ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ланских Е.А., аспирант кафедры менеджмента и мировой экономики Воронежского филиала ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»
Статья посвящена формированию инновационных кластеров в Воронежской области. Автором рассмотрены перспективы развития инновационных кластеров, направления развития инновационной деятельности, участие органов государственной власти в поддержке и развитии инновационных кластеров, создание дополнительных условий, стимулирующих развитие инновационного климата региона.
Ключевые слова: инновационные кластеры, опыт, перспективы.
INNOVATIVE CLUSTERS FORMATION: EXPERIENCE AND PROSPECTS IN THE VORONEZH REGION
Lanskykh E., the post-graduate student, management and the global economy chair, Voronezh branch of State Educational Institution
«Russian State Trade and Economic University»
The article is devoted formation innovative clusters in the Voronezh region. The author considers prospects of developments innovative clusters, directions of development of innovative activity, participation of public authorities in support and development innovative clusters, creation of the additional conditions stimulating development of an innovative climate of region.
Keywords: innovation clusters, experiences and perspectives.
Формирование региональных и межрегиональных инновационных кластеров необходимо в связи с возрастающей значимостью технологического фактора, для повышения конкурентоспособности предприятий и регио-нальных бизнес-систем, эффективной интеграции в мировое социально-экономическое пространство.
Развитие инновационных отраслей промышленности, являющихся приоритетными с точки зрения технического перевооружения и модернизации реального сектора экономики и социальной сферы, выступают главным фактором стабильного повышения конкурентоспособности экономики региона.
Для формирования инновационных кластеров важными составляющими являются научная, научно-техническая, опытно-конструкторская деятельность региона.
В Воронежской области на протяжении многих десятилетий создавались и развивались предприятия наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности: машиностроения, связи, оборонной, электронной промышленности и др., тем самым сформировав благоприятную среду для разработки и внедрения научнотехнических проектов.
Научные и учебные организации располагаются не только в областном центре, но и в районах области, что приближает их к местам реализации прикладных задач и разрешения возникающих в реальной жизни научно-технических проблем (ВНИИСС им. Мазлумова, ВНИИ защиты растений, Россошанская зональная опытная станция садоводства, НИИ СХ ЦЧП им. Докучаева и ряд других) [20].
Для процессов кластерообразования важны: уровень инновационный активности предприятий региона и концентрация инновационно-активных предприятий в отраслях, использующих конкурентные преимущества региона.
Долгосрочной областной целевой программой «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 гг.» были определены объемы и источники финансирования, отдельно по каждому году, таблица 1 [3].
Для более наглядного отображения построим диаграмму 1.
Из вышеприведенных данных можно сделать вывод о том, что на протяжении всего периода реализации Программы большую часть финансовых средств планируется привлечь со стороны внебюджетных источников финансирования.
Таблица 1. Объемы и источники финансирования долгосрочной целевой программы, млн. руб [111.
Источники 2011 2012 2013 2014 2015
федеральный бюджет 255 210,5 188,7 134,9 133,9
областной бюджет 464,23 268 251,4 225,75 233,52
внебюджетные источники 3066,8 604,9 637 630,5 677,9
2015 федеральный бюджет
Рис. 1 Динамика объемов финансирования целевой программы на 2011-2015 гг.
Для развития научно-технической базы область располагает необходимыми интеллектуальными ресурсами. Возможно, проблема заключается в пассивных действиях менеджеров.
Для дальнейшего анализа распространения передовых производственных технологий рассмотрим их число и состав в 2010 году (таблица 2).
По данным, представленным в таблице, можно сделать некоторые выводы об основных тенденциях распространения передовых производственных технологий (ППТ).
Число созданных за 2009 год ППТ равно 12, принципиально новых - 2. Этого количества явно не достаточно для развития инновационного потенциала региона. Основная часть ППТ создана в сфере производства, обработки, сборки (5 из 12).
Уровень защищенности созданных технологий невысокий: патентами обладает всего 4 из 12 ППТ, патентной чистотой - 6.
Данные о развитии инновационных процессов позволяют считать, что, с одной стороны, происходит образование ядер инновационных систем. С другой стороны - эти ядра существуют обособленно от организаций, способных активизировать инновации в производственном секторе области. Таким образом, развитие инновационно-активных организаций, использование конкурентных преимуществ региона в полной мере затруднено.
Существенное значение для управления формированием и развитием инновационных кластеров имеют цели, которые ставят предприятия в процессе инновационной деятельности. Такими целями являются:
- улучшение качества продукции;
- расширение ассортимента продукции;
- создание новых рынков сбыта;
- сохранение традиционных рынков сбыта;
- обеспечение соответствия современным правилам и стандартам;
- рост производственных мощностей;
- повышение гибкости производства и внутреннего коммерческого процесса;
- замена снятой с производства устаревшей продукции;
- сокращение затрат на производство;
- снижение загрязнения окружающей среды.
Одним из важнейших направлений формирования инновационных кластеров является концентрация научного потенциала, финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, реализация которых должна обеспечить решающий вклад в социальное, научно-техническое и промышленное развитие региона.
К настоящему времени в Воронежской области сформирован постоянно пополняющийся «Реестр инновационных проектов и научно-технических разработок». По состоянию на начало текущего года из 400 проектов, за счет собственных средств предприятий, реализуется _|, существенная часть перспективных проектов готова к коммерциализации. Помимо указанного реестра, создан Реестр малых внедренческих предприятий научно-технической сферы (более 100). Около 30 наиболее инновационно-активных предприятий разной организационно-правовой формы вошли в некоммерческое партнерство «Ассоциация инновационно-технологических организаций Воронежской области «Воронежинтех». Результатом сотрудничества ассоциации «Воронежинтех» с Московским Нацио-
Таблица 2. Число созданных передовых производственных технологий в 2009 году
Основные показатели 2009 г. Число созданных Технологий Число созданных технологий, обладающих:
всего из них патентами Патент- ной чисто- той
Новых в стране Принципиально новых На изобретение Л І 1 I I и 1 На промышленный образец
Число созданных передовых технологий -всего 12 10 2 3 1 - 6
Проектирование и инжиниринг: Компьютерное проектирование (КП) и/или выполнение инженерно-консультационных работ 2 2 - - - - 1
Производство, обработка, сборка: 5 5 - 1 - - 4
Отдельно (отдельно стоящее) оборудование (машины) (ЦУ/КЦУ) 2 2 - 1 - - 1
Прочие более сложные роботы, используемые для выполнения точечной и дуговой сварки 2 2 - - - - 2
Прочие более сложные роботы 1 1 - - - - 1
Аппаратура, используемая для осмотра поступающих материалов или осуществления контроля в процессе работы 1 - 1 - - - -
Планирование потребности в материалах и сырье 1 1 - - - - -
Системы супервизор-ного управления и системы сбора и накопления информации 1 - 1 1 - - -
Нанотехнологии 2 2 - 1 1 - 1
нальным агентством технологической поддержки предпринимательства «Интех» стало привлечение в регион новых деловых партнеров и венчурных инвесторов [21].
На базе ассоциации «Воронежинтех» организована работа регионального представительства - «Коучинг-центра» по венчурному предпринимательству Центрального федерального округа «Вен-чур-ЦФО». В его задачи входит создание условий для продвижения малых инновационных компаний Воронежской области к венчурному финансированию, их подготовка и консалтинговое сопровождение, содействие в установлении деловых контактов и привлечении инвестиций [17].
Для стимулирования инновационной деятельности в регионе созданы: «Воронежский межрегиональный центр развития малой авиации», ООО «Межвузовский учебно-консалтинговый инновационный центр», государственное учреждение «Областной инновационный центр «Стратегия», «Воронежский центр Микроэлектроники и Нанотехнологий».
В качестве наиболее перспективных в области определены два инновационных кластера. Первый - инновационный кластер по производству широкого спектра оборудования средств связи на основе стандартов четвертого поколения. Его формирование планируется на базе научно-технического и кадрового потенциала дочерних организаций ОАО «Концерн «Созвездие» в широкой кооперации не только с ведущими отечественными предприятиями, НИИ и КБ, но и с зарубежными партнерами. Проект «Мобильная связь четвертого поколения на базе технологии WiMAX», разработанный ОАО «Концерн «Созвездие», направлен на массовое применение беспроводных общегородских сетей высокоскоростной передачи данных и информации. Такие сети станут эффективным и недорогим решением по предоставлению высокоскоростной связи с существующими сетями общего пользования.
Второе направление - создание кластера по развитию малой авиации.
Авиационная промышленность является отраслью высокотехнологичного сектора экономики. Минпромторговли РФ совместно с Минтрансом РФ ведут разработку концепции и ФЦП «Возрождение и развитие малой авиации России». Реализация мероприятий программы планируется осуществляться в регионах, имеющих значительные научно-технологические заделы и производственные ресурсы для развития малой авиации. В Воронежской области имеется уникальный опыт работы по лизинговой схеме в авиастроении. В настоящее время малой авиации нужны новые подходы по ее поддержке, и Воронежская область могла бы стать полигоном по отработке современных механизмов развития малой авиации. Однако отсутствие скоординированного комплексного подхода к развитию малой авиации области не позволяет в полной мере задействовать имеющиеся ресурсы и наработки.
В 2010 году количество региональных кластеров достигло четырех: авиастроительный (ВАСО и пять предприятий), электромеханика ( ООО НПП «Измерон -В» и двадцать предприятий), радиоэлектроника (ООО «Концерн Созвездие» и пятьдесят пять предприятий), кластер нефтегазохимического машиностроения (ООО ФПК «Космос-Нефть-Газ» и четырнадцать предприятий).
Наиболее крупным является кластер радиоэлектроники. В его состав входят практически все предприятия города, работающие в этой отрасли. Ядро кластера - «Концерн Созвездие» - выпускает свою продукцию и входит в федеральные и целевые программы.
Основные направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также система экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность, были утверждены Президентом РФ 30 марта 2002 г. и одобре-ны Советом безопасности в документе «Основы политики РФ в области развития науки и технологий до 2010 г. и дальнейшую перспективу», в котором были сформулированы приоритетные направления развития науки и техники: новые информационные, космические, авиационные, транспортные технологии, новые материалы, перспективное вооружение и специальная военная техника, производственные технологии, технологии живых систем, экологии и рационального природопользования и энергосберегающие технологии.
Каждое из этих девяти направлений подразделяется на несколько более конкретных, получивших название «Перечень критических технологий РФ». В этом же документе определен двухлетний срок, по истечении которого основные направления и критические технологии подлежат корректировке с учетом изменений в эконо-
мике, развитии промышленности и насущных потребностей страны.
Рассмотрим стадии отбора приоритетных направлений и критических технологий:
1. Анализ тенденций научно-технического прогресса
2. Прогнозирование результатов научно-технической деятельности в регионе
3. Формирование предложений по региональным приоритетам
4. Определение критериев отбора и проведение экспертной оценки
5. Согласование и утверждение.
Утверждение региональных приоритетов является основанием для формирования государственного заказа на исследования и разработки, поддержку инновационной деятельности, на применение других мер государственной поддержки.
Для эффективной кластеризации важное значение имеет инновационная инфраструктура, развитие которой предполагает создание сети организаций, оказывающих консалтинговые, информационные, финансовые и другие виды услуг, направленных на поддержку и развитие инновационной деятель-ности в регионе. В зависимости от объемов спроса на инфраструктурные услуги со стороны научно-технических и производственных комплексов соответствующие функции могут выполнять малые предприятия, созданные на базе действующих научных и образовательных учреждений и специализированные организации, располагающие собственной материальной и кадровой базой.
В состав «Перечня критических технологий Воронежской области» вошли:
- водородная энергетика для транспортных средств;
- авиационная и ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений;
- электронная компонентная база;
- информационно-телекоммуникационные системы;
- экологически чистые источники энергии и новые методы ее преобразования и аккумулирования;
- синтетические каучуки и другие полимеры;
- медицинские и диагностические технологии;
- производство и переработка сельскохозяйственного сырья;
- системы жизнеобеспечения и защиты человека;
- средства связи и электроника;
- снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф;
- системы и установки рационального использования энергоресурсов;
- системы мониторинга и контроля потребляемых энергоресурсов;
- специальное оборудование для железнодорожного и автомобильного транспорта;
- кузнечно-прессовое оборудование;
- оборудование для нефтегазового комплекса;
- мехатронные технологии;
- микросистемная техника;
- мембранные технологии;
- военные технологии.
Приоритетные направления развития научно-технической и инновационной деятельности и перечень критических технологий Воронежской области не является исчерпывающими, их необходимо корректировать в процессе реализации инновационных проектов и развития региональных про-мышленных и научно-технических комплексов.
Существенным недостатком действующей инфраструктуры является также неспособность в большинстве случаев работать самостоятельно, без бюджетной поддержки, что обусловлено, прежде всего, недостаточной подготовкой менеджмента и неразвитым спросом на инновации.
Большое количество инновационных разработок Воронежских предприятий направлено на решение проблемы доступного жилья и оснащения его энергосберегающей бытовой техникой. Имеются уникальные инновационные проекты, заказы на которые поступают из разных стран мира. В их числе создание установки «Кристалл», способной извлекать золото и редкоземельные металлы их заброшенных отвалов и обедненных геологических пластов; проекты, направленные на использование возобновляемых природных источников энергии (солнечной и ветровой энергии).
В плане поддержки формирующихся инновационных кластеров в регионе необходимо рациональное сочетание федеральной и региональной инновационной политики, направленной на развитие предприятий в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития Воронежской области.
При участии ОГУ «Агентство по инновациям и развитию» была разработана, а 29 сентября 2010 года утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы», которая позволит создать условия для широкой инновационной деятельности на территории региона, начиная от информационного обеспечения процесса до стадии серийного производства. Планируется выделение бюджетных средств в размере 190 млн. руб. на реализацию программы, а также привлечение частных инвесторов и внебюджетных средств [16].
Сотрудничество с такими федеральными структурами как «Сколково» и корпорацией «Роснано» позволит укрепить развитие инновационного направления, создать в области порядка 100 инновационных предприятий. Кроме того, в рамках программы предполагается реализовать 20 системообразующих проектов с суммарной капитализацией около 1 млрд. рублей, что позволит создать 1300 новых рабочих мест. По предварительным оценкам разработчиков, социальный эффект от реализации программы составит более 3 млрд. рублей.
В настоящее время в правительстве области разработаны комплексный проект создания наноиндустрии в регионе и подпрограмма «Развитие нанотехнологий и наноиндустрии в Воронежской области на 2009 - 2012 годы». Область подала в Госкорпорацию «Роснанотех» заявок на сумму более 7 млрд. рублей.
В ходе реализации подпрограммы задействованы двадцать проектов в области наноиндустрии, на стадии разработки Воронежским государственным университетом находится тридцать инновационных проектов.
Промышленные предприятия в сфере нанотехнологий наибольшее внимание уделяют разработкам по направлениям: термоэлектричество, разработка элементной базы на нитевидных нанокристаллах кремния и др. Создаются малые инновационные предприятия, специализирующиеся в сфере развития нанотехнологий.
По данным Воронежстат наибольший рост инвестиционной активности зафиксирован в сфере производства пищевых продуктов, включая напитки и табак (в 2,9 раза), металлургического производства (в 2,5 раза) и производства прочих неметаллических минеральных продуктов (в 18,8 раза). Кроме того, рост показателя в строительстве составил 44,7%, гостиничном и ресторанном бизнесе - 1,7 раз, настолько же увеличился показатель в оптовой и розничной торговле [11].
Реализация инновационных проектов в настоящий период, при отсутствии базовых производств в регионе, возможна только при создании центров передовых исследований, совместных испытательных центров, научных и технологических парков, затраты на создание которых окупаются не сразу.
Динамично развивающимся сектором экономики является малый бизнес, который демонстрирует высокие тепы роста производства товаров и услуг. Со стороны государственных органов власти осуществляется поддержка представителей малого бизнеса с помощью правовых, организационных и финансовых механизмов.
В рамках взаимодействия с Минэкономразвития России Воронежская область принимала участие в 5 конкурсах среди субъектов РФ, по итогам которых для финансирования малого бизнеса в областной бюджет поступило 119 млн.руб. федеральных субсидий, в том числе 70 млн.руб. на создание Фонда содействия венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Воронежской области, 16 млн. руб. на создание трех бизнес-инкубаторов, 16,5 млн. руб. на развитие системы гарантийного обеспечения обязательств субъектов малого предпринимательства, финансируемых банками, 14,5 млн. руб. на развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги) на экспорт [3].
Одним из наиболее важных направлений поддержки со стороны органов региональной власти является расширение доступа предпринимателей к финансово-кредитной поддержке путем совершенствования механизмов ее предоставления:
- создание гарантийных фондов для малого предпринимательства за счет средств областного бюджета и частных инвесторов для предоставления гарантий за субъекты малого предпринимательства по кредитам, которые им предоставляют банки;
- финансирование поддержки развития кредитных потребительских кооперативов через субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным кредитными потребительскими кооперативами граждан с целью предоставления членам кооперативов, являющихся субъектами малого предпринимательства, для осуществления предпринимательской деятельности;
- субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, привлекаемых субъектами малого предпринимательства для финансирования инвестиционных проектов в производственной сфере;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса через субсидирование части, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным субъектами малого предпринимательства, производящим товары, работы, услуги для экспорта и оплатой услуг по выполнению необходимых требований законодательства РФ и страны импортера, являющихся необходимыми для экспорта продукции.
Таким образом, в Воронежской области сформировалась совокупность факторов, благоприятных для инновационного развития. В их числе: высокая концентрация в структуре населения лиц с высшим образованием, развитая научная инфраструктура, возможность применения разработок на предприятиях города и области. В связи с этим усилия органов власти и управления региона должны быть направлены, прежде всего, на изменение институциональных, организационных и финансовых условий формирования инновационных кластеров.
Литература:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «№ 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»/ [Электронный ресурс] режим доступа: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/
2. Приказ Минэкономразвития России № 277 от 16.07.2009 «О создании Межведомственной рабочей группы по выработке государственной политики в сфере развития предпринимательской деятельности в территориальных кластерах»/ [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ innovations/development/doc1248779251178
3. Воронежская область Закон «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» №132-03 от 02.12.2010
4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19 Электронный ресурс] режим доступа: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations
5. Владимиров Ю.Л., Третьяк В.П. О классификациях кластеров предприятий/ РИЭПП, 2009 Электронный ресурс] режим доступа:
http://.0www.riep.ru/ works/almanach/0007/almanach0007_072-086...
6. Михеев А.А. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов /Проблемы современной экономики. - 2008. -№3(27) [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=24507
7. Родионова Л.Н., Хайрулин Р.Ф. Кластеры как форма интеграции инвестиционных ресурсов/ [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.ogbus.ru/authors/Rodionova/Rodionova_4.pdf
8. Пятинкин С.Ф., Быкова Т.П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт [Текст]/ С.Ф. Пятинкин, Т.П. Быкова. - Минск: Тесей, 2008. - 72 с.
9. Пилипенко И.В. Кластерная политика в России/ Общество и экономика, 2007, №8, с.53-54
10. Проект стратегии социально-экономического развития ЦФО на период до 2020 года [Электронный ресурс]: режим доступа www.minregion.ru/upload/02_dtp/110113_c.doc
11. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области Краткосрочные экономические показатели за январь-февраль 2011года/Статистичес-кий бюллетень.- Воронеж, 2010.- 16 с.
12. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.council.gov.ru/journalsf/cat3/ journal14/2008/number238.html
13. Бершатская Е., Орищенко Д. Воронежская область начала охоту на промышленные кластеры [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.abireg.ru/index.php?idnews=12602&newscat=15
14. Симонова Л.М. Конкуренция регионов в условиях глобализации: кластерный подход [Текст]// Л.М. Симонова Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - №4. - с. 240-24б
16. В Воронеже открыт первый в России бизнес-инкубатор «Авиационный» [Электронный ресурс]: режим доступа http:// marsiada.ru/374/aircraft_building/2192/
17. Агентство по инновациям и развитию Инновационная инфраструктура Воронежской области [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.innoros.ru/infrastructure
18. Российское образование Федеральный портал В Воронеже открыт межвузовский бизнес-инкубатор [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.jurnal.org/articles/2008/ekon30.html
19. Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.cfin.ru/consulting/catalog/cards/536.shtml
20. Наука и инновации в регионах России Воронежская область [Электронный ресурс]: режим доступа http://regions.extech.ru/ regions/region_info1.php?id=36
21. Роль бизнес-инкубаторов в инфраструктуре поддержки малого инновационного бизнеса регионов [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.jurnal.org/articles/2008/ekon30.html
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Мешалкин В.П., член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор,
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева,
Белозерский А.Ю., к.э.н., доцент, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева
В статье проанализированы особенности функционирования промышленных предприятий с точки зрения процесса возникновения и
развития рисковой ситуации. Показана необходимость применения математического аппарата для реализации отдельных этапов управления рисками и способ его внедрения в интегрированную системы риск-менеджмента.
Ключевые слова: промышленное предприятие; управление рисками; нечетка логика; методика управления
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF A COMPREHENSIVE RISK MANAGEMENT SYSTEM OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE
Meshalkin V., Corresponding Member of RAS, Doctor of Technical Sciences, Professor,
Mendeleev Russian Chemical-Technological University,
Belozersky A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Mendeleev Russian Chemical-Technological University
The paper analyzes the characteristics of the functioning of industrial enterprises in terms of the emergence and development of the risk situation. The necessity of application of mathematical tools for the implementation of certain phases of risk management and how it is implementing an integrated risk management system.
Keywords: enterprise; risk management; fuzzy logic; control method
В настоящее время, когда промышленный сектор экономики страны находится в состоянии ликвидации негативных последствий мирового финансового кризиса, увеличивается актуальность вопросов, связанных с обеспечением устойчивости, платежеспособности и надежности промышленных предприятий, что напрямую зависит от уровня рисков в организации. Современные условия хозяйствования любого промышленного предприятия характеризуются нестабильностью внешней и внутренней среды, отсутствием полной информации о сфере деятельности, наличием противоборствующих тенденций, а также элементами случайности. В связи с этим подавляющее большинство управленческих решений принимается в условиях неопределенности и риска.
Неопределенность и риск играют важную роль в функционировании промышленного предприятия. Воздействие рисков на деятельность предприятия приводит к снижению его экономической эффективности, включая ухудшение финансового состояния, сбытовых возможностей, снижение способности отвечать по своим обязательствам. Таким образом, интеграция управления рисками в систему корпоративного управления предприятием, то есть переход к использованию риск-ориентированного менеджмента, является следующим эволюционным этапов развития предприятия, который возникает в ответ на постоянное возрастание технологической сложности бизнес-процессов и ужесточение конкурентной борьбы.
Исследование современных концепций и методологии управления рисками промышленных предприятий показало, что существующий методический аппарат управления рисками в промышленности наиболее полно ориентирован на принятие решений в ситуациях, когда возможна статистическая оценка вероятности возможных исходов реализации решений. Хорошо известны методы «дерева решений», «платежной матрицы», различные игровые модели и т.д. Однако практика функционирования отечественной промышленности показывает, что наиболее часто решения по разви-
тию предприятий принимаются в условиях отсутствия статистической информации о возможности реализации риска. В данной ситуации снизить степень неопределенности при принятии решений позволяет использование экспертной информации, которая дает возможность оценить при помощи порядковых ранговых шкал возможность наступления рисковых ситуаций, степень влияние факторов риска различной природы на целевые показатели деятельности предприятий, а также выявить наиболее значимые факторы риска. В тоже время, известные экспертные методы анализа рисков не позволяют в полной мере использовать хорошо проработанный аппарат статистического моделирования рисковых ситуаций, что снижает гибкость разрабатываемого на их основе алгоритмического и программного обеспечения современных АСУП. Это, в свою очередь, снижает обоснованность принимаемых решений по управлению промышленными предприятиями.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что высокоэффективная система управления рисками должна опираться на использование развитого математического аппарата, позволяющего обрабатывать экспертную и статистическую информацию, интегрированного с классическими инструментами управления, адаптированными под решения указанных задач. Одна из возможностей построения такой системы риск-менеджмента представлена на рисунке 1.
Использование математического аппарата является актуальным по следующим основным причинам. Управление рисками представляет собой одну из основных современных концепций управления сложными системами и процессами. Использование данной концепции обосновано большими размерами и сложностью управляемой (разрабатываемой) системы, неясными и изменяющимися требованиями. Это во многом субъективный процесс, в ходе которого учитываются не только количественные показатели, но и показатели, плохо поддающиеся формализации. В условиях возрастания сложности процессов основные задачи управления рисками не мо-