Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/
Том 9, №4 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-4.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/38EVN417.pdf
Статья опубликована 13.08.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Райхлина А.В. Формирование инновационной среды региона как важнейшее условие эффективной инновационной деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №4 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/38EVN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 338.1
Райхлина Анна Владимировна
ФГОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Филиал в г. Ярославль, Россия, Ярославль1 Доцент кафедры «Менеджмента и маркетинга» Кандидат экономических наук E-mail: raihlina@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=669745
Формирование инновационной среды региона как важнейшее условие эффективной инновационной деятельности
Аннотация. Инновационная среда региона - это совокупность сложившихся за определенное время условий, обуславливающих его инновационное развитие. В статье раскрывается сущность понятия «инновационная среда» с точки зрения различных научных подходов: системного, ресурсного, институционального, сетевого и других. Дифференцируются понятия «инновационная среда», «региональная инновационная система», «инновационный климат», «инновационный потенциал». Согласно теории «тройной спирали» предлагается рассматривать инновационную среду региона как сочетание корпоративной, образовательной и институциональной инновационной сред, определяющих осуществление эффективной инновационной деятельности на его территории. Автором представлен механизм формирования инновационной среды региона через синергию различных инновационных экосистем. Успешная инновационная экосистема за счет разветвленных внутренних коммуникаций обеспечивает последовательное, неразрывное превращение идеи в инновацию: поток результатов исследований, личных связей, компетенций членов сообщества системы являются своего рода ресурсами, которые объединены в сеть взаимодействия, обеспечивающую процесс коммерциализации инноваций. Подчеркивается значение инновационной среды региона для создания «человека инновационного» - субъекта экономики знаний, который готов постоянно самообучаться, быть мобильным и географически, и ментально, обладать стремлением к новому, креативностью, умением работать в команде и другими компетенциями, востребованными для инновационного развития региона.
Ключевые слова: инновационная среда; инновационное развитие; инновационная система; инновационный потенциал; инновационный климат; инновационная деятельность; экосистема инноваций; синергия; сетевое взаимодействие
1 150023, г. Ярославль, ул. Б. Полянки, д. 3
Инновационное развитие региона, т. е. построение региональной экономики по инновационному типу, предполагает наличие ряда внутренних и внешних условий или соответствующей инновационной среды. При этом содержание понятия «инновационная среда» продолжает дискутироваться.
В широком научном смысле среда понимается как совокупность условий жизнедеятельности субъекта, как социального, так и природного характера. В менеджменте среда компании (внешняя и внутренняя) трактуется как комплекс воздействующих на нее факторов. В педагогике окружающая человека среда рассматривается в качестве «естественной стихии учения и воспитания». В общественных науках выделяют материальную, социальную, духовную среду [1].
Категория «инновационная среда» в настоящее время достаточно активно разрабатывается отечественными исследователями с точки зрения различных методологических подходов. Так, А. А. Нестеров подчеркивает, что инновационная среда территории представляет собой систему, которая включает несколько подсистем, в том числе исследовательскую и образовательную, инновационных предприятий и организаций, институционального и политического обеспечения, сферы инвестиционного обслуживания и других [2].
При системном подходе дефиниция «инновационная среда» во многом приближается к концепции национальной инновационной системы (НИС), сформированной Б.-А. Лундваллом, К. Фримэном, Р. Нельсоном, П. Пателлом, К. Павиттом и С. Меткальфом на рубеже 1980-90-х годов [3]. Традиционно НИС рассматривается как комплекс, образуемый четырьмя подсистемами: государством, исследовательским и предпринимательским секторами, а также инновационной инфраструктурой (рис. 1).
Концепция национальных, а позднее и региональных инновационных систем основана на идее о том, что технологический успех компаний является ключом к повышению конкурентоспособности территории, и возможности управления этими процессами со стороны государства. Она позволяет оценить степень инновационного развития региона и определить тормозящие его «узкие места». Тем не менее иерархичность составных элементов модели и линейность их взаимосвязей не отражает современных процессов, происходящих в инновационной сфере. Построение инновационной системы в каждом регионе имеет свои отличительные черты, которые определяются промышленным потенциалом, параметрами спроса, наличием образовательных центров, культурными и историческими традициями, т. е. некими социально-экономическими условиями, сложившимися на той или иной территории.
Рисунок 1. Структура национальной инновационной системы (составлено автором)
Т. Е Шишкова выделяет следующие элементные составляющие инновационной среды региона: административный ресурс, интеллектуальные ресурсы региона и человеческий капитал, региональная инновационная инфраструктура, производственно-технологический ресурс [4].
На наш взгляд, с позиций ресурсного подхода, т. е. через совокупность различных видов ресурсов, используемых для осуществления инновационной деятельности, более целесообразно формулировать понятие инновационного потенциала объекта (государства, региона, отрасли, компании). Объем и качество имеющихся ресурсов - материальных, интеллектуальных, информационных и т. д. - обуславливают потенциальные возможности экономический системы по трансформации полученных результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт с целью удовлетворения возникающих на рынке потребностей.
Однако инновационный потенциал региона нельзя рассматривать как простую
2
совокупность имеющихся ресурсов для осуществления инновационной деятельности . Необходимо принимать во внимание и эффективность их использования. Поэтому на сегодняшний день наиболее актуален ресурсно-результативный подход к определению инновационного потенциала, учитывающий:
1. располагаемые ресурсы (Innovation Input);
2. достигнутые практические результаты (Innovation Output).
2 Согласно Федеральному закону «О науке и государственной научно -технической политике» от 23 августа 1996 года №127-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 254-ФЗ) инновационная деятельность -деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. - http://www. го nsultant. ш.
Таким образом, инновационный потенциал характеризует тот максимальный объем инновационной продукции, который возможен при полном задействовании имеющихся ресурсов [5].
В работе В. М. Трофимова справедливо отмечается смешение понятий «инновационная среда» и «инновационный климат», имеющее место в экономической науке [6]. Автор на основе сравнительного подхода приходит к выводу о том, что различие между этими категориями можно проследить из классической (биологической) их трактовки, и инновационный климат следует понимать как-то ли иное состояние инновационной среды в определенный момент времени на локальной территории. Иными словами, инновационный климат - это совокупность внешних факторов, содействующих или противодействующих достижению инновационных целей. В то же время широко известны такие понятия как «организационная среда», «обучающая среда», «творческая среда», которые соотносятся с ближайшим окружением субъекта и оказывают определяющее воздействие на степень его инновационной активности.
Ряд исследователей сходятся во мнении о том, что наиболее полное понимание инновационной среды позволяет обеспечить применение институционального подхода. Данный тезис иллюстрируется диалектической взаимообусловленностью развития инноваций и институтов в экономике: с одной стороны, разработка и реализация инноваций является следствием усилий формальных и неформальных институтов, с другой - появление инноваций меняет характер их взаимодействия [7]. Институциональный подход придает инновационной среде значение комплекса инструментов, механизмов, методов, правил взаимоотношений участников инновационных процессов с включением различных институтов, ответственных за их формирование и исполнение [8]. При этом не совсем ясным остается вопрос о причинах достаточно низкого количества инновационно-активных предприятий в нашей стране (около 10 % от общего числа предприятий по сравнению с 60 % в Западной Европе): является ли этот факт следствием неразвитости соответствующих институтов или порядка их взаимодействия в инновационной деятельности.
Коммуникационный аспект инновационной среды подчеркивают в своем определении Ю. А. Кармышев и Н. В. Иванова, по мнению которых она представляет собой «взаимодействие внешнего окружения региона (мега-, макро- и мезоуровни) и региональной инновационной системы, обусловленное совокупностью динамично развивающихся экономических, финансовых и управленческих отношений, формирующих инновационное поведение субъектов хозяйствования и конкурентоспособное инновационное развитие региона в целом» [9]. Следовательно, наличие инновационной среды можно проследить по установлению эффективных взаимосвязей инноваторов, инвесторов, продуцентов инноваций и организаций инновационной инфраструктуры, включая институты развития, в процессе инновационной деятельности.
Повсеместное распространение ИКТ и выстраиваемые с помощью Интернет мгновенные прямые взаимосвязи между субъектами устойчиво закрепили понятие «виртуальная среда» и нашли выражение в предложенной П. Глуром модели сетевых инноваций, когда они создаются участниками различных сообществ в процессе совместной коллаборационной деятельности (collaborative innovation networks) [10]. Коллаборация (co-laboratorium) - высшая интерактивная форма кооперации, «колаборатория», в процессе которой автономные игроки вырабатывают единые формальные и неформальные правила для решения общих задач. Важнейшей функцией, выполняемой интернет-сообществами для развития инновационной деятельности, является привлечение к решению задач организации неограниченного круга интернет-пользователей и их информационных ресурсов. Вместе с тем, при всем понимании того, какую значимую роль играют сегодня ИКТ, инновационную среду региона нельзя ограничивать только виртуальным пространством.
Многообразие трактовок объединяет единое видение сущности инновационной среды как совокупности элементов (подсистем, ресурсов, институтов, участников сети - в зависимости от используемой авторами методологии), способствующих активизации инновационной деятельности и на этой основе инновационному развитию территории. Соответственно, инновационная активность, демонстрируемая организациями региона, может рассматриваться как признак их продуктивной инновационной среды.
В современной научной литературе категория «инновационная активность» рассматривается с различных точек зрения. С точки зрения поведенческого подхода - это отношение хозяйствующего субъекта к осуществлению инновационной деятельности (ее темпы, объемы, многообразие). Маркетинговый подход трактует инновационную активность как творческую энергию производителя, направленную на внедрение новшеств, востребованных потребителями. В проектном подходе под инновационной активностью понимается отношение количества реализованных инновационных проектов к их общему числу в портфеле компании [11].
В России для ведения статистического учета инновационно активными признаются предприятия, которые в течение отчетного периода осуществляли затраты на исследования и разработки, а также проводили технологические инновации (разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды инновационной деятельности). Так, по данным статистического ежегодника, в Ярославской области в 2015 году инновационно активными была признана 51 организация или 8,7 % от общего числа обследованных организаций [12]. В основном это учреждения образования и корпоративный сектор. Таким образом, мы можем говорить о наличии в регионе образовательной инновационной среды и корпоративной инновационной среды.
Инновационная образовательная среда, формируемая преподавателями, учениками, администрацией в учреждениях образования всех уровней, по мнению исследователей, призвана оптимизировать инновационный потенциал личности, необходимый для генерирования новых идей, создания новых продуктов, технологий, осуществления фундаментальных и прикладных исследований, т. е. стимулировать готовность к инновационной деятельности в профессиональной сфере. Инновационная образовательная среда обеспечивает формирование инновационных компетенций; приобретение личного опыта участия в разработке, распространении и внедрении инноваций; расширение возможностей самообразования; интеграцию научной и деловой активности в области инноваций; участие в практической реализации перспективных инновационных проектов [13].
Развитию инновационной среды способствуют новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в которых предусматривается необходимость перехода к компетентностно-деятельностному подходу, что создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. Немаловажную роль для формирования образовательной инновационной среды играет поддержка государством электронного и смарт-образования [14]. Таким образом, инновационная образовательная среда складывается в том числе и при воздействии определенных институциональных условий.
Корпоративную инновационную среду мы рассматриваем как тип состояния внутренней среды предприятий региона, который располагает к раскрытию способностей сотрудников и активизации на этой основе инновационной деятельности. Корпоративная инновационная среда формируется под воздействием инновационной корпоративной культуры. Корпоративная культура - это совокупность правил поведения, традиций, внешних атрибутов и внутренних ценностей, разделяемых всеми членами организации. Успех хорошо изученных
на данный момент крупных международных инновационных компаний во многом обусловлен особенностями их культуры, всеобъемлющей атмосферой, благоприятной для генерации новых идей, которая подкрепляется на уровне корпоративных ценностей и правил поведения (табл. 1).
Механизмом формирования инновационной корпоративной культуры является искренняя заинтересованность руководства компании в осуществлении инновационной деятельности. Корпоративная культура воспринимается сотрудниками на трех уровнях: внешнем, внутреннем и глубинном, когда происходит неосознанная трансформация личных качеств в соответствии с параметрами, поощряемыми в организации. Разделяемая на всех трех уровнях инновационная корпоративная культура представляет собой значимый нематериальный актив, поскольку способна естественным образом обеспечивать преемственность организационных принципов и эффективно заменять формальное администрирование.
Таблица 1
Особенности инновационной корпоративной культуры
Аспект организационной культуры Параметры
Принятые правила поведения - доверие и уважение к идеям и стремлениям коллег, радость за их успех; - инициативность посредством внесения предложений по улучшению бизнес-процессов, результативности инноваций; - стремление к лидерству в профессии, повышению мастерства; - поддержание эффективных коммуникаций между бизнес-единицами.
Транслируемые ценности - вовлеченность в инновационный процесс (инновационная активность, инновационная восприимчивость, готовность к созданию инноваций); - стремление к развитию организации и самосовершенствованию; - лояльность к переменам, готовность занять активную позицию.
Поощряемые личные качества - готовность взять на себя ответственность; - эмоциональный интеллект (позитивный настрой, свои эпизоды успеха); - умение эффективно работать в команде; - приверженность «корпоративной религии».
Стандарты общения с клиентами - выполнение обещаний, данных работниками организации клиентам; - удовлетворение жалоб клиентов; - вовлечение клиентов в разработку новых продуктов.
Обязательные моменты в работе руководителей - открытая поддержка исследователей, раскрытие их творческого начала; - гибкость мышления (способность изменить собственную точку зрения); - умение слушать и находить консенсус разных позиций; - навыки командообразования; - развитие обучающей среды.
Составлено автором
Корпоративная инновационная среда также не может существовать изолировано. Она развивается под воздействием институтов - относительно устойчивых комплексов формальных и неформальных правил, принципов, установок, определяющих особенности социально-экономических отношений. Институциональные условия проявляются и реализуются на формальном уровне в виде правового регулирования и в неформальном виде - норм поведения, обычаев, традиций, исторически устойчивой системы ценностей, сложившейся в регионе и т. д.
Институциональные условия могут быть напрямую связаны со стимулированием инновационной деятельности компаний (поддержка свободной конкуренции, диверсификация экономики) или носить ограничивающий характер. Так, мировой опыт доказывает эффективность такого института, как техническое регулирование: совершенствование национальных стандартов качества ведет к тому, что применение устаревших технологий становится невыгодным для компаний по сравнению с внедрением инноваций. Отдельным направлением применения ограничений как активизирующего инновационную деятельность фактора является ужесточение требования по энергоэффективности и энергосбережению. В плане реализации государственной инновационной политики большое значение имеет развитие института межведомственного взаимодействия, благодаря которому происходит координация и согласование усилий различных государственных, муниципальных, ведомственных инфраструктурных, финансовых учреждений по поддержке и продвижению приоритетных инновационных проектов.
Таким образом, региональная инновационная среда формируется как взаимодействие трех компонентов (рис. 2).
Рисунок 2. Модель формирования инновационной среды региона (составлено автором)
Эта триада, согласующаяся с моделью «тройной спирали» Ицковица-Лейдесдорфа, выступает важнейшим условием эффективной инновационной деятельности в регионе. Тройная спираль считается универсальной моделью коллаборации, поскольку она формирует механизм саморазвития сложных нелинейных систем любого уровня, основанный на резонансном взаимодействии трех ключевых подсистем. Вытесняя традиционный иерархичный механизм управления из единого центра, эта модель определяет устройство современной инновационной экономики [15].
На пересечении инновационных сред генерируются новые знания, которые распространяется в ходе коммуникаций между участниками инновационной деятельности (акторами), что придает системе целостность и динамическую устойчивость. Чем лучше развито их сетевое взаимодействие, тем больше реализуется коммуникационный ресурс, тем выше инновационный потенциал региональной экономики и тем шире ее возможности для устойчивого инновационного саморазвития.
На сегодняшний день одной из актуальных форм инновационного взаимодействия признаны инновационные экосистемы. Понятие инновационной экосистемы (innovation ecosystem) было предложено Чарльзом В. Весснером в 2004 году. Инновационная экосистема является сетевым сообществом, члены которого комбинируют свои ресурсы на взаимовыгодных условиях для достижения инновационного результата. В трактовке российской венчурной компании (РВК) инновационная экосистема - это сеть венчурных инвесторов, экспертных сообществ, научно-исследовательских учреждений, университетов, акселераторов и других инфраструктурных организаций, ключевой показатель эффективности которой - коммерческий результат в виде инновационных сделок [16]. Успешная инновационная экосистема за счет разветвленных внутренних коммуникаций обеспечивает последовательное, неразрывное превращение идеи в инновацию: поток результатов исследований, личных связей, компетенций членов сообщества системы являются своего рода ресурсами, которые объединены в сеть взаимодействия, обеспечивающую процесс коммерциализации инноваций. Иными словами, сегодня для построения инновационной модели роста экономике региона нужна эффективная горизонтальная сеть коммуникаций (рис. 3).
Рисунок 3. Участники инновационной экосистемы (составлено автором)
Инновационная экосистема по сути представляет собой живой социальный организм, подверженный непрерывной изменчивости под влиянием новых мотиваций участников и внешних обстоятельств, что генерирует процессы самоорганизации и саморазвития ее элементов, так характерных для экосистем живой природы и главным образом обуславливающих их устойчивость. Инновационные экосистемы - это объединения заинтересантов, которые готовы поделиться имеющимися у них ресурсами (знаниями,
компетенциями, временем и т. д.) для того, чтобы стать частью чего-то нового, внести свой вклад в приближение будущего. Ярким примером такого сообщества является «Форсайт Флот» - мероприятие Агентства стратегических инициатив по разработке «дорожных карт» реализации Национальной технологической инициативы, в котором приняли участие свыше 600 человек - технологических предпринимателей, венчурных инвесторов, ученых, представителей вузов и институтов развития, общественных объединений и органов исполнительной власти [17]. Примером формирующейся в инновационной среде экосистемы является центр «Сколково», в котором территориальная инфраструктура и механизмы взаимодействия субъектов направлены на формирование благоприятных условий для протекания инновационных процессов в едином локационном и информационном пространстве центра [18].
Инновационная среда - это совокупность сложившихся за определенное время условий, содействующих или противодействующих цели инновационной экосистемы. Она включает природно-географические особенности, близость или удаленность от крупных инновационных центров, скорость генерации и распространения знаний, предпринимательскую и инновационную культуру, социальный статус исследователя, открытость новым знаниям или сопротивление инновациям, ценностно-мировоззренческие и иные компоненты. Инновационная среда порождает человека инновационного (homo innovaticus) - субъекта инновационной экосистемы, который готов постоянно самообучаться, быть мобильным и географически, и ментально, одновременно обладать стремлением к новому и критическиму мышлению, готовностью к разумному риску, креативностью и предприимчивостью, умением работать в команде и самостоятельно. Разветвленные сети коммуникаций способствуют самообразованию множества экосистем, совокупность которых формирует инновационный ландшафт региона, где на базе переплетения инновационных сред зарождаются и циркулируют потоки новых знаний. На региональном уровне, на основе существующих там сетей неформальных контактов и общих интересов, объединяющих различные организации и местные власти, как правило, удается достичь существенно более тесного и гармоничного взаимодействия, необходимого сопряжения образовательной, институционной и корпоративной инновационных сред, что является ключевым условием успешного трансфера новшеств в рамках инновационного цикла до конечных потребителей. Глубокие знания характерных для данной территории особенностей, возможность непосредственного контакта и влияния на деятельность основных субъектов и институтов инновационного развития региона позволяют администрации региона разрабатывать и принимать управленческие решения, учитывающие местную специфику, что, очевидно, способно существенно активизировать процесс инновационного развития региональной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Патутина Н. А. Социально-педагогические характеристики инновационной среды компании // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2014. - №5 (24). - С. 170.
2. Нестеров А. А. Инновационная среда экономических систем: структура, оценка и управление // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - №9 (45). - С. 37.
3. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент: учебник. - М.: Юрайт, 2017. -326 с.
4. Шишкова Т. Е. Сущностная основа понятия «инновационная среда»: ее основные составляющие и направления развития // ИнноЦентр. - 2014. №2 (3). - С. 83-88.
5. Ткачева М. А. Инновационный потенциал - основа стратегического развитие отрасли и обеспечения ее конкурентоспособности // Экономка и управление: проблемы, решения. - 2017. - Т.2. - №3. - С. 39-45.
6. Трофимов В. М. К вопросу о понятиях «инновационная среда» и «инновационный климат» в современной экономической науке // Baikal Research Journal. - 2011. - № 6. - С. 5.
7. Вахрушев Д. С. Инновационная среда как значимый фактор формирования инновационной экономики: институциональный подход // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2015. - № 1. - С. 5-8.
8. Горюнова Л. А. Инновационная институциональная среда как фактор устойчивости территориального развития // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - Вып. 2а. - С. 21-25.
9. Кармышев Ю. А., Иванова Н. В. Категории «регион» и «инновационная среда региона»: научные подходы к пониманию сущности и содержания // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - Т. 10. - №7. - С. 41-47.
10. P. A. Gloor. Swarm Creativity: Competitive Advantage through Collaborative Innovation Networks. New York: Oxford University Press, 2006.
11. Ноговицына О. С. Инновационная активность: сущность и роль в поддержании устойчивости хозяйствующих субъектов // Экономика, социология и право. -2014. - №2. - С. 59-62.
12. Ярославская область 2016: статистический сборник-ежегодник / Под ред. В. А. Ваганова. - Ярославль: Ярославльстат, 2016. - 462 с.
13. Эркенова А. В., Урусова З. М. Современные подходы к определению сущности инновационной образовательной среды вуза // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-6. - С. 233-241.
14. Райхлина А. В. Развитие смарт-образования как элемента построения экономики знаний в регионе // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - №5. - С. 199-204.
15. Смородинская Н. В. Сетевые инновационные экосистемы и их роль в динамизации экономического роста // Инновации. - 2014. - №7. - С. 27-33.
16. Развитие инновационных экосистем вузов и научных центров // РВК. URL: http://www.rvc.ru/upload/iblock/06b/Innovation_ecosystem_analytical_report.pdf.
17. Национальная технологическая инициатива // АСИ. URL: http://asi.ru/nti/.
18. О Фонде «Сколково» // Сколково. URL: http://sk.ru/foundation/about/.
Raikhlina Anna Vladimirovna
Plekhanov Russian university of economics Yaroslavl branch, Russia, Yaroslavl E-mail: raihlina@yandex.ru
Forming of region innovation environment as the key factor of effective innovative activity
Abstract. Region innovative environment is a set of prevailing conditions that determine region innovative development. The article reveals the essence of the concept "innovative environment" with the different scientific approaches (system approach, resource approach, institutional approach, network approach and others). The author differentiates the concepts "innovative environment "region innovation system", "innovation climate", "innovative potential". According to the "triple helix" theory she offers to consider region innovation environment as a combination of corporate, educational and institutional innovation environments, which lead effective innovative activity on the territory. The author presents the mechanism that helps forming region innovation environment through synergy of various innovation ecosystems. Due to its extensive internal communications, the successful innovation ecosystem ensures consistent and continuous transformation of ideas into innovations. The flow of research results, personal connections and community members' competencies are resources united in a network which provides the innovation commercialization process. The article stresses the importance of region innovation environment for "homo innovaticus" creation. The term means a subject of knowledge economy who has a need for self-study, geographical and mental mobility, desire for new, creativity, ability to a team work and other competencies required in region innovative development.
Keywords: innovation environment; innovation development; innovation system; innovation climate; innovative potential; innovative activity; ecosystem of innovations; synergy; networking