Научная статья на тему 'Формирование инновационной политики государства: региональный факторный подход'

Формирование инновационной политики государства: региональный факторный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / INNOVATIVE POLICY / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS / INNOVATIONS / INNOVATIVE CLUSTERS / TAX STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полиди Александр Анатольевич, Степанов Артем Валерьевич

Статья посвящена выявлению эффективных методов стимулирования инноваций на основе анализа трудов отечественных и зарубежных ученых, данных статистической отчетности. В результате исследования авторами сделан вывод, что для поддержки инноваций наиболее эффективны создание инновационных кластеров и налоговое стимулирование инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the innovative policy of the state: the regional factorial approach

The article is devoted to the revealing of effective methods of stimulation of innovations on the basis of the analysis of works of domestic and foreign scientists and statistics data. As a result of the research the conclusion has been drawn that creation of innovative clusters and tax stimulation of innovations are the most effective for the support of innovations.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной политики государства: региональный факторный подход»

УДК 338.2 ББК 65.9(2)

П-50

Полиди Александр Анатольевич, доктор экономических наук, профессор кафедры налогообложения и инфраструктуры бизнеса факультета экономики, управления и бизнеса Кубанского государственного технологического университета, т.:(988)2429222, e-mail: apolidi@mail. ru;

Степанов Артем Валерьевич, старший преподаватель кафедры финансов, кредита и бухгалтерского учета Института современных технологий и экономики, т.: (861)2395555, (918)9431476, e-mail: steyart68@,mail. ru.

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОРНЫЙ ПОДХОД

(рецензирована)

Статья посвящена выявлению эффективных методов стимулирования инноваций на основе анализа трудов отечественных и зарубежных ученых, данных статистической отчетности. В результате исследования авторами сделан вывод, что для поддержки инноваций наиболее эффективны создание инновационных кластеров и налоговое стимулирование инноваций.

Ключевые слова: инновационная политика, научно-технический прогресс, инновации,

инновационные кластеры, налоговое стимулирование.

Polidi Alexander Anatoljevich, Doctor of Economics, professor of the Department of Taxation and Business Infrastructure of the Faculty of Economy, Management and Business, Kuban State Technological University, tel.: (988 2429222, e-mail: apolidi@mail.ru;

Stepanov Artem Valerjevich, senior teacher of the Department of Finance, Credit and Accounting of the Institute of Modern Technologies and Economy, tel.: (861 2395555, (918 9431476, e-mail:stepart68@mail.ru.

FORMATION OF THE INNOVATIVE POLICY OF THE STATE:

THE REGIONAL FACTORIAL APPROACH

(reviewed)

The article is devoted to the revealing of effective methods of stimulation of innovations on the basis of the analysis of works of domestic and foreign scientists and statistics data. As a result of the research the conclusion has been drawn that creation of innovative clusters and tax stimulation of innovations are the most effective for the support of innovations.

Key words: innovative policy, scientific and technical progress, innovations, innovative clusters, tax stimulation.

Инновационная политика в узком понимании - это совокупность государственных решений, прямо или косвенно влияющих на инновационный процесс в предпринимательском секторе [1, 60]. К традиционным основным механизмам инновационной политики государства относятся, как известно:

- совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности (законодательное регулирование порядка создания и работы инновационных фирм, права на интеллектуальную собственность, а также налоговое стимулирование инноваций);

- финансовая помощь государства предприятиям на развитие инновационных продуктов и технологий;

- финансирование инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий и т.д.);

- финансирование программ, разработанных для усиления кооперации участников инновационного процесса.

Однако, с нашей точки зрения, в более широком понимании инновационная политика государства должна включать также научную и технологическую политику. Реализация сбалансированного комплекса мер по каждой из перечисленных трех политик, своевременное государственное регулирование инновационного развития в зависимости от стоящих перед страной социально-экономических задач являются ключевыми условиями его эффективности. В этой связи интересен опыт зарубежных стран.

Кроме прямого финансирования, многие государства развивают методы косвенной поддержки инноваций, и наиболее эффективными являются меры налогового стимулирования НИОКР [1, 93]. При помощи налоговых льгот поощряются инвестиции в науку и инновации, имеющие регулярный характер, а также инвестиции в стратегически важные научно-технологические направления. В большинстве зарубежных стран используются разные схемы предоставления налоговых льгот и преференций. В Австрии с 2005 года организации, инвестирующие в НИОКР, получают премию в размере 25% от затрат на исследования и разработки (не более 100 тыс. евро в год). В Канаде с 2004 года размер налогового кредита для затрат на инновации составляет 35% на первые 2 млн. долл. Аналогичные методы используются в Ирландии (20%) и Мексике (30%). С 2005 года в Бельгии принято решение о государственном стимулировании научной активности путем снижения налога на заработную плату ученых. Компании, занимающиеся исследованиями и разработками, имеют льготу в размере 50% от объема налогов с заработной платы. В Италии предприятия, не менее 10% прибыли которых используется на содержание научного персонала, получают налоговую субсидию. Налоговые льготы по подоходному налогу имеют ученые, вернувшиеся в Италию с постоянного места жительства за рубежом. В Норвегии с 2002 года также реализуется программа налогового стимули-рования, направленная на поддержку научных кадров.

Инновации являются важнейшим видом деятельности хозяйствующих субъектов. Однако, помимо этого, они могут рассматриваться как стимул экономического развития и повышения конкурентоспособности экономики в целом. В любой стране недостаточная заинтересованность бизнеса в поддержке полного инновационного цикла, ориентация на технологическое заимствование создают угрозу консервации отставания. К сожалению, вложения российского бизнеса в научно-исследова-тельскую и опытно-конструкторскую деятельность значительно ниже, чем в развитых странах.

Довольно распространенной является точка зрения, что одним из основных критериев оценки инновационной деятельности является наличие инновационных кластеров. По мнению известного ученого Д. Харта, «кластер состоит из взаимосвязанных фирм, расположенных на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга в одном регионе, работающих в одной отрасли, находящихся в одной производственной цепи и объединяющих свои трудовые ресурсы и коммуникационные потоки» [2, 4]. В течение последних двадцати лет инновационные кластеры были созданы в разных странах. Предприятия, которые входят в состав кластеров, работают в различных отраслях: как высокотехнологичных (1Т, телекоммуникации, фармацевтика), так и более традиционных (производство продуктов питания, автомобилей, одежды). Практически всегда эти фирмы имеют возможность взаимодействия между собой путем обмена рабочей силой, информацией, использованием наработанных связей с поставщиками и производителями, получением финансовых ресурсов. Имеются значительные отличия в структуре инновационных кластеров вследствие того, что некоторые из них сконцентрированы на производстве, а другие взаимодействуют в сфере маркетинга.

Прежде чем анализировать различные виды инновационных кластеров, необходимо рассмотреть значение термина «инновации». Согласно определению Симми и Харта, под инновацией следует понимать «коммерческую реализацию творческого потенциала» [2, 5]. Существует более развернутое определению Европейского Союза, в соответствии с ним, инновация

- это «успешная с коммерческой точки зрения эксплуатация новых технологий, идей и методов посредством внедрения новой продукции и технологий или усовершенствования старых» [3, 2].

С экономической точки зрения, понятие инновации ближе к коммерческим, а не технологическим концепциям, поскольку, если предприятие не способно в обозримом будущем извлечь выгоду из реализации инноваций, это направление исследований не входит в сферу интересов фирмы. Можно выделить разные виды инноваций, поскольку инновация может быть радикальной или постепенной. Следует отметить, что определение инноваций, принятое Европейским Союзом, не разъясняет, как именно инновационная деятельность организована территориально. Можно предположить, что существуют различные виды территориального расположения инновационных предприятий, или несколько различных видов инновационных кластеров и все они должны быть детально исследованы, поскольку именно территориальный фактор имеет преобладающее значение.

Проблема инновационных кластеров является довольно сложной, поскольку территориальное распределение инноваций неразрывно связано с другой весомой экономической проблемой, а именно конкурентоспособностью региона. В соответствии с мнением известного ученого М. Портера, работающих в сфере региональной экономики, подавляющее большинство развитых стран и регионов с динамично развивающейся экономикой ищут способы дальнейшего увеличения конкурентоспособности, чему будет способствовать государственное стимулирование инновационной деятельности [4, 64].

Помимо методов государственного стимулирования инновационной деятельности на федеральном уровне, перспективным направлением является формирование регионального инновационного кластера.

На современном этапе теория конкурентоспособности региона выходит на качественно иную ступень развития. По мнению М. Портера, «региональное процветание нельзя унаследовать, оно должно создаваться непрерывными усилиями» [4, 124]. Таким образом, конкурентоспособность каждого отдельно взятого региона зависит от способности различных отраслей его экономики к инновациям. Ответить на вопрос, почему тот или иной регион добивается конкурентного преимущества путем формирования инновационного кластера возможно, проанализировав следующие факторы:

- наличие родственных и поддерживающих отраслей;

- экономические и инвестиционные условия региона;

- наличие государственной инновационной стратегии в рамках государственной структурной политики.

Создание инновационного кластера на уровне региона, помимо расширения рынков сбыта, дает возможность обновления технологий, в том числе за счет использования эффекта синергии. Партнерство государства и бизнеса должно присутствовать как при создании каждого нового инновационного предприятия, так и на всем временном промежутке, охватывающем формирование регионального инновационного кластера.

В таблице 1 представлены основные показатели инновационной деятельности в Российской Федерации на основании данных сборника «Индикаторы инновационной активности: 2009», подготовленного ГУ - Высшая школа экономики [5, 10].

з

Таблица 1 - Основные показатели инновационной деятельности в РФ

Наименование показателя 2005 2006 2007 2008 2009

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе организаций, %в том числе: - добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - связь, информационные технологии 9.3 15.3 9,4 12,5 9,4 11,2 9,5 12,1 9,3 11,9

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % в том числе: - добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - связь, информационные технологии 5, 0 8,6 5, 5 8,3 5, 5 4,2 5, 7 6,1 5, 3 5,4

В таблице 2 представлены данные об осуществленных технологических инновациях по видам инновационной деятельности [5, 19].

В Краснодарском крае в настоящее время ситуация в инновационном секторе неоднозначна. К началу 1990-х гг. в крае существовало большое количество успешных предприятий, работавших в сфере радиоэлектроники и приборостроения, относящихся к инновационному сектору. Сейчас Краснодарский край характеризуется высокими темпами экономического роста, статистика инноваций менее позитивна. Так, в Краснодаре из 115 предприятий, заявивших в качестве вида деятельности инновационную, стабильно работают 15. В ходе исследования был проанализирован уровень инновационной активности организаций Краснодарского края, результаты представлены в таблице 3 [6, 7], [7, 1].

Таблица 2 - Организации, осуществлявшие технологические инновации, по видам инновационной

деятельности

2005 2006 2007 2008 2009

Добывающие, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, из них 2402 2490 2485 2491 2273

Исследования и разработки 760 831 833 842 829

Приобретение машин и оборудования 1526 1687 1658 1679 1608

Приобретение новых технологий 359 336 315 367 298

Приобретение программных средств 653 671 709 712 719

Обучение и подготовка персонала 540 573 584 607 579

Маркетинговые исследования 450 357 328 339 321

Связь, информационные технологии, из них 306 272 252 273 268

Исследования и разработки 42 45 38 43 41

Приобретение машин и оборудования 235 214 192 204 198

Приобретение новых технологий 35 23 18 26 25

Приобретение программных средств 106 105 99 112 104

Обучение и подготовка персонала 103 90 76 87 85

Маркетинговые исследования 38 35 26 34 31

Таблица 3 - Уровень инновационной активности организаций Краснодарского края

Число организаций, осуществлявших инновационную деятельность, единиц Уровень инновационной активности организаций (отношение числа организаций, осуществлявших инновационную деятельность, к числу обследованных организаций) %

2006 2007 2008 2009 2006 2007 2008 2009

Число обследованных организаций 876 871 1007 1011 х х х х

Число организаций, занимающихся инновационной деятельностью 66 69 68 55 7,5 7,9 6,8 5,4

из них:

технологическими инновациями 51 56 53 49 5,8 6,4 5,3 4,8

маркетинговыми инновациями 23 19 14 14 2,6 2,2 1,4 1,3

организационными инновациями 26 23 22 22 3,0 2,6 2,2 2,1

Число организаций промышленности, занимающихся инновационной деятельностью 62 63 63 63 8,7 9,3 8,9 8,9

Анализ выполнен по группе крупных и средних организациям следующих видов экономической деятельности: «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «Связь»; «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий», проводивших инновации. Анализ приведенных данных демонстрирует, что уровень инновационной активности организаций в Краснодарском крае по итогам 2009 года снизился по сравнению с 2007 годом на 2,4% и составил 5,4% от всех обследованных организаций.

Уровень инновационной активности организаций, осуществлявших в 2009 году технологические инновации, составил 4,8%, маркетинговые - 1,3%, организационные - 2,1%. Особенно низкий уровень активности отмечается в области организационных и маркетинговых инноваций. По данным статистического обследования, 94,6% предприятий Краснодарского края в 2009 году не осуществляли никаких инновационных проектов.

В таблице 4 представлены данные об объеме инновационных товаров, работ и услуг в промышленном производстве.

Таблица 4 - Объем инновационных товаров, работ и услуг в промышленном производстве

Краснодарского края по уровню новизны

Млн. рублей В % от объема инновационных товаров, работ, услуг

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г

Инновационные товары, работы и услуги 4331,3 4688,6 7333,5 6035,0 100 100 100 100

в том числе:

вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям 2121,2 2738,6 6376,5 5174,5 49,0 58,4 87,0 85,7

подвергавшиеся усовершенствованию 2210,1 1950,0 957,0 860,5 51,0 41,6 13,0 14,3

В общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг 85,7% составляет продукция, вновь внедренная или подвергавшаяся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет.

Экономические факторы, препятствующие инновациям, показывают с какими трудностями сталкиваются организации в осуществлении инновационной деятельности. В 2009 году к числу наиболее значительных относились: высокий экономический риск - 33% (2008 г. - 24%), недостаток собственных денежных средств - 32,5% (2008 г. - 21,4%), высокая стоимость нововведений - 31% (2008 г. - 22,1%), недостаток финансовой поддержки со стороны государства - 29,7% (2008 г. -32%), низкий спрос на новые товары, работы, услуги - 19,8% (2008 г. - 22,6%).

Для улучшения ситуации, сложившейся в регионе, необходима разработка региональной целевой программы инновационного развития, охватывающей как крупные и средние предприятия, традиционно работающие в сфере инноваций, так и создание новых инновационных предприятий, относящихся к малому бизнесу. Следует отметить, что в текущей экономической ситуации Краснодарский край обладает значительным внутренним потенциалом для активизации инновационной деятельности:

- регион занимает третье место в России по количеству регистрируемых патентов (а значит, значительным научным ресурсом);

- имеется сложившийся до перехода к рыночной экономике комплекс предприятий радиотехнической промышленности и аграрной направленности;

- регион располагает квалифицированными кадрами.

Динамично развивающиеся инновационные кластеры могут являться основой для укрупнения бизнеса и ускорения интеграционных процессов в регионе. Оказывая систематическую поддержку отдельным элементам инновационного кластера, региональная администрация может инициировать создание новых инновационных предприятий, а за счет генерации большого количества инновационных предприятий изменяется структура промышленности в целом и создается конкурентоспособная региональная экономика. В целях обеспечения устойчивого развития каждого региона и муниципального образования необходимо обоснованное и эффективное территориальное распределение инноваций. По мнению авторов, в настоящее время для Краснодарского края приоритетными направлениями формирования инновационных кластеров является агропромышленный, курортно-рекреаци-онный и транспортно-логистический комплексы.

В результате анализа текущего состояния инновационной и научно-исследовательской сферы в России, а также вызовов, которые обусловлены долгосрочными трендами ужесточения международной конкуренции, возможно сделать следующий вывод. Главной целью политики

государства в сфере инноваций должно быть внедрение эффективных механизмов стимулирования модернизации, в том числе технологической, всех отраслей промышленности и сферы услуг.

Литература:

1. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН, ГУ ВШЭ, 2008. 168 c.

2. Харт Д.А. Инновационные кластеры: основные идеи. URL: http://www.innosys.spb.ru/?id=886 (дата обращения 15.03.2011).

3. Перани Дж., Сирилли Дж. Бенчмаркинг инновационной деятельности европейских стран // Форсайт. 2008. №1(5).

4. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М.: Вильямс, 2005. 608 с.

5. Индикаторы инновационной деятельности: 2009: стат. сб. М.: ГУ ВШЭ, 2009. 488 с.

6. Об инновационной деятельности в Краснодарском крае: аналитическая записка / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю. Краснодар, 2009 .

7. Инновационная деятельность организаций Краснодарского края за 2009 г.: экспресс-информация от 28.06.2010 г. №03-25 / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю. Краснодар, 2010 .

References:

1. Innovative development - the basis of Russia's economic modernization: the national report. M.: IMEMO RAS, SIHSE, 2008. 168 p.

2. Hart D.A. Innovative clusters: the main ideas. URL: http://www.innosys.spb.ru/?id=886 (date accessed 15/03/2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Perani J., Cyrille J. Benchmarking of the innovation of European countries // Forsythe. 2008.

№1 (5).

4. Porter M. Competition: transl. from English. M.: Williams, 2005. 608p.

5. Indicators of innovation activities: 2009: stat. bul. M.: SI HSE, 2009. 488 p.

6. On innovation in the Krasnodar region: an analytical note / Regional office of the Federal State Statistics Service in Krasnodar Region. Krasnodar, 2009.

7. The innovative work of organizations of Krasnodar region in 2009: rapid information on the 28/06/2010, the № 03-25 / Regional office of the Federal State Statistics Service in Krasnodar Region. Krasnodar, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.