Научная статья на тему 'Формирование инновационных промышленных объединений как механизма управления развитием машиностроения'

Формирование инновационных промышленных объединений как механизма управления развитием машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гилёва Татьяна Альбертовна, Лысенко Оксана Владимировна

Обоснована необходимость создания инновационного промышленного холдинга (ИПХ), предложена процедура его формирования. Рассмотрены вопросы обоснования целесообразности интеграции промышленных предприятий в ИПХ. Разработана методика оценки инновационного потенциала предприятия. Проведен SWOT-анализ группы машиностроительных предприятий Республики Башкортостан как потенциальных участников ИПХ и предложена его возможная стратегия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационных промышленных объединений как механизма управления развитием машиностроения»

Татьяна Альбертовна Г илёва

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предпринимательства Уфимского государственного авиационного технического университета

Оксана Владимировна Лысенко

Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики предпринимательства Уфимского

государственного авиационного технического

Формирование инновационных промышленных объединений как механизма управления развитием машиностроения

Для эффективного развития машиностроения - одной из самых наукоемких отраслей промышленности - особое значение имеют тесные связи науки и производства. Для решения этой задачи в бывшем Советском Союзе существовали научно-производственные объединения, на базе которых создавались межотраслевые научно-технические комплексы. Однако многократное сокращение финансирования науки со стороны государства и тяжелое положение предприятий оборонно-промышленного комплекса (в него входили практически все крупные машиностроительные предприятия) в 1990-х годах привели к распаду структур, выполняющих функцию интеграции науки и производства. Сложившаяся ситуация, а также необходимость перехода российской промышленности на инновационный путь развития делают чрезвычайно актуальной задачу формирования интегрированных инновационно-промышленных структур, основанных на использовании рыночных механизмов.

Проведенные исследования различных организационных форм создания интегрированных структур («жестких» - концерна, холдинга, финансово-промышленной группы и «мягких» -картели, консорциума, конгломерата и синдиката) показали, что для решения поставленной задачи наибольший интерес представляет структура холдингового типа [2]. Холдинговая компания - это система коммерческих организаций, которая включает в себя управляющую компанию, владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним признается хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом. Такая структура обладает необходимой гибкостью и в полной мере соответствует рыночным условиям.

Инновационный промышленный холдинг - это автономная интегрированная структура, создаваемая на основе рыночных (холдинговых) механизмов и включающая в себя

инновационную организацию и промышленные предприятия. Вследствие наличия разных типов холдинговых структур (финансовых и управляющих, чистых и смешанных, основных и промежуточных) инновационный промышленный холдинг является основным управляющим смешанным холдингом.

Нами был произведен анализ просчетов, допущенных при формировании интегрированных структур как по Российской Федерации в целом (40 респондентов), так и по Республике Башкортостан (11 респондентов) (табл. 1).

Таблица 1

Основные просчеты, допущенные при формировании интегрированных структур в Российской Федерации и Республике Башкортостан

Доля Наличие

Показатель просчетов просчетов

по РФ, % по РБ

Не включены необходимые предприятия 21,2 +

Включены лишние предприятия 12,1 +

Недостаточная проработка стратегии совместной деятельности 51,5 +

Не проведено финансовое оздоровление предприятий 51,5 +

Не проведена реструктуризация предприятий 18,2 +

Не обеспечено достаточное участие головной компании в капитале

предприятий 30,3 +

Отсутствие просчетов 15,2 -

На основе анализа различных способов образования холдинга [2], а также допущенных просчетов предлагается следующая процедура формирования инновационного промышленного холдинга (рис. 1).

Поскольку многие промышленные предприятия являются государственными унитарными, первым шагом на пути формирования инновационного промышленного холдинга может служить их акционирование. После заключения договора о создании интегрированной структуры прежние собственники передают свои доли участия в действующих предприятиях вновь создаваемому холдингу, в котором им предоставляются права долевого участия.

С целью минимизации риска допущения указанных просчетов предлагаются следующие этапы формирования инновационного промышленного холдинга:

обоснование целесообразности интеграции промышленных предприятий в инновационный промышленный холдинг;

стратегический анализ деятельности отдельных предприятий и инновационного промышленного холдинга в целом, разработка стратегии совместной деятельности;

оценка эффективности формирования инновационного промышленного холдинга.

Основные причины создания интегрированных структур:

возможность получения синергетического (технологического, рыночного, управленческого) эффекта;

операционная экономия на основе устранения дублирования управленческих функций и сокращения затрат на сбыт продукции;

экономия в связи с ростом масштабов производства;

снижение уровня неопределенности и риска, повышение устойчивости объединения; возможность привлечения кредитных ресурсов под более низкие ставки процента вследствие снижения финансовых рисков;

рост рыночной стоимости как следствие ожиданий инвесторами положительных результатов интеграции (информационный эффект) и др.

Возникновение и оценка ожидаемого синергетического эффекта - слабоформализуемая задача. Для ее решения на ряде машиностроительных предприятий Республики Башкортостан, которые являются потенциальными участниками инновационного промышленного холдинга, был проведен опрос главных специалистов и руководителей функциональных отделов относительно существующего уровня производственного и инновационного потенциалов их предприятий и изменений, прогнозируемых в результате объединения [2]. (Под инновационным потенциалом предприятия понимается взаимосвязанная и взаимосогласованная для достижения поставленных целей совокупность ресурсов предприятия, используемых для активного поиска, разработки и внедрения инноваций.) По всем предприятиям в результате интеграции отмечался ожидаемый прирост: по производственному потенциалу - от 25 до 51,5%; по инновационному - от 51,5 до 87%.

Для более глубокого анализа инновационного потенциала предприятий и оценки степени возможного взаимодополнения участников инновационного промышленного холдинга авторы предлагают использовать следующую методику [1].

На первом этапе оцениваются текущие результаты инновационной деятельности предприятия, поскольку именно они характеризуют степень использования имеющегося у него инновационного потенциала. Для этого применяются следующие показатели: доля инновационной продукции в общем объеме выпуска; прибыль, полученная от реализации новой продукции; возврат инвестиций, вложенных в инновации.

Важный момент формирования инновационного потенциала - наличие необходимых финансовых средств. По методике оценки инновационного потенциала, предложенной А.А. Трифиловой [3], основной задачей является именно анализ достаточности финансовых ресурсов предприятия для внедрения различных видов инноваций (радикальных или улучшающих) при одновременном обеспечении финансовых потребностей текущей производственной деятельности. Оценка производится согласно традиционной методике анализа финансовой устойчивости, однако при расчете базовых коэффициентов учитываются издержки, связанные с разработкой и внедрением принципиально новых или усовершенствованных технологий. В результате выделяются четыре основных типа инновационного потенциала предприятия: высокие, средние, низкие и нулевые инновационные возможности.

Проведение такой оценки представляет собой второй этап анализа, в результате чего делается вывод о возможности освоения предприятием радикальных или улучшающих инноваций.

Недостаток данного подхода состоит, на наш взгляд, в том, что он не позволяет установить, каких именно инновационных ресурсов не хватает предприятию, чтобы активизировать инновационную деятельность. Решение этой задачи осуществляется на последующих этапах оценки, учитывающих структуру инновационного потенциала предприятия.

В соответствии с выделяемыми основными видами инновационной деятельности рассмотрим следующие составляющие инновационного потенциала предприятия:

1) научные исследования и разработки, включающие в себя задел собственных изобретений и разработок предприятия: приобретенные неовеществленные технологии в форме патентов, лицензий, ноу-хау, конструкций технологического содержания; имущество и программное обеспечение, связанное с разработкой инноваций;

2) производственно-технологическое обеспечение инновационного производства: прогрессивные производственные технологии и оборудование, связанные с внедрением технологических инноваций, а также наличие промышленно-производственного персонала необходимой квалификации;

3) кадровое обеспечение собственно инновационного процесса на предприятии; решение вопросов обучения, подготовки и переподготовки персонала, занятого внедрением инноваций;

4) инфраструктурные возможности предприятия, обеспечивающие прохождение новшеством всех этапов инновационного цикла.

На третьем этапе проводится качественная оценка структуры инновационного потенциала предприятия с использованием метода построения мишени. Каждой из четырех составляющих инновационного потенциала соответствует определенный квадрант (рис. 2). Концентрические окружности определяют границы различных зон состояния элементов инновационного потенциала: от наиболее благоприятного в центре (оценка - 5 баллов, цвет - синий) до наиболее опасного по внешнему кольцу (оценка - 1 балл, цвет - красный). Ресурсы, входящие в инновационный потенциал, представляются «точками» в соответствующих квадрантах в зоне присвоенной им балльной оценки. Размер «точек» характеризует значимость данного ресурса для развития предприятия.

Для определения значимости каждого элемента инновационного потенциала предприятия составлены анкеты, позволяющие на основе метода экспертных оценок выделить наиболее важные и проблемные элементы. Результаты анкетирования обрабатываются и представляются в виде матрицы «важность - проблемность». Наиболее значимыми считаются элементы, для которых большая важность сочетается с высоким уровнем проблемности.

Основные достоинства данного метода - полнота и наглядность представления инновационного потенциала предприятия. Однако метод не дает его точной оценки. Поэтому четвертым этапом оценки инновационного потенциала предприятия является количественная оценка его элементов, для чего сформирована соответствующая система показателей.

Подбирая предприятия так, чтобы их инновационные потенциалы взаимно дополняли друг друга (слабые места одних компенсировались сильными позициями других либо объединение сильных сторон составляло мощный источник конкурентного преимущества), можно создать прочную основу для проявления синергетического эффекта в сфере инноваций, что является особо важным моментом при формировании инновационного промышленного холдинга.

Рис. 2. Общая картина инновационного потенциала предприятия

После того как произведен отбор промышленных предприятий, включаемых в состав инновационного промышленного холдинга, необходимо разработать стратегию их совместной деятельности. Основу выбора стратегии составляет стратегический анализ (например, SWOT-анализ).

Выделенные экспертами слабые стороны исследуемых предприятий типичны для унитарных предприятий машиностроительного комплекса: высокая степень износа основных

производственных фондов, недозагрузка производственных мощностей и площадей, нестабильное финансовое положение, отсутствие средств на инновации и обновление производства. Сильные стороны рассматриваемых предприятий также типичны для отечественного машиностроения: отработанность производственных технологий, возможность адаптации к требованиям рынка за счет широкой номенклатуры выпускаемой продукции, достаточно высокая квалификация кадров, наличие на ряде предприятий системы менеджмента качества и внедрение прогрессивных технологий управления.

К внешним возможностям, прежде всего, были отнесены перспективы вхождения в инновационный промышленный холдинг и, как следствие, государственная поддержка развития предприятия, создание и освоение новых технологических процессов, выпуск новой продукции, укрепление конкурентных позиций и расширение рынка, финансовая стабилизация. В качестве основных угроз выделены: усиление позиций существующих конкурентов и угроза появления новых, устаревание и снижение качества выпускаемой продукции, риск незаключения договоров на производство профильной продукции.

Сопоставление внешних возможностей и опасностей с сильными и слабыми сторонами исследуемых предприятий приведено в табл. 2.

Выявлено, что наиболее подходящей может быть стратегия сфокусированной дифференциации, позволяющая сконцентрировать имеющиеся ресурсы на одном или нескольких ключевых проектах.

Для оценки эффективности формирования инновационного промышленного холдинга разработана методика, учитывающая величину ожидаемого синергетического эффекта от совместного функционирования предприятий в составе инновационного промышленного холдинга [2].

Таблица 2

Матрица стратегического анализа

Возможности

Сильные стороны (определение ориентиров стратегического развития) Слабые стороны (определение ориентиров внутренних преобразований)

Освоение новых изделий; диверсификация производства; повышение качества продукции; увеличение объемов производства по перспективным направлениям Модернизация, реконструкция производства; консервация неиспользуемого имущества; финансовое оздоровление; реструктуризация и повышение эффективности системы управления предприятием; оптимизация портфеля выпускаемой продукции

Угрозы

Сильные стороны (выделение потенциальных стратегических преимуществ) Слабые стороны (ограничения стратегического развития)

Наличие системы управления качеством, сертификация выпускаемой продукции; опыт в области освоения новой продукции; возможность адаптации к изменениям внешней среды за счет регулярной разработки модификаций изделий Сложное финансовое положение; отсутствие эффективных инноваций; неэффективная система управления затратами; неэффективный управленческий учет; нехватка инвестиционных средств; отсутствие оптимальной системы снабжения и сбыта

Итак, переход промышленности в целом и машиностроения как одной из ведущих отраслей на инновационный путь развития возможен только при условии восстановления тесной связи между наукой и производством, а также на основе государственного регулирования активизации инновационной деятельности. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих выполнение этих условий, является создание инновационного промышленного холдинга. Успешность функционирования этих механизмов в значительной степени закладывается на этапе их формирования. Предложенные процедуры и методы направлены на повышение обоснованности решений, принимаемых в процессе формирования инновационных интегрированных структур в промышленности.

Литература

1. Гилёва, Т. А. Методические основы оценки инновационного потенциала предприятия / Т. А. Гилёва, М. А. Ахмедов // Проблемы инновационно-инвестиционной деятельности в России: сб. материалов российской науч.-практ. конф. Уфа: БАГСУ, 2005.

2. Лысенко, О. В. Методический инструментарий управления формированием инновационных промышленных объединений: дис. ... канд. экон. наук / О. В. Лысенко. Екатеринбург, 2005.

3. Трифилова, А. А. Управление инновационным развитием предприятия / А. А. Трифилова. М.: Финансы и статистика, 2003.

■к -к -к -к -к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.