Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры студентов вузов'

Формирование информационной культуры студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1812
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ / INFORMATION CULTURE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / COMPUTER SCIENCE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздева Марина Леонидовна

В статье рассматриваются педагогические условия формирования информационной культуры студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Molding of the information culture of the students of VUZ

In the article the pedagogical conditions of developing the information culture of the students of higher schools are comsidered.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры студентов вузов»

Груздева M. Л. Формирование информационной культуры студентов вузов

4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. 224 с.

5. Макарова В. Н. Подготовка специалистов к речевому и лингвистическому развитию детей в системе непрерывного педагогического образования: проблемы, пути их решения // Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей: сб. науч. ст. Орел: Изд-во Орлов. гос. ун-та, ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2006. С. 338-339.

УДК 37.013

М. Л. Груздева

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В статье рассматриваются педагогические условия формирования информационной культуры студентов вуза.

In the article the pedagogical conditions of developing the information culture of the students of higher schools are comsidered.

Ключевые слова: информационная культура, педагогические условия, обучение информатике.

Keywords: information culture, pedagogical conditions, computer science training.

Информатизация общества представляет собой сложный феномен общесоциальной природы. Главное содержание информатизации - качественное преобразование всей информационной среды жизни общества с целью оптимизации результатов социально значимой деятельности специалиста любого рода [3]. На современном этапе социально-экономического развития общества качественной характеристикой жизнедеятельности человека в области получения, хранения и использования информации является информационная культура.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что че-

ГРУЗДЕВА Марина Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики Волжского государственного инженерно-педагогического университета © Груздева М. Л., 2009

ловек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Одна из позиций ученых позволяет рассматривать культуру как информационный процесс, протекающий в форме трансляции программ деятельности, общения и поведения людей.

Становление информационной культуры человека происходит повседневно. С одной стороны, этот процесс структурируется, организуется и направляется системами обучения и воспитания, а с другой - информационная культура формируется в процессе повседневной деятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, информации средств массовой коммуникации, в процессе общения. Влияние современной информационной техники на формирование и развитие личности определяется существенным расширением объема и характера доступной человеку информации, форм ее получения и преобразования.

Анализируя исследования ученых, мы остановились на понимании информационной культуры как результата направленного процесса информационной подготовки к профессиональной деятельности. Уровень и качество многофункциональной информационной подготовки, соответствующей требованиям к уровню общей образованности, профессионализма и профессиональной культуры специалиста, составляют образовательный потенциал личности, который может быть обозначен как уровень информационной культуры.

Под информационной культурой специалиста мы понимаем:

- способность воспринимать мир как систему прямых и обратных информационных связей, свободно ориентируясь в информационном обществе;

- высокую продуктивность деятельности, основанную на системе умений, навыков и развитых на их базе способностей к использованию информационно-коммуникационных технологий;

- развитый уровень информационного стиля мышления, обеспечивающий процессы восприятия, структурирования и декодирования информации профессионального характера с целью усвоения наукоемких технологий и внедрения их в производство.

Информационная культура формируется у студентов вузов в процессе обучения информатике и при использовании современных информационно-коммуникационных технологий в освоении общепрофессиональных и специальных дисциплин. Особую роль при этом играют педагогические условия формирования информационной культуры специалиста.

Под педагогическими условиями формирования информационной культуры студентов вузов нами понимается совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса, обес-

Педагогика профессионального образования

печивающего формирование информационной культуры специалиста.

Таковыми можно считать следующие условия.

1. Мотивация обучающихся на овладение информационной культурой на основе внутреннего творческого проецирования студента на профессию.

Рассматриваемое условие направлено на преодоление внутренних барьеров, перестройку сознания студента, его психологическую готовность работать в информационной среде, повышение квалификации студента в области использования информационных и коммуникационных технологий. Это достигается за счет формирования установки, интереса, сильной мотивации, повышенной активности студентов в применении информационных технологий в своей деятельности.

Большую роль в этом случае играет проецирование учебных задании по информационным дисциплинам на будущую профессию. Осознание себя как будущего специалиста и стремление к совершенству в профессиональной деятельности, с одной стороны, формирует готовность и потребность осваивать профессионально важные дисциплины, а с другой стороны, формирует желание изучать инновационные подходы и вносить личностные творческие элементы в изучаемый материал.

2. Моделирование проблемных профессиональных ситуаций в системе учебной и внеучебной деятельности будущего экономиста.

Современные международные требования к уровню информационной подготовки специалистов могут быть реализованы только в случае системного характера этой подготовки, включающей как преподавание теоретико-методологических основ информатизации общества, так и прикладных информационных дисциплин, что позволит обеспечить успешную профессиональную и личностную самореализацию выпускников высшей школы в современной информационной среде. Именно поэтому для студентов, например экономического профиля, необходимо преподавание целого комплекса дисциплин социальной информатики.

Особую роль в формировании информационной культуры студентов играет усиление интегра-тивного подхода при изучении теории как путем чтения обобщающих проблемных лекций при сокращении лекций функционально-тематического характера, так и на основе разработки и использования приемов целостного подхода к анализу проблемной ситуации. На начальных этапах необходимо требовать детального обоснования применения информационных технологий в разрешении проблемной ситуации, что в дальнейшем будет способствовать быстрому принятию студентом оптимальных решений.

Необходимым условием достижения студентом высокого уровня информационной культуры яв-

ляется развитие его творческих способностей, которое необходимо осуществлять через включение обучаемых в ситуации, требующие новых, нетрадиционных подходов в области применения информационных технологий [1]. В механизмах творчества особую роль играет взаимодействие логических и интуитивных элементов деятельности. Задача вуза состоит не только в том, чтобы развивать логику студента, но и стимулировать проявление интуиции в творчестве, а это возможно только в случае владения информационной культурой на высоком уровне.

В процессе обучения необходимо создание ситуаций, требующих самостоятельного решения разнообразных творческих задач: различные «конкурсы идей», деловые игры, моделирующие жизненные ситуации. Для развития творческого потенциала будущему специалисту необходимо включаться в исследовательскую и экспериментальную деятельность. Проблемные ситуации, требующие комплексного решения, стимулируют исследовательскую деятельность будущих специалистов.

3. Создание комфортной информационно-образовательной среды.

Под информационно-образовательной средой будем понимать системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образовательного процесса [2].

Информационно-образовательная среда предполагает:

- наличие компьютерных залов свободного доступа с достаточным количеством компьютеров;

- наличие образовательных баз данных на основе современных информационных и коммуникационных технологий, содержащих научную, методическую, психологическую, техническую, справочную литературу, учебную информацию различного вида и другие материалы;

- наличие профессионально направленного программного обеспечения, позволяющего студенту приобрести навыки применения информационных технологий в будущей профессии;

- наличие локальной сети и доступа к ресурсам сети Интернет.

Возникает необходимость в разработке учебных пособий, методического, программного и организационного обеспечения информационно-образовательной среды. В этих условиях особенно актуальными становятся задачи поиска рационального состава и содержания учебно-методического обеспечения.

4. Развитие компьютерно-ориентированного мышления.

Основной задачей высшей школы является не столько предъявление некоторого объема новых знаний, сколько формирование определенного об-

Груздева М. Л. Формирование информационной культуры студентов вузов

раза мышления - компьютерно-ориентированного мышления, позволяющего студентам самостоятельно и успешно ориентироваться в потоке новой информации. Процесс информатизации общества не только повышает минимальный уровень необходимых знаний, умений и навыков, но и требует от сегодняшнего специалиста способности применения системного подхода к решению конкретной проблемы, умению самостоятельно и творчески применять информационные и коммуникационные технологии. Таким образом, необходимо формирование у будущего специалиста такого стиля мышления, который подразумевает своевременную актуализацию, творческое преломление знаний в области информатики при решении профессиональных задач.

5. Наличие диагностируемых целей обучения.

Цели процесса формирования информационной культуры личности должны быть поставлены ди-агностично, т. е. настолько определенно и точно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время. Информационная культура как личностное качество обучаемого должна быть безошибочно отдеференци-рована от любых других качеств личности. Для этого необходимы: способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности; шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерений в процессе объективного контроля его сформированности.

Разделяя взгляд исследователя Л. А. Шипули-ной, мы выделяем три уровня информационной культуры: общий (базовый), профессиональный и высший (логический) [1].

Для базового уровня информационной культуры главной особенностью набора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности.

Для профессионального уровня информационной культуры знания, умения и навыки характеризуются специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем ограниченностью области приме-

нения. Они будут привязаны к профессиональной деятельности человека, а при обучении в вузе - к дисциплинам, которые формируют ее основы. Многие показатели этого уровня включают в себя как элемент показатели общего (базового) уровня.

Первые два уровня информационной культуры должны быть сформированы у студентов в процессе обучения в вузе. Дальнейшее формирование информационной культуры происходит в процессе профессиональной деятельности специалиста, и следующим уровнем информационной культуры должен быть высший (логический) уровень, на котором знания, умения и навыки отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки, принимать решения в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск средств и способов решения задач. Знания, умения и навыки этого уровня включают в себя знания, умения и навыки базового и профессионального уровней информационной культуры.

На наш взгляд, выделенные педагогические условия должны в максимальной степени способствовать формированию первых двух уровней информационной культуры студентов вузов. Обозначенная нами система педагогических условий является открытой, и при решении конкретных педагогических задач она может быть дополнена.

Примечания

1. Шипулина Л. А. Формирование профессионализма будущих экономистов средствами новых информационных технологий: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 169 с.

2. Иноземцева Ж. В. Информационная среда профессиональной подготовки специалиста: сб. науч. тр. / по материалам заседания УМО вузов России «Профессиональная подготовка экономистов в условиях современной информационной среды». Тамбов: ФА при Правительстве РФ; ТГТУ, 1997. С. 83-86.

3. Шабанов А. Г. Формирование информационной культуры обучающих и обучающихся как условие эффективности дистанционного обучения: материалы межрегион. науч.-практ. конф. «Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения». СГА, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.