ЭКОНОМИКА
УДК 336.025
Айтхожина Гульнар Сейтахметовна
кандидат экономических наук Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПАРТНЕРСТВА В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ
В статье обосновывается актуальность проблематики формирования партнерских отношений в сфере налогообложения и налогового контроля в современных условиях. Раскрываются объективные предпосылки трансформации налоговых отношений, определены основные принципы партнерства и меры по внедрению инструментов партнерства для эффективного управления налоговыми рисками государства.
Ключевые слова: налоговые отношения, налоговый контроль, партнерство.
Необходимость трансформации отношений с налогоплательщиками и ФНС России осознана и обществом, и правительством. Пришло понимание того, что налоги не могут собираться лишь путем принуждения и наказания. В современной ситуации условием успешно функционирующей налоговой системы является сотрудничество налоговых органов с налогоплательщиками [1]. На Международной налоговой конференции, проведенной ФНС России в ноябре 2011 года, отмечалось, что принуждение к соблюдению законодательства уже сформировано, а в отношении мер по поддержке добровольного соблюдения требований закона только осознана необходимость их формирования и развития. Но это осознание есть на всех уровнях [4].
Глобализация экономики, усложнение хозяйственных связей и характера операций экономических субъектов, бизнес-процессов и бизнес-структур, активизация перемещения капиталов, использование передовых информационных технологий осложняют налогообложение и налоговый контроль.
Как отмечает профессор МГУ им. М.В. Ломоносова И.В. Цветков, сопоставляя известные в мировой практике подходы к построению системы взаимоотношений в налоговой сфере (с позиции силы, с позиции права, с позиции интересов), в России в настоящее время действует некий переходный вариант между подходом на основе силы и подходом на основе права [7, с. 25-26]. Основываясь на опыте зарубежных стран, он подчеркивает, что система партнерских взаимоотношений проявляет себя самой эффективной в сфере налогообложения, предоставляя каждой из сторон налоговых отношений те выгоды, которые лучшим образом (без угроз и репрессий) заставляют их действовать в желаемом для общества и экономики направлении [7, с. 23]
Налоговые отношения содержат в себе объективное противоречие, имеют высокий конфликтный потенциал. В целях предупреждения налоговых правонарушений важнейшей задачей является формирование стратегически приоритетного типа взаимоотношений между сторонами налоговых отно-
шений на основе сочетания принципов партнерства и взаимной ответственности. Это обеспечит интересы каждой из сторон: и государства, и субъектов налогообложения. Инструменты партнерства создают мотивацию к надлежащему исполнению налоговых обязательств и ведут к укреплению устойчивости в обществе.
Указывая на необходимость развития инструментов партнерства в налоговой сфере, под партнерством понимается не законодательное определение социального партнерства в Трудовом кодексе России (статья 23) как система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений [6], а как «система взаимодействия между различными социальными субъектами, обеспечивающая согласование и реализацию интересов этих субъектов» [2, с. 84], как сотрудничество.
Реальные, на поверхности - разнонаправленные, интересы государства и налогоплательщиков, в конечном счете, в современных условиях направляют каждую из сторон к выстраиванию партнерских отношений в налоговой сфере.
Изучая социальное партнерство как феномен цивилизации, С.А. Иванов подчеркивает, что активизация влияния феномена социального партнерства на различные сферы общественной жизни отмечается всеми исследователями. При этом акцентируется значимость при реализации практических задач управления социально-экономическим развитием использования потенциала данного феномена [2, с. 84] Одновременно им подчеркивается двойственная природа социального партнерства. Социальное партнерство является продуктом культуры сторон отношений, выступает как средство формирования, поддержания и развития культуры.
И если в трудовых отношениях нормы социального партнерства в определенной степени выработаны и внедрены, то в налоговых отношениях это
216
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 5, 2012
© Айтхожина Г.С., 2012
только начало перехода на качественно новый уровень взаимоотношений, которые должны строиться на принципах:
- уважения и учета интересов сторон,
- добровольности принятия сторонами на себя обязательств,
- реальности принимаемых на себя сторонами обязательств,
- обязательности выполнения соглашений,
- контроля за выполнением принятых соглашений,
- ответственности сторон за невыполнение по их вине соглашений (взаимной ответственности).
Соответственно, для обеспечения системы налоговых отношений наиболее оптимальными инструментами превентивного воздействия при управлении рисками налоговых правонарушений необходимо формирование системы планирования налогового контроля как открытой (публичной), одновременно обеспечивающей интересы и государства, и субъектов налогообложения, ориентированной на партнерство, на взаимодействие с субъектами налогообложения и иными заинтересованными лицами, на создание их мотивации к надлежащему исполнению налоговых обязательств.
Учитывая тот факт, что налоговое законодательство Российской Федерации практически не предусматривает мер превентивного характера, а в качестве основной меры по предупреждению налоговых правонарушений определена только разъяснительная работа налоговых органов, целесообразно включить в правовое оформление налоговых отношений комплекс положений, ориентированных на внедрение и развитие отношений партнерства.
Во-первых, для стабилизации условий функционирования хозяйствующих субъектов, возможностей прогнозирования и планирования перспектив развития на длительный горизонт, условия налогообложения должны быть достаточно заблаговременно известны налогоплательщику. Еще основоположник теории налогообложения А. Смит, в числе выдвинутых основных условий налогообложения, определенность по значимости приравнивал к справедливости. Конечно, в процессе реформирования налоговой системы в России, ее совершенствования, сформировались нормы, обеспечивающие заблаговременное принятие законодательных актов, вносящих изменения в условия налогообложения (статья 5 Налогового кодекса РФ). Вместе с тем, критический срок - 1 календарный месяц -наглядно свидетельствует о формальном решении вопроса предсказуемости налогообложения. Для реализации приоритетного принципа партнерства -уважения и учета интересов сторон, необходимо установление реальных сроков (как минимум, год) заблаговременного извещения налогоплательщиков об изменении условий налогообложения.
Во-вторых, в целях реализации принципа добровольности и реальности принимаемых на себя сторонами обязательств, целесообразно внедрение согласительных процедур в виде:
- предварительных соглашений о налогообложении между налоговыми органами и налогоплательщиками, не ограничиваясь законодательными новациями в Налоговом кодексе РФ в сфере трансфертного ценообразования, а устанавливая принципы конструктивного диалога сторон;
- соглашений о реструктуризации налоговой задолженности, особенно в части образовавшейся по результатам налоговых проверок.
Логическим завершением введения института соглашений является урегулирование ответственности сторон за невыполнение согласованных обязательств. Это создаст основу для реализации принципа обязательности выполнения соглашений.
В-третьих, важнейшим инструментом партнерских отношений, обуславливающим предупреждение налоговых правонарушений, выступает налоговое консультирование. Развитие его необходимо одновременно в двух направлениях:
- повышение качества и широты охвата консультированием со стороны государственных налоговых органов, в первую очередь, за счет наиболее прогрессивных и востребованных способов консультирования (видеоконференций, вэбинаров, инфографики и т.п.);
- развитие рынка профессиональных налоговых консультантов на основе правового оформления основ их деятельности, в том числе партнерства с налоговыми органами и налогоплательщиками (придание профессиональным налоговым консультантам статуса участников согласительных процедур, участников налоговых проверок).
Это будет способствовать созданию делового, партнерского климата в налоговых отношениях, установлению цивилизованных отношений между хозяйствующими субъектами и государством, предотвращению ненамеренных и части намеренных налоговых правонарушений.
Исходя из того, что добровольное исполнение налоговых обязательств обусловлено доверием к налоговым органам, необходимо формировать это доверие через определенность и понятность изложения норм налогового законодательства, качество обслуживания и консультирования налогоплательщиков при непосредственном и опосредованном взаимодействии, оперативности и публичности результатов реагирования на жалобы и предложения налогоплательщиков и т.п.
По результатам исследования в сфере экономической психологии поведения налогоплательщика установлено, что недостаток ясности налоговой системы усиливает неудовлетворительное отношение к налогам как общественному бремени [3].
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 5, 2012
217
Усилят формирование доверия процедуры публичного обсуждения законопроектов в сфере налогообложения с обязательным гласным обзором результатов обсуждения, так как такие решения будут восприниматься гражданами более справедливыми, построенными в соответствии с принципом участия.
Поскольку добросовестное исполнение налоговых обязательств прямопропорционально осознанию неотвратимости привлечения к ответственности, необходима гласность о включении принципа случайного выбора при отборе объектов для включения в план выездных налоговых проверок. Знание налогоплательщиком о вероятности проведения в отношении его налоговой проверки на уровне 30% существенно снижает налоговые риски.
Обозначенные меры являются взаимовыгодными и для государства, и для налогоплательщиков. Они направлены как на снижение коррупционной составляющей, так и на создание благоприятных условий для развития деловой активности, а также на сокращение издержек на налоговое администрирование, включая непосредственный контроль. Данные меры определяют качественно новый уровень профилактики налоговых правонарушений как одной из ведущих задач налогового контроля на основе формирования отношений партнерства между субъектами налоговых правоотношений, и являются важной составляющей управления налоговыми рисками государства.
Содержательно, потенциал экономического эффекта предупреждения налоговых правонарушений определяется возможностями сокращения источников ошибок, сфер рисков - основных причин налоговых правонарушений. По сути, реальный эконо-
мический потенциал внедрения инструментов партнерства в налоговой сфере - это качественно новый уровень налоговых отношений.
Библиографический список
1. Андрющенко С.Н. Партнерство в сфере налогового контроля // Налоговая политика и практика. - 2011. - № 12. - С. 17-20.
2. Иванов СА. Социальное партнерство как феномен цивилизации // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2005. - Т. VIII. - № 3. - С. 79-99.
3. Кирхлер Э. Экономическая психология поведения налогоплательщика: обзор литературы и способы уклонения. Доклад // Международный семинар «Рациональность, Поведение, Эксперименты» 1-3 сентября 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opec.ru/1318632.html
4. Кристенсен С. Международное налоговое правоприменение: от взаимодействия к координации. Думая о налогах по-новому [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/ сопЕ011/ги/
5. Приветственное слово Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nalog.ru/ сопй011/ru/word_p.html
6. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система "Консультант-Плюс".
7. Цветков И. В. Партнерство в налоговой сфере: Миф и реальность? // Налоговед. - 2008. -№ 6. - С. 22-27.
8. Экономические обзоры ОЭСР. Российская Федерация. Декабрь 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/eco/49234694.pdf
УДК 338(470)
Базанкова Дарья Николаевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
МЕСТО РОССИИ В МИРОВОЙ ДИНАМИКЕ ИННОВАЦИЙ
В статье рассмотрена роль России в мировой динамике инноваций после кризиса 2008-2009 годов.
Ключевые слова: динамика инноваций, экономический кризис 2008-2009 годов, положительные и отрицательные тенденции научной сферы экономики.
Мировой экономический кризис 20082009 годов замедлил экономический рост и динамику инноваций стран БРИКС. В 2011 году страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская республика) вместе составили около четверти мировой экономики [1]. Как отмечает Goldman Sachs, темпы экономического роста БРИКС оставляют желать лучшего. В последнем квартале 2011 г. они были самыми низкими за два последних года. Согласно данным МВФ, средний прирост ВВП по странам БРИКС в 2012 г. должен был составить 6,1%, тог-
да как в 2007 г. он был 9,1%. В то же время мировая экономика вырастет на 4%, сдерживаемая слабым ростом в еврозоне - на 1,1%. Впрочем, CEBR обещает России выход на четвертое место в числе самых крупных экономик мира к 2020 г. Индии -на пятое. Бразилия, по данным CEBR, уже стала шестой экономикой мира, обойдя Великобританию, и этой позиции не уступит [2].
Для того чтобы определить тенденции экономической динамики инноваций развивающихся стран в сравнении с наиболее крупными развитыми экономиками, рассмотрим статистические данные.
218
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2012
© Базанкова Д.Н., 2012