ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
FORMATION OF THE INSTITUTE OF MENTORING IN THE SYSTEM OF THE INTERNAL AFFAIRS
УДК 37.018:34
Е.А. КРАВЦОВА, С.А. ПОЛОЗОВ
кандидат юридических наук, доцент (Главное управление МВД России
(Белгородский юридический институт по Красноярскому краю,
МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Красноярск) Россия, г. Белгород) [email protected]
ELENA А. KRAVTSOVA, SERGEY A. POLOZOV,
Candidate of Law, Associate Professor (Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of Russia for the Krasnoyarsk Territory,
of the Interior of Russia, Krasnoyarsk, Russia) Belgorod, Russia)
Аннотация: формирование профессиональных и личных качеств сотрудника органов внутренних дел осуществляется на протяжении всего срока службы. Сотрудник органов внутренних дел, принимая присягу и осуществляя свою дальнейшую профессиональную деятельность, постоянно совершенствуется в своей профессии, вырабатывает и совершенствует свои моральные качества. Однако в ключевые моменты, связанные с первичным поступлением на службу, а также сменой должностных обязанностей, лицу может быть необходима поддержка опытных наставников, которые помогут сотруднику вникнуть в новые должностные обязанности, адаптироваться на новом месте работы. В связи с этим в системе органов внутренних дел широкое распространение получил институт наставничества. Данный институт возник в дореволюционный период времени и в основном применялся вне системы правоохранительных органов. В системе органов внутренних дел наставничество получило широкое распространение в советский период развития российского государства. При этом помимо фактического использования данного института стало осуществляться его правовое регулирование, произошло нормативное закрепление правоотношений наставничества. В статье рассматривается история формирования института наставничества в системе МВД, исходя из анализа нормативных правовых актов, регулирующих данный институт.
Ключевые слова: полиция, органы внутренних дел, наставничество, молодые сотрудники.
Для цитирования: Кравцова Е.А., Полозов С.А. Формирование института наставничества в системе органов внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 3. С. 33-37.
Abstract: the formation of professional and personal qualities of an employee of the internal affairs bodies is carried out throughout the entire period of service. An employee of the internal affairs bodies is constantly improving in his profession, develops and improves his moral qualities. However, in the key moments associated with the initial entry into the service, as well as the change of job duties, a person may need the support of experienced mentors who will help the employee understand new job responsibilities and adapt to a new place of work. In this regard, the institution of mentoring has become widespread in the system of internal affairs bodies. This institution arose in the pre-revolutionary period of time and was mainly used outside the system of law enforcement agencies. In the system of internal affairs bodies, mentoring became widespread during the Soviet period of the development of the Russian state. In addition to the actual use of this institution, its legal regulation began to be carried out, there was a normative consolidation of the legal relationship of mentoring. The article examines the history of the formation of the institution of mentoring in the system of the Ministry of Internal Affairs, based on the analysis of the normative legal acts governing this institution.
Keywords: police, internal affairs bodies, mentoring, young employees.
For citation: Kravtsova E.A., Polozov S.A. Formation of the institute of mentoring in the system of the internal affairs // Problems of Law Enforcement Activity. 2021. № 3. P. 33-37.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Данное правило является общепризнанным и закреплено как на международном уровне - в декларациях ООН, объединяющей все страны мира, так и в национальных законодательствах всех стран. В Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ)1 эта норма содержится в ст. 17, в которой указано, что основные права и свободы человека неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и их защита гарантирована государством.
Защита прав и свобод человека и гражданина может производиться различными органами государственной власти, одним из которых является полиция. Согласно ст. 1 Закона «О полиции» на данный орган возложена задача по защите прав и свобод личности, охране правопорядка.
Выполняя столь важные задачи, содействуя построению правового государства, органы полиции сталкиваются с большим количеством сложных ситуаций, для разрешения которых необходимо уметь быстро анализировать возникшую проблему и принимать оптимальное решение за сравнительно небольшой период времени. Данные навыки невозможно приобрести в процессе обучения, они могут быть выработаны только при осуществлении практической деятельности. И для того, чтобы облегчить для сотрудников процесс формирования необ-
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
ходимых для работы навыков, в полиции введен институт наставничества.
Наставничество как способ обучения молодых специалистов имеет долгую историю развития. Если исходить из определения, что «наставничество» - это «способ передачи знаний, умений и навыков более опытным сотрудником менее опытным в определенной предметной области, а также система адаптации и профессионального развития молодых специалистов» [2, с. 8], то является очевидным, что наставничество широко применяется во всех странах мира и известно еще с древних времен. Представляется, что еще в первобытном обществе знания передавались только благодаря тандемам «наставник - ученик».
Что касается России, то наставничество как метод обучения начало широко применяться в 30-е гг. ХХ века. Наибольший расцвет наставничества как социально-педагогического явления наблюдался в стране в 70-80 гг. ХХ века. В результате проводимых исследований было выявлено, что наставничество дает ощутимый социальный и экономический эффект, позволяя молодым сотрудникам относительно безболезненно проходить адаптацию на новом рабочем месте, снижая текучесть кадров, повышая профессионализм молодых специалистов и положительно влияя на производительность их труда.
В советской России термин «наставничество» употреблялся при осуществлении обучения молодых рабочих, которые в процессе обучения или непосредственно после его окончания проходили стажировку на производстве. К ним в обязательном порядке прикреплялся опытный специалист - наставник, который
помогал молодым специалистам овладевать тонкостями профессии. Соответственно, наставничество определялось как «форма воспитания, при которой лучшие представители рабочего класса передают молодежи свои трудовые навыки, политические и идейно-нравственные принципы» [3, с. 7].
Постепенно система наставничества стала внедряться и в органах государственной власти, получила свое распространение и в правоохранительных органах.
Наставничество в органах внутренних дел широко применялось в советский период развития российского государства, хотя прямого нормативного закрепления этот институт не получил. Необходимость введения наставничества в милиции была связана в первую очередь с низкой квалификацией кадров, набираемых для работы в указанных органах. Примером формирования кадровой политики государства в отношении сотрудников милиции может служить Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 ноября 1968 г. «О мерах по дальнейшему укреплению советской милиции», в котором было указано, что приоритет при поступлении на службу в органы милиции отдается рабочим, которые направляются в органы милиции по рекомендации трудовых коллективов, после обсуждения кандидатуры на партийном собрании направляющей организации. Как указывает А.С. Спорыш, только в 1969 г. ряды милиции в Северной Осетии были пополнены более чем на 33 человека на основании рекомендации со стороны партийных и комсомольских органов [6, с. 247].
В 80-х гг. ХХ века более 60% сотрудников милиции не имели высшего образования. В таких условиях знания, необходимые для расследования преступлений и поддержания правопорядка, передавались преимущественно в процессе непосредственной работы сотрудника полиции с закрепленным за ним наставником.
15 января 1986 г. был принят приказ МВД СССР № 11, который регламентировал наставничество в органах внутренних дел. В нем указывались задачи, которые ставились перед наставниками: сформировать у подопечных навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности, обеспечить адаптацию в коллективе, формировать моральные качества подопечного. 30 июня 1994 года приказ МВД СССР от 15 января 1986 г. № 11 утратил силу в связи с принятием приказа МВД № 221 «Об утверждении Положения о наставничестве в органах внутренних дел Российской Федерации». Данным приказом были утверждены цель наставничества - оказание
помощи сотрудникам и формирование кадрового ядра в органах внутренних дел. Наставники должны были передавать подопечным свои умения и навыки, адаптировать их к службе в органах внутренних дел, прививать им творческое отношение к профессии, формировать у них морально-волевые качества, необходимые для сотрудников органов внутренних дел. Наставничество устанавливалось на срок от 3 месяцев до года в отношении следующих категорий лиц: тех, кто впервые поступил на службу; выпускников специализированных профессиональных организаций МВД России; а также при необходимости сотрудников, которые в процессе прохождения службы были перемещены на другую должность (как вышестоящую, так и равнозначную).
На смену приказу МВД России от 30 июня 1994 года № 221 пришел приказ МВД России от 24 декабря 2008 года № 1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации» (утратил силу).
Данный приказ впервые дал определение термину наставничество, указав, что «наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников органов, подразделений, учреждений системы МВД России по подготовке сотрудников (стажеров) к самостоятельному выполнению служебных обязанностей». Приказом были переформулированы и существенно расширены задачи, которые призвано решить наставничество. В частности, к задачам наставника были отнесены предотвращение профессиональной деформации сотрудников, развитие у них интереса к службе, изучение с ними нормативных правовых актов, которые необходимы для исполнения ими служебных обязанностей.
Добавлена еще одна категория сотрудников, в отношении которых вводится наставничество -это сотрудники, которые были уволены из органов внутренних дел, а потом восстановлены на службе.
В приказе установлены категории лиц, которые могут осуществлять обязанности наставника. К ним отнесены сотрудники структурного подразделения, где проходит службу стажер. Также разрешено к данной деятельности в качестве общественных наставников-консультантов привлекать ветеранов органов внутренних дел. Наставники назначаются из наиболее опытных сотрудников по рекомендации психологов, которые также должны одобрить план наставничества, который должен составляться с учетом психологических особенностей наставляемого.
Данный приказ утратил силу на основании приказа МВД России от 28 марта 2017 г. № 155. 27 декабря 2016 г. был принят приказ МВД России от № 9002, который устанавливал порядок обучения сотрудников при осуществлении ими практической деятельности после окончания специализированных учебных заведений, а также действующих сотрудников при назначении их на иную должность, где требовались новые умения и навыки. Данный приказ действовал в системе с приказом МВД России от 22 декабря 2016 г. № 8763.
Оба вышеуказанных документа были приняты во исполнение ст. 24 закона «О службе в органах внутренних дел»4, который (п. 3 ст. 24) устанавливает, что при поступлении на службу в органы внутренних дел лицу устанавливается испытательный срок и назначается наставник из опытных сотрудников, а также что порядок обучения стажера и порядок оценки его качеств
2 Приказ МВД России от 27.12. 2016 г. № 900 «Об утверждении Порядка организации индивидуального обучения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, пере-веденного на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, соответствующую иному функционально-му предназначению либо направлению деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
3 Приказ МВД России от 22 декабря 2016 г. № 876 «Об утверждении Порядка организации индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств и Порядка оцен-ки результатов индивидуального обучения стажера» // СПС «КонсультантПлюс».
4 Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // СПС «КонсультантПлюс».
по результатам обучения устанавливаются органами МВД России.
Несмотря на довольно полное нормативное регулирование прохождения обучения стажерами, включая проведение в отношении их наставничества, данные приказы также были отменены в связи с принятием единого документа - приказа МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50, который устанавливает порядок прохождения службы для всех сотрудников органов внутренних дел, включая тех, кто проходит обучение в качестве стажера. Представляется, что наличие общего, единого документа, полностью регламентирующего все организационные аспекты прохождения службы, является предпочтительным, поскольку это облегчает сотрудникам изучение нормативной базы прохождения службы, позволяет более быстро находить нормативные предписания, необходимые в любой момент несения службы.
Таким образом, можно сделать вывод, что институт наставничества в органах внутренних дел имеет достаточно длительную историю формирования и применения и широко используется в настоящее время. Однако в данный момент система наставничества находится в стадии реформирования, основной задачей которого является поиск оптимальных путей взаимодействия и передачи опыта как лицам, впервые поступающим на службу в органы внутренних дел, так и тем, которые переводятся на новые должности в системе МВД России. Для совершенствования данной системы необходимо опробовать новации современной науки, обеспечивать более тесное взаимодействие наставника с подопечным, оптимизировать механизмы такого взаимодействия.
- Литература -
1. Агафонова В.П., Добрынина М.И. Факторы карьерного роста сотрудников органов внутренних дел (на примере Иркутской области) // Вестник науки Сибири. 2018. № 3 (30). С. 14-23.
2. Березина Н.М.Кадровое делопроизводство: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2016.
3. Венедиктова В.И. Наставничество - важное средство воспитания молодых рабочих. - Москва, 1981. С. 7.
4. Клочко Ю.В., Долженко В.Ю. Представления руководителей подразделений об институте наставничества в ОВД // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2019. № 19-2. С. 63-66.
5. Пасмурцева Н.Н. Наставничество как стратегия формирования профессионала на государственной гражданской службе: ключевые аспекты и проблемы реализации // Вестник МГЭИ (online). 2020. № 2. С. 314-325.
6. Спорыш А.С. Деятельность советской милиции Северной Осетии в 1950-1980-х гг. // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 4-1. С.246-249.
7. Сушкова И.В. Наставничество в системе государственной гражданской службы российской федерации (опыт правительства Воронежской области) // Общество. Закон. Правосудие. 2020. № 2 (47). С. 8-12.
8. Урусов З.Х. Педагогические условия развития профессиональной устойчивости у молодых сотрудников ОВД: специфика применения условий в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 2 (43). С. 72-79.
9. Хачароева А.Х. Наставничество как стратегически значимый элемент повышения профессионализма молодых специалистов / Современная наука: проблемы и перспективы: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции (Душанбе, Таджикистан, 13 мая 2020 г.) / под общей редакцией А.И. Вострецова. - Нефтекамск: Мир науки, 2020. С. 123-128.
= References =
1. Agafonova V.P., Dobrynina M.I. Faktory kar'ernogo rosta sotrudnikov organov vnutrennih del (na primere Irkutskoj oblasti) // Vestnik nauki Sibiri. 2018. № 3 (30). S. 14-23.
2. Berezina N.M.Kadrovoe deloproizvodstvo: uchebnoe posobie. - Sankt-Peterburg: Piter, 2016.
3. Venediktova V.I. Nastavnichestvo - vazhnoe sredstvo vospitaniya molodyh rabochih. - Moskva, 1981. S. 7.
4. Klochko Yu.V., Dolzhenko V.Yu. Predstavleniya rukovoditelej podrazdelenij ob institute nastavnichestva v OVD // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2019. № 19-2. S. 63-66.
5. Pasmurceva N.N. Nastavnichestvo kak strategiya formirovaniya professionala na gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe: klyuchevye aspekty i problemy realizacii // Vestnik MGEI (online). 2020. № 2. S. 314-325.
6. Sporysh A.S. Deyatel'nost' sovetskoj milicii Severnoj Osetii v 1950-1980-h gg. // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 4-1. S.246-249.
7. Sushkova I.V. Nastavnichestvo v sisteme gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby rossijskoj federacii (opyt pravitel'stva Voronezhskoj oblasti) // Obshchestvo. Zakon. Pravosudie. 2020. № 2 (47). S. 8-12.
8. UrusovZ.H. Pedagogicheskie usloviya razvitiya professional'noj ustojchivosti u molodyh sotrudnikov OVD: specifika primeneniya uslovij v sisteme povysheniya kvalifikacii // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2020. № 2 (43). S. 72-79.
9. Hacharoeva A.H. Nastavnichestvo kak strategicheski znachimyj element povysheniya professionalizma molodyh specialistov / Sovremennaya nauka: problemy i perspektivy: materialy Mezhdunarodnoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konferencii (Dushanbe, Tadzhikistan, 13 maya 2020 g.) / pod obshchej redakciej A.I. Vostrecova. - Neftekamsk: Mir nauki, 2020. S. 123-128.
(статья сдана в редакцию 25.08.2021)