Научная статья на тему 'Сущность, содержание и направленность профессионально-ориентированной креативности специалистов технического профиля'

Сущность, содержание и направленность профессионально-ориентированной креативности специалистов технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ПРОЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / КРИТЕРИИ КРЕАТИВНОСТИ / PROFESSIONALLY-ORIENTED CREATIVITY / TECHNICAL SPECIALISTS / PROJECTIVE PEDAGOGY / CREATIVITY CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айбатыров Казбек Султанбекович, Айбатырова Муслимат Абдуллаевна

На основе анализа психолого-педагогической литературы и некоторых практических данных, обосновываются авторский подход к формулировке определения профессионально-ориентированной креативности специалистов технического профиля, предложены критерии креативности и их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence, content and orientation of professionally-oriented creativity of technical specialists

The author’s approach to the formulation of the definition of professionally-oriented creativity is defined on the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature; the author suggests some criteria of creativity and their content.

Текст научной работы на тему «Сущность, содержание и направленность профессионально-ориентированной креативности специалистов технического профиля»

УДК 378

Айбатыров Казбек Султанбекович

кандидат педагогических наук, доцент

Айбатырова Муслимат Абдуллаевна

кандидат филологических наук, доцент Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова, г. Махачкала

aibatkaz@yandex.ru

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КРЕАТИВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

На основе анализа психолого-педагогической литературы и некоторых практических данных, обосновываются авторский подход к формулировке определения профессионально-ориентированной креативности специалистов технического профиля, предложены критерии креативности и их содержание.

Ключевые слова: профессионально-ориентированная креативность, специалистов технического профиля, проективная педагогика, критерии креативности.

Значимость развития профессионально-ориентированной креативности у будущих специалистов обусловлена постоянным техническим и технологическим усложнением производственных процессов и машин, ситуаций технико-социального взаимодействия, повышением их нестандартности, усилением требований к специалистам в рамках профессиональной деятельности. При этом очевидна недостаточная теоретическая разработка вопросов, касающихся понятия профессионально-ориентированной креативности, ее содержания, направленности, механизма формирования; налицо недостаточная научно-методическая разработанность данной проблемы; отмечается растущая потребность в новых специалистах технического профиля, способных активно использовать творческий потенциал в профессиональной деятельности и в решении проблем, связанных с профессией. Все это определяет высокую научную актуальность и практическую значимость проводимого исследования.

Теоретические аспекты креативности освещаются в работах многих зарубежных авторов (Г.Ю. Айзенк, Ф. Баррон, Д. Векслер, М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, Х. Грубер, Р. Крачфилд, А. Маслоу, С. Медник, Э. Ро, Р. Стенберг, Р-Е. Тафель, Е. Торранс, М. Уоллах, Дж. Хантер, Дж. Хеслруд, Э. Шехтель).

В отечественной психологии большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности, выяснению механизмов творческой деятельности, природы творческих способностей, творчества, как инновационного процесса (А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.П. Огурцов, Я.А. Пономарев, и др.). Наиболее общие признаки творчества изучали Г.С. Альтшуллер, В.К. Кириллова, Т.В. Кириллов, Н.В. Кузьмина, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, А.И. Субетто, А.В. Хуторской, А.Т. Шумилин. Когнитивное и личностное направления в исследовании когнитивности выделяются в работах Д.В. Ушакова, М.А. Холодной. Адаптация тестов интеллекта при изучении когнитивности проводится в работах Н.Б. Шумаковой, Е.И. Ще-блановой, Н.П. Щерба.

Проблемы творческой личности исследовали (С.Г. Айзексен, Ф. Барэн, Х.Д. Бьючер, Ч.М. Гад-жиев, Р.Б. Кеттэлл, Х.П. Коул, Д.У Маккиннон, А.М. Матюшкин, Д.А. Моффет, Р. Мэй, Я.А. Пономарев, Д.П. Сарноф, А.Ф. Осборн, М.И. Стейн, УД. Тордон, УД. Шепард).

В отечественной психологии проблему креативности рассматривали Д.Б. Богоявленская, Ч.К. Борисов, А.В. Брушлинский, М.С. Каган, А.Г. Ковалев, А.Н. Лук, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, И.Э. Стрелкова и др. Кроме комплексного структурно-функционального анализа творческого потенциала изучались психолого-педагогические основы творчества, развития (В.И. Андреев, А.В. Брушлинский, И.С. Кон, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов); субъект-субъектное взаимодействие и продуктивное общение (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, Б.Ф. Ломов); личностные корреляты креативности (Л.Б. Ермолаева-Томина, А.Н. Лук, Р.В. Рескин); развитие творческого потенциала и воспитание коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры (Эд. Де Боно, М.С. Каган, Р. Крачфилд, А.М. Матюшкин, А.Л. Петровская, Е. Торранс, М. Уоллах); диагностика креативности (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е. Торранс, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова).

Более интенсивно проблема профессионального творчества и профессиональной креативности в различных ее аспектах исследовалась в акмеологии: рефлексивные процессы в творческой деятельности (А.А. Деркач, О.С. Анисимов, И.Н. Семенов Ю.С. Степанов, И.В. Байер, А.Л. Емельянов, А.В. Лосев, Н.Б. Ковалева, С.В. Кузнецов, С.Н. Маслов, О.А. Полищук), творческая готовность (С.Н. Толстов), творческий, инновационный потенциал (К.В. Петров, С.Д. Поляков), готовность профессионала к инновационной деятельности (Е.Г. Чирковская), проблемы личност-но-профессионального развития (А.С. Одинг), творческая продуктивность (О.С. Соболева), креативная педагогика (А.Г. Алейников).

Необходимо также отметить, что исторически профессиональное образование в мире развива-

© Айбатыров К.С., Айбатырова М.А., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014

219

лось в русле почти не пересекающихся двух культур: гуманитарно-художественной и научно-технической. Обособленное развитие этих двух культур тормозило в целом развитие профессионального образования. Поэтому в последние десятилетия делались (и делаются) попытки сближения этих культур.

Появились и реализованы концепции с одной стороны - гуманизации и гуманитаризации технического образования, с другой стороны - усиление технократического подхода и естественно-научных и технических дисциплин в гуманитарно-художественном образовании (например, включение курсов «математика для гуманитариев», «информатика» и др.). Все это, конечно способствовало и развитию креативных педагогик. Однако опыт показал, что эффективность принятых мер по сближению двух культур пока недостаточна [2; 3; 4; 6].

В последнее время ученые различных стран все больше приходят к убеждению, что появилась объективная реальность - третья культура, которая органично объединяет гуманитарно-художественную и научно-техническую культуры и дает новый толчок их развитию. Третья культура - проектная (или проективная) культура (от англ. - design). Доминанта третьей культуры базируется на утверждении, что любая человеческая деятельность (к которой относится и обучение) должна осуществляться по законам проектирования - дизайна) [5].

В России понятие проективной педагогики, реализованной в технологии, обладающей потенциально более высоким (по сравнению с другими технологиями) уровнем креативности, далеко не всеми педагогами осознано и принято. В значительной степени это связано с тем, что в целом дидактика креативной (проективной) педагогики разработана пока не достаточно и, следовательно, не стала достоянием широкой педагогической общественности.

Педагогика креативной ориентации, содержащая педагогическое воздействие на субъект для освоения определенного учебного материала (учебного предмета) и отличающаяся тем, что с целью повышения эффективности обучения педагогическое воздействие осуществляется на фоне центробежного надкритического взаимодействия, при этом обучаемый переводится из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества (креативности), а традиционный (основной) учебный материал из ранга предмета освоения переводится в ранг средства достижения некоторой созидательной цели, дополнительный же материал содержит описание и показ действия эвристических приемов и методов [1; 5].

Правильнее такое образование называть проективным не только потому, что используется проект как метод обучения, а главное потому, что само обучение является средством создания и реализации

какого-либо проекта, имеющего жизненный, а не просто учебный смысл для обучающегося. В отличие от массового образования оно становится персонифицированным.

Осуществленный теоретический анализ первоисточников по проблеме формирования креативности и развития творческий способностей личности показал, что проблемы формирования профессионально-ориентированной креативности специалистов технического профиля, остались вне поля исследований психолого-педагогических наук.

В тоже время, обнаруживается явное противоречие между имеющейся системой профессиональной подготовки специалистов технического профиля (ориентированной преимущественно на формирование специальных технических знаний, производственных циклов и технологий) и необходимостью разработки педагогических условий, обеспечивающих становление и реализацию готовности специалистов к творческому мышлению, принятию технико-технологических решений в ситуациях повышенной неопределенности и ответственности, т.е. всех основных элементов компетентности в отношении собственной профессиональной креативности.

Наша позиция заключается в том, что одной из интегральных характеристик компетентности специалиста технического профиля, обусловливающей его профессиональное становление, является профессионально-ориентированная креативность. От уровня ее сформированности в большей степени зависит эффективное решение повседневных задач и направление его развития в профессии инженера.

В нашем представлении, профессионально-ориентированная креативность специалиста технического профиля отражает творческие достижения личности на разных этапах профессиональной деятельности и понимается как способность к созданию новых профессиональных продуктов и высоких результатов деятельности за счет реализации креативных способностей личности. Характеристиками креативного продукта профессиональной деятельности специалиста технического профиля являются необычность, новизна, экономическая полезность технико-технологических разработок, а также в целом эффективность профессиональной деятельности, выражающаяся в оптимальной организации инженерной деятельности с учётом минимизации энергозатрат.

Профессионально-ориентированная креативность специалиста технического профиля понимается нами как его способность на основе интеграции технических, математических, экономических и собственно-креативных знаний и умений принимать и внедрять в рамках профессиональной деятельности творческие решения, детерминирующие в целом продуктивность и эффективность данной деятельности.

220

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014

Таблица 1

Критерии профессионально-ориентированной креативности специалистов технического профиля и их содержание

№ п.п. Критерии профессионально-ориентиров анной креативности Содержание критериев профессионально-ориентированной креативности

1. Мотивационный - ориентация (устойчивая мотивация) на профессионально-ориентированную креативизацию; - чувство новизны, юмора, критичность; - интерес к нестандартным профессиональным задачам; - способность быстро включаться в процесс профессионально-ориентированной креативизации; - эмоциональная вовлеченность в творческую деятельность; - стремление к творческому сотрудничеству в процессе решения профессиональных задач; - направленность на процесс достижения цели, получения результата профессионально-ориентированной креативной деятельности

2. Когнитивный - представления о сущности профессионально-ориентированной креативности и способах ее формирования; - знания о своих индивидуальных креативных особенностях; - представления о требованиях, предъявляемых к специалисту на рынке труда; - представления о сферах приложения профессионально-ориентированных креативных умений; - уровень профессиональных (предметных) знаний, позволяющий оперировать ими на креативном уровне; - представления о профессионально-ориентированном креативном поведении

3. Деятельностный - беглость (умение генерировать идеи и выдвигать гипотезы по решению профессиональных задач, предлагать несколько решений задач); - гибкость (способность предлагать разные виды, типы, категории решения профессиональных задач); - способность к структурированию, проявление воображения, чувства юмора и развитие гипотез; - находчивость, изобретательность (умение изменять и преобразовывать профессиональные задачи; предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения); - способность абстрагироваться и степень сосредоточенности в процессе решения профессиональной задачи; - умение осуществлять перенос знаний и умений из технической области в другие области; - умения представлять учебный технический (математический) материал разнообразными (нетрадиционными: визуализация (опорные конспекты), ассоциация и др.) способами, уметь комментировать данный процесс; - оригинальность, изобретательность и продуктивность (умение демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения профессиональной задачи); - независимость, нестандартность (умение воздерживаться от принятия первого пришедшего в голову, типичного, общепринятого решения профессиональной задачи, выдвигать различные способы решения и выбирать лучший)

В данной связи, профессионально-ориентированная креативность специалиста технического профиля определяется как системное профессионально-личностное качество специалиста, позволяющее не только быстро адаптироваться в профессии, но и способность оперативно находить и эффективно применять нестандартные, оригинальные творческие технико-технологические решения в профессионально-производственной деятельности, стремление к самореализации в профессии и непрерывному профессиональному саморазвитию, удовлетворенность выбранной профессией.

В диагностическом исследовании установлено, что общий показатель профессионально-ориентированной креативности специалистов технического профиля находится в диапазоне оценок среднего уровня и оценивается как средний и низкий, при этом выявлена тенденция к снижению уровня креативных способностей при увеличении профессионального стажа.

Типичные проблемы формирования компонентов (мотивационного, когнитивного, деятельност-ного) профессионально-ориентированной креативности специалистов технического профиля связаны

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014

221

со сниженной мотивацией к профессиональному творчеству, недостаточным уровнем технических, математических, и собственно креативных знаний и умений, неэффективным межличностным взаимодействием в процессе принятия решений.

Исходя из этого, формирование профессионально-ориентированной креативности как системного профессионально-личностного качества специалиста технического профиля должно осуществляться в процессе реализации формирующей программы, имеющей комплексный характер и, которая бы обеспечивала мотивационную, когнитивную и де-ятельностную виды подготовки.

Сущность профессионально-ориентированной креативности специалиста технического профиля состоит в его готовности ориентировать свою профессиональную деятельность не только на получение собственно производственно-технологических результатов, но и на возможность получения таких результатов (творческих, инновационных), которые имели бы прикладное (рыночное) значение и решали бы какую-либо проблему (экономическую, производственную и др.), т.е. повышали эффективность производства и предприятия в целом.

Содержание профессионально-ориентированной креативности специалиста технического профиля заключается в позицировании себя в профессиональной деятельности, как инноватора.

Направленно сть профе ссионально-ориентиро-ванной креативности специалиста технического профиля концентрируется на совершенствовании личностной и профессиональной сфер в зависимости от потребностей общества, государства, самой личности специалиста и креативной экономики.

Критериями сформированное™ профессионально-ориентированной креативности выступают

УДК 378

уровни компонентов креативности, которые мы приводим в таблице 1.

Таким образом, для эффективного решения проблемы формирования креативности специалистов технического профиля в целом требуется существенное преобразование всей системы технического образования, разработка новых моделей и педагогических условий учебного процесса, позволяющих студентам технических специальностей - будущим специалистам уже в процессе обучения получать значимые научные и практические результаты, генерировать новые знания, но это уже тема отдельного исследования.

Библиографический список

1. Алейников А.Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы. - 1989. - № 12. - С. 29-34.

2. Блэр Т. Новая экономика требует новой системы образования // Высшее образование России. - 2000. - № 2. - С. 103-105.

3. Борзенков В. Преодоление раскола? // Высшее образование в России. - 1999. - № 5. - С. 23-31.

4. Мейен С.В. Типологические аспекты интеграции физического, биологического и социогума-нитарного знания // Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. - М.: Наука, 1984. - С. 88-99.

5. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. - М.: Академический проект, 2004. - 560 с.

6. Харченко Л.Н. О гуманизации естествознания, или взаимопроникновении наук // Педагогическая наука и практика - региону: Материалы региональной науч.-практ. конф. - Ставрополь: СРГПИД, 2001. - С. 37-47.

Бабенко Алена Сергеевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

alenbabenko@yandex.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ФУНДИРОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕПРЕРЫВНЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В данной статье описан способ применения принципа фундирования при изучении непрерывных динамических систем в бакалавриате и магистратуре, направленный на развитие креативности студентов по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика».

Ключевые слова: принцип фундирования, спираль фундирования, непрерывные динамические системы, креативность.

В первые понятие фундирования (нем. fundierung - обоснование, основание) ввели в педагогику В.Д. Шадриков и Е.И. Смирнов в 2002 году как «процесс создания условий для поэтапного углубления и расширения школьных знаний в направлении профессионализации и формирования целостной системы научных и методических знаний, как процесс формирования целостной системы профессионально-педагогической деятельности». Отличительной чертой прин-

ципа фундирования является определение основы для спиралевидной схемы моделирования базовых знаний, умений, навыков предметной (в том числе, математической) подготовки студентов. При фундировании знаний педагог вместе со студентом, уже владеющим теоретическими знаниями, отрабатывает с ним практические умения. «Спираль фундирования - целостный интегрирующий механизм реализации преемственности содержания школьного и вузовского образования и становле-

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова .fty № 3, 2014

© Бабенко А.С., 2014

222

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.