Научная статья на тему 'Экспортная конкурентоспособность российских товаров: вопросы правового регулирования'

Экспортная конкурентоспособность российских товаров: вопросы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баракина Елена Юрьевна, Мальцева Валентина Алексеевна

Задача. Целью данного исследования является анализ действующего законодательства стран ЕАЭС, регламентирующего порядок проведения экспортного процесса, в частности экспортного контроля на территории стран-участниц ЕАЭС. Модель. В статье проводится сравнительно-правовой анализ действующих норм ЕС и ЕАЭС, регулирующих порядок осуществления экспортного процесса на данных территориях, с целью выявить правовые преграды развития конкурентоспособности товаров. Выводы. В статье проанализированы нормы, устанавливающие процедуры экспортного процесса в ЕАЭС, в том числе его основной составляющей экспортного контроля. Приведен опыт Европейского союза. Сформированы выводы о мерах, необходимых для повышения конкурентоспособности национальных товаров и преодолению возможных барьеров, препятствующих деятельности экспортеров. Оригинальность / значение. Исследование факторов, влияющих на повышение экспортной конкурентоспособности российских товаров и товаров ЕАЭС актуален и требует особого внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баракина Елена Юрьевна, Мальцева Валентина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPORT COMPETITIVENESS OF RUSSIAN GOODS: ISSUES OF LEGAL REGULATION

Purpose: The purpose of this study is to analyze the current legislation of the EAEU countries regulating the procedure for the export process, in particular the export control in the territory of the EAEU member countries. Design/ methodology / approach: The article provides a comparative analysis of the current EU and EAEU regulations governing export processing in these territories in order to identify the legal barriers to the development of competitiveness of goods. Findings: The article analyzes the rules establishing the procedures for the export process in the EAEU, including its main component export controls. The experience of the European Union. Conclusions about the measures needed to improve the competitiveness of the best barriers to the activities of exporters were formed. Originality / value: The study of factors influencing the increase in export competitiveness of Russian goods and goods of the EAEU is relevant and requires special attention.

Текст научной работы на тему «Экспортная конкурентоспособность российских товаров: вопросы правового регулирования»

Проблемы экономики и юридической практики

6'2018

1.14. ЭКСПОРТНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Баракина Елена Юрьевна, преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

[email protected]

Мальцева Валентина Алексеевна, специалист Департамента правового регулирования экономической деятельности Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

[email protected]

Аннотация

Задача. Целью данного исследования является анализ действующего законодательства стран ЕАЭС, регламентирующего порядок проведения экспортного процесса, в частности экспортного контроля на территории стран-участниц ЕАЭС. Модель. В статье проводится сравнительно-правовой анализ действующих норм ЕС и ЕАЭС, регулирующих порядок осуществления экспортного процесса на данных территориях, с целью выявить правовые преграды развития конкурентоспособности товаров.

Выводы. В статье проанализированы нормы, устанавливающие процедуры экспортного процесса в ЕАЭС, в том числе его основной составляющей - экспортного контроля. Приведен опыт Европейского союза. Сформированы выводы о мерах, необходимых для повышения конкурентоспособности национальных товаров и преодолению возможных барьеров, препятствующих деятельности экспортеров.

Оригинальность / значение. Исследование факторов, влияющих на повышение экспортной конкурентоспособности российских товаров и товаров ЕАЭС актуален и требует особого внимания.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Европейский союз, конкурентоспособность, экспортный процесс, экспортный контроль.

EXPORT COMPETITIVENESS OF RUSSIAN GOODS: ISSUES OF LEGAL REGULATION

Barakina Elena Yu., lecturer of Department of legal regulation of economic operations Work place: Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow

[email protected]

Maltseva Valentina A., specialist of Department of legal regulation of economic operations Work place: Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow

[email protected]

Annotation

Purpose: The purpose of this study is to analyze the current legislation of the EAEU countries regulating the procedure for the export process, in particular the export control in the territory of the EAEU member countries.

Design/ methodology / approach: The article provides a comparative analysis of the current EU and EAEU regulations governing export processing in these territories in order to identify the legal barriers to the development of competitiveness of goods. Findings: The article analyzes the rules establishing the procedures for the export process in the EAEU, including its main component - export controls. The experience of the European Union. Conclusions about the measures needed to improve the competitiveness of the best barriers to the activities of exporters were formed.

Originality / value: The study of factors influencing the increase in export competitiveness of Russian goods and goods of the EAEU is relevant and requires special attention.

Keywords: Eurasian Economic Union, European Union, competitive ability, export, export control.

Одним из факторов, влияющих в настоящее время на развитие и функционирование национальных экономик, является уровень экспортной конкурентоспособности отечественных товаров на мировой арене. В этой связи, поддержка и повышение экспортной привлекательности товаров должны стать приоритетным направлением государственной политики, в

том числе с точки зрения правового регулирования экспортной деятельности отечественных производителей.

Актуальность данного вопроса для нашей страны не вызывает сомнения. Президент Российской Федерации В.В. Путин [Путин, 2018], говоря об источниках экономического роста России и переходе от сырьевой экономике к инновационной,

Баракина Е. Ю., Мальцева В. А.

ЭКСПОРТНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИСКИХ ТОВАРОВ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

отметил необходимость создания благоприятной среды для выходящих на внешний рынок компаний, в том числе, посредством снятия административных барьеров.

В современных условиях правовое регулирование данной сферы должно быть сфокусировано на поддержке отечественных производителей и формировании эффективной системы обеспечения их доступа к рынкам за пределами границ Российской Федерации.

Евразийский экономический союз.

В 2015 году Армения, Белоруссия, Казахстан и Россия заключили Договор о Евразийском экономическом союзе [Договор о ЕАЭС, 2014] (далее Договор об ЕАЭС), позднее к данному союзу присоединилась Киргизия. Основной целью соглашения первоначально было формирование экономического пространства, позволяющего совместно выходить на внешние рынки с различными видами высокотехнологичной продукции, с по-

мощью созданного транспортного логистического центра. Однако при достижении поставленных целей у государств-участников ЕАЭС возникли некоторые трудности, обусловленные использованием устаревшей технологической базы. Обозначилась необходимость проведения масштабной модернизации экономики, которая, с точки зрения внедрения инновационных технологий, будет способствовать структурным и институциональным преобразованиям не только на уровне национальных экономик, но и положительно отразиться на развитии самого ЕАЭС, следовательно, повысит его глобальную конкурентоспособность и устойчивость к внешним шокам.

В соответствии с Договором о ЕАЭС, страны-участницы развивают сотрудничество с партнерами по интеграции сразу по нескольким направлениям, представленным авторами на схеме 1.

1=С

взаимная торговля продукцией машиностроения,

сС

кооперация в наукоемких, высокотехнологичныхотрасляхпроизводства,

реализация совместных программ в инновационной сфере,

шЕ

создание совместных инновационных институтов

щс

и др.

Схема 1. Основные направления взаимного сотрудничества стран-участниц ЕАЭС.

Указанные направления развития сотрудничества представляют систему полномочий, реализация которых в итоге должна привести к модернизации национальных экономик и внедрению инновационных решений на всей территории ЕАЭС.

При этом, развитие сотрудничества, по нашему мнению, представляется возможным только при условии формирования специальных правовых норм, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС и оказывающих непосредственное влияние на экспортную конкурентоспособность товаров. В данном случае считаем обоснованным рассмотрение реализации национальных, совмест-

ных и наднациональных компетенций в соответствии с правовым регулированием ЕАЭС и национальным правом государств-членов ЕАЭС.

Конкурентоспособность товара и экспортный процесс.

Под экспортной конкурентоспособностью товара следует понимать не только его непосредственные характеристики, но и факторы, обуславливающие его преимущество на мировом рынке, в том числе организацию и правовое регулирование экспортного процесса, который можно условно разделить на несколько этапов, представленных авторами на схеме 2.

м

I этап. Предварительный

•Подготовка документов (контракт, упаковочный лист) для таможенного оформления на территории ЕАЭС;

•Получение разрешения на экспорт у уполномоченного национального органа по заявке экспортера (экспортный контроль) на территории ЕАЭС; сертификата происхождения товара на территории ЕАЭС; паспорта сделки на территории ЕАЭС; •Заполнение декларации и опись документов на территории ЕАЭС.

К/

II этап. Документа л ь-V ный х

м

■Прием, регистрация, учет декларации национальным таможенным органом. ■Документальный контроль, т.е. проверка таможенным национальным органом документов и сведений (на территории ЕАЭС).

«Контроль за правильностью определения кода ТН ВЭД, страны происхождения товара, соблюдение экспортного контроля и нетарифного регулирования; •Проверка таможенной стоимости и паспорта сделки (на территории ЕАЭС); •Проверка таможенного платежа, доначисление в случае неуплаты (на территории ЕАЭС)._

•Помещение товара под таможенную процедуру, в т.ч. выпуск товара (на территории ЕАЭС).

Схема 2. Этапы экспортного процесса, действующего на территории ЕАЭС.

Проблемы экономики и юридической практики

6'2018

Таким образом, экспортный процесс представляется довольно сложным, трудоемким и длительным, следовательно, на наш взгляд, является фактором, тормозящим развитие конкурентоспособности товаров.

Большую часть экспортного процесса составляет этап экспортного контроля, в рамках которого проводится комплекс мер, по обеспечению установленного государством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении определенной группы контролируемых товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Экспортный контроль на территории ЕАЭС изначально осуществлялся на основании положений Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств-членов Евразийского экономического сообщества [Соглашение о едином порядке экспортного контроля в ЕАЭС, 2003] от 28 октября 2003 г., однако, уже после образования ЕАЭС, Комиссией Таможенного союза было принято решение от 9 декабря 2011 года № 869 «Об экспортном контроле государств - членов Таможенного союза» и даже разработан проект Соглашения о едином порядке экспортного контроля [Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 869 «Об экспортном контроле государств - членов Таможенного союза»], но принят данный проект не был.

В настоящее время экспортный контроль, в соответствии с частью 1 статьи 7 Таможенного кодекса Европейского союза (далее ТК ЕАЭС) [Таможенный кодекс Таможенного союза], относится к национальной компетенции, а статья 101 Договора о ЕАЭС прямо закрепляет его регулирование за национальным законодательством стран-участниц ЕАЭС.

Следовательно, нормы и процедуры проведения экспортного контроля могут отличаться на территории каждой страны-участницы ЕАЭС может отличаться, хотя фактически они находятся на одной общей территории таможенного контроля, т.е. территории ЕАЭС. На наш взгляд, отсутствие гармонизации и стандартизации указанной процедуры может отрицательно влиять на конкурентоспособность товара в части возможности выхода на международный рынок.

Стандартизация и унификация процедуры экспертного контроля, введение единых стандартов, требований, способствующих упрощению и сокращению временных издержек, будет обеспечивать повышению эффективности функционирования указанной системы. Однако при осуществлении данного процесса следует учитывать, что вопросы организации и обеспечение проведения эффективного контроля напрямую связаны с уровнем экономического развития, в том числе технологического. Совершенствование экспортного контроля на наднациональном уровне потребует формирования не только единых стандартов для продукции независимо от страны-экспортера в рамках ЕАЭС, но и решения наиболее чувствительных вопросов, например, проведение идентификации контролируемых товаров и технологий, унификации порядка осуществления самого экспортного контроля, в том числе сроки выдачи им лицензий и разрешений. Наиболее важным и одновременно сложным вопросом представляется отмена экспортного контроля на всей территории ЕАЭС при перемещении товаров по всей его юрисдикции. Подобные процедуры применяются в рамках соглашений за рубежом, в том числе в Евросоюзе. В

пользу принятия подобных решений разрешительного характера высказывались неоднократно в ВТО.

Экспортный контроль со стороны Российской Федерации.

Экспортный контроль Российской Федерации носит разрешительный порядок проведения внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование и другие формы государственного одобрения указанных сделок.

Экспортные сделки с товарами и технологиями подлежат государственной экспертизе, осуществляемой межведомственными экспертными группами, образованными при Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (далее ФСТЭК России) в соответствии с направлениями науки и техники. Результатом данной процедуры является выдача или отказ в выдаче лицензии ФСТЭК России или разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на проведение внешнеэкономических операций с товарами и технологиями.

Данный государственный орган выполняется координирующую функцию, осуществляя организацию и методическое руководство в сфере контроля, и обеспечивает взаимодействие всех органов экспортного контроля. ФСТЭК России реализует единую государственную политику, а также осуществляет функциональное регулирование в сфере экспортного контроля в Российской Федерации. Среди его функций следует выделить обеспечение сотрудничества и взаимодействия с национальными органами экспортного контроля стран СНГ и разработку мероприятий по стандартизации и унификации национальных законодательств.

Следовательно, от ФСТЭК России зависит реализация процесса совершенствования экспортного контроля, в том числе по таким актуальным, по мнению авторов, вопросам, как проведение идентификации контролируемых товаров и технологий и унификации порядка осуществления самого экспортного контроля, в том числе сроки выдачи им лицензий и разрешений, отмена экспортного контроля на всей территории ЕАЭС. ФСТЭК России должен обеспечить формирование наднациональной системы экспортного контроля в рамках ЕАЭС.

Опыт Европейского союза.

Основополагающей в данной сфере в настоящее время является Стратегия «Глобальная Европа» [Заседание Европейского Совета от 14 декабря 2007], принятая на заседании Совета Европейского Союза для открытия рынков европейским экспортёрам. Согласно положениям официального документа, страны ЕС находятся в условиях «возрастающей активной политики открытия рынков как внутри ЕС, так и относительно третьих стран, которым Европа должна дать возможность выстоять в усиливающейся глобальной конкуренции» [Высказывания Совета относительно новой стратегии проникновения на рынок, Совет «Allgemeine Angelegenheiten [Общие вопросы]», Люксембург, 17-18 июня 2007 г.].

В данной Стратегии значительное внимание уделено информированию экспортеров об условиях доступа на международные рынки, а также преодолению существующих барьеров, препятствующих деятельности экспортеров, в том числе, нетарифных барьеров в торговле. К последним следует отнести технические стандарты и правила, лицензионные ограничения или субсидии для отечественного производства. Правовое регулирование для поддержки экспорта направлено: на внедрение инструментов развития и продвижения экспорта, в том числе брендов национальных производителей, на создание

Баракина Е. Ю., Мальцева В. А.

ЭКСПОРТНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИСКИХ ТОВАРОВ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

системы налоговых льгот успешным экспортерам, а также информационно-аналитическую поддержку, включающую проведение активной маркетинговой политики по рынкам для экспорта (применение мер кредитно-страховой и гарантийной поддержки экспорта, возврат компаниям части средств, затраченных на участие в выставках или посещение клиентов за рубежом). Для указанных целей в рамках Стратегии сформирована информационная база данных о имеющихся барьерах для входа на рынки других государств, создана институциональная система, представленная авторами на схеме 3.

Консультативный комитет- по доступу на рынки {Market Access Advisory Committee!

общая платформа дли координации вопросов по доступу нв рынки

Группы по вопросам доступа к рынкам {Market Access Teams i_

в количестве 10 оценивают и вырабатывают политику по устранению барьеров с _отраслевых рынков_

проводит наступател ьную торговую политику в определени ых географичвси и х региона х

партнерства по доступу к рынку между МАТ, государства гли-членам и и бизнес-ассоциациями принимающего государства.

Схема 3. Институциональная система, действующая в рамках Стратегии «Глобальная Европа».

Следовательно, деятельность указанной институциональной системы нацелена на продвижение европейских экспортеров и облегчения доступа на международные рынки, в качестве объективного результата работы данной системы является заключение многочисленных двусторонних соглашений, в соответствии с уровнем развития принимающей страны и значением для европейского рынка.

В рамках Стратегии и других нормативных актов, принятых в Европейском союзе, действует единая система экспортного контроля (ECS), под которой понимается трансъевропейская система, позволяющая государствам - членам ЕС обмениваться данными экспортной декларации и информацией о выезде между таможней экспорта и таможней выезда, охватывающая несколько уровней, представленных авторами на схеме 4.

Косвенный виспоргт

'товары экспортируются иэодного государства - члена и выезжантгс

таможеннойтерриторн и с«он и а другого государс гаа ■ члена

■ унр j аление JKCrtOpTa и управление иыелцо располсигсны в Двух разных I осуди PCTUÜX . членах

Прямой экспорт

■управлениеiKCflOpia иугрчилечие выхода находятся в одном и том *.■ государстве-члене, исущес | илие геи Нв "'1 |ы шй ЭКСПОршОЙ скыемии Kd №ДО IО государства ■ члена

Схема 4. Европейская система экспортного контроля (ECS).

На наш взгляд, опыт Европейского союза в сфере единого правового регулирования процесса проведения экспортного контроля путем создания наднационального уровня, ведет к гармонизации и стандартизации всех процедур экспортного контроля на территории Союза, как основной составляющей экспортного процесса всех стран-участниц. Реализуемый подход нивелирует возможные барьеры, препятствующие деятельности экспортеров ЕС, и способствует развитию конкурентоспособности товаров указанных субъектов.

При этом анализ действующего законодательства Евразийского экономического союза позволяет сделать вывод о наличии пробелов, связанных с отсутствием гармонизации и единства подходов к организации экспортного процесса на территории стран-участниц ЕАЭС, которые негативно сказываются на конкурентоспособности товаров России и ЕАЭС на мировых рынках. Так например, в отличие от ЕС, во-первых, экспортеры стран-участниц ЕАЭС вынуждены проходить экспортный контроль только на территории страны, резидентами которой они являются, во-вторых, различен перечень товаров, подлежащих экспортному контролю, что затрудняет экспорт товара на международные рынки, а также создает препятствия его конкурентоспособности.

В связи с вышесказанным, считаем необходимым принятие Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств - членов ЕАЭС, в рамках которого следует закрепить на наднациональном уровне регулирование вопросов идентификации контролируемых товаров и технологий; установление единого порядка осуществления экспортного контроля в отношении установления ответственного исполнительного национального органа, сроков выдачи разрешения, формы и типов разрешения; а также отмены внутреннего экспортного контроля на территории ЕАЭС в случае перемещения и реализации товаров в его пределах.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,03%.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Высказывания Совета относительно новой стратегии проникновения на рынок, Совет «Allgemeine Angelegenheiten [Общие вопросы]», Люксембург, 17-18 июня 2007 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/de/ gena/94750.pdf (дата обращения 06.10.2018).

2. Васильева, О.Н. Правовой фактор, влияющий на развитие малого и среднего предпринимательства // Политика, экономика и право в социальной системе общества: новые вызовы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 165-168.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения 05.10.2018).

4. Заседание Европейского Совета от 14 декабря 2007 в Брюсселе, выводы председательствующего, 16616/07, С. 10. [Электронный ресурс] // URL: http://register.consilium.europa.eu/pdf/de/07 /st16/st16616.de07.pdf (дата обращения 06.10.2018).

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01 марта 2018 г. // Российская газета. 02.03.2018. № 46.

6. Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 869 «Об экспортном контроле государств - членов Таможенного союза» [Электронный ресурс] // URL: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS33/Pages /R_869.aspx (дата обращения 05.10.2018).

7. Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств-членов Евразийского экономического сообщества от 28 октября 2003 г. [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru /document/902097465 (дата обращения 05.10.2018).

8. Таможенный кодекс Европейского союза [Электронный ресурс] // URL: www.asmap.org.ua/info/mk_es_n.pdf (дата обращения 05.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.