Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЛОНТЕРОВ В РЕСУРСНОЙ МАСТЕРСКОЙ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЛОНТЕРОВ В РЕСУРСНОЙ МАСТЕРСКОЙ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивная грамотность / педагогические волонтеры / ресурсная мастерская / дети с расстройствами аутистического спектра / стратегии формирования инклюзивной грамотности педагогических волонтеров / inclusive literacy / pedagogical volunteers / resource workshop / children with the autism spectrum disorders / strategies for creating inclusive literacy of pedagogical volunteers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимченко Екатерина Сергеевна, Тимченко Иван Владимирович

В предлагаемой статье рассматриваются особенности формирования инклюзивной грамотности педагогических волонтеров, работающих в Ресурсной мастерской Южного федерального университета с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. В тексте раскрывается понятие инклюзивной грамотности, ее основные аспекты. Представлены основные дефициты и трудности, возникающие у педагогических волонтеров, которые впервые начинают взаимодействовать с аутичными детьми. Авторы рассматривают специфику формирования инклюзивной грамотности у педагогических волонтеров Ресурсной мастерской, обучающихся в бакалавриате и магистратуре на разных образовательных программах. Предлагаются теоретические и практические стратегии формирования инклюзивной грамотности педагогических волонтеров в зависимости от содержания их основной образовательной программы. К теоретическим стратегиям отнесены: проведение предварительных просветительских семинаров, изучение анкет и материалов наблюдений, просмотр и разбор видеоматериалов. В качестве целесообразных практических стратегий формирования инклюзивной грамотности для педагогических волонтеров, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, авторами предлагаются включенное наблюдение, активное сопровождение, деятельностное погружение. Приводятся данные исследования состояния инклюзивной грамотности педагогических волонтеров, проведенного на базе Ресурсной мастерской Южного федерального университета. В исследовании и практической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра приняли непосредственное участие 38 педагогических волонтеров, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры. Представлен обобщенный анализ данных опроса педагогических волонтеров Ресурсной мастерской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимченко Екатерина Сергеевна, Тимченко Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article considers features of forming inclusive literacy of those pedagogical volunteers who work with children with autism spectrum disorder at the Resource workshop of Southern Federal University. The text explains the concept of inclusive literacy, its main aspects. The main difficulties encountered by pedagogical volunteers who have just started interacting with autistic children are presented. The authors consider the specifics of forming inclusive literacy of the Resource workshop pedagogical volunteers, studying to get their bachelor’s and master’s degrees at various educational programs. Theoretical and practical strategies of creating inclusive literacy of pedagogical volunteers are offered depending on the content of their basic educational program. Preliminary educational seminars, studying questionnaires and observation materials, watching and reviewing video materials are included in the list of theoretical strategies. The authors suggest participant observation, active support and immersion as advisable practical strategies for creating inclusive literacy of pedagogical volunteers working with children with autism spectrum disorders. The research data of the state of pedagogical volunteers inclusive literacy conducted on the basis of the Resource workshop of the Southern Federal University is given. 38 pedagogical volunteers, studying to get their bachelor’s and master’s degrees, have participated in the research and practical work with children with autism spectrum disorders. A summary analysis of the survey of pedagogical volunteers of the Resource workshop is presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЛОНТЕРОВ В РЕСУРСНОЙ МАСТЕРСКОЙ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Педагогика

УДК 378.14.015.62

кандидат педагогических наук, доцент Тимченко Екатерина Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); аспирант Тимченко Иван Владимирович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЛОНТЕРОВ В РЕСУРСНОЙ МАСТЕРСКОЙ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В предлагаемой статье рассматриваются особенности формирования инклюзивной грамотности педагогических волонтеров, работающих в Ресурсной мастерской Южного федерального университета с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. В тексте раскрывается понятие инклюзивной грамотности, ее основные аспекты. Представлены основные дефициты и трудности, возникающие у педагогических волонтеров, которые впервые начинают взаимодействовать с аутичными детьми. Авторы рассматривают специфику формирования инклюзивной грамотности у педагогических волонтеров Ресурсной мастерской, обучающихся в бакалавриате и магистратуре на разных образовательных программах. Предлагаются теоретические и практические стратегии формирования инклюзивной грамотности педагогических волонтеров в зависимости от содержания их основной образовательной программы. К теоретическим стратегиям отнесены: проведение предварительных просветительских семинаров, изучение анкет и материалов наблюдений, просмотр и разбор видеоматериалов. В качестве целесообразных практических стратегий формирования инклюзивной грамотности для педагогических волонтеров, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, авторами предлагаются включенное наблюдение, активное сопровождение, деятельностное погружение. Приводятся данные исследования состояния инклюзивной грамотности педагогических волонтеров, проведенного на базе Ресурсной мастерской Южного федерального университета. В исследовании и практической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра приняли непосредственное участие 38 педагогических волонтеров, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры. Представлен обобщенный анализ данных опроса педагогических волонтеров Ресурсной мастерской.

Ключевые слова: инклюзивная грамотность, педагогические волонтеры, ресурсная мастерская, дети с расстройствами аутистического спектра, стратегии формирования инклюзивной грамотности педагогических волонтеров.

Annotation. The present article considers features of forming inclusive literacy of those pedagogical volunteers who work with children with autism spectrum disorder at the Resource workshop of Southern Federal University. The text explains the concept of inclusive literacy, its main aspects. The main difficulties encountered by pedagogical volunteers who have just started interacting with autistic children are presented. The authors consider the specifics of forming inclusive literacy of the Resource workshop pedagogical volunteers, studying to get their bachelor's and master's degrees at various educational programs. Theoretical and practical strategies of creating inclusive literacy of pedagogical volunteers are offered depending on the content of their basic educational program. Preliminary educational seminars, studying questionnaires and observation materials, watching and reviewing video materials are included in the list of theoretical strategies. The authors suggest participant observation, active support and immersion as advisable practical strategies for creating inclusive literacy of pedagogical volunteers working with children with autism spectrum disorders. The research data of the state of pedagogical volunteers inclusive literacy conducted on the basis of the Resource workshop of the Southern Federal University is given. 38 pedagogical volunteers, studying to get their bachelor's and master's degrees, have participated in the research and practical work with children with autism spectrum disorders. A summary analysis of the survey of pedagogical volunteers of the Resource workshop is presented.

Key words: inclusive literacy, pedagogical volunteers, resource workshop, children with the autism spectrum disorders, strategies for creating inclusive literacy of pedagogical volunteers.

Статья подготовлена в рамках деятельности проекта «Ресурсная мастерская», реализованного победителем конкурса «Практики личной филантропии и альтруизма» Благотворительного фонда Владимира Потанина

Введение. В последние годы в России существенно возросло количество граждан, занятых в различных видах волонтерской деятельности, что связано в том числе и с событиями и мероприятиями, происходившими в стране и в мире в целом, начиная с 2014 года (проведение Олимпиады (2014 г.) и Чемпионата мира по футболу (2018 г.), пандемией коронавируса (2020 г.), проведением специальной военной операции (нач. 2022 г.) и др.) [2, 3, 4, 5]. Значительная часть лиц, включенных в волонтерское движение по всей стране, занимаются помощью людям с ограниченными возможностями здоровья. Ряд проектов, реализуемых общественными и некоммерческими организациями при поддержке различных благотворительных фондов, ориентированы на развитие практик сопровождения, помощи и поддержки людям, имеющим различные трудности, как физического, так и социального плана, связанные с особенностями состояниях их здоровья. Особую категорию среди лиц с ограниченными возможностями здоровья составляют дети и взрослые с ментальными нарушениями, в том числе расстройствами аутистического спектра. Их специфические дефициты не позволяют выстраивать им качественное социальное взаимодействие с окружающими, а инвалидность, связанная с ментальными нарушениями и характерными особенностями поведения, отталкивает окружающих и не дает им преодолеть трудности общения в необходимых для этого естественных условиях. Проект «Ресурсная мастерская», реализуемый сотрудниками кафедры инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации в Южном федеральном университете при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (конкурс «Практики личной филантропии и альтруизма») направлен на поддержку детей с расстройствами аутистического спектра, как одной из наиболее уязвимых в социальном плане категорий лиц с особенностями здоровья. Работа проводится силами коллектива наставников, тьюторов и педагогических волонтеров не только с детьми с расстройствами аутистического спектра, но и с их родителями, а также специалистами образовательных организаций, заинтересованных в развитии практик социальной и образовательной инклюзии для детей с аутистическими нарушениями. В качестве педагогических волонтеров в проекте участвуют студенты бакалавриата и магистратуры, многие из которых пришли в проект, не до конца осознавая особенности детей с РАС и те трудности, с которым им нужно будет столкнуться. Учитывая данный факт, нами была проведена специальная работа по формированию инклюзивной грамотности педагогических волонтеров проекта, взаимодействующих с детьми с аутистическими нарушениями. Обобщение и представление результатов данной работы является целью нашей статьи.

Изложение основного материала статьи. Педагогические волонтеры, включенные в работу с детьми с РАС в условиях Ресурсной мастерской Южного федерального университета, составляют особую категорию студентов, мотивированных на взаимодействие с данной категорией детей с ментальными нарушениями. В работе Ресурсной мастерской в качестве педагогических волонтеров принимали участие студенты бакалавриата и магистратуры, ряд из которых на момент прихода в мастерскую не имели достаточного уровня знаний об особых потребностях лиц с расстройствами аутистического спектра [1]. На начало работы в мастерской из 38 педагогических волонтеров, включенных в непосредственную работу с детьми с РАС, специфическими знаниями о природе их расстройств и особенностях взаимодействия с ними, обладали чуть больше половины студентов. Для преодоления дефицитов в когнитивно-информационном аспекте инклюзивной грамотности данных волонтеров нами проводилась специальная предварительная работа, которая заключалась в просветительских встречах и беседах, изучении материалов наблюдений и анкет детей с РАС, а также анализе видеоматериалов занятий с детьми. Комплекс данных мероприятий мы определили для себя как группу теоретических стратегий формирования инклюзивной грамотности студентов. Организованная подобным образом подготовительная работа позволяет студентам-педагогическим волонтерам, с одной стороны, устранить дефицит специфических знаний, необходимых для работы с детьми с РАС, с другой стороны, формирует начальную «насмотренность» и создает ощущение погруженности в процесс работы с аутичными детьми до момента знакомства с

Вторую часть корпуса педагогических волонтеров Ресурсной мастерской составили магистранты, обучающиеся на программе «Теория и методика работы с лицами с расстройствами аутистического спектра». Несмотря на то, что все они имели на момент начала работы высокий уровень знаний об особенностях лиц с расстройствами аутистического спектра и представляли себе специфику работы с ними, тем не менее мы столкнулись с необходимостью преодоления эмоциональных барьеров и неуверенности в своих профессиональных силах. При этом магистранты, являющиеся родителями детей с РАС, в силу постоянной погруженности во взаимодействие с лицами данной категории, в большей степени сомневались в своей готовности к реализации организационных и методических компонентов занятий, что говорило о недостаточной сформированности профессионально-деятельностного аспекта инклюзивной грамотности, в то время как магистранты из числа специалистов, уже работающих в системе образования, чаще демонстрировали неуверенность в социально-коммуникативном аспекте инклюзивной грамотности, ориентированном на взаимодействие с незнакомыми детьми с РАС. Для преодоления вышеназванных дефицитов данной категории педагогических волонтеров мы использовали несколько практических стратегий формирования инклюзивной грамотности. Первая стратегия - включенное наблюдение, которая предполагает, что педагогические волонтеры работают в паре и находятся на занятии с ребенком с РАС в качестве пассивных наблюдателей, снимая процесс занятия на видео и записывая свои наблюдения в специальный бланк. Подобный вариант работы позволяет педагогическим волонтерам, с одной стороны, познакомиться с детьми, пока, еще не вступая с ними в контакт или вступая в него в минимальном объеме, с другой стороны, происходит актуализация уже накопленного ими собственного профессионального опыта. Они начинают анализировать ход занятия, предлагать методические и организационные решения, что в целом свидетельствует о начале преодоления неуверенности в собственных профессиональных силах.

Необходимо отметить, что работа в Ресурсной мастерской - деятельность, происходящая на границе «зоны комфорта» для всех, кто задействован в работе с ними. В Ресурсную мастерскую могут приходить как дети с РАС, с которыми волонтеры уже знакомы, так и дети с РАС, которых они увидят на занятии впервые. Именно поэтому ощущения эмоционального дискомфорта и профессиональной неуверенности возникают даже у тех волонтеров, которые имеют опыт педагогической работы с аутичными детьми в личной практике. Дети с РАС могут демонстрировать самые разные варианты поведения и социальной включенности: кто-то очень хорошо социализирован, контактен, довольно адаптивен и быстро включается в деятельность, кто-то демонстрирует ярко выраженные формы нежелательного поведения, которые могут поставить в тупик не только педагогических волонтеров, но и их опытных наставников. В этом случае высокий уровень инклюзивной грамотности позволяет быстрее понять возможную «природу» настроения конкретного ребенка с РАС, быстро сформулировать диагностическую гипотезу в отношении его нежелательного поведения и конструктивно реагировать на конкретную ситуацию. На начальном этапе работы в мастерской это довольно трудно педагогическим волонтерам, имеющим профессиональный опыт.

Вторая практическая стратегия, направленная на формирование инклюзивной грамотности педагогических волонтеров Ресурсной мастерской, заключается в реализации практики активного сопровождения детей с РАС. В рамках данной стратегии педагогический волонтер становится помощником наставника, ведущего занятия с ребенком, выступает в роли тьютора для ребенка с РАС, используя при этом различные типы подсказок. Также педагогический волонтер следит за реакциями ребенка с РАС, отслеживая изменения в его поведении, начинает вместе с наставником управлять процессом занятия, включая в него динамические паузы и моменты сенсорной разгрузки. Благодаря использованию данной практической стратегии, педагогический волонтер преодолевает собственные эмоциональные барьеры, возникающие на начальном этапе работы, чувствует поддержку наставника, не боится ошибиться в выборе метода работы с ребенком с РАС, поскольку он пока еще не несет основную ответственность за ход и результат занятия.

Третьей практической стратегией, которую мы использовали для формирования инклюзивной грамотности педагогических волонтеров в Ресурсной мастерской, стало деятельностное погружение. Данная стратегия предполагает, что педагогический волонтер самостоятельно проводит занятие с ребенком с РАС под наблюдением наставника. В этом случае уже наставник принимает на себя роль тьютора-помощника для ребенка, а основная ответственность за содержание, ход и результат проводимого занятия передается педагогическому волонтеру. Все педагогические волонтеры, имевшие опыт взаимодействия с детьми с РАС, в течение первого сезона работы Ресурсной мастерской успешно прошли путь от включенного наблюдения до деятельностного погружения. Педагогические волонтеры-родители повысили инклюзивную грамотность в профессионально-деятельностном аспекте (освоили методические приемы, научились структурировать занятия, совмещать интуитивные реакции с профессиональным выбором методического инструментария), педагогические волонтеры из числа специалистов продемонстрировали рост уровня инклюзивной грамотности в социально-коммуникативном аспекте (приобрели опыт работы с аутичными детьми с разной степенью выраженности аутистических расстройств (от условно легких до самых сложных), смогли преодолеть собственные эмоциональные барьеры и неуверенность в профессиональных силах).

В подтверждение наших выводов приведем некоторые данные из опроса волонтеров, проведенного по итогам первого сезона работы Ресурсной мастерской (педагогические волонтеры отвечали на ряд вопросов, в том числе на вопрос «Была ли работа в Ресурсной Мастерской полезна для вашего профессионального развития?»), показали, что 78,9% оценивают полученный опыт как весьма ценный для собственного профессионального развития, 50% отметили, что получили возможность усовершенствовать собственные профессиональные навыки, 36,8% педагогических волонтеров подчеркнули, что в процессе работы с новыми детьми с РАС смогли убедиться в собственном профессиональном опыте, еще 36,%

респондентов отметили, что работа в Ресурсной мастерской помогла им преодолеть собственные эмоциональные и профессиональные барьеры. Таким образом, работа в Ресурсной мастерской позволила повысить уровень инклюзивной грамотности педагогических волонтеров в контексте работы с лицами с расстройствами аутистического спектра, а также способствовала раскрытию их профессиональных способностей и реализации новых возможностей для профессионального и личностного роста. Считаем важным также отметить, что отсутствие опыта взаимодействия и базовых знаний о специфике работы с детьми с РАС не стали препятствием для работы педагогических волонтеров в условиях Ресурсной мастерской Южного федерального университета. Индивидуальный подход при выборе теоретических и практических стратегий формирования инклюзивной грамотности позволил всем педагогическим волонтерам быть включенными в работу детьми с аутистическими нарушениями, погрузиться в общую атмосферу деятельности Ресурсной мастерской, осознать собственный вклад в реализацию данного благотворительного проекта. Для ряда студентов бакалавриата подобное погружение стало стимулом для проектирования дальнейшей траектории профессионального развития, которую они связали с помощью детям с расстройствами аутистического спектра.

Выводы. Обобщая изложенное выше, отметим:

1. Инклюзивная грамотность является не только профессиональной, но и личностной характеристикой личности специалиста, работающего с детьми с РАС. Данный вид грамотности, который можно было также называть функциональным, соотносится со способностью личности выстраивать конструктивные модели взаимодействия с лицами с особыми потребности в целом и аутистическими нарушениями, в частности. Инклюзивная грамотность выступает в качестве фундамента формирования инклюзивной культуры личности и общества в целом.

2. Лица с расстройствами аутистического спектра являются одной из самых сложных для взаимодействия категорий среди людей с особыми потребностями. Специфические дефициты социальной и коммуникативной сфер личности затрудняют качественное общение таких людей как с окружающими, так и друг с другом. В детском возрасте у всех детей с РАС имеются существенные затруднения в выстраивании отношений с окружающими, что актуализирует необходимость более глубокой специализированной подготовки педагогических волонтеров, которые работают с ними.

3. Инклюзивная грамотность педагогических волонтеров, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, может быть сформирована с помощью теоретических и практических стратегий, выбор которых зависит от содержания их основной образовательной программы. Для волонтеров, которые не имеют большого опыта взаимодействия с детьми с РАС, целесообразно использовать на предварительном этапе подготовки такие стратегии как: проведение предварительных просветительских семинаров, изучение анкет и материалов наблюдений, просмотр и разбор видеоматериалов, постепенно погружая их в работу с аутичными детьми через включенное наблюдение, активное сопровождение и деятельностное погружение. Для волонтеров, имеющих опыт работы с детьми с РАС до момента начала деятельности в Ресурсной мастерской, также целесообразно использовать сразу практические стратегии, начиная с включенного наблюдения, результаты которого они фиксируют на специальных бланках. Включенное наблюдение выполняет адаптационную функцию и позволяет педагогическому волонтеру оценить собственные возможности и профессиональные ресурсы до начала работы с детьми. Происходит преодоление эмоциональных барьеров и профессиональной неуверенности. Таким образом, уровень инклюзивной грамотности в контексте работы с лицами с РАС повышается у всех педагогических волонтеров, но в первом случае мы наблюдаем наибольший прирост в когнитивно-информационном аспекте инклюзивной грамотности, во втором - в социально-коммуникативном и профессионально-деятельностном.

Литература:

1. Горюнова, Л.В. Особенности формирования инклюзивной грамотности студентов педагогических и непедагогических направлений подготовки в вузе / Л.В. Горюнова, Е.С. Тимченко, И.В. Тимченко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2022. -№ 49. - С. 9-16

2. Мартынова, Т.Н. Социальная волонтерская деятельность студентов вуза в условиях инклюзивного образования / Т.Н. Мартынова, Е.А. Гавло, К.А. Цвеклинская // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 1 (33). -С. 153-159

3. Омарова, П.О. Психологическая добровольческая помощь населению в период пандемии новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 / П.О. Омарова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2022. - Т. 16. - № 3. - С. 105-109

4. Салаватулина, Л.Р. Педагогическая стратегия формирования культуры инклюзивного волонтерства в профессионально-педагогической подготовке студентов / Л.Р. Салаватулина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2020. - № 7 (160). - С. 173-188

5. Шарикова, Е.С. Сущность и специфика инклюзивного волонтерства / Е.С. Шарикова // Инновации. Наука. Образование. -2021. - № 25. - С. 1336-1340

Педагогика

УДК 378.147

кандидат экономических наук, доцент Тихонов Юрий Алексеевич

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Крайнева Екатерина Анатольевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); преподаватель Снадченко Светлана Валерьевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань)

РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Работа посвящена вопросу развития компьютерных технологий обучения и контроля в условиях информатизации образования. Рассматриваются этапы развития компьютерных технологий с момента их первого применения в процессе обучения и по сегодняшний день. Середина двадцатого века ознаменовалась появлением компьютерных технологий, которые способствовали созданию новых методик обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. Промежуток времени развития методик обучения на базе компьютерной техники не столь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.