Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальная школа / младшие школьники / инициативность / формирование инициативности / познавательная активность / творческие задания / творческая деятельность / обра-зовательный процесс / учителя начальных классов / primary school / primary school students / initiative / development of initiative / cognitive ac-tivity / creative tasks / creative activity / educational process / primary school teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жук Александр Сергеевич, Безбородова Людмила Александровна

Статья посвящена выявлению особенностей формирования инициативности у младших школьников. Проблема исследования: каковы условия и единые правила формирования и последующего развития инициативности младших школьников? Учителя начальных классов се-годня отмечают повсеместное падение уровня инициативности детей, что негативно сказывается на всем процессе образования и воспитания в начальной школе. Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать возможные направления формирования инициативности учащихся младшего школьного возраста, в том числе на примере творческих заданий. Результатом исследо-вания являются сформированные рекомендации учителям, направленные на формирование ини-циативности учащихся в начальной школе. Научная новизна результатов исследования состоит в том, что предложены конкретные виды заданий, применение которых позволит учителям началь-ной школы повысить уровень инициативности младших школьников и, таким образом, сформиро-вать устойчивую мотивацию к обучению. Практическая значимость результатов исследования со-стоит в том, что рекомендации могут быть использованы на протяжении всего обучения школьни-ков в начальной школе в рамках формирования инициативности на уроках любых предметов. Тео-ретическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут лечь в основу более глубоких и детализированных исследований в данной сфере. В процессе исследования были сделаны следующие выводы: установлено, что под инициативностью младших школьников необ-ходимо понимать такую составляющую личности, которая выражается в самостоятельном желании выполнять учебные задания в рамках образовательной программы и сверх нее, а также принимать активное участие во внеурочной деятельности; доказано, что в силу того, что современные младшие школьники отличаются пониженной инициативностью, что связано с рядом причин и не в послед-нюю очередь – с изменением основного формата получения информации, учителям начальной школы приходится изыскивать такие формы, средства и методы работы с младшими школьниками, которые были бы, помимо прочего, направлены также на формирование и последующее развитие инициативности. В данном случае неоценимую помощь учителю могут оказать творческие задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жук Александр Сергеевич, Безбородова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS’ INITIATIVE FORMATION USING CREATIVE TASKS

The article dwells upon the identification of the elementary school students’ initiative for-mation features. Research problem: what are the conditions and uniform rules for the formation and fur-ther development of elementary school students’ initiative? Elementary school teachers note a current widespread decline in the students’ initiative level, which negatively affects the entire process of education and personal development in elementary school. The purpose of the research is to analyze possible direc-tions for the elementary school students’ initiative development, including the example of creative tasks. The result of the research is the recommendations for teachers aimed at the elementary school students’ initiative development. The academic novelty of the research results lies in the fact that specific types of tasks have been proposed, the use of which will allow elementary school teachers to increase the level of elementary school students’ initiative and, thus, create sustainable motivation for learning. The practical significance of the research results is that the recommendations can be used throughout the entire education of ele-mentary school students’ as a part of the initiative formation in teaching any subjects. The theoretical sig-nificance of the research results lies in the fact that they can form the basis for more deep and detailed research in this area. During the research, the following conclusions were made: it was found that the ele-mentary school students’ initiative should be understood as such a component of personality, which is ex-pressed in an independent desire to carry out educational tasks under curriculum and beyond, as well as to take an active participation in extracurricular activities; it was proven that due to the fact that modern ele-mentary school students are characterized by reduced initiative, which is associated with a number of rea-sons and not least of all – with a change in the main obtaining information format, elementary school teachers have to find such forms, means and methods of working with elementary students, which would, among other issues, also be aimed at the formation and further development of the initiative. In this case, creative tasks can provide invaluable assistance to the teacher.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ»

УДК 373.31

ББК Ч420.243 ГРНТИ 14.25.19 Код ВАК 5.8.1

Жук Александр Сергеевич,

учитель начальных классов, Школа № 1245 г. Москвы; 117534, Россия, г. Москва, ул. Кировоградская, 42Б; e-mail:

as_zhuk90@mail.ru

Безбородова Людмила Александровна,

SPIN-код: 9416-1429

доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет; 119435, Россия,

г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1; e-mail: purity2002@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: начальная школа; младшие школьники; инициативность; формирование инициативности; познавательная активность; творческие задания; творческая деятельность; образовательный процесс; учителя начальных классов

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена выявлению особенностей формирования инициативности у младших школьников. Проблема исследования: каковы условия и единые правила формирования и последующего развития инициативности младших школьников? Учителя начальных классов сегодня отмечают повсеместное падение уровня инициативности детей, что негативно сказывается на всем процессе образования и воспитания в начальной школе. Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать возможные направления формирования инициативности учащихся младшего школьного возраста, в том числе на примере творческих заданий. Результатом исследования являются сформированные рекомендации учителям, направленные на формирование инициативности учащихся в начальной школе. Научная новизна результатов исследования состоит в том, что предложены конкретные виды заданий, применение которых позволит учителям начальной школы повысить уровень инициативности младших школьников и, таким образом, сформировать устойчивую мотивацию к обучению. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что рекомендации могут быть использованы на протяжении всего обучения школьников в начальной школе в рамках формирования инициативности на уроках любых предметов. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут лечь в основу более глубоких и детализированных исследований в данной сфере. В процессе исследования были сделаны следующие выводы: установлено, что под инициативностью младших школьников необходимо понимать такую составляющую личности, которая выражается в самостоятельном желании выполнять учебные задания в рамках образовательной программы и сверх нее, а также принимать активное участие во внеурочной деятельности; доказано, что в силу того, что современные младшие школьники отличаются пониженной инициативностью, что связано с рядом причин и не в последнюю очередь - с изменением основного формата получения информации, учителям начальной школы приходится изыскивать такие формы, средства и методы работы с младшими школьниками, которые были бы, помимо прочего, направлены также на формирование и последующее развитие инициативности. В данном случае неоценимую помощь учителю могут оказать творческие задания.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Жук, А. С. Формирование инициативности у младших школьников при использовании творческих заданий / А. С. Жук, Л. А. Безбородова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. - № 4. - С. 119-126.

Zhuk Alexander Sergeevich,

Primary School Teacher, School No. 1245, Moscow, Russia

Bezborodova Lyudmila Aleksandrovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia

ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS' INITIATIVE FORMATION USING CREATIVE TASKS

KEYWORDS: primary school; primary school students; initiative; development of initiative; cognitive activity; creative tasks; creative activity; educational process; primary school teachers

ABSTRACT. The article dwells upon the identification of the elementary school students' initiative formation features. Research problem: what are the conditions and uniform rules for the formation and further development of elementary school students' initiative? Elementary school teachers note a current widespread decline in the students' initiative level, which negatively affects the entire process of education and personal development in elementary school. The purpose of the research is to analyze possible directions for the elementary school students' initiative development, including the example of creative tasks. The result of the research is the recommendations for teachers aimed at the elementary school students' initiative development. The academic novelty of the research results lies in the fact that specific types of tasks have been proposed, the use of which will allow elementary school teachers to increase the level of elementary school students' initiative and, thus, create sustainable motivation for learning. The practical significance of the research results is that the recommendations can be used throughout the entire education of elementary school students' as a part of the initiative formation in teaching any subjects. The theoretical significance of the research results lies in the fact that they can form the basis for more deep and detailed re-

© Жук А. С., Безбородова Л. А., 2024

search in this area. During the research, the following conclusions were made: it was found that the elementary school students' initiative should be understood as such a component of personality, which is expressed in an independent desire to carry out educational tasks under curriculum and beyond, as well as to take an active participation in extracurricular activities; it was proven that due to the fact that modern elementary school students are characterized by reduced initiative, which is associated with a number of reasons and not least of all - with a change in the main obtaining information format, elementary school teachers have to find such forms, means and methods of working with elementary students, which would, among other issues, also be aimed at the formation and further development of the initiative. In this case, creative tasks can provide invaluable assistance to the teacher.

FOR CITATION: Zhuk, A. S., Bezborodova, L. A. (2024). Elementary School Students' Initiative Formation Using Creative Tasks. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 119-126.

Постановка проблемы и обоснование актуальности ее решения. Актуальность исследования обозначенной темы обусловлена тем, что настоящий период времени характеризуется увеличением количества учащихся, в том числе и младшего школьного возраста, которые демонстрируют категорическое отсутствие интереса к учебе, справедливо полагая, что процесс овладения знаниями является достаточно трудным и длительным. При этом опора на детоцентризм, который продолжает усиливаться в последнее время, ведет к усугублению данной тенденции: родители учащихся нередко не хотят и не могут убедить детей в том, что обучение в школе - необходимость. Учителя, работающие с младшими школьниками, отмечают у них отсутствие заинтересованности в учебе, методисты констатируют, что многие учащиеся демонстрируют отрицательное эмоциональное отношение как к урокам, так и к домашним заданиям, говоря о том, что им «скучно», «неинтересно», не «хочется» и т. д. Сталкиваясь с минимальными трудностями, такие учащиеся могут полностью отказаться что-либо делать, а эффективных рычагов воздействия на учеников у современных педагогов практически не имеется. Кроме того, такие учащиеся нередко демонстрируют отсутствие стремления к самостоятельной работе с новой информацией и в овладении новым опытом.

Такая ситуация складывается на протяжении достаточно длительного времени. Д. И. Фельдштейн еще более десяти лет назад утверждал, что у детей снижается уровень когнитивного развития, они становятся менее энергичными и не демонстрируют желания к активным действиям, испытывают значительный эмоциональный дискомфорт в том случае, когда необходимо выполнять учебные задания. При этом исследователь утверждал, что «значительное число детей указанной группы отличаются наличием неблагоприятного психического развития в онтогенезе, что, в свою очередь, приводит к инфантильности и психологической незрелости, а кризис семи лет у таких детей сдвигается и может настигать ребенка вплоть до возраста девяти лет, то есть уже во время

обучения в начальной школе» [16, с. 9].

Исследователи в области детской психологии и педагогики также отмечают, что изменилась социальная ситуация развития, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии детей младшего школьного возраста. К примеру, в качестве одной из значимых проблем исследователи выделяют несформированность навыков общения в связи с повышенной фрагментарностью мышления и, соответственно, пониженным уровнем произвольности мышления, причиной чего является значительное время, проводимое детьми в сети Интернет. Е. О. Смирнова, соглашаясь с точкой зрения Л. С. Выготского, утверждает, что произвольность может быть определена в качестве способности овладевать собственной внешней и внутренней деятельностью, основой чего являются «культурно заданные средства организации собственного поведения» [13, с. 11].

В качестве еще одной проблемы неудовлетворительного протекания образовательного процесса в начальной школе можно назвать несформированность активной позиции, которая выражается в том, что учащиеся отказываются от осмысления предложенной деятельности, а ожидают, когда учителя и родители будут выполнять их работу, в том числе и мыслительную. Возникает своего рода противоречие: с одной стороны, младшие школьники приобретают целый комплекс знаний, умений и навыков, а с другой - сталкиваются со значительными трудностями в последующем применении этих знаний, умений и навыков в собственной деятельности. К примеру, учащиеся могут решить задачу под руководством и при условии постоянных объяснений со стороны педагога или родителей, но в то же время самостоятельно решить аналогичную задачу не могут. В качестве одной из причин подобного положения дел можно назвать различные нарушения в развитии личностной сферы. Соответственно, можно говорить о наличии значимой проблемы с формированием инициативности детей младшего школьного возраста и необходимости скорейшего решения этой проблемы.

Формулировка цели исследования. Исходя из поставленной выше проблемы исследования, можно сформулировать цель исследования: проанализировать основные направления формирования инициативности учащихся младшего школьного возраста, в том числе на примере творческих заданий.

Анализ последних исследований. Вопросы, посвященные формированию инициативности младших школьников, рассматриваются в достаточно небольшом количестве современных исследований, поскольку в фокусе внимания специалистов в области школьной педагогики и психологии в большинстве случаев находятся другие проблемы. Однако имеется ряд исследований, в которых проблема инициативности выходит на первый план. Так, в статье И. В. Довольновой [5] проводится детальный анализ теоретических аспектов субъектного подхода к исследованию психики и проблем развития волевой регуляции учащихся младшего школьного возраста с точки зрения исследования эмоциональной и мотивационной сфер личности ребенка.

Исследование инициативности младших школьников в данной работе основывается на концепции, предложенной Г. Г. Кравцовым, в соответствии с которой воля определяется в качестве «осмысленной инициативы», «состоящей из двух неотъемлемых составляющих: осмысленности волевого акта и активной позиции личности в качестве субъекта собственной деятельности» [7, с. 33].

И. В. Довольнова особый акцент делает на причинах, которые лежат в основе отрицательного воздействия на все процессы развития и обучения младших школьников. В качестве одной из таких причин исследователь называет отсутствующую активную позицию младшего школьника как субъекта деятельности. Результаты экспериментального исследования, полученные автором, позволили разбить уровень инициативности на три группы: высокую, среднюю и низкую, причем автором предельно четко сформулированы критерии различий между этими группами. Анализ изучения уровней инициативности дал возможность автору прийти к выводу о том, что отсутствие инициативности, равно как и низкий уровень ее сформированности, отрицательным образом влияет на обучение младших школьников.

В статье Л. А. Маковец и Т. А. Ивановой [8] получили освещение наиболее характерные особенности развития инициативности детей, обучающихся в начальной школе. Авторы статьи на основе результатов экспериментального исследования убеди-

тельно доказывают, что творческая деятельность в рамках предметов эстетического цикла (например, изобразительного искусства) может стать той основой, которая позволит начать формировать инициативность младшего школьника. Исследование, которое авторы провели в одной из общеобразовательных школ Красноярского края, было направлено на развитие инициативности младших школьников в процессе работы над арт-проектом. Эксперимент дал возможность сделать вывод о том, что уровень инициативности младших школьников значительно повысился, что позволяет рассматривать такого рода деятельность на уроках в качестве перспективной с точки зрения развития инициативности.

Итак, можно видеть, что количество современных публикаций, посвященных формированию инициативности учащихся младшего школьного возраста, относительно невелико, поскольку в фокусе внимания исследователей находятся другие составляющие личности обучающихся младшего школьного возраста. Соответственно, представляется целесообразным восполнить данный пробел.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили: личностно ориентированная модель и гуманистический подход в образовании Л. С Выготского, Ш. А. Амона-швили, В. А. Петровского и др.; деятель-ностный подход, ориентированный на развитие личностных качеств в процессе собственной активной деятельности ребенка Л. С Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эль-конина, А. Г. Асмолова и др.; системный подход в выявлении интегративных свойств и характеристик сущности исследуемых понятий Ю. К. Бабанского, В. А. Сластенина и др. Основными методами исследования послужили: анализ теоретической и методической литературы по теме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ, а также метод обобщений, который позволил не только сделать выводы по проведенному исследованию, но и обозначить дальнейшие перспективы исследований в данном направлении.

Изложение основного материала исследования. Гипотеза исследования состоит в следующем: эффективного формирования инициативности у младших школьников можно достичь при следующих условиях:

1. Мониторинг психического и физического состояния обучающихся.

2. Опора на педагогические решения для пролонгации поддержки инициативности младших школьников средствами проектной деятельности.

3. Разработка комплекса творческих заданий с учетом психологических, педагогических, социальных и творческих задач.

Перед тем как переходить к особенностям формирования инициативности у младших школьников, представляется целесообразным дать определение данному понятию с точки зрения современных психологии и педагогики. В первую очередь необходимо отметить, что изучение инициативности в отечественной педагогике и психологии имеет достаточно обширную базу. В исследованиях таких ученых, как Н. В. Тучак [15], А. Э. Пятинин [11] и С. М. Зиньковская [6] проводится четкое разграничение понятий «инициатива» и «инициативность», причем исследования вышеуказанных авторов имели место в рамках системно-функционального подхода. Инициатива вышеназванными исследователями определяется в качестве любого первоначального действия индивида, которое выполняется им оригинально или нетрадиционно или же направлено на достижение принципиально новых для индивида целей и задач, иными словами, как своеобразный почин, выступающий началом процесса инициации. Инициативность при этом определяется как относительно устойчивое качество личности, которое выражается в непрерывном стремлении человека к инициации.

В рамках современного научного знания активно развивается несколько различных направлений исследования инициативности, в том числе и инициативности младших школьников. Д. Б. Богоявленской инициативность рассматривалась в качестве одного из интеллектуальных свойств личности, которое представляет собой «способность самостоятельно ставить проблему и искать пути ее решения» [2, с. 64]. С. Л. Рубинштейн под инициативностью понимал волевое свойство личности, заключающееся в «умении хорошо и легко взяться за дело по собственной инициативе, не дожидаясь внешней стимуляции» [12, с. 204]. В соответствии с точкой зрения Б. М. Теп-лова инициативность необходимо рассматривать в качестве своеобразной черты характера, «обладающей сложной природой и собственными характеристиками познавательной, эмоциональной и волевой сфер» [14, с. 238]. К. А. Абульханова-Славская инициативность понимает как «один из синонимов активности» [1, с. 109], в то время как Т. С. Борисова это качество личности рассматривает как одно из ее «интегрированных свойств» [3, с. 133], которое личность может выработать в себе посредством планомерной работы над специальными заданиями и упражнениями. При этом

необходимо отметить, что разными исследователями выделяются различные виды и формы проявления инициативности, например «творческая и воспроизводящая» [10, с. 65]. В качестве наивысшей степени проявления инициативности ряд исследователей считает творчество, которое, в свою очередь, представляет собой «комплексное отношение человека к тому, что его окружает и в рамках которого интеллектуальные, эмоционально-волевые и творческие сферы личности выступают в неразрывном единстве» [2, с. 64].

Л. А. Маковец убедительно доказывает, что инициативность выступает в качестве одного из немаловажных социально значимых качеств личности, высоко востребованных на современном этапе развития социума, в котором наиболее ценными качествами являются самостоятельность, умение мгновенно принимать решения в стремительно меняющихся условиях, хорошо сформированные лидерские задатки, а также умение быстро и правильно ориентироваться в динамичных событийных и информационных потоках [8]. Современные психолого-педагогические исследования, часть которых была упомянута выше, убедительно доказывают, что для того, чтобы у младшего школьника развилась инициативность, ему необходимо хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, правильно ее интерпретировать и оценивать, разрабатывать планы действий и работать на достижение планируемого результата собственных действий, равно как и нести за них ответственность.

Все это можно эффективно развивать в учащихся младшего школьного возраста посредством применения творческих заданий, причем такие задания могут одинаково эффективно применяться на уроках как эстетического, так и естественно-научного цикла.

Необходимо сделать особый акцент на том, что творческой деятельности отводится значимое место в развитии учащегося младшего школьного возраста, поскольку именно этот возраст представляет собой один из наиболее важных этапов становления личности человека. Это обусловлено тем, что именно «в возрасте обучения в начальной школе (7-11 лет) учащийся начинает осознавать особенности отношений между собой и другими людьми, осваивает новые социальные роли, начинает проявлять интерес к социальным явлениям, лучше понимать мотивы поведения окружающих и оценивать их с нравственной точки зрения» [9, с. 32]. Иными словами, именно младший школьный возраст может быть назван критическим с точки зрения

формирования инициативности. В формировании и последующем развитии инициативности в этом возрасте значительная роль отводится, с одной стороны, таким составляющим, как объем знаний, умений и навыков, а с другой - особенностям эмоционально-волевой сферы личности, частью которой являются следующие составляющие: интерес к различным видам деятельности и желание этой деятельностью заниматься, умение доводить начатое до конца, правильная оценка собственных возможностей и последствий собственных поступков и др.

Также необходимо отметить тот факт, что прямое влияние на развитие инициативности младшего школьника оказывают занятия (причем как учебные, так и те, которые имеют место во внеучебное время) в коллективе. Это связано с тем, что коллектив в большинстве случаев выступает в качестве внешнего стимулятора активности младшего школьника: часто работа, которую иначе младший школьник просто не стал бы выполнять, делается только для того, чтобы заслужить одобрение одноклассников. Можно в полной мере согласиться с мнением исследователей, что «значительную роль в формировании инициативности младшего школьника играют внутригруппо-вые взаимоотношения, что, в свою очередь, положительно сказывается на достижении высоких результатов учебной деятельности во время различных видов работы в классе, в малых группах и т. д.» [4, с. 27].

Как уже было сказано выше, положительным образом на формировании и последующем развитии инициативности младшего школьника могут сказаться творческие задания, которые могут быть организованы как абсолютно на любых уроках, так и во внеурочной деятельности.

Творческие усилия, позволяющие достигнуть конкретной поставленной цели в ходе решения определенных задач для получения неповторимого, уникального и, возможно, единственного в мире продукта за конкретный период времени, и будут являться творческой деятельностью.

Например, для того чтобы активизировать мысль учащихся, необходимо детское театрализованное творчество строить на последовательности учебных проблем, т. е. все время ставить такие вопросы, которые бы заставляли открывать, искать, анализировать. В основе творческого театрализованного задания лежит понимание художественного отражения действительности - постижение замысла автора сценария. Специфика состоит в том, что познается художественное содержание, воплощенное в театральных образах. Для таких заданий характерна заранее данная установка на

понимание учащимися художественно-образного решения вопроса. Ответ на основной вопрос задания оформляется в виде эстетических суждений и художественной оценки. Текст сценария, его образное содержание становятся основой задания и средством его выполнения.

Сущность театрализованного творческого задания мы понимаем как вопросно-ответную форму, обращенную на раскрытие логики построения художественных образов. Каждый ответ на вопрос такого задания является результатом самостоятельного творчества школьников и составляет шаг к активному осмыслению художественных впечатлений и личного жизненного опыта, ведущий их к постижению художественного замысла сценариста.

Театрализованные мероприятия, комбинируя в себе различные виды искусства, обеспечивают воздействие на восприятие, понимание и ощущения детей. Активная помощь взрослых и участие самих детей в подготовке и проведении театрализованных спектаклей, развлечений и праздников служат этническому и эстетическому воспитанию детей, помогают вести диалог и формируют умение работать в группе, развивая инициативность каждого ребенка. При изучении театрального искусства, разучивании песен и стихов, принятии на себя новых ролей в детях зарождается любовь к театру. Театрализованное мероприятие с хорошо продуманным сценарием, тематическим оформлением помещения и колоритность, образность участников позволяют провести яркий и запоминающийся спектакль или представление. Практической деятельности детей предшествует изучение теоретического материала: чтение выбранного текста, освоение языка и речи художественной выразительности текста, создание собственных текстов: сказок, рассказов, басен, стихов. Это позволяет приобрести детям первичные навыки театрального искусства и дает возможность найти путь к развитию талантов через театр и игровые методики. Дети учатся формулировать свои мысли и высказывать свое мнение о художественных произведениях. Важно, что в процессе обучения к детям приходит понимание театра, они начинают любить его. Происходит формирование и воспитание в детях зрительской культуры. За счет привлечения интереса детей к театру повышается престиж театрального искусства в среде подрастающего поколения. Такая работа проводилась учителем начальных классов в ГБОУ Школе № 1245 г. Москвы в 2021-2024 гг.

Одним из видов творческих заданий является проектная работа, которая начинается у младших школьников буквально с пер-

вого класса и значительно усложняется к моменту окончания начальной школы. Проекты могут быть различными: краткосрочными и долгосрочными, индивидуальными и групповыми (например, в рамках одного класса или целой параллели). На начальных этапах работы над проектами ученики знакомятся с данным видом работы, далее начинают работать над проектами под непосредственным руководством учителя, а к окончанию начальной школы (четвертый класс) учащиеся уже могут самостоятельно предлагать темы проектов и вести большую часть работы над ними самостоятельно. При этом необходимо учитывать уровень успеваемости учащихся: более «сильным» учащимся можно предлагать более сложные этапы работы, в то время как более «слабые» учащиеся могут принимать участие в более простых заданиях проекта.

Еще одним видом творческих заданий является работа с анимированными изображениями. В последнее время появилось достаточно много программ, которые позволяют в режиме реального времени «оживлять» фотографии и рисунки школьников, а также генерировать любые изображения, из которых впоследствии можно создать простые мультипликационные фильмы. Такая работа может быть организована на занятиях эстетического цикла (например, на ИЗО), на уроках литературного чтения и на уроках иностранного языка.

Одной из разновидностей творческих заданий является составление синквейнов, причем этот вид работы можно использовать не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и, например, на уроках математики, окружающего мира, иностранного языка и др. Единожды поняв, каким образом составляется синквейн, учащиеся начальной школы в большинстве своем принимают активное участие в такой работе, отыскивая порой достаточно неожиданные и оригинальные ассоциации.

В начальной школе целесообразно также применение и более традиционных видов творческих заданий: сочинений, эссе и т. д. Однако необходимо предлагать современные и неожиданные темы таких заданий для того, чтобы заинтересовать учащихся, заставить работать их мысль и творчески подходить к интерпретации полученных знаний. Это даст возможность младшим школьникам попробовать свои силы в креативных видах деятельности и воспринимать уроки и домашние задания не как нечто скучное и обязательное, а как возможность проявить себя, показать собственные знания, умения и навыки одноклассникам и учителю и, таким образом, сформировать еще одну «ступеньку» ини-

циативности.

Безусловно, любой учитель начальной школы может придумать собственные творческие задания на основе тех направлений, которые были предложены выше, а также пользуясь опытом практикующих педагогов, который в изобилии представлен на профильных образовательных ресурсах.

Соответственно, можно говорить о том, что творческая работа на уроке и система творческих заданий выступают в качестве неотъемлемого условия формирования и последующего развития инициативности учащихся младшего школьного возраста.

Также необходимо отметить тот факт, что в процессе выстраивания программы обучения, направленной на развитие инициативности, учителю начальных классов необходимо принимать во внимание ряд условий, при соблюдении которых такая работа будет эффективной, а именно: необходимость обязательного установления субъект-субъектных отношений, обучение формам произвольно-контекстного общения, использование индивидуальных, микрогрупповых и коллективных форм работы, включение в программное содержание игровых приемов. При этом программы обучения, вектор которых лежит в направлении формирования и развития инициативности младших школьников, необходимо выстраивать и корректировать, принимая во внимание тот факт, что высокий уровень инициативности является одним из наиболее значимых показателей развития высших психических функций младших школьников.

Соответственно, внедрение комплекса заданий развития инициативности в образовательный и воспитательный процесс начальной школы не только позволит оказать положительное влияние на развитие инициативности, но и повысит уровень успешности обучения в целом, поскольку у учащихся появится возможность более качественно и быстро осмыслять учебный материал. При этом учителю необходимо помнить, что работа по развитию инициативности учащихся начальной школы должна проводиться с первого класса, поскольку чем раньше у учащихся сформируется высокий уровень инициативности, тем проще им будет учиться в начальной школе и на более старших ступенях образования.

Выводы исследования. Подводя итог исследованию, можно сделать ряд выводов относительно особенностей формирования инициативности у учащихся младшего школьного возраста:

1. Под инициативностью младших школьников необходимо понимать такую составляющую личности, которая выражается в самостоятельном желании выполнять учеб-

ные задания в рамках образовательной про- циализированных программах), различные

граммы и сверх нее, а также принимать ак- творческие работы (эссе, сочинения, рисун-

тивное участие во внеурочной деятельности. ки и т. д.). Творческие задания стимулиру-

2. В силу того, что современные млад- ют познавательную активность учащихся и шие школьники отличаются пониженной при условии, что учителю удается по-инициативностью, что связано с рядом настоящему увлечь учеников, оказывают причин и не в последнюю очередь - с изме- значительное положительное влияние на нением основного формата получения ин- развитие инициативности.

формации, учителям начальной школы Подытоживая вышесказанное, можно приходится изыскивать такие формы, сред- говорить о том, что работа в данном ства и методы работы с младшими школь- направлении может и должна быть про-никами, которые были бы, помимо прочего, должена, к примеру, в рамках разработки направлены также и на формирование и комплексов заданий по каждому предмету последующее развитие инициативности. цикла начального образования, а также в В данном случае неоценимую помощь учи- экспериментальной деятельности, включателю могут оказать творческие задания. ющей в себя сравнение уровня сформиро-

3. Применение творческих заданий ванности инициативности перед примене-целесообразно в рамках всех уроков цикла нием творческих заданий, а также после начальной школы. В качестве таких зада- них. Однако такая работа потребует разра-ний могут выступать проекты (в том числе ботки методического инструментария, мультимедийные), составление синквейнов, предназначенного для диагностики уров-решение квизов, работа с анимацией ней сформированности инициативности (например, создание несложных фрагмен- младших школьников.

тов мультипликационных фильмов в спе-

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М., 1991. - 299 с. -Текст : непосредственный.

2. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. - М., 1981. - 96 с. - Текст : непосредственный .

3. Борисова, Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности / Т. С. Борисова. - Текст : непосредственный // Вестник ТГПУ. - 2011. - Вып. 1. - С. 131-136.

4. Высоцкий, А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения : учебное пособие / А. И. Высоцкий. - Челябинск, 1979. - 69 с. - Текст : непосредственный.

5. Довольнова, И. В. Развитие инициативности в младшем школьном возрасте / И. В. Довольнова. -Текст : непосредственный / / Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. - 2017. - № 3. - С. 90-103.

6. Зиньковская, С. М. Системное изучение человеческого фактора в опасных профессиях : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / С. М. Зиньковская ; Рос. ун-т дружбы народов (РУДН). - М., 2007. -45 с. - Текст : непосредственный.

7. Кравцов, Г. Г. Онтогенез воли / Г. Г. Кравцов. - Текст : непосредственный // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Психология. Педагогика. Образование. - 2012. -№ 15. - С. 29-41.

8. Маковец, Л. А. Особенности развития инициативности младших школьников в творческой деятельности / Л. А. Маковец, Т. А. Иванова. - Текст : электронный // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-initsiativnosti-mladshih-shkolnikov-v-tvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.06.2024).

9. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - М., 2013. - 460 с. - Текст : непосредственный.

10. Петухов, С. А. Проявление инициативы учащимися третьего класса : дис. ... канд. пед. наук / С. А. Петухова. - М., 1954. - 153 с. - Текст : непосредственный.

11. Пятинин, А. Э. Сравнительный анализ изучения инициативности личности у студентов педагогического вуза и опытных учителей : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.11 / Э. А. Пятинин. - М., 1996. - 122 с. -Текст : непосредственный.

12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. Т. 2 / С. Л. Рубинштейн. - М., 1989. - 322 с. -Текст : непосредственный.

13. Смирнова, Е. О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии / Е. О. Смирнова. - Текст : непосредственный // Культурно-историческая психология. - 2015. - Т. 11, № 3. -

с. 9-15.

14. Теплов, Б. М. Психология : учебник для средней школы / Б. М. Теплов. - М., 1954. - 255 с. -Текст : непосредственный.

15. Тучак, Н. В. Психологическая структура и типы реализации инициативности предпринимателя : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.11 / Н. В. Тучак. - М., 1993. - 21 с. - Текст : непосредственный.

16. Фельдштейн, Д. И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества / Д. И. Фельдштейн. - Текст : непосредственный // Образование и наука. -2013. - № 9. - С. 3-23.

REFERENCES

1. Abulkhanova-Slavskaya, K. A. (1991). Strategiya zhizni [Strategy of Life]. Moscow. 299 p.

2. Bogoyavlenskaya, D. B. (1981). Puti k tvorchestvu [Paths to Creativity]. Moscow. 96 p.

3. Borisova, T. S. (2011). Aktivnost' i initsiativnost' kak osnova formirovaniya sotsial'noi otvetstvennosti [Activity and Initiative as the Basis for the Formation of Social Responsibility]. In Vestnik TGPU. Issue 1, pp. 131-136.

4. Vysotsky, A. I. (1979). Volevaya aktivnost' Shkolnikov i metody ee izucheniya [Volitional Activity of Schoolchildren and Methods of Its Study]. Chelyabinsk. 69 p.

5. Dovolnova, I. V. (2017). Razvitie initsiativnosti v mladshem shkol'nom vozraste [Development of Initiative in Primary School Age]. In Vestnik Gosudarstvennogo universiteta prosveshcheniya. Seriya: Psikhologicheskie nauki. No. 3, pp. 90-103.

6. Zinkovskaya, S. M. (2007). Sistemnoe izuchenie chelovecheskogo faktora v opasnykh professiyakh [Systematic Study of the Human Factor in Dangerous Professions]. Avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. Moscow. 45 p.

7. Kravtsov, G. G. (2012). Ontogenez voli [Ontogenesis of the Will]. In Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie. No. 15, pp. 29-41.

8. Makovets, L. A., Ivanova, T. A. (2020). Osobennosti razvitiya initsiativnosti mladshikh shkol'nikov v tvorcheskoi deyatel'nosti [Features of the Development of Initiative of Younger Schoolchildren in Creative Activity]. In Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. No. 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-razvitiya-initsiativnosti-mladshih-shkolnikov-v-tvorcheskoy-deyatelnosti (mode of access: 14.06.2024).

9. Obukhova, L. F. (2013). Vozrastnaya psikhologiya [Age Psychology]. Moscow. 460 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Petukhov, S. A. (1954). Proyavlenie initsiativy uchashchimisya tret'ego klassa [Showing Initiative by Third Grade Pupils]. Dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 153 p.

11. Pyatinin, A. E. (1996). Sravnitel'nyi analiz izucheniya initsiativnosti lichnosti u studentov pedagogicheskogo vuza i opytnykh uchitelei [Comparative Analysis of the Study of Personality Initiative among Students of a Pedagogical University and Experienced Teachers]. Dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow. 122 p.

12. Rubinshtein, S. L. (1989). Osnovy obshchei psikhologii: v 2 t. [Fundamentals of General Psychology, in 2 vols.]. Vol. 2. Moscow. 322 p.

13. Smirnova, E. O. (2015). K probleme voli i proizvol'nosti v kul'turno-istoricheskoi psikhologii [On the Problem of Will and Arbitrariness in Cultural and Historical Psychology]. In Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. Vol. 11. No. 3, pp. 9-15.

14. Teplov, B. M. (1954). Psikhologiya [Psychology]. Moscow. 255 p.

15. Tuchak, N. V. (1993). Psikhologicheskaya struktura i tipy realizatsii initsiativnosti predprinimatelya [The Psychological Structure and Types of the Entrepreneur's Initiative Realization]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow. 21 p.

16. Feldshtein, D. I. (2013). Problemy formirovaniya lichnosti rastushchego cheloveka na novom is-toricheskom etape razvitiya obshchestva [The Problems of Personality Formation of a Growing Person at a New Historical Stage of Society Development]. In Obrazovanie i nauka. No. 9, pp. 3-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.