction scheme of intellectual capital elements, reflecting a holistic view on a firm’s intellectual asset, has been developed.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ФИРМЫ»

Для цитирования: Симонова В. Л., Шакута А. С. Структура интеллектуального капитала фирмы // Журнал экономической ^

теории. — 2019. — Т. 16. — № 1. — С. 181-186

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, детализация элементов интеллектуального капитала, схема взаимодействия элементов интеллектуального капитала

<

doi 10.31063/2073-6517/2019.16-1.17 >

УДК 330.142 JEL D24

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ФИРМЫ 1

Э

0

1

о

В. Л. Симонова, А. С. Шакута и

Ч т

В условиях постиндустриальной экономики от фирм требуются гибкость, высокая инновацион- к ная активность, способность разрабатывать перспективные стратегические подходы и выстра- Й ивать эффективные отношения с многочисленными контрагентами. В подобных условиях опора т только на материальные ресурсы не позволяет достичь значимых результатов, поэтому в качестве о важного фактора конкурентоспособности эксперты выделили возможности компаний по созданию и управлению интеллектуальным капиталом фирмы в общей структуре активов. В представленной работе расширен традиционный подход к анализу интеллектуального капитала (ИК) как трех-компонентной структуры; предложена детализация элементов ИК до второго уровня, создающая основу для оценки и управления его развитием; разработана схема взаимодействия элементов ИК, отражающая целостный взгляд на интеллектуальный актив фирмы.

Знаковым периодом для развития концепции интеллектуального капитала стали 19801990-е годы. Именно в это время исследователи обратили особое внимание на тот факт, что компании, работающие в одном направлении, имеют разный результат. Основной предпосылкой для этого исследователи выделили такой фактор, как нематериальные активы компаний, которые являются ключевыми в создании конкурентоспособности фирмы в условиях постиндустриальной экономики, когда от компаний требуются гибкость, высокая инновационная активность, способность разрабатывать перспективные стратегические подходы и выстраивать эффективные отношения с многочисленными контрагентами. В отличие от материальных ресурсов интеллектуальные активы неосязаемы, не отражаются на балансе компании, но именно они являются основным стратегическим ресурсом, позволяющим дифференцировать компанию в конкурентном поле. В связи с этим возникает потребность в раскрытии характеристики и описании структуры интеллектуального капитала фирмы.

С начала развития концепции интеллектуального капитала прошло уже более 35 лет, однако общепризнанного определения так и не принято. Как правило, встречающиеся определения носят достаточно общий характер, что обуславливается сложностью объекта исследования — знания, источником которого

1 © Симонова В. Л., Шакута А. С. Текст. 2019.

являются интеллектуальные возможности и личный опыт сотрудников, формируемый в определенном социальном окружении.

Широкое распространение в экономической литературе получило определение интеллектуального капитала как экономической категории, предложенное профессором М. А. Эскиндаровым. Согласно предложенному подходу интеллектуальный капитал описывается как «система отношений различных экономических субъектов по поводу рационального, устойчивого его воспроизводства на основе прогрессивного развития науки в целях производства конкретных товаров, услуг, дохода, повышения жизненного уровня, решения проблемы неравномерности мирового и регионального развития на основе персонифицированных экономических интересов субъектов» (Эскиндаров, 1999. С. 188). При этом сам интеллектуальный капитал рассматривается автором сквозь призму характеристик, определяющих способности человека и качество рабочей силы.

Интеллектуальный капитал фирмы выступает в роли важного, но трудноуловимого фактора ее развития. Так, Л. Эдвинссон и М. Мэлоун (1999) сравнивают интеллектуальный капитал с «корнями компании, скрытыми условиями развития, таящимися за видимым фасадом ее зданий и товарного ассортимента». Схожим образом нематериальная основа интеллектуального капитала подчеркивается в работе финского исследователя Т. Хусси: «Для

g современных методов бухгалтерского учета ™ интеллектуальный капитал невидим, как корни дерева для человека, стоящего на земле.

- Но именно эта скрытая часть определяет буду-^ щий успех» (Hussi, 2003).

^ Т. А. Стюарт (1999) определил интеллекту-х альный капитал как специфический ресурс в о виде знаний, информации, интеллектуальной собственности, опыта, которые можно исполь->х зовать для создания ценности. Опираясь на 2 данную дефиницию, Генри Инкинен (Inkinen, ш 2015) подчеркивает значимость данного ресурса для усиления конкурентоспособности 2 фирмы и определяет интеллектуальный капи-° тал как знания, которая фирма может усилить о для того, чтобы достичь конкурентного преи-m мущества путем формирования и использова-^ ния человеческого, структурного, внутриотно-х шенческого и внешнеотношенческого капи-

CL

> тала.

^ Таким образом, интеллектуальный капитал можно описать как совокупность таких неосязаемых активов, как знания, навыки, опыт, которая, превращаясь в полезные ресурсы, дает конкурентные преимущества (Popov, Vlasov, 2018). Данное определение носит несколько общий характер. Для более углубленного понимания сути рассматриваемой категории исследователи раскрывают структуру интеллектуального капитала, которая до настоящего времени однозначно не определена.

Наибольшее распространение в научном сообществе получила трехкомпонентная структура интеллектуального капитала, в соответствии с которой выделяют три его измерения: человеческий капитал, внутренние структуры и внешние структуры. Человеческий капитал Л. Эдвинссон и М. Мэлоун определяют как совокупность знаний, опыта, умений, навыков и креативности индивидуума. Все эти состав -ляющие нужны для того, чтобы достигнуть успеха в работе. Горан Рус и Йохан Рус (Roos G., Roos J., 1997) утверждают, что работники генерируют интеллектуальный капитал через свои компетенции, свое отношение и свои умственные способности. Компетентность включает навыки и образование, отношение охватывает поведенческую составляющую работы сотрудников (Popov, Ersh, 2016). Интеллектуальная гибкость позволяет менять практику и думать об инновационных решениях проблем. Человеческий капитал включает в себя знания и эффективность, которые сотрудники берут с собой, когда они покидают фирму. Он включает в себя приобретенные знания, навыки, опыт и способности людей. Таким образом, че-

ловеческий капитал можно описать через компетенции сотрудников фирмы, их креативные характеристики и поведенческую составляющую работы.

Внутренняя структура, по Л. Эдвинссону и М. Мэлоуну, включает все те составляющие, которые были созданы человеческим капиталом, а именно организационную структуру, документы, патенты, товарные знаки, авторские права. Д. Л. Волков и Т. А. Гаранина (2007), определяя структурный капитал как способность организации извлекать экономические выгоды из знаний, остающихся внутри фирмы, предлагают более детализированный подход к составляющим структурного капитала и предлагают учитывать инфраструктурные активы, такие как корпоративная культура, управленческие процедуры, информационные системы, управленческая философия, система принятия решений.

Поскольку эти составляющие являются результатом производства продуктов или систем, созданных фирмой в течение какого-либо времени, они не принадлежат физическому лицу или сотруднику ^Ыюп, 2005). На основании этого можно сделать вывод, что в отличие от человеческого капитала структурный капитал остается в организации даже после ухода сотрудников из фирмы.

При сильном структурном капитале будут созданы благоприятные условия для использования человеческого капитала, и именно это позволит человеческому капиталу реализовать свой самый высокий потенциал, который окажет влияние на отношенческий капитал. Только компания, создавшая свою сильную корпоративную культуру, философию, может замотивировать сотрудников на работу с полной отдачей, а клиентов стать постоянными.

Экспертами в области интеллектуального капитала отношенческий капитал отождествляется с внешней структурой, которая состоит из устойчивости и верности клиента. Такие характеристики, как удовлетворенность, долговечность, ценовая чувствительность и хорошие финансовые показатели также связаны с этой категорией. В то же время отношения с клиентами — это не единственные отношения, которые влияют на эффективность функционирования фирмы. Поэтому при анализе отношенческого капитала необходимо учитывать взаимодействия фирмы со всеми группами агентов внешней среды. Р. Капелло и А. Фаджиан (Capello, Faggian, 2005) полагают, что отношенческий капитал — это сочетание

Таблица

Детализация структурных элементов интеллектуального капитала фирмы

< "О

Детализация первого уровня Детализация второго уровня

Человеческий капитал Компетенции сотрудников Способность сотрудников к обучению Эффективность обучения сотрудников Способность сотрудников участвовать в разработке стратегии развития компании Квалификация сотрудников

Отношение сотрудников Отождествление себя с корпоративными ценностями Уровень удовлетворениности работой в компании Текучесть кадров Средний срок службы в компании

Креативность сотрудников Творческие способности сотрудников Способность работы в команде Интеллектуальная гибкость

Структурный капитал Корпоративная культура Создание корпоративной культуры Отождествление сотрудника со взглядами компании

Организационная структура Разъяснение взаимосвязи между полномочиями, ответственностью и выгодами Обоснованность системы управления компанией

Организационное обучение Построение и использование внутренней информационной сети Построение и использование базы данных компании

Рабочий процесс Производственный процесс Оценка качества продукции

Информационная система Взаимная поддержка и сотрудничество между сотрудниками Предоставление корпоративной информации в отрытом доступе Обмен информацией

Инновационный капитал Инновационные достижения Среднее количество патентов сотрудников Процент продаж новых разработанных продуктов в общем объеме продаж Количество новых разработанных технологий

Инновационный механизм Доля инвестиций в НИОКР Качество и количество сотрудников, занятых в сфере НИОКР Сотрудничество с внешними инновационными компаниями Способность управлять инновационными проектами Стимулирование работников в сфере инноваций Взаимодействие между исследовательскими, производственными и маркетинговыми отделами

Инновационная культура Нацеленность компании на улучшение процессов и повышение качества Свобода действий сотрудников Стимулирование работников за инновационные предложения

Отношенческий капитал Основные маркетинговые возможности Построение и использование клиентской базы Уровень адаптивности к потребностям клиента Эффективность каналов распространения

Рыночная сила Рыночный потенциал Репутация бренда и торговой марки Сотрудничество с поставщиками и конкурентами

Индексы лояльности клиентов Удовлетворенность клиентов Жалобы клиентов Отток клиентов Инвестиции в отношения с клиентами

о гм

Человеческий капитал

----- г--*

CL

О

о

и

О X

о ^

m <

х

CL >

Структурный капитал - Инновационный капитал Отношенческий капитал

Интеллектуальный капитал фирмы

Стратегические возможности фирмы

Рис. Схема взаимодействия элементов интеллектуального капитала фирмы

различных видов отношений, таких как рыночные отношения, экономические отношения и сотрудничество. Он включает в себя такие элементы, как деловая репутация, каналы распределения продукции, портфель заказов, различные контракты и соглашения и пр. (Панкин, 2013).

В современных условиях жесткой конкуренции компаниям, для того чтобы приносить пользу, стать известными по всему миру и иметь высокие доходы, необходимо производить товары, которые будут удовлетворять спрос и отличаться инновационностью. Поэтому в данной работе мы решили отойти от традиционного деления интеллектуального капитала на три сектора (человеческий, структурный и отношенческий) и расширить его структуру, выделив такой элемент, как инновационный капитал. Инновационный капитал можно определить как способность отраслей хозяйства или предприятий производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка. Инновационный капитал состоит из законных прав (патентов, лицензионных соглашений), а также из того, чему трудно дать точное определение, но что в большой степени определяет стоимость компании (идеи, торговые марки). Цзин Чень, Чжаохуэй Чжу и Хон Юань Се (Chen et al., 2004) разделяют инновационный капитал на три части: инновационные достижения, инновационный механизм и инновационная культура. Как отмечают исследователи, ключевыми особенностями данного нематериального актива являются способность к созданию стоимости в будущем, зависимость (технологическая и общественная) от существующего знания, исклю-чаемость за счет прав собственности и коммерческой тайны.

В таблице представлена детализация рассмотренных выше элементов интеллектуального капитала фирмы. Предложенная декомпозиция дает возможность оценивать и управ-

лять интеллектуальным активом, отражая сложную природу изучаемого объекта исследования.

Анализ составляющих интеллектуального капитала позволяет разработать схему ИК (рис.), в которой показывается, что человеческий капитал является основой любой организации, и именно он является базисом для создания структурного, отношенческого и инновационного капиталов. Все эти ресурсы создают синергию, благодаря которой возникает интеллектуальная база организации, что в свою очередь влияет на выбор стратегии для долгосрочного развития фирмы и в дальнейшем на получение прибыли.

Таким образом, интеллектуальный капитал фирмы формируется за счет человеческого, структурного, инновационного и отношен-ческого капиталов. Детализация элементов ИК фирмы создает основу для его оценки и управления его развитием. Целостный взгляд на интеллектуальный капитал позволяет достичь устойчивого экономического развития, что возможно только тогда, когда все четыре элемента находятся в балансе. Все элементы интеллектуального капитала фирмы тесно связаны друг с другом, имеют различный характер влияния на результаты деятельности компании. Значительной составляющей интеллектуального капитала является человеческий. Остальные элементы, так или иначе, связаны с высоким качеством человеческого ресурса, креативностью персонала, способностью производить новое знание и эффективно применять его. Взаимодействуя между собой, элементы интеллектуального капитала фирмы создают синергетический эффект, не сводящийся к простой сумме эффектов каждого элемента по отдельности. Выявление и анализ взаимосвязей между элементами ИК может стать важной задачей дальнейшего исследования, основанного на эмпирическом анализе данных отечественных предприятий.

Благодарность ^

<

Исследование выполнено в соответствии с государственным заданием для Института экономики УрО РАН на ~о

2019 год. А

Ь

Список источников ^

А

Волков Д. Л., Гаранина Т. А. Нематериальные активы: проблемы состава и оценивания // Вестник Санкт- Н

Петербургского университета. Серия Менеджмент. — 2007. — Вып. 1. — С. 84-107. О

Молодчик М. А., Теплых Г. В. Обоснование структурного содержания интеллектуального капитала компании в 2

рамках ценностно-ориентированного подхода // Финансы и кредит. — 2013. — № 4. — С. 73-84. 4

Панкин С. А. Интеллектуальный капитал в системе факторов конкурентоспособности фирмы // Власть и управ- С

ление на Востоке России. — 2013. — № 3. — С. 194-198. К Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций // Новая постиндустриальная й

волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999. — 631 с. Т

Эдвинссон Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании // Новая по- °

стиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999. — 631 с. ^

Эскиндаров М. А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. — М.: ь

Республика,1999. — 302 с. Ь

Ashton R. H. Intellectual capital and value creation: a review // Journal of Accounting Literature. — 2005. — Vol. 24. — 6

No. 1. — P. 53-134. №

IO

Capello R., Faggian A. Collective Learning and Relational Capital in Local Innovation Processes // Regional Studies. — ь 2005. — Vol. 39. — Issue 1. — Р. 75-87. 0

Chen J., Zhu Z., Yuan H. Measuring intellectual capital: a new model and empirical study // Journal of Intellectual 9 Capital. — 2004. — Vol. 5. — No. 1. — P. 195-212.

Hussi T. Reconfiguring knowledge management: Combining intellectual capital, intangible assets and knowledge creation. — 2003. — ETLA Discussion Papers, The Research Institute of the Finnish Economy (ETLA). — No. 849 [Электронный ресурс]. URL: http://hdl.handle.net/10419/63966.

Inkinen H. Review of empirical research on intellectual capital and firm performance // Journal of Intellectual Сapital. —

2015. — Vol. 16. — No. 3. — P. 518-565.

Popov E. V., Vlasov M. V. Assessment of Intellectual Development of the Human Capital of High-Tech Productions // Montenegrin Journal of Economics. — 2018. -Vol. 14. — No. 1. — P. 123-133.

Popov E. V., Ersh E. V. Institutions for Decreasing of Employee Opportunism // Montenegrin Journal of Economics. —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016. — Vol. 12. — No. 2. — P. 131-146.

Roos G., Roos J. Measuring your company's intellectual performance // Long range planning. — 1997. — Vol. 30. — No. 3. — P. 413-426.

Yeh-Yun Lin C., Edvinsson L. National intellectual capital: comparison of the Nordiccountries // Journal of Intellectual Capital. — 2008. — Vol. 9. — No. 4. — P. 525-545.

Информация об авторах

Симонова Виктория Львовна — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт экономики УрО РАН; доцент кафедры политической экономии, Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: simonova4@yandex.ru).

Шакута Александра Сергеевна — магистрант, Институт государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета имени первого Президента РФ Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: shtuka5831@gmail.com).

For citation: Simonova, V. L. & Shakuta, A. S. (2019). The Structure of the Intellectual Capital of a Firm. Zhurnal Economicheskoj Teorii [Russian Journal of Economic Theory], 16(1), 181-186

Simonova V. L., Shakuta A. S.

The Structure of the Intellectual Capital of a Firm

In the context of a post-industrial economy, companies are required to be flexible, highly innovative, and able to develop promising strategic approaches and build effective relations with numerous counterparties. In such conditions, reliance on material resources alone does not allow to achieve significant results; therefore, experts highlighted the ability of companies to create and manage the intellectual capital of a company in the overall structure of assets as an important factor of competitiveness. In this paper, traditional approach to the analysis of intellectual capital as a three-component structure is expanded; specification of the components of intellectual capital to the second level has been given, creating a basis for assessing and managing its development; interaction scheme of intellectual capital elements, reflecting a holistic view on a firm's intellectual asset, has been developed.

Keywords: intellectual capital, specification of intellectual capital components, interaction scheme of intellectual capital components

CL

О

^ Acknowledgements

° The study was prepared in accordance with the state task for the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian

vh Academy of Sciences for 2019. z

vo References

I—: Volkov, D. L. & Garanina, T. A. (2007). Nematerial'nye aktivy: problemy sostava i otsenivaniya [Invisible assets: com-

S pound and assessment issues]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya Menedzhment [Bulletin of St. Petersburg University. Series "Management"], 1, 84-107. (In Russ.)

Molodchik, M. A. & Teplykh, G. V. (2013). Obosnovanie strukturnogo soderzhaniya intellektual'nogo kapitala kom-l— panii v ramkakh tsennostno-orientirovannogo podkhoda [Rationale for the structural contents of intellectual capital of a company within the framework of the value-oriented approach]. Finansy i kredit [Finances and credit], 4, 73-84. (In Russ.)

Pankin, S. A. (2013). Intellektual'nyy kapital v sisteme faktorov konkurentosposobnosti firmy [Intellectual capital in the system of competitive factors of a firm]. Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii [Power and management in Eastern Russia], 3, g 194-198. (In Russ.)

2 Styuart, T. (1999). Intellektual'nyy kapital. Novyy istochnik bogatstva organizatsiy [Intellectual capital. A new source

O of organization's wealth]. In V. L. Inozemtsev (Ed.), Novaya postindustrial'naya volna na Zapade. Antologiya [A new postindustrial wave on the West. Anthology]. Moscow, Russia: Academia, 631. (In Russ.)

Edvinsson, L. & Meloun, M. (1999). Intellektual'nyy kapital. Opredelenie istinnoy stoimosti kompanii [Intellectual capital. Defining the real value of a company]. In V. L. Inozemtsev (Ed.), Novaya postindustrial'naya volna na Zapade. Antologiya [A new post-industrial wave on the West. Anthology]. Moscow, Russia: Academia, 631. (In Russ.) cl Eskindarov, M. A. (1999). Razvitie korporativnykh otnosheniy v sovremennoy rossiyskoy ekonomike [Development of

^ corporate relations in modern Russian economics]. Moscow, Russia: Respublika, 302. (In Russ.)

Ashton, R. H. (2005). Intellectual capital and value creation: a review. Journal of Accounting Literature, 24(1), 53-134.

Capello, R. & Faggian, A. (2005). Collective Learning and Relational Capital in Local Innovation Processes. Regional Studies, 39(1), 75-87.

Chen, J., Zhu, Z. & Yuan, H. (2004). Measuring intellectual capital: a new model and empirical study. Journal of Intellectual Capital, 5(1), 195-212.

Hussi, T. (2003). Reconfiguring knowledge management: Combining intellectual capital, intangible assets and knowledge creation (ETLA Discussion Papers, No. 849). Retrieved from the Research Institute of the Finnish Economy (ETLA): http:// hdl.handle.net/10419/63966

Inkinen, H. (2015). Review of empirical research on intellectual capital and firm performance. Journal of Intellectual Capital, 16(3), 518-565.

Popov, E. V. & Vlasov, M. V. (2018). Assessment of Intellectual Development of the Human Capital of High-Tech Productions. Montenegrin Journal of Economics, 14(1), 123-133.

Popov, E. V. & Ersh, E. V. (2016). Institutions for Decreasing of Employee Opportunism. Montenegrin Journal of Economics, 12(2), 131-146.

Roos, G. & Roos, J. (1997). Measuring your company's intellectual performance. Long range planning, 30(3), 413-426.

Yeh-Yun Lin, C. & Edvinsson, L. (2008). National intellectual capital: comparison of the Nordic countries. Journal of Intellectual Capital, 9(4), 525-545.

Authors

Victoria Lvovna Simonova — PhD in Economics, Senior Research Associate, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences; Assistant Professor, Department of Political Economy, Ural State University of Economics (Ekaterinburg, Russian Federation; e-mail: simonova4@yandex.ru).

Alexandra Sergeevna Shakuta — Master's Student, Institute of Public Administration and Entrepreneurship, Ural Federal University named after the first President of the Russian Federation B. N. Yeltsin (Ekaterinburg, Russian Federation; e-mail: shtuka5831@gmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.