УДК 332.146.2
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
л __ о
© А.П. Полякова1, О.В. Архипкин2
1,2Иркутский государственный университет, 664082, Россия, ул. Улан-Баторская, 6. 2Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматриваются особенности формирования институциональной среды в регионе для развития инновационного потенциала; анализируются направления диагностики территории с целью определения ее особенностей и получения отдачи от возможных вложений; даются рекомендации по формированию институциональной среды, механизмам инвестирования, с учетом многовариантного подхода к финансированию инноваций в регионе. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: инновационное развитие территории; инновационный потенциал; институциональная среда; механизм финансирования.
INSTITUTIONAL ENVIRONMENT FORMATION AS BASIS OF REGIONAL INNOVATIVE DEVELOPMENT FINANCING MECHANISM A.P. Polyakova, O.V. Arkhipkin
Irkutsk State University,
6 Ulan-Batorskaya St., Irkutsk, 664082, Russia. Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article considers the formation of regional institutional environment as a basis for the development of innovative potential. In order to identify the features of the territory and receive the most effective output, the authors analyze the di rec-tion of territory diagnostics. The recommendations on institutional environment formation and investment mechanisms are given with regard to a multivariant approach to innovation funding mechanisms in the region. 9 sources.
Key words: innovative development of the territory; innovative potential; institutional environment; funding mechanism.
Достаточно серьезная причина, сдерживающая инновационное развитие в России, заключается в несовершенстве институциональной среды проведения инновационной деятельности. Исследователи, например, отмечают, что более 12% российских предприятий называют эту причину как один из главных факторов, препятствующих привлечению инвестиций. Основные задачи исследования институциональной среды инновационной деятельности заключаются:
- в исследовании стимулов, создаваемых институциональной средой, и в определении факторов, которые влияют на инновационный потенциал развития территории;
- в анализе и оценке эффективности форм и особенностей взаимодействия между субъектами исполнительной и законодательной власти, местным сообществом и бизнесом;
- в поиске наиболее эффективных форм интеграции с целью реализации молодежного потенциала и расширения возможностей ее участия в перспектив-
ных направлениях развития региона;
- в оценке инновационного и ресурсного потенциала территории;
- в разработке методических рекомендаций для властей региона по развитию инновационного потенциала территории [4, с. 110].
Диагностику институциональной среды целесообразно выстраивать в рамках анализа формальных и неформальных норм и правил, которые сложились в процессе взаимодействия основных ключевых фигур. В структуру анализа формальных правил включается общая оценка рамочных условий хозяйственной деятельности: общеэкономическая политика, а также анализ законодательного и нормативно-правового поля. Базой неформальных правил являются преобладающие формы взаимодействия, определяющиеся траекторией предшествующего развития и общепринятыми сложившимися нормами поведения. Основная задача властных структур заключается в поиске форм сотрудничества, включающих в себя взаимовыгодный
1Полякова Анна Прокопьевна, соискатель, тел.: 89021763988, e-mail: [email protected] Polyakova Anna, Competitor for a scientific degree, tel.: 89021763988, e-mail: [email protected]
2Архипкин Олег Валерьевич, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой коммерции и маркетинга Иркутского государственного университета; профессор кафедры экономики и управления недвижимостью Иркутского государственного технического университета, тел.: 89027633757, e-mail: [email protected]
Arkhipkin Oleg, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Commerce and Marketing of Irkutsk State University, Professor of the Department of Economics and Real Estate Management of Irkutsk State Technical University, tel.: 89027633757, e-mail: [email protected]
характер для всех участников отношений. По итогам мероприятий, в процессе которых производится изучение институциональной среды, разработка моделей сотрудничества и диагностика текущего социально-экономического развития региона, готовится необходимая информация, на основе которой формируются цели и задачи программы развития [6, с. 63].
С применением формализованного анализа, используемого в большинстве случаев при разработке стратегий развития, возможно достаточно быстро произвести разработку региональных и муниципальных программ, но нельзя не учитывать, что эффективность их реализации будет достаточно низкой. Альтернативным считается подход, который направлен на достижение консенсуса среди ключевых фигур. Его цель - организация совместного участия в решении проблем территории при взаимовыгодных условиях.
Методику диагностического анализа текущего социально-экономического развития региона принято выстраивать в рамках приоритетов формирования. Так, оценивая инновационные возможности и составляя социально-экономические и научно-технические программы, нужно на передний план вывести научно-технический, промышленный, кадровый и образовательный потенциал и его оценку, инфраструктуру поддержки - с целью осуществления инновационной деятельности.
Основной задачей в рамках проектирования институциональной среды инновационной деятельности является формирование и развитие социально-экономических и институциональных условий функционирования системы интеллектуальной собственности. Решение указанной задачи требует проведения ряда мероприятий. В частности, необходимо:
- узаконить формы и виды собственности. Иначе возникновение системы интеллектуальной собственности в качестве социально-экономического феномена становится невозможным;
- принять и реализовать соответствующие меры, направленные на развитие конкуренции в экономической системе. Наличие конкуренции является мощным стимулом в процессе разработки и внедрения инновационных технологий, при создании других форм интеллектуального внешнего и внутреннего продукта на микро и макроуровнях;
- сформировать соответствующую интеллектуальному сектору экономики социальную структуру общества, адекватную перспективным задачам интеллектуального развития экономики и общества. Должны быть организованы такие распределительные отношения, которые позволят ускорить развитие среднего класса, объективно являющегося социальным источником, формирующим и как «класс интеллектуалов», так и «класс институциональных предпринимателей».
- принять срочные меры для преодоления в российской экономике институционального кризиса, который выражается в импорте институтов, не соответствующих российской специфике социально-экономических отношений [6, с. 17].
Необходимое условие осуществления всех стадий инновационного процесса заключено в финансовом
обеспечении трансфера технологий. При этом между субъектами инновационной деятельности перераспределяются ресурсы и необходимая информация. Следовательно, механизм финансирования инновационной деятельности - основная составляющая инновационного развития региона. В отличие от развитых стран, такая деятельность в России начала осуществляться только в середине 1990-х годов. Так, если в ФРГ, при подобном РФ федеративном устройстве, у всех земель имеются мощные бюджеты для развития науки и инновационной деятельности, то в России данные механизмы финансирования еще очень слабые. Рассмотрим причины сложившейся ситуации.
1. Незнание финансовых институтов (посевного финансирования, венчурного финансирования, гран-товой поддержки). Только после того, как сложилась система федеральных программ и фондов, стало возможным знакомство с современными механизмами стимулирования инноваций.
2. Ограниченность региональных бюджетов, в связи с чем у местных властей не имелось в достаточном количестве ресурсов, отсутствовали квалифицированные кадры в управлении.
3. Децентрализация научно-технического потенциала страны. Весь научный потенциал (академическая и прикладная наука) подчинялся федеральным министерствам и ведомствам, соответственно, у региональных властей не имелось ни опыта, ни необходимых полномочий для управления и эффективного взаимодействия с представителями академической и прикладной науки, располагающейся на территории.
И сегодня специализированные институты, осуществляющие целевое финансирование инновационных высокотехнологичных проектов и фирм, в регионах отсутствуют; лишь в ряде городов имеют место фонды поддержки предпринимательства. Но суммы, которые перечисляются из региональных и муниципальных бюджетов в соответствующие фонды, достаточно символичны, при этом сбалансированных региональных программ инновационного развития либо нет совсем, либо они финансируются по остаточному принципу [8, с. 49].
Согласно мировой практике, финансирование наукоемких проектов, которые имеют повышенный уровень риска, должно осуществляться тогда, когда объекты для инвестиций располагаются в непосредственной близости с финансовыми источниками. Это залог осуществления эффективного контроля за использованием вкладываемых средств; кроме того, инвесторы могут принять участие в управлении процессами на стадиях реализации проекта. Также при этом регионы накапливают опыт взаимодействия производства и науки в процессе реализации комплексных и отраслевых целевых программ. Указанный опыт способен сыграть роль рода катализатора, позволяющего развернуть инициативы на местном уровне, разместив в проекте средства регионального бюджета с применением долевого или паритетного финансирования.
Можно обозначить следующие факторы, которые обусловливают специфическое финансирование ин-
новационной деятельности в регионе:
1. Стартовые условия и начальные предпосылки, обеспечивающие развитие инновационного сектора региона, концентрируются в:
- академической науке;
- прикладной, отраслевой науке;
- учебно-научно-инновационных комплексах;
- корпоративных инновационных комплексах;
- инновационных инфраструктурах.
2. Стратегические цели развития региона в рамках инновационного потенциала.
3. Направления достижения стратегических целей.
4. Организация управления инновациями в регионе.
5. Формирование механизма, реализующего стратегические цели инновационного развития региона.
Указанные факторы представляют собой основу, определяющую субъекты и объекты финансирования инноваций в регионе. Органы государственной власти и управления, бизнес, общественные организации как реализаторы регионального инновационного развития должны согласовать свои интересы с интересами финансирования инновационной деятельности; в их задачу входит обеспечение успеха проекта - посредством наименьших затрат материальных и нематериальных ресурсов:
1) инновационного мышления, изменения мен-тальности руководителей и специалистов региональных органов власти;
2) человеческого капитала как источника инноваций;
3) межотраслевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности, региональных инновационно-производственных комплексов;
4) межрегионального и международного сотрудничества в инновационной деятельности, включения в межрегиональные и международные инновационно-производственные сети;
5) региональных стратегических проектов (крупномасштабных, «локомотивных», флагманских, ме-гапроектов);
6) новых типов объектов инновационной инфраструктуры;
7) региональных факторов поддержки инновационных инициатив крупных и малых предприятий [4, с. 55].
Указанные факторы, обусловливающие специфику финансирования инновационной деятельности в регионе, могут помочь сформировать взгляд на механизм финансирования инновационной деятельности как на динамичную систему действия совокупности финансовых рычагов, включающую организацию, планирование, управление денежными потоками и контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов. Соответственно, задачей регионального механизма финансирования инновационной деятельности является обеспечение стабильного кругооборота средств, перераспределения финансовых ресурсов в соответствии с потребностями и для уменьшения
рисков потерь субъектами хозяйствования.
Структура регионального механизма финансирования инновационной деятельности, на наш взгляд, является трехуровневой и включает основные взаимосвязанные элементы и их типовые группы (объекты, субъекты, методы, принципы, инструменты и т.д.), а также способы их взаимодействия (интеграция и дезинтеграция), в результате чего происходит гармонизация экономических отношений (интересов) субъектов процесса, среди которых государство, собственники (участники), кредиторы и персонал - представители корпоративного сектора, которые являются основными потребителями результатов инновационной деятельности.
Прогноз инновационного развития региона - наиважнейший метод определения обоснованности решений с целью оптимизации стратегии и реализации направлений инновационного развития региона. Прогнозирование проводится в рамках двух основных направлений. Первое включает прогнозы научных изысканий и возможности их поэтапного трансформирования в инновации относительно каждого элемента производственных ресурсов. Ко второму направлению можно отнести прогнозирование социально-эколого-экономического и институционального развития, оптимальные сроки и масштабы использования основных факторов производства, механизмы реализации инновационных возможностей, структурную перестройку системы и достаточные инвестиционные ресурсы. Основные требования к прогнозированию инновационного развития - непрерывность, взаимосвязанность во времени и пространстве.
Для реализации инновационных программ требуются немалые производственные и финансовые ресурсы. Инновации могут быть осуществимы с использованием сил и ресурсов самого региона, а также востребованы на стороне. Это предопределяется необходимостью совершенствовать методы анализа в процессе реализации инновационных стратегий бизнес-сообществ территории, а также в процессе использования разнообразных методов финансирования инновационных проектов.
Второй ступенью регионального механизма финансирования инновационного развития может стать система многоканального финансирования инноваций. Инновационные системы развития региона всегда будут в центре интересов ряда экономических субъектов. Государством, в лице федеральных и региональных органов власти, в процессе развития инновационной сферы обеспечивается реализация ряда стратегических целей: наращивание экономического потенциала страны, укрепление национальной безопасности. Получить дополнительные доходы от коммерциализации инноваций - основная причина участия и государственных, и коммерческих структур в процессе осуществления инновационно-инвестиционной деятельности. Именно поэтому существует множество потенциальных источников финансирования инновационной деятельности региона: средства могут поступать из федерального и регионального бюджетов, целевых бюджетных фондов, внебюджетных фондов,
из корпоративного сектора, от частных лиц, иностранных инвесторов.
Инновационное развитие региона, представляющее собой реализацию в рамках региональных экономических систем многомасштабных процессов трансфера продуктов научно-технической деятельности, имеет ряд этапов развития, заключающихся в:
- фундаментальных исследованиях;
- прикладных исследованиях;
- опытно-конструкторских разработках;
- оценке коммерческого потенциала инноваций и бизнес-планировании;
- изготовлении промышленных образцов;
- крупносерийном производстве [6, с. 103].
В финансировании каждого этапа имеются свои особенности, которые характеризуются различным объемом финансовых потребностей, различным распределением прав на результаты интеллектуальной собственности и различной степенью риска инвестиций.
Структура классического распределения ориентиров в процессе финансирования этапов трансфера может состоять из:
- бюджетных средств: финансирование фундаментальных исследований (прикладные разработки в приоритетных направлениях и организация производства с целью выполнения функций государства);
- внебюджетных средств: финансирование опытно-конструкторских разработок (высокотехнологичные проекты, организации массового производства);
- собственных средств предприятий: финансирование собственных научных разработок (закупка технологий, организация производства);
- средств иностранных инвесторов и иностранных финансовых организаций: организация финансирования международных проектов в сфере НТП.
В результате данного взаимодействия систему стратегических целей государства определяют интересы частного бизнеса, и наоборот.
Таким образом, существует несколько схем, при помощи которых может осуществляться финансиро-
вание инновационной деятельности. Задача государства - создать необходимые законодательные и инфраструктурные условия для успешного функционирования любой из указанных схем.
Необходимое условие функционирования механизма финансирования инновационного развития региона заключается в возможности корректировать его в рамках ситуации, складывающейся в инновационной сфере. Главные объекты регулирования: система обеспечения управления и система управляющего воздействия. В процессе корректирования системы управляющего воздействия происходит разработка новых и осуществляется адаптация существующих финансовых методов и рычагов, за счет которых происходит финансирование инновационной деятельности (в виде налогов, банковских процентов, арендной платы и т.п.). Важное звено финансово-инновационного механизма - фондовый рынок; его развитие дает возможность использования эффективных схем инвестирования в инновационную деятельность.
К сожалению, в регионах имеющиеся возможности системы управления инновационной деятельностью не используются в полной мере. В региональных администрациях эта функция выполняется различными комитетами, департаментами, отдельными специалистами. По нашему мнению, сегодня необходимо, наряду с отраслевыми подразделениями администраций, выполняющими определенные функции управления инновациями, создать структуру, которая может возглавить указанную работу в регионе в целом. Данная структура должна обладать широким набором функций и осуществлять прогнозирование, планирование, программирование, финансирование, стимулирование, мониторинг, взаимодействие с общественными организациями, бизнес-сообществом, федеральными органами в регионе и т.д. В этом и состоит, на наш взгляд, главная необходимость совершенствования регионального механизма финансирования инновационной деятельности.
Статья поступила 18. 04. 2014 г.
Библиографический список
1. Аньшин В.М. Инновации и рынок: стратегия, управление, эффективность. М.: ВНИТЦ, 2010. 127 с.
2. Аржановский И.В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект. Нижний Новгород, 2008. 160 с.
3. Афонин И.В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций: учеб. пособие. М.: Гар-дарики, 2010. 123 с.
4. Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. М.: ИЭПП, 2009. 152 с.
5. Заславская Т.И., Шабанова М.А. Трансформационный
процесс в России и институционализация неформальных практик. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. С. 208-261.
6. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации. М.: Юнити, 2010. 274 с.
7. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2009. 576 с.
8. Курнышева И.Р. Трансформация российской экономики: особенности и перспективы. М.: ИЭ РАН, 2010. 276 с.
9. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: ЮНИТИ, 2008. 371 с.