Научная статья на тему 'Формирование инновационной личности выпускника технического вуза в условиях модернизации Российской экономики'

Формирование инновационной личности выпускника технического вуза в условиях модернизации Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOLID-SOLID PHASE EQUILIBRIUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леушина Ирина Владимировна

В статье рассматривается вопрос о необходимости формирования инновационной личности при переходе Российской Федерации к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. При организации профессиональной подготовки компетентных конкурентоспособных специалистов инженерно-технического профиля акцент делается на ее гуманитарной составляющей в условиях личностно ориентированного опережающего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной личности выпускника технического вуза в условиях модернизации Российской экономики»

СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378+37.0

Леушина Ирина Владимировна

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева, [email protected], Нижний Новгород

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости формирования инновационной личности при переходе Российской Федерации к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. При организации профессиональной подготовки компетентных конкурентоспособных специалистов инженерно-технического профиля акцент делается на ее гуманитарной составляющей в условиях личностно ориентированного опережающего образования.

Ключевые слова: инновационная личность, специалисты инженерно-технического профиля, личностно ориентированное образование.

Leushina Irina Vladimirovna

Doctor ofpedagogical sciences, docent, professor of the foreign language department, Nizhniy Novgorod State Technical University named after R. Alexeyev, [email protected], Nizhniy Novgorod

MOLDING AN INNOVATIVE PERSONALITY OF TECHNICAL TERTIARY-EDUCATION GRADUATE UNDER RUSSIA’S ECONOMY MODERNIZATION

Abstract. This paper addresses the issue of the necessity to form an innovative personality during Russia’s transition to the innovative, socially oriented type of economic development. While organizing professional training of competent, competitive engineering / technology specialists a stress is laid upon its humanities constituent within the framework of personality oriented, outpacing education.

Keywords: innovative personality, engineering / technology specialists, personality oriented education.

Одним из важнейших факторов развития современного мира являются инновации. Успехи отдельных людей, организаций и общества в целом в большой степени зависят от их способности создавать, воспринимать и использовать эти нововведения различного рода (продуктные, технологические, социальные, культурные). Принятая в ноябре 2008 года Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила основные направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны. Соответственно переход от экспортно-сы-

рьевой к инновационной модели экономического роста потребует преобразований по многим направлениям, в том числе по развитию человеческого потенциала России, включая преодоление негативных демографических тенденций, создание экономических и социальных условий повышения образовательного уровня населения, решение проблемы непрерывного образования. Развитие российского научно-образовательного потенциала и повышение его эффективности, формирование новой инновационной культуры в обществе и повышение статуса новатора также относятся к ключевым задачам инновационного развития.

Национальной системе инновационной экономики необходим приток компетентных конкурентоспособных специалистов инженерно-технического профиля, готовых к творческой и инициативной деятельности в производственной сфере. Если раньше инженерные задачи в своей массе отстояли от границ непознанного достаточно далеко и базировались на твердо установленных рубежах, то инновационная стратегия современного производства передвинула эти задачи непосредственно в пределы освоенного (проблемные области). Характерная особенность системы знаний, необходимой для инженера инновационной сферы, заключается в прочном естественнонаучном, математическом и мировоззренческом фундаменте приобретаемого образования, широте системно-интегративного междисциплинарного кругозора, охватывающего природу, общество и человека, а также в высоком уровне общей и специальной профессиональной подготовки, обеспечивающей плодотворную деятельность в проблемных ситуациях [6].

Способность адаптироваться к высоким темпам научно-технического прогресса - сегодня необходимое, но недостаточное условие для активного и плодотворного участия в этом процессе. Для активного участия в нем важно, чтобы специалист технического профиля имел особое профессиональное инженерное мышление. Развитое инженерное мышление должно включать критичность, творчество, системность. Критичность вскрывает потребность в новации, творчество ее порождает, системность мышления и знание законов фундаментальной науки, владение информацией гарантируют конкурентоспособность, качество и надежность новации [10].

Инженерно-техническое образование в настоящее время перестраивается на основе компетентностного подхода, а приоритетный характер приобретает ряд аспектов профессиональной компетентности будущего выпускника технического вуза [4]:

- обладание деятельностной потенциальной креативностью, актуализируемой в освоенной профессиональной деятельности в виде социально значимой творческой активности как необходимым субъективным условием творчества;

- владение на достаточном уровне твор-

ческими процедурами порождения нового знания, неформальными умениями проектирования новых устройств и систем, где доля интуитивных знаний и умений может превосходить логические;

- владение умениями принимать ответственные решения - как технические в проектно-конструкторской деятельности, так и организационно-административные;

- способность корректировать и определять цель и приемлемые пути ее достижения с учетом нравственных критериев;

- самоидентификация и высокая самооценка личной профессиональной компетентности, готовность к внутрипрофессиональ-ной и межпрофессиональной мобильности;

- способность к критической и информационной рефлексии по отношению к собственной деятельности, осознание потребности самосовершенствования.

«Потенциал компетентности» побуждает современного инженера стремиться, в том числе, к целостному охвату принципов инженерного искусства, к общему знанию его передовой практики, а также свойств, поведения, производства и использования материалов, оборудования, техники, ее узлов и соответствующих алгоритмов и программ; уметь пользоваться технической информацией и статистикой; свободно выражать свои суждения по техническим вопросам на базе научного анализа и синтеза; владеть устной и письменной речью на родном и иностранном языках.

Становится очевидным, что в современных условиях резко возрастает роль таких качеств будущих инженеров, как владение методами и технологией работы с информацией, приобретение умений и навыков поиска, передачи, обработки и анализа информации, ее использования для решения профессиональных задач в интересах развития цивилизации. При этом (с учетом неизбежного старения информации) важно, чтобы у специалистов было сформировано представление о диалогичности, вариативности, открытости знаний и выработана потребность в непрерывном образовании. Очевидно, что ограничиваясь знаниями лишь из своей области, будущий специалист технического профиля не приобретет полноценного системного мышления, профессиональной мобильности и достаточной конкурентоспо-

собности на рынке труда. Большое значение в связи с этим приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, создавать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. По мнению А. Г. Асмолова [2], необходимо формирование у молодежи смысловой ценности поиска, ценности создания и использования ситуаций неопределенности как динамического резерва разнообразных путей развития. Инновационную деятельность, являющуюся сегодня требованием времени, способны осуществлять инновационные личности.

Понятие личности относится к области многих наук: философских, исторических, педагогических, психологических. При этом личность - одно из самых концептуально многозначных понятий в психологии. (Педагогика использует это понятие для обоснования программ и методов решения проблем обучения и воспитания.)

Инновационную личность предлагается рассматривать как особый тип творческих личностей. В данной связи интересно проследить последовательность «креативная личность - творческая личность - личность инновационная».

Для первых двух типов личности М. М. Зиновкина [5] приводит следующие определения: креативная личность - это личность, способная и готовая к субъективному и объективному творчеству как процессу и результату; творческая личность - это личность, успешно реализованная в объективном творчестве как процессе и имеющая объективные творческие результаты.

Важнейшие характеристики инновационной личности, которая возникает и получает широкое распространение в обществе в особых исторических обстоятельствах, для которых характерны интенсивная социальная мобильность, открытая классовая и социальная стратификации, определил

Э. Хаген [8]:

- отношение к миру, характеризующее -ся любознательностью и стремлением им управлять;

- принятие на себя ответственности за плохие стороны жизни, сопряженное с потоком лучших решений и попытками внести изменения;

- откровенность и терпимость к под-

чиненным, одобрительное отношение к их оригинальности и стремление к новациям;

- творчество, стимулирующее самобытность и стремление к новизне, неукротимая любознательность.

Личность инновационную, как особый тип творческой личности, следует рассматривать, на наш взгляд, с точки зрения ак-меологии, как личность, развивающуюся и совершенствующуюся для умножения в конечном счете всего лучшего, созданного человечеством, касается ли это духовной или материальной культуры: личность не просто усваивает культуру, но и сама начинает развивать эту культуру, опираясь на высший уровень возможностей. При этом личность рассматривается в ее развивающемся, функционирующем состоянии, в первую очередь, как субъект деятельности, определяемый К. А. Абульхановой-Славской [1] как новое, преобразованное качество личности, возникающее через разрешение противоречия между наличными возможностями, особенностями, притязаниями, мотивами личности и требованиями деятельности, предъявляемыми обществом к ее исполнителю. Становление субъектом инновационной деятельности предполагает соответственно освоение этой деятельности, способность к ее осуществлению и творческому преобразованию.

Современный человек вынужден реагировать на постоянно происходящие в обществе изменения, но часто бывает не готов к ним. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, ему необходимо активизировать свой творческий потенциал, развить в себе «творческость» [14]. Быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире, для того, чтобы адекватно реагировать на эти изменения, это и есть проявление «творче-скости», проявление неповторимости, уникальности. Развитие «творческости» представляет собой одну из центральных линий личностного развития.

При этом развитие личности понимается не как управление ею, а как создание условий для формирования у нее механизмов самоактуализации и саморазвития [3]. Система образования должна ориентировать человека в личностном росте на постоянное совершенствование и творческое развитие,

которое при соответствующих его усилиях и социальных условиях может идти непрерывно по восходящей траектории. При этом, по мнению С. Ю. Степанова, и возникает парадоксальная ситуация: на первом месте в образовательной системе профессиональной подготовки должна стоять именно личностная подготовка, профессиональная же специализация может являться лишь средством «огранки» выращенного человеческого «минерала», способствуя при этом самореализации его уникальности [13].

Модернизация высшей технической школы Российской Федерации призвана обеспечивать подготовку высококвалифицированных, инициативных и ответственных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях знаний, способных к эффективной работе по направлению подготовки на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Речь идет, таким образом, о развитии инновационной личности профессионала. В результате внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования должна быть реализована комплексная модель социально-профессиональной компетентности, понимаемой как интегративное, формируемое в деятельности личностное качество, актуализирующееся при решении стандартных и нестандартных задач в условиях различных социальных и профессиональных ситуаций.

Характеристика профессионала сегодня складывается из рассмотрения человека как личности, субъекта деятельности. Важно знать его общее представление о мире («образ мира»), его личностную направленность (социально ориентированную, деятельностно ориентированную, субъектноличностно ориентированную); творческую активность, степень осознания объективной профессиональной реальности и себя в ней; общий уровень развития способностей и различных навыков (когнитивных, перцептивных, мнемических, коммуникативных, психомоторных и др.); особенности эмоционально-волевой регуляции и саморегуляции.

Изучение собственно личностного содержания профессионального развития личности становится сегодня предметом психологических и педагогических исследований.

Однако следует помнить, что личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. По мнению В. Н. Мясище-ва, человек как продукт активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой тем полнее реализует свои возможности развития, чем более среда требует от него инициативного действия и поощряет инициативу [12]. В современной ситуации это условие актуализируется, и на передний план выступает необходимость формирования среди нового поколения личностей, мыслящих и действующих инновационно.

В сложной кооперации различных видов и сфер современной инженерной деятельности выделяют три основных ее направления: преимущественно практическую

деятельность; тесную связь с научно-исследовательской работой (основное звено в процессе соединения науки с производством); организацию и управление сложной инженерной деятельностью. Мало создать качественно новое изобретение, необходимо организовать его производство, внедрение и функционирование в определенной социальной и природной среде, обеспечить его оптимальное взаимодействие с человеком и окружающей средой, учитывая таким образом психологические, социальные, экологические и другие факторы. Мышление современного специалиста технического профиля существенно усложняется и включает в себя и такие его виды как логическое, образно-интуитивное, практическое, научное, экономическое, управленческое, коммуникативное, а это, в свою очередь, приводит к выходу инженерной деятельности на гуманитарные методы познания и освоения действительности.

В связи с этим особую роль в формировании личности с новым, инновационным, типом мышления приобретают дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Произошедшие за последние десятилетия изменения в

отечественном высшем профессиональном образовании, проявившиеся прежде всего в смене приоритетов и переходе к более демократичной схеме учебно-воспитательного процесса «преподаватель и студент - равные партнеры», привели вузовскую общественность, в том числе и технических университетов, к четкому осознанию востребованности гуманитарной составляющей в процессе подготовки специалистов технического профиля. Выявилась острая необходимость в углубленной и качественной подготовке выпускников технических вузов в областях истории и культурологии, педагогики и психологии, экономики, экологии и эргономики, иностранного языка и межкультурной коммуникации.

Гуманитарный компонент подготовки должен занять подобающее ему место в так называемом индивидуальном когнитивном пространстве - «определенным образом структурированной совокупности знаний и представлений, которыми обладает любая (языковая) личность» [7, с. 164].

При этом гуманитарный сектор индивидуального когнитивного пространства будет характеризоваться образностью, красочностью и артистизмом, а технический - логичностью, последовательностью и однозначностью. Становится очевидным возрастание роли гуманитарной подготовки в техническом вузе: она видится неотъемлемой частью процесса обучения в модельной информационно-образовательной среде, придавая концепции формирования инновационного инженерного мышления так необходимые ей объемность, цельность, художественную образность, эмоциональность и динамику восприятия информации, помогая будущему специалисту технического профиля подготовить себя к реальной работе. Гуманитарная часть индивидуального когнитивного пространства должна обеспечить минимальное различие между учебными, модельными, и реальными условиями деятельности студента технического вуза и его выпускника. Для этого требуется взаимопроникновение гуманитарного и технического секторов когнитивного пространства, ни в коем случае не приводящее к потере разумного соотношения между ними с дальнейшим перекосом в ту или иную сторону и неизбежным снижением качества образования.

Отечественные и мировые тенденции совершенствования подготовки и повышения компетентности специалистов технического профиля заключаются таким образом: в переориентации с узкопрофессиональной подготовки на развитие личности обучающегося; в смене субъект-объектных отношений на субъект-субъектные; в системном видении модели будущего специалиста как совокупности личностных и профессионально важных качеств, удовлетворяющих потребностям как отдельной личности, так и общественной практики [11]. Специалисты, осуществляющие сегодня инновационную производственную деятельность, ориентированные на успешную профессиональную самореализацию в инновационной среде, должны помимо собственно инженерных знаний обладать способностями эффективного их применения на практике, воображением и творческими навыками, способностями формулировать и решать сложные задачи как в рамках предметной области их профессиональной компетенции, так и в смежных областях. Им должны быть присущи личностные качества, обеспечивающие способность к кооперации и коллективной деятельности, коммуникабельность, решительность в достижении целей, направленность на реализацию коэволюционного сосуществования человека и природы. Развивать в личности заложенные природой задатки призвано личностно ориентированное «опережающее» образование.

Следует отметить, что традиционная педагогика в качестве своей приоритетной задачи всегда выдвигала как цель развитие личности и в этом смысле была личностно ориентирована, но ее основаниями являлись: признание за обучением определяющего основного источника развития личности; формирование личности с заранее заданными качествами, свойствами, способностями; понимание развития как наращивания знаний, умений, навыков и овладения социально значимыми эталонами в виде понятий, идеалов, образцов поведения; признание ведущей роли внешних воздействий (роли педагога, коллектива, группы), а не саморазвития отдельной личности.

Формирование инновационной личности требует поиска инновационных средств, методов и использования комплементарно-

вариативного принципа при их выборе, так как обучение всегда строится на композиции методов с учетом конкретных целей и условий обучения [9].

В современном вузе формируется не абстрактный специалист с набором определенных профессиональных качеств, а личность как целостность, имеющая только ей присущую индивидуальность, в которой постепенно проявляются профессиональные черты. Поэтому развитие индивидуальных особенностей каждого обучающегося становится основой его учебной деятельности, содержание которой должно быть направлено на самого обучающегося как на ее субъект, и должно удовлетворять условиям актуализации инновационной личности [5]: условие противоречивости инициирует работу в проблемном поле; неопределенности стимулирует поиск собственных оригинальных решений; многовариантности обеспечивает возможность их нахождения.

Наличие активной жизненной позиции, уверенности в собственных силах и настойчивости в достижении поставленных целей являются базовыми характеристиками инновационной личности. Важным фактором результативности подготовки специалиста технического профиля может стать обеспечение оптимальных педагогических условий для самоактуализации каждого студента, его профессиональной самоидентификации, выбора им жизненной позиции и путей личностного и профессионального роста.

Библиографический список

1. Акмеология / К. А. Абульханова, О. С. Анисимов, В. Г. Асеев [и др. ] / под общ. ред. А. А. Деркача. - М.: Изд. РАГС, 2002. - 650 с.

2. Асмолов А. Г 21 век: психология в век пси-

хологии // Вопросы психологии. - 1999. - №1. -С. 3-12.

3. Берулава Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 236 с.

4. Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. - 2005. - №4. -С. 30-33.

5. Зиновкина М. М. НФТМ - ТРИЗ. Педагогическое творчество. - М.: Изд. МГИУ, 2008. -258 с.

6. Инженерное образование, инженерная педагогика, инженерная деятельность / А. Кирсанов, В. Иванов, В. Кондратьев, Л. Гурье // Высшее образование в России. - 2008. - №6. - С. 37-40.

7. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. -М.: ИТДГК «Гнозис», 2001. - 270с.

8. Лапин Н. И. Теория и практика инноватики. - М.: Логос, 2010. - 328 с.

9. Леушина И. В. Эмерджентность как следствие комплементарно-вариативного подхода к решению проблем иноязычной подготовки специалистов технического профиля // Инновационные технологии современного учебного процесса: стратегия, задачи, внедрение: материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Н. Новгород: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2009. - С. 229-232.

10. Лозовский В. Н., Лозовский С. В. Фунда-ментализация высшего технического образования: цели, идеи, практика. - СПб .: Лань, 2006. -128с.

11. Моргунов Г. М. Социосинергетика и образование. - М.: Изд. МЭИ, 2005. - 152 с.

12. Райгородский Д. Я. Психология личности. Хрестоматия. - Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2006. - Т. 2. - 544 с.

13. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. -М.: Наука, 2000. - 174 с.

14. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Флинта, 1997. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.