♦
П
земли так и оставались необрабатываемыми, вернуть их прежним законным владельцам, при этом назначить компенсацию тем, у кого эти земли изымаются.
Однако работа комиссии практически сразу оказалась парализованной из-за обилия поддельных документов, предоставленных татарами, и противоречивых показаний различных землевладельцев. Но был у этой комиссии еще один недостаток, окончательно лишавший деятельность комиссии какой бы то ни было надежды на урегулирование споров. Дело в том, что комиссия была составлена из числа самих же землевладельцев, которые стали использовать данную им власть для расширения своих владений. Деятельность этого органа пришлось вскоре свернуть.
В 1802 г была создана новая комиссия, целями которой были разбор деятельности предыдущей комиссии и упорядочивание отношений между новыми землевладельцами и местным татарским населением. Первым выводом, к которому пришла данная комиссия после анализа всех предшествующих распоряжений и указов в отношении Крыма, был тот, что «правительство ничего определительного не сказало» по поводу статуса проживающих на владельческих землях татар. Комиссия указывала и на явные нарушения со стороны русских помещиков, пользовавшихся неясностью обстановки. В докладе комиссии говорилось, что новые помещики «почли себя в праве пользоваться всеми преимуществами в рассуждении земель их предшественников. Таким образом, живущие на сих землях татары, будучи совершенно свободны, платили однако же им по-прежнему десятину с хлеба и работали на них по обыкновению несколько дней в году». Данной комиссии удалось в значительной мере разобраться в сложившейся в Крыму ситуации, оп -ределить круг решений, способных урегулировать отношения между крымскими татарами и русскими землевладельцами, а также привести хотя бы в какой-то порядок ставшую хаотичной систему землевладения. Предложения именно этой комиссии легли в основу окончательного оформления как социальных взаи моотноше-ний, так и поземельных отношений в Крыму.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что успех развития полученных русскими владельцами имений в Крыму, как и хозяйства и экономики полуострова в целом, стал своего рода заложником политики местного татарского населения, т.е., руководствуясь по -литическими соображениями и некоторыми принципами гуманности и оставив местное население при их прежних образцах ведения хозяйственной деятельности, русское правительство сделало невыгодным, а иногда и просто невозможным экономическое развитие отдаваемых русским владельцам территорий.
В конце XVIII в. в Крыму сложилась ситуация, когда на раздаваемых русским помещикам имениях оставались частновладельческие земли татар на тех условиях их эксплуатации, какие практиковались в Крымском ханстве. При этом местное татарское население не могло быть закрепощено и принудительно использовано для работы на землях новых землевладельцев. Предполагалось использование лишь наемного труда. Однако русские помещики не сумели организовать работу своих владений на базе наемной рабочей силы, без крепостных.
Именно неопределенность социальных и хозяйственных взаимоотношений между местными татарами и новыми землевладельцами приводила к поземельным спорам и в конечном итоге парализовала развитие помещичьих владений и экономики всего полуострова.
1 См.: Лашков Ф. Сельская община в Крымском ханстве. Симферополь, 1887. С. 26.
2 См.: Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 1305, оп. 1, д. 1.
3 См.: РГИА, ф. 1307, оп. 1, д. 12.
4 РГИА, ф. 52, оп. 1, д. 601, ч. 2, л. 2.
5 Там же. Л . 3 - Зоб.
6 Никольский П.В. Саблы (очерк из истории русской колонизации в Крыму) // Педагогическая жизнь Крыма. 1925. № 6. С. 4.
УДК 332.1:338.431
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУПИОНАЛЬНОИ СРЕДЫ ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА
Агропромышленный комплекс (АПК) России не только ключевой сектор экономики, обеспечивающий продовольственную безопасность страны. Его развитие определяет уклад жизни почти 1/3 населения. Невозможно обеспечить устойчивое развитие сельскохозяйственного производства и других отраслей комплекса, не решив проблемы его инновационно-инвестиционного обеспечения, совершенствования системы подготовки квалифицированных кадров, стабилизации аграрного рынка труда, модернизации социальной инфраструктуры. Важно, что впервые за пос -ледние 15 - 17 лет поддержка сельского хозяйства осуществляется в форме приоритетного национального проекта, предусматривающего ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК, обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе.
Н.И. Кузнецов,
кандидат социологических наук, профессор, ректор СГАУ
ВЕСТНИК. 2006. № 13(2)
♦
♦
АПК становится одним из приоритетов в составе национальной экономики. Весьма распространенное мнение о неэффективности инвестиций в сельское хозяйство и другие отрасли комплекса несправедливо: доля добавленной стоимости в общем выпуске товаров и услуг, пр оизведенных в АП К, выше, чем в большинстве остальных многоотраслевых комплексов России. Межкомплексные балансы России, составленные путем преобразования симметричных таблиц «Затраты - Выпуск» системы национальных счетов, показывают, что доля валовой добавленной стоимости, произведенной в АПК, в общем объеме выпуска его товаров и услуг составляет около 60%, как и в комплексе отраслей непроизвод -ственных услуг. В других многоотраслевых комплексах эта доля ниже (40 - 50%).
Саратовская область является регионом, в эконо -мике которого большую роль играют сельское хозяй -ство и перерабатывающая промышленность. В 2005 г. доля сельского хозяйства в валовом региональном про -дукте Саратовской области составила более 15%, России - около 7%. Темпы роста валовой продукции сельского хозяйства в области с 2000 г. были выше, чем темпы роста валового регионального продукта. Среди регионов России по валовому сбору зерновых Саратовская область занимает 4-е место, производству молока
- 7-е, производству мяса - 9-е. В настоящее время в области производится зерна в расчете на душу населения в 3 раза больше, чем в РФ. Область занимает 1-е место в России по производству маргариновой продукции и животного масла, 6-е - по производству растительного. Предприятия перерабатывающей промыш -ленности обладают резервами роста конечной продукции АПК. Для использования этих резервов необходимы укрепление собственной сырьевой базы, налажи -вание устойчивых связей с поставщиками сырья, развитие интегрированных структур.
Потенциал АПК Саратовской области, в том числе мелиоративного коамплекса, очень высок. При плодотворной работе всех ветвей власти и тружеников сельс -кого хозяйства, а также поддержке со стороны федеральных структур регион в состоянии успешно решать вопросы обеспечения населения страны высококачественными продуктами питания и создания необходимых условий для достойной жизни тружеников села.
Системная работа по оценке состояния АПК области, ее мелиоративного комплекса, хода выполнения приоритетного национального проекта осуществляет-ся правительством, минсельхоза области и Саратовской областной думой. В ноябре 2005 г. в облдуме по инициативе депутатов от сельских избирательных округов был создан Комитет по аграрной политике области. На заседании этого комитета, а затем - и облдумы были рассмотрены и приняты целевые программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Саратовской области на 2006
- 2010 гг.», «Программа развития АПК области до 2010 г.» и «Программа социального обустройства села до 2010 г.». По первой программе большая часть средств прихо -дится на Левобережную зону области и расходуется на оплату энергетикам за подачу воды в каналы, лиманы, пруды. На эти цели в областном бюджете выделены необходимые средства. В частности, правительством
области внесены, а облдумой приняты изменения в Законе области «О бюджете на 2006 г.», где предусмотрено выделение 62,8 млн руб. на обеспечение жилья молодым семьям и специалистам на селе.
Следует отметить, что в 2006 г. внесены значительные изменения в тематику научно -исследовательской работы учреждений АПК с учетом требований национального проекта «Развитие АПК». Большое внимание уделяется созданию информационно-консультационных пунктов для оказания помощи сельхозтоваропроизводителям. Такие пункты созданы в 8 районах области . Необходимо признать, что работа министерства сельского хозяйства области в 2006 г. стала более целенаправленной, системной - во взаимоотношениях как с районами области, так и с Минсельхоза РФ. Подтверждениями этого являются своевременное оформление и перечисление средств из федерального бюд -жета в сумме 286,0 млн руб., что положительно сказалось на подготовке и проведении весенне-полевых работ, которые прошли без срывов.
Несмотря на положительную динамику отдельных показателей развития АПК области, в целом положение дел остается сложным. Причин здесь множество: это и избитый термин «диспаритет цен», и износ сельскохозяйственной техни ки , и неучастие государства в регулировании ценовой политики. В решении задач, вытекающих из национального проекта и касающихся в целом развития отрасли, многое зависит от законодателей - как на федеральном, так и на региональном уровнях. Проблемными остаются вопросы оформления и обработки земельных долей, использования федеральных земель, закрепленных за научными учреждениями Россельхозакадемии, где не обрабатывается около 40% земельных площадей.
Требуется совершенствование Закона «О страховании ». К сожалению, затягивается принятие ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Хочется надеяться, что в этом законе будут отражены все основные факторы, влияющие на работу АПК, в частности кредитование. По объемам динамика выдачи кредитов положительна , в том числе в Россельхозбанке, но этот банк еще не в полной мере стремится разделить ответственность за положение дел в сельском хозяйстве.
Комитет по аграрной политике Саратовской области активно включился в работу по выполнению приоритетного национального проекта «Развитие АПК на территории Саратовской области» по всем трем направлениям, таким как ускоренное развитие животновод-ства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК и обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе.
Как уже отмечалось, в декабре 2005 г. комитет рас -смотрел и вынес на обсуждение в облдуме целевую программу «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Саратовской области на 2006 - 2010 гг.». Общий объем финансирова -ния программы в 2006 - 2010 гг. составляет 8,2 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета -3,8 млрд руб. (46%), областного - 1,9 млрд руб. (23%), внебюджетных источников - 2,5 млрд руб. (30%). По экспертной оценке в результате реализации программы планируется увеличить количество рабочих мест только
в сельском хозяйстве на 68 тыс. человек (в основном за счет роста агрохимических, гидромелиоративных, агролесомелиоративных работ, роста производства зерна и другой продукции растениеводства). По экспертной оценке ожидаемая прибыль только от реализации продукции растениеводства обеспечит окупаемость затрат про -граммы в течение не более 1 года.
В настоящее время Комитет по аграрной политике контролирует выполнение принятых «Областной целевой программы развития АПК Саратовской области до 2 010 г.» и «Программы социального развития села до 2010 г.», а также ранее принятого Закона Саратовской области «О государственной поддержке производства и реализации сельскохозяйственной продукции в Саратовской области». В апреле 2006 г. на заседании комитета был заслушан вопрос «О ходе реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса на территории Саратовской области"». Главная цель проекта - создание необходимых условий для привлечения в отрасль инвестиционных ресурсов. В течение 4 месяцев с начала работы по реализации проекта в Саратовской области была сформирована нормативно-правовая база, пришли первые денежные поступления, были поставлены конкретные цели, был сделан акцент на развитии животноводства.
Хотелось бы подчеркнуть, что проект предполагает не поступление прямых государственных инвестиций в АПК, а субсидирование части процентных ставок по кре -дитам банков либо средств частных инвесторов, для оформления которых необходимо обеспечить залог. В рамках реализации ускоренного развития животноводства в Минсельхоз РФ направлено 15 проектов от животноводческих комплексов по развитию Саратовской области, оформляются кредитные договоры, заключаются соглашения на открытие кредитных линий, уже получены первые уведомления кредитных организаций о согласии на выдачу кредитов.
Национальный проект предоставляет возможность строить животноводческие комплексы и через систему государственного лизинга. В план финансирования ОАО « Росагролизинг» включено строительство нового животноводческого комплекса на 11 тыс. скотомест на сумму 47 млн руб. в ОПХ «Крутое» Балаковского района. Подготовлена проектно-сметная документация на монтаж оборудования. Реализация этого и других проектов позволит обеспечить выполнение контрольных целевых показателей развития животноводства в области, будет дополнительно создано более 250 рабочих мест в основном производстве.
Особое значение в разделе приоритетного национального проекта «Стимулирование малых форм хозяйствования в АПК» отводится развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации. В 2006 г. в Саратовской области планируется создать 15 потребительских кооперативов. В первом квартале 2006 г. уже создано 4 сельскохозяйственных потребительских кооператива (3 - кредитных, 1 - снабженческо-сбытовой). На второй квартал 20 06 г. намечено создание 5 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (по состоянию на начало июня 2006 г. уже создано 3 кооператива).
В Саратовской области сельскохозяйственная потребительская кооперация сформирована и действует с
1
2000 г., зарегистрировано 47 кооперативов, выстроена двухуровневая система сельской кредитной кооперации.
В настоящее время в рамках приоритетного национального проекта « Развитие АПК» объем займов, выданных сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, составил 60,1 млн руб., в том числе личным подсобным хозяйствам - 10,0 млн руб., крестьянским (фермерским) хозяйствам - 37,1 млн руб., сельхозпредприятиям - 13 млн руб.
В рамках реализации национального проекта в настоящее время банками выдано 947 кредитов личным подсобным хозяйствам на 140 млн руб., 161 кредит крестьянским (фермерским) хозяйствам на 228 млн руб., 5 кредитов потребительским кооперативам на 20,5 млн рублей (таблица). На рассмотрении в кредитных организациях находится более 250 договоров на сумму 56 млн руб.
Основная доля выданных кредитных ресурсов при -ходится на отделения Сбербанка и Саратовского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк». Кроме них, также ЗАО «Экономбанк», Приволжское территориальное управление ОАО АКБ «Росбанк» и другие обеспечивают предоставление кредитных ресурсов для сельского хозяйства области.
В развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации целесообразно участие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности . На первом этапе нами проработаны вопросы взаимодействия сельхозпредприятий с перерабатывающими предприятиями молочной промышленности, определены основные направления их взаимовыгодных связей. Сейчас мы прорабатываем схемы взаимодействия сельскохозяйственных потребительских кооперативов с организациями Облпотребсоюза по использованию для этих целей имеющихся у этих организаций свободных мощностей (холодильного оборудования, складских по -мещений, рыночных мест). Считаем, что необходима нормативная база для поддержки этого направления и повышения заинтересованности организаций системы Облпотребсоюза в налаживании хозяйственных связей с сельхозтоваропроизводителями. Активная работа ведется с перерабатывающими предприятиями мясной отрасли по вопросу организации снабженческо-сбытовых кооперативов на их основе.
Дальнейшее развитие сельскохозяйственной потребительской (снабженческо -сбытовой, перерабатывающей) кооперации зависит от решения проблемы увеличения во вновь созданных кооперативах паевых фондов для развития их деятельности и обеспечения залога, так как имеющиеся у них паевые фонды невелики. Источником роста паевых фондов могут стать поручительства промышленных предприятий. Мы понимаем всю сложность и неоднозначность реализации этого шага. Не все предприятия пойдут на выдачу поручительств, прежде всего из соображений экономической целесообразности. Крупным, успешно работающим предприятиям предложено представить в самое ближайшее время конкретные предложения по участию в такого рода контактах.
Считаем необходимым поставить перед федеральными структурами вопрос о создании федерального фонда поддержки вновь созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
♦
♦
Одной из важных задач в реализации наци онально-го проекта является рост численности скота в хозяйствах всех форм собственности. На основании проведенной в Саратовской области работы составлен план-заявка на приобретение племенного скота в количестве 15 тыс. голов, в том числе по лизингу - 30 0 голов крупного рогатого скота молочного направления. В связи с тем что потребность хозяйств обеспечивается в области всего на 20%, закупка племенного скота будет осуществляться из других регионов. Заключены договоры с племенными хозяйствами Ставропольского края на поставку 500 голов крупного рогатого скота мясного направления. Прорабатывается вопрос о завозе крупного рогатого скота черно-пестрой породы в количестве 600 голов из стран Прибалтики. Имеется договоренность по завозу мясного скота казахской белоголовой породы в количестве 300 голов из Республики Казахстан.
Много предложений о поставке племенного скота поступает от зарубежных партнеров. Высокие цены и требования, предъявляемые к оформлению заказов, являются основными сдерживающими факторами при заключении таких договоров. Например, предлагается импорт мясного скота из Франции по цене в 3 раза дороже отечественного. Условием для приобретения молочного скота в Венгрии являются гарантии правительства Саратовской области.
Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в части обеспечения доступным жильем молодых семей и специалистов в сельской местности увязана с федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 г.», в которой участвует 33 муниципальных района Саратовской области. На эти мероприятия в 2006 г. из средств федерального бюд-жета предусмотрено 46,4 млн руб. (30%), из областного бюджета в рамках софинансирования необходимо выделение 62,8 млн руб. (40%), внебюджетных источников - 46,3 млн руб. (30%).
В 2006 г планируется ввести в эксплуатацию 28 842 кв. м жилья, что позволит улучшить жилищные условия 1300 че -ловек, в том числе 316 молодых семей и 128 специалистов. Расчет субсидии производят, исходя из социальной нор -мы жилой площади, т.е. на 1 молодого специалиста 33 кв. м, на семью из 2 человек - 42 кв. м, 2 и более чело -век - по 18 кв. м на человека.
Минсельхозом области созданы условия для обеспечения эффективной деятельности органов местного самоуправления, по реализации национальных проектов, организаторской и разъяснительной работы непосредственно с населением, фермерами, оказания помощи в оформлении пакетов документов для кредитования. Необходимые законодательные и информационные материалы доведены до всех районов области.
Выполняя решения и рекомендации Комитета по аграрной политике, осознавая важность поставленной задачи по развитию АПК, на заседании облдумы 24 мая 2006 г., несмотря на дефицитный бюджет, депутаты еди -нодушно проголосовали за увеличение ассигнований сельскому хозяйству на 441 млн руб., в том числе на 286,4 млн руб. субсидий на дизельное топливо, используемое для проведения сезонных сельскохозяйственных работ. На этом же заседании облдумы было принято решение дополнительно направить 62,8 млн руб. на обеспечение жильем молодых семей и специалистов
на селе в рамках областной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 г.». Источником этой суммы стали дополнительные доходы в виде остатков собственных средств областного бюджета по состоя -нию на 1 января 2006 г. и заимствования из кредитных организаций. Депутатам облдумы и минсельхозу области предстоит обоснованно распределить эти допол-нительные суммы по районам области и в дальнейшем контролировать их освоени е.
Очевидно, что депутатский корпус области понимает важность мер, осуществляемых в рамках приоритетного национального проекта, полностью их поддерживает и активно разъясняет идеи национального проекта в своих избирательных округах.
Вместе с тем депутаты облдумы, проводя встречи в своих округах по данному вопросу, четко осознают сложность поставленных задач и отмечают недостатки в методах работы по их выполнению.
Важнейшие нерешенные проблемы состоят в следующем.
1. В процессе оформления земельных долей необходимо упростить процедуру регистрации в регистрационной службе земельного участка единым массивом в случае смерти одного или нескольких собственников, а также уменьшить стоимость регистрации земельного участка, отказаться от существующей практики, когда собственник оплачивает пошлину при регистрации права собственности и договора аренды.
2. Для участия организаций Облпотребсоюза в работе сельскохозяйственной потребительской кооперации необходимо принятие нормативных документов, обеспечивающих их поддержку и заинтересованность в эффективном взаимодействии с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в целях использования имеющихся у организаций Облпотребсо-юза свободных мощностей холодильного оборудования, складских помещений, рыночных мест. Участие организаций системы Облпотребсоюза при условии принятия соответствующих нормативных актов могло бы возместить недостаток паевого фонда во вновь созданных кооперативах для развития их деятельности и обеспечения залога, необходимого для получения кредита.
3. Требуется совершенствование процедуры передачи имущества федеральных государственных унитарных предприятий другим собственникам. Существующие порядки оформления собственности на землю и требования по процедуре изменения федеральной государственной собственности не позволяют привлекать инвесторов. Необходимо решить вопрос об упрощении процедуры передачи имущества из федеральной государственной собственности в областную государственную или частную собственность.
4. Необходимо безотлагательное принятие ФЗ «О развитии сельского хозяйства», в котором нуждаются все аграрии страны.
5. Для успешной реализации национального про -екта «Развитие АПК» необходимо принятие федерального закона о поддержке реализации сельскохозяйственной продукции, обеспечивающего гарантированные цены. Из года в год сельхозтоваропроизводители несут большие потери из-за того, что не знают, какими будут цены на зерно и поэтому не могут планировать свои доходы и расходы.
♦
П
Информация о привлечении кредитных ресурсов предприятиями АПК Саратовской области в 2006 г.
(по состоянию на 19 мая 2006 г.)
Банки Личные по хозяй Количество договоров _ т. Сельскохозя дсобные Крестьянские _ ч - потре бит ства (фермерские) хозяйства г коопер Сумма Сумма кредитных Количество кредитных Коли^ство ресурсов договоров ресурсов договоров (тыс. руб.) (тыс. руб.) йственные Предприятия ельские числе колл ативы хозяй Сумма кр едитных Коли^с тво ресурсов договоров (тыс. руб.) АПК, в том ективные Ито с тва Сумма кредитных Количество ресурсов договоров (тыс. руб.) го Сумма кредитных ресурсов (тыс. руб.)
Отделении Сбербанка 473 53 2 71,1 44 7 6 709,2 - - 80 2894 544,1 597 в том числе с/с 673 000,0 3024 524,4
Саратовский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк » ООО КБ «Наратбанк» 474 86 52 4 51 -4 - 1 530 1 16 500 222 4 000 3 1303 800,0 751 в том числе -с/х 203 800,0 10 5 00,0 5 1 46 5 307,0 15 030,0
ООО КБ «Хард- Банк» ОАО КБ «Синергия» _ - 2 17 500 - - 3 - 2 33 0,000 3 17 500,0 33 000,0
ЗАО «Экономбанк» ЗАО «Поволжский немецкий банк» ОАО «Нижневолжский коммерческий банк » Ре гиснальный филиал ОАО «Внешторгбанк» в г. Саратове Приволжское территориальное управление ОАО АКБ «Росбанк» - - 49 49 179 - - 2 6350 - - 1 4000 - - 11 15 200 - - 55 - 15 - 4 - 15 - 24 113 008,0 104 52 450,0 17 23 3 46,0 5 15 146,0 83 100,0 15 60 3 00,0 35 162 187,0 58 800,0 2 7 346,0 83 100,0 75 500,0
Всего по области 947 139 795,1 161 227 951,2 5 2 0 5 00,0 4 21 4574 048,1 1534 4962 294,4
6. Кредитование на местах связано с большими труд -ностями. Чтобы получить кредит, сельхозтоваропроизводителям необходимо посетить несколько организаций, составить бизнес-план, найти залог или поручителей, потратить на это уйму времени. Упрощение процесса оформления кредитов должно быть достигнуто всеми имеющимися в распоряжении органов власти мерами.
7. Немаловажным остается вопрос о страховании будущего урожая. Компании, работающие на этом поприще, не хотят расставаться с деньгами, а сельчанам сложно доказать факт наступления страхового случая. По инициативе общественных организаций и профсою-
за работников АПК в минсельхозе области подготовлен проект закона Саратовской области, регулирующего условия государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур. Но принятие такого закона не входит в компетенцию субъекта РФ. Такой закон необходимо разработать и принять на федеральном уровне.
Сейчас самое главное - это убедить людей на селе в том, что возврата назад не будет, сельский труженик не будет брошен на произвол судьбы, идеи приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на территории Саратовской области будут воплощены в жизнь.
УДК 811.111
АНАЛИЗ КОННЕПТА «РЕКА» В АВТОРСКОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА
Данная работа посвящена исследованию той части современной английской языковой картины мира, которая включает в себя представления носителей данного языка об одном из самых важных элементов естественного для них природного окружения - реке. В качестве материала выбран псевдоэпический роман английского писателя Дж.Р.Р. Толкина « Сильмариллион», созданный в середине XX в. Это произведение, напи -санное современным английским языком, представляет собой своего рода проекцию древнего видения мира (причем изложенного в характерной для архаического общества литературной форме) на современную английскую языковую картину мира, носителем которой являлся автор
И.В. Куреня,
Институт языкознания РАН
ВЕСТНИК. 2006. № 13(2)