Научная статья на тему 'Развитие инструментария оценки клиентского интеллектуального капитала в организациях, осуществляющих научно-производственную деятельность с позиции стэйкхолдеров'

Развитие инструментария оценки клиентского интеллектуального капитала в организациях, осуществляющих научно-производственную деятельность с позиции стэйкхолдеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ / КЛИЕНТСКИЙ КАПИТАЛЫ / СТЭЙКХОЛДЕРЫ / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мануйленко Виктория Валерьевна, Ермакова Галина Александровна

В статье обоснована ключевая роль стейкхолдеров в формировании и использовании интеллектуального клиентского капитала. С теоретических позиций определена роль клиентского интеллектуального капитала в развитии организации на основе выделения его функционального назначения; в практическом аспекте дана оценка клиентского интеллектуального капитала по адаптированной формы 4 инновация, осуществлена оценка ценности капитала для стейкхолдеров. В результате развит аппарат оценки интеллектуального клиентского капитала организации с позиции стейкхолдеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мануйленко Виктория Валерьевна, Ермакова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ASSESSMENT TOOLS CLIENT OF INTELLECTUAL CAPITAL IN ORGANIZATIONS ENGAGED IN SCIENTIFIC AND PRODUCTION ACTIVITIES FROM THE PERSPECTIVE OF STAKEHOLDERS

The article substantiates the key role of stakeholders in the formation and use of client intellectual capital. From the theoretical standpoint defines the role of a client of intellectual capital in the development of the organization based on the allocation of its functional purpose; in practical aspect assessed client of intellectual capital in an adapted form 4 innovation, assess the value of capital for stakeholders. In the result, the developed device evaluation of client intellectual capital of the organization from the perspective of stakeholders.

Текст научной работы на тему «Развитие инструментария оценки клиентского интеллектуального капитала в организациях, осуществляющих научно-производственную деятельность с позиции стэйкхолдеров»

Мануйленко В. В., РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ КЛИЕНТСКОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО Ермакова Г. А. КАПИТАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАУЧНО-

ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОЗИЦИИ СТЭЙКХОЛДЕРОВ

I. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

1. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО; МЕНЕДЖМЕНТ

1.1. РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ КЛИЕНТСКОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОЗИЦИИ СТЭЙКХОЛДЕРОВ

Мануйленко Виктория Валерьевна, д-р экон. наук, доцент Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет

[email protected]

Ермакова Галина Александровна, соискатель кафедры финансов и кредита Место учебы: Северо-Кавказский федеральный университет

galusya2008@mail. ru

Аннотация: в статье обоснована ключевая роль стейкхолдеров в формировании и использовании интеллектуального клиентского капитала. С теоретических позиций определена роль клиентского интеллектуального капитала в развитии организации на основе выделения его функционального назначения; в практическом аспекте - дана оценка клиентского интеллектуального капитала по адаптированной формы 4 - инновация, осуществлена оценка ценности капитала для стейкхолдеров. В результате развит аппарат оценки интеллектуального клиентского капитала организации с позиции стейкхолдеров. Ключевые слова: интеллектуальный, клиентский капиталы, стэйкхолдеры, информация.

THE DEVELOPMENT OF ASSESSMENT TOOLS CLIENT OF INTELLECTUAL CAPITAL IN ORGANIZATIONS ENGAGED IN SCIENTIFIC AND PRODUCTION ACTIVITIES FROM THE PERSPECTIVE OF STAKEHOLDERS

Manuilenko Victoria V., doctor of Economics, associate Professor Work place: North-Caucasus Federal University

[email protected]

Ermakova Galina A., applicant of the Department of Finance and credit Study place: North-Caucasus Federal University

[email protected]

Annotation: the article substantiates the key role of stakeholders in the formation and use of client intellectual capital. From the theoretical standpoint defines the role of a client of intellectual capital in the development of the organization based on the allocation of its functional purpose; in practical aspect assessed client of intellectual capital in an adapted form 4 - innovation, assess the value of capital for stakeholders. In the result, the developed device evaluation of client intellectual capital of the organization from the perspective of stakeholders.

Keywords: intelligent, client capital, stakeholders, information.

В современных условиях успех организации в перспективе зависит от состояния ее интеллектуального капитала, по вопросу оценки которого (использование стоимостных, количественных показателей), его составных частей (человеческий, организационный, клиентский) нет однозначного понимания в российской и международной литературе. В условиях постоянного воздействия на организацию факторов внешней среды

особое значение имеет оценка клиентского интеллектуального капитала, свидетельствуя, таким образом, об актуальности исследования.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в качестве элементов интеллектуального капитала организации наряду с человеческим, организационным капиталами признает клиентский капитал (капитал отношений) [3].

Проблемы экономики и юридической практики

4'2017

Схожей позиции придерживаются и большинство российских и международных ученых-экономистов: Л. Эдвинссон, Б. Б. Леонтьев, М. А. Исакин, М. А. Осколкова, Е. А. Шакина, Сингер, Хагел и др.

Роль клиентского интеллектуального капитала в организации проявляется в его функциях [1, 2]. По нашему мнению, в процессе функционирования клиентского интеллектуального капитала организации проявляются следующие функции.

Клиентская часть интеллектуального капитала выполняет функцию отношений со стэйкхолдерами, когда субъекты -владельцы предполагаемых в будущем обязательств организации: клиенты, работники, в т. ч. высококвалифицированный персонал, менеджеры, общественная среда, контрагенты и др. вступают в отношения с объектом вложений - организацией относительно процессов привлечения, формирования и использования интеллектуального капитала, конечная цель которых - участие в создании прибавочной стоимости. По теории стэйкхолдеров, от их ожиданий по своевременности и полноте выплат по предполагаемым обязательствам напрямую зависит цена, по которой организация может их реализовывать. Чем выше текущая цена предполагаемых обязательств, тем по более высокой цене и в больших количествах организация продает прямые обязательства. Формирование благоприятных ожиданий стэйкхолдеров полностью определяется тем, насколько организация может поддерживать имя честного эмитента предполагаемых обязательств и исполнение по ним платежей - «дело чести». Лояльность стэйкхолдеров определяет цена предполагаемых обязательств, а значит, и стоимость организации в целом.

Характеризуя практический аспект оценки, необходимо отметить, что национальный законодатель в федеральном инструментарии наблюдения за инновационной деятельностью (форма 4 - инновация «Сведения об инновационной деятельности организации») напрямую не обозначает оценку клиентского интеллектуального капитала. Только косвенно можно предположить о состоянии клиентского капитала организации оценивая значимость источников информации (внутренние, рыночные, институциональные, иные) для формирования инновационной политики организаций. Вместе с тем в разрезе каждого вида интеллектуального капитала выделяют факторы, ограничивающие инновационную деятельность (таблица 1). В качестве объекта исследования в выбрано АО «СевКавНИПИ-газ», где научно-техническая деятельность в составе основной занимает более 97 %.

Таблица 1

Влияния факторов1 на состояние клиентского интеллектуального капитала каждые последние 3 года в АО «СевКавНИПИгаз»

1 Влияние факт. по форме 4 - иннов : 1-незначит.(малосущ.); 2 - сущ.; 3 - ключевое (определ.); 4 - затруднения с ответом; 5 - нет фактора

государства, недостаток информации о рынках сбыта в основном фиксируются трудности с ответом, за исключением 2013 г. - существенное влияние; дефицит собственных денежных средств, информации о новых технологиях, неразвитость кооперационных связей - трудности с ответом, за исключением 2013 г. - незначительное влияние.

По влиянию на результаты деятельности АО (таблица 2) уменьшения времени на сотрудничество с клиентами / поставщиками - влияние не зафиксировано, улучшения внутренних и внешних связей организации - в 2010 - 2012 гг. - низкое влияние, 2013 - 2016 гг. - среднее влияние.

Таблица 2

Влияния элементов интеллектуального клиентского капитала

на результаты деятельности2 АО «СевКавНИПИгаз»

Показатели Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Уменьшение времени на сотруднич-во с клиентами / поставщиками 4 4 4 4 4 4 4

Улучшение внутренних и внешних связей организации 1 1 1 2 2 2 2

Затруднение с ответами по влиянию факторов на интеллектуальный капитал АО обосновывает сильную необходимость реализации в процессе оценки профессионального суждения специалистов, ее осуществляющих для исключения неоднозначности интерпретации результатов, ошибок и манипуляций.

Хорошо поставленная система информационного обмена организации должна способствовать эффекту от развития интеллектуального капитала. В п. 23 Руководства Осло особое значение придается информационным потребностям политиков и аналитиков при организации аккумулирования информации об инновационной деятельности и разработке комплекса показателей [4, с. 61].

Исходя из золотого правила формирования информации, ее сбор целесообразен, когда ценность выше стоимости сбора.

В АО «СевКавНИПИгаз» информация для формирования клиентского капитала распределяется по следующим группам стэйкхолдеров (таблица 3): ключевая информация - потребители товаров, работ, услуг; существенная - источники организации - ПАО «Газпром», в которую входит организация, неофициальные контакты; несущественная информация - профессиональные ассоциации (объединения); не используют информацию от консалтинговых информационных организаций, в 2010 - 2013 гг. от научных организаций академического профиля, в 2010 - 2012 гг. от научных организаций профиля по видам экономической деятельности. Ограниченное использование информации от научных организаций обусловлено неблагоприятностью перспектив на заполнение портфелей их заказов, что затрудняет принятие организациями на свой баланс множества самостоятельных научных организаций. Такая группировка позволяет выделить целевые группы стэйкхолде-ров в формировании клиентского капитала по критерию «предоставление информации», способствуя реализации принципа соблюдения рыночной дисциплины.

На основе проведенной оценки интеллектуального клиентского капитала организации, исходя из адаптации формы 4 -инновация, целесообразно отметить, что такая оценка основы-

2 Степень влияния по форме 4 - иннов : 1 - низкая; 2 - средняя; 3 -высокая; 4 - отсутствует

Факторы Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Недостаток собств. ден. ср-в 4 4 4 1 4 4 4

Недост-ть финанс. помощи госуд-ва 4 4 4 2 4 4 4

Дефицит инф-и о новых технологиях 4 4 4 1 4 4 4

Недостаток инф-и о рынках сбыта 4 4 4 1 4 4 4

Неразв-ть кооперац. связей 4 4 4 1 4 4 4

По количественной оценке влияния на клиентский капитал таких факторов как, недостаточность финансовой помощи

Мануйленко В. В., РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ КЛИЕНТСКОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО Ермакова Г. А. КАПИТАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАУЧНО-

ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОЗИЦИИ СТЭЙКХОЛДЕРОВ

вается на неформализованных методах, отличающихся субъективностью, не позволяющих определить роль интеллектуального капитала в создании добавленной экономической стоимости и ее влиянии на рыночную стоимость. Считается, что формирование ценности для стейкхолдеров - ключевой критерий жизнеспособности современной организации, соответственно субъекты, участвующие в формировании и использовании интеллектуального капитала должны уметь генерировать ценность.

Таблица 3

Оценка клиентского интеллектуального капитала с позиции значимости предоставляемых источников информации стэйкхолдерами в АО «СевКавНИПИгаз»

Стейкхолдеры наряду с собственниками, менеджерами признают возможность max стоимости организации за счет структуры ее капитала - гаранта будущих обязательств организации с ориентацией на min предполагаемых перспективных выплат издержек по предполагаемым обязательствам. По теории стэйкхолдеров, финансирование начинается с эмиссии обыкновенных акций, впоследствии по необходимости используются гибридные ценные бумаги и долговые обязательства, и крайний случай - резервы собственного капитала. Негативно могут влиять на структуру капитала информационные асимметрии между финансовыми менеджерами и держателями предполагаемых обязательств.

АО «СевКавНИПИгаз» напрямую нарушает требования к формированию капитала по теории стэйкхолдеров, источники капитала ранжируются следующим образом (таблица 4): собственный капитал - 61,3% - 77,2%, долговые обязательства, представленные в основном кредиторской задолженностью, -22,4% - 38,2%, уставный капитал, сформированный обыкновенными акциями, - 0,4% - 0,7%. Применение собственного капитала предполагает, что в текущем периоде организации получают доступ к финансовым ресурсам при min затратах, что затруднит доступ к финансовым ресурсам в перспективе, когда они потребуются для того, чтобы отвечать по созданным предполагаемым обязательствам.

3 1- несуш,еств.(маловажный); 2 - существ.; 3 - ключевой (определ.); 4 - не использ.

Таблица 4

Оценка структуры капитала АО «СевКавНИПИгаз» на соответствие критериям теории стэйкхолдеров_

Годы Уставный капитал, сформир. обыкн. акциями Долговые обязательства Собственный капитал -уставный

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %

2010 3864 0,7 127786 23,5 413106 75,8

2011 3864 0,7 147440 25,1 435613 74,2

2012 3864 0,5 286317 38,2 458414 61,3

2013 3864 0,4 314461 35,8 561071 63,8

2014 3864 0,4 262902 27,7 680631 71,9

2015 3864 0,4 202562 22,4 697285 77,2

Итак, для стэйкхолдеров, очевидно, что в АО возникнет риск исполнения обязательств в будущем, max стоимости капитала АО за счет структуры их капитала затруднительна, что снижает вероятность формирования ценности для стейкхолдеров.

Таким образом, в результате проведенных исследований развит инструментарий оценки клиентского интеллектуального капитала в организациях, осуществляющих научно-производственную деятельность, на примере АО СевКавНИПИгаз», включающий адаптацию формы 4 - инновация к оценке клиентского интеллектуального капитала, оценку стоимости капитала по теории стэйкхолдеров.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,49%.

Список литературы:

1. Мануйленко, В. В. Оценка интеллектуального капитала - стратегического фактора развития инноваций коммерческих организаций / В. В. Мануйленко, А. А. Мищенко // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 39 (321).

- С. 16 - 27.

2. Мануйленко, В. В. Концепция экономического капитала коммерческого банка / В. В. Мануйленко // Финансы и кредит. - 2011. - №13 (445) . - С. 8 - 17.

3. Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oecdru.org/oecd_rf.html.

4. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям.

- 3-е изд. - М.: ЦИСН: Совместная публикация ОЭСР и Евростата, 2010. - 107 с.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья В. В. Мануйленко, Г. А. Ермаковой Г. А. посвящена развитию инструментария оценки клиентского интеллектуального капитала в организациях, осуществляющих научно-производственную деятельность с позиции стэйкхолдеров, что в современных условиях не находит должного освещения в отечественной и зарубежной литературе, свидетельствуя об актуальности исследования.

В статье обоснована ключевая роль стейкхолдеров в формировании и использовании интеллектуального клиентского капитала. С теоретических позиций определена роль клиентского интеллектуального капитала в развитии организации на основе выделения его функционального назначения; в практическом аспекте -дана оценка клиентского интеллектуального капитала по адаптированной формы 4 - инновация, осуществлена оценка ценности капитала для стейкхол-деров. В результате развит аппарат оценки интеллектуального клиентского капитала организации с позиции стейкхолдеров.

Итог проведенных исследований - развитие инструментария оценки клиентского интеллектуального капитала в организациях, осуществляющих научно-производственную деятельность, на примере АО СевКавНИПИгаз», включающий адаптацию формы 4 - инновация к оценке клиентского интеллектуального капитала, оценку стоимости капитала по теории стэйкхолдеров.

Статья Мануйленко В. В., Ермаковой Г. А. отвечает требованиям, предъявляемым к статьям ВАК, рекомендуется к публикации.

Доцент кафедры «Региональная экономика» Ставропольского филиала Московского технологического университета кандидат экономических наук, доцент

Р. Г. Шелепова

Годы источники организ-и организ-и в составе группы, в которую она входит поставщ. обор-я, матер., комплект., программ. ср-в конкуренты по видам эконом. деят-ти потребит. товаров, работ, услуг консалтинг., информац. оганиз-и научн. организ-и академич. профиля научн. организ.-и профиля по видам эконом. деят-ти универс. / др. высшие учебн. завед-я професс. ассоциации (объед-я) неофиц. контакты иные

2010 2 2 4 4 3 4 4 4 4 1 2 1

2011 2 2 4 4 3 4 4 4 4 1 2 1

2012 2 2 4 4 3 4 4 4 4 1 2 1

2013 2 3 1 1 3 4 4 2 1 1 2 2

2014 2 1 1 1 3 4 1 1 1 1 2 1

2015 2 1 1 1 3 4 1 1 1 1 2 1

2016 2 1 1 1 3 4 1 1 1 1 2 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.