Научная статья на тему 'Формирование интеграционных правовых механизмов в рамках евразийского экономического союза'

Формирование интеграционных правовых механизмов в рамках евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
390
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Международная экономическая интеграция / ВТО / ЕАЭС / либерализация / нормы права / регулирование / свобода перемещения / экономическое пространство / единый (общий) рынок / таможенный союз. / International economic integration / WTO / EAEU / liberalization / legal norms / regulation / freedom of movement / economic space / single (common) market / customs union

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Владимировна Воронова

В статье рассмотрены особенности формирования правовых норм регулирования перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов в ЕАЭС. В процессе исследования установлено, что в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) процесс либерализации рассматривается более глубоко, не только как сокращение и ликвидация любых торговых барьеров, а как возможное слияние национальных экономик государств-членов ЕАЭС. При этом практика функционирования ЕАЭС позволяет в процессе накопления информации уточнять, корректировать и принимать совместные решения, которые в дальнейшем – в случае их эффективности, могут быть определены как нормы права Союза. Особое внимание в данной статье уделено правовым нормам регулирования перемещения товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ольга Владимировна Воронова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTEGRATION LEGAL MECHANISMS IN THE FRAMEWORK OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article considers the formation of legal norms for regulation of the movement of goods, services, labor and capital in the EAEU. The study concludes that within the framework of the Eurasian Economic Union (EAEU), the liberalization process is considered more deeply not only as the elimination of any trade barriers, but also as a possible merger of national economies of the EAEU member states. At the same time, the EAEU practice allows to clarify, adjust and make joint decisions, which, if effective, can be defined as the Union law. Particular attention in this article is given to the legal norms concerning the movement of goods.

Текст научной работы на тему «Формирование интеграционных правовых механизмов в рамках евразийского экономического союза»

/к МЕНЕДЖМЕНТ,, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Воронова О.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования правовых норм регулирования перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов в ЕАЭС. В процессе исследования установлено, что в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) процесс либерализации рассматривается более глубоко, не только как сокращение и ликвидация любых торговых барьеров, а как возможное слияние национальных экономик государств-членов ЕАЭС. При этом практика функционирования ЕАЭС позволяет в процессе накопления информации уточнять, корректировать и принимать совместные решения, которые в дальнейшем - в случае их эффективности, могут быть определены как нормы права Союза. Особое внимание в данной статье уделено правовым нормам регулирования перемещения товаров.

Ключевые слова. Международная экономическая интеграция, ВТО, ЕАЭС, либерализация, нормы права, регулирование, свобода перемещения, экономическое пространство, единый (общий) рынок, таможенный союз.

Voronova O.V.

FORMATION OF INTEGRATION LEGAL MECHANISMS IN THE FRAMEWORK

OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Abstract. The article considers the formation of legal norms for regulation of the movement of goods, services, labor and capital in the EAEU. The study concludes that within the framework of the Eurasian Economic Union (EAEU), the liberalization process is considered more deeply not only as the elimination of any trade barriers, but also as a possible merger of national economies of the EAEU member states. At the same time, the EAEU practice allows to clarify, adjust and make joint decisions, which, if effective, can be defined as the Union law. Particular attention in this article is given to the legal norms concerning the movement of goods.

Keywords. International economic integration, WTO, EAEU, liberalization, legal norms, regulation, freedom of movement, economic space, single (common) market, customs union.

Введение

Современное состояние международных экономических процессов достаточно неоднозначно. С одной стороны, есть специфика, обусловленная экономическими причинами, с другой стороны, резко возрастает влияние политических факторов. Можно отметить, что экономические причины,

ГРНТИ 06.39.02 © Воронова О.В., 2019

Ольга Владимировна Воронова - кандидат экономических наук, доцент, доцент Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Контактные данные для связи с автором: 196000, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 50 (Russia, St. Petersburg, Novorossiyskaya str., 50). E-mail: ilina.olga@list.ru.

как правило, носят объективный характер, а политические - субъективный. В классическом понимании экономические причины связаны с процессами международной экономической интеграции. Это означает, прежде всего, открытие экономических границ между государствами. Цель - обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы, капитала.

Основы формирования интеграционных правовых механизмов ЕАЭС

В экономической литературе принцип свободы перемещения часто определяют и как «негативная интеграция» и как «либерализация». Но главное - это построение торгово-экономических отношений между государствами через упразднение препятствий и барьеров, мешающих их развитию. Сюда входят и любые количественные ограничения, и инструменты таможенного регулирования, в частности, таможенные пошлины [2]. Такое понимание процессов либерализации принято в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). В рамках же Евразийского экономического союза (ЕАЭС) процесс либерализации рассматривается более глубоко, не только как сокращение и ликвидация любых торговых барьеров, а как возможное слияние национальных экономик государств-членов ЕАЭС. Цель такой интеграции - создание общего (единого) рынка.

В ст. 2 Договора о ЕАЭС дано определение понятия общего (единого) рынка как совокупности экономических отношений в рамках создаваемого Союза, при которых обеспечивается свобода перемещения товаров, услуг, рабочей силы, капитала [1]. С точки зрения экономического содержания понятия общего (единого) рынка, его формирование предполагает, что самостоятельные экономики отдельно взятых государств-членов ЕАЭС должны быть интегрированы в единый внутренний рынок Союза в целом [5]. Поэтому в Договоре о ЕАЭС определено, что внутренний рынок Союза охватывает всё экономическое пространство, в котором обеспечивается свободное передвижение товаров, услуг, лиц и капиталов.

В любом случае, функционирование общего (единого) рынка или внутреннего рынка должно иметь конкретные правовые основы регулирования. В Договоре о ЕАЭС - это свобода перемещения (движение, передвижение) и экономической деятельности, но с выделением конкретных объектов регулирования такой свободы перемещения.

Правовые механизмы регулирования свободы перемещения (движения, передвижения) и экономической деятельности в рамках ЕАЭС

Сложность определения единых правовых норм, прежде всего, обусловлена тем, что объекты регулирования и результаты функционирования экономически принципиально различаются. А поэтому и понятие свободы перемещения и правовых норм также необходимо рассматривать индивидуально.

В отношении натурально-вещественных результатов деятельности в форме товаров свобода их перемещения регулируется через правовые основы формирования и функционирования таможенного союза в рамках Договора о ЕАЭС. Создание таможенного союза предполагает наличие единой таможенной территории и определение правил взаимодействия внутри неё и на её внешних границах [7]. Правила, регулирующие отношения внутри этой территории, предполагают полную отмену каких-либо ограничений и препятствий, а на внешних границах - согласованные и принятые единые правила, в соответствии с которыми товары пересекают эту внешнюю границу.

Таким образом, в нормативных документах ЕАЭС таможенный союз определяется как форма торгово-экономической интеграции государств-членов Союза, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой: во взаимной торговле между государствами-членами не применяются таможенные пошлины и иные пошлины, налоги и сборы; не используются меры нетарифного регулирования; исключены защитные меры - специальные, антидемпинговые, компенсационные; действует Единый таможенный тариф ЕАЭС; действуют единые меры регулирования внешней торговли товарами с государствами-не членами, т.е. с третьими странами, а это предполагает уже необходимость надгосударственного регулирования.

Именно свобода перемещения товаров в правовом пространстве в рамках ЕАЭС в настоящее время наиболее реализована. Так исторически сложилось, что интеграционные формы на постсоветском пространстве до образования ЕАЭС (СНГ, ЕврАзЭС), касались, прежде всего, товаров [3]. Поэтому длительная практика позволяет включить в Договор о ЕАЭС более чёткие правовые формулировки. С правовой точки зрения, свобода перемещения товаров означает, что они перемеща-

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 2 (40).

21

ются между территориями отдельных государств-членов, но в рамках единой территории ЕАЭС без применения каких-либо инструментов регулирования, таких как таможенное декларирование и государственный контроль (санитарный, ветеринарно-санитарный, карантинно-фитосанитарный и другие) [4].

На наднациональном уровне государствам-членам Союза во взаимных отношениях запрещено: использовать любые таможенные пошлины, налоги и сборы и иные платежи, имеющие эквивалентное содержание; применять меры нетарифного регулирования, в том числе количественные ограничения относительно товарооборота; использовать любые меры защиты внутреннего рынка отдельно взятого государства-члена ЕАЭС.

Однако эти запрещения в соответствии с нормами ВТО имеют ряд исключений в отношении свободы перемещения товаров, что позволяет государствам-членам ЕАЭС всё-таки в правовом поле вводить некоторые ограничения. В качестве обоснования выступают: необходимость охраны жизни и здоровья человека; защита общественной морали и правопорядка; охрана окружающей среды; охрана животных и растений; охрана культурных ценностей; выполнение взятых международных обязательств; обеспечение обороны и безопасности государства.

Давая право государствам-членам Союза на использование ограничений во взаимной торговле, тем не менее предполагается, что они не должны выступать средством неоправданной дискриминации либо определённым образом скрытыми ограничениями [6]. А это означает, что введение каких-либо ограничений не должно искусственно создавать определённые преимущества производителям товаров отдельно вводящего ограничения государства-члена Союза да ещё и в ущерб производителям аналогичного товара в других государствах-членах Союза.

В практике регулирования оправданными могут считаться, прежде всего, любые ограничения, направленные на охрану жизни и здоровья людей, животных, растений и т.п. А это означает необходимость надгосударственного принятия норм, связанных с применением санитарных, ветери-нарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер. Такая практика позволяет если не исключить, то хотя бы снизить возможность введения ограничений отдельно взятым государством-членом Союза.

Не только формирование, но и полноценное функционирование таможенного союза в рамках ЕАЭС без каких-либо ограничений и исключений и является одним из основных принципов создания этого интеграционного объединения [8]. При этом вступление в ЕАЭС помимо уже входящих 5 государств - Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, Республики Киргизия предполагает как статус государства-наблюдателя (например, Республики Молдова), так и вероятных кандидатов на вступление в Союз (Республика Узбекистан, Монгольская Народная Республика, Турецкая Республика, Сирийская Арабская Республика, Тунисская Республика и др.).

До вступления в ЕАЭС важным этапом является вхождение в зону свободной торговли, в частности, в настоящее время интерес к вступлению проявляет Республика Индия, Республика Перу, Исламская Республика Пакистан и ряд других стран [9]. В целом официально желание о сотрудничестве с ЕАЭС выражает более 50 государств, несмотря на сложную политическую обстановку в мире.

Свобода перемещения других субъектов и результатов экономической деятельности, а именно услуг, капиталов, рабочей силы с точки зрения правовых норм в рамках ЕАЭС регулируется через нормы функционирования единого экономического пространства. В Договоре о ЕАЭС единое экономическое пространство определяется как пространство, состоящее из территорий государств-членов, на котором экономики функционируют на основе схожих или сопоставимых, или даже однотипных механизмов, основанных на рыночных принципах, а правовые нормы либо гармонизируются, либо унифицируются. Важная характеристика - наличие единой инфраструктуры. А это уже является более высокой стадией взаимоотношений между государствами-членами Союза. Выводы

В процессе исследования установлено, что в рамках Евразийского экономического союза процесс либерализации рассматривается более глубоко, не только как сокращение и ликвидация любых торговых барьеров, а как возможное слияние национальных экономик государств-членов ЕАЭС. При этом практика функционирования ЕАЭС позволяет в процессе накопления информа-

ции уточнять, корректировать и принимать совместные решения, которые в дальнейшем - в случае

их эффективности - могут быть определены как нормы права Союза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

2. Айтикеев А.А., Джаныбеков У.Д., Айтикеева А.А. Решение ключевых проблем интеграции предприятий Евразийского экономического союза (ЕАЭС): проведение в ЕАЭС пакетной интеграции предприятий ЕАЭС // Экономика и предпринимательство. 2018. № 3 (92). С. 131-134.

3. Ануфриева Л.П. ЕАЭС и «право ЕАЭС» в международно-правовом измерении // Московский журнал международного права. 2016. № 4 (104). С. 48-62.

4. Евграфов А.А., Ильина О.В., Михайлова Г.В. Услуги во внешнеэкономической деятельности: экономическая природа, тенденции роста и проблемы развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 1-2 (103). С. 38-44.

5. Ильина О.В., Михайлова Г.В. Регулирование международного рынка услуг: обзор и анализ исключений из обязательств в рамках ВТО // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 2 (110). С. 33-36.

6. Нерсисян Л.К. ЕАЭС - как стабильная основа развития для стран участниц // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5-2. С. 158-160.

7. Chueva T.I., MelnichukM.V., Ruchkina G.F., Ilina O.V., Litvinova S.F. Foreign economic activity formation features in the regions of modern Russia // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 23. Р. 245-254.

8. Kapustina I.V., Kirillova T.V., Ilyina O.V., Razzhivin O.A., Smelov P.A. Features of economic costs of trading enterprise: theory and practice // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 11. Р. 1-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.