Научная статья на тему 'Формирование инновационной площадки университета как центра по разработке, апробации и внедрению дополнительных образовательных программ'

Формирование инновационной площадки университета как центра по разработке, апробации и внедрению дополнительных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Динер Александр Артурович

В статье представлена федеральная инновационная площадка (ФИП) АлтГУ как центра по разработке, апробации и внедрению дополнительных образовательных программ в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Современное положение по развитию инновационных площадок подтвердило правильность шагов ФИП АлтГУ в направлении повышения квалификации специалистов в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Динер Александр Артурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной площадки университета как центра по разработке, апробации и внедрению дополнительных образовательных программ»

УДК 378.046.2

Александр Артурович динер

(кандидат юридических наук, доцент, директор Института дополнительного профессионального образования Алтайского государственного университета, г. Барнаул)

формирование инновационной площадки университета как центра по разработке, апробации и внедрению дополнительных образовательных программ

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, федеральная инновационная площадка, качество образования, дополнительные образовательные программы.

Алтайский государственный университет приступил к разработке программ дополнительного профессионального образования в сфере закупок задолго до вступления в силу Федерального закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Прежде всего было необходимо определиться с объемом программы, контингентом слушателей, а также оптимальной формой образовательного процесса. Объем программы определялся в первую очередь содержанием закона, его достаточной сложностью, а также предполагаемым контингентом слушателей. С учетом поступивших к моменту разработки программы рекомендаций ее объем был определен в 72 часа. К обучению предполагалось привлечь специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, руководителей контрактных служб заказчиков, контрактных управляющих, председателей, членов комиссий и других лиц, осуществляющих закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Проблемным для разработчиков программы был вопрос о формах обучения слушателей. Здесь определяющую роль сыграло географическое и социально-экономическое положение региона. Поскольку основными потребителями программы предполагались вышеобозначенные группы слушателей, необходимо было учесть два основных фактора. Первое - это обширные территории региона, измеряемые тысячами километров, а отсюда непомерные командировочные расходы; второе - достаточно низкий по сравнению с другими

регионами уровень заработной платы. Все это убедило разработчиков в необходимости реализации программы с использованием дистанционных форм обучения.

Университетом к этому времени уже было разработано Положение об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях. В целях оптимизации процесса разработки программы и ее внедрения университет 29 октября 2013 г. заключил соглашение с исполнительным комитетом Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение». При разработке программы авторы тесно контактировали также и с ООО «РТС-тендер» по Сибири и Дальнему Востоку. В результате сотрудничества был разработан программно-технологический комплекс по дистанционному обучению специалистов государственного и муниципального управления, работающих в сфере государственной контрактной системы, отвечающий всем требованиям ФГОС по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» Запуск тестирования программы на основе дистанционного обучения был осуществлен в ноябре 2013 г. в сети Интернет - на общероссийском официальном сайте и электронной площадке РТС-тендер. Особенностью программы является то, что она состоит из взаимосвязанных лекционных и практических занятий, а также то, что слушатели выполняют задания по установке и настройке программного обеспечения для работы в открытой части и в личном кабинете на общероссийском сайте и электронной площадке РТС-тендер.

Раздел 2. Профессия

Достойной оценкой проделанной работы явилось то, что в апреле 2014 г. Алтайскому государственному университету был присвоен статус федеральной инновационной площадки (далее - ФИП), на базе которой осуществляется повышение квалификации специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В течение 2013-2015 гг. по указанной программе без отрыва от работы повысили свою квалификацию более 900 специалистов в сфере закупок. В основном это были служащие и представители сферы бизнеса районов Алтайского края, а также субъектов Сибирского федерального округа (Тыва, Хакасия, Бурятия, Республика Алтай), Саратовской области и Эвенкийского национального округа.

В соответствии с заявленными обязательствами по реализации программы в рамках ФИП АлтГУ «Дистанционные образовательные технологии в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», рассчитанной на три года, университет четко выполняет план-график.

Утверждение университета в качестве федеральной инновационной площадки по указанному направлению деятельности потребовало фактическое изменение стратегии повышения квалификации специалистов в сфере закупок. От традиционного приоритета классического обучения слушателей по названному направлению в форме освоения определенной программы необходимо перейти к внедрению комплексной программы, включающей целый ряд направлений.

Летом 2015 г. были утверждены профессиональные стандарты в сфере закупок, призванные обеспечить качество выполняемых в данной сфере работ, унификацию программ обучения, формирование квалификационных требований для проведения аттестации специалистов в сфере закупок. В связи с этим программы ДПО в сфере закупок должны формироваться на основании компетенций, обозначенных стандартом, необходимых обучающемуся для решения возложенных на него задач.

Задачами, стоящими перед университетом в этом направлении, являются следующие:

1) создание непрерывной системы ДПО в сфере закупок путем разработки и модернизации образовательных программ;

2) консультационная поддержка в рамках ФИП;

3) оценка результатов реализуемых программ;

4) разработка и актуализация методического обеспечения программ.

В рамках реализации первой задачи в университете на базе реализуемой 72-часовой программы разработана 120-часовая программа. Содержательное дополнение программы включает накопленный опыт внедрения Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», анализ законодательной базы, практику работы управлений администрации Алтайского края, работающих по реализации данного закона, а также обобщение решений ФАС и арбитражных судов по применению названного закона. На базе данной программы было подготовлено учебное пособие, которое было представлено на экспертизу в ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления». Советом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента оно рекомендовано в качестве учебного пособия для слушателей дополнительного профессионального образования.

Университет продолжает тесное сотрудничество с Ассоциацией «Сибирское соглашение», 21 сентября 2015 г. базовое соглашение от 2013 г. пролонгировано на новый срок. По условиям соглашения университет реализует по заданию Ассоциации несколько специализированных программ для различной категории слушателей. Эти программы реализуют потребности заказчика в области управления государственными и муниципальными закупками, контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, подготовки руководителей, занятых в сфере реализации Закона ФЗ-44.

Консультационную поддержку ФИП университета реализует путем проведения на базе АлтГУ совместных семинаров с ООО «РТС-тендер», специалистами правовой системы «Консультант Плюс» и другими заинтересованными лицами. Информационное обеспечение

Федеральная инновационная площадка университета как центр по разработке ... программ

программ осуществляется посредством официального сайта Института дополнительного профессионального образования университета ([email protected]), на котором можно ознакомиться с перечнем программ, получить информацию об их содержании, тематическом наполнении и др.

Оценка результатов освоения слушателями реализуемых программ осуществляется посредством проведения итоговых аттестационных занятий. Уровень оказываемых образовательных услуг оценивается посредством итогового анкетирования слушателей.

Важным направлением в работе ФИП АлтГУ является обеспечение методического сопровождения тем, освещаемых в рамках про-

грамм в сфере закупок. Существует потребность в разработке комплектов методических материалов по каждому способу определения поставщика, подрядчика, исполнителя, включающих наборы типовых форм, необходимых заказчикам.

На реализацию всех этих программ направлены усилия ФИП АлтГУ.

Состоявшаяся в октябре 2015 г. конференция по проблемам развития федеральных инновационных площадок, осуществляющих образовательную деятельность по повышению квалификации специалистов в сфере госзакупок, подтвердила правильность шагов ФИП АлтГУ в направлении повышения квалификации специалистов в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.