Научная статья на тему 'Задачи программно-целевого управления инновационными процессами на региональном уровне'

Задачи программно-целевого управления инновационными процессами на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / INNOVATION MANAGEMENT / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INNOVATION PROCESSES / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SOFTWARE AND TARGET MANAGEMENT / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / REGIONAL INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович, Томилко Юлия Викторовна

В статье проводится анализ региональной системы управления инновациями, рассматриваются существующие проблемы программно-целевого управления инновационными процессами на региональном уровне, а также возможные пути их решения в целях повышения эффективности региональной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TASKS OF INNOVATION PROCESSES PROGRAM-TARGET MANAGEMENT AT REGIONAL LEVEL

The article analyzes the regional system of innovation management, discussed the existing problems of program-oriented management of innovative processes at the regional level, as well as possible solutions to improve the efficiency of the regional innovation system.

Текст научной работы на тему «Задачи программно-целевого управления инновационными процессами на региональном уровне»

УДК 330.341

Щепакин Михаил Борисович

доктор экономических наук заведующий кафедрой маркетинга и управления предприятием Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Томилко Юлия Викторовна

кандидат экономических наук доцент кафедры маркетинга и управления предприятием Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

ЗАДАЧИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В статье проводится анализ региональной системы управления инновациями, рассматриваются существующие проблемы программно-целевого управления инновационными процессами на региональном уровне, а также возможные пути их решения в целях повышения эффективности региональной инновационной системы.

Ключевые слова: управление инновациями, инновационные процессы, программно-целевое управление, региональная инновационная система.

JEL code: O 320, R 110

Mikhail Shchepakin

Doctor of science (economics) Chair of marketing and organization management division Kuban State Technological University, Krasnodar

Yuliya Tomilko

Ph.D. (economics)

Associate professor of marketing and organization management division

Kuban State Technological University, Krasnodar

TASKS OF INNOVATION PROCESSES PROGRAM-TARGET MANAGEMENT AT REGIONAL LEVEL

The article analyzes the regional system of innovation management, discussed the existing problems of program-oriented management of innovative processes at the regional level, as well as possible solutions to improve the efficiency of the regional innovation system.

Keywords: innovation management, innovation processes, software and target management, regional innovation system.

JEL code: O 320, R 110

На современном этапе государственной поддержке инноваций в Российской Федерации уделяется большое внимание: выделяются бюджетные средства на развитие как фундаментальной, так и прикладной науки, активно работают фонды, стимулирующие предпринимательскую деятельность в инновационной сфере, проводятся обучающие мероприятия. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, доля инновационной продукции в валовом внутреннем и региональном продукте остается низкой. По информации академика РАН Е.Н. Каблова, в 2014 году объем бюджетных ассигнований на финансирование исследований и разработок в России составил примерно 800 миллиардов рублей. Однако, согласно данным международной организации экономического сотрудничества (ОЭСР), общее количество выданных в 2013 году патентов составило: в США — 301303, в КНР — 1313000, а в РФ всего 33950 [1, 50].

Согласно исследованиям Ю.М. Березкина, для того, чтобы научные открытия и технические изобретения стали работать на инновационное развитие, они должны быть встроены в общественную и экономическую среду, организованную совершенно определенным образом [2, 24].

Исследование классификационных типов предпринимательства, проведенное Р.Л. Агабекян, М.Б. Щепакиным, позволяет сделать вывод, что именно интеллектуальное предпринимательство является движущей силой развития экономики. [3, 125]. Следовательно, для эффективного управления инновационными процессами необходимо выявить причины низкой

инновационной активности российского бизнеса и выработать такие меры государственной поддержки, при помощи которых возможно скорректировать ситуацию.

Следует отметить, что Краснодарский край традиционно является одним из самых инвестиционно-привлекательных субъектов Российской Федерации. Это обусловлено не только реализацией таких мега проектов, как Олимпиада-2014, но и наличием диверсифицированной экономики. По ряду показателей, таким, как развитие транспортной сферы и АПК, край существенно превышает общероссийские показатели, при этом общий темп прироста ВРП за последний год составил 1,6%, что превышает общероссийский уровень почти вдвое. [4, 12] Данные органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю позволяют оценить динамику уровня инновационной активности организаций Кубани в 2007-2013 гг (таблица). [5].

Таблица

Уровень инновационной активности организаций Краснодарского края

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Число обследованных организаций, из них: 875 1007 1011 988 1081 1094 1281

организаций, занимавшихся инновационной деятельностью 69 68 55 61 66 81 72

Удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем весе обследованных организаций, процентов 7,9 6,8 5,4 6,2 6,1 7,4 5,6

Как видим, в 2013 году прервалась наблюдавшаяся с 2010 года тенденция роста уровня инновационной активности организаций Кубани, при этом удельный вес организаций Краснодарского края, занимавшихся инновационной деятельностью, ниже среднего по Российской Федерации [6]. Следует отметить, что существующая методика расчета уровня инновационной активности, используемая органами государственной статистики, не в полной мере отражает ситуацию в Краснодарском крае, поскольку не включает данные об

инновационной деятельности организаций ряда отраслей, в том числе аграрного сектора.

Согласно исследованию академика Г. Клейнера, Краснодарский край занимает 10 место в России по доле валового регионального продукта в валовом внутреннем продукте [7, 460], однако по размерам инновационного ядра находится всего лишь на 66 месте [7, 461]. Тем не менее, М. Щепакин, В. Боровиков, А. Маштаков, исследуя типологию регионального развития по фактору «мотивированность на развитие», относят Краснодарский край к регионам инновационного типа регионального развития [8, 86].

Специфика инновационной деятельности заключается в том, что финансирование разработок не гарантирует их коммерциализацию и, тем более, окупаемость инновационных проектов. Таким образом, прямая пропорциональная зависимость между суммой средств, направленных на поддержку инновационной деятельности, отсутствует. Авторами исследования сделано предположение, что для активизации инновационных процессов на региональном уровне необходимо использовать программно-целевые методы планирования и управления — методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ. В соответствии с определением Н.П.Федоренко, они представляют собой применение системного подхода и основаны на формулировании целей экономического развития, их разделении на подцели более дробного характера и выявлении ресурсов, необходимых для их согласованной реализации [9, 372].

Методы программно-целевого управления нашли отражение в Федеральным законе от 28.06.2014 №2 172-ФЗ «О стратегическом планировании» (далее — Закон № 172-ФЗ). Статьей 7 Закона № 172-ФЗ определены принципы стратегического планирования, в том числе:

- принцип сбалансированности означает согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации;

- принцип прозрачности означает, что документы стратегического планирования, за исключением документов, содержащих информацию, относящуюся к охраняемой законом тайне, подлежат официальному опубликованию;

- принцип ресурсной обеспеченности означает, что при разработке и утверждении документов стратегического планирования должны быть определены источники финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных этими документами;

- программно-целевой принцип означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и определение объемов и источников их финансирования [10].

В рамках исследования были рассмотрены нормативные правовые акты Краснодарского края, касающиеся стратегического планирования в сфере инноваций. Так, в соответствии с законом Краснодарского края от 29.04.2008 № 1465-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края» до 2020 г.», имеются возможности развития региона за счет повышения конкурентоспособности продукции, товаров и услуг краевых товаропроизводителей на основе развития высоких технологий и инноваций [11].

На основании закона Краснодарского края от 09.07.2013 № 2767-КЗ «О программе социально-экономического развития Краснодарского края на 20132017 годы» (далее — Закон № 2767-КЗ), целью инновационного развития Краснодарского края является увеличение доли конкурентоспособной инновационной продукции и услуг в структуре стоимости ВРП, в том числе за счет создания благоприятных условий для инвестиций в инновационные проекты и стимулирования инновационной деятельности.

В целях стимулирования инновационной деятельности Краснодарского края будут реализованы следующие мероприятия:

- предоставление грантов на разработки инновационных технологий субъектам инновационной деятельности, а также организациям, внедряющим инновационные разработки в производство;

- субсидирование из бюджета части затрат субъектов инновационной деятельности, направленных на осуществление капитальных вложений, непосредственно используемых для производства инновационной продукции;

- развитие системы информационной поддержки инновационной деятельности [12].

Данные мероприятия Закона № 2767-КЗ особенно актуальны в условиях необходимости импортозамещения.

Согласно Приложения 5 к Закону Краснодарского края «Об исполнении краевого бюджета за 2014 год», на реализацию государственной программы Краснодарского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» было предусмотрено 1 544,9 млн. руб., кассовое исполнение составило 1 527,6 млн. рублей. Однако информация о средствах бюджета, предусмотренных для финансирования мероприятий по стимулированию инновационной деятельности, утвержденных Законом № 2767-КЗ в проекте закона об исполнении бюджета Краснодарского края за 2014 год отсутствует [13]. Следовательно, не в полной мере соблюдены принципы стратегического планирования, утвержденные Законом № 172-ФЗ применительно к стимулированию инновационной деятельности Краснодарского края.

Таким образом, в целях реализации возможностей развития региона за счет повышения конкурентоспособности на основе развития высоких технологий, обеспечения импортозамещения, сохранения тенденций устойчивого развития, соблюдения принципов стратегического планирования необходимо в дальнейшем предусмотреть в бюджете Краснодарского края необходимые финансовые ресурсы для реализации целей и задач инновационного развития, утвержденных Законом № 2767-КЗ. Особо следует отметить, что мероприятия по стимулированию инноваций должны быть согласованы с региональным бизнес-сообществом.

Для этого в 2015 г. Краснодарской краевой общественной организацией «Директорский корпус» при поддержке администрации Краснодарского края и Кубанского государственного технологического университета был реализован проект «Инновации — Кубани», направленный на повышение эффективности государственной поддержки инноваций [14, 11]. В рамках проекта проведено анкетирование предпринимателей Краснодарского края по вопросам осуществления ими инновационной деятельности. Анкетирование проводилось во время обучающих семинаров в Краснодаре, а также в трех муниципальных районах: Абинском, Туапсинском и Тимашевском. В результате выявлено, что большинство представителей бизнеса (60 из 102) не считают своё предприятие инновационным и не располагают информацией о мерах государственной поддержки инноваций. Дальнейший анализ был выполнен путем обобщения информации о деятельности 42 инновационных и частично инновационных предприятий.

1. Значительная часть респондентов (более 76%) занимаются разработкой процессных и технологических инноваций, 50,0% — продуктовых инноваций, 28,6% внедряют организационные новшества.

2. Большая доля респондентов (45%) тратят на НИОКР более 10% общего объема продаж, причем доля инновационной продукции в объеме продаж 22,5% респондентов составляет более 50%.

3. Следует отметить, что большинство инновационных предприятий Краснодарского края занимаются разработкой инноваций в агропромышленном и транспортном комплексах. Инновационная активность в социально значимых областях (образование, медицина) незначительна.

4. Большинство участников анкетирования (69%) разрабатывают и внедряют инновации самостоятельно, на собственные средства.

5. Эффект от инноваций по мнению бизнеса заключается в повышение прибыли (83,0%), повышение качества производимых товаров и услуг (67,0%), расширении рынков сбыта (50,0%), увеличение объемов продаж (42,0%).

6. Главными препятствиями на пути сотрудничества науки и бизнеса, по мнению значительной части респондентов являются как низкий уровень защищенности интеллектуальной собственности, недостаток информации у бизнеса о научных разработках и отсутствие у сторон потребности в сотрудничестве

7. Респонденты заинтересованы в предоставлении государством таких мер поддержки, как инфраструктурная поддержка инновационной деятельности (47,6%), государственный заказ на инновационную продукцию (45,2%), субсидии в целях возмещения части затрат (42,9%), налоговые льготы (38,1), предоставление информации о потребителях инноваций (35,7), помощь в проведении сертификации продукции (33,30%), проведение венчурных ярмарок на территории субъекта (28,6%), субсидии на оплату части процентной ставки по кредитам, направляемым на инвестиционные цели (23,8%), помощь в подготовке документов на получение грантовой поддержки (19%).

В результате исследования выявлены следующие проблемы и сформулированы пути их решения:

1. Количество инновационной продукции региона, представленного на зарубежных рынках, незначительно. В связи с этим следует разработать региональные программы для субсидирования экспорта продукции малого и среднего инновационного бизнеса.

2. Недостаточное внимание уделяется развитию инноваций в социальной сфере. Необходима разработка программ, направленных на поддержку социальных инноваций в области здравоохранении и образования.

3. В связи с низким уровнем защищенности интеллектуальной собственности следует создать в регионе Центры по поддержке технологий и инноваций, внедрять специальные программы обучения в сфере интеллектуальной собственности для малого и среднего бизнеса, включить в направления подготовки в системе НПО, СПО, ВПО соответствующие дисциплины.

Авторы считают целесообразным использовать результаты исследования при разработке региональной государственной программы поддержки инновационной деятельности и иных документов стратегического планирования.

Литература

1.Евгений Каблов / На перекрестке науки, образования и промышленности/ «Эксперт» №15 (6-12.04.2015)

2. Берёзкин Ю.М. / Методологические проблемы инновационного развития экономики России/ Известия Иркутской государственной экономической академии Выпуск№ 4 / 2010

3. Предпринимательство и рынок труда: учеб. пособие для вузов/ Р.Л. Агабекян Р.Л., М.Б. Щепакин, М.М. Щепакин, 2008

4. Грицай В.В., Томилко Ю.В. Инвестиционная и инновационная привлекательность Краснодарского края после Олимпиады 2014 г. // Сфера услуг: инновации и качество. №2 (24) 2015.

5. Наука в Краснодарском крае, статический сборник под редакцией Богославской Л.В./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, 2013 год.

6. Томилко Ю.В. /Анализ предпосылок формирования отраслевых инновационных кластеров в краснодарском крае /Теория и практика общественного развития № 13/2014.

7. Мезоэкономика развития/ под. ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера; Центральный экономико-математический ин-т РАН. — М.: Наука, 2011. — 805 с. (Экономическая наука современной России).

8. Методологические и методические аспекты выбора стратегии развития депрессивного региона: монография / М.Б. Щепакин, В.Г.Боровиков, А.И.Маштаков. — Благовещенск: ДальГАУ, 2012. — 170 с.

9. Федоренко Н. П. /Россия: уроки прошлого и лики будущего. М., Экономика. — 2000. — 489 с.

10. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании».

11. Закон Краснодарского края от 29.04.2008 № 1465-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края» до 2020 г.»

12. Закон Краснодарского края от 09.07.2013 № 2767-КЗ «О программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2013-2017 годы»

13. Закон Краснодарского края от 18.12.2013 № 2850-КЗ «о краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

14. Грицай В.В., Томилко Ю.В. / Инновации — Кубани. Материалы проекта сборник статей. Администрация Краснодарского края, Краснодарская краевая общественная организация выпускников программы подготовки управленческих кадров «Директорский корпус». Краснодар, 2015.

References

1. Evgenij Kablov / Na perekrestke nauki, obrazovanija i promyshlennosti/ «Jekspert» №15 (6-12.04.2015) (in Russian)

2. Berjozkin Ju.M. / Metodologicheskie problemy innovacionnogo razvitija jekonomiki Rossii/ Izvestija Irkutskoj gosudarstvennoj jekonomicheskoj akademii Vypusk№ 4 / 2010 (in Russian)

3. Predprinimatel'stvo i rynok truda: ucheb. posobie dlja vuzov/ R.L. Agabekjan R.L., M.B. Shhepakin, M.M. Shhepakin, 2008 (in Russian)

4. Gricaj V.V., Tomilko Ju.V. Investicionnaja i innovacionnaja privlekatel'nost' Krasnodarskogo kraja posle Olimpiady 2014 g. // Sfera uslug: innovacii i kachestvo. №2 (24) 2015. (in Russian)

5. Nauka v Krasnodarskom krae, staticheskij sbornik pod redakciej Bogoslavskoj L.V./Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Krasnodarskomu kraju, 2013 god. (in Russian)

6. Tomilko Ju.V. /Analiz predposylok formirovanija otraslevyh innovacionnyh klasterov v krasnodarskom krae /Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija № 13/2014. (in Russian)

7. Mezojekonomika razvitija/ pod. red. chl.-korr. RAN G.B. Klejnera; Central'nyj jekonomiko-matematicheskij in-t RAN. — M.: Nauka, 2011. — 805 s. (Jekonomicheskaja nauka sovremennoj Rossii). (in Russian)

8. Metodologicheskie i metodicheskie aspekty vybora strategii razvitija depressivnogo regiona: monografija / M.B. Shhepakin, V.G.Borovikov, A.I.Mashtakov. — Blagoveshhensk: Dal'GAU, 2012. — 170 s. (in Russian)

9. Fedorenko N. P. /Rossija: uroki proshlogo i liki budushhego. M., Jekonomika. — 2000. — 489 s. (in Russian)

10. Federal'nyj zakon ot 28.06.2014 № 172-FZ «O strategicheskom planirovanii». (in Russian)

11. Zakon Krasnodarskogo kraja ot 29.04.2008 № 1465-KZ «O strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Krasnodarskogo kraja» do 2020 g.» (in Russian)

12. Zakon Krasnodarskogo kraja ot 09.07.2013 № 2767-KZ «O programme social'no-jekonomicheskogo razvitija Krasnodarskogo kraja na 2013 — 2017 gody» (in Russian)

13. Zakon Krasnodarskogo kraja ot 18.12.2013 № 2850-KZ «o kraevom bjudzhete na 2014 god i na planovyj period 2015 i 2016 godov» (in Russian)

14. Gricaj V.V., Tomilko Ju.V. / Innovacii — Kubani. Materialy proekta sbornik statej. Administracija Krasnodarskogo kraja, Krasnodarskaja kraevaja obshhestvennaja organizacija vypusknikov programmy podgotovki upravlencheskih kadrov «Direktorskij korpus». Krasnodar, 2015. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.