Вестник Института экономики Российской академии наук
4/2020
М.Н. ТОШМАТОВ
кандидат экономических наук, и.о. профессора, проректор по учебной работе и управлению качеством образования Технологического университета Таджикистана
Н.Т. МИРЗОРАХИМОВ
аспирант Технологического университета Таджикистана
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА -ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье анализируется состояние инновационной деятельности в Республике Таджикистан. Выявлены основные факторы, влияющие на формирование инновационного климата. Для оценки состояния инновационного климата использованы такие количественные и качественные индексы, как глобальный инновационный индекс, индекс экономики знаний, индекс глобальной конкурентоспособности, индекс человеческого развития и др. Выявлены основные проблемы, предложены механизмы и пути создания благоприятного инновационного климата в Республике Таджикистан.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная активность, инновационный климат, инновационная среда, инновационное развитие экономики.
030.
Э01: 10.24411/2073-6487-2020-10050
Инновационное развитие национальной экономики, как показывают многочисленные исследования, зависит от целого ряда причин, прежде всего от имеющихся в наличии интеллектуальных и финансовых ресурсов, от инновационной активности, инновационного потенциала и др. При этом существенно важным моментом является не только определение стратегических целей, но и четкая последовательность шагов по переходу на инновационный путь развития. На сегодняшний момент главной задачей экономической политики Республики Таджикистан становится создание инновационного климата, стимулирующего поиск, освоение и внедрение инноваций.
В настоящее время в экономической литературе понятие «инновационный климат» еще не установилось. Вместе с тем в научной литера-
туре данное понятие зачастую приравнивается к понятию «инновационная среда» в связи тем, что они воспринимаются как синонимы, что, по нашему мнению, не является таковым. Прежде чем рассмотреть взгляды разных исследователей по поводу интерпретации понятий «инновационный климат» и «инновационная среда», следует определить термины «климат» и «среда».
С точки зрения географической науки, климат представляет собой многолетний режим погодных условий, характерных для определенной местности, а среда - это окружающие условия, где протекает жизнь (природные условия жизнедеятельности) [7]. Следовательно, климат представляет собой часть среды, которая неподвластна человеческому влиянию, в отличие от среды, где человек взаимодействует с окружающими условиями.
На сегодняшний день существует достаточно много работ, посвященных инновационному климату и инновационной среде. Однако до сих пор общепринятая трактовка данных понятий отсутствует, также как и четкая граница между ними. Например, по мнению А.И. При-гожина [8], инновационная среда представляет собой социально-экономическую, политическую и нормативно-правовую обстановку, направленную на создание, реализацию и диффузию инноваций. По А.В. Тычинскому [11], инновационная среда - это сочетание внутренней и внешней среды участника инновационного процесса. И.М. Голова рассматривает инновационную среду как окружение участника инновационного процесса, оказывающее косвенное либо прямое влияние на условия инновационной деятельности и на ее результат [2].
В настоящее время исследователями предлагается достаточно большое количество самых разных определений понятия «инновационная среда». Однако при этом все исследователи выделяют один общий признак, определяющий понятие «инновационной среды», - окружение участника инновационного процесса, которое оказывает влияние на его инновационную деятельность [10]. Так, П. Шеко [12] под инновационным климатом понимает уникальную среду, которая предоставляет возможность для кооперации знания, бизнеса и ресурсов. По мнению В.Н. Гунина [3], инновационный климат представляет собой состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. И.М. Голова [1] под данным термином предлагает понимать определенные условия, имеющиеся на территории. В свою очередь О.В. Конаныхина [4] под данным термином понимает точечные воздействия представителей власти на факторы, повышающие качественные показатели региона.
По нашему мнению, наиболее полное определение инновационного климата дается Н.А. Кузьминых - «совокупность объективных экономических, социальных, политических, правовых и иных усло-
вий, которые могут создавать или не создавать привлекательность для инноваций. При этом инновационный климат формируется из инновационной активности, инновационного потенциала, инновационного риска» [5; 6].
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно отметить, что понятие «инновационная среда» более широкое, чем понятие «инновационный климат». Стоит подчеркнуть, что именно благоприятная инновационная среда создает инновационный климат, основным признаком которого являются условия, формирующиеся с помощью инновационного потенциала (страны, региона, предприятий).
Исследуя проблему инновационного климата, приходим к умозаключению, что на ее формирование влияют определенные факторы. Воздействуя на те или иные факторы развития инновационной деятельности (нормативно-правовые, социально-экономические и др.), на наш взгляд, можно формировать благоприятный инновационный климат (см. рис. 1).
В международной практике для оценки инновационного климата страны используются различные индексы и показатели. По нашему мнению, чтобы получить полную и достоверную информацию о состоянии экономики, с точки зрения благоприятности, необходимо использовать несколько индексов, характеризующих количественные и качественные показатели.
Глобальный инновационный индекс (The Global Innovation Index). Данный документ является совместным изданием Корнельского университета, школы бизнеса INSEAD и Всемирной организации интеллектуальной собственности. Основу доклада составляет рейтинг стран мира по потенциалу инновационной деятельности (позиция Таджикистана: человеческий капитал - 87, инфраструктура - 124, институты - 117, сложность рынка - 43, деловая сложность - 105) и ее результатам (позиция Таджикистана: результаты знаний и технологий - 75, творческой деятельности (креативность) - 97).
Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index). Ежегодный доклад по определению и оценке инновационного потенциала подготавливается Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Рейтинг определяется по 12 контрольным показателям, согласно которым Республика Таджикистан занимает нижние строчки в данном рейтинге: «Качество институтов» (81), «Эффективность рынка труда» (70), «Инновационный потенциал» (116).: «Инфраструктура» (87), «Макроэкономическая стабильность» (109), «Здоровье и начальное образование» (93), «Высшее образование и профессиональная подготовка» (72), «Эффективность рынка товаров и услуг» (64), «Развитость финансового рынка» (125), «Уровень технологического развития» (108), «Размер внутреннего рынка» (122), «Конкурентоспособность компаний» (102).
Таблица 1
Глобальный инновационный индекс 2018
№ Страна Место в рейтинге
1 Швейцария 1
2 Нидерланды 2
3 Швеция 3
4 Россия 46
5 Иран 65
6 Казахстан 74
7 Кыргызстан 94
8 Таджикистан 101
Источник: составлено авторами по: WIPO. The Global Innovation Index 2018.
Согласно данному индексу, Таджикистан занимает 101 место в рейтинге среди 126 стран мира.
Рис. 1. Основные элементы инновационного климата страны и их взаимосвязь. Источник: составлено авторами.
Таблица 2
Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2018
№ Страна Место в рейтинге Индекс
1 США 1 85,6
2 Сингапур 2 83,5
3 Германия 3 82,8
4 Россия 43 65,6
5 Казахстан 59 61,8
6 Украина 83 57,0
7 Кыргызстан 97 53,0
8 Таджикистан 102 52,2
Источник: составлено авторами по: World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2018.
Индекс экономики знаний (Knowledge Economy Index). Представляет собой комплексный показатель, подготавливаемый Всемирным Банком, характеризующий уровень развития экономики знаний, оцениваемый по десятибалльной шкале. В настоящее время Всемирным Банком рассчитаны индексы экономики знаний для 1995 г., 2000 г. и для 2012 г.
Таблица 3
Рейтинг стран по уровню развития экономики знаний (индекс экономики знаний, КЕ1)
№ Страна Оценка 2012 Рейтинг 2012 Рейтинг 2000 Рейтинг 1995
1 Россия 5,78 55 64 55
2 Казахстан 5,04 73 78 75
3 Кыргызстан 3,82 95 82 86
4 Узбекистан 3,14 105 101 90
5 Таджикистан 3,13 106 102 105
Источник: составлено авторами по: http://www.worldbank.org/kam.
Индекс экономики знаний оценивает готовность страны к переходу к экономике знаний и представляет собой среднеарифметическое значение трех других индексов:
- долголетие, которое рассчитывается на основе средней продолжительности жизни в стране;
- образование, которое рассчитывается на основе доли грамотного населения и доли, обучающихся среди людей в возрасте от 7 до 24 лет;
- доход, который рассчитывается на основе ВВП на душу населения по паритету покупательной способности.
ООН делит страны на четыре группы по уровню развития человеческого капитала: с очень высоким - Россия (0,816), Казахстан (0,800), высоким - Узбекистан (0,710), Туркменистан (0,706), средним - Кыргызстан (0,672) и с низким уровнем человеческого развития. По последним оценкам, к сожалению, Таджикистан (0,650) входит в предпоследнюю группу1.
Рейтинг «Ведения бизнеса» (Doing business). Ежегодно издается группой Всемирного банка, в которой каждой стране присваивается соответствующая позиция (из 190 позиций) в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса. Чем выше позиция страны в рейтинге, тем благоприятнее предпринимательская среда для открытия и функционирования предприятия. В рейтинге используются количественные показатели, которые оценивают уровень благоприятности правовых норм, применяемых в отношении частных предприятий по 10 видам и этапам их деятельности.
Согласно данным рейтинга «Ведение бизнеса 2018», Таджикистан занимает 123 позицию из 190. Из 10 , включенных в рейтинг, по трем Таджикистан находится в первой половине списка: «Создание предприятий» (57), «Защита миноритарных инвесторов» (33), «Обеспечение исполнения контрактов» (54). По остальным находится внизу рейтинга (находится на уровне отсталых стран): «Получение разрешений на строительство» (136), «Подключение к системе электроснабжения» (171), «Получение кредитов» (122), «Регистрация собственности» (90), «Налогообложение» (132), «Международная торговля» (149), «Разрешение неплатежеспособности» (148).
Анализ показывает, что инновационный климат в Республики Таджикистан не соответствует требуемому. Существуют определенные проблемы, препятствующие формированию благоприятного инновационного климата: недостаточно проработанные нормативно-правовые акты; недостаточность финансирования; неразвитость инновационной инфраструктуры; низкий уровень материально-технического вооружения; численность занятых научными исследованиями и разработками.
Стоит отметить, что в Стратегии инновационного развития Республики Таджикистан были предложены конкретные шаги по созданию благоприятного инновационного климата страны, а именно:
- устранение барьеров, сдерживающих развитие инновационной активности предприятий и распространение в экономике инновационных технологий;
1 hdr.undp.org/en/content/human-development-index-hdi.
- усиление стимулов к постоянной инновационной деятельности, разработке и распространение новых технологий для обеспечения конкурентоспособности бизнеса;
- оздание благоприятных условий для создания инновационных компаний и развития новых рынков.
В Стратегии также предусмотрены меры по следующим направлениям:
- улучшение условий для справедливой конкуренции и усиления мотиваций бизнеса к инновациям (повышение оперативности и действенности реагирования антимонопольных органов, определение принципов контроля за преференциями отдельным компаниям);
- совершенствование процесса регулирования рынков продукции и услуг и отраслевого регулирования для обеспечения благоприятных условий, способствующих распространению передовых технологий (регулярная оценка состояния нормативной правовой базы, способствующая распространению инновации в экономике; разработка последовательных шагов по совершенствованию регулирования рынков; активная работа с отраслевыми бизнес-ассоциациями, отечественными и иностранными инвесторами; формирование технологических платформ, основывающиеся на партнерстве бизнеса, науки и государства);
- вовлечение в оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при финансовой поддержке государства (упрощение порядка передачи используемых прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе передачи данных от правообладателя их непосредственным создателям, введение административной ответственности по государственному контракту за невыполнение обязанностей по своевременному закреплению прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности, формирование плана коммерциализации интеллектуальной собственности);
- совершенствование налоговых условий, предусматривающее стимулирование для ведения инновационной деятельности, снижение уровня налоговой нагрузки на малые и средние инновационные предприятия (предоставление дополнительных льгот по обязательным страховым взносам, создание благоприятного режима для осуществления венчурного инвестирования, расширение использования налоговых льгот для инвесторов, введение льготного налогообложения для резидентов технопарка и научно-инновационных центров, предоставление налоговых льгот для инжинирингового бизнеса и бизнеса в сфере информационных технологий);
- интенсификация усилий по улучшению инвестиционного климата (сокращение государственного участия в экономике; активизация приватизационных процессов в сочетании с привлечением стратегических инвесторов; реализация мер по повышению инновационной привлекательности, с использованием всех инструментов налогового и тарифного регулирования; повышение прозрачности использования иностранных инвестиций; упрощение процедур предоставления земельных участков для создания новых высокотехнологичных предприятий);
- стимулирование притока квалифицированных специалистов.
Однако указанные меры пока не дали положительных результатов в решении проблемы создания благоприятного инновационного климата и инновационного развития экономики Республики Таджикистан, а остались формальными. Для перевода экономики на инновационный путь развития, на наш взгляд, необходимо более тщательно проанализировать показатели всех рейтингов по оценке инновационного климата. Именно индексы дают наиболее ясную картину и позволят выявить те факторы, которые препятствуют формированию инновационного климата в Республике Таджикистан.
Опыт развитых стран показывает, что создание благоприятного инновационного климата осуществляется при активном участии государства, прежде всего с помощью государственной инновационной политики (разработка стратегии, принятие законодательных основ, построение НИС и т. п.). Необходимо, чтобы государство использовало прямые инструменты регулирования инновационной деятельности (практика госзаказа, принятие специальных программ, создание фондов) в сочетании с косвенными мерами (налоговые льготы, ценовая политика). Считаем, что эти инструменты создадут благоприятные условия для развития наукоемкого бизнеса в стране.
Предлагаемые авторами методы направлены на создание и поддержку благоприятного инновационного климата, без которого невозможно представить инновационное развитие национальной экономики. Создание благоприятного инновационного климата позволит повысить инновационную активность хозяйствующих субъектов и будет способствовать созданию, внедрению и распространению наукоемкой продукции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голова И.М. Инновационный климат региона: проблемы формирования и оценки. Екатеринбург: ИЭ Уральского отделения РАН, 2007.
2. Голова И.М. Инновационный климат региона как условие социально-экономического развития: автореф. дис. ... д-ра экон. наук / И.М. Голова. Екатеринбург, 2008.
3. Гунин В.Н. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7 / В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев, В.А. Устинов, С.Ю. Ляпина. М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Конаныхина О.В. Формирование системы управления инновационным климатом региона // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2010. № 2. С. 184-189.
5. Кузьминых Н.А. Механизм управления инновационным развитием социально-экономических систем в современных условиях. М.: Изд-во «Палеотип», 2013.
6. Кузьминых Н.А. Формирование и оценка инновационного климата // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 4. С. 132-135.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: ИТИ Технологии, 2003.
8. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989.
9. Стратегия инновационного развития Республики Таджикистан на период до 2020 года от 30 мая 2015 года № 354.
10. Трофимов В.М. К вопросу о понятиях «инновационная среда» и «инновационный климат» в современной экономической науке // Известия Иркутской государственной экономической академии: электрон. науч. журнал. БГУЭП. 2011. № 6.
11. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компании. Таганрог: ТРТУ, 2006.
12. Шеко П. Инновационный хозяйственный механизм // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 2. С. 71-78.
ABOUT THE AUTHORS
Toshmatov Makhmud Negmatovich - Candidate of Economic Sciences, Acting Professor, Vice-Rector for Academic Affaires and Quality Management at the Technological University of Tajikistan, Dushanbe, Republic of Tajikistan [email protected]
Mirzorahimov Nematjon Tohirovich - Post Graduate Student of the Technological
University of Tajikistan, Dushanbe, Republic of Tajikistan
FORMATION OF AN INNOVATIVE CLIMATE IS THE BASIS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY
The article analyzes the state of innovative activity in the Republic of Tajikistan. The main factors influencing the formation of the innovation climate were identified. To assess the state of the innovation climate the global innovation index, the knowledge economy index, the global competitiveness index, the human development index were used. The main problems were identified, some mechanisms and ways to create a favorable innovation climate in the Republic of Tajikistan were suggested.
Keywords: innovative activity, innovative climate, innovative environment, innovative economic
development.
JEL: O30.