Научная статья на тему 'Формирование инновационной межрегионально-интегрированной экономики Северо-Кавказского федерального округа на основе формирования межрегиональных кластеров и северо-кавказской инновационной системы'

Формирование инновационной межрегионально-интегрированной экономики Северо-Кавказского федерального округа на основе формирования межрегиональных кластеров и северо-кавказской инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / РЕГИОН / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ СЕТЕВОЙ КОМПЛЕКС / ПРОИЗВОДСТВО ОРГАНИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тамбиев А. X.

В условиях определения стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа предлагается создать условия для самореализации регионов, входящих в этот округ, и внедрить механизмы развития межрегиональных отношений на основе формирования межрегиональных кластеров и распределенных сетевых комплексов. Важное значение для Северо-Кавказского федерального округа имеет формирование межрегиональной инновационной системы на основе сетевых технологий коллективной инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной межрегионально-интегрированной экономики Северо-Кавказского федерального округа на основе формирования межрегиональных кластеров и северо-кавказской инновационной системы»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

12 (69) - 2010

формирование инновационной межрегионально-интегрированной

экономики северо-кавказского федерального округа на основе формирования межрегиональных кластеров и северо-кавказской инновационной системы

А. Х. ТАМБИЕВ,

доктор экономических наук, профессор, президент союза промышленников, предпринимателей и работодателей Карачаево-Черкесской Республики, директор ФФГОУВПО «Южный федеральный университет» в г. Учкекен, КЧР Е-mail: [email protected]

В условиях определения стратегии развития СевероКавказского федерального округа предлагается создать условия для самореализации регионов, входящих в этот округ, и внедрить механизмы развития межрегиональных отношений на основе формирования межрегиональных кластеров и распределенных сетевых комплексов. Важное значение для Северо-Кавказского федерального округа имеет формирование межрегиональной инновационной системы на основе сетевых технологий коллективной инновационной деятельности.

Ключевые слова: стратегия развития, СевероКавказский федеральный округ, регион, межрегиональный кластер, распределенный сетевой комплекс, производство органических продуктов, особая экономическая зона, межрегиональная инновационная система.

Современная политика в Северо-Кавказском регионе должна строиться таким образом, чтобы создать первоначальные экономические условия для самореализации регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и формирования прорывной экономики. Для обеспечения «рывка» в реальном секторе экономики необходимо создать механизм предоставления на отобранные регионами инвестиционные проекты гарантий Правительства РФ. Важное значение имеет развитие

межрегиональных отношений в СКФО на основе формирования межрегиональных кластеров и распределенных сетевых комплексов, предусматривающих горизонтальную интеграцию хозяйствующих субъектов. В этом контексте является целесообразным создание в СКФО, в частности:

• кластера по производству органических (экологически чистых) продуктов;

• инновационно-образовательного кластера;

• туристско-рекреационного кластера;

• энергетического кластера и др.

В целях формирования в СКФО прорывной экономики необходимо реализовать наряду с традиционными новые современные подходы к решению задач на основе межрегиональной интеграции. В качестве примера целесообразно рассмотреть два проекта, которые предполагается реализовать на территории Карачаево-Черкесской Республики.

Одним из приоритетных направлений для КЧР является развитие лечебного туризма. На территории республики можно создать всесезон-ную здравницу с более благоприятными условиями, чем предлагают курорты Кавказских Минеральных Вод (КМВ), которые имеют известные проблемы в плане расширения и дальнейшего развития.

Кисловодск является самым солнечным городом КМВ, с более благоприятным для развития лечебного туризма климатом. В среднем он имеет около 300 ясных солнечных дней в году и в этом отношении не уступает лучшим курортам мира. В других городах КМВ климат более суровый, и поэтому они имеют менее благоприятные условия для развития курортной базы.

В настоящее время КМВ имеют следующие серьезные проблемы:

• перенаселенность городов и поселков;

• освоенность земель в регионе (лишь около 10 % имеют малонарушенный ландшафт, а 90 % земель уже освоены);

• превышение уровня радиационного загрязнения в районе г. Лермонтова и прилежащих к нему территориях;

• увеличивающаяся тенденция к загрязнению атмосферного воздуха за счет роста количества автотранспорта;

• загрязнение грунтовых и поверхностных вод;

• необходимость расширения общекурортных терренкуров.

Следует обратить особое внимание на то, что в результате сравнительного анализа ресурсных возможностей КМВ и их главных европейских конкурентов — Карловых Вар и Баден-Бадена было выявлено значительное отставание курортов КМВ по уровню развития инфраструктуры для удовлетворения культурно-досуговых потребностей отдыхающих. Таким образом, отсутствие на КМВ развлекательного парка, подобного зарубежным, является очень серьезной проблемой.

Отсутствует на КМВ и достаточный дебет минеральной воды для дальнейшего развития бальнеологического курорта. Еще в советское время, когда отдыхающих было больше, Кисловодск начал испытывать дефицит минеральной воды для бальнеотерапии, поэтому был построен 40-километровый нарзанопровод, минеральную воду стали поставлять из скважины, расположенной на территории Малокарачаевского района.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 № 462 «Об особо охраняемом эко-лого-курортном регионе Российской Федерации — Кавказских Минеральных Водах» [1] в эколого-ку-рортный регион РФ Кавказские Минеральные Воды входит и Малокарачаевский район. Он является основной нарзанообразующей зоной и обладает такими же природно-климатическими условиями, как и Кисловодск, включая количество ясных дней в году, огромный дебет минеральных вод в рамках уже разработанных месторождений и имеющихся скважин.

Кроме того, Кисловодск имеет серьезные территориальные ограничения в плане дальнейшего расширения. Лечебный парк Кисловодска, безусловно, представляет огромную ценность, однако в современных условиях Кисловодск (как и другие города КМВ) не имеет необходимой инфраструктуры для удовлетворения культурно-досуговых потребностей отдыхающих. Для их удовлетворения необходимо построить достаточно большой лечебно-развлекательный парк, однако в городах КМВ, в том числе и в Кисловодске, нет неосвоенных и подходящих для этих целей земель.

В официальных документах, определяющих стратегию развития КМВ, указывается, что в течение последних двух десятилетий отмечается снижение показателей здоровья населения России. Это значит, что увеличилось количество потенциальных пациентов здравниц КМВ. Так, среди трудоспособного населения количество сердечнососудистых, желудочно-кишечных заболеваний за эти годы выросло почти в 1,5 раза — с 24 до 37 млн чел. Можно утверждать, что общее количество потенциальных пациентов более чем в 20 раз превышает возможности санаторно-курортного комплекса КМВ.

Из вышесказанного видно, что КМВ, даже с учетом перспективы развития, не в состоянии обеспечить имеющейся в стране потребности в санаторно-курортных услугах.

С учетом всех обстоятельств и на основе проведенных исследований определена целесообразность создания в Учкекене, расположенном на границе с Кисловодском и поселком Мирным Предгорного района, особой экономической туристско-рекреа-ционной зоны — Карачаево-Черкесской здравницы «Дружба народов», предусматривающей создание самого крупного в Европе (1 080 га) лечебно-развлекательного парка европейского уровня — парка «Дружба народов».

В основу создания указанной ОЭЗ положен подход, в соответствии с которым основной проект состоит из более чем 1 000 мини-проектов. Предусматривается, что среднестатистическая семья сможет реализовать один мини-проект, получив на его реализацию банковский кредит на приемлемых условиях. Таким образом, реализация проекта создания ОЭЗ не обременена поиском крупных инвесторов. Проведенные исследования показывают, что небольших инвесторов, желающих реализовать мини-проекты, будет вполне достаточно.

Зона парка будет состоять из нескольких условно разделенных частей. Определенная часть (30 га) парка «Дружба народов» будет полностью соответс-

- 43

твовать европейскому стилю и располагать всеми аттракционами, развлекательными комплексами (включая аквапарк), которые имеются в известных европейских парках. На одной из частей парка (62 га) еще планируется создать этногородки регионов СКФО, субъектов РФ, зарубежных стран, а также всех народов России. Под строительство каждого этногородка предусматривается выделение по 2 га земли (проект создания каждого этногородка будет состоять из 10—35 мини-проектов). Этногородок будет демонстрировать историю, обычаи, культуру народа, а также иметь ресторанно-развлекательный комплекс с этнической кухней.

Санаторно-курортный комплекс ОЭЗ будет состоять из 24 санаториев, каждый из которых будет вмещать около 600—800 отдыхающих. Санатории будут строиться таким образом, чтобы посередине располагался лечебно-развлекательный корпус, состоящий из отдельных блоков (одного здания), в которых будут располагаться спортзал, плавательный бассейн, тренажерный зал, сауна, бильярдный и танцевально-развлекательный залы, кинозал, лечебный блок, состоящий из 6 секций. Таким образом, проект создания лечебно-развлекательного корпуса будет состоять из 15 мини-проектов. Вокруг лечебно-развлекательного корпуса будет построено 20 двух- и трехэтажных небольших зданий (отелей), в среднем по 20 номеров в каждом. Эти корпуса будут соединены с лечебно-развлекательным корпусом коридорами. Каждое такое здание будет внутри состоять из двух блоков, т. е. из двух мини-проектов. Таким образом, каждый санаторий будет состоять из более чем 55 мини-проектов.

В рамках данного проекта предусматривается выделение для каждого субъекта РФ, входящего в СКФО, участка земли под строительство одного санатория (4 га) и одного этногородка (2 га). Для определенного количества субъектов РФ и зарубежных стран будут также выделены земельные участки под строительство санаториев.

Для организации строительства и дальнейшей эксплуатации санатория предусматривается создание закрытого акционерного общества, учредителями которого будут все инвесторы мини-проектов.

В рамках данного проекта не требуется (если этого не захочет сам субъект РФ) бюджетного финансирования. Субъекту РФ предлагается лишь предоставить информацию о проекте в СМИ и определить потенциальных инвесторов.

В особой экономической зоне предусматривается строительство студенческого, молодежного, детского (подобного пионерскому лагерю) комп-

44

лексов, а также бизнес-комплекса, имеющего современный бизнес-центр для проведения различных межрегиональных форумов, конференций и других мероприятий.

Таким образом, проект создания ОЭЗ будет северокавказским, т. е. межрегиональным, и позволит более чем 55 семьям из каждого региона иметь выгодный семейный бизнес. При этом регионы, ставшие участниками проекта, смогут ежегодно на базе санаториев проводить оздоровление до 10 тыс. чел.

Реализация данного проекта позволит КМВ решить проблему удовлетворения потребностей отдыхающих и существенно повысить конкурентоспособность на общероссийском и международном рынках оздоровительных услуг.

Данный проект, действительно, может стать отправной точкой для роста социально-экономического развития республики [3].

Одной из важнейших задач развития АПК республики является ориентация его на производство органических (экологически чистых) и пищевых функциональных продуктов. В республике предусматриваются три этапа развития производства органических продуктов:

1) 2010—2012 гг. — организация производства органических продуктов на базе домохозяйств с развитием инфраструктуры сервисного обслуживания, закупки, хранения, упаковки и сбыта, с созданием для организации этой деятельности агрохолдинга;

2) 2013—2015 гг. — подключение к домохо-зяйствам фермерских хозяйств с обеспечением на их базе производства до 25 % всей производимой в республике органической продукции;

3) 2015—2020 гг. — обеспечение такой структуры производства органических продуктов, когда 50 % от их общего числа будет производиться в крупных хозяйствах, а остальные — в равной степени в домохозяйствах и фермерских хозяйствах.

В результате проведенных маркетинговых и социологических исследований выяснилось, что российский рынок органических продуктов развит слабо, в основном за счет импорта. Однако покупатели больше хотели бы видеть отечественные продукты. Проведенные в Москве и в двух других регионах опросы среди населения показали, что 17 % населения готовы покупать органические продукты по цене выше на 50 %, если будут уверены, что это не подделка.

В России требования к производству, переработке, упаковке, транспортировке установлены постановлением главного государственного са-

нитарного врача РФ от 21.04.2008 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.3.2. 2354-08», кроме того, в ближайшее время будет принят ГОСТ РФ [2].

К производству органических продуктов установлены достаточно жесткие требования, в том числе и к экологической чистоте воздуха, почвы и т. п., поэтому производство таких продуктов возможно только в экологически чистых регионах. Несмотря на то, что в республике имеются определенные проблемы, ее можно отнести к экологически благополучным регионам, где есть возможность производства органических продуктов. Это может стать одним из главных конкурентных преимуществ республики.

Для того чтобы начать производить органические продукты, необходимо в течение двух лет не удобрять землю минеральными удобрениями. Если в общественном секторе это может создать определенные проблемы, то в домохозяйствах огороды, как правило, минеральными удобрениями не удобряют вовсе, поэтому ничто не помешает начать производство органических продуктов.

Специалисты отмечают, что организовать производство органических продуктов на промышленной основе, используя хозяйства общественного сектора, достаточно сложно. В Карачаево-Черкесии целесообразно организовать производство органических продуктов на базе домохозяйств, предоставив им соответствующие технологии, оказав определенную поддержку и организовав закупку органических продуктов по цене примерно на 50 % выше обычной. Для этого в республике предлагается создать распределенный индустриальный парк по производству и переработке органических и функциональных продуктов.

Проведенные социологические исследования показали, что в настоящее время 52 % домохозяйств республики готовы начать производство органических продуктов. Кроме того, результаты опросов отмечают, что более 8 тыс. чел. могут быть трудоустроены в этой сфере с полной занятостью и более 12 тыс. чел. — на условиях частичной, неполной занятости. Исследования показали, что для домо-хозяйств это будет очень доходная деятельность, которая может дать отдачу в целом по республике около 5 млрд руб. в год.

Поэтапно подключая к этой деятельности фермерские и другие хозяйства, в течение нескольких лет будет возможно уменьшить нагрузку на домохозяйства.

Опыт предыдущих лет показал, что в условиях кризиса домохозяйства в республике играют огромную стабилизирующую роль. Поэтому для республики большое значение имеет создание

системы поддержки домохозяйств. Организация производства органических продуктов на базе домохозяйств будет являться эффективным механизмом их поддержки. Более быстрого и эффективного способа поддержки населения республики и решения многих социально значимых проблем, в том числе повышения доходов населения и уменьшения уровня безработицы, не существует.

Для организации производства органических продуктов на базе домохозяйств необходимо создать инфраструктуру, которая включает следующие элементы:

• разработка и передача домохозяйствам технологии производства органических продуктов;

• проведение консультаций и предоставление необходимой информации;

• обеспечение необходимыми органическими семенами, удобрениями, молодняком животных и др.;

• сертифицирование земель, технологий и осуществление мониторинга соблюдения технологий;

• создание лаборатории, аккредитованной Рос-потребнадзором, соответствующими службами Щвейцарии или Израиля, для исследования каждой партии закупаемой продукции и выдачи необходимого заключения, в том числе международного сертификата о соответствии продуктов требованиям, предъявляемым к органическим продуктам;

• закупка у населения продуктов, их хранение, переработка, упаковка и транспортировка. Для организации указанной деятельности

предусматривается создание агрохолдинга. Члены домохозяйств, желающие устроиться на работу с полной или частичной занятостью, будут иметь эту возможность в агрохолдинге. При таком подходе выстраиваются юридические отношения, позволяющие членам домохозяйств получать определенную зарплату и дополнительный доход за счет продажи своей продукции, кроме того, можно заключить договоры подряда, поставки и др.

При этом важно обеспечить домохозяйства круглогодичной работой. Поэтому домохозяйствам необходимо предоставить возможность, по своему усмотрению, производить различные продукты: овощи грунтовые, овощи тепличные, фрукты, коровье молоко, козье молоко, мраморное мясо яка, мраморное мясо КРС, мраморное мясо овцы, яйца, мясо домашней птицы, мед, целебные травы и др. Предусмотрено, что в рамках агрохолдинга будут производиться также сборные конструкции теплиц и поставляться в домохозяйства.

- 45

Для идентифицикации органических продуктов предусмотрена регистрация специального товарного знака, который будет изготавливаться с высокой степенью защиты. Этот знак будет ставиться на накладные и прикрепляться на каждую упаковку продуктов только после лабораторных исследований продуктов.

Производство органических продуктов является неиспользованным конкурентным преимуществом не только Карачаево-Черкесской Республики, но и всех республик СКФО, поэтому данный проект можно рассматривать как межрегиональный, т. е. северокавказский. Кроме того, следует обратить внимание на то, что органические продукты будут конкурентоспособной продукцией региона и после вхождения России в ВТО.

Реализация данного проекта позволит создать в течение года более 7,5 тыс. дополнительных рабочих мест и обеспечить ежегодное поступление в бюджеты всех уровней более 1,6 млрд руб. Кроме того, в рамках агрохолдинга, используя ту же схему работы с домохозяйствами, предусматривается производство пищевых функциональных продуктов. Это станет отдельным, таким же прибыльным и перспективным направлением.

Также, по мнению автора, необходимо обратить внимание на создание в СКФО инфраструктуры развития инновационной экономики. Несмотря на то, что в целом инновационный потенциал России достаточно высок, его неравномерное территориальное распределение создает изначально не равные для регионов условия. Это в большой степени относится и к Северно-Кавказскому региону.

Если отдельно рассматривать потенциал каждой республики Северо-Кавказского региона, то можно заметить, что у них нет достаточного потенциала для создания полноценной региональной инновационной системы. В республиках СКФО слабо представлена академическая наука, вузы не имеют достаточной материально-технической базы, чтобы на должном уровне организовать научную и инновационную деятельность.

В создавшейся ситуации, по мнению автора, целесообразно создание межрегиональной инновационной системы (Северо-Кавказская инновационная система), имеющей распределенную структуру и предусматривающей формирование, в первую очередь, тех организационных элементов, создание которых в каждом отдельном регионе в

настоящее время нецелесообразно по экономическим соображениям [4]. Кроме того, эта система может предусмотреть возможность создания необходимой межрегиональной институциональной и инновационной инфраструктуры Северо-Кавказского региона на основе взаимовыгодной кооперации на уровне инфраструктурных элементов республик. Таким образом, кооперация имеющихся элементов и создание недостающих звеньев является наиболее оптимальным вариантом решения данной проблемы.

Основной целью создания Северо-Кавказской инновационной системы должно стать формирование межрегиональной институциональной и информационной инфраструктуры инновационной деятельности в виде единого организационно-экономического комплекса, предусматривающего возможность создания условий для формирования инновационной прорывной экономики в каждой республике Северо-Кавказского региона.

Северо-Кавказская инновационная система должна быть нацелена на реализацию стратегии, охватывая и подчиняя единой конечной цели все стадии инновационного процесса — от появления принципиально новой научно-технической идеи до ее реального воплощения и оптимального освоения рыночной инновационной ниши по узкому полю избранного в рамках деятельности инновационного комплекса приоритета, согласовывая интересы и координируя деятельность всех участвующих в реализации приоритета предприятий и организаций любых форм собственности и размеров — от малых предприятий до крупных корпоративных структур.

Список литературы

1. Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации — Кавказских Минеральных Водах: постановление Правительства РФ от 06.07.1992 № 462.

2. Об утверждении САНПиН 2.3.2 2354-08: утверждено постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 21.04.2008 № 26.

3. Перспективы развития Северо-Кавказского региона в условиях формирования сетевой экономики. М.: Изд-во НИИ РЭС, 2009.

4. URL: www.giop.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.