Проблемы экономики и юридической практики
6'2018
14.8. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ВИДОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА КОРПОРАЦИИ - ОСНОВА ОБЪЕКТИВНОЙ ЕГО ОЦЕНКИ
Ермакова Галина Александровна, аспирант кафедры финансов и кредита Место учебы: Северо-Кавказский федеральный университет
galusya2008@mail. ru
Аннотация: в исследовании расширены представления о классификации видов интеллектуального капитала организации, заключающиеся в том, что совокупный капитал выражен как итог комплексного взаимодействия его видов: стандартных - человеческого, организационного, стейкхолдерского, перспективных - репутационный, конкурентный, культурный, информационный вызывая синергетический эффект. Объективная идентификация элементов интеллектуального капитала организации совершенствует его структурную оценку, ставя ее новый уровень.
Ключевые слова: интеллектуальный перспективный капитал, репутационный, конкурентный, культурный, информационный капиталы, синергетический эффект.
IDENTIFICATION OF PROMISING INTELLECTUAL CAPITAL OF THE CORPORATION - THE BASIS OF THE OBJECTIVE
Ermakova Galina A., postgraduate student Study place: North-Caucasus Federal University
galusya2008@mail.ru
Annotation: the study expanded the idea of classification of types of intellectual capital of the organization, consisting in the fact that the total capital is expressed as a result of the complex interaction of its types: standard - human, organizational, stakeholder, perspective - reputation, competitive, cultural, information causing a synergetic effect. Objective identification of the elements of the organization's intellectual capital improves its structural assessment, setting a new level.
Keywords: perspective of intellectual capital, reputational, competitive, cultural, informational capital, synergistic effect.
В современных условиях вопросы классификации и оценки интеллектуального капитала организации целесообразно рассматривать одновременно. Выявление и классификация элементов интеллектуального капитала организации создадут базу объективной его оценки с учетом требований времени. Однако в российской и зарубежной литературе применяется неоднозначный подход к классификации видов интеллектуального капитала организации, вызывая необходимость ее дополнения и расширения, свидетельствуя таким образом об актуальности исследования.
Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [11], большинство ученых-экономистов (О. Ю. Коло-мыцева, К. В. Чекудаев, И. А. Чекудаева, А. В. Дручинина и др.) [6, с. 281] признают наиболее работающими и практически используемыми - стандартными следующие основные виды интеллектуального капитала организации: человеческий, организационный (структурный), капитал отношений (потребительский).
Человеческий капитал определяется свойствами человека -знания, умения, квалификации, компетентность, творческие, управленческие, предпринимательские способности, ценности морали, культура труда, ноу-хау и др. свойства, присущие личности, репутации и навыки (новые открывающиеся, имеющиеся, полученные при обучении на своем опыте, стремление к новациям, обучению, работать в команде, творческий потенциал, креативность, гибкость и толерантность, мотивация, удовлетворенность, лояльность, образование и обучение, эрудиция, полученные в организации, общая культура и философия организации), мобилизованные при обучении и производ-
ственной деятельности в прошлые периоды и используемые для получения дохода, заработной платы, забирающие с собой работников при уходе из организации. При его формировании в организации важно основывать взаимоотношения, создавая стоимость. Его основная особенность - не отчуждаемость от реализующего его субъекта.
Организационный (структурный) капитал - знания, остающиеся в организации после ухода из нее работников - катализаторы человеческого капитала. Т. е. организационный (структурный) капитал организации - это инфраструктура для реализации ее человеческого капитала, смысл которой - знания каждого из сотрудников, трансформируемые между собой. Организационный (структурный) капитал включает стандартные организационные правила, процедуры, технологии, системы управления, бизнес-процессы, техническое и программное обеспечение, организацию дистрибьютивно-сетевой работы, каналы продажи снабжения, доступность информационного пространства, организационную структуру, внутреннюю культуру организации и базы данных, организационные возможности для реализации способности к созданию стоимости.
Организационный (структурный) капитал организации большей частью находится в ее собственности как объект купли-продажи. Т. е. организационный (структурный) капитал, в отличие от человеческого, отражает более высокий уровень развития интеллектуального капитала, показывая явно выраженные (эксплицированные, формализованные) знания, а база человеческого капитала - неявные знания, в неявной форме в головах работников, действиями которых определяется их доступность для др. работников организа-
Ермакова Г. А.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ВИДОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА КОРПОРАЦИИ - ОСНОВА ОБЪЕКТИВНОЙ ЕГО ОЦЕНКИ
ции. В итоге организационный (структурный) капитал выражает особенности использования человеческого капитала в организационных системах через перевод информации в ценности, применяемые многократно в производственном процессе. Т. е. это возможность организации соответствовать требованиям рынка, и то, как она использует свой человеческий капитал. Организационный (структурный) капитал вместе со способностями сотрудников обеспечивает конкурентоспособные преимущества организации.
Капитал отношений (потребительский) определяет дополнительный прирост стоимости, показывая ресурсы как итог устойчивых, постоянных отношений организации с внешними субъектами. Капитал отношений (потребительский) - товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, деловая репутация, бренд, контракты и соглашения, «свои» люди в организациях-партнерах и клиентов, const покупателей, повторные контракты с клиентами и т.д. Капитал отношений (потребительский) характеризует часть интеллектуального капитала (человеческого, организационного) организации, показывающую ее отношения со стейкхолдерами. В процессе функционирования капитала отношений (потребительского) предполагается его участие в бизнесе клиентов, устанавливающее возможность получать часть прибыли клиентов, что позволяет назвать его стейкхолдерским капиталом. Опыт сотрудничества и оказания услуг конкретным клиентам - актив, в котором стейкхолдерский капитал взаимосвязан с конкретной компетентностью отдельного сотрудника, обеспечивая в итоге индивидуальному капиталу специальное конкурентное преимущество. Сети взаимоотношений, в. т. ч. неструктурированные и неосязаемые имеют потенциал персональной и коммерческой ценности. В результате стейкхолдерский капитал определяет положение организации на рынке, способствуя получению части прибыли и дополнительную ценность, отражающую отношения с заинтересованными лицами.
В литературе имеются исследования, развивающие классификацию новых видов интеллектуального капитала организаций.
Э. Брукинг связывал возникновение интеллектуального капитала с установлением бродячим торговцем «доброго имени» с покупателем [3, с. 46]. М. А. Исакин, М. А. Осколкова, Е. А. Ша-кина репутацию организации на рынке признают основным элементом ее интеллектуального капитала ...[4, с. 85]. В. В. Мануйленко, А. А. Мищенко основными структурными элементами интеллектуального капитала организации выделяют репутационный капитал в деловых отношениях организации с внешними субъектами...[8, с. 26].
Считается, что если организация пользуется доверием, она реализует по более высоким ценам продукты, увеличивает объемы продаж, пользуется высокой лояльностью клиентов и сотрудников, мобилизует для трудоустройства лучших специалистов. Соответственно, по нашему мнению, целесообразно выделить репутационный капитал организации - нематериальные активы, внешние (имидж) и внутренние характеристики организации стратегического направления, увеличивающие ее рыночную стоимость. Известность и популярность бренда, авторитет и доверие, присущие организации, - важный фактор конкуренции, участвующий в формировании интеллектуального капитала.
К. Багриновский, Т. А. Стюарт, В. А. Зинкевич, С. С. Насибян, А. Б. Нащекин, В. Н. Черкашенко, О. В. Юрова, Т. Г. Агиевич связывают формирование и функционирование интеллектуального
капитала организации с обеспечением ее конкурентоспособности...^, с. 20; 12, с. 32; 10, с. 70; 14, с. 362], О. Ю. Коломыцева, К. В. Чекудаев, И. А. Чекудаева, А. В. Дручинина [6, с. 280], Кита Брадли, Х. Макдоналд, М. Мэлоун, Л. Эдвинссон - получением ее конкурентного преимущества [13, с. 434; ].
М. Портер среди основных факторов конкурентоспособности организации определяет структурные элементы организационного капитала - лицензионные, инвестиционные барьеры выхода на рынок, ноу-хау, а также интеллектуального стейкхолдерского капитала - ценовая власть стейкхол-деров-поставщиков.
При создании цепочки стоимости К. Прахалада, Г. Хамела выделяются виды деятельности, наиболее эффективно вносящие вклад в добавленную стоимость, используя одновременно как физический, так и интеллектуальный капитал, позволяя организации формировать истинные конкурентные преимущества.
Конкурентоспособность организации определяется эффективностью использования ее интеллектуального капитала и активностью инвестирования в его развитие. Непосредственно интеллектуальная собственность - часть организационного капитала организаций участвует в создании корпоративного бизнеса и стимулировании конкуренции.
Учитывая, что интеллектуальный капитал организации предопределяет ее основные рыночные конкурентные преимущества, по нашему мнению, целесообразно идентифицировать его вид - конкурентный капитал.
В. А. Медведев элементом интеллектуального капитала организации признает культуру. [9, с. 34]. В. Л. Иноземцев интеллектуальный капитал представляет в виде возможности к общей культуре. [5, с. 640]. В. Буковиц, Р. Вильямс убеждены, что интеллектуальный капитал организации появляется из
организационной культуры.....[16, с. 3]. М. Мэлоун, Л. Эдвинс-
сон элементами человеческого капитала организации выделяют культуру труда...[13, с. 434].
Для российских корпораций вопросы трудовой этики имеют первостепенное значение. Следует отметить, что для укрепления и поддержания конкурентной позиции на рынке, достижения конкурентного преимущества корпорациям необходимо постоянно развивать корпоративную культуру - часть интеллектуального капитала. Соблюдение корпоративной культуры формирует общий вектор движения корпорации в будущее согласно ее цели, задачам, помогает сохранить и занять нишу на рынке, образуя уникальный облик корпорации, выступающий и обликом ее стейкхолдеров. В результате справедливо обозначить культурный капитал корпорации.
В. А. Медведев связывает с интеллектуальным капиталом организации уровень владения информацией. [9, с. 34]. В. Л. Иноземцев в составе элементов структурного капитала выделяет базы данных. [5, с. 640]. Б. Б. Леонтьев [7, с. 99], Л. Эдвинссон [13, с. 434] элементами организационного капитала признают информационные системы, а Б. Б. Леонтьев еще и аккумулированные базы знаний [7, с. 99].
В развивающихся странах преимущественно выделяют информационные и коммуникационные технологии, их владение и использование организациями. В 1972 г. К. Д. Эрроу выявил связь между особым экономическим поведением интеллектуальных ресурсов и процессами создания, использования информации [1].
В современных условиях кодированная и материализованная информация представлена в человеческом капита-
Проблемы экономики и юридической практики
6'2018
ле. По мнению П. Дракера, знания - «информация», изменяющую что-либо, кого-либо или выступающая причиной действия / создав возможности для различных и более результативных действий.
Финансовые менеджеры организации должны обеспечить доступ к источникам знаний и информации, преобразующиеся впоследствии в конкретные производственные ресурсы для конкретного использования. При постоянном контроле актуальности и востребованности информации она становится ценным ресурсом организации при развитой инфраструктуры информации и коммуникаций, направляя на использование современных информационных технологий обработки и обмена информацией. Интересны и 1Т-специалисты, относящиеся к категории интеллектуальных работников. Соответственно, справедливо выделить информационный капитал организации.
Классификация видов интеллектуального капитала корпорации - рисунок 1.
Необходимо подчеркнуть, что совокупный интеллектуальный капитал организации характеризуется не как сумма отдельных его видов (человеческий, организационный, стейк-холдерский, репутационный, конкурентный, культурный, информационный), а итогом их взаимодействия. Соответственно, при рассмотрении его содержания важно учитывать как каждый вид интеллектуального капитала, так и внутренние взаимодействия, определяющие особенности его проявления в современной рыночной экономике.
ВИДЫ II II Т Е Л Л КАПИТАЛА О Г К Т У А Л Ь II ОГО Г А II И J А Ц II II
СТАНДАРТНЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
Че лове ■! е с к 11 а ~| | Р е л У т и у и о и н ы Л_|-
I " I Кон к упентиый
и р г а и и 1 я р/ и о н н ы и I_:_I
-| СтеЛкхалОсрсх«Л | I Культурный |-
II У '! "У М II II Н О И Н Ы 11 |-
Рисунок 1. Классификация видов интеллектуального капитала корпорации (разработан автором).
В результате проведенного исследования:
- уточнено, что наиболее работающие и практически используемые виды интеллектуального капитала организации, признаваемыми ОЭСР и большинством ученых-экономистов, - человеческий, организационный (структурный), капитал отношений (потребительский);
- дополнена и расширена классификация видов интеллектуального капитала организации, включающая, как стандартные его виды - человеческий, организационный, стейкхолдерский, так и перспективные -репутационный, конкурентный, культурный, информационный совместное взаимодействие которых проявляет мультипликативный эффект на формировании стоимости организации;
- определено, что обеспечению достоверной оценки интеллектуального капитала организации способствует правильная его классификация.
Представленная классификация видов интеллектуального капитала организации позволит более обоснованно выбирать методический инструментарий его оценки.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,37%.
Список литературы:
1. Азгальдов Г. Г., Карпова Н.Н. Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов. - М.: Международная академия
оценки и консалтинга, 2008.
2. Багриновский К. А. Интеллектная система в отраслевом планировании / К. А. Багриновский. - М.: Наука, 1989. - 136 с.
3. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: Ключ к успеху в новом тысячелетии. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
4. Исакин М. А. Интегральный показатель экономической добавленной стоимости: проблемы учеты стоимости интеллектуального капитала компании / М. А. Исакин, М. А. Осколкова, Е. А. Шакина // Корпоративные финансы. - 2010. - № 4 (16). - С. 84 - 99.
5. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества / В. Л. Иноземцев. - М.: Academia-Наука. - 1998. - 640 с.
6. Коломыцева О. Ю., Чекудаев К. В., Чекудаева И. А., Дручинина А. В. Методы оценки интеллектуального капитала предприятия как фактора производства // Вестник ВГУИТ. - 2016. - № 4. - С. 280 - 283.
7. Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе / Б. Б. Леонтьев. - М.: Издательский центр «Акционер». - 2009. - 200 с.
8. Мануйленко В. В. Оценка интеллектуального капитала - стратегического фактора развития инноваций коммерческих организаций / В. В. Мануйленко, А. А. Мищенко // Финансовая аналитика: проблемы и решения. -2016. - № 39 (321). - С. 16 - 27.
9. Медведев B. A. Перед вызовами постиндустриализма: взгляд на прошлое, настоящее и будущее России / В. А. Медведев. - М.: Альпина Паблишер. - 2003. - С. 34.
10. Насибян С. С. Ментальный капитал банка / С. С. Насибян, В. А. Зинке-вич, А. Б. Нащекин, В. Н. Черкашенко // Банковское дело. - 2008. - № 1. -С. 69 - 75.
11. Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). - Режим доступа: http://oecdru.org/oecd_rf.html.
12. Стюарт Т. А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации / Т. А. Стюарт. - М.: Поколение, 2007.
13. Эдвинссон Л. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании / Л. Эдвинссон, М. Мэлоун // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. - М. - 1999. - С. 434.
14. Юрова О. В. Внутрифирменное предпринимательство в управлении интеллектуальным капиталом организации / О. В. Юрова, Т. Г. Агиевич // Проблемы развития инновационно-креативной экономики: сборник докладов по итогам международной научно-практической конференции. -М.: Креативная экономика, 2010 - 384 с. - С. 361 - 366.
15. Мануйленко В.В., Ермакова Г.А., (2017), Развитие инструментария оценки клиентского интеллектуального капитала в организациях, осуществляющих научно-производственную деятельность с позиции стэйк-холдеров. Проблемы экономики и юридической практики, 4: 7-9.
15. Bukowitz W. R., Williams R. L. The Knowledge Management Fieldbook. London: Financial Times, Prentice Hall, 2000. P. 3.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Идентификация перспективных видов интеллектуального капитала корпорации - основа объективной его оценки» Ермаковой Галины Александровны
Статья Ермаковой Галины Александровны посвящена определению, характеристике перспективных видов интеллектуального капитала корпорации. Автором виды интеллектуального капитала корпораций разделяются на 2 группы:
1. стандартные - человеческий, организационный, стейкхолдерский,
2. перспективные - репутационный, конкурентный, культурный, информационный. Предложенная классификация видов интеллектуального капитала организации позволит правильно определить методический инструментарий его оценки, поскольку обеспечению точной оценки интеллектуального капитала организации способствует правильная его классификация.
Значимые выводы и результаты исследования:
- определено, что работающими видами интеллектуального капитала организации, признаваемыми ОЭСР и большинством российских и зарубежных ученых-экономистов выступают человеческий, организационный, потребительский капиталы;
- расширена классификация видов интеллектуального капитала организации, содержащая, как стандартные его виды - человеческий, организационный, стейк-холдерский, так и перспективные - репутационный, конкурентный, культурный.
Статья Ермаковой Галины Александровны «Идентификация перспективных видов интеллектуального капитала корпорации - основа объективной его оценки» отвечает требованиям, предъявляемым к статьям ВАК, рекомендуется к публикации.
Доктор экономических наук, доцент,
профессор кафедры финансов и кредита
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Мануйленко В.В.