Научная статья на тему 'Психологическая модель элитного специалиста в сфере техники и технологии'

Психологическая модель элитного специалиста в сфере техники и технологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
209
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ПРОФИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Авдеева А.П.

В статье отражены результаты разработки психологической модели элитного специалиста в сфере техники и технологии. Представлены профили деятельности и личности элитного специалиста, включающие анализ целей, функций и требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая модель элитного специалиста в сфере техники и технологии»

Авдеева Анна Павловна, доцент кафедры социологии и психологии управления ГУУ, кандидат психологических наук, доцент.

Психологическая модель элитного специалиста в сфере техники и технологии

В статье отражены результаты разработки психологической модели элитного специалиста в сфере техники и технологии. Представлены профили деятельности и личности элитного специалиста, включающие анализ целей, функций и требований.

Ключевые слова: модель специалиста, модель деятельности, модель личности, психологическая структура, профиль деятельности, профиль личности.

Avdeeva Алла Pavlovna assistant professor of sociology and psychology of management GUU, candidate of psychological sciences, docent

Psychological model of elite specialist in the sphere of technique and technology

The article reflecte the resulte of the development of the psychological model of elite specialist in the sphere of technique and technology. Presente the profiles of activity and the personality of the elite specialist, including the analysis of the goals, functions and requirements.

Key w ords: model of a specialist, business model, model of personality, psychological stmeture, activity profile, the profíle of the person.

Для выявления базовых критериальных признаков профессиональной элитарности нами были изучены психологические требования к деятельности и личности элитного специалиста в сфере техники и технологии. При разработке модели элитного специалиста в области техники и технологии мы руководствовались методологическим принципом, сформулированным В.Д Шадриковым: « Модель специалиста - это описание того, к чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций он подготовлен и какими качествами обладает» [18]. Структура психологической модели элитного специалиста в сфере техники и технологии включает два основных блока: 1) профиль функциональных особенностей деятельности элитного специалиста в сфере техники и технологии; 2) профиль личностных качеств. Психологическая модель деятельности специалиста представлена через описание целей и видов профессиональной деятельности, профессиональных задач и функций. Элитный специалист в области техники и технологии, преледе всего, должен осуществлять инновационную деятельность в научной и практической сфере: развивать существующие и создавать новые интеллектуальные ценности в виде новых методологий и методик; решать оригинальные и эффективные производственные проблемы [2,3,6]. Он должен быть ориентирован на инновационное поле профессиональных проблем и готов к решению инновационных задач в сфере высоких технологий; способен создавать новые, конкурентоспособные виды продукции, презентовать и продвигать их на мировом рынке.

Профессиональная деятельность элитного инженера связана с выполнением трех основных видов работ: исследовательской, проектной и предпринимательской и, соответственно, он должен владеть тремя основными видами профессиональной компетентности: исследовательской, проектной и предпринимательской [17]. «Профессионализация образования направлена на подготовку нового типа специалиста-профессионала, носителя целостной научно-технической деятельности, отличающегося глобальностью мышления, аристократичностью духа, способного к творческой работе на всех этапах жизненного цикла создания систем от исследования и конструирования, разработки технологии и эксплуатации до предпринимательской деятельности» [20]. Исследовательская функция в деятельности элитного специалиста в сфере техники и технологии заключается в поиске оптимальных законов, принципов и способов взаимодействия для создания новых и усовершенствования существующих технологических объектов. Этот вид деятельности требует от элитных специалистов наличия развитых творческих способностей, высокого уровня развития формально-логического и понятийного мышления, критичности, способности прогнозировать, анализировать и обобщать результаты исследований; умений и навыков организовать на\ чно-исс лсдо вате л ьс ку ю работу. Одно из важнейших требований к деятельности элитного специалиста в сфере техники и технологии заключается в его способности и готовности к проведению мсадисциплинарных исследований с позиций системного подхода Наиболее полный перечень функциональных требований, предъявляемых к элитным специалистам в сфере техники и технологии, представлен следующим образом [13]:

■ глубоко разбираться в предмете высокотехнологичного бизнеса, компетентно вести его;

■ понимать и оценивать производственные и технологические возможности организации для создания продукции, требуемой рынком;

■ проводить эффективную презентацию продукции - уметь убедить потенциального покупателя или инвестора в высоком качестве предлагаемого наукоемкого товара;

■ осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

■ владеть навыками деловой коммуникации на иностранных языках;

■ ориентироваться в сфере управления коллективами людей;

■ уметь организовывать высокотехнологичное производство;

■ осуществлять стратегическое и оперативное управление сложными промышленными объектами;

■ обладать глубокими инженерными знаниями - понимать качественные показатели производимых и эксплуатируемых сложных машин и оборудования, наукоемких технологий;

■ проектировать все стадии жизненного цикла наукоемкой продукции (технологий, изделий и т.п.) и управлять этими стадиями;

■ уметь применять технические показатели для оценки уровня разрабатываемых технологий, сложных машин и механизмов;

■ осуществлять эффективную производственно-технологическую коммуникацию - разговаривать "на одном языке" со специалистами и разработчиками реализуемой продукции;

■ уметь использовать экономические показатели для оценки технологий, технических систем.

Таким образом, можно заключить, что функциональные компетенции элитного специалиста в сфере техники и технологии, выходят за рамки предмета профессиональной деятельности, включая в себя и организационно-управленческий и социально-психологический контексты.

Показателем социально-профессиональной компетентности является высокий уровень психологической готовности элитного специалиста к инновационной управленческой деятельности. От элитных специалистов требуется умения и навыки организации инновационных разработок и проектов; создание новых инновационных производственных предприятий для выпуска конкурентоспособной продукции [4,7]. Таким образом, к основным отличительным особенностям элитного специалиста в области техники и технологии также относят наличие управленческого потенциала и направленность на карьерное продвижение. «Получившие элитное образование должны уметь решать задачи в высокодинамичной внешней среде, а для этого нужно иметь неординарные управленческие качества, обладать экономным и экологическим мышлением. И здесь большое значение имеет умение ориентироваться в любой обстановке, видеть и формулировать проблемы, прогнозировать ход проектной и конструкторской деятельности, выявлять тенденции развития событий, создавать объективно новое посредством специфических процедур» [с.82,20]. Элитный специалист должен быть готов к командной работе, владеть методами управления и организации работы такого коллектива, знать основы организации труда и уметь применять их на практике. Необходимость осуществления управленческой функции элитными специалистами технической сферы деятельности определяет следующие требования, предъявляемые к их психологическим качествам: стабильность и эмоциональная уравновешенность, преобладание вербального интеллекта, развитые коммуникативные и организаторские качества личности. Исходя из этого, важнейшее требование к элитному специалисту в области техники и технологии заключается в том, что он должен быть эффективным лидером в любой сфере (области) профессиональной деятельности [8].

Мотивационно-ценностные требования, предъявляемые к элитным специалистам в сфере техники и технологии, включают: устойчивое, отрефлексированное и положительное отношение к профессии и инженерной деятельности; направленность на профессиональное и личностное самосовершенствование и развитие; готовность нести личную ответственность за результаты и социальные последствия профессиональной деятельности; высокий уровень социально-профессиональной идентичности. Когнитивно-операциональный формат требований профессиональной элитарности связан с овладением фундаментальными и специальными знаниями; практическими навыками проведения аналитических, проектных, исследовательских и экспериментальных работ, необходимых для создания новых интеллектуальных ценностей и материальной продукции; стратегического видения тенденций и основных направлений развития техники и технологии, научно-технического прогресса и его влияние на мировые социально-экологические процессы; а так же владение творческим подходом к решению профессиональных задач, умения самостоятельно разрабатывать и реализовывать подходы к решению проблем в различных стандартных и нештатных ситуациях профессиональной деятельности; владение коммуникативными компетенциями для эффективного взаимодействия в профессионально-социальной среде [11]. В результате анализа «зон ответственности» элитного специалиста в сфере техники и технологии, мы выделили ключевые профессиональные роли данного специалиста. «Стратег» - разрабатывает и реализует стратегии развития организации, организационные механизмы ее обеспечения на основе панорамного видения перспектив корпорации, отрасли в целом. «Руководитель команды» - возглавляет проектные подразделения и команды. «Предприниматель» - привлекает разнообразные внутренние и внешние ресурсы; обеспечивает продвижение и реализацию разработанной продукции. «Новатор» - является исследователем-разработчиком инновационных проектов; выступает генератором идей и научно-технических знаний, инициатором творческих подходов в специфических областях деятельности. «Эксперт-консультант» - обладает специальными компетенциями для решения мсвдисциплинарных проблем. Таким образом, модель деятельности элитного специалиста в сфере техники и технологии представляет собой мношролевой профессиональный профиль. Из всего изложенного выше становится ясно, что профессиональная деятельность элитного специалиста в области техники и технологии является сложноорганизованной, включающей в качестве элементов такие виды как исследовательская, проектная, предпринимательская, управленческая, экспертная. Основная функциональная направленность профессиональной деятельности элитного специалиста в сфере техники и технологии консолидируются вокруг инновационной "вертикали", которая задаёт стратегический уровень системы деятельности, ориентированный на преобразование и развитие. В соответствии с инновационным профилем деятельности, элитный специалист в области техники и технологии должен 1) обладать: направленностью и способностью к самоизменению, поскольку «...главным элементом, вызывающим собственно инновационную деятельность, как и инновации вообще,... является изменение самого субъекта инновации» [10]; 2) обеспечивать инновационную научно-практическую и управленческую деятельность; 3) выполнять следующие функции: разрабатывать стратегические ориентиры; формировать и возглавлять команды транспрофессионалов для комплексного решения мсвдисциплинарных проблем; выполнять инновационную исследовательскую работу; привлекать инвестиции.

Модель личности элитного специалиста в сфере техники и технологии представляет собой совоку пность обобщенных качеств, которыми он должен обладать для эффективного решения всех социально-профессиональных задач, и

обеспечивающих еш саморазвитие и самореализацию [1]. К определяющим признакам элитного технического специалиста были отнесены: способность к точным наукам, талант, изобретательность; умение логически мыслить, рассуждать и вычислять на уровне, который достигнут в области точных наук; владение современными компьютерными технологиями, методами математического моделирования и натурного экспериментального макетирования сложных систем и технологических процессов, включая нелинейные динамические; умение ставить и решать технические и технологические проблемы, доводить разработки до совершенства, обеспечивать их конку рентоспособность: способность к инновационной деятельности на базе мсадисциплинарного образования и культуры, умение доводить новые разработки до полного внедрения в производство и привлекать инвестиции; высокая гуманитарная культура; умение работать в команде и владение иностранными языками [20]. Академик РАН, профессор, доктор технических наук, являющийся в течение многих лет ректором МГТУ им. Н.Э.Баумана - И.Б.Федоров, к важнейшим характеристикам элитного технического специалиста относит высокий уровень профессиональной компетентности, творческий подход, ответственность, стремление к постоянному профессиональному и личностному развитию и совершенствованию [16]. В.Е.Медведев - специалист в области технической педагогики считает, что элитные специалисты инженерных специальностей должны представлять собой творчески активных профессионалов высшей категории; интеллигентов с широкой эрудицией и высоким уровнем общей культуры: гралсшн со сформированным научным мировоззрением и политической культурой, с устойчивой системой духовных и нравственных ценностей [9]. А.А. Добряков, разрабатывая пс ихо ло гичес ку ю концепцию интеллектуальной компетентности, подчеркивает, что элитный специалист, прелезе всего, является творчески активной личностью, способной к самостоятельному освоению новых областей знаний и поролсдению на этой основе нового информационно-технологического и социального содержания профессиональной деятельности. Исходя из этого, он должен обладать такими базовыми свойствами как: способность накапливать знания; способность к творчеству и инновационной деятельности; способность к самоактуализации и самосовершенствованию.

Элитный специалист в научно-технической области должен иметь широкое междисциплинарное образование и владеть надпредметным стилем профессиональной деятельности; обладать следующими профессионально-важными качествами: 1) дивергентностью, эврисгичносгью (интуитивностью), 2) гибкостью (нешаблонностью) мышления, 3) решительностью, оперативностью - принимать решения в условиях неопределенности и дефицита времени; 4) самостоятельностью; 5) рефлексивностью - видеть достоинства и недостатки собственной деятельности; 6) адаптивностью - эффективно приспосабливаться к постоянно изменяющимся технологиям и условиям в обществе; 7) стратегическим видением; 8) обучаемостью - самостоятельно приобретать новые знания и постоянно самообучаться, развивать себя; 9) нравственными качествами - обладать высоким общеку льтурным уровнем, проявлять в профессиональной деятельности общечеловеческие ценности гуманизма, духовности и воспитанности. [4,5]

Энергетический потенциал элитного специалиста технического профиля деятельности, включающий характеристики работоспособности, эмоциональной стабильности и волевые качества личности; лидерский потенциал -целеустремленность, коммуникативные компетенции; управленческий потенциал, связанный с умениями и навыками по разработке организационной стратегии и управления персоналом; инновационный потенциал - толерантность к неопределенности, способность к оправданному риску, ответственность, направленность на потребность достижения и самореализацию, рефлексивность и креативность должны быть представлены на высоком уровне развития. Психологическое содержание параметра инновационности личности элитного специалиста в сфере техники и технологии неразрывно связано с одним из магистральных путей достижения социально-профессиональной зрелости - его личностного роста. Личностный рост, основываваясь на интерперсональной динамичности и социальной адаптивности, выступает как основание и направление (побудительнаой силой) профессионального становления и развития профессиональной элитарности специалиста в сфере техники и технологии. Будучи динамическим образованием, личностный рост специалиста включает три взаимосвязанных процесса: 1) освобождение интерперсонального потенциала; 2) обретение личностью себя и своего жизненного пути: 3) самоактуализацию личности [14]. Для выделения личностных качеств, значимых для развития профессиональной элитарности специалиста в сфере техники и технологии, мы рассмотрели содержательные характеристики критериев личностного роста. Внутренние критерии личностного роста отражают отношение личности к себе и включают такие характеристики как: 1) принятие себя; 2) открытость внутреннему опыту переживаний; 3) понимание себя; 4) умение нести личную ответственность за жизненные выборы; 5) независимость; 6) целостность; 7) гибкость и открытость к изменениям. Внешние критерии личностного роста характеризуют отношения личности к социальному окружению. К ним отнесены следующие социально-психологические параметры: 1) уважение своеобразия других людей; 2) понимание других, основанное на способности к адекватному, полному и дифференцированному социальному восприятию и эмпатической способности; 3) стремление к конструктивным социальным взаимоотношениям; 4) творческую адаптивность как готовность к адекватному восприятию жизненных проблем и способность конструктивно преодолевать эти проблемы.

Личностный профиль элитного специалиста в сфере техники и технологии включает мотивационно-ценностные, коммуникативные, эмоционально-волевые и интеллектуальные параметры. В группу мотивационно-ценностных характеристик профессиональной элитарности нами были отнесены: мотивы профессиональной деятельности, личностные смыслы, цели, ценностные ориентации. Этот блок включает самореализацию и саморазвитие; ориентацию на достижение высоких результатов в своей деятельности; направленность на расширение сферы деятельности; самостоятельность - способность осуществлять деятельность, принимать решения; корпоративность - готовность формировать организационные и профессиональные нормы; творческая инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения. Доминирующими мотивационными характеристиками элитного специалиста в сфере техники и технологии является инновационно-творческая направленность, в основе которой лежит потребность в творчестве - стремление к открытиям, инновациям, самореализации. Эта базовая потребность в

структуре личности элитного специалиста в сфере техники и технологии неразрывно связана с потребностями в личностно-профессиональном развитии. Развитое аналитическое и абстрактное мышление, креативность, высокий уровень вербального интеллекта и эрудированность определяют направленность элитного специалиста в сфере техники и технологии на инновационно-творческое саморазвитие. Второй блок представлен такими коммуникативными характеристиками как социальная открытость; общительность, активность в установлении социальных контактов; склонность к лидерству и оптимизм. Основополагающими коммуникативными характеристиками элитного специалиста в сфере техники и технологии являются лидерство, поскольку одной из важнейших организационно-коммуникативных функций элитного специалиста состоит в управлении творческими коллективами, организации командной работы. Сущностные характеристики инновационно-творческой активности элитного специалиста в сфере коммуникаций раскрываются через определение творчества Я. А. Понаморева как взаимодействия, ведущего к развитию [12]. Элитный специалист в области техники и технологии как эффективный инновационный лидер должен обладать высоким уровнем развития коммуникативной креативности, которая определяется как «способность субъекта к созидательному началу в процессе межличностного общения при решении когнитивно-поведенческих проблем» [3]. Характеристики коммуникативной креативности представлены через комплекс когнитивных и поведенческих параметров: лёгкости, гибкости и оригинальности как способности проявлять разнообразные варианты взаимодействия и поведения в решении проблем межличностного взаимодействия; своевременно изменять стиль взаимодействия и использовать многообразные приёмы и тактики поведения; проявлять необычное, нестандартное отношение; использовать нестандартные приемы разрешения коммуникативных ситуаций [3]. Эмоционально-волевые характеристики в личностном профиле элитного специалиста в сфере техники и технологии представлены через: 1) умение контролировать свои эмоции и поведение; 2) уверенность в себе и своих силах - готовность и умение решать неординарные задачи; 3) гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, 4) адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций; 5) работоспособность -способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью; 6) настойчивость - упорное стремление достичь поставленных целей. Интегральным качеством личности элитного специалиста в сфере техники и технологии в группе эмоционально-волевых характеристик является инновационно-творческая адаптивность (гибкость) - готовность к адекватному восприятию проблем и способность преодолевать эти проблемы. Способность элитного специалиста в сфере техники и технологии к изменению, проявлению перемен осуществляется на трех основных уровнях: личностном -готовность к самоизменениям; предметно-деятельностном - готовность к функциональным изменениям; социальном -готовность к организационно-психологическим изменениям. Основой адаптивности личности элитного специалиста в сфере техники и технологии является эффективная саморегуляция, которая позволяет направлять и контролировать деятельносгно-поведенческую активность специалиста, как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Группа интеллектуальных характеристик включает: высокий уровень вербального интеллекта; развитое аналитическое и абстрактное мышление; высокая эрудированность, широта взглядов; креативность. Важнейшей интеллектуальной характеристикой элитного специалиста в сфере техники и технологии является креативность мышления, которая в профессиональной деятельности проявляется в быстроте, оригинальности мышления и решения проблемных ситуаций и задач, в богатом воображении, умении детализировать образ проблемы. Отличительными свойствами творческого мышления элитного специалиста являются способность находить множество разных вариантов решения при одних и тех же условиях, а также способность находить непротиворечивые решения в противоречивых ситуациях.

Итак, теоретический анализ психологических требований, предъявляемых к личности элитного специалиста в сфере техники и технологии, позволил сделать важнейший вывод о том, что инновационно-творческий тип направленности личности элитного специалиста в сфере техники и технологии является системообразующим качеством, задающим вектор формирования и развития профессиональной элитарности. Инновационно-творческая активность есть базовое основание личности элитного специалиста в сфере техники и технологии, т.е. выступает в качестве интегрирующего психологического образования, которое является определяющим по отношению к интеллектуальным, мотивационным, коммуникативным, эмоционально-волевым качествам. Итак, существенное значение для обеспечения эффективности деятельности элитного специалиста в сфере техники и технологии имеют базовые личностные особенности: мотивационные, эмоционально-волевые, коммуникативные, интеллектуальные группы качеств, которые отражают инновационно-творческую направленность личности элитного специалиста в сфере техники и технологии.

Литература

1. Александрии Г.Н., Шарипов Ф.В. Проблемы формирования модели личности специалиста. - М., 1984.

2. Андреев В.И Конку рентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В.И Андреев -Казань : Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.

3. Голованова А. А. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач: автореф. дис.... канд. психол. наук / А. А. Голованова. - Казань, 2003. - 23 с.

4. Добряков А. А.. Психолого-педагогические основы подготовки элитных специалистов как творческих личностей: Учебное пособие.-М.: Логос, 2001.

5. Добряков А. А., Манушин Э.А. Модель подготовки элитного специалиста. // Высшее образование в России. - 2008 № 7, с.3-16.

6. Кирсанов, А. А. Творческий потенциал специалиста / А. А. Кирсанов // Мир образования - образование в мире. - М.: Изд. дом РАО, 2005. -№ 2. - С. 113 -125.

7. Козлова Н.В., ДВ. Пусев ДВ. Управленческие способности как критерий компетентности современного специалиста. // Сибирский психологический журнал.№ 23,2006.

8. Мануйлов В.Ф., Федоров ИВ. Проблемы формирования системы элитной подготовки специалистов в области техники и технологии. Инновации в высшей технической школе России. Сб. ст., вып. 1., 2002, с. 104-107.

9. Медведев В.Е. Подготовка профессиональной элиты в техническом университете.// Проблемы инженерного образования. - 2005 №, с. 60-70.

10. Новиков Н.В., Фисенко А.И.Инновации как субъективированная форма изменений.// Личность как субъект инноваций: сборник научных трудов. / Науч. ред. М.В. Волкова - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010, с.6-17.

11. Петров А.И, Мануйлов В.Ф., Приходько В.В., Федоров И.В. Методология и организация элитной подготовки. // Высшее образование в России № 4,2003, с. 56-65. с .60.

12. Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. - М.: Издательство «Наука», 1976.

13. Пучков Н.П., Дворецкий С.И., Таров В.П. П90 Научно-методические аспекты обеспечения качества и инновационной деятельности технического вуза машиностроительного профиля. -М.: "Изд-воМашиносгроение-1". -2004.

14. Реан A.A., Кудашев А.Р., Баранов A.A. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008, с. 128-129.

15. Федоров И.Б., Балтян В.К. Становление и развитие системы университетского технического образования России.// Высшее профессиональное образование - синтез теории и практики. Сб. статей (Ч. 1). Под ред. М.Б.Сапунова и

И.Б .Федорова - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2009, с. 63-64.

16. Федоров И.Б., Медведев В.Е.Традиции и инновации в подготовке инженерных кадров. // Высшее образование в России - 2008 № 6, с.30-35.

17. Чубик П.С., Демянюк Д.Г., Минин М.Г.,Сафьянников И. А. Система непрерывного профессионального образования. // Высшее образование в России - 2010 № 5, с.38-45.

18. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее Обрахзование сегодня. № 8,2004.с.28.

19. Элитное образование: проблемы организации. // Высшее образование в России № 3,2007.

20. Элитное образование: проблемы организации. // Высшее образование в России • № 3,2007. с. 82, с. 78-84.

21. Элитное техническое образование: Труды международной конференции в рамках симпозиума Томск: Изд-во ТПУ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.