Научная статья на тему 'Перспективы развития сферы промышленных услуг'

Перспективы развития сферы промышленных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ УСЛУГИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ / ПАРТНЕРСТВО / INDUSTRIAL SERVICES / INTEGRATED PRODUCTION STRUCTURES / PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамишев Асиф Имамович

В статье дана оценка основным тенденциям и закономерностям российской сферы промышленных услуг, определена необходимость формирования интегрированной производственной структуры, выявлены особенности взаимодействия предпринимательских структур промышленного сервиса, предложен методический подход к выбору поставщика промышленных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамишев Асиф Имамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of industrial services

This article assesses the main tendencies and regularities of a Russian sphere of industrial services, defines the need for the establishment of an integrated production structure, peculiarities of interaction of business structures of industrial services, there is a methodical approach to choosing a supplier of industrial services. Industrial services, integrated production structures, partnership.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития сферы промышленных услуг»

А I

- ^^к А.И. МАМИШЕВ

V ' Асиф Имамович ММШШЕВ — аспирант кафедры экономики и

| управления социальной сферой СПбГЭУ.

] В 2000 г. окончил Санкт-Петербургский университет МВД

11 России.

|.|| Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — экономика сферы услуг.

-Ф- ^ ^

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ УСЛУГ*

В последние полтора десятилетия сфера промышленных услуг развивается высокими темпами, радикально преобразуя многие отрасли и динамично изменяя структурные пропорции. Современные промышленные услуги органично и в разных формах врастают в экономику знаний и инноваций, а традиционная модель реализации промышленных услуг все более весомо и динамично дополняется новой моделью, с высоким потенциалом экономичности, повышения качества сервиса, расширения вариантов потребительского выбора. Многоплановое обновление ряда промышленных услуг диктуется экономическими требованиями и закономерностями, глобальной конкуренцией, осуществляется в русле основных направлений мирохозяйственного развития. Под влиянием прогресса знания усиливается процесс интеграции услуг и материальной сферы. Более интенсивно развивается межотраслевой обмен: затраты на сервис в целом ряде промышленных отраслей приближаются к расходам на сырье или их превосходят, растут инвестиции, внедряются новые технологии [3].

Развитие сферы промышленных услуг обусловлено тенденциями и закономерностями российской промышленности. Так, российская промышленность представлена предприятиями очень разного производственного назначения, позиционирующими свою продукцию на различных рынках и имеющими потребителей разного производственного профиля. В структуре российской промышленности четко выражен сдвиг в направлении новых услуг, в том числе высокотехнологичных, ориентированных преимущественно на потребности производства. В то же время значительны межотраслевые различия в глубине и темпах перемен, уровне технологий, качестве организации, управления и сервиса. Одни отрасли вырвались вперед, другие пребывают в кризисном или застойном состоянии; отчетливо выражен дисбаланс наукоемких и традиционных услуг. При этом к числу наиболее острых проблем следует отнести низкую рентабельность продаж промышленной продукции, критическое отставание по производительности труда, диспропорции в структуре кадров, а также низкую инновационную активность. Отечественная промышленность нуждается в незамедлительной модернизации, повышении эффективности использования имеющегося технологического оборудования, стабилизации финансового положения предприятий, улучшении финансовых условий инвестиционной деятельности.

Эти тенденции были учтены при разработке и утверждении в конце 2012 г. 5 государственных программ. Большой комплекс мер, направленных на изменение этой ситуации, предусмотрен подпрограммой «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности». Существенную поддержку развитию отрасли оказывает постановление Правительства РФ № 56, которое налагает запрет на приобретение предприятиями за счет бюджетных средств импортных станков, если

ГРНТИ 06.71.51 © А.И. Мамишев, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра социоя. наук, проф. 11.11. Сигоеа.

их аналоги производятся в России, что позволит перераспределить в пользу отечественных станкостроителей спрос, генерируемый российским государством в рамках проектов технического перевооружения ряда отраслей [4].

Организационно-экономическая модернизация должна быть направлена на оптимизацию структуры промышленной, научной и финансовой базы производственного сектора, на максимальную капитализацию этого сектора. Причем модернизация должна иметь целью, во-первых, интеграцию существующих предприятий в холдинговые объединения с большим финансовым потенциалом, способные зарабатывать средства, достаточные, в том числе, и для инвестирования в создание капитальных и на-учно-технических заделов, в рост конкурентоспособности до уровня мировых лидеров. Кроме того, модернизация должна быть направлена и на создание вокруг этих холдингов ареала среднего и малого научного, производственного, а также внедренческого бизнеса, условий для его деятельности. Задачей этого бизнеса должна стать адаптация предприятий, не входящих непосредственно в крупные холдинги, но стремящихся участвовать в выполнении их заказов, к растущим технологическим требованиям этих холдингов. Тем самым будет создан механизм диффузии инноваций, создаваемых в крупных объединениях производственного сектора.

Интегрированные производственные системы обязательно должны включать в свой состав: банк (финансовое учреждение); страховую компанию; непосредственно само предприятие или предприятия станкостроения; организацию, проводящую НИОКР продукции станкостроения; металлургическое предприятие, предприятия, оказывающие промышленные услуги. Основной функцией интегрированных производственных систем должна быть не столько продажа, сколько сдача выпускаемых станков и оборудования в аренду отечественным промышленным предприятиям. Процессы интеграции предприятий различных видов деятельности дают синергетический эффект в экономике, который объясняется не только взаимодействием различных предприятий между собой и объединением их потенциальных возможностей для производства сложного продукта в рамках интеграции производственных систем, но и наличием у них собственных интересов и целей [2]. В условиях нарастания конкуренции за счет одного только эффекта управления интегрированными группами предприятия могут добиться заметного промышленного роста даже без привлечения значительных первоначальных инвестиций.

Привлечение к сотрудничеству дополнительных экономических агентов, обеспечивающих эксплуатационный сервис и инновационную поддержку выпускаемого оборудования, способствует росту производства и инвестиций. При этом главным источником преобразований выступают новые информационные технологии, открывшие в сфере промышленных услуг широкое поле деятельности для малого бизнеса, повысив эффективность операций небольшого масштаба и индивидуализированного сервиса.

Однако успешное развитие малого предпринимательства невозможно без участия крупных компаний, которые взаимодействуют с ними в различных сферах деятельности. Расширение доступа среднего бизнеса к закупкам субъектов естественных монополий, инфраструктурных организаций и компаний с государственным участием возможно на основе создания дорожной карты государственной системы поддержки и развития среднего и малого бизнеса. В связи с этим необходимо: разработать программы партнерства между компаниями с государственным участием и средним и малым бизнесом; установить обязательные для исполнения правила и доли участия компаний среднего и малого бизнеса в прямых закупках (товаров, работ, услуг) компаний с государственным участием; создать реестр компаний-партнеров среднего и малого бизнеса (включая инновационные компании), выступающих в качестве контрагентов по прямым контрактам, субподрядчиков по крупным государственным контрактам, а также имеющих приоритетное право на выполнение НИОКР в рамках реализации программ инновационного развития субъектов естественных монополий, инфраструктурных организаций и компаний с государственным участием; ввести персональную ответственность менеджеров компаний с государственным участием за несоблюдение обязательных для исполнения правил участия компаний среднего и малого бизнеса в закупках данных компаний и др.

Наличие длительных устойчивых партнерских взаимодействий является фактором, определяющим стратегию управления компанией, предполагающим определенную реструктуризацию внутрикорпоративных процессов и внешних отношений компании, влияющим на повышение антикризисной устойчивости и конкурентоспособности интегрированной структуры.

От развития конкуренции на рынке промышленных услуг зависит количество вариантов, которые будут рассматриваться высшим менеджментом компании при разработке программ партнерства. Анализ различных российских рынков, предлагающих промышленные услуги, показал, что при усилении позиций организаций промышленного сервиса, расширении комплекса услуг предполагается и рост их стоимости [1]. Однако эти же тенденции должны подталкивать организации к разработке специализированных решений для сохранения своего положения на рынке.

Опыт крупных мировых промышленных компаний показывает, что успешное решение данной проблемы возможно только на основе четко спланированной и выверенной концентрации ресурсов (финансовых, человеческих и информационных) на 6 ключевых направлениях: разработка четкого стратегического видения взаимодействия, ее основных целей, задач, этапов и временных рамок; обеспечение действенного контроля за процессом взаимодействия за счет точного выбора и мотивации руководства для реализации проекта; определение реальных масштабов синергетического эффекта и обеспечение его реализации; стабилизация ключевых кадровых позиций, определение новых лидеров, принципов взаимодействия, а также минимизация потерь ключевого персонала при взаимодействии; разработка детального плана готовности к старту операционной деятельности; управление изменениями и интеграцией бизнес-культур на базе опережающего планирования и жесткой координации внутренних и внешних коммуникаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ларионова O.A. Региональная диверсификация и ее влияние на развитие производства // Организатор производства. 2009. № 4.

2. Пожидаева C.B. Критерии эффективности подрядных отношений промышленной организации и малых предприятий // Технологии управления. 2009. № 1 (13).

3. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 13 июля 2011 г. № 937 «Об утверждении Положения об управлении реализацией подпрограммы "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011-2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. №47.

4. Услуги в современной экономике / отв. ред. Л.С. Демидова, В.Б.Кондратьев. М.: ИМЭМО РАН, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.