УДК 332.146.2
А. П. Полякова
Иркутский государственный университет
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
ИРКУТСКОГО РЕГИОНА
В статье на основе Концепции социально-экономического развития Иркутской области, разработанной на период до 2020 г., рассматриваются особенности и основные направления инновационного развития Иркутского региона с учетом использования предпринимательского потенциала. Проанализированы основные статистические данные, касающиеся регионального развития предпринимательского потенциала, в том числе и по развитию предприятий малого и среднего бизнеса в Иркутской области. Определены основные задачи, которые необходимо решить в процессе инновационного развития Иркутского региона. Кроме этого обозначены основные проблемы, связанные с реализацией инновационных проектов в регионе, указаны факторы, оказывающие тормозящее влияние на развитие инновационной деятельности в Иркутском регионе, а также проанализированы основные направления и сферы инноваций и инновационных программ, в рамках которых развитие региона признано приоритетным.
Ключевые слова: инновации; инновационный потенциал; развитие; экономика региона; предпринимательство; инновационные технологии.
А. P. Polyakova
Irkutsk State University
PROMISING DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE IRKUTSK REGION
The article considers the peculiarities and basic directions of innovative development of the Irkutsk region on the basis of the of Socio-Economic Development Concept for the Irkutsk Oblast developed for the period until 2020. It analyses the main statistical data concerning the regional development of entrepreneurial capacity, including the data on development of small and medium-sized businesses in Irkutsk Oblast. It identifies the main problems to be necessarily solved in the process of innovative development of the Irkutsk region. Besides, the article outlines the main problems associated with implementing innovative projects in the region, reveals the factors that have an inhibiting effect on developing innovative activity in Irkutsk region, as well as analyses the main directions and the spheres of innovations and innovative programs which allow to recognize the region's development as a priority.
Keywords: innovations; innovative potential; development; region's economy; entrepreneurship; innovation technologies.
Система управления инновационной политикой развития региона, являющаяся органичной частью инновационной системы России, в обязательном порядке основывается на стратегии инновационного развития области, которая стимулирует к инновациям нормативно-правовую базу региона, а также включает разработку механизмов поддержки инноваций на федеральном и региональном уровне (сюда входит комплекс проектов, кластеров, а также поддержка инноваций, в том числе стимулирование спроса) [6; 7].
В Концепцию социально-экономического развития Иркутской области, разработанную на период до 2020 г., включен ряд актуальных и амбициозных задач, основной из которых является занятие лидирующей позиции относи-
© А. П. Полякова, 2014
DOI: http://dx.doi.org/10.17150/2072-0904.2014.5(6).12
тельно темпов разработки и внедрения инноваций. При этом предпринимательство является основным ресурсом, способным в полном объеме реализовать инновационную стратегию в Иркутском регионе [2].
Потенциал предпринимательства Иркутского региона достаточно высок. Общее количество малых предприятий Иркутской области стоит на 2-м месте в Сибири после Новосибирского региона, также Иркутская область занимает 3-е место по количеству средних и малых предприятий на 1 тыс. чел. населения (табл. 1).
Таблица 1
Общее количество средних и малых предприятий на 1 тыс. жителей
по Сибири в 2013 г., ед.
Регион Количество предприятий
Республика Бурятия 14,0
Томская область 7,0
Новосибирская область 19,0
Иркутская область 11,9
Красноярский край 10,0
Кемеровская область 5,0
Составлено по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области.
Малому и среднему бизнесу отводится серьезная роль в экономике области. В настоящее время предприниматели региона обладают достаточно большим опытом, повышают свой профессиональный уровень. Большинство предприятий ориентировано на сферу услуг и производственный сектор. Доля налоговых поступлений от малого бизнеса также достаточно высока. Так, налоговые поступления в консолидированные бюджеты территорий в 2013 г. составили по Шелеховскому, Нижнеудинскому и Тайшетскому районам — до 12,5 %, по Иркутску — 14,3 %, Усть-Илимску — 6 %, Усолье-Си-бирскому, Ангарску и Саянску — 4,6 %. При этом количество предприятий среднего и малого бизнеса растет как в абсолютных показателях, так и из расчета на 1 тыс. чел. населения (рис.).
30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0
2005
Общее количество предприятий
2011 2013
■ Количество предприятий на 1 тыс. жителей
Развитие предприятий малого и среднего бизнеса в Иркутской области в 2005-2013 гг., ед. (Составлено по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области)
Предприниматели региона достигли значительных результатов в 2013 г. Так, объем произведенной ими продукции увеличился в 2,5 раза,
соответственно, прибыль предприятия также возросла в 2,2-2,5 раза. Общее количество новых рабочих мест, создаваемых в предпринимательских структурах, возросло на 23 %. Предприятия малого и среднего бизнеса функционируют практически во всех отраслях экономики региона (табл. 2). В больше степени они представлены в промышленности — 19,5 %, общественном питании и торговле — 35 %. Соответственно, общее распределение предприятий малого и среднего бизнеса Иркутского региона практически идентично общероссийскому.
Таблица 2
Распределение малых и средних предприятий Иркутского региона и России по отраслям экономики, %
Отрасль Россия Иркутская область
Жилищно-коммунальное хозяйство 3 1
Торговля и общественное питание 40 35
Промышленность 17 19
Наука и научное обслуживание 4 2
Строительство 14 11
Транспорт 3 3
Общая коммерческая деятельность 3 8
Прочие 10 9
Составлено по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области.
Как в целом по России, так и в Иркутском регионе невелико количество предприятий, функционирующих в области развития науки, что не соответствует научно-техническому потенциалу региона и страны1. С учетом мирового опыта необходимо отметить, что инновационная деятельность влечет за собой рост базовых отраслей экономики. Чтобы активизировать инновационную сферу, нужно использовать новые системы стимулирования, новые формы поддержки, например такие, как венчурное финансирование.
Данные по развитию предпринимательства в городах и районах Иркутского региона на начало 2013 г. свидетельствуют о том, что в области достаточно сильный предпринимательский потенциал, способный в полном объеме реализовать инновационную стратегию развития региона (табл. 3).
В процессе инновационного развития Иркутского региона планируется решить следующие основные задачи:
- повысить энергоэффективность экономики, обеспечить бесперебойное, безопасное и экономичное энергоснабжение экономики и населения региона;
- осуществить комплексную переработку природных ресурсов, при этом основным приоритетом является лесной комплекс;
- обеспечить продовольственную безопасность региона, т. е. увеличить производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развивать местную пищевую промышленность и одновременно сельские территории как единый производственный, социально-экономический, территориальный и природный комплекс;
- восстановить статус Иркутского региона, который должен выступить как деловой, научно-образовательный и культурный центр Восточной Сибири, превратить регион в один из форпостов России во взаимодействии со странами Азии2.
1 Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы : закон Иркутской области от 31 дек. 2010 г. № 143-оз.
2 Там же.
Развитие предпринимательства в городах и районах Иркутского региона на начало 2013 г., ед.
Таблица 3
Муниципальные Численность Общее количество Количество предприятий
образования населения, тыс. чел. предприятий малого и среднего бизнеса малого и среднего бизнеса на 1 тыс. жителей
Города
Иркутск 606,1 7 311 12,06
Усть-Илимск 84,3 618 7,33
Ангарск 243,5 1 411 5,79
Братск 241,3 1 198 4,96
Усолье-Сибирское 81,4 266 3,26
Саянск 39,5 64 1,62
Тулун 43,0 52 1,21
Зима 31,9 36 1,12
Итого 1 371,0 10 956 7,99
Районы
Усть-Илимский 18,2 271 14,89
Нижнеилимский 52,4 172 3,28
Иркутский 96,0 493 5,13
Братский 55,1 199 3,61
Зиминский 13,9 39 2,80
Катангский 3,6 17 4,72
Жигаловский 8,9 19 2,13
Тайшетский 77,1 55 0,71
Чунский 35,1 69 1,96
Мамско-Чуйский 5,0 19 3,80
Киренский 19,3 34 1,76
Слюдянский 40,4 56 1,38
Усольский 51,0 59 1,16
Нижнеудинский 67,2 39 0,58
Казачинско-Ленский 18 31 1,72
Тулунский 26,6 28 1,05
Ольхонский 9,7 6 0,62
Куйтунский 30,4 24 0,78
Балаганский 9,0 6 0,67
Черемховский 29,4 18 0,61
Заларинский 28,1 21 0,74
Усть-Удинский 14,1 2 0,14
Качугский 17,2 2 0,12
Итого 725,7 1 679 2,31
Составлено по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области.
Приоритетный сценарий для развития региона — инновационный (сбалансированного развития), который планируется реализовать с использованием конкурентных преимуществ экономики региона, задействовать природно-ре-сурсный и транзитный потенциал, отдавая предпочтение устойчивому наращиванию экспорта конкурентных видов продукции области, модернизации инфраструктуры транспорта, развитию человеческого потенциала, повышению производственного уровня, который будет осуществлен с целью удовлетворения внутреннего спроса и импортозамещения.
Правительство Иркутского региона осуществляет активное взаимодействие со всеми ключевыми российскими институтами развития инноваций России. Партнерами в сфере инновация для Иркутского региона являются Российская венчурная компания, Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, Фонд «Сколково», ОАО «Роснано». В 2010 г. Иркутской областью вместе с другими семью регионами подписано соглашение, согласно которому образована Ассоциация инновационных регионов России [3]. Согласно данному документу финансируются совместные инновационные и научные проекты, проводятся инвестиционные, образовательные и имиджевые мероприятия.
В сентябре 2011 г. на VII Байкальском экономическом форуме под эгидой Комитета Совета Федерации по образованию и науке и Ассоциации инновационных регионов России был проведен круглый стол «Инструменты реализации научно-технического и инновационного потенциала Сибири и Дальнего Востока: законодательная поддержка». Участниками дискуссии стали представители Администрации Президента РФ, Федерального собрания РФ, органов государственной власти субъектов РФ, российских институтов развития, научно-образовательного и бизнес-сообщества. На форуме было подписано соглашение о сотрудничестве правительства Иркутской области и ЗАО «Национальное листинговое агентство "Региональные инновации и инвестиции"». Стороны, заключившие соглашение, планировали совместно развивать региональную инвестиционную инфраструктуру и привлекать инвестиции в инновационные проекты области1.
В ноябре 2011 г. правительство Иркутской области и Фонд содействия развитию малых форм предприятий подписали соглашение о взаимодействии в научно-технической сфере на 2012-2015 гг. Данное соглашение регламентировало финансирование двух инновационных проектов: проект ООО «Консалтинговый центр трансфера технологий ИрГТУ» — «Разработка и коммерциализация пищевых продуктов на основе уникальной растительной пищевой добавки "Исландский мох"» и проект ООО «Термостат» — «Энергосберегающие технологии для систем жизнеобеспечения» [3].
Данные Иркутского областного комитета государственной статистики свидетельствуют о том, что в 2011 г. инновационную деятельность в Иркутском регионе реализовывали 46 предприятий, работающих в различных сферах экономики. Сюда можно отнести АО «Ангарскую нефтехимическую компанию», «Иркутскую электросетевую компанию», «Ангарский завод катализаторов», «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» и др. Кроме того, в регионе также работают более 60 предприятий малого и среднего бизнеса. В 2010-2011 гг. 29 предприятий региона приобрели новые технологии, в том числе и в зарубежных странах, а более 20 предприятий приняли участие в процессе разработки совместных исследований [3]. В целом, по региону за последние 3 года затраты на технологические инновации составили 9 966 млн р. Более половины указанных средств направили на приобретение машин и оборудования, участвующих в реализации технологических инноваций.
Правительство Иркутской области с ноября 2009 г. сотрудничает с компанией «РОСНАНО». В рамках плана сотрудничества было увеличить поток проектов в корпорацию, а также организовать информационное взаимодействие. В 2010 г. правительство Иркутской области инициировало создание нанотех-
1 Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы : закон Иркутской области от 31 дек. 2010 г. № 143-оз.
нологической лаборатории зондовой микроскопии. Указанная лаборатория нацелена на оказание всего комплекса услуг наноцентра и удовлетворение текущих потребностей региона в научно- исследовательской и опытно-конструкторской работе в области нанотехнологий [4; 5].
Правительством Иркутского региона также приветствуется сотрудничество промышленных предприятий с вузами региона, среди которых Иркутский научный центр СО РАН, прикладные научно-исследовательские и проектные институты. Примером эффективного взаимодействия бизнеса, науки и образования являются совместные проекты Научно-исследовательского Иркутского государственного технического университета (НИ ИрГТУ) с ведущими предприятиями региона в области энергетики, нефтепереработки, авиастроения и химии. Региональными властями Иркутского региона принято решение оказать НИ ИрГТУ материальную поддержку в размере 10 млн р. как национальному исследовательскому университету для реализации программы его развития [3].
В реализуемом на территории Иркутского региона Законе «О государственной поддержке научно-технической и инновационной деятельности» сформирована на региональном уровне понятийная база инновационного развития. В данном законе даны определения механизмов, стимулирующих инновации — льготное налогообложение, субсидирование инновационной деятельности. Значимый результат действия закона заключен в поддержке инновационных проектов, которые обеспечивают положительный социально-экономический эффект, выраженный в организации новых рабочих мест. Точно оценить планируемый эффект сложно, но, скорее всего, проекты, получившие поддержку региональных властей, в течение 2-3 лет по окончании реализации смогут обеспечить возврат указанной субсидии.
Основные проблемы, связанные с реализацией инновационных проектов, — высокая стоимость и риски, а также длительный период окупаемости. Тормозящее влияние на развитие инновационной деятельности в регионе оказывают особенности регионального научно-образовательного комплекса и экономики, которые заключены в специализации научно-исследовательского комплекса в области фундаментальных исследований и наук о земле, где коммерциализация результатов инновационной деятельности связана с большими затратами (в структуре промышленности, где преобладают сырьевые отрасли, которые ориентированы на производство сырья и продукции низкого передела) [3].
Таким образом, Иркутский регион является один из наиболее экономически развитых районов на востоке РФ. Это определяется, в первую очередь, большими возможностями развития энергетической отрасли за счет расположения на территории крупнейших гидроэлектростанций страны — Братской и Усть-Илимской. Приоритеты отдаются и лесной промышленности, не менее важны также и горнодобывающая, алюминиевая, машиностроительная, нефтехимическая, а также топливная и пищевая промышленности. В регионе собран мощный научно-образовательный потенциал, основное его сосредоточение — в г. Иркутске. Основные усилия руководства региона планируется сконцентрировать на формировании инновационной инфраструктуры (институтов, способствующих привлечению финансовых ресурсов), а также обеспечить тесную связь между производством и наукой [1]. Ведущая роль в создаваемой инфраструктуре принадлежит уже функционирующим предприятиям — Байкальскому центру нанотехнологий, Технопарку при ИрГТУ, Областному технопарку, Областному инновационному бизнес-инкубатору, Восточно-Сибирскому агротехнопарку [3]. Итак, посредством создания инновационного кластера на базе местных высших учебных заведений и научно-ис-
следовательских организаций региона будет осуществлена модернизация имеющихся промышленных мощностей, а также организованы новые инновационные производства.
Следовательно, будущее России зависит от того, насколько национальная инновационная система способна стать новой парадигмой для поддержания конкурентоспособности страны в современном мире. Для Сибири это особенно важно, поскольку масштабы территории и природно-климатические условия региона обусловливают высокую капиталоемкость любого развивающегося здесь производства. Помимо сырьевых областей, которые, безусловно, обеспечивают высокий хозяйственный потенциал Сибири, рентабельными здесь могут быть только высокотехнологичные наукоемкие отрасли. В частности, одной из баз такого роста могут стать наукоемкие предприятия военно-промышленного комплекса, который продолжает занимать существенные позиции в экономике сибирских регионов.
В целом, инновационные процессы в реальном секторе экономики Иркутского региона (инновационная активность предприятий, выпуск новой продукции и число использованных передовых производственных технологий, технологический обмен) развиваются медленнее, чем в Российской Федерации. Основными проблемами формирования конкурентоспособной инновационной системы региона являются:
- недостаточная диверсификация экономики, низкая доля высокотехнологичного сектора в промышленности, строительстве и агропромышленном комплексе;
- неразвитость инновационной инфраструктуры и инновационного предпринимательства;
- слабая интеграция субъектов инновационной деятельности;
- низкая инновационная активность предприятий;
- невостребованность результатов научной деятельности в экономике макрорегиона;
- низкая доля экспорта высокотехнологичной продукции.
Важнейшим направлением в процессе инновационного развития предпринимательства должна стать постановка крупных задач государственного характера. Главная цель — создание высокоэффективной инновационной системы трансформации научных знаний в новые технологии и продукты, максимально приближенные к задачам региона [6]. Специфика научной деятельности в каждом из регионов должна соответствовать планам их экономического развития. Так, в Иркутской области особое внимание уделяется новым материалам, нано- и биотехнологиям, энергосбережению.
Среди ключевых направлений инновационного развития региона ключевыми должны стать следующие:
- формирование и реализация пилотных НИОКР;
- подготовка высококвалифицированных кадров;
- генерация малых предприятий в сфере высокотехнологического наукоемкого бизнеса;
- организация технико-внедренческих зон и технопарков.
Список использованной литературы
1. Альмухамедов А. А. Инновационная деятельность в Иркутске. — URL : http:// www.akvobr.ru/innovacionnaja_dejatelnost_v_irkutske.html.
2. Винокуров М. А. Экономика Иркутской области : в 2 т. / М. А. Винокуров, А. П. Суходолов. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 1999. — Т. 2. — 310 с.
3. Нормативно-методический справочник для субъектов инновационной деятельности г. Иркутска и Иркутской области / М. В. Корняков, В. Л. Рупосов, А. В. Звез-
дин, Д. Н. Легусова ; под общ. ред. М. В. Корнякова. — Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2011. — 123 с.
4. Самаруха В. И. Модернизация социальной сферы муниципальных образований Сибирского региона как основы повышения качества жизни населения / В. И. Самаруха, А. В. Самаруха, Т. В. Сорокина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 270 с.
5. Санина Л. В. Проблемы и перспективы оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Иркутской области / Л. В. Санина // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). — 2014. — № 1. — URL : http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=18738.
6. Чистякова О. В. Современные аспекты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства / О. В. Чистякова // Известия Иркутской государственной академии. — 2013. — № 4 (90). — С.65-69.
7. Чистякова О. В. Инновационные направления развития предпринимательства в Байкальском регионе / О. В. Чистякова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 206 с.
References
1. Almukhamedov A. A. Innovatsionnaya deyatelnost v Irkutske [Innovative activities in Irkutsk]. Available at: http://www.akvobr.ru/innovacionnaja_dejatelnost_v_ir-kutske.html.
2. Vinokurov M. A., Sukhodolov A. P. Ekonomika Irkutskoi oblasti [Economy of Irkutsk Oblast]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 1999. Vol. 2. 310 p.
3. Kornyakov M. V., Ruposov V. L., Zvezdin A. V., Legusova D. N. Normativno-metod-icheskii spravochnik dlya subektov innovatsionnoi deyatelnosti g. Irkutska i Irkutskoi oblasti [Normative and Methodological Reference Book for Subjects of Innovative Activities in Irkutsk and Irkutsk Oblast]. Irkutsk, 2011. 123 p.
4. Samarukha V. I., Samarukha A. V., Sorokina T. V. Modernizatsiya sotsialnoi sfery munitsipalnykh obrazovanii Sibirskogo regiona kak osnovy povysheniya kachestva zhizni naseleniya [Social sphere modernization in municipal entities of the Siberian Region as a basis of improving the population living standards]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 270 p.
5. Sanina L. V. Problems and prospects of financial support for small and medium business in Irkutsk oblast. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) (elektronnyy zhurnal) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law) (online journal), 2014, no. 1. (In Russian). Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/ article.aspx?id=18738.
6. Chistyakova O. V. The modern aspects of governmental support for small and medium entrepreneurship. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) (elektronnyy zhurnal) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2013, no. 4 (90), pp. 65-69. (In Russian).
7. Chistyakova O. V. Innovatsionnye napravleniya razvitiya predprinimatel'stva v Baikalskom regione [Innovative trends in developing entrepreneurship in the Baikal Region]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. 206 p.
Информация об авторе
Полякова Анна Прокопьевна — соискатель, кафедра коммерции и маркетинга, Международный институт экономики и лингвистики Иркутского государственного университета, 664082, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 6, e-mail: busness-angel@bk.ru.
Author
Anna P. Polyakova — PhD Student, Chair Commerce and Marketing, International Institute of Economics and Linguistics, Irkutsk State University, 6 Ulan-Batorskaya St., 664082, Irkutsk, Russia; e-mail: busness-angel@bk.ru.