УДК 33
Аспирант Д.С. Латынин
(ГНУ НИИ экономики и организации АПК ЦЧР России Россельхозакадемии) отдел маркетинга и рыночных отношений. тел. (473) 222-98-54
Graduate D.S. Latynin
(GNU Scientific Research Institute of Economics and Agribusiness CCA Russian RAAS) Department of marketing and market relations. phone (473) 222-98-54
Формирование инновационно ориентированной инфраструктуры зернового рынка
Formation innovatively focused infrastructure of the grain market
Реферат. Перспективная схема инфраструктуры современного зернового рынка направлена на совершенствование товародвижения зерна на основе ликвидации материально-вещественных диспропорций между его участниками для снижения логистических издержек в расчете на 1 т зерна и создания альтернативного организованного канала товародвижения, обеспечивающего прямой выход на оптовый рынок непосредственных товаропроизводителей зерна и их участие в распределении получаемой от экспорта прибыли. Устранение материально-вещественных диспропорций по всей цепи прохождения зерна от поставщика продукции до конечного потребителя необходимо связывать с организацией товародвижения на принципах логистики. Это позволит обеспечить получение общего синергетического эффекта, превышающего суммарный эффект у отдельных участников цепи. Структура Ассоциации участников зернового рынка, направлена на создание взаимного интереса путем углубления специализации каждого участника товародвижения, консолидации их инвестиционных ресурсов в развитие этой цепи, снижению логистических издержек. Особенностью современного периода функционирования рынка зерна является необходимость ускорения научно-технического прогресса на основе инновационных процессов. Инновационная деятельность обусловливает необходимость более быстрого развития инфраструктуры рынка зерна. Одним из направлений продвижения инноваций является развитие в регионе технопарковых формирований. Преимущество их состоит в возможности инициаторов новых технологий самостоятельно осуществлять их научную и проектную разработку и продвигать зерновое хозяйство через коммерциализацию и трансферт. В целях модернизации региональной инфраструктуры рынка зерна в современных условиях чрезвычайно актуальным является создание электронных торговых площадок, внедрение системы электронной коммерции. При помощи электронных технологий существенно видоизменяются экономические отношения на рынке, придавая им масштабный сетевой характер. Основными направлениями развития транспортного обслуживания с учетом инновационной составляющей должны стать использование новых вагонов с увеличенной грузоподъемностью и объемом кузова, позволяющих сократить транспортную составляющую в ценах зерновых; улучшение дорожных условий за счет строительства сети дорог с твердым покрытием, связывающих внутрихозяйственные подразделения и поля севооборота; более широкое применение на транспортных работах скоростных колесных тракторов.
Summary. The perspective scheme of infrastructure of the modern grain market is directed on perfection merchandising grains by means of liquidation of is material disproportions between its participants for decrease in logistical costs counting upon 1 t grains, and creations of the alternative organized channel merchandising, providing a direct output on the wholesale market of direct commodity producers of grain and their participation in distribution of profit received from export. Elimination of is material disproportions on all circuit passage of grain from the supplier of production up to the end user is necessary for connecting with the organization merchandising on principles of logistics. It will allow to ensure the general synergistic effect exceeding total effect at separate participants of a circuit. The structure of Association participants of the grain market, is directed on creation mutual interest by a deepening specialization of each participant merchandising, consolidations of their investment resources to development of this circuit, to decrease in logistical costs. Feature of the modern period functioning of the grain market is necessity acceleration of scientific and technical progress on the basis of innovative processes. Innovative activity causes necessity of faster development of an infrastructure of the grain market. One directions promotion of innovations is development in region techno park formations. Their advantage consists in an opportunity initiators of new technologies independently to carry out their scientific and design development and to advance a grain husbandry through commercialization and a transfer. With a view modernization of a regional infrastructure of the grain market in modern conditions creation electronic trading platform, introduction system of electronic commerce is extremely actual. By means of electronic technologies economic attitudes in the market essentially change, giving to them scale network character. The basic directions of development of transport service in view of an innovative component should become use of new cars with the increased carrying capacity and volume the body, allowing to reduce a transport component in the prices grain; improvement of road conditions due to construction a network of roads with the firm covering, connecting interfarm divisions and fields of a crop rotation; wider application on transport works of high-speed wheel tractors.
Ключевые слова: инфраструктура рынка, рынок зерна, товародвижение зерна, логистические цепи, экономический интерес, модернизация, инновационная деятельность.
Keywords: infrastructure of the market, market of grain, merchandising grain, logistical circuits, economic interest, modernization, innovative activity.
© Латынин Д.С., 2014
Несовершенство инфраструктуры рынка зерна является одной из основных проблем развития всего агропромышленного комплекса. Для современной организации движения товарного зерна характерны не только высокие трансакционные издержки, но и разнонаправ-ленность экономических интересов всех участников зернового рынка, межотраслевые диспропорции между отдельными элементами производственной инфраструктуры, неразвитость кооперативного сбыта зерна.
В соответствии с прогнозными значениями региональной программы «Развитие сельского хозяйства Воронежской области на 20132020 годы» в результате ее реализации валовой сбор зерна (в весе после доработки) повысится к 2020 г. до 3759 тыс. т против 2677,2 тыс. т в среднем за 2006 - 2011 гг., или на 40,4 %. Для достижения запланированных целей предусматривается решение многих задач, в качестве одной из которых выступает поддержка развития инфраструктуры агропродо-вольственного рынка.
Перспективные объемы производства зерна ставят перед инфраструктурой сложнейшую задачу увеличения общего объема емкостей единовременного хранения зерна (у товаропроизводителей и в сфере обращения) и обеспечения перемещения его внутренних и экспортных потоков при сокращении издержек в расчете на 1 т.
Это, в свою очередь, потребует значительных финансовых и материальных ресурсов, а также совершенствования всего организационно-экономического механизма товародвижения зерна от производителя к потребителю.
Анализ современного состояния системы товародвижения продукции от производителя к потребителю показал крайне неудовлетворительное состояние инфраструктуры зернового рынка. В процессе исследования нам удалось составить перспективную схему инфраструктуры современного зернового рынка (рисунок 1).
Совершенствование организации товародвижения зерна связывается с необходимостью решения двух групп вопросов: первая — ликвидация материально-вещественных диспропорций между его участниками для снижения логистических издержек в расчете на 1 т зерна, вторая - создание альтернативного организованного канала товародвижения, обеспечивающего прямой выход на оптовый рынок непосредственных товаропроизводителей зерна и их участие в распределении получаемой от экспорта прибыли.
Что касается устранения материально-вещественных диспропорций по всей цепи прохождения зерна от поставщика продукции до конечного потребителя, то, на наш взгляд, их необходимо связывать с организацией товародвижения на принципах логистики. Основополагающими из них являются:
Рисунок 1. Перспективная схема инновационно ориентированной инфраструктуры современного зернового рынка
- рассмотрение товародвижения как единого целостного потока товаров и услуг в логистических цепях и системах;
- приоритет совокупной оптимизации процесса товародвижения над субоптимизацией отдельных его участников;
- организационно-техническая интеграция звеньев логистических цепей товародвижения на базе единых технологий движения товарных потоков;
- организация эффективной системы контроля, анализа и мониторинга товародвижения;
- наличие административно-правовой субординации, обеспечивающей скоординированные действия участников.
Все это позволит обеспечить получение общего синергетического эффекта, превышающего суммарный эффект у отдельных участников цепи.
Логистические цепи позволят сгладить и экономические диспропорции в цепи «элеватор - транспортировка - перевалка» путем согласования и установления в них единых тарифов на оказываемые услуги, а конкуренция между самими цепями будет способствовать снижению этих тарифов.
Что касается устранения диспропорций экономических интересов между участниками логистической цепи и производителями зерна, то в решении этого вопроса необходимо исходить из следующих методологических положений.
Прямо или косвенно в товародвижении задействовано три группы участников: государство; сельхозпроизводители зерна; субъекты инфраструктуры, среди которых особо следует выделить непосредственных торговцев зерном. Каждый из них имеет свой интерес, несовпадающий с интересами сопряженных участников. При этом, как было показано ранее, в наибольшей степени ущемляются интересы непосредственных товаропроизводителей, а наибольшую долю прибыли получают зерновые трейдеры и другие субъекты инфраструктуры [2].
Между тем государство, в отличие от каждого из остальных участников, которые являются носителями частного интереса, воплощает в своем лице общественный интерес. Он заключается в обеспечении продовольственной безопасности страны, создании отечественным товаропроизводителям условий для возможности устойчивого воспроизвод-
ственного процесса, сдерживании роста цен на продукцию. Эти обстоятельства диктуют необходимость усиления регулирования товародвижения со стороны государства и предоставления товаропроизводителям возможности для прямого выхода на оптовый рынок, включая и формирование ими самостоятельной альтернативной логистической цепи [4].
Для выполнения этой роли необходим организующий и координирующий орган, наделенный правами и необходимыми ресурсами для создания и управления такой цепью, которая бы функционировала в интересах государства и основного хозяйствующего субъекта рынка - товаропроизводителя зерна.
Взаимный интерес всех участников логистической цепи положительно скажется на углублении специализации каждого участника товародвижения, консолидации их инвестиционных ресурсов в развитие этой цепи, снижению логистических издержек. Процессу совершенствования товародвижения зерна будет способствовать усиление роли самих участников рынка в его регулировании через создание Ассоциации, объединяющей представителей отраслевых союзов, связанных с производством, использованием и товародвижением зерна (рисунок 2).
Особенностью современного периода функционирования рынка зерна является необходимость ускорения научно-технического прогресса на основе инновационных процессов. Инновационная деятельность обуславливает необходимость более быстрого развития инфраструктуры рынка зерна. При этом инновационная деятельность должна осуществляться при соблюдении определенных принципов, основными из которых являются:
- признание на всех уровнях (от правительства до конкретного товаропроизводителя) приоритетности развития инновационных процессов при формировании современной инфраструктуры рынка зерна;
- научная обоснованность всех решения и практических действий по реализации инновационной политики и развитию инновационных процессов;
- интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности в ходе развития инновационных процессов;
Рисунок 2. Структура Ассоциации участников зернового рынка
- ориентация на четкую организованность развития инновационных процессов и их высокую результативность.
Формирование инновационной рыночной инфраструктуры является важным направлением обеспечения организационной связи науки и зернопроизводства. Это возможно осуществить за счет создания инновационных центров, малых инновационных венчурных предприятий, информационно-консультационных служб. Отечественный и зарубежный опыт агропромышленных консалтинговых служб доказывает, что информационно-консалтинговое обслуживание в сочетании с другими методами государственного регулирования призвано сыграть роль катализатора в повышении синергетичности, устойчивости, конкурентоспособности продукции. Непосредственное воздействие на управленческие и производственные процессы необходимо сменить консультационно-регулирующей функцией. Такой подход позволит сформировать гибкую скоординированную систему информационных потоков, которая будет способствовать организации ценового мониторинга и стандартизации зерна и продуктов переработки с высокой добавленной стоимостью.
Одним из направлений продвижения инноваций является развитие в регионе технопар-ковых формирований. Преимущество их состоит в возможности инициаторов новых технологий самостоятельно осуществлять их научную и проектную разработку и продвигать зерновое
хозяйство через коммерциализацию и трансферт. Использование традиционных методов и структур управления в АПК в условиях рыночных механизмов не отвечает современным требованиям. Задача состоит в создании инновационных центров на базе агроуниверситета с технопарко-вым формированием, «инкубаторами» малых фирм в направлении создания технополиса. Необходимо активизировать интенсивность исследований в области зернового хозяйства, таких как создание региональной инфраструктуры развития инновационного, венчурного и традиционного предпринимательства.
Важно подметить, что обновление (модернизация) рыночной инфраструктуры не должно отставать от темпов развития региональной экономики, в связи с чем, ее модернизация обязана все более содействовать структурным преобразованиям в регионе [6].
На современном этапе научно-технического прогресса происходит качественный подъем в развитии рыночной инфраструктуры, связанный с ее технологическим перевооружением на базе высоких, в первую очередь, информационных технологий. Модернизируются фондовые биржи. Все большее их число становится полностью электронными. К новым элементам рыночной инфраструктуры относятся конкурирующие с биржами электронные коммуникационные и внебиржевые электронные торговые системы. Особую роль играют интернет-технологии. Быстро развиваются се-
Вестпик<ВТУИТ, №4, 2014_
тевые электронные компании, в особенности интернет-магазины [7].
В целях дальнейшей модернизации региональной инфраструктуры рынка зерна в современных условиях чрезвычайно актуальным является создание электронных торговых площадок, внедрение системы электронной коммерции. При помощи электронных технологий существенно видоизменяются экономические отношения на рынке, придавая им масштабный сетевой характер.
Согласно содержанию основных экономических интересов, покупатели и продавцы зерна, используя электронную торговлю в сети Интернет, получают экономию на трансакци-онных издержках, которую не могут предоставить другие формы оптовой торговли. Преимущества электронной торговли перед другими формами организации оптовой торговли состоят в расширении функциональных возможностей, в разнообразии биржевых сделок по целевой направленности в использовании передовых телекоммуникационных технологий, а также в относительно высокой безопасности заключаемых сделок. В совокупности с другими формами сбыта зерна, система электронных торгов позволяет снизить риски и соответственно получить большую прибыль.
В числе важных черт электронного рынка выделяются следующие:
- существенно расширяется доступ к информации для всех участников обмена; потребитель может получить полное представление о товарах и ценах на любых рынках и, следовательно, об относительных ценах, что важно для выбора наиболее выгодного (оптимального) варианта обмена; производитель и продавец получают более полную информацию о потребительских запросах и предпочтениях потребителя, что трудно заменимо при выборе оптимальной производственной программы;
- благодаря новым средствам коммуникаций, обеспечивающим получение информации в реальном режиме времени, возрастает и скорость приспособления фирм к изменяющемуся спросу в сетевой среде; гибкость действий превращает адаптацию предложения к спросу во многих случаях в мгновенную;
- электронная система коммуникаций позволяет во многих случаях связывать спрос и предложение напрямую, без посредников - по линии «потребитель - производитель», что резко увеличивает скорость совершения сделок и значительно уменьшает трансакционные издержки;
- сетевой электронный рынок осложняет создание барьеров для вхождения на отраслевые рынки; преимущества крупных фирм в использовании эффекта экономии от масштаба сводятся к нулю возможностью образования в виртуальном пространстве фирм любого размера, необходимого для осуществления конкретного проекта;
- возникает новый тип однородности товара в сети: не единообразие внешних свойств и характеристик товара, а степень соответствия товара индивидуальному запросу потребителя, наличия сопровождающих и послепродажных услуг создают стандартное качество приобретаемого продукта.
Указанные и некоторые другие свойства электронного рынка в современной экономике, позволяют выстраивать более совершенный рынок, на котором продавцы и покупатели без крупных временных и денежных затрат легко находят друг друга, что весьма ценно для бизнеса. Это влечет за собой изменение структур, размеров и конфигураций предприятий и организаций, что характеризует собой определенные структурные подвижки в экономике региона.
Технологическая отсталость усиливает невосприимчивость отрасли к научно-техническим достижениям, передовому опыту. Меры, предпринимаемые государством, нацелены на стимулирование инновационных предложений, а не инновационного спроса. Государство способно убедить сельхозпроизводителя зерна повысить спрос на энергосберегающую технику и технологии, предложив систему стимулов за счет изменения структуры налогообложения, амортизационной политики. Создаваемая на этой основе потребность хозяйствующих субъектов всех форм собственности формирует спрос на инновации и начало формирования регионального рынка инновационных разработок [1].
Основными направлениями развития транспортного обслуживания с учетом инновационной составляющей должны стать:
- использование новых вагонов с увеличенной грузоподъемностью и объемом кузова, позволяющих сократить транспортную составляющую в ценах зерновых;
- поддержка отечественного транспортного машиностроения;
- развитие автомобильного транспорта как основного средства перевозки грузов (причем его развитие должно осуществляться как за счет качественного роста автомобильного парка, так и за счет совершенствования организации его использования);
Вестпик<ВТУИТ, №4, 2014_
- улучшение дорожных условий за счет строительства сети дорог с твердым покрытием, связывающих внутрихозяйственные подразделения и поля севооборота;
- более широкое применение на транспортных работах скоростных колесных тракторов, и, прежде всего, для внутрихозяйственных перевозок, где в определенной степени они могут заменить грузовые автомобили [5].
Следовательно, на основе изложенного можно констатировать, что системная модернизация региональной инфраструктуры рынка зерна разносторонне способствует структурным преобразованиям и многогранному развитию региона. Причем должна соблюдаться со-
ЛИТЕРАТУРА
1 Алтухов А.И. Зерновой рынок России. Москва: ГНУ ВНИИЭСХ, 2012. 700 с.
2 Магомедов А-Н.Д., Таран В.В. и др. Научные основы развития инфраструктуры товаропроводящей сети агропродоволь-ственного рынка. М.: Издательство ИП На-сирддинова В.В., 2012.
3 Дорофеев А.Ф. Опыт формирования агропромышленных кластеров в агропромышленном секторе Белгородской области. РАСХН. ВИАПИ им. А.А. Никонова, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2010. С. 112-114.
4 Дроздов П.А. Основы логистики в АПК: учебник. Минск: Издательство Грев-цова, 2012. 288 с.
5 Ушачев И.Г. Рекомендации по развитию инфраструктуры агропродоволь-ственного рынка. РАСХН, ГНУ ВНИИЭСХ. М.: ГНО «Прометей», 2005. 160 с.
6Романов А.Е., Арашуков В.П. Агропромышленные кластеры: теория и практика. Тула: Гриф и К., 2009. 142 с.
7 Чарыкова О.Г. Организационно-экономический механизм развития зернового рынка (теория, методология, практика). Воронеж: ОАО ЦентральноЧерноземное книжное издательство, 2006.
пряженность этой модернизации с развитием экономики региона, при которой скорость обновления региональной рыночной инфраструктуры не должна отставать от темпов прогрессивных изменений в регионе.
Данная взаимосвязь и взаимообусловленность может и, видимо, должна рассматриваться как одна из современных закономерностей сбалансированного системного развития региона.
Таким образом, именно от эффективного функционирования всех имеющихся инфраструктурных составляющих на инновационной основе зависит гармоничное развитие рынка зерна, эффективность деятельности его субъектов и продовольственная безопасность страны.
REFERENCES
1 Altukhov A.I. Grain market of Russia. Moscow: SSI RSRIEA, 2012. 700 p. (In Russ.).
2 Magomedov A-N.D., Taran V.V. et al. Scientific bases of development infrastructure distribution networks agricultural market. Moscow, IP Nasirddinov V.V. publishing house, 2012. (In Russ.).
3 Dorofeev A.F. Experience of formation agroindustrial clusters in agroindustrial sector of the Belgorod area. Russian Academy of Agrarian Sciences. VIAPI A.A. Nikonov, RGAU-MSXA K.A. Timiriaz'ev, 2010. pp. 112-114. (In Russ.).
4 Drozdov P.A. Bases of logistics in agrarian and industrial complex: textbook. Minsk: Publishing house of Grevtsov, 2012. 288 р. (In Russ.).
5 Ushachev I.G. Recommendations on development of infrastructure agroindustrial market. Russian Academy of Agrarian Sciences. Moscow, GNO «Prometey», 2005. 160 p. (In Russ.).
6 Romanov A.E., Arashukov V.P. Agroindustrial clusters: the theory and practice. Tula: Grif and K, 2009. 142 p. (In Russ.).
7 Charykova O.G. Organizational the mechanism of development of the grain market (the theory, methodology, practice). Voronezh: Open Society Central Black Earth book publishing house, 2006. (In Russ.).