Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы управления информационной базой инновационной среды: основные подходы к содержанию инновационной статистики'

Проблемы и перспективы управления информационной базой инновационной среды: основные подходы к содержанию инновационной статистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / СТАТИСТИКА ИННОВАЦИЙ / РЕГИОН / ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / INNOVATIONS / INNOVATION ENVIRONMENT / INNOVATION STATISTICS / REGION / A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буз Оксана Васильевна, Томилко Юлия Викторовна

Предмет исследования основные подходы к содержанию инновационной статистики. Цель исследования анализ существующей ситуации и выработка предложений по совершенствованию управления информационной базой инновационной среды и содержания статистики инноваций. Проведен анализ нормативных правовых актов и методических материалов, регламентирующих существующие методы сбора, обобщения и анализа информации об инновационной деятельности на уровне регионов Российской Федерации. Выявлены существующие недостатки управления информационной базой инновационной среды, в том числе отсутствие регламентов взаимодействия органов исполнительной власти различного уровня, несоответствие методики расчета показателей инновационной статистики специфике конкретных регионов, большие сроки сбора и обработки информации, не дающие возможности оперативного управления инновационной деятельностью. В результате исследования разработан комплекс мер по повышению качества статистики инноваций и совершенствованию управления инновационной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF MANAGEMENT OF INFORMATION BASE OF INNOVATION ENVIRONMENT: BASIC APPROACHES TO THE CONTENT OF THE INNOVATION STATISTICS

Subject of the research are basic approaches to the content of innovation statistics. The purpose of the study is an analysis of the current situation and making proposals for improvement of the management information base of innovative environment and the content of innovation statistics. The analysis of the regulations and guides that regulate the existing methods of data collection, generalization and analysis of information on innovation at the level of the regions of the Russian Federation is made. Existing deficiencies of the management of information base innovation environment were defined, including the lack of regulations of interaction of executive authorities at various levels, the discrepancy of the method of calculation of indicators of innovation statistics to the specifics of particular regions, big time of data acquisition and processing that does not allow the operational management of innovation activity. As a result of the study a set of measures to improve the quality of statistics of innovation and improvement of the management of innovation activity were developed.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы управления информационной базой инновационной среды: основные подходы к содержанию инновационной статистики»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-5-3 УДК 33

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ

БАЗОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ СТАТИСТИКИ

Буз О.В., Томилко Ю.В.

Предмет исследования - основные подходы к содержанию инновационной статистики. Цель исследования - анализ существующей ситуации и выработка предложений по совершенствованию управления информационной базой инновационной среды и содержания статистики инноваций.

Проведен анализ нормативных правовых актов и методических материалов, регламентирующих существующие методы сбора, обобщения и анализа информации об инновационной деятельности на уровне регионов Российской Федерации. Выявлены существующие недостатки управления информационной базой инновационной среды, в том числе отсутствие регламентов взаимодействия органов исполнительной власти различного уровня, несоответствие методики расчета показателей инновационной статистики специфике конкретных регионов, большие сроки сбора и обработки информации, не дающие возможности оперативного управления инновационной деятельностью.

В результате исследования разработан комплекс мер по повышению качества статистики инноваций и совершенствованию управления инновационной деятельностью.

Ключевые слова: инновации, инновационная среда, статистика инноваций, регион, фактор развития экономики.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF MANAGEMENT

OF INFORMATION BASE OF INNOVATION ENVIRONMENT: BASIC APPROACHES TO THE CONTENT OF THE INNOVATION STATISTICS

Buz O.V., Tomilko Yu.V.

Subject of the research are basic approaches to the content of innovation statistics. The purpose of the study is an analysis of the current situation and making proposals for improvement of the management information base of innovative environment and the content of innovation statistics.

The analysis of the regulations and guides that regulate the existing methods of data collection, generalization and analysis of information on innovation at the level of the regions of the Russian Federation is made. Existing deficiencies of the management of information base innovation environment were defined, including the lack of regulations of interaction of executive authorities at various levels, the discrepancy of the method of calculation of indicators of innovation statistics to the specifics of particular regions, big time of data acquisition and processing that does not allow the operational management of innovation activity.

As a result of the study a set of measures to improve the quality of statistics of innovation and improvement of the management of innovation activity were developed.

Keywords: innovations, innovation environment, innovation statistics, the region, a factor of economic development.

Россия, наряду с другими странами, вовлечена в глобальный инновационный рынок. При этом комплексные решения в инновационной сфере, способствующие развитию приоритетных отраслей, повышению доли инновационных товаров и услуг в структуре ВВП страны и территорий, принимаются в целях

формирования стратегии инновационного развития и контроля за эффективностью ее реализации.

На сегодняшний день огромное количество субъектов предпринимательской деятельности вовлечено в инновационный процесс. Важнейшую роль в развитии рынка инновационных товаров и услуг играют государственные институты развития и крупные региональные объединения субъектов инновационной деятельности. Такие организации как ОАО «Роснано», Фонд «Сколко-во», ОАО «РВК», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд посевных инвестиций ГК «Внешэкономбанк», совместно с профильными институтами органов исполнительной власти отдельных территорий Российской Федерации, прилагают немало усилий для повышения инновационной активности. Необходима оценка эффективности их действий, так как процесс интенсификации инновационной деятельности сопровождается расходованием значительно количества денежных средств из различных источников, в том числе и бюджетных.

При этом эффективность деятельности разрозненных субъектов инновационной среды может быть оценена исключительно на основе оперативной статистической информации, в которой содержатся сведения о значениях абсолютных и относительных показателей инновационной деятельности, а также направлениях их расходов или доходов. Кроме того, статистическая информация должна содержать достаточное количество индикаторов успешности функционирования территорий, в том числе с учетом усилий вышеперечисленных институтов развития. Органы государственной власти федерального уровня должны располагать сведениями, которые иллюстрировали бы отдачу на вложенные средства. Оценка большого массива информации, характеризующего инновационную деятельность, осуществляется органами государственной статистики.

Для управления экономикой на региональном уровне также необходима достоверная статистическая информация об инновациях по следующим причинам:

- во-первых, на региональном уровне создаются различные фонды развития и венчурные организации, поддерживающие субъекты предпринимательской деятельности данного региона;

- во-вторых, региональные и муниципальные власти принимают программы инновационного развития, которые в свою очередь подлежат оценке на эффективность;

- в-третьих, в России все большую популярность приобретает оценка личного KPI должностного лица, управляющего регионом, муниципальным образованием, в состав которого предложено включать, в том числе и инновационные показатели.

Проблема повышения достоверности статистической информации может быть решена исключительно при условии конструктивной целенаправленной работы двух сторон процесса одновременно: как государства, так и субъектов инновационной предпринимательской деятельности. Государство должно обозначить стратегические цели и направления инновационного развития, в корреляции с состоянием рынка инноваций, характеризующимися конкретными количественными параметрами, источником которых выступают данные Федеральной службы государственной статистики. Например - при достижении определенного значения доли инновационной продукции в составе валового регионального продукта выделяется существенный объем финансирования региональных кластеров субъектов РФ.

Выгода предпринимательской единицы в этой связи не очевидна, но сообщество инновационно-активных предприятий получает возможность увеличения средств региональных и федеральных трансфертов, направляемые на цели поддержки и капитализации инновационной предпринимательской деятельности.

Рис. 1. Принципиальная схема действий по повышению достоверности статистической информации

Следующий аспект, требующий совершенствования - наличие в структуре отчетов Федеральной службы государственной статистики двух форм статистической отчетности: «2-МП инновация» и «№ 4 инновация», ориентированных на сбор информации отдельно по субъектам малого предпринимательства и по крупным и средним предприятиям. Сведения, получаемые из формы «2-МП инновация», обобщают состояние дел в малых предприятиях инновационной сферы, из формы «№ 4 инновация» - по крупным и средним предприятиям. При этом известно, что раздельный принцип учета характерен для России, и не применяется в таких развитых странах как США, страны ЕС, Япония.

Данное деление представляется нецелесообразным с учетом того, что инновационная цепочка, завершающаяся выпуском конкретного инновационного продукта, включает иногда целый ряд предприятий, часть из которых относятся

к категории малых и часть средних и крупных. Анализ форм статистического наблюдения, введенных в действие Приказом Росстата от 29.08.2013 № 349 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования» (далее - Приказ № 349), показывает, что объединение двух форм позволит унифицировать сведения о субъектах предпринимательской деятельности и повысить качество предоставляемой информации.

Содержание сведений о технологических инновациях малого предприятия (форма 2-МП инновация) ограничивает массив информации лишь узким кругом вопросов: объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг (всего), в том числе, по группе вновь внедренных или подвергшихся значительным технологическим изменениям в течении последних трех лет, затраты на их производство и численность работников, выполнявших научные исследования и разработки. Крупные и средние предприятия, которые часто связаны технологической цепочкой с мелкими, формируют сведения для формы «№ 4-инновация» по вопросам: рынок сбыта; численность персонала; количество научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений в организации; типы технологических, маркетинговых, экологических и организационных инноваций; способ кооперации для производства технологических инноваций; объем произведенных инновационных, товаров, работ и услуг; затраты на производство инновационных, товаров, работ, услуг отдельно по типам инноваций; число поданных патентных заявок и число действующих охранных документов.

Обследование крупных и средних предприятий включает как количественную оценку вопросов инновационного развития субъектов предпринимательства, так и качественную (балльную) оценку результатов инновационной деятельности, источников информации для формирования инновационной политики организации. К наиболее существенным аспектам, оказывающим нега-

тивное влияние на качество заполнения форм статистической отчетности по инновациям, можно отнести:

- сложности в определении сущности инновационной деятельности и идентификации продукта, который можно признать инновационным;

- затруднения с классификацией и количественным измерением затрат, по группам различных видов инновационной деятельности: технологической, экологической, маркетинговой и организационной;

-неумение увидеть факт инновационной деятельности на предприятии и заявить о проводимой инновационной работе;

-отсутствие распространенной практики управленческого учета на предприятии, предусматривающий раздельный учет затрат, их предварительное планирование и контроль отклонений;

- отсутствие стимула и понимания актуальности и необходимости мониторинга инновационной деятельности субъектами предпринимательской деятельности на постоянной основе.

Предлагается усовершенствовать способ сбора информации об инновациях путем сочетания периодической отчетности со специально организованными выборочными обследованиями их инновационной деятельности, включающей более широкий круг вопросов, такие как критерий новизны продукции и другие.

Существенным недостатком процедуры обследования инновационных субъектов предпринимательской деятельности является тот факт, что статистическое наблюдение охватывает лишь узкий круг организаций, незначительный как по количеству, так и по видам их основной деятельности. Нельзя недооценивать и вероятность предоставления недостоверных статистических сведений об инновациях субъектами предпринимательской деятельности. Основная причина - отсутствие необходимых компетенций бухгалтерского персонала, который формирует сведения по статистическим формам «2-МП инновация» и «№ 4 инновация», поскольку инструкция к Приказу № 349 [1] содержит специфиче-

скую техническую терминологию, которая является для сотрудников бухгалтерий запутанной и непонятной.

К сожалению, в соответствии с Приказом № 349, отчетность по форме «4-инновация» предоставляют юридические лица, осуществляющие экономическую деятельность лишь в следующих сферах: добычи полезных ископаемых; обрабатывающих производств; производства и распределения электроэнергии, газа и воды; связи; деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий; научных исследований и разработок. Таким образом, под статистическое наблюдение не подпадают инновационные предприятия целого ряда отраслей, имеющих важное значение на рынке технологических инноваций. Данная проблема особенно актуальна для Краснодарского края, где существенную долю инновационных предприятий традиционно составляют субъекты предпринимательства, работающие в сфере агропромышленного комплекса.

Основные проблемы управления информационной базой инновационной среды обусловленные противоречием в формировании базы данных инновационно - активных субъектов отражены на рисунке 2.

ОКВЭД

Список критических технологий и отраслей с признаками инновационной активности

Выбор

субъектов

инновацио

н

ной среды

для

анализа k j

Форма 4-инновации

2-МП инновации

Рис. 2. Проблемы формирования информационной базы инновационной среды

По мнению авторов, формы статистической отчетности в сфере инноваций должны максимально обеспечивать управление инновационной деятельностью в соответствии со стратегическими целями развития экономики Российской Федерации и регионов. В настоящее время документами, которые регламентируют постановку этих целей а также определяют отношения между субъектами инновационной деятельности, органами власти и потребителями инновационной продукции в России, являются:

- Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [2];

- Указ Президента РФ от 7.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации» [3];

Распоряжение Правительства от 8.12.2011 № 2227-р, утвердившее «Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Согласно Распоряжению, «Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики» [4]. По мнению авторов, одним из действенных инструментов такой политики должна стать система государственного статистического наблюдения в сфере инноваций.

Согласно исследованию И.Ю. Загоруйко [5], сейчас в России имеется более 400 законов и иных нормативных актов, которые изданы в целях правового регулирования инновационной деятельности, в том числе Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2013 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [6]. Однако, к сожалению, в данных нормативных правовых актах отсутствует регламент взаимодействия региональных и федеральных органов власти при реализации государственной инновационной политики.

Как было сказано выше, согласно методике Росстата, при сборе информации о состоянии инновационного сектора зачастую выбираются виды экономической деятельности, не совпадающие с перечнем критических технологий, а также не учитывающие специфику региона. Актуальная методика расчета доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации утверждена Приказом Росстата от 14.01.2014 № 21 [7]. Согласно данному приказу, в группу «Высокотехнологичные виды деятельности» включены:

- производство фармацевтической продукции;

- производство офисного оборудования, вычислительной техники;

- производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи;

- производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов;

- производство летательных аппаратов.

в составе группы «Наукоемкие виды деятельности» присутствуют:

- научные исследования и разработки;

- образование;

- здравоохранение и предоставление социальных услуг [7].

В Краснодарском крае традиционно значительную часть предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, составляют предприятия, работающие в сфере сельского хозяйства и переработки, в результате происходит искажение информации о ситуации в регионе.

Помимо этого, существуют также отличия в методиках расчета данного показателя на региональном и федеральном уровнях. Не решена также проблема сокращения сроков сбора и обобщения информации. Так, информация доле отраслей, относящихся к высокотехнологичным или наукоемким, в объемах валового внутреннего продукта за 2012 год, была опубликована Росстатом лишь в марте 2014 года. Оперативные данные о динамике основных экономических

показателей высокотехнологичных и наукоемких отраслей также не предоставляются. Эта ситуация существенно усложняет возможности органов власти в регионах по управлению инновационной деятельностью, даже при условии активного участия в этом процессе представителей научного и предпринимательского сообщества.

По-нашему мнению, для получения корректной оценки инновационного потенциала регионов, необходимо расширить состав видов экономической деятельности (ОКВЭДов), которые используются при расчете инновационного потенциала территории, в соответствии со спецификой регионов и стратегией его развития. В идеале, расчет доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъектов РФ должен осуществляться по всему кругу видов экономической деятельности.

На основании изложенного, для эффективного управления инновационной деятельностью, как на уровне регионов, так и по стране в целом необходимо совершенствование форм и методов статистического обследования субъектов инновационной деятельности. Реализация данных мер позволит не только формировать более достоверные результаты о состоянии инновационной деятельности, но даст также возможность своевременной корректировки федеральных и региональных программ инновационного развития. На микроэкономическом уровне реализация данных предложений создаст условия для повышения качества управления и контроля инновационных процессов, в том числе в разрезе финансового, управленческого, и налогового видов учета, даст возможность повышения качества инновационных решений.

Список литературы

1. Приказ Федеральной службы государственной статистики РФ от 29.08.2013 № 349 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования»

2. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.07.1996 № 127-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) // Рос. газ. N 167. 1996; № 278. 2011.

3. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 7.07.2011 № 899 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 28. Ст. 4168.

4. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8.12.2011 № 2227-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 1. Ст. 216.

5. Статья: Правовое регулирование федеральной инновационной политики государства и тенденции ее развития (Загоруйко И.Ю.) ("Вестник Пермского университета", 2012, № 2)

6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2013 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»

7. Приказ Росстата от 14.01.2013 № 21 «Об утверждении методики расчета показателей «Доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в валовом внутреннем продукте» и «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемки отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации».

References

1. Order of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation of 29.08.2013 № 349 «Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentarija dlja organizacii federal'nogo statisticheskogo nabljudenija za chislennostju, uslovijami i oplatoj truda rabotnikov, dejatel'nost'ju v sfere obrazovanija»" [On approval of statistical

tools for the organization of the federal statistical observation of the numbers, terms and compensation of employees, activities in the field of education"]

2. O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike [On Science and State Science and Technology Policy]: Federal-tion Act of 23.07.1996 № 127-FZ (as amended. From 02.11.2013) // Ros. gas. N 167. 1996; № 278. 2011.

3. Ob utverzhdenii prioritetnyh napravlenij razvitija nauki, tehnologij i tehniki v Rossijskoj Federacii i Perechnja kriticheskih tehnologij Rossijskoj Federacii [On approval of the priority directions of science and technology development in the Russian Federation and the list of critical technologies of the Russian Federation] Presidential Decree of 7.07.2011 № 899 // Collected Legislation of the Russian Federation. 2011. N 28. St. 4168.

4. Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [Approval Strategy Innovation Development of the Russian Federation for the period up to 2020]: the disposal of the Government of the Russian Federation dated 8.12.2011 № 2227-p // Collected Legislation of the Russian Federation. 2012. № 1. St. 216.

5. Pravovoe regulirovanie federal'noj innovacionnoj politiki gosudarstva i tendencii ee razvitija [The legal regulation of the federal innovation policy and its development trends] (Zagoruiko I.Y.) ("Bulletin of the University of Perm," 2012, № 2)

6. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2013 № 596

«O dolgosrochnoj gosudarstvennoj jekonomicheskojpolitike» ["On the long-term national economic policy"]

7. Order of the Federal State Statistics Service of 14.01.2013 № 21 «Ob utverzhdenii metodiki rascheta pokazatelej «Dolja produkcii vysokotehnologichnyh i naukojomkih otraslej v valovom vnutrennem produkte» i «Dolja produkcii vysokotehnologichnyh i naukoemki otraslej v valovom regional'nom produkte sub#ekta Rossijskoj Federacii»["On approval of the methodology of calculating 'share of production of high-tech and knowledge-intensive industries in the gross do-

mestic product" and "share of production of high-tech and knowledge-intensive industries in the gross regional product of the Russian Federation."]

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Буз Оксана Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Экономического анализа, статистики и финансов»

Кубанский государственный университет

ул. Ставропольская, 149, г. Краснодар, 350040, Россия

Томилко Юлия Викторовна, кандидат экономических наук, доцент по кафедре налогообложения и инфраструктуры бизнеса

Кубанский государственный технологический университет ул. Красная, 135, г. Краснодар, 350000, Россия yuliya. tomilko@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Buz Oxana Vasilevna, PhD, Associate Professor, Department of "Economic Analysis, Statistics and Finance"

Kuban State University

149, Stavropolskaya str., Krasnodar, 350040, Russia

Tomilko Yuliya Viktorovna, associate professor Department of the taxation and business infrastructure

Kuban State Technological University

135, Krasnaya str., Krasnodar, 350000, Russia

yuliya. tomilko@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.