Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
675
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / КОМПОНЕНТЫ ИНИЦИАТИВНОСТИ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНИЦИАТИВНОСТИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНИЦИАТИВНОСТИ / ИНИЦИАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ГРУППОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маковец Людмила Анатольевна, Иванова Татьяна Анатольевна

В статье освещены особенности развития инициативности в младшем школьном возрасте. Инициативность - одно из ключевых социально значимых качеств личности, остро востребованных на современном этапе развития общества, где ценятся самостоятельность, лидерские качества, умение быстро ориентироваться в событийном и информационном потоке. Исследования психологов и педагогов показывают, что для проявления инициативы школьнику необходимо понять сложившуюся обстановку, в которой приходится действовать самому, правильно в ней сориентироваться и суметь ее оценить; разработать план действий; решиться на самостоятельное действие и взять на себя ответственность за него. Между тем развитие инициативности в начальной школе редко оказывается в фокусе внимания учителей, в том числе при преподавании такого предмета, как изобразительное искусство. Однако именно творчество может стать почвой для взращивания инициативности, становления ученика не только как объекта, но и в качестве активного субъекта обучения. Исследование, проведенное в одной из школ Красноярского края, демонстрирует пример развития инициативности младших школьников в работе над арт-проектом. Эксперимент показывает значимые результаты в формировании личностных качеств ученика и может быть внедрен в практику преподавания предметов художественного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INITIATIVE DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN CREATIVE ACTIVITY

This paper reveals the features of the initiative development in primary school age. The initiative is one of the key and socially significant personality traits that is in great demand at the modern stage of society development, where independence and leadership qualities, the ability to quickly navigate the event and information flow are valued. Researches by psychologists and teachers show that in order to take the initiative, students need to understand the current situation in which they have to act themselves, correctly navigate it and be able to evaluate it; develop an action plan; make a decision about independent action and take responsibility for it. Meanwhile, the development of the initiative in primary school is rarely the focus of teachers' attention, including in teaching such a subject as the visual arts. But it can be a creative way for the formation of the initiative, the pupil becoming not only as an object but as an active subject of training. The study conducted in one of the schools of the Krasnoyarsk Territory demonstrates an example of the development of the initiative of students in the work on an art project. The experiment shows significant results in the formation of the student's personal qualities and can be introduced into the practice of teaching artistic subjects.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 373.32

Маковец Людмила Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

Иванова Татьяна Анатольевна

магистрант Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева; педагог Пировской детская школа искусств

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Makovets Lyudmila Anatolyevna

PhD in Education Science, Associate Professor, Pedagogy and Psychology оf Primary Education Department, Astafyev Krasnoyarsk State Pedagogical University

Ivanova Tatyana Anatolyevna

Master's Degree student, Astafyev Krasnoyarsk State Pedagogical University; Teacher, Children's Art School in Pirovskoye

FEATURES

OF THE INITIATIVE DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN CREATIVE ACTIVITY

Аннотация:

В статье освещены особенности развития инициативности в младшем школьном возрасте. Инициативность - одно из ключевых социально значимых качеств личности, остро востребованных на современном этапе развития общества, где ценятся самостоятельность, лидерские качества, умение быстро ориентироваться в событийном и информационном потоке. Исследования психологов и педагогов показывают, что для проявления инициативы школьнику необходимо понять сложившуюся обстановку, в которой приходится действовать самому, правильно в ней сориентироваться и суметь ее оценить; разработать план действий; решиться на самостоятельное действие и взять на себя ответственность за него. Между тем развитие инициативности в начальной школе редко оказывается в фокусе внимания учителей, в том числе при преподавании такого предмета, как изобразительное искусство. Однако именно творчество может стать почвой для взращивания инициативности, становления ученика не только как объекта, но и в качестве активного субъекта обучения. Исследование, проведенное в одной из школ Красноярского края, демонстрирует пример развития инициативности младших школьников в работе над арт-проектом. Эксперимент показывает значимые результаты в формировании личностных качеств ученика и может быть внедрен в практику преподавания предметов художественного цикла.

Ключевые слова:

инициативность, младший школьник, компоненты инициативности, критерии сформирован-ности инициативности, уровни сформированное сти инициативности, инициативная личность, творчество, групповое обучение

Summary:

This paper reveals the features of the initiative development in primary school age. The initiative is one of the key and socially significant personality traits that is in great demand at the modern stage of society development, where independence and leadership qualities, the ability to quickly navigate the event and information flow are valued. Researches by psychologists and teachers show that in order to take the initiative, students need to understand the current situation in which they have to act themselves, correctly navigate it and be able to evaluate it; develop an action plan; make a decision about independent action and take responsibility for it. Meanwhile, the development of the initiative in primary school is rarely the focus of teachers' attention, including in teaching such a subject as the visual arts. But it can be a creative way for the formation of the initiative, the pupil becoming not only as an object but as an active subject of training. The study conducted in one of the schools of the Krasnoyarsk Territory demonstrates an example of the development of the initiative of students in the work on an art project. The experiment shows significant results in the formation of the student's personal qualities and can be introduced into the practice of teaching artistic subjects.

Keywords:

initiative, junior school student, components of initiative, criteria of initiative formation, initiative personality, creativity, group learning

В современных условиях воспитание инициативности является одной из актуальных задач образования, которая сегодня еще не решена в полной мере. Прививать инициативность необходимо уже в начальной школе, но это возможно лишь в том случае, если учебный процесс будет не пассивным, а интерактивным и творческим, с высокой долей вовлеченности учащихся.

Развитие инициативности школьников в учебном процессе является предметом многих психолого-педагогических исследований. Однако в педагогике и психологии само понятие «инициативность» до настоящего времени трактуется неоднозначно.

В толковом словаре инициативность определяется как предприимчивость, а инициатива -как почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности. В современной науке существует несколько направлений исследования инициативности. Ее рассматривают как интеллектуальное свойство личности, способность к самостоятельной постановке проблемы и поиску путей ее решения [1, с. 64]; как волевое свойство личности, «умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне» [2, с. 204]; а также как черту характера со сложной природой и особенностями познавательной, эмоциональной и волевой сфер [3, с. 238]. Инициативность понимается как синоним активности [4, с. 109] и как интегрированное свойство личности [5, с. 133], которое может быть выработано в процессе специальных заданий и упражнений. Ученые выделяют различные виды и формы проявления инициативности, которая может быть воспроизводящей и творческой [6, с. 65].

Примечательно, что высшей ступенью проявления инициативности называют именно творчество как сложное отношение человека к действительности, где в единстве выступают интеллектуальные, эмоционально-волевые сферы личности и творческий потенциал [7, с. 64].

Творческая деятельность занимает особое место в развитии младшего школьника в том возрасте, который является чрезвычайно важным этапом становления личности. Именно в 7-11 лет ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться общественными явлениями, разбираться в мотивах поведения людей и давать нравственные оценки [8, с. 32]. Указанный возраст выступает значимым периодом формирования инициативности. В ее развитии существенную роль играют, с одной стороны, такие факторы, как объем знаний, умений, навыков, а с другой - особенности эмоционально-волевой сферы - интерес к деятельности, желание ею заниматься, доводить начатое дело до конца, правильно оценивать свои возможности.

На развитие инициативности школьника значимо влияют, в частности, занятия в группе: коллектив является внешним стимулятором активности учащегося, зачастую работа может выполняться ради коллектива. Огромную роль в формировании взаимоотношений между обучаемыми и достижении положительных результатов учебной деятельности играет творческая работа в группе [9, с. 27].

Таким образом, в качестве условия развития инициативности младших школьников мы видим организацию целенаправленного группового творческого процесса. В основу исследования было положено противоречие между требованием к созданию условий для развития инициативности и недостаточной разработанностью этого вопроса в практике преподавания предметов художественного цикла. С целью разрешить это противоречие и была предпринята опытно-экспериментальная работа.

Использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом, анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, метод математической обработки результатов эксперимента. Исследование проводилось на базе МБОУ «Пировская СОШ» с 2017 по 2020 г. Опытно-экспериментальная работа в рамках констатирующего эксперимента была направлена на выявление актуального уровня развития инициативности младших школьников. В эксперименте приняли участие 42 учащихся в возрасте 9-10 лет.

На базе анализа публикаций О.В. Холодяевой [10], Е.Н. Бичеровой [11] и Л.В. Даровских [12] выделены основные компоненты инициативности - мотивационно-познавательный, эмоционально-волевой, организационный с учетом возрастной специфики, которые могут быть положены в основу исследования инициативы в младшем школьном возрасте.

1. Мотивационно-познавательный компонент определяется таким показателем, как познавательная активность. Е.А. Меньшикова отмечает, что структура подобной активности имеет три уровня развития: низкий, характеризующийся ситуативным познавательным интересом; средний, отличающийся устойчивым интересом к познавательной деятельности; высокий, проявляющийся в ярко выраженном стремлении к самостоятельной познавательной деятельности, поиску информации за пределами изучаемого материала [13, с. 115].

2. Эмоционально-волевой компонент определяется таким критерием, как упорство и настойчивость в достижении цели. Настойчивость - необходимая черта характера современного человека. Она выражается в способности личности завершать начатое дело и достигать поставленной цели в процессе деятельности, связана с умением длительно, сосредоточенно и внимательно работать [14, с. 60].

3. Организационный компонент определяется показателем самостоятельности в познавательной и практической деятельности. Выделяются уровни развития познавательной самостоятельности, подробно описанные в статье Л.Г. Григорьевой [15, с. 75-76].

Для проведения констатирующего эксперимента нами были подобраны следующие диагностические методики: «Сформированность познавательного интереса» (Г.Ю. Ксензова), «Диагностика личностной креативности» (Е.Е. Туник), «Выявление упорства школьников в умственной деятельности» (А.И. Высоцкий), «Выраженность познавательной самостоятельности» (А.А. Гор-чинская).

В соответствии с уровнем развития инициативности мы условно разделили учащихся на три группы. Первая - низкий уровень: учащиеся, отличающиеся безынициативностью; вторая -средний уровень: школьники с ситуативной инициативностью; третья - высокий уровень: учащиеся с устойчивыми творческими проявлениями инициативности.

Средний уровень инициативности испытуемых носит изменчивый характер: они с удовольствием выполняют легкие и интересные для них задания до тех пор, пока не начинают испытывать трудности. Отличительной чертой школьников в группе с низкой инициативностью являются затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. Если что-то не получается, они могут заплакать, разозлиться и уйти от деятельности. Такие ученики не задают вопросов по теме урока, не отвечают на них. Школьники с высоким уровнем развития инициативности позитивно настроены на взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Учеников данной группы не пугают сложности, проблемы не останавливают их в достижении цели, решения обладают новизной.

При низком уровне инициативности у детей выражена потребность в помощи учителя или одноклассников, а самостоятельные действия они осуществляют неуверенно, неточно. Школьники со средним уровнем развития инициативности отличаются самостоятельностью при решении отработанных задач; в нестандартных ситуациях они ждут указаний и охотно принимают помощь. Для учеников с высоким уровнем развития характерны способности к самостоятельному алгоритмизированию действий, адекватному корректированию ошибок и недочетов, творческому подходу к процессу выполнения работы, свободному преодолению трудностей. При выполнении творческих задач они проявляют нестандартное мышление и креативность [16, с. 116].

Использование диагностик позволило поделить учащихся на контрольную (А - 20 участников) и экспериментальную (Б - 22 человека) группы. Развитие инициативности у представителей этих групп по результатам констатирующего эксперимента определялось как равное и находилось преимущественно на среднем уровне с тенденцией к низкому, что наглядно представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Исходные уровни развития инициативности младших школьников на этапе констатирующего эксперимента, %

Формирующий эксперимент был направлен на развитие инициативности младших школьников в процессе организации и реализации арт-проекта.

Существует много методов и средств, способствующих развитию инициативности обучаемых в совместной творческой деятельности (наглядные средства, арт-технологии, творческие задания, нетрадиционные приемы обучения и т. д.). Процесс овладения специальными знаниями, умениями и навыками в творческой деятельности переходит в процесс раскрытия творческого потенциала личности.

Для развития инициативности школьников важна такая организация обучения, при которой педагог может поддерживать познавательный интерес, познавательные потребности, познавательную активность. Основой такого процесса могут стать занятия по созданию арт-проектов. Они проводятся в группах, которые не должны меняться в течение всего периода работы, чтобы каждый участник чувствовал ответственность за деятельность всего класса. Первоначально группа должна состоять из сильных и слабых учащихся. Будучи заинтересованными в результатах всей группы, сильные не только оказывают требуемую помощь слабым, но и сами имеют возможность проявлять инициативу. Слабые учащиеся могут демонстрировать инициативность,

0

■ Высокий уровень

■ Средний уровень

■ Низкий уровень

Группа "А" Группа"Б"

включаться в совместную работу группы, выполнять различные функции под руководством учителя, осваивать необходимые арт-техники и приемы. В процессе реализации арт-проектов младшими школьниками активируются психологические механизмы совместных действий, которые составляют основу развития каждого структурного компонента инициативности: мотивационно-познавательного, эмоционально-волевого, организационного.

На этапе контрольного среза проводилась итоговая диагностика инициативности в обеих группах по тем же критериям, что и в первом констатирующем эксперименте. Анализ результатов показывает положительную динамику в экспериментальной группе по сравнению с изменениями в контрольной, что можно проследить на гистограмме (рисунок 2).

(Э) до (К) до

эксперимента эксперимента

Рисунок 2 - Данные изменения уровня развития инициативности младших школьников до и после проведения формирующего эксперимента, %

Из рисунка 2 видно, что показатели инициативности участников экспериментальной группы значительно повысились. Количество школьников с низким уровнем инициативности уменьшилось на 35 %, со средним - увеличилось на 10 %, также наблюдается возрастание показателя высокого уровня с 10 до 36 %. В контрольной группе произошли незначительные изменения.

Было замечено, что ученики на уроках чаще отвечают, формулируют вопросы по изучаемой теме, помогают друг другу, поддерживают и хвалят других, когда проводится анализ творческих работ. Кроме того, они стремятся найти информацию по теме урока и рассказывают о том, что их удивило или заинтересовало, а также проявляют самостоятельность в выполнении практических арт-заданий. Во время занятий у обучаемых наблюдалось хорошее настроение, даже у стеснительных, замкнутых учеников. Школьники демонстрировали упорство, были сосредоточены на творческой деятельности.

За период работы над арт-проектом (с сентября 2018 г. по июнь 2019 г.) 25 % учащихся из экспериментальной группы повысили общий уровень развития инициативности: 27 человек перешли с «безынициативного» уровня на уровень ситуативной инициативности, 15 - с позиции ситуативной инициативности достигли творческого уровня инициативности. В контрольной группе произошли незначительные изменения.

Для статистической проверки различий между уровнем развития инициативности у младших школьников после формирующего эксперимента был применен и-критерий Манна - Уитни. Между экспериментальной и контрольной группами выявлены различия в 0,95 % достоверности в уровнях развития инициативности по окончании эксперимента, т. е. различия между уровнями развития инициативности у учащихся в двух группах являются статистически значимыми.

Таким образом, на основании экспериментального исследования можно сделать вывод об успешности развития инициативности у младших школьников при соблюдении следующих условий:

- совместная работа в коллективе, который состоит из учеников с разным исходным уровнем инициативности, мотивации, познавательных и эмоционально-волевых способностей;

- выполнение творческих заданий, интересных каждому из участников группы, в частности в процессе создания и реализации арт-проекта;

- выстраивание решения творческих задач под постоянным контролем учителя, который поддерживает и стимулирует познавательную активность учеников, использует нетрадиционные приемы преподавания, новые арт-технологии, широкий спектр доступных на сегодня наглядных и прочих средств обучения.

Эксперимент может быть внедрен в практику обучения на уроках изобразительного искусства и тем самым войти в русло современной установки общеобразовательной школы на создание оптимальных условий для развития личности каждого ученика, в первую очередь инициативности. Она позволяет всесторонне включаться в творческую и иную деятельность, проявлять самостоятельность и ответственность, становиться активным участником преобразований.

Ссылки:

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. 96 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. Т. 2. 322 с.

3. Теплов Б.М. Психология : учебник для средней школы. М., 1954. 255 с.

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.

5. Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности // Вестник ТГПУ. 2011. Вып 1. С. 131-136.

6. Петухов С.А. Проявление инициативы учащимися третьего класса : дис. ... канд. пед. наук. М., 1954. 153 с.

7. Богоявленская Д.Б. Указ. соч. С. 64.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2013. 460 с.

9. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения : учебное пособие. Челябинск, 1979. 69 с.

10. Холодяева О.В. Развитие инициативности студентов в дискуссионных формах общения : дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2012. 220 с.

11. Бичерова Е.Н., Матяш Н.В., Павлова Т.А. Развитие исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности. Брянск, 2009. 127 с.

12. Даровских Л.В. Развитие инициативности старшеклассников в процессе групповой работы : дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2007. 175 с.

13. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности детей // Вестник ТГПУ. 2009. № 5 (83). С. 112-116.

14. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000. 288 с.

15. Григорьева Л.Г. Особенности формирования и развития познавательной самостоятельности младших школьников // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2011. № 3 (71), ч. 2. С. 72-76.

16. Меньшикова Е.А. Указ. соч. С. 116.

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.