УДК 378.016:811.111
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
FORMING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE
AT MEDICAL STUDENTS ON THE BASIS OF MODULE PROGRAM FOR «FOREIGN LANGUAGE» DISCIPLINE
Н. А. Антонова
N. A. Antonova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье уточняется сущность понятия «модуль», раскрываются структура и содержание модульной программы учебной дисциплины «Иностранный язык» для студентов медицинских вузов, разработанной с учетом ее направленности на формирование иноязычной коммуникативной компетентности. В содержании программы выделяются три блока, нацеленные на формирование у студентов языковой, речевой и социокультурной компетенций. В каждом блоке даны модули и соответствующие учебные элементы. Информационное содержание учебных элементов разработано с учетом профессиональной направленности обучения в медицинском вузе.
Abstract. The article clarifies the essence of the concept «module», discloses the structure and content of module program for «Foreign language» discipline for medical students. The program is developed in view of its focus on foreign language communicative competence formation. The content of the program allocates three units aimed at developing linguistic, speech and socio-cultural competence at students. Each unit is provided with modules and appropriate training elements. The information content of training elements is designed with the professional training orientation at medical institute.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетентность, языковая, речевая и социокультурная компетенции, модульная программа, блоки, модуль, учебные элементы, дисциплина «Иностранный язык», студенты медицинских вузов.
Keywords: foreign language communicative competence, linguistic, speech and socio-cultural competence, module program, units, module, training elements, «Foreign language» discipline, medical students.
Актуальность исследуемой проблемы. Модульное обучение зародилось в 4050 годы ХХ века в сфере профессионального образования и получило распространение в университетах и в системе повышения квалификации в США, Германии, Англии и ряде других стран.
Впервые рекомендации по внедрению модульной технологии обучения прозвучали на конференции ЮНЕСКО, состоявшейся в Париже в 1974 году. Тогда ее участники признали «создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям» [4]. Модульное обучение, позволяющее
строить содержание из блоков и интегрировать различные виды и формы обучения, больше всего подходило к озвученным требованиям, чем остальные модели обучения. Оно также позволяло выбирать наиболее подходящие методы обучения для определенной аудитории учащихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном темпе.
Материал и методика исследований. Несмотря на высокий дидактический потенциал модульного подхода к обучению, он не получил широкого распространения в формировании иноязычной коммуникативной компетентности студентов при организации образовательного процесса по учебной дисциплине «Иностранный язык», входящей в федеральный компонент ГОС ВПО. Это обусловлено недостаточной научной разработанностью модульных программ по данной дисциплине с учетом специфики направления и профиля профессионального образования.
Цель нашей работы заключается в разработке и научном обосновании модульной программы учебной дисциплины «Иностранный язык» для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальности «Лечебное дело».
Результаты исследований и их обсуждение. Центральным в теории модульного обучения является понятие «модуль». В определении его сущности наблюдаются различные подходы.
Основатель модульного обучения Дж. Рассел считает, что модуль - это «учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и программу предписанных учащимся действий» [7].
С. И. Куликова, Е. М. Дурко, В. М. Гареева рассматривают модуль как «интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме» [3, 30].
П. А. Юцявичене полагает, что модуль - это «блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» [5].
По мнению Г. Оуэнс, модуль представляет собой обучающий замкнутый комплекс, в состав которого входят педагог, обучаемые, учебный материал и средства, помогающие обучающемуся и преподавателю реализовать индивидуализированный подход, обеспечить их взаимодействие [6].
С. Я. Батышев считает, что «модуль - это такой объем учебного материала, благодаря которому обеспечивается первичное приобретение некоторых теоретических и практических навыков для выполнения какой-либо конкретной работы» [1].
Модуль определяется Н. В. Борисовой как «автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (в том числе дидактические материалы) и систему контроля» [2, 101-174].
Проанализировав и обобщив все подходы, мы в своей работе будем придерживаться следующего понимания данного педагогического феномена: модуль - это целостная относительно автономная структурная единица содержания учебной дисциплины, включающая дидактические цели, учебную информацию, средства, методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению дисциплины, контроль результатов их обучения.
Модульное обучение предполагает жесткое разделение учебно-познавательной деятельности обучаемых на отдельные логически взаимосвязанные между собой последовательные целостные единицы, направленные на достижение частных дидактических целей учебной дисциплины.
В условиях модульного обучения учащиеся большую часть времени работают самостоятельно. Другой положительной стороной модульного обучения выступает возможность выстраивать и реализовывать индивидуальные образовательные траектории из совокупности модулей, выбираемых с учетом учебных возможностей и интересов учащихся.
При разработке модульной программы учебной дисциплины «Иностранный язык» для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», мы учитывали комплекс требований, сформулированных нами на основе анализа и обобщения исследований ученых в области модульного обучения:
• при разработке содержания вышеуказанной программы необходимо руководствоваться требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;
• модульная программа должна обеспечивать единство и взаимосвязь языкового и профильного направлений подготовки, поэтому ее содержание должно быть направлено на формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетентности с учетом специфики профессиональной деятельности в области здравоохранения;
• содержание модульной программы необходимо строить с учетом межпредметных связей, существующих между дисциплинами, входящими в учебный план по специальности «Лечебное дело»;
• структурными компонентами модульной программы являются комплексная дидактическая цель, интегрирующие и частные дидактические цели;
• в соответствии с интегрирующими и частными дидактическими целями разрабатывается содержание модулей и входящих в них учебных элементов;
• изучение каждого модуля завершается тестированием качества усвоения его содержания с использованием специально разработанной системы контрольных заданий;
• при переходе от одного модуля к другому способ предъявления учебного материала должен оставаться единообразным.
Кроме того, данная модульная программа разработана с учетом содержания учебника для медицинских вузов «Английский язык» (И. Ю. Марковина, З. К. Максимова, М. Б. Вайн-штейн ; под ред. И. Ю. Марковиной. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2003. - 368 с. - («Серия XXI век»)).
Комплексной дидактической целью модульной программы учебной дисциплины «Иностранный язык» для студентов медицинских вузов является формирование у них иноязычной коммуникативной компетентности в сфере профессионального общения.
В содержании модульной программы выделены три взаимосвязанных блока, направленные на достижение интегрирующих дидактических целей:
• блок Я - «языковая компетенция»;
• блок Р - «речевая компетенция»;
• блок СК - «социокультурная компетенция».
С учетом комплексной дидактической цели нами были сформулированы интегрирующие дидактические цели:
• в языковой компетенции - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения;
• в речевой компетенции - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
• в социокультурной компетенции - овладение знаниями социокультурной специфики страны/стран изучаемого языка.
В свою очередь, содержание каждого блока разбито на модули, усвоение которых обеспечивает достижение частных дидактических целей.
В языковой компетенции выделены три модуля: «ЯФ - фонетика», «ЯГ - грамматика», «ЯЛ - лексика».
Изучение модуля «ЯФ - фонетика» направлено на формирование правил произношения как отдельных слов, так и целых предложений.
Модуль «ЯГ - грамматика» позволяет формировать знания о грамматических правилах и синтаксических построениях.
Изучение модуля «ЯЛ - лексика» направлено на формирование знаний словарных единиц и лексических навыков речи.
Каждый модуль разделен на учебные элементы, усвоение которых позволяет решить частные дидактические задачи.
Дидактический материал учебных элементов отобран с учетом принципа функциональной и профессиональной направленности.
В соответствии с функциональной направленностью каждый учебный элемент состоит из текстов и системы упражнений.
Модуль «РЧ - чтение» направлен на формирование навыков всех видов чтения и включает в себя профильные тексты, предназначенные для развития навыков ознакомительного чтения с элементами поискового чтения, обычно предваряющего аннотирование текста.
Модуль «РП - письмо» состоит из системы лексических и грамматических упражнений, предназначенных для введения, закрепления материала урока, а также для становления соответствующих навыков и умений.
Модуль «РА - аудирование» направлен на формирование навыков восприятия и понимания речи на слух. Задания по аудированию позволяют практиковать все стратегии аудирования (при использовании аутентичных заданий) и тем самым развивают способность справляться с коммуникативной ситуацией, которая может возникнуть вне института или университета.
Модуль «РГ - говорение» предполагает, что студенты параллельно с навыками общения получат информацию о медицинском образовании в России, а также о системах здравоохранения в США, Великобритании и других странах. Система упражнений, направленных на развитие устной и письменной речи, основывается на коммуникативном подходе, который предполагает развитие умения практически пользоваться «живым» языком и соотносить языковые структуры с их коммуникативными функциями.
Блок «социокультурная компетенция» подразумевает знание национально-культурных особенностей (обычаев, традиций, этикета, истории и культуры) носителя языка.
Здесь мы выделяем:
- социально-психологический модуль, направленный на владение национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной стране;
- социолингвистический модуль, который предполагает знание языковых особенностей социальных слоев, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов (фоновые знания реалий, предметные знания);
- лингвострановедческий модуль, направленный на знание лексических единиц, связанных с социально-культурной семантикой, и на умение применять их в ситуациях межкультурного общения (например, приветствие, обращение, прощание в устной и письменной речи);
- культурологический модуль, предполагающий знание историко-культурного и этнокультурного фона (обычаев, традиций).
В соответствии с профессиональной направленностью содержание учебной дисциплины состоит из девяти разделов. Каждый раздел разбит на несколько тем (табл. 1). Информационное содержание этих тем представлено в учебных заданиях, выступающих в качестве средства организации учебно-познавательной деятельности студентов.
Таблица 1
Разделы и темы содержания дисциплины «Иностранный язык» для студентов медицинских вузов
Разделы дисциплины Учебные темы
1. Medicine in Ancient Civilization 1.1. Scientific Progress in Health in Greece
1.2. Hippocrates - «the Father of Medicine»
1.3. The Hippocratic Oath
2. Anatomy 2.1. The Skeleton
2.2. The Muscles
2.3. The Cardiovascular System
2.4. The Respiratory System
2.5. The Digestive System
2.6. The Urinary System
3. Blood. Circulation 3.1. Blood. Circulation
3.2. Respiration
3.3. Digestion
3.4. Nutrition
3.5. The Excretory Organs
3.6. The Endocrine System
3.7. The Nervous System
4. Microbiology 4.1. Viruses
4.2. Bacteria
5. Pathology 5.1. Osteomyelitis
5.2. Fractures
6. Diseases 6.1. Coronary Heart Diseases
6.2. The Respiratory Infections
6.3. Jaundice. Peptic Ulcer. Kidney Diseases
7. Environmental Medicine 7.1. Air Pollution
7.2. Water Pollution
7.3. Noise Pollution
8. Education in Different Countries 8.1. The Sechenov Moscow Medical Academy
8.2. Medical Education in Russia
8.3. Medical Education in the USA
8.4. Medical Education in Great Britain
9. Health Service in Different Countries 9.1. Health Care in Russia
9.2. Health Care in the USA
9.3. Health Service in Great Britain
Изучение каждой темы осуществлялось по модульному принципу: студенты на каждом занятии выполняли учебные задания, нацеленные на решение частных дидактических задач и на изучение отдельных учебных элементов, составляющих содержание определенных модулей. Качество решения этих задач диагностировалось с помощью системы тестовых заданий.
Резюме. Разработанная нами модульная программа учебной дисциплины «Иностранный язык» для медицинских вузов позволяет повысить уровень самостоятельности студентов в ходе их учебной деятельности, индивидуализировать сложность изучаемого материала и процесс его изучения с учетом образовательных потребностей и учебных возможностей студентов, обеспечить оперативность и объективность контроля качества его усвоения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батышев, С. Я. Блочно-модульное обучение / С. Я. Батышев. - М. : Транс-сервис, 1997. - 225 с.
2. Борисова, Н. В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию : учебное пособие / Н. В. Борисова. - М. : ВИПК МВД России, 1999. - 174 с.
3. Гареев, В. М. Принципы модульного обучения / В. М. Гареев, С. И. Куликов, Е. М. Дурко // Вестник высшей школы. - 1987. - № 8. - С. 30.
4. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.oresau.ru
5. Попов, И. П. Разработка модульных структур сетевых образовательных программ горного профиля / И. П. Попов, Т. Ю. Сьянова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа : Лето, 2012. - С. 102.
6. Юцявичене, П. А. Теоретические основы модульного обучения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -Вильнюс, 1990. - 50 с.
7. Owens, G. The Modele in «Universities Quarterly» / G. Owens // Universities Quarterly, Higher Education and Society. - Vol. 25. - № 1. - P. 20-27.