Научная статья на тему 'Государственная инновационная политика на региональном уровне: особенности реализации'

Государственная инновационная политика на региональном уровне: особенности реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
671
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / STATE INNOVATION POLICY / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE POTENTIAL / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полякова Анна Прокопьевна, Архипкин Олег Валерьевич

Рассмотрены особенности реализации государственной инновационной политики на региональном уровне. Описаны формы развития инновационной деятельности на уровне региона, в частности особенности формирования и условия функционирования частно-государственного партнерства. Выделены базовые принципы системы частно-государственного партнерства, реализующиеся в рамках государственной инновационной политики на уровне региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полякова Анна Прокопьевна, Архипкин Олег Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE INNOVATION POLICY AT REGIONAL LEVEL: IMPLEMENTATION FEATURES

The paper deals with the implementation features of the state innovation policy at the regional level. It describes the forms of innovation development at the regional level, in particular, the formation peculiarities and operation conditions of public-private partnership. The basic principles of public-private partnership system implemented within the state innovation policy at the regional level are considered as well.

Текст научной работы на тему «Государственная инновационная политика на региональном уровне: особенности реализации»

УДК 332.146.2

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

л __ о

© А.П. Полякова1, О.В. Архипкин2

1,2Иркутский государственный университет, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1. 2Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены особенности реализации государственной инновационной политики на региональном уровне. Описаны формы развития инновационной деятельности на уровне региона, в частности особенности формирования и условия функционирования частно-государственного партнерства. Выделены базовые принципы системы частно-государственного партнерства, реализующиеся в рамках государственной инновационной политики на уровне региона. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: государственная инновационная политика; частно-государственное партнерство; инновационный потенциал; инновационное развитие.

STATE INNOVATION POLICY AT REGIONAL LEVEL: IMPLEMENTATION FEATURES A.P. Polyakova, O.V. Arkhipkin

Irkutsk State University, 1 Karl Marx St., Irkutsk, 664003, Russia. Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The paper deals with the implementation features of the state innovation policy at the regional level. It describes the forms of innovation development at the regional level, in particular, the formation peculiarities and operation conditions of public-private partnership. The basic principles of public-private partnership system implemented within the state innovation policy at the regional level are considered as well. 9 sources.

Key words: state innovation policy; public-private partnership; innovative potential; innovative development.

В процессе развития различных форм собственности с учетом увеличения самостоятельности органов власти на уровне регионов происходит делегирование полномочий по управлению инновационной деятельностью предприятиям и производственным системам в масштабах регионов. Соответственно, необходимо исследовать роль и значение региональных органов власти в процессе развития инновационных процессов на уровне региона.

Единственный субъект, который может дать толчок процессу инновационного развития - это государство, а решение данной задачи происходит согласно инновационной политике, которую проводят как федеральные органы власти, так и правительства регионов и территорий.

Цели и задачи инновационного развития реализуются посредством инновационных проектов и программ, при реализации которых регионы наделяются полномочиями наряду с государством принимать участие в реализации государственной инновационной политики [8, с. 82].

Рассмотрим государственную инновационную политику более детально, попытаемся выявить ее сущность и барьеры, возникающие в процессе ее реализации.

Главный документ, определяющий понятие инновационная политика, - Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике»: «Государственная инновационная политика - определение органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов».

Таким образом, инновационная политика является инструментом позиционирования инновационной деятельности: посредством инновационной политики определяется место и роль инновационной деятельности в общем экономическом механизме страны, регламентируются приоритетные направления ее развития, а также обозначаются меры, планируемые к принятию с целью поддержания инновационного про-

1Полякова Анна Прокопьевна, соискатель, тел.: 89021763988, e-mail: [email protected] Polyakova Anna, Competitor for a scientific degree, tel.: 89G21763988, e-mail: [email protected]

2Архипкин Олег Валерьевич, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой коммерции и маркетинга ИГУ МИЭЛ, профессор кафедры экономики и управления недвижимости НИ ИрГТУ, тел.: 89027633757, e-mail: [email protected] Arkhipkin Oleg, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Commerce and Marketing of the International Institute of Economics and Linguistics of Irkutsk State University, Professor of the Department of Economics and Real Estate Management of Irkutsk State Technical University, tel.: 89G27633757, e-mail: [email protected]

156

ВЕСТНИК ИрГТУ №7 (9G) 2G14

цесса. Но, на наш взгляд, инновационную политику нельзя сводить только к регулирующей функции государства, сюда необходимо отнести также [5, с. 15]:

- организацию и финансирование инновационной деятельности на государственных предприятиях;

- реализацию на рынке результатов инноваций, которые находятся в собственности государства.

Соответственно, считаем необходимым расширить понятие государственная инновационная политика с учетом организационно-экономических действий, направленных на осуществление собственной инновационной деятельности.

Изучению эффективности развития инновационной деятельности в различных политико-экономических системах посвящены уже первые работы Й. Шумпетера, но в центре внимания исследователя был в основном анализ инновации в рамках монополии или олигополии.

Итак, государством инновационная деятельность определяется как одна из важнейших областей национальной экономики, что влечет за собой необходимость разработки системы соответствующего законодательства. К мерам, принимающимся в рамках конституционных обязанностей государства, относятся разработка государственных программ развития и создание нормативно-правовой базы, которая регулирует рынок объектов инновационной деятельности и стимулирует ее развитие. К ключевым документам в указанной сфере можно отнести программы «Основы инновационной политики Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», «Основы промышленной политики Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и проекты федеральных законов «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» и «О науке и государственной научно-технической политике», а также статьи Бюджетного, Гражданского, Налогового и Таможенного кодексов РФ. На региональных уровнях также приняты подобные программы и законы.

К сожалению, нельзя не упомянуть недостатки существующего законодательства, которое регулирует инновационную деятельность в России и в какой-то мере тормозит ее развитие [4, с. 72]. Не всегда законы и подзаконные акты соответствуют друг другу на горизонтальном и вертикальном уровнях, таким образом, необходимо согласовать действия всех законов, которые затрагивают сферу инноваций, и обеспечить нормативно-правовое единство законодательных актов субъектов РФ с федеральными законодательными актами.

Основу инновационной политики составляют приоритетные направления развития экономики, поэтому необходимо более конкретно формулировать указанные приоритетные направления. Туманные перспективы влекут за собой «размывание» финансовых ресурсов и отсутствие эффекта в их использовании. Учитывая высокую стоимость научных исследований, неопределенность результатов и рискованность перспектив их освоения, нельзя не брать в расчет рост цены ошибочного выбора неверного направления ис-

следований. Наряду с крупными материальными, финансовыми и трудовыми затратами подобная ошибка может привести и к потерям времени, обусловливающим значительное отставание от конкурентов. Поэтому, чтобы снизить риск неэффективного инвестирования, необходимо акцентировать государственные приоритеты на точках пересечения ряда стратегий и направлений инновационного развития. Тогда станет возможным не только стимулирование появления новых научно-технологических решений, но и обеспечение возможности переключаться с одной научно-технической стратегии на другую.

Необходимо также уточнить базовый инструментарий правовых понятий, которые используются в области инноваций и научно-технической деятельности. В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» необходимо законодательно закрепить такие понятия, как инновация, национальная инновационная система, инновационная деятельность.

Ключевая сфера правового регулирования, на наш взгляд, - это право собственности на инновационную продукцию. Соответственно, необходимо:

- сформировать права интеллектуальной собственности (договор о патентном сотрудничестве);

- разработать и законодательно обеспечить механизм передачи прав на использование технологий лицам, которые не являются первичными правообладателями.

Рассматривая региональную инновационную политику в процессе инновационного развития региона, необходимо отметить ведущую роль региональных органов управления. Она определена тем, что в инновационной деятельности превалирует децентрализованное осуществление, а также тем, что ее инновационную политику во многом определяют динамизм, гибкость, способность экономических субъектов быстро меняться и адаптироваться к меняющимся условиям. Именно это и есть отличительные качества региональных звеньев управления.

Региональной инновационной политике присущ индикативный характер относительно своей надси-стемы - федеральной инновационной политики, она представляет собой практическое применение законодательных и исполнительных мер, которые принимает государство в инновационной сфере. В этом заключается проявление принципа обратной связи, закрепленного системой государственной инновационной политики.

Достичь положительных результатов региональной политики возможно под руководством государственного управления в научной, научно-технической и инновационной деятельности. Применяя прямые и косвенные управляющие воздействия к субъектам территориального управления в сфере науки и техники, органы государственной власти региона могу оказывать влияние на направленность и объемы научно-технических работ, процесс инновационной деятельности, повышение или снижение цен на научно-техническую и инновационную продукцию.

Органами государственной власти региона долж-

ны использоваться конкретные методы и формы государственного регулирования инновационной деятельности с учетом применения наиболее эффективных мер на каждом этапе инновационного процесса.

В процессе внедрения нововведений можно выделить ряд этапов (организация научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ и т.д.). На каждом из этапов должны быть получены определенные результаты, а объемы государственной региональной поддержки необходимо поэтапно дифференцировать.

Конкретные формы и методы государственной и региональной поддержки в процессе реализации инновационной деятельности должны быть применены только в конкурентно- и патентоспособных проектах [2, с. 62].

Цель инновационной политики - стабилизировать и «поднять» экономику региона, достичь условий эффективного использования и рационального применения бюджета. При этом важно сохранять и постоянно развивать научно-технический потенциал и создавать благоприятные условия для инновационной деятельности.

Чтобы достичь цели, необходимо определить задачи стратегического и оперативного планирования:

- активизировать инновационную деятельность, чтобы создать новую конкурентоспособную продукцию и повысить качество выпускаемой продукции до уровня мировых стандартов и расширить за счет этого внешний и внутренний рынки страны;

- максимально возможно использовать достижения науки в процессе осуществления перестройки отраслей экономики территории;

- формировать региональные научно-технические и инновационные программы и проекты, чтобы обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие региона;

- вводить региональную контрактную систему в сфере научно-технических разработок;

- повышать направленность регионального заказа относительно научной, научно-технической и инновационной продукции на решение проблем региона;

- привлекать инвестиции из федеральных и внебюджетных источников, чтобы реализовать научно-технические и инновационные программы и проекты регионального значения;

- стимулировать изобретательскую деятельность, повысить уровень патентной защищенности продукции и технологий, защитить патентный рынок региона от зарубежных патентов;

- защищать национальные приоритеты результатов научных исследований, которые выполняются за счет бюджетов всех уровней, а также осуществлять охрану интересов авторов и патентообладателей промышленной собственности;

- развивать бизнес-планирование инновационных изысканий;

- соблюдать всеми субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности установленный порядок ее осуществления, требования законодательства в указанной области._

Все перечисленные выше задачи свидетельствуют о необходимости реализации механизма формирования региональных инновационных программ, направленного на осуществление качественных преобразований в инновационной сфере территорий [5, с. 19].

Практика показывает, что за счет существующих подходов для обеспечения жизнедеятельности и конкурентоспособности территорий, основанных на дотировании из федерального бюджета, уже нельзя обеспечить комплексное развитие региона и повысить качество жизни населения. Сегодня решение данных проблем можно осуществить за счет реализации инновационных механизмов развития территории в рамках действий органов власти региона, направленных на развитие регионального инновационного потенциала, который нацелен на стимулирование развития бизнес-формирований, работающих на его территории. Это полностью соответствует современным требованиям: уже с конца 70-х гг. Великобритания, Германия, США и ряд других развитых государств интенсивно развивают наукоемкие отрасли промышленности, а также инновационные процессы не только централизованно, но и на региональных уровнях.

Чтобы организовать эффективную партнерскую работу, нужно обеспечить благоприятные условия как для государственного, так и для частного сектора, практические нейтрализовав при этом административные барьеры. Современная экономическая среда называет такое сотрудничество частно-государственным партнерством.

В российской правовой системе определение понятия частно-государственное партнерство отсутствует, отсутствуют и какие-либо теоретические разработки относительно этого понятия в научно-экономической литературе. Нами указанный термин используется в смысловых рамках, определенных Комитетом Организации экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) по научной и технологической политике.

В данное определение включены основные признаки, характеризующие государственно-частное партнерство. В соответствии с указанными признаками необходимо выполнение следующих условий для организации партнерства [2, с. 83]:

- сторонами партнерства должны быть как государственный, так и частный сектор экономики;

- необходимо зафиксировать в официальных документах взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства;

- взаимоотношения сторон должны строиться с учетом равноправного характера, то есть быть партнерскими;

- сторонами государственно-частного партнерства должны ставиться перед собой общие цели и браться за основу определенный государственный интерес;

- сторонам государственно-частного партнерства необходимо объединить свои вклады, чтобы достичь общих целей;

- сторонам государственно-частного партнерства

158

ВЕСТНИК ИрГТУ №7 (90) 2014

необходимо распределять между собой риски и расходы, а также принимать участие в применении полученных результатов.

Основная суть партнерства - это взаимодействие бизнеса с федеральными и региональными властями в рамках создания объектов инновационной инфраструктуры (технопарков, инженерно-технических центров, дизайн-центров, венчурных фондов); взаимодействовать с федеральными и региональными фондами поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и инноваций; готовить кадры в университетах; участвовать в работе общественных объединений.

Соответственно, частно-государственное партнерство в инновационной сфере может быть определено в качестве деятельности, направленной на разработку правовых и финансово-экономических механизмов и инструментов для формирования и реализации эффективной инновационной политики государства.

Определив сущность и понятие частно-государственного партнерства, можно выделить следующие базовые принципы системы частно-государственного партнерства:

1. Основа осуществления процессов частно-государственного партнерства заключается в разработке системы мотивации, которая удовлетворяет потребности всех участников частно-государственного партнерства. Исследования российских ученых свидетельствуют о том, что предпосылками мотивации для участия в партнерстве частного сектора экономики стали перспективы получения более высокой прибыли и новые возможности с целью развития инноваций в бизнесе. Нельзя не учитывать, что частными компаниями могут также преследоваться другие цели в процессе присоединения партнерству - это возможность доступа к государственному финансированию, доступ к результатам разработок и исследований госсектора и его инфраструктуре, а также к необходимой информации.

Мотивация участия в частно-государственном партнерстве обеспечивается за счет общих и специфических целей. Общие цели включают [2, с. 85]:

- обеспечение экономического роста и высокого уровня конкурентоспособности произведенной продукции и услуг;

- стимулирование инновационной активности

предпринимателей, производящих высокотехнологичную продукцию и услуги;

- создание новых наукоемких фирм и поддержку малых и средних инновационных предприятий;

- привлечение внебюджетных источников финансирования;

- повышение эффективности государственных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и инновации.

В рамках достижения специфических целей необходимо [2, с. 85]:

- разрабатывать ключевые технологии для федеральных государственных нужд;

- вовлекать в экономический оборот и коммерциализацию результаты исследований и разработок, которые получены с использованием бюджетных средств;

- развивать инфраструктуру.

Представители и частного, и государственного

сектора экономики будут являться партнерами на каждом этапе инновационного процесса: на этапе принятия решения по проведению исследований, при подготовке документов для участия в конкурсе, при финансировании исследований, при проведении исследований, в управлении проектом и получении его результатов. Но сегодня акценты активности распределяются, как правило, следующим образом: государственный сектор, представленный государственными исследовательскими организациями, проявляет большая активность на исследовательском этапе, а частный - на этапе управления проектом.

2. В основе процессов частно-государственного партнерства лежат механизмы, определяющие владение и распоряжение интеллектуальной собственностью.

Осуществление форм частно-государственного партнерства на региональном уровне достаточно принципиально для инновационного развития территорий. Организацию условий и разработку мотиваци-онных механизмов с целью внедрить процессы частно-государственного партнерства в регионе считают своей исключительной прерогативой региональные органы власти, и это еще раз свидетельствует о высокой значимости инновационной политики в процессе осуществления инновационного развития региона.

Статья поступила 18.04.2014 г.

Библиографический список

1. Аньшин В.М. Инновации и рынок: стратегия, управление, эффективность. М.: Изд-во ВНИТЦ, 2010. 127 с.

2. Аржановский И.В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект. Нижний Новгород: Экономическая культура, 2008. 160 с.

3. Афонин И.В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций: учеб. пособие. М.: Гар-дарики, 2010. 123 с.

4. Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. М.: ИЭПП, 2009. 152 с.

5. Заславская Т.И., Шабанова М.А. Трансформационный

процесс в России и институционализация неформальных практик // Истоки: Экономика в контексте истории и культуры / под ред. Я.И. Кузьминова [и др.]. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2010. С. 208-261.

6. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации. М.: Юнити, 2010. 274 с.

7. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2009. 576 с.

8. Курнышева И.Р. Трансформация российской экономики: особенности и перспективы. М.: Изд-во ИЭ РАН, 2010. 276 с.

9. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Юнити, 2008. 371 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.